Месяц считался концом весны и началом лета. Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи.
Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. обе выполнены с грацией и выразительностью». Но, это неединственноеповторение в картине. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. 1477-1478.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. И есть ли путь в этот мир. И он рассказал, что когда-то, очень давно, он очень любил эту девушку, но она причинила ему много горя, так что от ее жестокости и надменности он убил себя. На самом деле это богиня цветов и растений Флора.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Благовещение – это самый фантастический сюжет из всех евангельских сюжетов. Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры).
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Погруженная в задумчивость, Венера стоит, склонив голову и поддерживая рукой струящиеся вдоль тела волосы. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Такие подарки были в то время обычным явлением1. Жест заботливый, опекающий. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Сюжет картины глубоко мифологичен, в каждом из ее персонажей, в каждом живописном элементе зашифрована одна из основополагающих идей Ренессанса – все на Земле подчинено любви, которая имеет божественное происхождение и является источником земного возрождения, символом весны. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря.
Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Её хоронят в родовом склепе Веспуччи в церкви Оньисанти. Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех.
«Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Красота и гармония мира, столь волновавшие художника, больше не трогали его воображение. Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Из-под красной шапочки выпущены обрамляющие лицо прекрасные вьющиеся волосы. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно.
Картина написана в период наивысшего расцвета дарования художника. И так каждый день, в одно и то же время. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Но она не раскаялась, а вскоре и сама умерла. Портрет Симонетты Веспуччи (. ).
Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Пробудившаяся в Хлорис любовь превратила ее в богиню Весны, осыпающую землю цветами. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. Линия в структуре художественной формы. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
«Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. От его полета согнулись стволы деревьев. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Вашингтон. Сандро Боттичелли. Картина Боттичелли «Весна» написана в 1477 (1478) году на дереве маслом и темперой. Композиционно полотно делится на три части. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. На самом деле это несколько противоречит истине. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями.
1480 г. Национальная галерея искусства.
Над богиней парит Амур. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Она стала богиней в пышном одеянии. Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли.
А между тем просвет среди деревьев, волнообразной полосой проходящий через всю картину, в правой части ее показывает небо там, где мы ожидали бы видеть продолжение поверхности луга. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. А с правого края художник изобразил и себя. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, — кружащиеся в танце.
Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Но искусство – это ОБРАЗЫ. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. У юноши большие карие глаза, хорошо очерченный нос, пухлые и мягкие губы. Фигуры расположены волнообразно. Навстречу ей спешит нимфа, готовясь накинуть на плечи богини украшенное цветами покрывало. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы.
Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. 1480-1485 гг. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт.
Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Композиция двухфигурная. О том, как весной расцветает природа. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Она умерла 22 апреля 1476 года 22-х лет от роду. Меркурий (слева) нарциссически красив. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией. И как поэтично показано превращение. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых — мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Весна.
Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол. Факты истории культуры и факты истории искусства. Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Движение в картине устремлено справа налево. Центральный персонаж выбран не случайно, ведь весна – пора любви и Венера олицетворяет собой расцвет природы и человеческих отношений. Именно Флора изображена между супругами и Венерой.
В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Светские мотивы почти полностью исчезли из творчества мастера.
Тёмные деревья, плотный ритм их прямых стволов, мягкое свечение оранжевых плодов, контраст тёмного фона и светлых силуэтов, мертвенно-холодный цвет Зефира, вероятно, всё это вместе и создают это щемящее чувство. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия.
Неудивительно, что есть множество трактовок картины. А май считался не только концом весны, но и началом лета.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца.
Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Да, есть.
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Это история Линии, создающей образы. Как войти в мир Линий. А образы – это чувства и эмоции, а уже потом и только потом, мысли. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево.
Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. И, конечно, это породило особое искусство. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). «Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Композиционно полотно делится на три части. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Сожалея о своем насилии, он превращает ее во Флору, его подарок дает ей красивый сад, в котором правит вечная весна. Примеры линий, различных по характеру и художественным возможностям. Тонкое одухотворенное лицо ее полно той неземной затаенной печали. Все происходящее носит характер беспокойства, мрачного отчаяния. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Фрагмент.
Художник впервые изобразил нагую богиню любви и красоты Венеру из древнего мифа. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Уффици.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. Но подробности пути мастера всегда интересовали последователей гораздо меньше, чем его творчество, глубина философии и, конечно итальянская богиня Весна Боттичелли. Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса. Франкфурт-на-Майне. Но есть ещё одна, не явная, тайная история.
Всадник закричал:Не мешай мне, Настаджио. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Она не просто богиня любви и красоты. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной.
Уффици. Исследователи предложили несколько толкований. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Портрет Джулиано Медичи (1453-1478). 1477-1478. Флоренция. Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным, его родной брат Джулиано, Симонетта Веспуччи, возлюбленная Джулиано и муза Боттичелли, ранняя смерть Симонетты и трагическая гибель Джулиано, церковь Оньисанти (Всех Святых), где оказались похоронены прекрасная Симонетта и художник Боттичелли, – вот то реальное пространство, реальные истории, которые оказываются завязанными с этой картиной.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Андреа Верроккьо. Все три фигуры символизируют первый месяц весны ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом. Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Каково же содержание картины. Рисунок фигур изображает бурное напряжение.
Весна. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду. Движение в картине устремлено справа – налево. Удивительная картина, создает атмосферу мечтательности, светлой грусти.
Она показана простой, тихой и скромной. Данная картина является одним из первых известных произведений изображающихбогов и богинь в натуральную величину и практически голыми. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Искусство – это всегда воплощённое чувство. Сандро Боттичелли. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи.
Зефиром. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер». Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах — Флоренции, Венеции.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. На небольшой картине анфас изображен юноша в скромной коричневой одежде и красной шапочке. Известно, что заказал ее один из Медичи в качестве свадебного подарка брату.
Справа на картине Боттичелли «Весна» изображен сюжет из мифа о ветре Зефире и нимфе Хлорис, которую тот похитил и сделал своей женой. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Но инвентарь от 1499 года, найденный лишь в 1975, перечисляя собственность Лоренцо ди Пьерфранческо и его брата Джованни, констатирует, что в 15 веке Primavera была выставлена в городском дворце Флоренции. В Галерее Уффици, главном музее Флоренции, в 10-м зале находится одно из самых известных полотен Сандро Боттичелли «Весна». Сандро Боттичелли. У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считалсябогом ветра и в этом качестве назывался Зефиром. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Она нарисована здесь же, рядом с фигурами Зефира и Хлорис, в цветастой одежде с яркими васильками, символизирующими добродушие, с венками на шее и голове, в которые вплетены ромашки и лютики – знаки верности и богатства. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов.
И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Но это не единственное повторение в картине. От его полета согнулись стволы деревьев.
Картина написана на основе древнеримской мифологии. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины.
В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единогобожестваВенеры считали, что Грации — это она сама. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Дай мне исполнить то, что заслужила эта женщина. Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство. Это – гимн и природе и человечеству.
А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Уходящий безвозвратно. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций.
Миг. Над ней парит неизменный спутник — амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. С картины смотрит приятное и открытое молодое лицо.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Сандро Боттичелли. Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Спустя немного времени, она уползает, как ни в чем не бывало и снова начинается погоня. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
И с 1815-го картина «Весна» Боттичелли является одним из ценнейших экспонатов собрания живописи галереи Уффици во Флоренции. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Всё изменила вечная весна. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Лоренцо Медичи.
Андрей Россохин, психоаналитик: «На картине только двое мужчин их образы принципиально различны. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. И вдруг осознаёшь – увядание. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Затем упоминание о ней как о части убранства дворца Медичи встречается в 1638 году.
У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Но давайте попробуем. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Так рождается стильная линия и вскоре Флоренция становится центром линеарной культуры.
Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.