Автопортрет Лукас Кранах Старший написал в зрелом возрасте, будучи признанным мастером, работы которого приобретали знатоки и ценители искусства, аристократы и разбогатевшие горожане.
В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Произведения, проданные на Sothebys и Christies.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. У художника имелось еще три дочери. Н. Н.
Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Тот же колорит в картине 1504 года «Отдых на пути в Египет». Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления— оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. «Наряду с сухими и скучными произведениями, отражавшими те или иные догмы лютеранства, – Христианские заповеди, Грехопадение и спасение, он написал несколько картин, осуждающих пороки и недостачей общества. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами.
Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Когда под ногами наконец-то оказался другой берег, младенец открылся Репреву и сказал, что он – Христос, несущий все тяготы мира на себе. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Лишь страшная отрубленная голова в руках Юдифи указывает на то, что перед зрителем — образ библейской героини.
Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – Оплата (1532), Влюбленный старик уродливая старуха ищет взаимности юноши – Влюбленная старуха. Она похожа на прелестную златокудрую принцессу из старинных немецких сказок.
Однако это приносит и неожиданные результаты. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Правдиво и точно обрисовывает он некрасивый профиль Лютера. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге.
Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах Рай (1530) и Источник юности (1546). В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Лукас Кранах Старший (нем.
Никулин). По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника.
На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Мрачное дыхание природы, тяжелые облака над головой Спасителя и большая повязка на теле словно оживляют картину, а предсмертная агония двух казненных разбойников обостряет весь трагизм ситуации.
В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски. Год спустя художник скончался в Веймаре. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Для них он написал портреты.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны.
Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темносиним. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. В 1493 г. молодой человек отправился с Святую землю — Палестину.
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). За свою долгую жизнь Кранах успел побывать придворным художником при дворах трех курфюрстов, был дипломатом, политиком, камердинером. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Со временем Кранах становится членом городского совета, трижды в разное время исполняет должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Известно, что у художника было еще три дочери.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 – 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. К заказным работам мастера принадлежат и своеобразные по жанру картины изображающие любимое развлечение его августейших покровителей — охоту на оленей.
В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Творчество Кранаха в последние десятилетия его жизни весьма разнообразно. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Поиски в области формы приводят художника к счастливым находкам, которыми изобилует эта работа. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Высшим достижением портретного искусства Кранаха является профильное изображение Лютера (1520–1521, гравюра на меди). Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Ни в одном произведении не стоит Кранах так близко к Дюреру, как здесь.
Лукас Кранах Старший издавал книги и торговал ими, возглавлял крупную художественную мастерскую, способствовавшую популяризации его искусства и насчитывавшую более 10 помощников. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Никулин). В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. 1530, Вена, Музей истории искусства). С 1501 по 1504 год Лукас Кранах пребывал в Вене, где из-под его кисти вышли первые работы, основной темой которых была религия. Это жанровые сценки: уродливый сладострастный старик с помощью денег добивается благосклонности молодой женщины – "Оплата" (1532), "Влюбленный старик" уродливая старуха ищет взаимности юноши – "Влюбленная старуха". Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву).
Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха. В кранаховских картинах 1502–1503 годов ощущается цветовое единство. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Это одно из самых ярких и самых прекрасных произведений Кранаха.
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Ученики Кранаха Старшего либо писали в манере своего наставника, либо повторяли многие его картины. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. К этому же времени относятся и первые обращения мастера к сюжетам и героям античной мифологии. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей.
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Они напоминают детский рисунок, лубок, нечто нереальное, но подкупающее своей наивностью и своеобразной, сказочной поэтичностью.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата.
Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Когда умер Лукас Кранах Старший, картины в собственных версиях продолжали создавать его сыновья. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
Эти темы неоднократно повторялись и варьировались в мастерской Кранаха. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Воздействие оказывают, прежде всего, яркие, резко контрастирующие друг с другом краски.
Среди многочисленных и довольно однообразных поздних работ художника следует остановиться на полотнах "Рай" (1530) и "Источник юности" (1546). С легкой руки Кранаха в моду вошли маленькие картинки с мифологическими сюжетами, выделяющиеся среди прочих некоторой наивностью композиции. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Облику Мадонны художник придал также национальные черты.
Преобладает красный цвет, сочетаемый с черным, золотым, темно-синим. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Кранах был едва ли не самым знаменитым немецким художником своего времени. Оно сделано в период наибольшей близости Кранаха с главой Реформации. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Очевидно, это был идеал женской красоты, сложившийся в творческом воображении художника». Сопоставлением более светлых поверхностей лица и одежды с серебристыми тенями и темным фоном он придает образу особенную живость, отличающую его от других портретов художника.