Презентация по МХК на тему «Людские пороки в картине Сандро Боттичелли Клевета» выполнена Еленой Щербаковой, ученицей 8в класса гимназии 405 Санкт-Петербурга, под руководством учителя Н. В. При создании картины "Клевета" он использовал трактат "О клевете" с описанием картины древнегреческого художника. «клевета» (итал. Calunnia)— картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.
Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший – по глупости – клевете. У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой. Аллегория на тему «Клеветы» кисти греческого художника Апеллеса (IV век до н. э. ) была известна ренессансным гуманистам по описанию Лукиана сама картина, как и другие работы Апеллеса, не сохранилась. Сохранилось описание Лукиана картины Апеллеса «Клевета», которое приводит в своем «Трактате о живописи» (ок.
Художник использует резкие краски, запечатлевая судорожные движения персонажей. Поскольку оригинал Апеллеса не сохранился, Боттичелли воспользовался описанием апеллесовской картины, оставленным греческим писателем-сатириком Лукианом (Lucian, De calumnia, 5. ) Но сначала о том, что произошло у Апеллеса с царем Птолемеем. Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников искавших античные сюжеты. Возрождение. Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников.
Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников. Они украшают Клевету, чтобы ее навет звучал более привлекательно. Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса – повесть «Апеллесова черта» Бориса Пастернака (одна из первых его новелл (1915 – 1917), в которой эпиграфом служит вариант именно этой истории). Хитрость и Обман величают ее, перед ней изображена Зависть в темных лохмотьях. А эта грудь не слишком ли нага. ».
1453) Леон Баттиста Альберти. Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики. Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников. Высказывалось утверждение, что Рафаэль изобразил самого себя как Апеллеса на ватиканской фреске «Афинская школа». Многих великих мастеров их современники называли Апеллесами, например, Дюрера.
Позади – Раскаяние, в виде старухи, последняя – нагая и прекрасная Истина. Художников вдохновляла идея (частая в русле общего движения по возрождению классической античности) воссоздать картину по оставленному описанию. Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета» Если внимать утверждениям Джордже Вазари, то виновником картины, написанной Сандро Боттичелли, стал его друг Антонио Сенъи, который посоветовал воссоздать утерянные образы. Ни одна из картин Апеллеса не сохранилась. Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший – по глупости – клевете. Со стороны подходила Клевета.
Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены allantica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому). На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости». На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости». Сомнение вызывает уж очень большое количество аллегорических фигур в рассказе Лукиана: Правда, Раскаяние, Коварство, Клевета, Ложь, Зависть, Невежество, Подозрение и, наконец, судья в образе царя с ослиными ушами, что явно намекает на Мидаса. Они похожи друг на друга как сестры и чертами своих лиц и поведением и своими одеждами.
У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой. Альберти советовал живописцам, желавшим написать картину на светский (тогда это было равнозначно античному) сюжет, обращаться к гуманистам. Да, действительно, его облик таков. Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове).
В ней ясно различается мастерство рисунка эта основополагающая черта флорентийского искусства того времени и в композиции Боттичелли изысканный ритм линий создаст утонченную, почти женственную атмосферу. Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры. Зависть. Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета». В самом обширном греческом лексиконе – словаре «Суда» – говорится, что он был родом из Колофона.
Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость. Плиний Старший, утверждает, например, что свою Афродиту Апеллес писал со знаменитой натурщицы Кампаспы (в цитируемом нами русском переводе – Манаспа), наложницы Александра Македонского, который в знак своего восхищения картиной Апеллеса, уступил художнику саму Кампаспу. Флоренция. В композиции «Клевета» (нач. Галерея Уффици. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения.
Согласно описанию, она раздирала на себе одежды. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния— одетой в траурные одежды старухи и обнажённой Истины, смотрящей ввысь. По-латински она звучит так: Ne sutor supra crepidam. В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 – 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Опять-таки, в силу автобиографичности апеллесовской картины, которую «реконструирует» Боттичелли, в юноше, которого за волосы тащи к царю Клевета, должно видеть самого Апеллеса (не как портрет, а как персонаж). Боттичелли отклонился от этого описания: на картине эта фигура стоит без движения и лишь взирает на Правду.
Эта история стала основой эпиграммы Пушкина на Н. И. Надеждина, после того как тот отрицательно отозвался о пушкинской «Полтаве». САПОЖНИК (Притча)Картину раз высматривал сапожникИ в обуви ошибку указалВзяв тотчас кисть исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво. Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций.
Высказывалось утверждение, что Рафаэль изобразил самого себя как Апеллеса на ватиканской фреске «Афинская школа». Следовательно и эту фигуру можно считать аллегорией – Глупости. Это, по-видимому, Зависть. «Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньи.
В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве. Протоген признал себя побежденным. Поскольку оригинал Апеллеса не сохранился, Боттичелли воспользовался описанием апеллесовской картины, оставленным греческим писателем-сатириком Лукианом (Lucian, De calumnia, 5. ) Но сначала о том, что произошло у Апеллеса с царем Птолемеем. Слава Апеллеса зиждется на таких его картинах как «Афродита Анадиомена», портрет Александра в образе Зевса, «Аллегория Клеветы».
Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове). С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений. А эта грудь не слишком ли нага. ». Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. В небольшом по размерам произведении Боттичелли с тонкостью миниатюриста создает свою версию легендарной картины знаменитого античного художника. А сама композиция абсолютно антиклассична.
Эта история стала основой эпиграммы Пушкина на Н. И. Надеждина, после того как тот отрицательно отозвался о пушкинской «Полтаве». САПОЖНИК (Притча)Картину раз высматривал сапожникИ в обуви ошибку указалВзяв тотчас кисть исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал:«Мне кажется, лицо немного криво. Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 – 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он. Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета». Ни одна из картин Апеллеса не сохранилась.
На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 – 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Тяжеловесная архитектура и оголенный пейзаж создают эмоциональное напряжение. Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе. Именно из зависти Апеллес был оклеветан его соперником, тоже художником, Антифилом.
Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. О картинах Апеллеса мы знаем только по их описаниям у античных авторов. Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса – повесть «Апеллесова черта» Бориса Пастернака (одна из первых его новелл (1915 – 1917), в которой эпиграфом служит вариант именно этой истории). «Клевета» изначально была написана для друга Сандро– Антонио Сеньи.
Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики. Он вел Клевету и назывался Завистью. Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены allantica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому). Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Плиний Старший, утверждает, например, что свою Афродиту Апеллес писал со знаменитой натурщицы Кампаспы (в цитируемом нами русском переводе – Манаспа), наложницы Александра Македонского, который в знак своего восхищения картиной Апеллеса, уступил художнику саму Кампаспу.
И тогда им предлагался в качестве образца сюжет картины Апеллеса «Клевета». Она предстает, как и в описании Лукиана, в образе молодой женщины. Перед Боттичелли стояла трудная задача написать очень красивую женщину (причем, речь идет именно о красивом лице), но при этом оно должно выражать всю ее коварность. Коварство и Ложь. Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея. Известно, что Александр только ему доверял писать себя. Заканчивалось это шествие еще одной женщиной в очень скорбном уборе, в черных растерзанных одеждах она, думается мне, означала Раскаяние.
Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры. С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений.
Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость. Апеллес был придворным живописцем Александра Македонского, для которого создал ряд произведений. Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани. Согласно мифу о музыкальном состязании Аполлона с Паном, Мидас отдал предпочтение Пану за это свое глупое решение он был наделен ослиными ушами.
Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе. В самом обширном греческом лексиконе – словаре «Суда» – говорится, что он был родом из Колофона. Известно, что Александр только ему доверял писать себя.
О картинах Апеллеса мы знаем только по их описаниям у античных авторов. В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Апеллес не подписывал свои картины, а, закончив их, проводил черту (отсюда выражение – подвести черту, то есть завершить какое-то дело). «Клевета» (итал. Calunnia) – картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году. Боттичелли делает ее похожей на Раскаяние. 203 x 314 см.
Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. Клевета— красивая девушка с обличием невинности— и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Они похожи друг на друга как сестры и чертами своих лиц и поведением и своими одеждами. Массы в большинстве своем уравновешены и по горизонтали и по вертикали. В ее построении использован принцип «полярной симметрии» – темному в разных частях соответствует светлое и наоборот. Альберти советовал живописцам, желавшим написать картину на светский (тогда это было равнозначно античному) сюжет, обращаться к гуманистам.
И тогда им предлагался в качестве образца сюжет картины Апеллеса «Клевета». Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников искавших античные сюжеты. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана именуемого «О клевете». От античности здесь только тема.
Во фрагментах и пересказах они попали в труды итальянских гуманистов. Героем сегодняшней публикации станет еще один выдающийся художник эпохи Ренессанса известный всем как Сандро Боттичелли (1445-1510).
Монументальная фреска с его изображением во флорентийской церкви Оньисанти приносит Боттичелли широкое признание и в 1481 г. папа Сикст IV вызывает его в Рим в качестве «художника исключительного в стенописи и картинах». Подозрение и Невежество. Ее облик соответствует приведенному выше описанию Лукиана. 90-х гг. ) Боттичелли воспользовался текстом Лукиана, описавшего картину античного художника Апеллеса. Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес.
Что касается рассказа Лукиана о картине Апеллеса, то его приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность». Возле Клеветы её спутницы– Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 – 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он. Раздвигая рамки традиционного сюжета в своем «Поклонении волхвов», Боттичелли первым из художников Флоренции дерзает на равных изобразить себя среди знатнейших современников.
Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе. Подле него стоят две женщины: одна, по-моему, Невежество, другая – Легковерие. Дерево, темпера. Со стороны подходила Клевета. Италия. Подозрение и Невежество.
Возле Клеветы её спутницы— Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. Можно удивляться, что в такой небольшой картине заключено столько смысла и таланта. По-латински она звучит так: Ne sutor supra crepidam.
Умер Боттичелли в безвестности. Протоген признал себя побежденным. Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность». Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. Слава Апеллеса зиждется на таких его картинах как «Афродита Анадиомена», портрет Александра в образе Зевса, «Аллегория Клеветы». Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея.
Во фрагментах и пересказах они попали в труды итальянских гуманистов. Ей (ему) нечего скрывать, ее (его) фигура, как и фигура Правды, обнаженная (лишь в набедренной повязке). Раскаяние. Следовательно и эту фигуру можно считать аллегорией – Глупости.
Да, действительно, его облик таков. В самом обширном греческом лексиконе — словаре «Суда» — говорится, что он был родом из Колофона. 1453) Леон Баттиста Альберти. Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников. Многих великих мастеров их современники называли Апеллесами, например, Дюрера.
Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес. Тут Апеллес прервал нетерпеливо: «Суди, дружок, не свыше сапога. » () Апеллес, по свидетельству все того же Плиния Старшего, «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту это послужило основанием для поговорки» («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84). Апеллес не подписывал свои картины, а, закончив их, проводил черту (отсюда выражение – подвести черту, то есть завершить какое-то дело). Сюжет картины происходит из трактата Лукиана именуемого «О клевете».
Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем. Что касается рассказа Лукиана о картине Апеллеса, то его приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. Тут Апеллес прервал нетерпеливо:«Суди, дружок, не свыше сапога. » () Апеллес, по свидетельству все того же Плиния Старшего, «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту это послужило основанием для поговорки» («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84).
В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве. Он вел Клевету и назывался Завистью. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите.