За всю свою жизнь Клод Лоррен не был женат ни разу, но в 1653 году родилась его дочь Агнесс и именно ей после смерти художника в 1682 году досталось все его имущество. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей. Свой главный шедевр «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», Клод Лоррен написал в последний год жизни. Пейзажи Клода Лоррена воспевают красоту Кампаньи. Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain настоящая фамилия— Желле или Желе (Gelle, Gele) 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия— 23 ноября 1682, Рим)— французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.
Клод Лоррен (фр. Полотно Клода Лоррена как раз иллюстрирует этот момент. Лоррена во Франции так любили, что звали просто Клод.
Клод Лоррен (настоящая фамилия — Желле или Желе 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. В раннем возрасте Клод Лоррен лишился обоих родителей и, получив от своего брата базовые навыки в рисовании, в 13 лет вместе с родственниками переехал в Италию.
Клода Моне «Клодом» не называли, просто Клодом был Лоррен. Данная работа посвящена творчеству Клода Лоррена, знаменитого французского живописца и гравера пейзажей (Илл. Почти всю жизнь художник прожил в Италии, лишь несколько лет (1625-1627) Клод Лоррен провел в Нанси (город на реке Мозель), где оформлял своды церквей и на заказ писал фоны для картин других художник. Все это делает «Утро» самым тонким и лирическим произведением Клода Лоррена.
Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. В картине используются типичные приемы классического пейзажа – характерные для Клода Лоррена мягкие нежные краски, деревья в роли кулис, придающие полотну симметричность, плавный переход переднего плана в задний. Клод Лоррен стал одним из первых художников, тщательно изучивших солнечное освещение и светонасыщенность атмосферы. Клод Лоррен, как и его великий соотечественник Никола Пуссен, прожил почти всю жизнь в Италии, но писал только пейзажи, пользовавшиеся шумным успехом.
Клод Лоррен родился в 1600 году в герцогстве Лотарингия в семье крестьян. Клод Лоррен (настоящая фамилия – Желле) родился приблизительно в 1600 году, точная дата рождения неизвестна. Азы искусства пейзажа юный Клод Лоррен осваивал, работая слугой у известного пейзажиста Агостина Тасси.
Гете писал о французском живописце Клоде Лоррене: «нет и следа повседневной реальности в его картинах, но есть высшая правда». Служба у Тасси принесла Клоду Лоррену немало пользы: у него будущий художник обучился многим техническим приемам изобразительного искусства. Лоррен Клод (Lorrain собственно Желле, Gellйe), французский живописец, рисовальщик и гравёр.
Пейзажи Клода Лоррена покупали многие известные личности того времени – короли, принцы, послы и даже папа Римский. Одним из ярких представителей классических пейзажистов является французский художник Клод Лоррен. Клод Лоррен (Claude Lorrain, 1600 г. – 1682 г. ) – великий французский художник, живописец, гравер. Полотно Клода Лоррена «Утро» было написано в 1666 году и на данный момент является экспонатом московского Эрмитажа. Ещё один живописец, представляющий французское искусство XVII века – Клод Лоррен.
Основой концепции пейзажа Лоррена является изображение заходящего или восходящего солнца, а приоритетной проблемой – представление световоздушной среды, сопутствующей этому явлению (Мария Репинская). Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью. Лоррен чаще всего изображал открытые портики, колоннады или руины зданий, причем художник далек от археологической достоверности — из архитектуры он стремится извлечь поэтические возможности («Отплытие св. По свидетельству Бальдинуччи, Клод и учился одно время в Германии — во Фреабурге. Рано остался сиротой. С последним мастера объединял интерес к проблеме освещения.
Даниэль. Дрезденская картина обладает всеми теми же чертами, что и его Пейзаж с бегством в Египет.
81. С исключительной яркостью в них сказалось присущее мастеру непосредственное чувство природы. Неудовлетворённый, Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. В 1627 он уехал в Рим. В отличие от Пуссена, воспринимавшего природу в героическом плане, Лоррен прежде всего лирик. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Картину Клода Лоррена Утро можно смело назвать самым лирическим и тонким среди его полотен (Ил. 14). – 17 н. э. ). У Валса юный художник учится перспективе и архитектуре.
В пейзажах много света, воздуха, простора, безмятежного покоя. Все детали композиции – деревья, постройки, фигуры – расположены против источника света. Впрочем, снижения качества при этом не произошло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Кроме того, многие мастера этого периода сознательно замыкались в рамках одного жанра, в отличие от универсальных гениев Возрождения.
Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси (1578–1644 гг. ), усвоил некоторые технические приёмы и навыки.
Урсулы», 1641, Лондон, Национальная галерея). – 196 с: ил. Стр. Она спешит к своему возлюбленному — прекрасному юноше Ацису, сыну лесного бога Пана. Аний указывает на оливковое дерево и пальму в центре картины, за которые цеплялась Лето (Латона), рожая близнецов Аполлона и Диану (Артемиду).
Восприятие природы Лорреном становится все более эмоциональным, его интересуют ее изменения в зависимости от времени дня.
Название классицизм (оплат. «La Danse au bord de Геаи» и «Le soleil levant».
Юсупова («Европа» и «Битва на мосту») к 1657 г. — дрезденская «Ацис и Галатея» к 1661—1672 гг. Поэтичный пейзаж кажется несколько многословным. По прибытии в Рим Клод Желле нанимается слугой к итальянскому пейзажисту Агостино Тасси (1580-1644).
Луки (то есть художественной академии). Присутствию на светских вечеринках он предпочитал одиночество. Лейстер «Пейзаж с Кефалом и Прокридой», 1645, Лондон, Национальная галерея). Здесь все окутано серебристо-голубой дымкой начинающегося рассвета.
Отлично владея гравировальной иглой, в 1630 – 1662 гг. Именно так изобразил в своё время эту сцену итальянский художника Аннибале Карраччи. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа. Это и река и мосты и туманная линия горизонта.
rationalis -- разумный), которое признавало основой познания разум человека. Он использует один из своих любимых приемов: свет идущий из глубины пространства. Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. 12). Современный зритель способен воспринимать художественные приёмы воплощения пейзажа и без вкрапленных в него сюжетов, однако для образованного зрителя XVII столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. Иной характер получила в его пейзажах античная архитектура. Лоррен сделал свет основным живописно-композиционным фактором. – Л. : Искусство, 1986.
Лоррену был дорог дух античной культуры, воспоминаниями о которой «насыщена» природа Италии.
Обратите внимание, насколько мастерски передано смятение чувств, охватившее Европу: одной рукой она ухватилась за рог быка (даже не подозревая о том, кто принял его облик), а другой судорожно поправляет развевающуюся на ветру накидку. В этом смысле он подлинный мастер Ренессанса, последний «Renaissance-Mensch», достойный числиться среди представителей «золотого века». Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669.
Лоррен, своим возвышенным пейзажем поэтизирует Библейский сюжет -- встречу пасущего стадо овец Иакова и дочерей Лавана, встречу, которая стала началом его долгой любви к Рахили. Годы и болезни привели к тому, что Лоррен писал все реже и реже. «Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в» /С. М. Погребение Серафины в каменном саркофаге изображено в сумраке переднего плана. На переднем плане, олицетворяя покой, разлитый в природе, лежит пастух, пасущий овец.
Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже и унёс её на противоположный берег моря. «Тот берег» и был назван в честь принцессы – Европой. Лоррен, тем не менее, получил признание и жил в достатке. Тонкие тональные переходы создавались им именно таким способом – рукой, а не кистью. Гармония человека и природы, характерная для этой картины, свидетельствует о мастерстве Лоррена-пейзажиста. Лувр, Париж. К тому же, он был одним из первых, кто очень точно передал небесную сферу.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. В шести лекциях о пейзажной живописи, прочитанных им в 1836 году в Королевском институте в Вустере, он уделил много внимания «Клоду», как назвали его англичане. Однако все же в XVII в. «латинский дух» был уже настолько распространен повсеместно, что искать германские основы в творчестве Лоррена представляется некоторой натяжкой. Затем ему становится ближе живопись Никола Пуссена. Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи.
Сюжет Нахождение Моисея — один из самых распространенных в европейской живописи, — как правило, переносился в обстановку современной тому или иному художнику жизни и в картине Лоррена река, римский акведук вдали, призрачные горы, таинственные башни и весь окружающий пейзаж не имеют ничего общего с Египтом и с древним Нилом. Hequet «Essai biographique de C. L» в «Journal de la Societe Archeologique de Lorraine, 1863 F. C. Lewis «Liber Studiorum of C. L. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis»— «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). L» в серии «Portfolio», 1895 Leon de Laborde «Notes manuscriptes de CI. Высеченная на надгробном камне надпись гласит, что под ним покоится «выдающийся художник, умевший, как никто изображать лучи восходящего и закатного солнца и по праву занявший свое место среди великих мастеров».
Мотивы рисунков очень разнообразны: то это пейзаж панорамного характера, где несколькими смелыми мазками кисти создается впечатление бескрайней широты, то густая аллея и лучи солнца, пробиваясь сквозь листву деревьев, падают на дорогу, то просто заросший мхом камень на берегу реки, то, наконец, законченный рисунок величественного Здания, окруженного прекрасным парком (Илл 17). По заказу епископа Лоррен исполнит ещё шесть картин. Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. В этом шедевре Лоррен создает идеальный мир, полный тонких световых эффектов, драматичных контрастов и глубоко продуманного движения. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства.
Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Лоррен не был женат, но имел дочь (Агнесс), которая родилась в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество. По ясному небу плывут лёгкие, прозрачные облака. После этого в Риме (1627–1682 гг. ) прошла вся жизнь Клода Лоррена, за исключением двух лет (1625–1627 гг. ), когда он вернулся на родину и жил в Нанси. (Ил.
Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи в Риме под руководством Агостино Тасси, который был одним из учеников Пауля Бриля (1556–1626 гг. ). В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Не менее интересен формат работ. Аллегри и Н. Колонбеля.
Бесконечно разнообразные по мотивам и характеру, они замечательны простотой средств, которыми воссозданы световые и пространственные эффекты, тонкостью художественного видения и непосредственностью чувства («Вид Кампаньи», «Вид Тиволи», Лондон, Британский музей). Ровный свет заходящего солнца придает картине радостное настроение. Холст, масло, 5612 см. Чтобы избежать подделок, Лоррен исполнял копии своих живописных полотен в технике рисунка, сепии или гравюры и размещал их в специальном альбоме под названием Книга истины – Liber Veritatis (195 авторских копий в настоящее время находится в Британском музее).
Тем не менее, Клод Лоррен получил признание и жил в достатке, снимая большой трёхэтажный дом в центре итальянской столицы, неподалёку от площади Испании (его соседом был, в частности, Никола Пуссен, которого он посещал в 1660 гг. ). Аллегри и Н. Колонбеля. Лоррен изображал природу в разное время дня и лирическое богатство его пейзажей во многом граничит с тем настроением, которое дает им тонко воссозданное освещение – нежный, только рождающийся свет утра, насыщенный свет полдня, прозрачные сумерки вечера, золотистые тона заката («Пейзаж с Персеем и Медузой», 1674, Норфолк, собр. Умер в Риме.
Особенно хороша картина «Утро». Клод Лоррен оставил множество рисунков.
Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава и разделил свои стада и людей со словами: Если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись (Бытие 32, 8). Знаменитая фраза короля Людовика XIV (1643--1715 гг. ) Государство -- это я имела под собой весомое основание: преданность монарху считалась верхом патриотизма. Настоящим шедевром считается законченная в смертный год картина «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя». Лоррен скончался в Риме 23 ноября 1682 года, в возрасте 77 лет. Там он живёт до самой смерти (1627 – 1682).
Стр. В «идеальных» пейзажах Лоррена господствует мягкое элегическое настроение рассеянный утренний или вечерный свет окутывает легкой дымкой очертания деревьев и холмов. Искусство XVII века : Италия.
Среди них – эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку. Серия достоверно датируемых картин открывается с луврской картины «Fetes villageoises», написанной в 1639 г. для папы Урбана VIII к 1644 г. относится картина в Гренобльском музее «Тиволи» к 1646 г. — луврский «Порт» к 1647 г. — «Избрание Давида на царство» (Лувр) к 1648 г. — «Царица Савская» (Лондонская галерея), «Брод» (Лувр), «Магдалина» (Прадо) к 1651 г. — маленькие батальные картины из истории Людовика XIII (в Лувре) к 1655 г. — обе картины в галерее кн. В основе искусства классицизма лежит рациональное начало.
Чаще всего он обращался к более утончённой сепии или отдавал предпочтение лавису. Хотя Лоррен не получил особого образования (был самоучкой), тем не менее, читал и писал на французском и итальянском языках. Voiart «Eloge historique de C. Gellee», Nancy, 1839 Owen J. Dullea «Claude Gellee», 1887 George Graham «C1. В своих первых итальянских картинах он отдаёт предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554-1626) – фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме и, по некоторым сведениям, являвшегося учителем Агостино Тасси. В 1618 году, вместе со своим мастером, Клод Желле выезжает в Неаполь. Творчество этих художников является вершиной живописи зрелого римского барокко.
В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). Сам Иаков остался один на берегу реки и всю ночь до наступления зари боролся с Богом, который явился ему в виде ангела. См. – Москва : Искусство, 1964.
он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Тёплые, осенние цвета растительности и светлый цвет неба над равниной в Осаде. Лоррен исполнил сам 46 гравюр со своих картин.
Позже, в 1650 году ему предлагали стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказался, предпочитая спокойную работу. Картина хранится в Лондонской Национальной галерее. Его улавливают в игре света, состоянии природы и человеческой души. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке.
Мрачный колорит придает картине унылый фон и усиливает тревожное настроение. Эжена Делакруа, правда, в большей степени увлекло дарование Никола Пуссена.
Один из римских приятелей Клода, немецкий художник Иоахим фон Зандрарт (1606-1688) утверждает, что Тасси свалил на юного слугу слишком много обязанностей, в число которых входили стирка, уборка, приготовление завтраков и ужинов, а также мытьё кистей и палитры. Влюбленные убежали, а Полифем в гневе убил Ациса, метнув в него огромный валун. Клод Лоррен (1600, Шампань — 1682, Рим), настоящее имя Клод Желле, прозванный также Лорреном, жителем Лотарингии.
Ничто не предвещает трагической развязки. Действие происходит в лесу у озера Неми. Библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы, например, картины Отплытие св. 19). 1 Claude Gellee, прозванный Le Lorrain, родился в 1600 г. в Chamagne или Chamage, в окрестностях Туля, в семье крестьянина. Так, небо в пейзаже Товия и ангел переливается всеми оттенками оранжевого: похоже, мы снова становимся свидетелями захода солнца.
Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. Умер Лоррен в Риме 21 ноября 1682. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Я мыслю, следовательно, я существую, -- утверждал один из основоположников этого учения Рене Декарт (1596--1650). Лоррен исполнил сам сорок шесть гравюр со своих картин. О его детстве известно немного. Его обнаружили служанки дочери фараона, которая направлялась купаться в реке. Эта «первая роль» Клодом отдана свету.
Его чудесное исцеление символизирует пойманная рыба. Клод своим душевным воспитанием обязан скорее Эльсгеймеру, нежели Пуссену. Напротив именно в последнее свое десятилетие художник создал ряд выдающихся полотен.
Урсулы (1646, Лондон, Национальная галерея) Изгнание Агари (1668, Мюнхен, Старая Пинакотека). Офорты Лоррена поражают виртуозной светотеневой нюансировкой (Ил 18).
Леса и луга Лоррена всегда населены мирным пастушьим племенем. С 1634 г. Лоррен – член Академии св. В 1625 Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси до 1627. Но величайшему английскому пейзажисту Джону Констеблу ближе оказался Клод Лоррен.
Создаётся образ природы идеально прекрасной, очищенной от всего случайного. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Среди них – эскизы к его полотнам, а также рисунки, сделанные с его картин. Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662гг.
С 1619 он учился в Риме у Агостино Тасси. Сюжет о похищении Европы достаточно известен. Bour в «Bulletin des Societes artistiques de lEst», 1902. 2 Клод «Лотарингский» был, несомненно, более «немцем», нежели нормандец Пуссен. Франция : Исторические очерки / Н. А. Лившиц, Л. Л. Каганэ, Н. С. Прийменко. Адам Эльсхаймер был дружен с Рубенсом и Паулем Брилем.
Голландия. Смелее и удачнее решен художником пейзаж Погребения Святой Серафины.
Среди заросших кустарником мрачноватых скал прячется Полифем. Среди других заказчиков были папа Урбан VIII (1623–1644 гг. ), который заказал четыре работы, кардинал Бентивольо, принц Колонна. Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, они ещё более живописны и эмоциональны, чем его живописные работы, в них с исключительной яркостью сказалось присущее Лоррену эмоциональное и непосредственное чувство природы, они отличаются поразительной широтой и свободой живописной манеры, умением простыми средствами достичь сильных эффектов. Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Перед нами царь и жрец Делоса Алий приветствуют Энея, его отца Анхиса и сына Аскания.
Синтезировав собственное видение с опытом предшествующих поколений, он создал собственный вариант величественного классицистического идеального пейзажа. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Однако юный Желле недолго пребывает во Фрайбурге. ЛОРРЕН Клод (1600–1682 гг. ) – французский художник и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.
— «Четыре времени дня» (в Эрмитаже) к 1669 г. — «Эгерия» в Неаполитанском музее к 1672 г. — «Эней на охоте» (Брюссельский музей). Как пишет М. Лившиц, в связи с общим расширением горизонтов европейской культуры, в частности науки, проникает новое понимание пространства. Это заставляет вспомнить об Эльсхаймере, оказавшем воздействие на творчество Лоррена. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата искусного гравёра на дереве во Фрайбурге (в Брайсгау), в 1613–1614 гг. Lorrain в «Archives de lart francais», I, 1851—2 G. Duplessis «Les eaux fortes de C. L», Paris, 1879 Ch. Композиция картины делилась на чёткие планы.
Этот сборник был впоследствии (в 1774) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Со временем под влиянием художников-классиков его композиции становятся всё масштабнее, с литературными сюжетами (сам Клод не получил особого образования – он был самоучкой тем не менее, читал и писал на французском и итальянском). В 1637 г. французский посол в Ватикане купил у Клода Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолием». На это указывают как одинаковые размеры и форма картин (овальная в обоих случаях), так и общая тема: и одна и другая работы посвящены важнейшим событиям военной истории Франции периода правления короля Людовика XIII (1610-1643). Согласно Библии, мать Моисея, опасаясь преследований фараона, спрятала новорожденного младенца в просмоленной корзине в зарослях тростника у берега Нила.
Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Пара картин Осада Ла-Рошели войсками Людовика XIII и Наступление на Па-да-Сюз (Ил. илл. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры.
– 408 с., 6 л. ил. В ранних работах Лоррен больше увлекался деталями, несколько перегружал их архитектурными мотивами, передний план утяжелял коричневатыми тонами. Прекрасная картина Дрезденской галереи посвящена любви Галатеи и Ациса (1657). Т. Ллойд) идиллической поэзии – в «Ацисе и Галатее» (1657, Дрезден, Картинная галерея).
Разумеется, Клод прекрасный знаток природы в целом, он и прекрасный архитектор. Он постигал новый язык выражения эмоций, слова которого находил в естественной среде. Однако, национальное своеобразие не исключало общих черт. С 1634 года он -- член Академии св. Испанским королем Филиппом IV мастеру была заказана серия из четырех больших пейзажей.
В 1627 году Желле принимает окончательное решение переехать в Вечный Город. Скорее всего, каждая из пары этих картин задумывалась автором как пандан (pendant (фр. ) – в дополнение) по отношению к другой. Около 1613 переезжает в Рим, где становится учеником зодчего Агостино Тасси. Вначале он выполнял заказные декоративные работы (так называемые «пейзажные фрески»), но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах.
Фигуры людей и пасущийся скот оживляют панораму. Там в течение нескольких лет он совершенствует свои умения и навыки, ассистируя Тасси и посещая мастерскую пейзажиста-миниатюриста, уроженца Кёльна, Готфрида Валса, который снискал славу не столько своими работами, сколько преподавательской деятельностью. Стоит отметить, что мастер очень любил работать на пленэре. Вдалеке виден Колизей. Говоря о «пуссенистах», мы умышленно до сих пор не касались величайшего мастера того же круга — Клода Лоррена1. Для пейзажистов эта тема представляла особый интерес, поскольку позволяла проявить фантазию и известную свободу в изображении природы – ведь точных описаний местности, где остановилось на отдых Святое Семейство, не существует.
Отдельного рассмотрения заслуживают графические работы мастера. Сначала Клод состоит помощником своего учителя (в 1619 г. он помогает ему расписывать виллу Баньяю-Ланте, близ Витербо), затем начинает работать на свой страх, но долгое время не может себе пробить дорогу. Кстати, абсолютно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». Любимых тем Пуссена — бури, надвигающейся грозы, серого дня — мы вообще не найдем у него.
Во II веке она была умерщвлена. Ещё эффектней смотрится лавис на разноцветной бумаге (Лоррен чаще всего останавливал свой выбор на голубой бумаге). Является соблазн характеризовать «линию» Пуссена — более французской и латинской, «линию Лоррена» — более германской. Ведь его соотечественником был Калло, а разве не очевидно, что Калло «самый французский из всех французских художников». В 1639 г. испанский король Филипп IV (1621–1665 гг. ) заказал ему семь работ (ныне – в музее Прадо) из которых два пейзажа с отшельниками.
отправился вместе с одним из своих родственников в Италию.
С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе, учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625—27), когда Лоррен вернулся на родину и жил в Нанси. Клод Лоррен родился в 1600году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Интересен созданный на данном этапе творчества пандан – пара работ Осада Ла-Рошели и Наступление на Па-де-Сюз (Илл 4 и 5). Солнце скрыто за горизонтом и лишь освещенный край облака говорит о скором его появлении.
Небо подернуто причудливыми облаками, это усиливает выразительность картины. de Meinoton de Dombasle «Claude le Lorrain, Nancy, 1903 Edward Dillon «Claude», London, в серии «Little books of art» G. Lande «Histoire de lEcole francaise du paysage», Paris, 1901 J. P. Луки (т. е.
Увлеченный музыкой Аполлон не замечает, как хитрый Меркурий угоняет его стадо. Здесь он декорировал свод церкви и писал архитектурные фоны в заказных работах придворного живописца герцога Лотарингского Клода Дерюэ. Прибегнув к излюбленному своему приёму – изображению против света, мастер создаёт впечатление, что свет идёт навстречу и день зарождается прямо на глазах у зрителя. Образование художника должно было проходить в стенах академии.
Представление о его целостности сочетается с ощущением изменчивости мира. Есть «германизм» и в Пуссене. 3 Однако яркие полуденные эффекты претили всему вкусу того времени и не менее других — Клоду «солнечность» в современном понимании есть порождение лишь XIX в., впервые, пожалуй, обнаруживающееся в творчестве жанристов. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах позднейшие— более плавно, в холодноватом тоне.
Холст, масло, 155199 см. В это время сложилось новое философское направление -- рационализм (от лат. Однако, чем дальше, тем больше художник задумывается над взаимосвязями сюжета и окружения и, в конце концов, приходит к тому, что в теории искусства называется идеальным пейзажем. В центре картины мы видим сияющее бескрайнее пространство, обрамленное двумя архитектурными массивами (в данном случае классические постройки выполняют ту же роль, что и деревья в неморских работах художника). Романтики увидели искренность чувства Клод Лоррена в видении природы, особую «музыкальность» цветовых сочетаний, тонкость передачи многообразных впечатлений от натуры. Engravings from a hundred Drawings in the British Museum», 1870 статьи E. Michel в «Revue des deux Mondes», 15 января 1884 г., V. Jocz в «Мегсurе de France», январь 1900 г. и Edm. Лёгкими и светлыми красками художник пишет небо и деревья, холмы и полуразрушенное здание.
При этом взгляд зрителя как бы отбрасывается назад, к горизонту. С 1617 по 1621 гг.
На светлеющем небе выделяется прозрачный силуэт большого темного дерева. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам). 16).
Исключительное место занимает теперь наблюдение, передача и обыгрывание движения. Собрание рисунков, созданных в 1648—1675 годах и воспроизводящих живописные пейзажи Лоррена, составили Liber veritatis (Истинная книга Лондон, Британский музей), объединяющую около двухсот произведений художника ее появление было вызвано опасением подражаний и фальсификаций его картин. художественной академии).
В подготовке данной работы так же было полезно знакомство с книгой К. Богемской Пейзаж. Если выстроить картины Лоррена в ряд, мы увидели бы, что эта линия находится на одном и том же уровне (с незначительными колебаниями), являясь как бы сквозной осью полотен.
Холст, масло, 116153, 5 см. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов. Эгерия скорбит по своему покойному супругу, легендарному римскому королю Нуме. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержанны и величавы.
Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—14 гг. Отдельные фигурки или сюжетные мотивы как бы кристаллизовали настроение пейзажа: одухотворенной, завороженной тишины – в «Очарованном замке» (1664, Англия, собр. Их любовь символизирует пара белых голубей, которыми управляет маленький амур. Либо движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвёл большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием «Liber veritatis» («Книга истины», 200 рисунков находился у герцога Девонширского, в Англии). 11).
Так, композиция Осады Ла-Рошели. Таким образом, Лоррен учится обогащать пейзажи множеством свежих наблюдений, тонко чувствовать световоздушную среду изменения природы в различные моменты дня. Клод Лоррен оставил множество рисунков. Лейстер «Полдень», 1657 «Ночь» 1672обе-Ленинград, Эрмитаж). В мире Клода (а он действительно сотворил цельный живой мир, в котором всё гармония, но гармония, построенная на определенной мелодии) солнце, если даже и скрывается за облака, то это для того только, чтобы еще ласковее и нежнее сквозь дымку лобзать возлюбленную землю, а не для того, чтобы устрашать ее или грозить своим гневом3. Mrs Pattison (Lady Dilke) «Claude Lorrain, sa vie et ses oeuvres» Paris, 1884 Raymond Bouyer «Claude Lorrain» в серии «Les grands artistes Ch.
Только по прибытии на остров девушка узнает, что она была похищена самим Зевсом. С 1627 г. он, во всяком случае, безвыездно живет в Риме, где и умирает холостым 23 ноября 1682 г. Наиболее ранним произведением мастера считается его офорт, помеченный 1630 г. далее следуют офорты 1636 г. : «Сатро Vaccino», «Le Bouvier». Нимфы богини Дианы — их храм виден справа на картине — спешат ее утешить.
Смерть настигнет великого художника в процессе работы: Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии (Илл. 10) так и останется незаконченным. Луки (т. е. художественной академии). В «Книге истины» под 1669 годом значатся всего две картины под 1671 годом — одна.
Побывал ли Клод еще раз на родине, остается под сомнением. Храм Аполлона изображен в виде величественного древнего здания Рима -- Пантеона. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Панорама залита нежным, объединяющим всё вокруг, розовато-голубым светом. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650) с 1634 он— член Академии св. В отличие от Пуссена Лоррен воспринимает античность в лирическом, даже идиллическом ключе – для него это прежде всего «золотой век» человеческой истории («Аполлон, охраняющий стада Адмета», 1654, Норфолк, собр.
В позднем периоде работы художника становятся всё более интимными по характеру и отличаются очень деликатной фактурой (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия). 8). Приглушенное освещение сцены достигается за счет изображения исполинских деревьев. Композиционно шедевр Лоррена исполнен в манере, характерной для его лучших работ.
Да и в «потомствах» обоих мастеров (особенно многочисленном на стороне Пуссена) разница эта продолжала чувствоваться, несмотря на частичные и временные сближения некоторых последователей. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, вышедших из его мастерской с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавших его манеру живописи, Лоррен воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, начерченных пером и пройденных бистром и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: «Liber veritatis» – «Книга истины» (200 рисунков находится у герцога Девонширского, в Англии). В 1627 г. Лоррен опять уехал в Италию и обосновался в Риме.
Парные вертикальные композиции изображают «Нахождение Моисея» и «Погребение Святой Серафины» (обе — 1637—1639, Мадрид, Прадо). Он полон творческих сил и честолюбивых замыслов. Даниэль С. М. Он также был великолепным орфистом (оставил занятие офортом лишь в 1642 г., окончательно избрав живопись). 6 и 7). Испания, Фландрия. Его похоронили в церкви Святой Троицы.
Все пронизано золотым светом, в сиянии которого природа представляет небывалое зрелище. В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Согласно греческому мифу, Полифем подстерег Ациса и сбросил на него скалу. Лоррен никогда не работал в технике акварели или пастели. Можно провести параллель между его картиной Диана обнаруживает беременность Каллисто и Пейзажем с купцами Лоррена, последняя композиционным и колористическим решением цитирует работу Бриля (Илл 2 и 3).
— 18 г. н. э. ). И все же, коль скоро есть сюжет, он должен быть понят. На основе этих представлений сформировался новый стиль в искусстве -- классицизм. Во второй половине столетия Франция --самая могущественная абсолютистская держава в Западной Европе.
Тщательно построенная композиция открывает взгляду зрителя далекий горизонт. Так, лорреновские живописные определения ассоциируются с украшающими эпитетами (солнце светлое, рощи кудрявые и т. п. ). В зрелый период творчества мастера происходит ещё одна немаловажная вещь. Композиции с принципом кулис (пышные деревья с прозрачными кронами, античные здания и руины, корабли с мачтами и снастями) и тщательно выписанным передним планом безупречно построены подчас картины варьируют схожие мотивы.
Отлично владея гравировальной иглой, в 1630—1662 гг.