Хотя с Россией де Кирико связывают только его работы для балетов Дягилева, куратор Татьяна Горячева проводит параллели между итальянским художником и супрематистом Малевичем и мечтательным Дейнекой и кубистами Шевченко и Рождественским. Итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) – явление в мире искусства по-своему уникальное. Жена де Кирико была переводчицей на этой встрече, ее спрашивали о том, где же находятся «те самые» картины Джороджо, но она упорно показывала пальцев на академическую скуку, говоря, что вот он и есть истинный художник. Кирико, ДЖОРДЖО ДЕ (Chirico, Giorgio de) (1888–1978) итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи.
Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июля 1888, Волос, Греция— 20 ноября 1978, Рим)— итальянский художник, близкий к сюрреализму. Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) (1888–1978) итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи.
В этом главный принцип «метафизической» живописи — сохранение традиционных живописных средств, выявление их условной природы как маски, в терминологии Де Кирико, «исторической маски», — и способы ее преодоления. Иза была ему нетолько женой, ноименеджером иматерью, откоторой художник зависел, как маленький ребенок. Говорить традиционным языком и не быть им порабощенным.
«То, что слушаю, ничего не стоит, есть лишь то, что я вижу открытыми глазами, но еще лучше — закрытыми», — писал художник. В 1928 году конфликт доходит до окончательного разрыва отношений.
«Де Кирико — противник деревьев и друг скульптур», — напишет Аполлинер. 1925 год. Знакомство с живописью основателя «метафизики» стало решающим для становления Дали и Дельво.
В 1917 году в военном госпитале Феррары познакомился с художником-футуристом Карло Карра. Кстати, эту же героиню мы видим на другом произведении – «Ариадна, молчаливая статуя». Только в конце жизни художник вновь вернется к метафизической живописи.
Учился в Высшей художественной школе в Афинах и в Академии художеств в Мюнхене. И если на географических картах «белых пятен» больше не осталось, то приключения человеческого духа нескончаемы. Впечатления эти, отложившись в подсознании, не могли исчезнуть и лишь ждали своего часа. В общем, можно сказать, фирменный набор де Кирико. Поздние костюмированные автопортреты режут глаз бутафорским великолепием и пышностью костюма, кричащей пестротой красок. Помните, как пеликлассики.
Авангард не поддается рациональному анализу, описанию и пониманию вообще. В 1906—10 гг. К примеру, на картине «Меланхолия и тайна улицы» силуэт бегущей девушки намеренно искажен, а оттого напоминает больше какую-то уходящую и расплывающуюся тень.
Первый его брак распался. Что же было на этих полотнах. Влияние Де Кирико было не столь заметным. ч 1920-Е ЗПДЩ ИХДПЦОЙЛ ПВТБФЙМУС Л УПЪДБОЙА ТПНБОФЙЮЕУЛЙИ ЧБТЙБГЙК ОБ ЛМБУУЙЮЕУЛЙЕ УАЦЕФЩ. На ней изображено всё то же самое, отличается лишь скульптура. На холсте мастер подчеркивает величие строения, помещая на первом плане тяжелую темную архитектурную глыбу. Рядом с этими двумя то ли фигурами, то ли статуями мастер поместил два разноцветных многогранника и один тонкий цилиндр, украшенный красной спиралью и похожий на ярмарочный леденец.
Так как в действительности эти предметы не совместимы. Но сам он вскоре отходит от этого направления в сторону традиционного реализма. В Цюрихе за одним столом пишет свои статьи Ульянов-Ленин и читают стихи дадаисты.
На полотнах де Кирико появляются такие исторические сюжеты, как Троянская война и битва при Фермопилах, а фрагменты акведуков, колонн и храмов складываются в единые фигуры «Археологов». Его выставляют впрестижных музеях. На переднем плане появляется гиперреалистичный красочный пробковый поплавок. Справа расположена голова манекена, напоминающая теннисную ракетку. И часы на башнях — со стрелками, как и водится на вокзалах.
В работах «метафизического периода» у де Кирико довольно часто встречаются изображения бананов. Городское пространство сконструированно внутренним взором художника, работой его подсознания. Но так ли неожиданным было то, что произошло с художником на родине. Дизайнеры Сергей Чобан и Агния Стерлигова дополнили экспозицию характерной аркадой и павильонами для графики (для которой интенсивный свет вреден) в виде декириковских мотивов — обломка колонны и лежащей головы манекена.
Обобщая, можно увидеть противопоставление минеральных, каменных и растительных элементов. Главное «действующее лицо» полотен — пустынные площади, окруженные архитектурой. открывается пространство еще двух залов, а в них снова — Ариадна Пенелопа и так любимая художником троянская пара Гектора с Андромахой.
Джорджо де Кирико придумал метафизическую живопись в начале 1910-х, начав писать «молчаливые» картины с пустынными аркадами, обломками колонн, контрастными светотенями полуденного солнца, с красными башнями (навеянными башней в Турине), с отсутствием признаков сюжета и часто какого-либо действия. В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. К тому же еще и с русским акцентом. В дальнейшем, она оказала серьезное влияние на его мировоззрение и творчество. Здесь художник увлекся немецкой философией (сочинениями Шопенгауэра и Ницше) и испытал сильное влияние искусства Бёклина и Клингера.
Под впечатлением от итальянской архитектуры появились первые «картины-таинства», которые Г. Аполлинер позднее назовет «метафизическими». Главных впечатлений от показа, пожалуй, два — хорошее и вызывающее недоумение. ч 1945 ИХДПЦОЙЛ ПРХВМЙЛПЧБМ БЧФПВЙПЗТБЖЙА, чПУРПНЙОБОЙС П НПЕК ЦЙЪОЙ.
Его первыми работами были городские пейзажи с четкой «безвоздушной» перспективой, пустынные и гулкие, словно увиденные в гипнотическом сне, где все как будто правдоподобно и одновременно ирреально. В «Неопределенности поэта» гроздь бананов как бы выходит из женского лона или, наоборот, приближается к нему. С сюрреалистами он вскоре расстался. Примерно в это же время начинает складываться художественный стиль мастера, впоследствии получивший название «метафизической школы живописи». Очевидно одно:живопись художника никогда не стремилась отразить настоящее.
Две разные вселенные. Другой излюбленный элемент, появляющийся практически во всех картинах де Кирико, — это «фаллические» башни и«геометрические» железнодорожные станции (Пикассо даже называл де Кирико «певцом вокзалов»). Артур Шопенгауэр, в свою очередь, заставляет художника задуматься над процессами, которые берут свое начало в предметном мире. Художник располагает фигуры по диагонали, перпендикулярно к линии отбрасываемых ими теней. А художник искусно пользуется именно знанием перспективы, создавая лишь фантом ее: и мертвая, освещенная ледяным светом («безлюбовное солнце», по выражению самого художника) улица и башня вдали и пьедестал статуи неведомого кондотьера, словно въезжающего на пустую площадь, — все это имеет собственные точки схода, собственную пространственную ориентацию. Надо всем этим простирается тяжёлое и гнетущее небо, цвет которого плавно переходит от жёлто-зелёного у горизонта к тёмно-синему над верхушкой башни. Во время Первой мировой войны в 1917 году, де Кирико служит в госпитале Вилла де ль Семинарио недалеко от Феррары.
«Большая башня» (итал. Лишь однажды спокойная жизнь нарушилась шумным судебным разбирательством. Кирико утверждал, что подобные миры и фигуры являются ему в видениях. С ним всегда надо быть на чеку и сверять свои чувства с подписями под картинами. Супруга его была очень недовольна всей этой ситуацией.
Джорджио де Кирикородился в 1888 году в Греции и прожил там до подросткового возраста. Он копирует старых мастеров и начинает работать в стиле, близком к академизму. В 1945 художник опубликовал автобиографию "Воспоминания о моей жизни".
Присущее же метафизическому искусству стремление раскрыть через мир предметных форм «тайный» смысл вещей, лежащий за пределами их физического существования, сделало его предтечей сюрреализма 1920-х годов. Работы Вейнингера помогли художнику выработать собственную метафизическую теорию. В 1914 году де Кирико пригласил Аполлинера в мастерскую и преподнес ему его портрет, который поэт четыре года спустя назвал «предостерегающим». На пустынных площадях мастер часто изображает статую Ариадны — символ грусти и меланхолии (этот образ использовал Ницше для символической передачи некоторых постулатов своего учения).
А во-вторых, написанное десятилетием позже «Возвращение Улисса»: посреди комнаты в вечно плещущейся воде вечно плывет Улисс, которого окружают приметы живописи де Кирико — кресло с высокой круглой спинкой, массивный шкаф и, наконец, самоцитата художника в виде висящей на стене картины. В 1899—1905 гг. дЦПТДЦП ДЕ лЙТЙЛП ТПДЙМУС Ч ЗТЕЮЕУЛПН ЗПТПДЕ чПМПУ 10 ЙАМС 1888.
И безлюдные аркады. Курбе. Де Кирико не изобретал нового, а очищал классическую традицию. Это символические знаки, собранные воедино для решения метафизических задач автора. Среди этих поздних опусов выделяется, во-первых, «Метафизический треугольник (с перчаткой)» 1958 года, где на треугольном же холсте наплывают друг на друга здания, арки, башни, разные пространства, — а поверх всего лежит огромная красная перчатка с ногтями. Если в начале пути костюмы и декорации для Дягилева создавали преимущественно участники группы «Мир Искусства» —Лев Бакст, Валентин Серов и Александр Бенуа, то в Париже над этим работают Андре Дерен и Пабло Пикассо.
Тогда же он увлекся театром и балеринами. Великий кубист Пабло Пикассо величал художника «певцом вокзалов». То, что прежде было пространством, превратилось в кучу рамок, угольников и «картинок в картинках». В те же годы де Кирико часто обращается к искусству Старых мастеров: среди его полотен легко узнать прототипы Ватто, Тициана, Буше, Фрагонара, Каналетто и Рубенса.
Потеряв глубину, свойственную тайне имятежный дух молодости, деКирико открывает для себя безмятежность старости инезамысловатую радость составления ребусов ишарад. В этой части имеются и иллюстрации к его роману «Гебдомерос», в частности, замечательное своей комичностью олицетворение бессмертия с грузной теткой, парящей невысоко над землей, растопырив пальцы и на ногах и на руках, а еще — среди других рисунков, где тоже на все лады склоняются его манекены, — тоже манекенный рисунок «Муза, утешающая поэта». На фоне темного, полного драматизма неба встает величественная фигура Метафизика. деревянный подиум резко обрывается на заднем плане. Он меняет свой взгляд на живопись. Эти мотивы служат отсылками к профессии его жены Раисы Гуревич-Крат. В 1931-м, после смерти Дягилева, эта постановка вернулась на сцену в декорациях де Кирико. Но, образы искусства Древней Эллады нередко появлялись в картинах художника.
Игра света и тени усиливает таинственность сцены. На парижских улочках часто можно было встретить лотки продавцов бананов.
Разгадать тайну нельзя — да и не нужно, ее художники-метафизики добивались намеренно. Пространство полностью замкнуто, только лежащее на плоской поверхности печенье создает картину в картине. «Метафизический» Де Кирико дает форму своим снам. Де Кирико не только смещал пространство и ощущение времени, но и эпохи.
В какой-то момент кажется, что их уже слишком много. Даже названия этих работ, такие, как "Ностальгия по бесконечности" (1913) и "Меланхолия улицы" (1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. То есть здесь 13 произведений 1920-х, но в основном позже и вплоть до 1970-х годов (зрелый художник делал многочисленные повторы ранних своих вещей). Когда Италия вступает в войну, Джорджо получает назначение в отряд, обслуживающий военный госпиталь в Ферраре. Там он знакомится с художником Карло Карра и создает нарочито геометрическую серию «Метафизические интерьеры» — застывшие в неподвижности натюрморты и фотографически точные срезы тревожной необычности. дБЦЕ ОБЪЧБОЙС ЬФЙИ ТБВПФ, ФБЛЙЕ, ЛБЛ тБДПУФЙ Й ЪБЗБДЛЙ УФТБООПЗП ЮБУБ (1913) Й нЕМБОИПМЙС Й ФБКОБ ХМЙГЩ (1914), ХЛБЪЩЧБАФ ОБ УФТЕНМЕОЙЕ БЧФПТБ ОБРПМОЙФШ УБНЩЕ ПВЩДЕООЩЕ УЙФХБГЙЙ ПЭХЭЕОЙЕН ПРБУОПУФЙ Й ЙТТЕБМШОПУФЙ. Как выяснилось позже, суд ошибся.
Яркий пример этому —«Внутренняя метафизика мастерской», где вроде бы знакомые полотна художника изображены внутри новой картины. Де Кирико разглядывает одно из полотен Тициана и переживает шок. Тем не менее проблема «подделок» актуальна в разговоре о творчестве Де Кирико. В эти же годы он начинает работать над упомянутым журналом «Пластические ценности», возрождавшим на своих страницах идеалы классической живописи. Джорджо де Кирико говорил: «Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное».
Непросто понять, почему построенное (казалось бы. ) по законам классической перспективы пространство так тягостно и болезненно-странно в картине де Кирико («Красная башня», 1913). Первый парижский период оказал решающее влияние на формирование мастера. Элементы абсурдных столкновений предметов и пространств, столь важные для «метафизики», в отдельных работах еще сохранились, но это уже нечто другое. Впервые увидев в далекие 60-е несколько плохоньких репродукций Моранди, сопровождавших некролог художника в одном венгерском журнале, я надолго попал под обаяние этих работ. Что касается нынешних «Метафизических прозрений» (парафраза слов де Кирико о том, что «У каждой вещи две стороны: обычная и метафизическая»), самая ранняя тут картина — «Битва кентавров» из римской Национальной галереи нового и современного искусства — датируется 1909 годом и это еще такая игра в символизм (поначалу де Кирико увлекался символистской живописью Арнольда Беклина).
Скончался Джорджо де Кирико в Риме 20 ноября 1978. В 1945 художник опубликовал автобиографию Воспоминания о моей жизни. В начале XX века в среде мюнхенских студентов особенной популярностью пользовался философ и психолог Вейнингер, автор известной книги «Пол и характер».
В картине «Молчаливая статуя Ариадны» активно используется игра света и тени. Кураторы Джанни Меркурио, Татьяна Горячева и Виктория Ноэль-Джонсон структурировали выставку по разделам: «Путь метафизики» (преимущественно с 1920-ми годами), «История и миф», «Театр», «Вечное возвращение», «Великие мастера», «Неометафизика», «Автопортреты». В 1919 году он публикует сборник текстов под названием «Метафизическая живопись». Останутся театральность жеста, романтический пафос и атмосфера салонной живописи XIX века. Де Кирико посетил Флоренцию, Милан и Турин.
У них разный коэффициент искажения, за счет чего усиливается эффект странности. Все эти эстетические и социальные бури никак не затрагивают Де Кирико.
Визуализировав свои сны изжив в них свои комплексы, Де Кирико «историческую маску» превратит в риторическую фигуру. В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. Это — одиночество, обезличенность и пустынность. А в 1924-м появится манифест сюрреализма авторства Андре Бретона. Фигуры людей, если и появляются, то только для того, чтобы, отбросив черную тень, подчеркнуть пустоту пространства или превратиться в каменное изваяние.
Плюс — скульптура (многочисленные вариации на тему героев-манекенов де Кирико) и графика. Еще в молодые годы он преклонялся перед искусством старых мастеров. «Мне вдруг показалось, будто все окружающее я вижу впервые», — писал он потом в мемуарах.
Не понятно в таком случаем, что же это—объект или тень от него отражаемая. Эта дата, 1913-й, оказалась между другими важными для модернизма вехами. Кроме того, он твердил о влиянии Ницше.
Для Де Кирико это аксиома. Но все это в старых, довоенных работах. В1917 году художник заболел нервным расстройством и его поместили в военный госпиталь. Более того иногда художник получал даже официальные заказы. Зато обожал Флоренцию иТурин— двух полнеющих синьор среднего возраста.
Моранди создает движение «Метафизическая живопись» и публикует свои теоретические статьи в журнале «Валори пластичи» («Пластические ценности»). С этого момента он изучает и копирует работы итальянского ренессанса. Увлечение философией Ницше искусством художника Бёклина, сформировало в нём необычный взгляд на живопись. Любопытно, что этот резкий поворот в его судьбе совпал с общей для всего авангарда тенденцией «возврата к порядку» Де Кирико не оставил совсем «метафизики» стилистически она по-прежнему играла ведущую роль в его живописи 20-х годов.
Потом пришла очередь братьев уезжать: их вызвали в Италию. Де Кирико часто использовал сюжеты и героев бёклиновских картин в своих ранних работах. Подобные работы не ставили целью поразить зрителя, поставить его в тупик.
Ренессансный, построенный из красного камня город покорил его. Последний, кроме поэзии занимавшийся еще и художественной критикой, увлекся живописью Кирико и придумал для нее название «метафизическая», то есть выходящая за рамки привычной реальности. В 1911—15 гг.
У них была дружба идеологического рода и мадам не хотела знать никакого авангардизма». Для «метафизика» история культуры и цивилизации — только большой музейный каталог, откуда берутся ренессансное здание и пульмановский вагон, античная скульптура и резиновые перчатки, бисквит и гипсовый шар рядом с заводской трубой. Вместе с этим он изучал немецкую философию и, прежде всего, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Любопытно, что художникникогда не ставил дат на копиях своих работ. К которому остается добавить и героев-манекенов, лишенных зрения провидцев, оживших скульптур, механических «человеков», — которых сам художник начал делать все в той же первой половине 1910-х, а на выставке за них отвечают более поздние образцы.
Кураторы завершили выставку манекенной картиной 1970-го «Орфей — усталый трубадур»: улица смешивается с интерьером (за него отвечает занавес), на фоне неба возникает мираж в виде замка. Ох, это «долгожданное перевоплощение в кукол де Кирико и Карра — для меня это освобождение, для белых воротничков — это небесная кара». В своём творчестве он сильно преуспел, так как некоторые ценители живописи считают, что до сих пор этому художнику нет равных. Война нарушила все планы Кирико и заставила его распрощаться со счастливой жизнью.
«Я начал писать картины, в которых мог выразить то мощное и мистическое чувство, которое открылось мне при чтении Ницше: итальянские города в ясный осенний день, меланхолию пополудня», — писал Де Кирико. В своих рассуждениях Вейнингер использует понятия художника-исследователя и художника-священнослужителя (кстати, к последнему он относит Арнольда Бёклина, чье творчество вдохновляло де Кирико в тот период). Здесь на него сильнейшее впечатление произвела живопись швейцарца Арнольда Беклина (1827 – 1901) с его загадочными мифологическими сюжетами и необычной графической манерой письма. Художественная индивидуальность Джорджо де Кирико определилась очень рано.
Тревожные, как вопрошание пустыни, камни улиц. Я помню, как, встретив на Крещатике нас, уезжавших на выставку Моранди в Москву, покойный Вилен Чеканюк снисходительно обронил: «Эстеты». Иногда, в них присутствует избыток натурализма.
И как подтверждение тезиса о «вечном возвращении» сегодня у некоторых молодых художников появляется новая «метафизика». С 1908 года де Кирико начинает изучать философские труды Фридриха Ницше. С начала 20-х годов и до конца жизни мы знаем иного Де Кирико. ч 1915-1919 дЦПТДЦП ДЕ лЙТЙЛП Й лБТМП лБТТБ УЖПТНХМЙТПЧБМЙ ФЕПТЕФЙЮЕУЛПЕ ПВПУОПЧБОЙЕ УЧПЕЗП ЙУЛХУУФЧБ, РПМПЦЙЧ ОБЮБМП ОЕДПМЗПЧЕЮОПНХ ФЕЮЕОЙА НЕФБЖЙЪЙЮЕУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ Ч ЙФБМШСОУЛПН ЙУЛХУУФЧЕ. Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос 10 июля 1888 года. Для де Кирико ценнейшими качествами картины было соприкосновение со сном или детской мечтой Странное соединение мистических идей, тревожных мечтаний, устремленность к ценностям прежде всего внутренней жизни, постоянные ассоциации с античностью (в римской, «цезарианском» ее ощущении), но омертвелой, неподвижной — такой мир становится средой обитания персонажей Джороджо де Кирико.
В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. Мир воспринимался Де Кирико, по его собственным словам, как «огромный музей странностей, набитый забавными разноцветными игрушками». Вот, например, полотно «Пьяцца дИталия: меланхолия». В 1917 году в военном госпитале Феррары познакомился с художником-футуристом Карло Карра. Однако в метафизической живописи предметы, помещенные в единое пространство и подчиняющиеся единой перспективе, никогда не дополняют друг друга, они не взаимосвязаны.
И на этот раз предметы кажутся абсолютно не связанными друг с другом. Не зря поначалу их так приветствовали будущие сюрреалисты — потом, впрочем, всячески порицавшие и отрекавшиеся от «предавшего» свое изобретение ради неоклассики де Кирико. Художественный мир «метафизических» работ Де Кирико возник внезапно, без предшественников. Ничто не сравнится с ней — разве что мой «Заратустра». хНЕТ дЦПТДЦП ДЕ лЙТЙЛП Ч тЙНЕ 20 ОПСВТС 1978.
Как спектакль. Он много копировал в музеях, настойчиво совершенствуя технику рисунка. Всё из-за того, что на его картинах слишком часто встречаются поезда и вокзалы.
Модернистская «революция» была не только реакцией на позитивистский дух ХIХ века, а последней стадией того, что было начато европейским Ренессансом и Просвещением. Неясно тогда и направление этой тени ибо свет направлен в другую сторону. нЕЦДХ 1908 Й 1917 дЕ лЙТЙЛП УПЪДБМ УЧПЙ УБНЩЕ ЪОБЮЙФЕМШОЩЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙС – УЕТЙА ЧЙДПЧ РХУФЩООЩИ ЗПТПДУЛЙИ РМПЭБДЕК Й ОБФАТНПТФПЧ, УПУФПСЭЙИ ЙЪ УПЧЕТЫЕООП ОЕ УЧСЪБООЩИ ДТХЗ У ДТХЗПН РТЕДНЕФПЧ. Тем временем художника все сильнее влекло классическое наследие.
Статую Ариадны окружают безлюдные галереи. Даже названия этих работ, такие, как Радости и загадки странного часа (1913) и Меланхолия и тайна улицы (1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Куда интереснее искусство современное, особенно символисты в целом, в основе творчества которых лежали тайны и загадки и Арнольд Бёклин в частности.
Возможно, то, что Де Кирико родился и провел детство в Греции, отчасти делает понятным его тягу к классике. Если бы выставка заканчивалась до необарокко. У Бретона в кабинете висит купленный у Де Кирико «метафизический» холст. Творческий путь Магритта как сюрреалиста начинается после того, как он увидел «Любовную песнь» итальянца. Род де Кирико происходит из Греции.
Вот таким образом живопись последних лет скорее ребус, чем загадка. Де Кирико знакомится в то время с Изабеллой Пакшвер, которая станет его второй женой. Сней онпереехал вРим, вквартиру наплощади Испании, где прожил досамой смерти. Военная служба расстроила его и без того хилое здоровье.
Этот эпизод лег в основу и первой метафизической картины — «Загадка осеннего полдня» (1910). Художник обращается к новым живописным методам. Термин «сюрреализм» придуман тем же Аполлинером — в 1917-м публика увидела его сюрреалистическую драму «Сосцы Тиресия».
С 1935-го по 1937 год художник жил в США, где eго творчество пользовалось популярностью. Мы видим пустынную площадь, статуя Ариадны, арки. В те годы он создает шесть картин, составивших серию «Метафизические интерьеры», второе название которой «Открытие одиночки».
В своем творчестве де Кирико стремится постичь тайны бытия не через авангардный эксперимент, но с помощью принципиально иного «угла зрения», позволяющего увидеть предметы в необычном качестве, в новом контексте. Именно в них сосредоточен дух «метафизической» живописи. Живопись С 1925 по 1930 году художник участвует в выставках сюрреалистов, его творческий метод оказывает значительное влияние на стиль И. Танги, С. Дали, Р. Магритта.
обучался рисунку и живописи в Афинах. Интересно, что изображение девочки абсолютно нетипично для живописи де Кирико. Насамом деле метафизика имеет мало общего сживописью.
Окружающая действительность, как считал художник, непознаваема. Художник обратился к работам старых мастеров, заинтересовался изображением человеческого тела, которое раньше абсолютно игнорировал (Де Кирико обычно рисовал фигуру человека с лицом без прорисовки черт -особенно выразителен в этом смысле «Портрет Гийома Аполлинера» 1914 года, где поэт изображен в виде бюста греческого бога в черных солнечных очках).
Своими картинами художник поставил немало вопросов перед историками искусства. Массивная архитектура зданий. В 1924 году Джорджо возвращается в Париж, где его живопись уже завоевала славу.
Политика его не интересовала, нормально работать ему никто не мешал. то она была бы непопноценной. Человеческое присутствие обозначено еле узнаваемой головой манекена. Именно эти независимые элементы берет на вооружение в своем творчестве де Кирико.
С началом Первой мировой войны вернулся в Италию. Они — из разных снов, но близки безжизненностью, объединены пластическим языком и степенью условности, что так отличает картины де Кирико от картин «классических» сюрреалистов. Все это вместе с судебным процессом породило слух о том, что хуцожник»выдохся.
Сталли онмаразматиком или жуликом— мыникогда неузнаем, нокогда ему попадалась собственная картина, уже переставшая нравиться, онписал наней «Подделка»— воизбежание недоразумений итем самымсерьезно подрывая рынок. И если Пикассо выходил их суицидальных настроений торжественно и в «голубой период», то у де Кирико ничего путевого не вышло. Живопись для Де Кирико — сон с избыточным содержанием. Так что можно считать выставку в Третьяковке, выстроенную куратором и старшим научным сотрудником музея Татьяной Горячевой в сотрудничестве с итальянским куратором Джанни Меркурио не хронологически, а по главным темам, к которым художник постоянно возвращался (цитируя и самого себя), его мировой премьерой. Все превращается в чистую геометрию — за исключением поплавка и головы манекена. Сам художник заявил в 1913: «То, что я слышу, – ничего не значит существует только то, что я вижу своими глазами, – и даже более того, то, что я вижу с закрытыми глазами».
Европейская культура всегда жила в тени Платона. Она в разных образах (например, античной богини или амазонки) будет часто появляться на «реалистических» полотнах Де Кирико. La grande torre) является повторением большей по формату композиции «Ностальгия по вечности», написанной художником в 1913 году. Он понял, о чем речь. Как предмет и его отражение в зеркале. Впоследствии, Де Кирико отрицал какую-либо роль античности в своем творчестве.
Кто-то может разглядеть в этом подражание Пикассо, с которым художник был дружен. После популяризаторской работы Аполлинера о Кирико заговорили. «Связи де Кирико с русским миром обширны и порой неожиданны: в круг его знакомств и общения входили Павел Муратов, Вячеслав Иванов, Илья Зданевич, Михаил Ларионов и ряд художников из русской эмиграции», – говорит Горячева. Радости и восторги, которые принесло признание, быстро улетучились, так как началась война и Де Кирико был мобилизован. В 1908–1911 он жил в Италии, в основном во Флоренции, с 1911 – в Париже, а с началом Первой мировой войны вернулся в Италию. «Метафизик» исследует пределы художественного мышления, не выходя за границы искусства, как это делают дадаисты с их отказом от станковизма или неопластики, с их апологией рационально-конструктивного начала.
Загипнотизированы его живописью были многие. Благодаря Аполлинеру братья де Кирико знакомятся с художниками Пикассо, Дереном, Бранкузи. Сначалом Второй мировой войны возвращается вЕвропу ипринимается писать автопортреты вкостюме кавалера XVII века, таким образом вступив всвой «барочный» период итем самым продемонстрировав толи незаурядное чувство юмора, толи ранние признаки слабоумия. Город.
Еще существует и другая картина – «Пьяцца дИталия с конной статуей». Те же мотивы и в известном полотне «Загадка дня» (1914), где мир еще более мертвеет, а башни оборачиваются зловещими трубами, растущими прямо из земли. В 1920 году вместе с Карло Кара начал издавать журнал «Метафизическая живопись». Тут совсем другая оптика. Жизнь — это хаос, боль, потери культура — порядок, устойчивость, смысл. Словом, с нагнетанием ощущения таинственности.
В 1915 году Джорджо де Кирико вернулся в Италию, где вместе с К. Карра, А. Савинио, Дж. Это противостояние усиливает монументальность полотна. Карра помещает в своей книге и статьи де Кирико — «О метафизическом искусстве» и «Мы, метафизики», которые были опубликованы также в римских журналах «Cronache deattuaita» и «Valori plastici».
«Загадка осеннего дня» (1909) изображающая Флоренцию похожей наЧернобыль через год после аварии, — насамом деле нечто большее, чем просто картина, это скорее состояние души, воспоминание, переживание, меланхолия или что-то, напоминающее титульный лист поэтического сборника Леопарди. ДеКирико предпочитал изображению реального мира выдуманный. Видимо, что-то резонировало в нас в ответ на эту изысканность живописи, на утонченное пластическое видение обычных предметов (бутылки, банки, чайники — куда обычнее), на всю высокую живописную культуру.
«Великий метафизик» — это не только изображение личности, де формированной войной, — таково видение человека мастером. угловатые планы накладываются друг на друга и сами на себя. Стоит одиноко, чужой в окружающем пейзаже — анахронизм, пришелец из другой эпохи. На полотне изображены два поэта: на переднем плане античный бюст в черных очках иллюстрирующий одну из самых любимых художником метафор слепого поэта (а-ля ранний имидж Виктора Пелевина), а на заднем плане — силуэт в профиль в области виска которого очерчена окружность, похожая на мишень. Теперь его манера письма приблизилась к необарокко. Между собой перекликаются «Счастье возвращения», «Меланхолия», «Загадка дня» и «Красная башня», а также вышеописанные картины итальянской площади.
Де Кирико вместе со своим братом Андреа (писателем известным под псевдонимом Альберто Савиньо) жил в Париже, где в кругах литературного и художественного авангарда были высоко оценены его картины, показанные на выставках Осеннего салона и Салона независимых. Пронзительно яркие, безоблачные небеса, какими они могут быть только во сне. Де Кирико — первый художник, пустившийся в этот путь еще в 1910 году.
Когда в 1910-х де Кирико создал первый метафизический опус — «Загадку осеннего полдня» — картина была навеяна видением, пришедшим ему на флорентийской площади Санта Кроче. Мировоззрение же де Кирико сформировала модная тогда философия Фридриха Ницше. Также интересно, что объекты в картине «Тайна и меланхолия улицы» изображены в разных проекциях: фургон в геометрической, а дома в перспективной. Заостренные углы, некоторая схематичность статуи позволяют предположить влияние Пикассо. " — объясняет де Кирико.
Мы потрясены, это те картины, которые мы хотели видеть. В большинстве своем его ранние «метафизические» работы — пейзажи. Де Кирико нарушает правила перспективы. Отец сюрреализма Андре Бретон купил целый ряд «метафизических» картин, написанных художником еще до войны и отзывался о них восторженно. Да и изживание психологических травм и фобий, наносимых индустриальным обществом, все так же актуально, как и в юности Де Кирико.
Они черпали творческое вдохновение в сновидениях, в бессознательном. Таинственный характер происходящего на полотне усиливается ясной и прохладной атмосферой, царящей в его пространстве. Собственно именно будущий сюрреалист Гийом Аполлинер в 1913-м окрестил живопись Джорджо де Кирико метафизической.
Предельная ясность формы и темнота смысла. Свои картины онназывает «загадками»— идействительно пустынные площади, свет заходящего солнца, длинные тени напоминают таинственную, замершую атмосферу середины августа вримском районеЭур. зЕЛФПТ Й бОДТПНБИБ, 1917лЙТЙЛП дЦПТДЦП ДЕ (Chirico, Giorgio de) (1888-1978), ЙФБМШСОУЛЙК ИХДПЦОЙЛ Й ФЕПТЕФЙЛ ЙУЛХУУФЧБ, УЮЙФБЕФУС ПДОЙН ЙЪ РТЕДЧЕУФОЙЛПЧ УАТТЕБМЙЪНБ Ч УПЧТЕНЕООПК ЦЙЧПРЙУЙ. Кроме того, художник занимался костюмами для последнего проекта Дягилева «Бал» (1929), а также для «Протея», поставленного труппой Русского балета Монте-Карло в театре Ковент-Гарден. Уже в начале 1910-х годов он создает собственный, глубоко своеобразный и островыразительный язык живописи, которая впоследствии получила название «метафизической». После тишины наступает шум и в 20-х годах метафизическая мифология де Кирико становится громогласной.
«Вдруг синьор де Кирико куда-то удаляется и неожиданно выносит сначала одну картину—маленькую метафизическую композицию, потом вторую, третью, четвертую иставит их просто так, на пол в передней. В 1910—11 гг. Там виднеется «красный город» — родовой замок дЭсте в Ферраре, фабричные здания с высокими трубами, приземистая белая башня.
Из трех основателей «метафизической» живописи — Джорджо де Кирико, Карло Карра, Джорджо Моранди — мне, да и, наверное, многим художникам моего поколения ближе Моранди. В чем же заключена прелесть его работ. Элементы этих композиций объединены с помощью чисто формалистических приемов. Предельная ясность формы и темнота смысла. Классицизм дает стилистические формы, адекватные гармонии, просветлению.
Но они не имеют никакого отношения к пейзажу, каким его видит прохожий. Мастер расставляет предметы в различных сочетаниях используя их просто как символы. На переднем плане изображены два человека, маленькие и ничтожные в сравнении с башней. И была еще одна область, не освоенная искусством, — подсознание, сновидения. Архитектоника композиции очень проста и выразительна.
Их идеи формируют его мировоззрение, которое он сам назовет «метафизикой» — по одному из главных разделов философии, который рассматривает вопросы первоначального бытия. Де Кирико говорит также об «атмосфере в моральном сенсе», таким образом объясняя свое восхищение работами Клингера и Бёклина. Цикл из ста работ, представленных на выставке, завершается понятием «Неометафизика» —так называют поздний период творчества с 1968 по 1976 год. Это ощущение возникает из-за того, что плоскость картины словно бы наклонена.
Печально, грустно и очень жестко, но такова жизнь. С началом Первой мировой войны вернулся в Италию. В целом же правят бал на выставке поздние метафизические работы. Скончался Джорджо де Кирико в Риме 20 ноября 1978. Такова, например, «Песнь любви». Эти картины словно материализовали афоризм Лотреамона: «Встреча зонтика и швейной машинки на хирургическом столе».
Этот массив противопоставляется стройной, насыщенного терракотового цвета башне. По всей вероятности, элемент игры и буффонады был главным в его общении со зрителем. Все чаще сюжеты для своих картин он заимствовал из классических мифов. Война, долгие месяцы, проведенные с солдатами в госпитале на Вилла де ль Семинарио неподалеку от Феррары, — все это не могло не повлиять на творчество де Кирико.
«Я проводил свое время у моря, которое видело отплытие аргонавтов и у подножия гор, где проходило детство Ахилла, получавшего мудрые наставления кентавра», – вспоминал художник. В картине на первом плане — античный бюст с черными очками, частая у де Кирико метафора слепого поэта, столь ему близкая. Выводя живопись в нулевую точку истории, «метафизик» помещает ее в область, у истоков которой стоит «человек доисторической эпохи» — носитель синкретического, «эдемского» мышления. Эти создания зодчество кватроченто, даже еще более ранних веков, виделись де Кирико таинственными формами, знаками иного временного и пространственного мира, маркирующего область возвышенной и гнетущей мечты, напоминающей человеку о его физической малости и грандиозном воображении («Большая башня», 1913). В это время он поддерживает переписку с Тристаном Тцарой, "отцом" дадаизма.
Многие знакомые уехали из Парижа, многие отправились на фронт, как Аполлинер. Вся материальная среда мыслится Де Кирико как носитель культурных значений. Париж. Он заразил экс-футуриста своими идеями и на протяжении нескольких следующих лет «метафизическая школа» являлась самым влиятельным художественным течением в Италии.
Даже названия этих работ, такие, как Ностальгия по бесконечности (1913) и Меланхолия улицы (1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос 10 июля 1888. ДеКирико нелюбил Милан, который напоминал ему развязную девчонку. Поворот, начатый модернистами, заключается в том, что интерес художника смещается с действительности на способы ее репрезентации. Собственные сознание и подсознание художника — единственно подлинная реальность «метафизики» вот таким образом отказ от нее в пользу «наличной» реальности никак не устраивал Де Кирико.
хЮЙМУС Ч чЩУЫЕК ИХДПЦЕУФЧЕООПК ЫЛПМЕ Ч бЖЙОБИ Й Ч бЛБДЕНЙЙ ИХДПЦЕУФЧ Ч нАОИЕОЕ. Футуристы хотели ухватить бегущее время, де Кирико стремился время остановить. Ему было 90 лет.
Особое место в его работах ранних лет занимают изображения манекенов. Время здесь, как будто, остановилось, улицы безлюдны, все пробуждает чувство тревоги. Военные годы Де Кирико провел в фашистской Италии. Используя термин Шкловского, он произвел операцию «остранения».
Последний создает и сценографию балета «Пульчинелла» в 1920 году. А от «метафизических» 1910-х годов — всего две работы, обе из Центра Помпиду: автопортрет с матерью, на котором вроде бы тень матери оживает в изображении сына и «Полуденная меланхолия» — как раз с красной башней на горизонте, с пустынностью, со стеной из которой будто в никуда идет какой-то проем и с двумя титанических размеров артишоками. Де Кирико умер в Риме, в полном рaзумe и окружений толпой поклонников. Тем не менее к «метафизике» можно отнести все работы де Кирико 1910-х годов — пустынные пейзажи, где на фоне городской архитектуры с выразительными тенями появляются одинокие персонажи или натюрморты с классическими бюстами, фруктами и мячами.
Тема иллюзорности реального наиболее выразительно воплощена им в образах манекенов. Малевич уже создал свой «Черный квадрат». Реальность тут — предобраз реальности.
Так в 1912–1913 годах (под впечатлением от ницшеанской философии) он создает серию мистических полотен, на которых изображены типично итальянские городские площади с арками, где в центре грустит статуя Ариадны — символ меланхолии. Он выезжает в Италию, а потом — в 1935 году — в Нью-Йорк. Такова известная серия картин художника «Площади Италии», о которой Аполлинер писал: «Странные пейзажи, полные новых идей, выразительной архитектуры и сильного чувства».
Начинается вторая мировая война и художник возвращается в Италию, обосновывается в Риме. В кругу сюрреалистов скандал и разочарование. Вообще, многие работы художника на метафизические темы очень похожи друг на друга.
В его картины, действительно, хочется забраться и там жить. Но даже его враги не могли не выразить своего восхищения, прочитав наполненный фантастическими образами и загадками роман «Гёбдо-мерос» опубликованный Де Кирико в 1929 гаду. «Ничто не может сравниться с таинственностью аркады изобретенной римлянами Даже солнце кажется другим, когда из света возникает римская стена Пейзаж, замкнутый в аркаду портика как в квадрат или прямоугольник окна, приобретает метафизичность, поскольку изолируется от пространства, которое его окружает». Сложно говорить о каких-то связях между красной трубой, гипсовой головой и двумя артишоками.
Все становится образом образа и возникает ощущение неотвратимого отрыва от реальности.