После смерти Фридриха Мудрого Лукас Кранах Старший остался при дворе его брата Иоганна Постоянного и был наставником его сына Иоганна Фридриха. Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der ltere)родился в 1472 г в семье художника Ганса Мюллера в небольшом городке Кронах. Лукас Кранах был сторонником Реформации. Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553года в Веймаре. На темном фоне изображены две нарядно одетые девушки, в облике которых Лукас Кранах, как всегда, выразил свой идеал женской красоты.
Всю свою жизнь Лукас Кранах Старший трунил над извечной женской мечтой о бесконечной молодости. Вторая книга – «Лукас Кранах Младший – биография» Стефан Рейна («Lucas Cranach der Jngere – Eine biografische Annherung» Stefan Rhein) – стала первой монографией о жизни этого замечательного художника. Лукас Кранах Старший скончался 16 октября 1553 года в Веймаре. Лукас Кранах был сторонником Реформации.
Лукас Кранах был сторонником Реформации. Однако 1990-ми годами крупные сделки с живописными произведениями Лукаса Кранаха Старшего не ограничиваются. Сын и ученик Лукаса, Лукас Кранах младший (1515–86), продолжил традицию отца, переняв его мастерскую, подпись, а также популярность.
Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. В основу созданного полотна легла следующая легенда. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним.
Следует отметить, что Лукас Кранах был выдающимся портретистом своей эпохи. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Умер Кранах 16 октября 1553. В последние годы жизни мастера его произведения становятся все более манерными.
Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений.
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Любовь к справедливости привели его истинного рыцаря, на сторону Лютера. По поручению курфюрста, в 1509 г., ездил в Нидерланды и написал там портрет молодого принца Карла, впоследствии императора Карла V. Принимал горячее участие в реформационном движении, бичуя в своих картинах и гравюрах злоупотребления папства и распространяя портреты своих друзей, Лютера и Меланхтона.
Ставшая быстро популярной гравюра Кранаха «Адам и Ева» (1509) выдает руку прекрасного и виртуозного рисовальщика, увлеченного построением пропорций и механикой человеческих жестов, не смущенного, однако итальянскими новшествами: в фигурах нет классической красоты античных статуй, весомости формы. Гравюра существует в двух вариантах: черно-белом и цветном. Иакова, в Иннсбруке) Богоматерь с виноградной лозой (в мюнхенской пинакот. ) Белая Мадонна (в кенигсбергском соборе) Богоматерь под яблоней и Богоматерь в винограднике (обе в Имп. Сам Кранах, человек, по-видимому, прагматичный, был также на стороне Реформации, самой своей жизнью осуществляя протестантский идеал трудолюбия и благочестия.
С одной стороны, это историческая картина, так как изображен конкретный случай — охота, устроенная курфюрстом Фридрихом Мудрым в честь императора Максимилиана (правда, картина написана через много лет после самой встречи и охоты). Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. Это счастливый по своей легкости характер, который и в дни неповторимых исторических сдвигов оставался спокойным и уверенным.
Известно, что у художника было еще три дочери. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 — Веймар, 16 октября1553) — немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
У художника имелось еще три дочери. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). История ее такова. Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей.
В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»). Heller, L. Cranachs Leben und Werke (Бамберг, 1821) Schuchardt, L. Cranachs des Aelteren Leben und Werke (Лпц., 1851-1871, 3 т. ) Warnecke, Lucas Cr. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. Мартина Лютера. Ювелирный рисунок, сияющий колорит, звонкая голубизна небес изумруд зелени, новое чувство природы этой и других пейзажных картин Лукаса Кранаха наряду с акварелями Дюрера стали путеводными для тех, кто осваивал новые направления пейзажа (среди них Альбрехт Альтдорфер, Вольф Хубер и другие мастера, в то или иное время бывавшие в Вене или работавшие в Австрии).
Среди принадлежащих его кисти портретов изображения нескольких друзей, в т. ч. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. Родился в Кронахе (Франкония) в 1472.
Напротив того, многочисленны гравюры на дереве исполненные в его мастерской. Произведения Кранаха, относящиеся к 1520-1530 гг. имеют переходный характер. Кранах одним из первых европейских граверов стал применять печать с двух досок: одна давала черный рисунок, вторая — цветовой тон. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Linden, Lucas Cr.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Огромный пес, стоящий за герцогом и болонка у ног герцогини символизируют супружескую верность. Темные купы деревьев, светлая зелень лугов, благородный серый цвет реки и голубизна неба создают фон, по которому рассыпаны, как мозаика драгоценных камней, фигурки людей и животных.
В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. Говорят, что на детях природа отдыхает. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). d. Aeltere (Гёрл., 1879) M. B.
К официальным и пышным портретам относятся парадные свадебные изображения саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катерины Мекленбургской (1514, Картинная галерея, Дрезден). О растущем успехе и благосостоянии художника свидетельствует огромное количество произведений, выполненных его мастерской, многие из которых были написаны старшим сыном Кранаха Хансом после его смерти (1537) там работал и второй сын мастера Лукас Кранах Младший. КРАНАХ в свое время имел большое влияние на живописные школы средней и северной Германии. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью». Ибо более блаженной смерти быть не может». К примеру, Христос изображен традиционно, а апостолы – без нимбов и с лицами реформаторов-лидеров.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Лукас Кранах Старший (нем. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг. Известен как замечательный мастер портретного жанра.
«Охота на оленей»Особое место в позднем творчестве Кранаха занимает «Охота на оленей» (Музей истории искусств, Вена). В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку.
В поздний период творчества он писал алтарные и мифологические композиции и сцены охоты. Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства. Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно.
Множатся картины на античные сюжеты. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график. В 1509 Кранах, всегда чувствовавший изменения вкусов и мод, написал картину с изображением Венеры и Амура (1509, Эрмитаж).
Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Отдых св. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Скромные черты этого сильного и мужественного человека выдают искреннее благочестие.
Позднейшая манера мастера, которая наиболее известна нам как по его собственным произведениям, так и по работам его учеников и подражателей, отличается уверенностью несколько сухого и угловатого рисунка и рутинностью композиции его мужские типы иногда полны благородства, но порою приближаются к карикатуре женские же типы, с их узкими тальями, четырехугольными головами и косыми глазами, далеко не подходят под понятие греческой или итальянской красоты. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Однако это приносит и неожиданные результаты.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Екатерины». И, вновь юные, женщины по-ребячьи резвятся и плещутся в озере молодости. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Гравюры этого периода: главным образом, всевозможные сцены турниров, происходивших при дворе курфюрста, большие листы на библейские и мифологические темы, «Книга святынь» — своеобразный каталог из 119 гравюрных листов с изображениями реликвий, хранимых Фридрихом Саксонским в Виттенбергской церкви.
Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного).
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Эрмитаже, 462) и Сибиллы, курфюрстины Саксонской (там же, 464). Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Объясняется это тем, что художник разработал метод, позволявший ему быстро создавать картины: в его мастерской работали оба его сына Ганс Кранах и Лукас Кранах младший, которые активно участвовали в написании портретов и сюжетов, работы были подписаны печатью Лукаса Кранаха старшего. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны.
Множатся картины на античные сюжеты. Портреты Кранаха, по своей простоте и наивной непосредственности, занимают первое место.
В нем есть нечто романтически-взволнованное — и в умном, как бы вопрошающем взгляде и в порывистом повороте головы. Учился, по-видимому, у своего отца. Поездка в Нидерланды (1508-1509)Фридрих Мудрый, с каждым годом все более ценивший Кранаха, в 1508 послал его, очевидно, для выполнения какой-то дипломатической миссии в Нидерланды, в город Мехелен (Малин), где в то время находился император Священной Римской империи Максимилиан I. Известно, что в Мехелене Лукас Кранах написал портрет 8-летнего принца, будущего императора Карла V. Знакомство с Нидерландами — страной великого искусства — оставило глубокий след в его творчестве: в ряде картин Кранаха, в композиции, в типах лиц героев, присутствуют нидерландские черты. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния.
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Герцог Генрих ввел протестантское вероучение в Дрездене и Лейпциге. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. 1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Глубокий старик пишет картину Источник юности излучающую светлую и звонкую радость. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы.
Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Своей кошачьей грацией и трепетной юной свежестью она затмевает хищную и в чем-то обыденную подругу Лютера. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Благодаря его мастерской, работы бесчисленно множились.
Кроме Босха, алтарь «Страшный суд» которого он копировал, огромное впечатление на него произвели Гертген тот Синт-Янс и Хуго ван дер Гус. После нидерландского путешествия Кранах пишет очень много: несколько алтарей, портреты изображения Мадонны с Младенцем Христом, много раз затем повторенные и им самим и художниками его мастерской и подражателями по всей Германии («Мадонна с яблоком», Эрмитаж). Одни из лучших пейзажей Кранаха, в том числе его «Лесное семейство», также были сделаны в гравюре — будто соревнуясь с Дюрером, Кранах начал резать по меди.
Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного». Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе. Год спустя художник скончался в Веймаре.
Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах». С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской. Шёнер»). В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Немецкий художник и график эпохи Возрождения. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Учился, по-видимому, у своего отца.
1) Лукас Кранах Старший, знаменитый художник и гравер, род. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора.
Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. «Венера и Амур»Виттенберг был университетским городом. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона.
Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». (Лпц., 1883). На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра. В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1.
Лучше всего удавались ему изображения с небольшим числом фигур. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Но в самую решительную минуту с небывалой силой сказывается компромиссный характер нового учения. Родился в Кронахе (Франкония) в 1472.
В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. и вскоре переросло в тесную дружбу. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Мастерская КранахаКранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. В 1493 г. молодой человек отправился с Святую землю — Палестину. Иоанн Златоуст) свидетельствуют об его непривычности к работам подобного рода.
Например, «Охота на оленей» (1529 г, Вена, Музей истории искусств). В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом.
Был близким другом Мартина Лютера, писал его портреты, создавал произведения, выражавшие идеи Реформации. К шедеврам такого рода относится «Рождество Христа» (ок. Семейства на пути в Египет — у г. Фидлера, в Мюнхене, алтарный образ — в церкви св. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
С трудом добираясь до великолепного бассейна, убогие жертвы старости не слишком охотно погружаются в целебную воду. «Отдых на пути в Египет»В Вене, значительном центре гуманистической культуры, где жили и работали известные знатоки античности, медики, математики историки, литераторы, Кранах познакомился с гуманистами, входившими в кружок «Danubiana». А в 1515 году явился на свет Лукас Кранах Младший. Для них он написал портреты. На всех своих картинах и гравюрах мастер помещал свою монограмму — маленького красного крылатого дракона.
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Однако ничто не вечно под луной. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд.
Ср. местах) истории Юдифи (в Готе, Вене, Дрездене и т. д. ), Блудница перед Христом (в Мюнхене, Нюрнберге, Касселе и Пеште) и др. На самой его середине победно вздымаются над головой полегчавшие руки.
Он владел большой мастерской, несколькими домами и земельными участками, аптекой, книжной лавкой и типографией, был членом городского совета Виттенберга и несколько раз избирался бургомистром. В 1550 г. Кранах последовал за Иоганном Фредериком Великодушным в изгнание в г. Аугсбург, а в 1552 г. в г. Веймар. Лукас Кранах умер 16 октября 1553 г. Произведения живописца можно увидеть в таких всемирно известных музеях, как Берлинская картинная галерея, Дрезденская галерея старых мастеров, Амстердамский Рейксмузеум, Венский Музей истории искусств, Королевская галерея Маурицхёйс, Музей Крёллер-Мюллера, Пражская Национальная галерея, Будапештский Музей изобразительных искусств, Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния.
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Его портреты пользовались большой популярностью. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты.
Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир для него имел значение исключительно внешний облик. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
Издалека видны бесплодные скалы, откуда ведут и везут расслабленных дряхлых старушек. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»).
Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. В 1509 он совершил путешествие в Нидерланды. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Портреты медика и историографа, 29-летнего доктора Иоганна Куспиниана и его 16-летней жены Анны по праву считаются одними из лучших в старой немецкой живописи. В Вене Кранах пишет свой шедевр, жемчужину своего творчества — «Отдых на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков.
Лишь после нидерландского путешествия Кранах вновь обратился к живописи, работая в различных ее жанрах. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
Он писал также жанровые картины и охотничьи сцены. В 1501году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. КРАНАХ, ЛУКАС СТАРШИЙ (Cranach, Lucas) (14721553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график. В 1537 Кранах был избран правящим бургомистром Виттенберга. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса).
Вместе с тем это — один из лучших видов природы в европейском искусстве. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, распространены во многих коллекциях. По возвращении из Нидерландов Кранах выгодно женится на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строит собственный дом.