На аллегорическом полотне Боттичелли «Клевета» (1495г), написанном им для друга Антонио Сеньи, Невиновность находится меж двумя Судами – неправедным земным, в образе царя Мидаса и высшим бесстрастным, в образе совершенной, обнажённой Истины. «клевета» (итал. Calunnia)— картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.
Боттичелли сохранял прочные связи со своим покровителем Лоренцо ди Пьерфранческо, украшал его виллы, писал для него «некоторые вещи». Боттичелли воспроизводит в своем варианте всех, кого перечислили и Лукиан и Альберти, но оставляет за собою свободу в окончательном общем решении и создании ни на что не похожих характеров. Картина художника Сандро Боттичелли «Клевета». По-латински она звучит так: Ne sutor supra crepidam.
А эта грудь не слишком ли нага. ». Впрочем, для Сандро «демонология» инфернальное начало странным образом обозначили мучительный поворот в нем от язычества к христианству, для которого милые его сердцу богини античности — всего лишь бесовские исчадия Vanitas. «Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины одна из них называлась Невежество, другая — Подозрение. Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе.
Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры. В них он возвращает рассказу утраченное за «милым вымыслом» Альберти ощущение животрепещущей сиюминутности. Он вел Клевету и назывался Завистью. Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе.
Плиний Старший, утверждает, например, что свою Афродиту Апеллес писал со знаменитой натурщицы Кампаспы (в цитируемом нами русском переводе – Манаспа), наложницы Александра Македонского, который в знак своего восхищения картиной Апеллеса, уступил художнику саму Кампаспу. В эпоху Возрождения, когда необычайно вырос интерес к античным источникам, произведения Лукиана были переведены на итальянский язык. Известно, что Александр только ему доверял писать себя. Раздвигая рамки традиционного сюжета в своем «Поклонении волхвов», Боттичелли первым из художников Флоренции дерзает на равных изобразить себя среди знатнейших современников. Размер работы мастера 62 x 91 см, дерево, темпера. В композиции «Клевета» (нач.
Следовательно и эту фигуру можно считать аллегорией – Глупости. Они украшают Клевету, чтобы ее навет звучал более привлекательно. Опять-таки, в силу автобиографичности апеллесовской картины, которую «реконструирует» Боттичелли, в юноше, которого за волосы тащи к царю Клевета, должно видеть самого Апеллеса (не как портрет, а как персонаж). Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем. От античности здесь только тема.
Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников. Во фрагментах и пересказах они попали в труды итальянских гуманистов. Высокое качество. В золоченых рельефах подножия разукрашенного трона, где современность причудливо спутана с древностью, смешение вавилонское священноцерковных и светских «языческих» сюжетов, в которых узнаются слегка преображенные реплики картин, вышедших в последние годы из мастерской художника: легенда о Настаджо дельи Онести по сюжету любовной новеллы Боккаччо, Кентавромахия и сюжеты Овидиевых «Метаморфоз» — Аполлон и Дафна, Вакх и Ариадна — и семейство Кентавров согласно описанию Лукиана. Хитрость и Обман величают ее, перед ней изображена Зависть в темных лохмотьях. Что касается рассказа Лукиана о картине Апеллеса, то его приводит в своем «Трактате о живописи» (ок.
Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены allantica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому). Боттичели был старшим современником таких выдающихся деятелей эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи. Сжигал ли Сандро Боттичелли свои произведения. Бесплатное скачивание.
Эта история стала основой эпиграммы Пушкина на Н. И. Надеждина, после того как тот отрицательно отозвался о пушкинской «Полтаве». Ей (ему) нечего скрывать, ее (его) фигура, как и фигура Правды, обнаженная (лишь в набедренной повязке). Раскаяние. Апеллес не подписывал свои картины, а, закончив их, проводил черту (отсюда выражение – подвести черту, то есть завершить какое-то дело).
Аллегория на тему «Клеветы» кисти греческого художника Апеллеса (IV век до н. э. ) была известна ренессансным гуманистам по описанию Лукиана сама картина, как и другие работы Апеллеса, не сохранилась. Позади – Раскаяние, в виде старухи, последняя – нагая и прекрасная Истина. Монументальная фреска с его изображением во флорентийской церкви Оньисанти приносит Боттичелли широкое признание и в 1481 г. папа Сикст IV вызывает его в Рим в качестве «художника исключительного в стенописи и картинах». Факты говорят о другом. Многих великих мастеров их современники называли Апеллесами, например, Дюрера. На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 – 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Умер Боттичелли в безвестности. В самом обширном греческом лексиконе – словаре «Суда» – говорится, что он был родом из Колофона.
Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость. А сама композиция абсолютно антиклассична. Слава Апеллеса зиждется на таких его картинах как «Афродита Анадиомена», портрет Александра в образе Зевса, «Аллегория Клеветы». Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер.
На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости». Флоренция. Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея. Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. История рассказывает следующий анекдот.
По-латински она звучит так: Ne sutor supra crepidam. О картинах Апеллеса мы знаем только по их описаниям у античных авторов. В результате, оставляя позади описания обоих первоисточников, создатель новой «Клеветы» творит уже свою собственную трагическую легенду, то и дело разрывая предписанную ими сюжетную канву так, как сам он считает нужным. Инфернальное очарование миловидных обольстительниц «Клеветы» напоминает об особой популярности в конце XV века всего «сатанинского», популярности, породившей в германских странах демонические видения Босха, Шонгауэра и Брейгеля, а в Италии — особое неистребимое влечение причудников, подобных Леонардо да Винчи, к изображению огнедышащих драконов, паукообразных машин, звероподобных воинов и злобных уродов. Это произведение, рожденное в древности жизненной драмой, ренессансный его толкователь Леон-Баттиста Альберти за давностью времени приводит уже в качестве красивого вымысла, «который нам мил сам по себе». Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета». Поскольку оригинал Апеллеса не сохранился, Боттичелли воспользовался описанием апеллесовской картины, оставленным греческим писателем-сатириком Лукианом (Lucian, De calumnia, 5. ) Но сначала о том, что произошло у Апеллеса с царем Птолемеем.
Героем сегодняшней публикации станет еще один выдающийся художник эпохи Ренессанса известный всем как Сандро Боттичелли (1445-1510). Апеллес не подписывал свои картины, а, закончив их, проводил черту (отсюда выражение – подвести черту, то есть завершить какое-то дело). Клевета— красивая девушка с обличием невинности— и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Он вел Клевету и назывался Завистью. Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета».
В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве. Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове). Да, действительно, его облик таков. С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений. 1453) Леон Баттиста Альберти. Тут Апеллес прервал нетерпеливо: «Суди, дружок, не свыше сапога. » () Апеллес, по свидетельству все того же Плиния Старшего, «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту это послужило основанием для поговорки» («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84). » (из книги «Трактат о живописи» (ок. Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес.
В самом обширном греческом лексиконе — словаре «Суда» — говорится, что он был родом из Колофона. Он был вновь открыт лишь в XIX веке прерафаэлитами, которых особенно восхищало тончайшее линейное мастерство ренессансного художника. Ни одна из картин Апеллеса не сохранилась.
Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников. Он вел Клевету и назывался Завистью. В ее построении использован принцип «полярной симметрии» – темному в разных частях соответствует светлое и наоборот.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите. Дерево, темпера. Именно из зависти Апеллес был оклеветан его соперником, тоже художником, Антифилом.
Возле Клеветы её спутницы— Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. Альберти советовал живописцам, желавшим написать картину на светский (тогда это было равнозначно античному) сюжет, обращаться к гуманистам. Его глаза опущены, он ничего не видит вокруг, рука протянута к Злости, стоящей перед ним. (ДЕТАЛЬ 1) КЛЕВЕТА левой рукой рукой держит факел, огонь неправды, сжигающий истину. В «Клевете» два взаимосвязанных общею обнаженностью и угнетенностью героя не только удручающе пассивны, в отличие от всепроникающей динамической активности прислужников зла, но вдобавок еще и оторваны в композиции друг от друга.
Массы в большинстве своем уравновешены и по горизонтали и по вертикали. 203 x 314 см. Это, по-видимому, Зависть. Сохранилось описание Лукиана картины Апеллеса «Клевета», которое приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. Тяжеловесная архитектура и оголенный пейзаж создают эмоциональное напряжение.
Со стороны подходила Клевета. Италия. Прославленны древнегреческий художник Апеллес был в большом почете у египетского царя Птолемея (из этой династии, кстати правившей в Египте, но бывшей вполне греческой, происходила прославленная Клеопатра), пока его не оклеветал его соперник художник Антифилом, ненавидевший Апеллеса. Подле него стоят две женщины: одна, по-моему, Невежество, другая – Легковерие.
Согласно описанию, она раздирала на себе одежды. С противоположной стороны подходит Клевета, бабенка красоты необыкновенной, но чем-то разгоряченная и возбужденная: весь ее вид выражает ярость и гнев левой рукой она держит пытающий факел, а правой влечет за волосы некоего юношу, который простирает руки к небу, призывая богов в свидетели. Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность».
Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса — повесть «Апеллесова черта» Бориса Пастернака (одна из первых его новелл (1915 – 1917), в которой эпиграфом служит вариант именно этой истории). На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 — 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Впоследствии одному из друзей Апеллеса удалось убедить царя в неправедности его приговора, после чего царь, раскаявшись, вернул художнику свое расположение и щедро наградил его. (О близости его к патрону было широко известно так, в 1496 году Микеланджело передал Пьерфранческо письмо именно через Сандро).
Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес. Зависть.
Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. Перед Боттичелли стояла трудная задача написать очень красивую женщину (причем, речь идет именно о красивом лице), но при этом оно должно выражать всю ее коварность. Коварство и Ложь. В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве. Художник использует резкие краски, запечатлевая судорожные движения персонажей. Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея. Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников искавших античные сюжеты.
Картина таким образом — последнее у Сандро крупное произведение светской тематики источник которого точно известен: описание Апеллесова сюжета, сделанное Лукианом в трактате «О клевете». Художников вдохновляла идея (частая в русле общего движения по возрождению классической античности) воссоздать картину по оставленному описанию. Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета» Если внимать утверждениям Джордже Вазари, то виновником картины, написанной Сандро Боттичелли, стал его друг Антонио Сенъи, который посоветовал воссоздать утерянные образы.
Эта история стала основой эпиграммы Пушкина на Н. И. Надеждина, после того как тот отрицательно отозвался о пушкинской «Полтаве». САПОЖНИК (Притча)Картину раз высматривал сапожникИ в обуви ошибку указалВзяв тотчас кисть исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво. Возрождение. На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости».
Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 – 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он. И тогда им предлагался в качестве образца сюжет картины Апеллеса «Клевета». Галерея Уффици. Высказывалось утверждение, что Рафаэль изобразил самого себя как Апеллеса на ватиканской фреске «Афинская школа». Однако она-то как раз и беспомощней всех. С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений.
Это были, прежде всего, литературные упражнения в риторике, обязательные в программе обучения будущего писателя. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Боттичелли делает ее похожей на Раскаяние. Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер.
Очищенный до жесткой ясности ритмический строй «Клеветы» всецело дает почувствовать человека как игрушку стихийности природы, судьбы и более всего — собственных страстей. Ее облик соответствует приведенному выше описанию Лукиана. Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики.
КОРОЛЬ сидит на троне в зале, украшенном скульптурами (на картине -справа). Она предстает, как и в описании Лукиана, в образе молодой женщины. Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Со стороны подходила Клевета.
Kороль Птолеми реабилитировал живописца и отдал ему Антифилоса, как раба. Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса – повесть «Апеллесова черта» Бориса Пастернака (одна из первых его новелл (1915 – 1917), в которой эпиграфом служит вариант именно этой истории). Подозрение и Невежество.
Художник поддерживал отношения и с рядом других приверженцев медичейской культуры. У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой.
Протоген признал себя побежденным. И ни одно из их эссе не было с определенностью соотнесено ни с одним известным произведением искусства.
Они похожи друг на друга как сестры и чертами своих лиц и поведением и своими одеждами. Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший – по глупости – клевете. Рядом — аллегорические фигуры Невежества, Подозрения и Подлости, которые нетерпеливо шепчут слухи в ослиные уши (символ глупости) короля. Протоген признал себя побежденным.
Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 — 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он.