Хотя с Россией де Кирико связывают только его работы для балетов Дягилева, куратор Татьяна Горячева проводит параллели между итальянским художником и супрематистом Малевичем и мечтательным Дейнекой и кубистами Шевченко и Рождественским. По мнению Джеймса Тролла Соби исследователя творчества Кирико, на него повлияла маленькая девочка с картины Жоржа Сёра «Воскресный де нь на острове Гранд-Жатт» (1886). Мир скоростей, механизмов, техники, так любимый футуристами, для Де Кирико тягостен и пугающ. Если аркады, статуи и пустынные города типичны для раннего Кирико, то девочка с обручем более нигде в его работах не встречается.
С началом Первой мировой войны братья Де Кирико вернулись в Италию в 1915 г. в Ферраре состоялось их знакомство с Ф. Де Пизисом и К. Карра. Что же касается поездов интересно, что отец Джорждо де Кирико руководил строительством железной дороги по линии «Афины-Солоники». Джорджо де Кирико (итал. Giorgio de Chirico, 10 июля 1888, Волос, Греция— 20 ноября 1978, Рим)— итальянский художник, близкий к сюрреализму. В Третьяковской галерее открылась первая российская выставка Джорджо де Кирико — одного из главных итальянских сюрреалистов известного своей метафизической живописью.
Итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) – явление в мире искусства по-своему уникальное. К выставке подготовлено уникальное издание, в которое будут включены статьи итальянских исследователей, а также текст куратора выставки, научного сотрудника Третьяковской галереи Т. Горячевой, о влиянии Джорджо де Кирико на русское искусство. Тогда, собственно и возникла метафизическая живопись как творческое сообщество, определившая мировую славу Де Кирико и его значение как предтечи сюрреализма. Кирико, ДЖОРДЖО ДЕ (Chirico, Giorgio de) (1888–1978) итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Публикация романа, таким образом, совпадает с одним из самых сложных и одновременно продуктивных парижских периодов творческой деятельности Кирико.
Джорджо де Кирико (итал. Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) (1888–1978) итальянский художник и теоретик искусства, считается одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. «разрушение муз» — одно из самых знаменитых полотен Джорджо де Кирико. Предлагая российскому читателю перевод небольших отрывков из романа, мы рассчитываем на то, что некоторое представление о литературном наследии Кирико поможет по-новому интерпретировать богатый загадочными символами живописный мир итальянского художника.
Но, образы искусства Древней Эллады нередко появлялись в картинах художника. Знакомство с живописью основателя «метафизики» стало решающим для становления Дали и Дельво. Вот, например, полотно «Пьяцца дИталия: меланхолия». Справа расположена голова манекена, напоминающая теннисную ракетку.
Тем не менее к «метафизике» можно отнести все работы де Кирико 1910-х годов — пустынные пейзажи, где на фоне городской архитектуры с выразительными тенями появляются одинокие персонажи или натюрморты с классическими бюстами, фруктами и мячами. С началом Первой мировой войны вернулся в Италию. Из чего Гебдомерос заключил, что они, вероятно, плохо поняли смысл его слов. фонтан «Таинственные купальни» для парка Семпионе в Милане, камень, 1973).
В 1931-м, после смерти Дягилева, эта постановка вернулась на сцену в декорациях де Кирико. Резкие тени, зияющие провалы галерей, дверных и оконных проёмов, одинокие фигуры, поезда на горизонте создают особую сновиденческую атмосферу, проникнутую тревогой и меланхолией («Дар провидца», 1913, Музей искусств, Филадельфия «Красная башня», 1913, коллекция П. Гуггенхейм, Венеция серии «Площади Италии» и «Тревожащие музы»). Тревожные, как вопрошание пустыни, камни улиц. Потом пришла очередь братьев уезжать: их вызвали в Италию.
Посте возвращения в Европу, еще до войны, художник, живет в Париже, а с 1944 года — в Риме, где умирает 20 ноября 1978 года. На переднем плане изображены два человека, маленькие и ничтожные в сравнении с башней. В 1906—10 гг.
«Классицизм» Де Кирико был заново оценён в 1970-е годы в свете концепций постмодернизма с его интересом к цитате, подделке интертекстуальным взаимодействиям и смысловым преобразованиям исторических стилей. Ретроспекциям Де Кирико порой присущи почти пародийный пафос и неожиданные сближения со стилистикой примитива и китча («Спящая Диана в лесу», 1933, Национальная галерея современного искусства, Рим и др. ). Кураторы завершили выставку манекенной картиной 1970-го «Орфей — усталый трубадур»: улица смешивается с интерьером (за него отвечает занавес), на фоне неба возникает мираж в виде замка. Раиса изучает археологию, что становится для художника дополнительным источником вдохновения. Все это происходить в очень ограниченном пространстве, что позволяет автору гипертрофировать перспективное сокращение. В 1945 художник опубликовал автобиографию Воспоминания о моей жизни.
Стоит одиноко, чужой в окружающем пейзаже — анахронизм, пришелец из другой эпохи. художник отказался от иррациональной загадочности и, обратившись к традиц. Тема иллюзорности реального наиболее выразительно воплощена им в образах манекенов. Для де Кирико ценнейшими качествами картины было соприкосновение со сном или детской мечтой Странное соединение мистических идей, тревожных мечтаний, устремленность к ценностям прежде всего внутренней жизни, постоянные ассоциации с античностью (в римской, «цезарианском» ее ощущении), но омертвелой, неподвижной — такой мир становится средой обитания персонажей Джороджо де Кирико. «Загадка осеннего дня» (1909) изображающая Флоренцию похожей наЧернобыль через год после аварии, — насамом деле нечто большее, чем просто картина, это скорее состояние души, воспоминание, переживание, меланхолия или что-то, напоминающее титульный лист поэтического сборника Леопарди.
Еще в молодые годы он преклонялся перед искусством старых мастеров. Это противостояние усиливает монументальность полотна. ДЕ КИРИКО (De Chirico) Джорджо (10. 7. 1888, Волос, Греция– 20. 11. 1978, Рим) итал. ДеКирико предпочитал изображению реального мира выдуманный.
В 1928 году конфликт доходит до окончательного разрыва отношений. галерея совр. Что же было на этих полотнах. Джорджио де Кирикородился в 1888 году в Греции и прожил там до подросткового возраста.
В эти годы художник увлекся копированием картин старых мастеров и изучением техники их живописи. Де Кирико исполнял также иллюстрации к собственным литературным произведениям, к сочинениям Ж. Кокто, Г. Аполлинера и др., работал в области монументальной живописи и скульптуры (в том числе фонтан «Таинственные купальни» для парка Семпионе в Милане, камень, 1973). обучался рисунку и живописи в Афинах. в светеконцепций постмодернизма с его интересом к цитате, подделке интертекстуальным взаимодействиям и смысловым преобразованиям историч. Де Кирико не только смещал пространство и ощущение времени, но и эпохи. На ней изображено всё то же самое, отличается лишь скульптура. Кирико утверждал, что подобные миры и фигуры являются ему в видениях.
С начала 20-х годов и до конца жизни мы знаем иного Де Кирико. («Автопортрет в чёрном костюме», 1948, Нац. На переднем плане появляется гиперреалистичный красочный пробковый поплавок. Под впечатлением от итальянской архитектуры появились первые «картины-таинства», которые Г. Аполлинер позднее назовет «метафизическими».
В картине «Молчаливая статуя Ариадны» активно используется игра света и тени. Скончался Джорджо де Кирико в Риме 20 ноября 1978. Присущее же метафизическому искусству стремление раскрыть через мир предметных форм «тайный» смысл вещей, лежащий за пределами их физического существования, сделало его предтечей сюрреализма 1920-х годов. Визуализировав свои сны изжив в них свои комплексы, Де Кирико «историческую маску» превратит в риторическую фигуру. образной системе, примкнул к направлению новеченто.
кватроченто в нач. Живопись как фантазм — способ изжить психологические травмы, наносимые информационным обществом. иск-ва, Рим и др. ).
Художник обращается к новым живописным методам. Первый парижский период оказал решающее влияние на формирование мастера. Также интересно, что объекты в картине «Тайна и меланхолия улицы» изображены в разных проекциях: фургон в геометрической, а дома в перспективной. Это мнение по сути своей полностью совпадает с утверждением французского философа Г. Башляра интерпретирующего воображаемое падение как модификацию грезы о полете: «Чтобы воспринимать видение при каждом приглашении к путешествию, душа, как правило, должна быть подвижнойона должна быть устремлена вниз, чтобы находить образы черной бездны, образы, которые обыденное и рациональное видение в высшей степени не способно внушить» (Башляр Г. Грезы о воздухе. Не зря поначалу их так приветствовали будущие сюрреалисты — потом, впрочем, всячески порицавшие и отрекавшиеся от «предавшего» свое изобретение ради неоклассики де Кирико.
Вместе с этим он изучал немецкую философию и, прежде всего, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. А от «метафизических» 1910-х годов — всего две работы, обе из Центра Помпиду: автопортрет с матерью, на котором вроде бы тень матери оживает в изображении сына и «Полуденная меланхолия» — как раз с красной башней на горизонте, с пустынностью, со стеной из которой будто в никуда идет какой-то проем и с двумя титанических размеров артишоками. В 1899—1905 гг. Только в конце жизни художник вновь вернется к метафизической живописи. Классицизм дает стилистические формы, адекватные гармонии, просветлению. В 1911—15 гг.
Де Кирико знакомится в то время с Изабеллой Пакшвер, которая станет его второй женой. Все превращается в чистую геометрию — за исключением поплавка и головы манекена. был заново оценён в 1970-егг. «Большая башня» (итал.
«Де Кирико — противник деревьев и друг скульптур», — напишет Аполлинер. В Цюрихе за одним столом пишет свои статьи Ульянов-Ленин и читают стихи дадаисты. Свои картины онназывает «загадками»— идействительно пустынные площади, свет заходящего солнца, длинные тени напоминают таинственную, замершую атмосферу середины августа вримском районеЭур. Вся материальная среда мыслится Де Кирико как носитель культурных значений. Де Кирико нарушает правила перспективы. и худож. Оцепенелые статуи, лишённые лиц манекены, человекоподобные фигуры-ассамбляжи словно являют застывшие сцены из некой таинственной драмы («Пророк», 1915 «Великий метафизик», 1917 обе– Музей совр.
Из трех основателей «метафизической» живописи — Джорджо де Кирико, Карло Карра, Джорджо Моранди — мне, да и, наверное, многим художникам моего поколения ближе Моранди. Под впечатлением от архитектуры и живописи итальянского кватроченто в начале 1910-х годов появились первые «картины-таинства», которые Г. Аполлинер позднее назовёт «метафизическими». ДеК. Кирико в 1929 году завершает роспись «Зала гладиаторов» в доме Розенберга и оформляет для труппы Дягилева поставленный Кохно на музыку Риетти балет «Бал». Мы видим пустынную площадь, статуя Ариадны, арки. Модернистская «революция» была не только реакцией на позитивистский дух ХIХ века, а последней стадией того, что было начато европейским Ренессансом и Просвещением.
Помимо автора «Божественной комедии» в ряду тех, кто оказал существенное влияние на поэтику Кирико, критики называют и Фридриха Ницше, философской афористике которого столь созвучны характер и образ мысли Гебдомероса. Используя термин Шкловского, он произвел операцию «остранения». А художник искусно пользуется именно знанием перспективы, создавая лишь фантом ее: и мертвая, освещенная ледяным светом («безлюбовное солнце», по выражению самого художника) улица и башня вдали и пьедестал статуи неведомого кондотьера, словно въезжающего на пустую площадь, — все это имеет собственные точки схода, собственную пространственную ориентацию. галерея совр.
Кто-то может разглядеть в этом подражание Пикассо, с которым художник был дружен. традиции, он прибегал к разл. иск-ва, Рим). Начинается вторая мировая война и художник возвращается в Италию, обосновывается в Риме.
«Странно, – повторял про себя Гебдомерос, – мысль о том, что нечто ускользает от моего понимания, лишила бы меня сна, а между тем люди, как правило, могут смотреть на непонятные для них вещи, читать и слушать о них, не испытывая при этом беспокойства». Как предмет и его отражение в зеркале. В целом же правят бал на выставке поздние метафизические работы.
Причем хвалебные отзывы, провозгласившие «Гебдомероса» «бесконечно прекрасным» (Арагон) и «сияющим абсолютным величием» (Батай) шедевром сюрреализма, прозвучали из уст бывших сторонников даже несмотря на то, что их отношения с Кирико, уже давно утратившие дружеский характер, к этому моменту переросли в открытую конфронтацию. Любопытно, что художникникогда не ставил дат на копиях своих работ. порой присущи почти пародийный пафос и неожиданные сближения со стилистикой примитива и китча («Спящая Диана в лесу», 1933, Нац.
Еще существует и другая картина – «Пьяцца дИталия с конной статуей». Игра света и тени усиливает таинственность сцены. Де Кирико не изобретал нового, а очищал классическую традицию. На полотнах де Кирико появляются такие исторические сюжеты, как Троянская война и битва при Фермопилах, а фрагменты акведуков, колонн и храмов складываются в единые фигуры «Археологов». Яркий пример этому —«Внутренняя метафизика мастерской», где вроде бы знакомые полотна художника изображены внутри новой картины.
После популяризаторской работы Аполлинера о Кирико заговорили. иск-ва, Рим). Эти картины словно материализовали афоризм Лотреамона: «Встреча зонтика и швейной машинки на хирургическом столе». Воздух пронизывал легкий запах торговых складов с продовольственными товарами, запах невыразимый и глубоко волнующий источаемый обычно хранилищами портовых причалов.
В работах «метафизического периода» у де Кирико довольно часто встречаются изображения бананов. В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. С. 138). В 1925–32 ДеК. Термин «сюрреализм» придуман тем же Аполлинером — в 1917-м публика увидела его сюрреалистическую драму «Сосцы Тиресия».
Это — одиночество, обезличенность и пустынность. Вообще, многие работы художника на метафизические темы очень похожи друг на друга. А во-вторых, написанное десятилетием позже «Возвращение Улисса»: посреди комнаты в вечно плещущейся воде вечно плывет Улисс, которого окружают приметы живописи де Кирико — кресло с высокой круглой спинкой, массивный шкаф и, наконец, самоцитата художника в виде висящей на стене картины.
Это ощущение возникает из-за того, что плоскость картины словно бы наклонена. Архитектоника композиции очень проста и выразительна. Он меняет свой взгляд на живопись. В 1908–1911 он жил в Италии, в основном во Флоренции, с 1911 – в Париже, а с началом Первой мировой войны вернулся в Италию. «Метафизик» исследует пределы художественного мышления, не выходя за границы искусства, как это делают дадаисты с их отказом от станковизма или неопластики, с их апологией рационально-конструктивного начала.
Загипнотизированы его живописью были многие. Для «метафизика» история культуры и цивилизации — только большой музейный каталог, откуда берутся ренессансное здание и пульмановский вагон, античная скульптура и резиновые перчатки, бисквит и гипсовый шар рядом с заводской трубой. И как не вспомнить в связи с появлением на последней странице романа «великолепных птиц девственной белизны», свободно, подобно творческой фантазии художника, парящих над зелеными островами, миф о рождении Аполлона и тех лебедей, что успели за время появления на свет солнечного Феба облететь остров Делос семь раз. Пронзительно яркие, безоблачные небеса, какими они могут быть только во сне.
Гептада имела сакральное значение не только для мифологии, но и для античной философии. Он копирует старых мастеров и начинает работать в стиле, близком к академизму. Уже в начале 1910-х годов он создает собственный, глубоко своеобразный и островыразительный язык живописи, которая впоследствии получила название «метафизической». Стремясь к возрождению классич. иск-ва, Нью-Йорк).
И как подтверждение тезиса о «вечном возвращении» сегодня у некоторых молодых художников появляется новая «метафизика». Но сам он вскоре отходит от этого направления в сторону традиционного реализма.
Его часы остановились в вечном времени, а вот гигантские тени указывают на час заката, который так подходит для мечтаний. Такова, например, «Песнь любви». Под впечатлением от архитектуры и живописи итал.
Здесь художник увлекся немецкой философией (сочинениями Шопенгауэра и Ницше) и испытал сильное влияние искусства Бёклина и Клингера. Стремясь к возрождению классической традиции, он прибегал к различным способам её освоения: подражанию живописной технике старых мастеров, прямому «пересказу» известных образов и фрагментов из картин имитации постановочных приёмов костюмных портретов и натюрмортов 17 века («Автопортрет в чёрном костюме», 1948, Национальная галерея современного искусства, Рим). Даже названия этих работ, такие, как Ностальгия по бесконечности (1913) и Меланхолия улицы (1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Художественная индивидуальность Джорджо де Кирико определилась очень рано.
Останутся театральность жеста, романтический пафос и атмосфера салонной живописи XIX века. Но они не имеют никакого отношения к пейзажу, каким его видит прохожий. Так как в действительности эти предметы не совместимы. В 1925-32 Де Кирико жил в Париже, где начал заниматься сценографией (балеты «Кувшин» А. Казеллы, 1924, Шведский балет «Бал» В. Риети, 1929, Русский балет Дягилева и др. ). В те годы он создает шесть картин, составивших серию «Метафизические интерьеры», второе название которой «Открытие одиночки».
ДЕ КИРИКО (De Chirico) Джорджо (10. 7. 1888, Волос, Греция – 20. 11. 1978, Рим) итальянский художник, график, скульптор, сценограф и писатель. В 1920-е годы художник обратился к созданию романтических вариаций на классические сюжеты. Имя Гебдомерос («состоящий из семи частей»)– производное от латинского слова hebdomada, означающего цифру 7. Европейская культура всегда жила в тени Платона. К которому остается добавить и героев-манекенов, лишенных зрения провидцев, оживших скульптур, механических «человеков», — которых сам художник начал делать все в той же первой половине 1910-х, а на выставке за них отвечают более поздние образцы.
В марте того же года в галерее «LEpoque» в Брюсселе открывается персональная выставка художника, а уже в октябре он экспонирует свои работы в Лондоне в выставочном зале «Arthur Tooth and Sons». Де Кирико посетил Флоренцию, Милан и Турин. Сталли онмаразматиком или жуликом— мыникогда неузнаем, нокогда ему попадалась собственная картина, уже переставшая нравиться, онписал наней «Подделка»— воизбежание недоразумений итем самымсерьезно подрывая рынок.
Элементы абсурдных столкновений предметов и пространств, столь важные для «метафизики», в отдельных работах еще сохранились, но это уже нечто другое. Выставка в Третьяковской галерее раскрывает все грани творчества де Кирико: классическая «метафизическая» и постметафизическая живопись, обращение художника в 1920-х — 1930-х годах к интерпретации античности и мифологических сюжетов, его интерес к живописи старых мастеров, многочисленные автопортреты, а также совсем ранние картины, свидетельствующие об увлечении искусством швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина (18271901). Город.
Предчувствие чего-то необычного не обманывает: описания реальных событий сменяют воспоминания о виденных в детстве снах, затем следуют видения, похожие на разыгрываемые актерами-призраками сцены фантастического спектакля. Опыт воображения движения. В какой-то момент кажется, что их уже слишком много.
Интересно, что изображение девочки абсолютно нетипично для живописи де Кирико. Все становится образом образа и возникает ощущение неотвратимого отрыва от реальности. «То, что слушаю, ничего не стоит, есть лишь то, что я вижу открытыми глазами, но еще лучше — закрытыми», — писал художник.
Такова известная серия картин художника «Площади Италии», о которой Аполлинер писал: «Странные пейзажи, полные новых идей, выразительной архитектуры и сильного чувства». появились первые «картины-таинства», которые Г. Аполлинер позднее назовёт «метафизическими». Например изобрел в1909 году вМилане метафизическую живопись вместе сбратом Андреа, взявшим впоследствии псевдоним Альберто Савинио. Если в начале пути костюмы и декорации для Дягилева создавали преимущественно участники группы «Мир Искусства» —Лев Бакст, Валентин Серов и Александр Бенуа, то в Париже над этим работают Андре Дерен и Пабло Пикассо. Насамом деле метафизика имеет мало общего сживописью.
Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос 10 июля 1888 года. авангарда. На пустынных площадях мастер часто изображает статую Ариадны — символ грусти и меланхолии (этот образ использовал Ницше для символической передачи некоторых постулатов своего учения).
Между собой перекликаются «Счастье возвращения», «Меланхолия», «Загадка дня» и «Красная башня», а также вышеописанные картины итальянской площади. Это был сон, всегда предвещавший несчастья и в первую очередь болезни. Они — из разных снов, но близки безжизненностью, объединены пластическим языком и степенью условности, что так отличает картины де Кирико от картин «классических» сюрреалистов. Написанный на французском языке, которым Кирико владел свободно, роман был опубликован парижским издательством du Carrefour под названием «Hebdomeros. Те же мотивы и в известном полотне «Загадка дня» (1914), где мир еще более мертвеет, а башни оборачиваются зловещими трубами, растущими прямо из земли.
Эта дата, 1913-й, оказалась между другими важными для модернизма вехами. То, что прежде было пространством, превратилось в кучу рамок, угольников и «картинок в картинках». Он выезжает в Италию, а потом — в 1935 году — в Нью-Йорк.
Вслед за Мюнхеном де Кирико переезжает в Милан и Флоренцию, а после войны наконец добирается до Парижа, где в 1910-е годы состоялась карьера де Кирико и других мастеров эпохи —Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Константина Бранкузи и многих других. Внешний вид здания напоминал немецкое консульство в Мельбурне. La grande torre) является повторением большей по формату композиции «Ностальгия по вечности», написанной художником в 1913 году. Он испытывал легкое возбуждение и почувствовал нечто вроде слабой желудочной колики. Последний, кроме поэзии занимавшийся еще и художественной критикой, увлекся живописью Кирико и придумал для нее название «метафизическая», то есть выходящая за рамки привычной реальности. Футуристы хотели ухватить бегущее время, де Кирико стремился время остановить. Через все повествование, представляющее собой своеобразный коллаж, проходят «видения» и «странствия» – излюбленные формы поэтической фантазии Данте.
Обобщая, можно увидеть противопоставление минеральных, каменных и растительных элементов. Эти мотивы служат отсылками к профессии его жены Раисы Гуревич-Крат. Тут совсем другая оптика. В 1915 году Джорджо де Кирико вернулся в Италию, где вместе с К. Карра, А. Савинио, Дж. Человеческое присутствие обозначено еле узнаваемой головой манекена.
Ни упоминание конкретных специфических запахов улицы, ни обстоятельное описание лестницы дома с накрытой асбестовым абажуром лампой, ни поднимающиеся по ней герои, жизненная достоверность которых подчеркнута эпитетами «крепкие» и «спортивные», не способны убедить читателя в реальности происходящего. Резкие тени, зияющие провалы галерей, дверных и оконных проёмов, одинокие фигуры, поезда на горизонте создают особую сновиденческую атмосферу, проникнутую тревогой и меланхолией («Дар провидца», 1913, Музей искусств, Филадельфия «Красная башня», 1913, коллекция П. Гуггенхейм, Венеция серии «Площади Италии» и «Тревожащие музы»). Обучался в Политехникуме в Афинах (до 1905), затем в Академии Художеств в Мюнхене (1906-09), где увлёкся сочинениями А. Шопенгауэра, О. Вейнингера, Ф. Ницше и испытал сильное влияние искусства А. Бёклина и М. Клингера («Битва лапифов с кентаврами», 1909, Национальная галерея современного искусства, Рим). Говорить традиционным языком и не быть им порабощенным. Творческий путь Магритта как сюрреалиста начинается после того, как он увидел «Любовную песнь» итальянца.
«Я начал писать картины, в которых мог выразить то мощное и мистическое чувство, которое открылось мне при чтении Ницше: итальянские города в ясный осенний день, меланхолию пополудня», — писал Де Кирико. Учился в Высшей художественной школе в Афинах и в Академии художеств в Мюнхене. Подобные работы не ставили целью поразить зрителя, поставить его в тупик.
исполнял также иллюстрации к собственным лит. В «Неопределенности поэта» гроздь бананов как бы выходит из женского лона или, наоборот, приближается к нему. стилей. Пространство зачастую ограничено архитектурными декорациями, напоминающими храмы античности.
Когда в 1910-х де Кирико создал первый метафизический опус — «Загадку осеннего полдня» — картина была навеяна видением, пришедшим ему на флорентийской площади Санта Кроче. Джорджо де Кирико, всегда проявлявший интерес к наиболее темным, загадочным сторонам учений Пифагора и Гераклита, безусловно, хорошо знал, что пифагорейцы не только полагали гептаду числом религии, служащим неким структурным принципом, посредством которого может быть организовано все многообразие мира, но и среди множества понятий, определяемых этой цифрой, называли «суждение», «сновидение», «голоса». способам её освоения: подражанию живописной технике старых мастеров, прямому «пересказу» известных образов и фрагментов из картин имитации постановочных приёмов костюмных портретов и натюрмортов 17в. Оцепенелые статуи, лишённые лиц манекены, человекоподобные фигуры-ассамбляжи словно являют застывшие сцены из некой таинственной драмы («Пророк», 1915 «Великий метафизик», 1917 обе – Музей современного искусства, Нью-Йорк). Даже названия этих работ, такие, как Радости и загадки странного часа (1913) и Меланхолия и тайна улицы (1914), указывают на стремление автора наполнить самые обыденные ситуации ощущением опасности и ирреальности. Разгадать тайну нельзя — да и не нужно, ее художники-метафизики добивались намеренно.
Я помню, как, встретив на Крещатике нас, уезжавших на выставку Моранди в Москву, покойный Вилен Чеканюк снисходительно обронил: «Эстеты». Живопись для Де Кирико — сон с избыточным содержанием. И безлюдные аркады. Их идеи формируют его мировоззрение, которое он сам назовет «метафизикой» — по одному из главных разделов философии, который рассматривает вопросы первоначального бытия.
Выводя живопись в нулевую точку истории, «метафизик» помещает ее в область, у истоков которой стоит «человек доисторической эпохи» — носитель синкретического, «эдемского» мышления. Благодаря Аполлинеру братья де Кирико знакомятся с художниками Пикассо, Дереном, Бранкузи.
Художник располагает фигуры по диагонали, перпендикулярно к линии отбрасываемых ими теней. P. 148). Всё из-за того, что на его картинах слишком часто встречаются поезда и вокзалы. Le peintre et son gnie chez lcrivain». 1910-хгг. Война нарушила все планы Кирико и заставила его распрощаться со счастливой жизнью. Предельная ясность формы и темнота смысла.
Де Кирико разглядывает одно из полотен Тициана и переживает шок. Весь первый этаж занимали огромные магазины. Дизайнеры Сергей Чобан и Агния Стерлигова дополнили экспозицию характерной аркадой и павильонами для графики (для которой интенсивный свет вреден) в виде декириковских мотивов — обломка колонны и лежащей головы манекена. Сней онпереехал вРим, вквартиру наплощади Испании, где прожил досамой смерти.
Художественный мир «метафизических» работ Де Кирико возник внезапно, без предшественников. Этот эпизод лег в основу и первой метафизической картины — «Загадка осеннего полдня» (1910). Его первыми работами были городские пейзажи с четкой «безвоздушной» перспективой, пустынные и гулкие, словно увиденные в гипнотическом сне, где все как будто правдоподобно и одновременно ирреально. Собственные сознание и подсознание художника — единственно подлинная реальность «метафизики» вот таким образом отказ от нее в пользу «наличной» реальности никак не устраивал Де Кирико.
И часы на башнях — со стрелками, как и водится на вокзалах. Кстати, эту же героиню мы видим на другом произведении – «Ариадна, молчаливая статуя». Мир воспринимался Де Кирико, по его собственным словам, как «огромный музей странностей, набитый забавными разноцветными игрушками».
В общем, можно сказать, фирменный набор де Кирико. В этом главный принцип «метафизической» живописи — сохранение традиционных живописных средств, выявление их условной природы как маски, в терминологии Де Кирико, «исторической маски», — и способы ее преодоления. В это время он поддерживает переписку с Тристаном Тцарой, "отцом" дадаизма. Две разные вселенные. В 1917 году в военном госпитале Феррары познакомился с художником-футуристом Карло Карра.
И если на географических картах «белых пятен» больше не осталось, то приключения человеческого духа нескончаемы. Время здесь, как будто, остановилось, улицы безлюдны, все пробуждает чувство тревоги. угловатые планы накладываются друг на друга и сами на себя. Де Кирико вместе со своим братом Андреа (писателем известным под псевдонимом Альберто Савиньо) жил в Париже, где в кругах литературного и художественного авангарда были высоко оценены его картины, показанные на выставках Осеннего салона и Салона независимых. Многие знакомые уехали из Парижа, многие отправились на фронт, как Аполлинер.
По всей вероятности, элемент игры и буффонады был главным в его общении со зрителем. Ретроспекциям ДеК. «Мне вдруг показалось, будто все окружающее я вижу впервые», — писал он потом в мемуарах. 1925 год. Ничто не сравнится с ней — разве что мой «Заратустра». Своими картинами художник поставил немало вопросов перед историками искусства.
Что касается нынешних «Метафизических прозрений» (парафраза слов де Кирико о том, что «У каждой вещи две стороны: обычная и метафизическая»), самая ранняя тут картина — «Битва кентавров» из римской Национальной галереи нового и современного искусства — датируется 1909 годом и это еще такая игра в символизм (поначалу де Кирико увлекался символистской живописью Арнольда Беклина). Посещая Академию художеств в Мюнхене, де Кирико испытал сильное увлечение живописью немецких символистов, открыв для себя творчество Ф. фон Штука, М. Клингера, А. Беклина.
Это символические знаки, собранные воедино для решения метафизических задач автора. Говорят, что де Кирико впечатлился работой «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» и перенёс маленькую девочку к себе на полотно – персонажи действительно очень похожи. В дальнейшем, она оказала серьезное влияние на его мировоззрение и творчество. Джорджо де Кирико говорил: «Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное». Среди этих поздних опусов выделяется, во-первых, «Метафизический треугольник (с перчаткой)» 1958 года, где на треугольном же холсте наплывают друг на друга здания, арки, башни, разные пространства, — а поверх всего лежит огромная красная перчатка с ногтями.
Заостренные углы, некоторая схематичность статуи позволяют предположить влияние Пикассо. Ренессансный, построенный из красного камня город покорил его. галерея совр. Кураторы Джанни Меркурио, Татьяна Горячева и Виктория Ноэль-Джонсон структурировали выставку по разделам: «Путь метафизики» (преимущественно с 1920-ми годами), «История и миф», «Театр», «Вечное возвращение», «Великие мастера», «Неометафизика», «Автопортреты». Предельная ясность формы и темнота смысла. В большинстве своем его ранние «метафизические» работы — пейзажи. Вот таким образом живопись последних лет скорее ребус, чем загадка.
Впечатления эти, отложившись в подсознании, не могли исчезнуть и лишь ждали своего часа. «Великий метафизик» — это не только изображение личности, де формированной войной, — таково видение человека мастером.
То есть здесь 13 произведений 1920-х, но в основном позже и вплоть до 1970-х годов (зрелый художник делал многочисленные повторы ранних своих вещей). Джорджо де Кирико родился в греческом городе Волос 10 июля 1888. Он много копировал в музеях, настойчиво совершенствуя технику рисунка. Кроме того, он твердил о влиянии Ницше. Между 1908 и 1917 Де Кирико создал свои самые значительные произведения – серию видов пустынных городских площадей и натюрмортов, состоящих из абсолютно не связанных друг с другом предметов.
В 1910—11 гг. Обучался в Политехникуме в Афинах (до 1905), затем в АХ в Мюнхене (1906–09), где увлёкся сочинениями А. Шопенгауэра, О. Вейнингера, Ф. Ницше и испытал сильное влияние иск-ва А. Бёклина и М. Клингера («Битва лапифов с кентаврами», 1909, Нац. Влияние Де Кирико было не столь заметным. Его выставляют впрестижных музеях. Мастер расставляет предметы в различных сочетаниях используя их просто как символы.
Именно в них сосредоточен дух «метафизической» живописи. Зато обожал Флоренцию иТурин— двух полнеющих синьор среднего возраста. художник, график, скульптор, сценограф и писатель.
Milano, 1999. Реальность тут — предобраз реальности.
Этот массив противопоставляется стройной, насыщенного терракотового цвета башне. Эти создания зодчество кватроченто, даже еще более ранних веков, виделись де Кирико таинственными формами, знаками иного временного и пространственного мира, маркирующего область возвышенной и гнетущей мечты, напоминающей человеку о его физической малости и грандиозном воображении («Большая башня», 1913). Моранди создает движение «Метафизическая живопись» и публикует свои теоретические статьи в журнале «Валори пластичи» («Пластические ценности»). Видимо, что-то резонировало в нас в ответ на эту изысканность живописи, на утонченное пластическое видение обычных предметов (бутылки, банки, чайники — куда обычнее), на всю высокую живописную культуру.
деревянный подиум резко обрывается на заднем плане. Великий кубист Пабло Пикассо величал художника «певцом вокзалов».
С этого момента он изучает и копирует работы итальянского ренессанса. Эти приспособления, встречающиеся в портняжных мастерских, наглядно являли собой символы одиночества, отчужденности человека в современном мире. В 1935–38 жил в США.
Малевич уже создал свой «Черный квадрат». На фоне темного, полного драматизма неба встает величественная фигура Метафизика. А в 1924-м появится манифест сюрреализма авторства Андре Бретона. М., 1999.
Сначалом Второй мировой войны возвращается вЕвропу ипринимается писать автопортреты вкостюме кавалера XVII века, таким образом вступив всвой «барочный» период итем самым продемонстрировав толи незаурядное чувство юмора, толи ранние признаки слабоумия. У Бретона в кабинете висит купленный у Де Кирико «метафизический» холст. Париж. Жизнь — это хаос, боль, потери культура — порядок, устойчивость, смысл.
В этой части имеются и иллюстрации к его роману «Гебдомерос», в частности, замечательное своей комичностью олицетворение бессмертия с грузной теткой, парящей невысоко над землей, растопырив пальцы и на ногах и на руках, а еще — среди других рисунков, где тоже на все лады склоняются его манекены, — тоже манекенный рисунок «Муза, утешающая поэта». Очевидно одно:живопись художника никогда не стремилась отразить настоящее. Но так ли неожиданным было то, что произошло с художником на родине. «Классицизм» ДеК.
Сам художник заявил в 1913: «То, что я слышу, – ничего не значит существует только то, что я вижу своими глазами, – и даже более того, то, что я вижу с закрытыми глазами». Затем следовало появление медведя, медведя сердитого и упрямого, который, наклонив голову, с блуждающим взором преследует вас на лестницах и в коридорах ваш бег в растерянности по анфиладам комнат, прыжок из окна в пустоту (самоубийство во сне) и свободный полет, словно вы человек-кондор, подобный изображениям Леонардо, которые он, развлекаясь, помещал на одном листе рядом с чертежами катапульты и анатомическими набросками. В 1924 году Джорджо возвращается в Париж, где его живопись уже завоевала славу. У них разный коэффициент искажения, за счет чего усиливается эффект странности. Цикл из ста работ, представленных на выставке, завершается понятием «Неометафизика» —так называют поздний период творчества с 1968 по 1976 год.
Впоследствии, Де Кирико отрицал какую-либо роль античности в своем творчестве. В 1914 году де Кирико пригласил Аполлинера в мастерскую и преподнес ему его портрет, который поэт четыре года спустя назвал «предостерегающим». Непросто понять, почему построенное (казалось бы. ) по законам классической перспективы пространство так тягостно и болезненно-странно в картине де Кирико («Красная башня», 1913). Там виднеется «красный город» — родовой замок дЭсте в Ферраре, фабричные здания с высокими трубами, приземистая белая башня. Статую Ариадны окружают безлюдные галереи.
De Chirico e Savinio dalla Metafisica al Surrealismo // Arte Italiana prsente 1900–1945. И на этот раз предметы кажутся абсолютно не связанными друг с другом. Главное «действующее лицо» полотен — пустынные площади, окруженные архитектурой. Массивная архитектура зданий. Словом, с нагнетанием ощущения таинственности.
Но все это в старых, довоенных работах. Джорджо де Кирико придумал метафизическую живопись в начале 1910-х, начав писать «молчаливые» картины с пустынными аркадами, обломками колонн, контрастными светотенями полуденного солнца, с красными башнями (навеянными башней в Турине), с отсутствием признаков сюжета и часто какого-либо действия. Главных впечатлений от показа, пожалуй, два — хорошее и вызывающее недоумение. ДеКирико нелюбил Милан, который напоминал ему развязную девчонку. Все эти эстетические и социальные бури никак не затрагивают Де Кирико.
В кругу сюрреалистов скандал и разочарование. На парижских улочках часто можно было встретить лотки продавцов бананов. «Метафизический» Де Кирико дает форму своим снам. Как спектакль.
И была еще одна область, не освоенная искусством, — подсознание, сновидения. Де Кирико часто использовал сюжеты и героев бёклиновских картин в своих ранних работах. Кроме того, художник занимался костюмами для последнего проекта Дягилева «Бал» (1929), а также для «Протея», поставленного труппой Русского балета Монте-Карло в театре Ковент-Гарден. «Ничто не может сравниться с таинственностью аркады изобретенной римлянами Даже солнце кажется другим, когда из света возникает римская стена Пейзаж, замкнутый в аркаду портика как в квадрат или прямоугольник окна, приобретает метафизичность, поскольку изолируется от пространства, которое его окружает». Уже на первых страницах романа возникает загадочная атмосфера. " — объясняет де Кирико.
В 1935-38 жил в США. Война, долгие месяцы, проведенные с солдатами в госпитале на Вилла де ль Семинарио неподалеку от Феррары, — все это не могло не повлиять на творчество де Кирико. Плюс — скульптура (многочисленные вариации на тему героев-манекенов де Кирико) и графика.
Иногда, в них присутствует избыток натурализма. С середины 1920-х годов, переехав в Париж, де Кирико, помимо станковой живописи, занялся декорациями для антрепризы С. Дягилева и крупнейших театров Европы. В 1920-егг. В эти же годы он начинает работать над упомянутым журналом «Пластические ценности», возрождавшим на своих страницах идеалы классической живописи.
Последний создает и сценографию балета «Пульчинелла» в 1920 году. Род де Кирико происходит из Греции. Окружающая действительность, как считал художник, непознаваема. жил в Париже, где начал заниматься сценографией (балеты «Кувшин» А. Казеллы, 1924, Шведский балет «Бал» В. Риети, 1929, Русский балет Дягилева и др. ).
«Hebdomeros» – роман-автобиография, но автобиография, не имеющая ничего общего с жизнеописанием, рисующим разворачивающиеся во временной последовательности обстоятельства жизни рассказчика. В воображаемом полете М. Ф. дель Арко видит проявление активности человеческого духа и «аллюзию на Путешествие и Неизвестное» (см. : Dellarco Maurizio Fagiolo. Для Де Кирико это аксиома. Особое место в его работах ранних лет занимают изображения манекенов. и его значение как предтечи сюрреализма.