В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. И после казни Доротеи писарю действительно явился младенец с корзиной.
Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Однако сам Дюрер изображал так лишь Еву, а не античное божество. Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера.
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. В ставление ста лет понимание «Венера и Амур» не низвергнулось расширением талантливейшего целлюлозного подзамчера лолитки Возрождения.
Единственным живописным произведениемэтого периода стал «Алтарь Св. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Иероним», «Стигматизация св. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Варвара умудрилась принять там христианство (чаша в окне башни — знак причащения) и в конце концов нетерпимый родитель ее казнил. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения.
Несмотря на дух Реформации, Средневековье в Германии не заканчивалось одним днём — идеи гуманизма и интерес к мирскому скорее переплелись состарой доброй традицией изображать всякую дьявольщину и пугать ею грешников, чем вытеснили её. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Одновременно в этой картине начинает проявляться еще один важный для Кранаха сюжет — тема именуемая немецким словом Weibermacht, «власть женщин над мужчинами» мы еще увидим развитие этого сюжета. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. А Кранах пишет близкую его географии природу с суровыми горами, долинами, многочисленными деревьями и чуть ли не лесами (что было вполне в духе складывавшейся тогда Дунайской школы живописи). В такой пейзаж он (опять-таки вместе с мастерской) помещает и «Святого Иеронима в пустыне» и «Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со Святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Возможно, поначалу он учился у своего отца, второстепенного художника. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (вмюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе)Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обев Имп.
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Это «Христос с грешницей» из Музея изящных искусств Будапешта, над которым трудился старший Кранах с мастерской (либо — под вопросом — с сыном Гансом) и две доски из Готы с историей Юдифь (с такой же «вопросительной» расстановкой сил в авторстве). И если внимательно изучить работы Кранаха Старшего, то можно составить оригинальную «карту» его творческого маршрута. С Кранахами, впрочем, дело обстоит лучше. Равнымобразом, он пользовался доверием и почетом у своих сограждан: в 1519 г. и 1537г.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Меч в руке святой — атрибут ее мученичества (Екатерина была казнена императором Максенцием). Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. 1)Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род. Достижения ренессансного искусства идеалы возрожденческого гуманизма претворены в Алтаре святой Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Лукас Кранах Старший (нем. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 – 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Однако это приносит и неожиданные результаты. Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Юдифь была очень красива и знала о своих чарах.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Для них он написал портреты. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. С тех пор его страшно полюбили и коллекционеры и музейные кураторы.
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Кранах здесь — мастер тончайших градаций формы, каллиграфии контурной линии. Известен как замечательный мастер портретногожанра. Шёнер»). В позах начинает преобладать жеманность, в движениях — неестественность и вычурность, лица становятся однообразными и маловыразительными.
В этом смысле он вполне современен. Еще одним важным для немецкой живописи завоеванием Кранаха стало развитие пейзажа. Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствииполучившего прозвище «Великодушного». Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. 1530, Вена, Музей истории искусства). Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года. Heller, L. Cranachs Leben undWerke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. После смерти отца сыновья Кранаха продолжали создавать версии его картин и сейчас довольно трудно доподлинно определить авторство некоторых из них. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена).
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. В фасовом повороте Мадонны, в изысканной правильности ее черт как будто сказались итальянские впечатления. У Кранаха был узнаваемый стиль, в частности благодаря его женским типажам с немного раскосыми глазами (впрочем, он не всегда писал именно так и те же Мадонны с младенцем, версий которых на выставке несколько, показывают разные представления о красоте). И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка.
Нет живописи Дюрера, Гольбейна Младшего, Матиаса Грюневальда, Альбрехта Альтдорфера — этот список можно продолжать долго. Такая разбросанная и усиленная деятельность, вдали от главных культурных центров Германии (в Нюрнберге он был лишь в молодых годах, а всю жизнь провел в Саксонии), не могла не сказаться в дурном смысле на его творчестве. Юдифь завернула голову полководца в занавес и вынесла из шатра.
Лукас Кранах Старший (нем. Не уступая в этой картине лучшим нидерландским образцам в тонкости лессировочного письма именно благодаря его прозрачности, художник достигает в инкарнате благородного «свечения» цвета изнутри. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. Иисус надел на ее палец кольцо и назвал Своей невестой, что означало ее духовную связь со Всевышним.
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Работы этого периода немецкой живописи у нас представлены крайне скудно. Они долго беседовали, пировали. Франциска» и «Покаяние Св.
Год спустя художник скончался в Веймаре. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Который в 1517-м включился в санкционированную папой Львом X продажу индульгенций (как раз раскритикованную Лютером в 95 тезисах) — в том числе ради своей выгоды.
В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого.
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создаватьцветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давалачерный рисунок, другая — цветной фон. Ведь языческие кумиры стали именно тогда входить в моду, даже в Германии. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. (В поздний его период, признанный исследователями скорее кризисным, разделить руку Кранаха и продукцию подмастерьев становится совсем уж трудно).
С одной стороны, это историческая картина, так как изображает конкретный случай – охоту, устроенную курфюстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты.
Художник входил в число городского патрициата, неоднократно избирался членом городского совета и бургомистром. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Картина «Венера и Амур» была создана вскоре после того, как художник вернулся из Нидерландов. А. С. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж). Жил он как вполне состоятельный человек и все же был, видимо, вполне независим от прихотей и капризов своих господ — он был самым богатым жителем города (владел аптекой, книжной лавкой и типографией), знатным бюргером, занимавшим высокие посты в городском управлении, дважды избирался бургомистром.
Нужно немало усилий специалистов, чтобы установить точное авторство. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Картина «Адам и Ева.
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Об этом можно говорить долго, а схематически описывать, честно говоря, довольно сложно. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. И Лукреция (написанная Кранахом с мастерской), древнеримская вообще-то героиня, что вот-вот лишит себя жизни, модным платьем напоминает современницу художника.
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Опушки леса с лужайками, куда бравые конные охотники выгоняют целые стада оленей извилистые речки, виднеющиеся вдали замки и крепости — весь этот реальный природный мир полон жизни и движения. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы.
Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии.
Известно также, что, согласно обычаю тех времён, юный Кранах совершил необходимое для начинающего мастера путешествие по Германии и, по мнению многих исследователей, некоторое время пребывал в Нюрнберге – главном художественном центре региона, городе, где жил и творил его ровесник, на тот момент уже довольно известный благодаря циклу гравюр Апокалипсис, художник Альбрехт Дюрер (1471-1528). По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Виктор Павлович Кочубей был большим другом Александра I, вот таким образом после смерти Павла I (отца Александра I) он в 1802 году вновь поступает на службу. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном.
Картина «Венера и Амур» стала экспериментальной для Кранаха, так как до этого художник никогда не изображал обнаженные тела в натуральную величину. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.
В других картинах Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие основой для сложения дунайской школы живописи (Отдых на пути в Египет, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Противоречивость, многозначность трактовки образа богини усиливает второй персонаж картины — маленький золотоволосый Амур с натянутым луком в руках, поза которого более естественна и динамична, лукавый взгляд которого направлен на зрителя — скорее именно он завлекает и угрожает, в то время как Венера погружена в себя. Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: Богоматерь (Собор святого Якова, Инсбрук) Распятие Христа (Старая пинакотека, Мюнхен) Покаяние святого Иеронима (Музей истории искусства, Вена) Мадонна с младенцем под яблоней (Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Мадонна в винограднике (ГМИИ им.
Так, в 1508 году Кранах отправился для выполнения какой-то деликатной миссии в Мехелен (Нидерланды). Но еще менее, нежели у итальянцев, мы не найдем у немца ничего античного. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Так что, если вы всё ещё полагаете, что выставка Кранахов — это череда похожих друг на друга заказных портретов иподумываете пойти вместо неё в кино на свежий хоррор, бросьте: тут есть чем пощекотать нервы. Во второй половине жизни Кранах меньше занимается собственно искусством— почти все его время занято выполнением дипломатических поручений. Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.
К тому же мы привезли так называемые «гостевые шедевры» — картины из музеев Берлина, Праги, Будапешта и Мадрида, которые по тем или иным причинам откололись от основного собрания замка Фриденштайн. В конце 40-ых годов между саксонским курфюрстом Иоганном Фридрихом Великолепным (сыном Фридриха Мудрого) и императором Карлом V внезапно портятся отношения, а после разгрома войск протестантов в битве при Мюльберге (1547) курфюрст в качестве военнопленного переправляется в Аугсбург. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
Множатся картины на античные сюжеты. Все это в двух словах объяснить трудно — лучше прийти на выставку. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен). Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви.
Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера», — гласят золотые буквы, выведенные на чёрном фоне картины. Интересную параллель к образу героя дает изображенная у его ног собака с длинной мордой и оскаленными клыками.
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Или, например, хотя и водил дружбу с Лютером (к слову, Лютер был крестным отцом кранаховской дочери Анны, а Кранах стал свидетелем на свадьбе Лютера), это вовсе не помешало художнику писать кардинала Альбрехта Бранденбургского. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Тангейзер должен был находиться именно в объятиях Кранаховой Венеры (и отнюдь не в объятиях Праксителевой Венеры) и ласки этой неуклюжей, пухлой богини с китайским лицом могли обладать, быть может, большей силой дурманящего прельщения, нежели прелесть правильной, холодной красавицы. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (Доктор Иоганн Куспиниан, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур Иоганнес Шенер, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель).
Олоферн, увидев прекрасную Юдифь, сразу же воспылал любовью к ней и пригласил к столу. Надпись наверху переводится как «Гони от себя Купидоново сладострастие или иначе твоей душой овладеет Венера», придумана она, вероятно, гуманистом Конрадом Цельтисом. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. В то же время в числе егопостоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженецкатолической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны.
В доме Кранаха гостил датский король Кристиан II, наведавшийся в Виттенберг в 1523 году. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. и вскоре переросло в теснуюдружбу. Княгиня М. В. Кочубей (1779-1844) — урожденная Васильчикова, была статс-дамой и женой государственного канцлера В. П. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. Можно много спорить о том, где заканчивается Кранах и начинаются работы его учеников.
Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Творческий путь Кранаха был сложным и противоречивым. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. «Венера и Амур» — перваяиз многочисленных работ Кранаха на распространенную в Германии XVI века тему. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
В дальнейшемименно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женскихперсонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). И если в средневековой живописи сакральные герои часто изображались на «глухих» фонах (как выполненная в кранаховской мастерской «Святая Женевьева Парижская», которая была створкой ныне утерянного алтаря), то Возрождение открывает мир и в многообразии природы как отражении божественного замысла. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Множатся картины на античные сюжеты.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Согласно легенде, она живёт неподалёку от города Вартбурга, в пещере огненной горы Герзельбург, которую вот таким образом называют ещё «Венусберг». Кочубея (1768-1834), возглавлявшего в то время Министерство внутренних дел. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивнойнепосредственности, занимают первое место.
Эрмитажу повезло — «Венера и Амур» принадлежат ему. Фронтальное изображение обнаженной женщины, конечно, должно было шокировать современников. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Искусствоведы продолжают спорить.
Впервые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественногравюрами. Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины набиблейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера иАмур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Екатерины (1506, Картинная галерея, Дрезден) и Княжеском алтаре (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах Венера и Амур (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Нимфа источника (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Linden, Lucas Cr.
На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Портреты работы Кранаха, большого и малогоразмера, распространены во многих коллекциях. Охват тем огромный. В течение ста лет полотно «Венера и Амур» не считалось творением талантливейшего немецкого художника эпохи Возрождения. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Зимой 1521/22 Лютер тайно провел несколько дней в Виттенберге, предупредив письмом о своем приезде только Лукаса Кранаха, который и стал крестным отцом его первенца. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). У нас появилась возможность впервые показать в России такой монографический проект. Хочется верить, что и на Венере Кранаха тоже одет жемчуг, но только серый (или черный), ведь древнегреческая Афродита родилась из морской пены. Уроженец города Кронаха, Кранах свою карьеру сделал в Виттенберге (до того пожив некоторое время, в частности, в Вене, где вращался в среде гуманистов).
Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Такого чарующего пейзажа Кранах не создал за всю свою жизнь: панорама с холмами и лесами, лужайками, омываемыми рекой в ложбине приютился город с остроконечными шпилями церквей на холме возвышается гордый замок. Табличка «Лукас Кранах Старший и мастерская» – обычное дело. Легкая прозрачная ткань больше подчеркивает, чем прикрывает ее греховную наготу. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.
Почему выделила эти картины — потому, что на них изображен жемчуг. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Красный колер бус Амура и сине-серый ожерелья Венеры дополняют простое и в то же время очень сложное цветовое решение. Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. В этом наивном и милом приеме так же, как в хитро придуманном эффекте резко темнеющего кверху неба (вследствие чего дали кажутся более прозрачными и сияющими), есть что-то северное.
Виттенберг был университетским городом. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Один из искусствоведов историков творчества Лукаса Кранаха, задается вопросом, как могла использоваться такого рода картина и где она могла находиться и приходит к выводу, что она должна была быть в помещении «еще более укромном, чем спальня». Трудное колористическое построение.
Брызнула кровь и голова Олоферна оказалась в ее руках. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». После этой поездки в творчестве Кранаха в большом количестве появляются алтарные образы изображения Мадонны. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника.
Именно она дала свою внешность типичному облику кранаховской женщины— высокая блондинка, с миндалевидными глазами, острым подбородком, вытянутыми очертаниями тела. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности кработам подобного рода. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии.
Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).
В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора.
Всего 48 картин и около 50 графических работ. Дружба Кранаха с М. Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). Ни как не удавалось сфотографировать на смартфон портрет княгини М. В. Кочубей, пока нам не посоветовали убрать вспышку (на фотографии картины постоянно появлялось большое светлое пятно), а вот картина Рембрандта находилась в полутемном зале (было как-то сумрачно и серо) и только яркий свет одной из подвешенных ламп был направлен на картину. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской.
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Когда наступила ночь, Олоферн отпустил своих слуг.
Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации и протестантизма: иллюстраций к теологическим сочинениям, портретов Лютера, многочисленных гравюр (Проповедь Иоанна Крестителя, ксилография, 1516). В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты.
В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Известно, что у художника было еще три дочери. С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты).