Но первоначальный облик сохранился далеко не во всем интерьере собора. Замечательный уютный английский парк в Павловске от слегка организованной придворцовой части с аллеями, двенадцатью дорожками, скульптурами постепенно переходит в настоящий дикий лес, где лишь просеки и запруды на реке указывают на то, что это всё еще парк. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов.
В правой — группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен). Грибоедова. Они символизируют победы русского оружия под руководством Суворова.
Парк Версаля был создан Андре Ленотром (1613-1700) в соответствии с принципами классицизма – строгая симметрия, ясность композиции. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). на пьедестале памятника надпись: «Князь италийский, граф Суворов-Рымникский. 1801». То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. В 70-е годы рядом с Шубиным работает ряд молодых выпускников Академии. Этьен-Морис Фальконе (1716–1791 книга Эдм. В годы империи Наполеона I в архитектуре нарастает пышная репрезентативность (Ш.
К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (страстей) и разделение жанров на высокие и низкие.
В 1775-1785гг. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Развитие стиля определило творчество других художников – Щедрина и Мартоса. Парк Версаля был создан Андре Ленотром (1613-1700) в соответствии с принципами классицизма – строгая симметрия, ясность композиции. Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор. В зависимости от того, справа вы смотрите или слева, «глаза в глаза», снизу или чуть приподнявшись над уровнем глаз, перед вами предстает то почти патологический урод с безобразно ввалившейся переносицей, то «престрашный зрак» деспота, лицо которого, кажется, вот сейчас, через мгновение – передернет судорога гнева, то – особенно это заметно в бронзовом бюсте Третьяковской галереи – подернутые сентиментальной слезой глаза «романтика на троне», каким видел себя Павел I. И вдруг, неожиданно, встречаете загнанный, страдающий взгляд человека, в минуту жестокого прозрения осознавшего, как ненавидим он окружающим, – даже собственным сыном. Орлова (Прил. 12), принадлежащий Государственному Русскому музею, высечен из сероватого, теплого оттенка мрамора с прожилками и вкраплениями. Его творчество многообразно по жанрам: рельефы, статуарная пластика, надгробия, монументы.
«Пластика развивалась в тесном единстве с поисками в области зодчества. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузов и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Высокий – торжественный, величавый. Архитекторы зрелой поры классицизма— Дж. Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России».
Скульптура в изобилии применялась на фасадах (круглая скульптура, горельефы, рельефные ленты). Гудона, в мифологической живописи Ж. М. Классицизм придерживался принципа создания «как бы нового мира, в котором предметы представляются нам такими, какими, по уверению природы, они могли бы быть» (Катрмер де Кренси). Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704–1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, — и в то же время «инициатором» нового искусства ваяния XVIII столетия.
Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа, статую Екатерины II – законодательницы (1789-1790). Люди на таких полотнах могут показаться застывшими скульптурами в «говорящих» позах. Навсегда запоминается его призывный жест. Обе эти части соединяются между собой под землею.
Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой.
В творчестве замечательного русского скульптора редкого дарования Михаила Ивановича Козловского (1753-1802). Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений.
Но внутренний мир его не показан. Следующая зона была больше в 10 раз и носила наименование «Большой парк». Третья зона включала охотничьи угодья и деревни.
При жизни она славилась острым умом и ослепительной красотой, добротой и женским обаянием. По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. Его искусство знаменует начальные шаги развития классицизма. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа.
Строительство и контроль над ним сосредотачиваются в руках государства. Суфло). Кваренги, Ч. Камерон, И. Е. Старов в Санкт-Петербурге, В. И. Баженов и М. Ф. Казаков — Москве.
Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов3. Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы «Амур и Психея» изображает бога Купидона (Амура) в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. По стилистике бюст Г. Г.
Три «стиля» по Ломоносову:1. И эту церковь уничтожил новый пожар 1087 года. Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710-1795) является в своих мраморных произведениях, Купальщице и Диане Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Когда Федоту было 19 лет, умер его отец. Этому призыву последовал русский писатель Н. М. Позы женщин значительны и торжественны. классицизм сформировался в архитектуре Голландии (архитекторы Я. ван Кампен, П. Пост), породившей особенно сдержанный его вариант и в палладианской архитектуре Англии (архитектор И. Джонс), где в творениях К. Рена и др.
Тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства XVIII – начало XIX вв. Учение о трёх стилях, т. е. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. Собор святого Павла.
В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. Бецкого (1784-1787), дворец «Павловске (1785-1787), а также чугунную лестницу Академии художеств (1819-1820).
Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726гг. ), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698-1762), друг графа Кайлюса идеалы которого он стремился осуществить. Компактность упругой формы, энергичная линия профиля – высокий лоб, крупный нос, квадратный резко выступающий подбородок – «гасят» округлость пухлых щек. В этом он находит опору: древние греки являются примером рационализма в мышлении, они дали человечеству завершенные представления о пространстве и времени и многих других явлениях в жизни, причем сделали это в простой и доступной форме. Каждая деталь этого памятника имеет свой художественный смысл. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.
Обычные люди и обычная жизнь оставались за пределами скульптуры. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим.
Крупнейшая постройка этого времени — Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло (1713—1780). От своего первого учителя Гильома Кусту он заимствовал больше плавной прелести в смысле французского XVIII столетия, чем вообще принято думать. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде абсолютно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. Прокофьев мастерски разрабатывает драпировки, тонко понимает их взаимоотношения с человеческим телом. Северное и южное крылья двора формируют второй королевский двор. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы.
Годом позже Шубина её закончил и проходил пенсионерство в Париже и в Италии Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. Деятельность Ж. Л. Персье, П. Ф. Л. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16. Декоративная скульптура вводилась в архитектуру не как простое украшение, а как необходимая часть сооружения, связанная с ним тысячью нитей, обогащающая его содержание и вносящая пластическую красоту в замысел архитектора»3.
Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Однако наибольший взлет жанра отразился в произведениях Федота Шубина. Фонтан «Самсон»— пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Он создал статую «Русского Сцеволы».
как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. И утвердить в искусстве ряд норм и правил античной эстетики. Для дворца Марли он изготовил знаменитые конные статуи «Меркурий на Пегасе» и «Виктория на Пегасе». Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.
Шубин родился 1740 году в Архангельской губернии. В зрелых работах мастера, к числу которых относится композиция Венера и Марс, ориентация на античность сочеталась с любованием красотой природы и идеальных форм, что акцентировалось несколько холодноватой трактовкой и тщательной обработкой (полировкой) мрамора. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики, Державин пишет «Анакреонтические песни» как сплав русской реальности с греческими и латинскими реалиями, отмечает Г. Кнабе. Жак Габриэль, ученик Мансара, придал ему облик палладианской виллы. Сын дворцового скотника, он окончил Академию художеств годом позже Шубина (1767), одновременно с ним был в Париже и Риме, также, как Шубин, посетил раскопки Помпеи и Геркуланума и вернулся на родину о 1772 году. При создании здания архитектор подробно разработал систему убранства, определив для каждого скульптора участок работ, общий силуэт и масштабность декоративных элементов.
В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. его сменил Большой Трианон, построенный Ардуэн-Мансаром.
Построенное им здание Биржи на стрелке Васильевского острова знаменательно не столько само по себе, сколько как образец блестящего решения сложнейшей градостроительной задачи – архитектурного оформления стрелки Васильевского острова. Лангханса, Д. и Ф. Жилли. Главные темы для станковых произведений Козловского взяты из античности.
В XVII – начале XVIII вв. В этом жанре работали почти все крупные мастера эпохи: Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Прокофьев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин. А. Канова «Три грации».
В других искусствах наиболее близки классицизму графика и скульптура Дж. В 961 году она сгорела, но немедленно была восстановлена. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна.
На первый план выступают не определяющие черты личности, а состояние ее в данный момент. Утрата государственности и собственной элиты, превращение «Малороссии» в тихую сельскохозяйственную окраину привело к резкому сокращению здесь монументального строительства. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. Его мраморные группы Любовь и Дружба и Мальчик с клеткой в Лувре дышат прелестью жанра. Достойно украшает собор орган 1694 года, построенный Уиллисом. Менгс, австрийский пейзажист И. А. Один из современников справедливо писал: «Вся группа олицетворяет любовь, трудно найти другое, более тонкое её выражение в других произведениях западноевропейского искусства».
Ваятелем идеальных фигур, еще затронутым слегка барочным настроением, является Лемуан в группе «Крещение Христа» в Сен Рош в Париже. Хобан художники Б. Уэст и Дж.
боз-ар). Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Созданный в 1799-1801 годах по проекту скульптора М. И.
Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного», с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. Нить предания не порвалась. Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Зрелые черты классицизма проявляются в загородном ансамбле дворца и парка Во-ле-Виконт близ Мелена (1655-1661 гг. ).
«Орловскому удалось убедительно передать роль каждого полководца в минувшей войне, лапидарно обрисовать их характер и превосходно связать памятники с ансамблем собора»3. «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами»3.
Учеником Лоррена был Жан Батист Лемуан (1704-1778), которого Гонз все же называет истинным наследником манеры Кусту, – и в то же время инициатором нового искусства ваяния XVIII столетия. Фонтен, Ж. Ф. Среди его работ – аллегорические скульптуры Силы, Изобилия, для украшения зала Войны им были выполнены золотые и серебряные десюдепорты, над камином – огромный стуковый барельеф с изображением Триумфа короля, для парка Куазевокс изготовил копии античных скульптур «Нимфа с раковиной», «Венера Медичи», «Венера на корточках», «Кастор и Поллукс». Вот таким образом античность сыграла немаловажную роль в формировании классицизма. В середине XIX в. начало бунтовать тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России – передвижниками. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705-1765) принадлежит наполовину к римской школе.
Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12. Просторы Невы, плоский рельеф Петербурга, открытые пространства постоянно ставили перед архитекторами подобные задачи, которые усложнялись еще и тем, что необходимо было учитывать вкусы коронованных заказчиков и стараться сохранить городской ансамбль с постройками предшествующих эпох. Антонио Канова (Antonio Canova) (1757–1822) итальянский скульптор, мастер европейского классицизма. Интернациональным центром классицизма XVIII – начала XIX вв. Скульптурный портрет стал величайшим завоеванием русского искусства этого периода. Архитектура и вслед за ней пластика обратились к античности раньше прочих жанров.
Вьена, декоративных пейзажах Ю. Робера.
Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Эта установка ощущается в деятельности архитектора, теоретика и декоратора, шотландца Роберта Адама (1728-1792) и его последователей в сдержанном стиле и продуманных решениях сэра Джона Соана (1753-1837), в гражданских постройках и урбанистических проектах Джона Нэша (1752—1835) в Лондоне (Трафальгарская площадь Риджент-стрит). Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности».
Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Гражданский пафос и лиричность сочетались в пластике Ж. Б. Через 80 лет Людовик XV приказал построить Малый Трианон для маркизы Помпадур.
Это должен был быть крупнейший протестантский храм. Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. Эти поиски (отмеченные также влиянием архитектурных офортов Дж.
В архитектуре наступает период застоя. Основной идеей их творчества был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Целью творчества классицизма становится изменение мира в лучшую сторону. Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства.
в архитектуре характерны строгие формы палладианца Ф. В. Эрдмансдорфа, героический эллинизм К. Г. Пожалуй, это один из самых «римских», наиболее антикизированных бюстов Шубина даже в этот период, когда влияние античного искусства в его творчестве наиболее ощутимо. Когда можно только вот так и никак иначе.
Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. В наполеоновскую эпоху классицизм изменил лицо Парижа, который отныне стал подлинной столицей мира, приобретя облик города современного типа, с важными урбанистическими решениями (от перепланировки Тюильри до площади Согласия, от рю Риволи до Вандомской площади, от Елисейских Полей до площади Звезды), в которых роль архитектурных сооружений — будь то Триумфальная арка на площади Звезды (1806) Жана Франсуа Шальгрена (1739-1828) или церковь Магдалины (1806) Пьера Виньона (1763-1828), арка Карузель (1806-1808) Шарля Персье (1764-1838) и Пьера Франсуа Леонара Фонтена (1762—1853), — не сводится к символической или прославляющей функции, но вырастает до задач служить структурообразующей точкой схода осей и организации пространства города. Так писал, например, Н. Пуссен. Впечатление создается своеобразным приемом «напластования» знаков власти – регалий, орденов, которые не объединяются, а дробятся складками плаща, стягивающего круто обрезанный бюст, «по локтям». Известно также, что в Риме Шубин выполнил портрет Екатерины II, который до Великой Октябрьской социалистической революции находился в имении Голицыных Петровское, откуда попал в частное собрание в Париже, а в 1969 году был приобретен музеем Виктории и Альберта в Лондоне. Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона).
Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Из его полных жизни портретов следует отметить бронзовый бюст Дидро и мраморный бюст маршала Саксонского в Лувре. Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины», вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи», привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Суворову великолепно смотрится на фоне Невских просторов, Марсова поля, окружающих зданий. Вот таким образом в русском классицизме обычно предполагалась обязательная авторская оценка исторической действительности.
Важную часть планировочного решения составляла перспектива, открывающаяся из дворца через двор, затем через вестибюль в большой салон, а из него в парк. Соун). Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Этим порталам придана полукруглая форма и каждый из них украшен пятью колоннами.
Скульптором редкого дарования был М. И. 1762-1796 гг. ) и в краткое правление Павла I (1796-1801 гг. ). От конца XVII века сохранились великолепные ажурные решетки из кованого железа (работа Жана Тижу) и резные деревянные скамьи в хоре собора, считающиеся самым ценным его убранством.
Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Петра) и Климента XIV (1783–1787, Рим, церковь Санти Апостоли). Эти масштабные работы были осуществлены с такими последователями и помощниками, как Луиджи Каньола (1762-1833, Арка Мира), зодчим из Лугано Луиджи Каноникой (1762-1844, Арена в Милане), достигнув кульминации с революционной утопией проекта Форума Бонапарта (1801), разработанного Джованни Антонио Антолини (1756—1841) и с разработкой первого регулярного плана города (1807), совершенно новаторского по своему духу и имевшего важное значение, хотя он и не был реализован. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо— сентиментализм— романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми. Воздействие рационалистических просветительских идей раньше всего сказалось в архитектуре.
Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Пейн, У. Чеймберс). Умер Канова в Венеции 13 октября 1822.
как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами). Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Козловский. С наибольшей очевидностью это выступает в обширной серии гипсовых рельефов, украшающих парадную лестницу Академии художеств (1785-1786), дом И. И.
Скульптура юного Марса в шлеме и латах стремительно поднимает обнаженный меч. Леду, Э. Л.
Наконец, третий этап – «образцовый стиль» или николаевский классицизм, отразил стремление Николая I (прав. Для немецкого классицизма XVIII – начала XIX вв. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность.
По четырём углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырёх фронтонов— аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов).
Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. Тогда в России строилось огромное число роскошных дворцовых и общественных сооружений. 1736 – 1806 гг. ). В левой башне висят 12 замечательных колоколов, а в правой находится самый главный колокол Англии — «Большой Пол» (весящий 16 тонн) и часы с циферблатом (диаметр их — 15 метров) и колоколом весом в 256 пудов, слышимым за 37 верст. Портик венчается трехугольным фронтоном, барельеф которого изображает «Обращение Савла» и который в свою очередь увенчан огромными статуями апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. Вместе с творчеством Козловского отошла в прошлое эпоха становления русского классицизма.
Собор св. Его шедевр – дворец и парк в Павловске (1782- 1801) – это поэтическое воплощение мечты о красивой и разумной жизни в единении с природой, попытка соединения гармонии природы с гармонией творений рук человеческих. В 1774 году ему присвоено звание академика. Описывая 60-е гг. Козловского, памятник А. С.
Разочарование в оптимизме I половины ст. Шубин был занят работами для Мраморного дворца. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). Иоахим Мюрат подарил первую версию (изображенную справа) Лувру в 1800 году. Шубин работал не только как иортретист, но и как декоратор. На таком плане настаивало английское духовенство, хотя сам Рен хотел видеть здание несколько иным, более близким к формам итальянского Возрождения. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств.
Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. Если в начале века новый стиль в архитектуре представляли архитекторы-иностранцы, то к середине века и в его второй половине уже появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие, получившие прекрасное европейское архитектурное образование, создали замечательные памятники, в которых соединились черты классической архитектуры Запада с русской любовью к живописности постановки, слиянию с природой, смягченным формам, простоте и ясности объемов. В гениальном бюсте Шубина (бронза, 1798 мрамор, 1800 бронза, 1800) – необычная для скульптора тяжеловесная роскошь при довольно ограниченном числе атрибутов. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы.
Голицына (мрамор, 1771). Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен). Голицына. «империя») и его главной чертой стало наращивание декоративной составляющей архитектуры.
Среди его работ – аллегорические скульптуры Силы, Изобилия, для украшения зала Войны им были выполнены золотые и серебряные десюдепорты, над камином – огромный стуковый барельеф с изображением Триумфа короля, для парка Куазевокс изготовил копии античных скульптур «Нимфа с раковиной», «Венера Медичи», «Венера на корточках», «Кастор и Поллукс». М. И. На трех гранях жертвенника изображены аллегории Веры, надежды и Любви.
Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. получил звание академика. Здания Сената и Синода в Петербурге.
Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. Боковые двери собора находятся с каждого конца поперечной части «храмового креста». Излюбленным цветом становится белый: он символизирует чистоту помыслов и свободу от излишеств.
В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. Его лучшее произведение — водоем на улице Гренелль в Париже.
Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на воронихинском постаменте памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с надписью «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский 1801». Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1798 дней. Она носила наименование «Большой парк». Позже их стали изображать в античных тогах.
Немецкий классицизм получил название «цопф», отличающийся от французского классицизма аскетизмом, строгими формами палладианства, которых придерживался архитектор Ф. В. Эрдмансдорф (Friedrich Wilhelm von Erdmannsdorff, 1736 – 1800 гг. ), приверженец эллинизма – К. Г. Лангханс (Langhans, 1732 – 1808 гг. ). После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой», стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина.
Уэджвуда и мастеров завода в Дерби. И в то же время – одно из наиболее лирических произведений мастера. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш). Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен виадук. Пигаля, Э. М.
Нэш). Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. В кругу Пиранези представителей зарождавшейся неоклассической культуры он выделяется особо эмоциональным восприятием античного мира, почти романтическим по своей интонации, которым одухотворены все его гравюры, завораживающие чарующей живописностью и рафинированным владением техникой (Капрични Виды Рима, 1745-1748). Характерные особенности классицизма особенно ярко проявились в сфере архитектуры: классический репертуар (от ордеров до схемы-типа храма) предоставлял зодчим рациональный функциональный материал для проектирования, который они, таким образом, поставили на службу меняющимся социальным и политическим условиям своего времени, когда находившийся на подъеме новый класс, буржуазия, наступал на привилегированную старую касту.
Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. Искусство таким образом считается одним из главнейших способов воспитания человека. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом. Этими постройками Мансар дополнил трехъярусное ядро дворца, окружающее первоначальный Мраморный двор. Барельеф разделен на две части.
Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти». Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности.
Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. К Версальскому дворцу, расположенному на высокой террасе, сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующих трезубец, средний проспект которого ведет в Париж, два других в королевские дворцы. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса3. Верхний ярус увенчан аттиком. Скульптура становится средством раскрытия образной выразительности здания, не теряя самостоятельности. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану».
Луки в Риме. С. Колли). Один из первых дошедших до нас «круглых» бюстов – портрет Ф. Н.
«К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн»3. Градостроительство классицизма XVII в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало (в планах городов-крепостей) концепции идеального города, создало свой тип регулярного абсолютистского города-резиденции (Версаль). Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст.
Он, в частности, воздерживается от пейзажно-пространственных мотивов в фонах, стремится строго соблюдать единство высоты рельефа, а создавая многофигурные композиции, часто обращается к приему иэокефалии (равноголовия). Ему лучше прочих удавались произведения исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховенаисточник не указан 1798 дней, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура» (Psyche ranimee par le baiser de lAmour). В последнюю треть XVIII века в русском искусстве формируется новый стиль — классицизм.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма это сочетание получило название академизма. Стиль, созданный придворными мастерами Бонапарта, был назван ампир (от фр. В начале XIX в. в английской архитектуре проявляются черты стиля ампир (Дж. Ему принадлежит огромная статуя короля, портреты его друзей Лебрена, Мольера и покровителей Кольбера, Мазарини (всего более пятидесяти бюстов). Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Н возвратился в Петербург в 1772г., в 1776г.
Классицизм (от лат. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Гильдебрандта) из луврских произведений которого Божок любви отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная Купальщица (1757) все же несколько жеманна, Милон Кротонский превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766 г. ) изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Здесь сплавлены высокая героика и поэзия. Канун Великой французской революции (1789-94) породил в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры (К. Н.
Булле, Ж. Ж. Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655-1726 гг. ), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. «Толстой был большим знатоком античного искусства— его рельефы, круглая скульптура и графика стали характерным проявлением русского классицизма»3.
Бюст Г. Г. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир. проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15. Открыто и прямо устремленный взор «поддержан» строгим выражением плотно сжатого рта, в углу которого скульптор подчеркнул жесткий желвачок.
Кох, скульпторы – итальянец А. Канова, датчанин Б. Торвальдсен). Все они выполнены в коринфском ордере, внутри гладкие, снаружи – с каннелюрами. Но мог создавать и такие удивительные дворцы-усадьбы, как Пашков дом (1784-1786), до сих пор являющийся одним из красивейших зданий Москвы, с его изысканностью и филигранностью деталей, прекрасно найденным композиционным решением здания, поставленного на вершине холма и открывающегося навстречу Кремлю и движению, льющемуся с моста, набережной и прилегающих улиц. В раннем русском классицизме (1760—1770гг. ) ещё сохранялась пластика и динамика форм, присущих барокко и рококо, в эпоху зрелого классицизма (1770—1790гг. ) появились классические типы дворца-усадьбы и крупного жилого дома, ставшие образцами строительства загородных дворянских усадеб и парадной застройки российских городов.
Фонтан «Самсон» — пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. В Париже на левом и правом берегах Сены возводятся дворцовые комплексы Люксембургского дворца и Пале-Рояль, создаются квадратная в плане Королевская и треугольная площадь Дофина на западной части острова Ситэ. В это время широко используется темы, образы и мотивы античного и ренессансного искусства. В 1315 году здесь был построен храм, который сгорел в 1666 году.
Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714–1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. От пышности ампира остается лишь рустовка и сандрики над окнами. классицизм утверждается также в Италии (архитектор Дж.
С большим совершенством движется в русле своего времени Жан Батист Пигалль (1714-1785), учителями которого были Лоррен и Лемуан. Внутри собор поражает величественностью своих сводов, высотой купола и перспективой аркад. Успокоенный и мерный ритм лежит в основе изображенных скульптором сцен. Михайлов и их помощники.
Разочарование в оптимизме I половины ст. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической2. Юноша покидает родные места и отправляется в Петербург. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Даже при создании портрета или памятника скульптор воспроизводил не реальные, но облагороженные идеализированные черты своей модели: в памятнике Козловского Суворову старый полководец представлен в виде молодого, прекрасного воина. Одним из ранних сооружений – архитектурных памятников классицизма Франции стал ансамбль королевской солеварни (Saline royale dArc-et-Senans) архитектора Клода-Николя Леду (Claude Nicolas Ledoux.
Его мраморные группы «Любовь и Дружба» и «Мальчик с клеткой» в Лувре дышат прелестью жанра. Памятник А. В. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).
При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Перро), творчество Л. Лево, Ф. Блонделя. Задуманный как церковь св. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Однако тот акцент, который был привнесен архитектурными инициативами Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841) в Берлине и Лео фон Кленце (1784-1864) в Мюнхене, отстоял довольно далеко от прогрессивных устремлений французского и английского классицизма.
Оно не только давало возможность освоения архитектурной классики, но и представляло русских архитекторов их зарубежным коллегам как равных партнеров, что играло огромную роль в становлении их самосознания. Его «Пастушок с зайцем» (1789, мрамор), «Спящий амур» (1792, мрамор), «Амур со стрелой» (1797, мрамор) говорят о глубоком проникновении в эллинистическую культуру. России с его гениальным градостроительным чутьем перенес его ближе к Неве. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре.
(архитектор Н. Тессин Младший). все бронзовые элементы, включая статую полководца, отлил мастер-бронзолитейщик В. П. «Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. Основной темой было утверждение военно-морской мощи России. Фонвизина, сатирах А. Д.
Архитектурные памятники классицизма во Франции Во Франции закладывались основные принципы и идеалы классицизма, который развивался под влиянием барокко, поздней готики и мотивов Ренессанса – это направление называлось «боз – ар» (beaux – arts «изящные искусства»).
Над ней – скрещенные ветви лавра и пальмы изображения Славы и Мира. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Шальгрен).
Не спешите с отрицательным выводом. Антуан Куазевокс (1640-1720) с 1666 г. стал королевским скульптором и работал над декорировкой Версальского дворца и парка вместе с Мансаром. Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.
Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Характерные примеры— убранство арки здания Главного штаба, созданное Василием Демут-Малиновским и Степаном Пименовым, московские Триумфальные ворота работы Ивана Витали и Ивана Тимофеева, Нарвские Триумфальные ворота работы Демута-Малиновского и Пименова вместе с Петром Клодтом.
В середине XVIII в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. Англия. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. На западном (наиболее эффектном) фасаде собора обращает на себя внимание огромный, почти 30-метровой высоты портик. Павла расположен почти в самом центре Сити, в одном из древнейших районов Лондона. проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу». В торжественном ритме ниспадают складки одежд.
Как последовательная система классицизм складывается в первой половине 17 века во Франции. Этот жест возвращает «античную богиню» к реальной жизни, делая её вполне земной женщиной. Помещения на юге были предназначены для королевы, на севере – для приближенных. Хемницера, одах М. В.
В XVIII – начале XIX вв. Шурин Пигалля Габриель Кристоф Аллерген (1710–1795) является в своих мраморных произведениях, «Купальщице» и «Диане» Лувра, мастером более спокойного, хотя и более намеренного изящества. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Орлова близок портрету А. М. Козловского, такие выдающиеся зодчие, как А. Н.
Гипсовая копия петербургской версии находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Также пластика применялась и в интерьерах – рельефы служили рамами для панно и вставками. Повелитель, поднимаемый солдатами на щите, является здесь в виде древнеримского воина.
Антуан Куазевокс (1640-1720) – младший современник Жирардона, с 1666 г. стал королевским скульптором и работал над декорировкой Версальского дворца и парка вместе с Мансаром. Скамьи представляют собой сложную композицию грандиозных размеров, в которую включены колонны, сочные гирлянды из цветов и фруктов, ажурные решетки, волюты, головки херувимов. Это породило волну интереса общественности к искусству.
Колонны эти не входили в план строителя и были поставлены наперекор ему. Античность (известная по памятникам литературы, скульптуры и архитектуры) воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека идеальной порой человеческой истории. Французская архитектура дала миру наиболее классический вариант классицизма.
Канова создавал композиции на мифологические сюжеты, портреты и надгробия. Этот парк— один из самых значительных по своей художественной ценности. Классицизм (от лат. Развивалось искусство Демута-Малиновского, также испытавшего влияние освободительных идей. Это был высший образец.
окончательно сложился национальный вариант английского классицизма. Авторами архитектурного решения памятника были, кроме М. И. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. Лекё).
Прожив два года «вольным ремесленником», в 1761 году он оказался придворным истопником. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели.
Место, на котором стоит собор, видимо, было священным еще в языческие времена. У органа 2155 трубок и он считается лучшим в Англии.
Особенности античного рельефа были восприняты скульптором с большей последовательностью, чем другими мастерами русского классицизма. Воспитательная функция— и в выборе сюжетов из подвигов и благородных поступков прошлого.
Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе. Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Давида предромантизма воодушевляли этические и гражданские идеалы интерпретация итальянца Андреа Аппиани (1754—1817) была более репрезентативной, более прославляющей совсем иной предстает манера парижанина Антуана Жана Гро (1771—1835), автора изобразительной «хроники» наполеоновских кампаний и совершенно невозможно однозначно определить личность Жана Огюста Энгра, маэстро чистого искусства, откликающегося в то же время на актуальные веяния культурного процесса, от пуризма до ностальгическо-идеализирующего стиля troubadour (развивался во Франции между 1780 и 1820 гг., вдохновляясь европейским Средневековьем и миром рыцарской культуры) и исторического романтизма. Этот парк — один из самых значительных по своей художественной ценности. Суворову является одним из лучших произведений скульптуры конца XVIII века. В архитектурном облике зданий изобилуют «рудименты» барокко: овальные окна, шпили, угловые башенки.
Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Через 80 лет Людовик XV приказал построить Малый Трианон для маркизы Помпадур. Захаров, 1806-1823). Особые архитектурные условия и культурные традиции отличают принятие классицистических образцов в Англии, ставшей оплотом дальнейшей разработки палладианского наследия (занесенного туда архитектором Иниго Джонсом, 1573—1652, который детально изучал постройки Венето во время своего пребывания в Италии).
С большим энтузиазмом он был подхвачен в других европейских странах, России, а затем и США. Его называют французским Фидием. Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром», появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Пантеон воспринимается как памятник просвещению, светлому разуму, гражданственности. По образцу Парижа отстраивается и Милан, который в краткий период Итальянского королевства приобретает роль столицы. С 1810 он занимал пост директора Академии св.
Со второй половины XVII в. французский классицизм вбирает в себя некоторые элементы архитектуры барокко (дворец и парк Версаля – архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. «Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта.
Среди его произведений: статуя Персей (1801, Ватикан, музей Пио-Клементино), несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона в римских доспехах, Паолина Боргезе в образе Венеры (1805–1807, Рим, галерея Боргезе), надгробия пап Климента XIII (1783–1792, Рим, собор св. Но в Лувре сохранилась бронзовая модель его памятника этого короля для Ренна. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Во второй половине XVIII в. начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт».
Следующая зона была больше в 10 раз. Габриель, Ж. Ж. Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств.
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Но появляется в нем некая «граненость» формы, когда объем осознается как итог пересечения плоскостей. Для устройства водных партеров и фонтанов был сооружен виадук. Памятники архитектуры классицизма позднего периода создавал К. Ф. Шинкель (Karl Friedrich Schinkel, 1781-1841 гг. ). В Британии ампиру соответствует т. н.
Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы. Чарльз Камерон создал в Санкт-Петербурге, по словам Екатерины II, свою греко-римскую рапсодию.
Качество русского скульптурного портрета стало симптомом зрелости русского искусства. Этьен-Морис Фальконе (1716-1791 книга Эдм. Последние работы Гордеева – четыре барельефа на северном портике Казанского собора. Сумарокова, И. И. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
«Мотивы триумфального в новой классицистической архитектуре как нельзя более гармонировали с характером произведения Мартоса»3. «История русской монументальной пластики ещё не знала замысла такой прогрессивной силы. Его называют французским Фидием. В 1774 г. Шубину присуждено звание академика.
Воронихин, А. А. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Гёте, Ф. Милиции.
Первым истинным классиком XVIII столетия считается Эдмон Бушардон (1698–1762), друг графа Кайлюса идеалы которого он стремился осуществить. Архитектуре классицизма в целом присущи логичность планировки и геометризм объёмной формы. У основания внутреннего купола находится так называемая «галерея шепота», знаменитая своим акустическим эффектом.
Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Высокие образцы зрелого классицизма в архитектуре XVII в. – восточный фасад Лувра (К. Вот таким образом в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин). Например, ограда из врытых в землю пушечных стволов с ядрами, связанных цепями, символизирует пафос борьбы и победы, человечность. его сменил Большой Трианон, построенный Ардуэн-Мансаром. Его конная статуя Людовика XV в Бордо, к сожалению, уничтожена.
Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. Изобразительное искусство (художники Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Он и Лео фон Кленце (Leo von Klenze, 1784 – 1864 гг. ) строили в Мюнхене и Берлине музеи и общественные здания.
Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Гордеев. Екимов.
Вуд Младший, Дж.
Изящные искусства рассматривались как необходимые и полезные. Помещения на юге были предназначены для королевы, на севере – для приближенных. Главную достопримечательность собора св.
Авторы Возрождения, которые сегодня считаются одними из самых величайших творцов в истории, обратились к античным мотивам, сюжетам, а главное – формам изображения человеческих фигур, животных, окружения, композиции и так далее. Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Для портрета И. И. Вместе русский классицизм отличался от общеевропейского отношением к античности.
Таким вкусам отвечает и архитектура раннего классицизма, сочетающая строгий «демократический» лаконизм с сентиментальной камерностью и хрупкостью. Героика событий XVI века живо соотносилась с событиями Отечественной войны. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам.
Фальконе, Ж. А. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Кантемира, баснях А. П. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры.
классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. 1801-1825 гг. ) и находился под мощным влиянием искусства наполеоновской Франции. Это мы находим в комедиях Д. И. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. Однако подлинную славу он обрёл благодаря своему памятнику Минину и Пожарскому (1818).
Описывая 60-е гг. Французский Институт (Institut de France) хранит его замечательную статую Вольтера, в виде абсолютно нагого старца, сидя на скале, вдохновенно смотрящего в небо. ампир). Несмотря на колоссальную длину фасада Адмиралтейства, Захаров блестяще справился с задачей его ритмической организации избежав монотонности и повторов. Л. Давид). Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Э Фальконе, Ж Гудон). Поздний классицизм, называемый также ампир, приобретает черты парадности и пышности, выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в (см. Ф. Шубин.
Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни. В творчестве этих архитекторов отсылки к классическим образцам — пунктуальные вплоть до самого доподлинного копирования — принимают форму едва ли не ритуала оживления, так что в этой связи нередко употребляли уже тогда термин «неогреческий стиль». Холодно рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». В. Боровиковский «Портрет Г. Р. Фёдор Толстой создал превосходную серию медальонов, посвященных Войне 1812 года. Выдающийся русский скульптор Ф. И.
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Это традиционный для классицизма парадный портрет.
Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. Когда они дойдут до самого совершенства и «сделаются у какого либо народа всеобщими», ожидается, что «мало по малу исчезает невежество и нечувствительность грубого и непросвещенного человека, разум его наполняется приятностями». Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В Российской империи стиль также пришелся по вкусу, правда, в основном в столицах.
Русский классицизм во второй половине XVIII – начале XIX вв. Шубина О. П. Это самый активный период использования пластики в русской архитектуре.
Крестообразное в плане здание увенчано грандиозным куполом с фонарем на барабане, окруженном колоннами. Первая работа Кановы исполненная в этом стиле, позднее получившем название классицизма, – Тезей и Минотавр (1781–1783, Лондон, музей Виктории и Альберта). Если осматривать собор снаружи, то поражаешься прежде всего его длине — почти 180 метров. В Украине же памятников «чистого» ампира практически не сохранилось. Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузов и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Россия. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Сила и величавость сквозят в их спокойных, медлительных движениях. К старшему поколению скульпторов второй половины XVIII столетия относится Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Баженов, например, в результате обучения за границей стал членом нескольких зарубежных Академий и профессором архитектуры. Третья зона включала охотничьи угодья и деревни.
Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. () Сама по себе проблема связи и постановки в памятнике двух фигур представляет немалую сложность для скульптора.
Это дает толчок напряженной строительной деятельности с «просветительским» обновлением зодчего Джузеппе Пьермарини (1734—1808), реконструировавшего Королевский дворец (1770-1778), Театр Ла Скала (1776-1778), Палаццо Бельджойозо (1773) и королевскую виллу в Монце (1778—1778). Павла составляет купол. Дружеские и добрососедские связи этих семей прослеживаются еще до начала XVIII века. Ломоносова.
Северное и южное крылья двора формируют второй королевский двор. Даже колонны – непременный атрибут классицизма – все чаще заменяются плоскими пилястрами. Винкельмана, И. В.
Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. Наиболее выдающимися из этого скульптурного убора были щедринские «Морские нимфы» (1812 (Прил. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Должность открыла перед ним двери царских резиденций, богатых самой разнообразной резьбой и скульптурой. В Германии классицизм до 19 в. соперничал с рококо. Козловский изобразил Суворова в виде древнеримского бога войны Марса.
Лазаревой в Италии были обнаружены портреты Демидовых, выполненные в Париже в 1772 году. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Гильдебрандта) из луврских произведений которого «Божок любви» отражает всю прелесть стиля эпохи, а тонко прочувствованная «Купальщица» (1757) все же несколько жеманна, «Милон Кротонский» превосходит знаменитое произведение Пюже мощью движения и богатством линий, создал для России в своей прославленной конной статуе Петра Великого в Петербурге (с 1766г. ) изображающей скачущего коня на гранитной скале, поднявшегося на дыбы над обрывом, одно из грандиознейших изваяний века. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим.
В революционной Франции аскетический гражданский пафос их проектов был мало востребован в полной мере новаторство Леду оценили только модернисты XX века. Его конная статуя ЛюдовикаXV в Бордо, к сожалению, уничтожена. Пьермарини), Испании (архитектор X. де Вильянуэва), Бельгии, странах Восточной Европы, Скандинавии, в США (архитекторы Г. Джефферсон, Дж.
В этом жанре работало множество талантливых мастеров. Щит с фигурами Слав на круглом пьедестале великолепно исполнил известный скульптор Ф. Г. Ведущим английским архитектором этого времени был Кристофер Рен.
Флаксмена, в декоративно-прикладном искусстве – керамика Дж. Легко расчесанные пряди волос, мощная шея. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы).
В Европе на вектор развития этого направления повлияли работы мастеров Палладио и Скамоцци. В античности, особенности классической эпохе Древней Греции находят пример идеального государственного устройства и гармоничных соотношений человека с природой. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма.
Главный фасад подчеркнут шестиколонным коринфским портиком с фронтоном. И очень мало сохранилось от его непосредственной деятельности как архитектора (перепланировка площади Кавальери ди Мальта в Риме). Идеально прекрасны овал её лица, задумчивая исполненная достоинства поза, голова, чуть склонённая вправо. 7 мая 1767 года на собрании членов Академии Федоту Ивановичу Шубину был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько холодящее впечатление. Огромное влияние на классицизм XVIII в. оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (расколки Геркуланума, Помпеи и др. ) свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И.
Его лучшее произведение – водоем на улице Гренелль в Париже. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и теоретик Н. Пуссен. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Николаевский классицизм В период правления Николая I (1825-1855 гг. ) в России окончательно устанавливаются каноны зрелого классицизма («образцового стиля»). Он состоит из двух частей, по одной на каждой стороне хоров.
Жак Габриэль, ученик Мансара, придал ему облик палладианской виллы. Б. Пиранези) послужили отправной точкой для поздней фазы классицизма – ампира. Архитектурные и скульптурные формы являются здесь внутренне слитыми, а изображенные в виде рельефов с детьми «Времена года» по сторонам, хотя и выполнены более живописно, производят впечатление уже известных образцов, чего нельзя было ожидать от французского «Фидия». Шувалова (мрамор, 1771) Шубин избирает ту же форму, но создает при этом абсолютно иной художественный образ. О ранних годах Шубина в Петербурге известно мало.
Кроме того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской пластики второй половины XVIII в. После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда его не определять, а быть собственно при Ея Величестве». Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда английского парка. Вводится должность «архитектора короля». Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план.
Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина— это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора. Интерьеру классицизма свойственны ясность пространственных членений, мягкость цветов. Господствующими становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Вуд, Дж.
Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). Покровительство художникам вот таким образом— важнейшая добродетель властьимущих4.
Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Купол покоится на восьми гигантских столбах (диаметр каждого у основания — 12 метров) и украшен восемью фресками на евангельские сюжеты из жизни апостола Павла. Для дворца Марли он изготовил знаменитые конные статуи «Меркурий на Пегасе» и «Виктория на Пегасе».
В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу». Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Со временем это направление выродилось в холодный официальный академизм. Нить предания не порвалась. Первая христианская церковь, посвященная св. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Во второй половине XVIII в. складываются новые приёмы планировки, предусматривающие органическое соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса.
Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. Световой фонарь наверху купола увенчан главой-шаром (почти два метра в поперечнике) и крестом. По обе стороны портика возвышаются две башни-колокольни. Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса).
«регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш). На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав. Ломоносова, Г. Р.
Это ощущение отстраненности присутствует даже в самых чувственных по своему сюжету произведениях скульптора, таких, как Амур и Психея (1783–1793, Лувр).