В Германии процессы над ними начались сравнительно позже, чем в других странах, но по количеству казненных ведьм она превзошла всех. Почему ведьм сжигали, а не казнили каким-либо другим способом. Добавим, что самые ужасные массовые казни в эпоху «охоты на ведьм» были совершены именно протестантскими церковными судами. Первым документально зафиксированным в Англии процессом над ведьмой был допрос (и последующая казнь) Агнес Уотерхаус, состоявшийся в 1566г. Когда произошло последнее сожжение ведьмы — точно неизвестно, поскольку способы казней постепенно становились все более гуманными во всех странах.
Таким же способом осуществляли коллективные казни групп ведьм или еретиков. Известно, что последней официально казненной за ведьмовство стала жительница Германии. » Ведьмовство: Средневековое и Современное » Охота на ведьм в XVI-XVIII веках » 10 самых известных казней ведьм. Специалистами подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII веках было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.
И далее: «Трех-четырехлетние дети заводят шашни с Дьяволом. К тому же дети могли случайно проболтаться о чем-нибудь. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре. Главной целью инквизиторов была борьба с ересью.
Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался. Для укрепления власти необходимо было действовать жестко и показательно. Церковь опубликовала список запрещённых книг.
В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек. Он был детально описан Густавом Фрейтагом в книге «Картины германского прошлого». «Пожелай я испытать вас, а затем вы меня – в колдунах оказались бы мы все». Он имел самые серьезные последствия как для побежденных, так и для победителей. В статье 58-й «Каролины» говорится: «. Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле.
Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. Заговора, целью которого было ни больше ни меньше как истребление христианской веры. Не хотелось ли им когда-нибудь это проверить.
Особенно тяжело приходилось арестованным женщинам. В таком толковании закона укреплял судей и «Молот ведьм» ибо авторы советовали обходить запрет на повторное применение пыток, называя его просто «продолжением». Не хотелось ли им когда-нибудь это проверить. Например, это запрет о пересмотре судебных дел о колдовстве.
Если долго не умирал, то палач мог удушить или сжечь заживо. Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям.
В статье 58-й «Каролины» говорится: «. По их настоянию его изгнали из проповедников и не допускали к причастию. Не все приговоры были смертными, все зависело от тяжести преступления. Девочки от трех до четырех лет уже находятся в связи с дьяволом. В своем знаменитом полемическом трактате «Предостережение судьям или О ведовских процессах» (вышедшем впервые на латинском языке в 1631 г. ) он обвинял инквизиторов в том, что они сами расплодили такое количество ведьм. В своем знаменитом полемическом трактате «Предостережение судьям или О ведовских процессах» (вышедшем впервые на латинском языке в 1631 г. ) он обвинял инквизиторов в том, что они сами расплодили такое количество ведьм.
Держали узников зачастую в средневековых клетках в темноте и без вентиляции. С особенным интересом изучали судьи Дьявола в мужском обличье. В «Молоте ведьм» это испытание рекомендовалось судьям как особо надежное. Те же, кому посчастливилось избежать доноса, тоже пребывали в страхе ибо в любую минуту могли быть обвинены по чьему-либо свидетельству (некто мог припомнить своих так называемых сообщников под пытками). Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, «порождением дьявола». Из названия видно, что имел в виду автор: все эти мерзкие выдумки о ведьмах внушил людям сам Дьявол именно затем, чтобы они учинили ведовские процессы, эту «бойню невинных», преступив тем самым заповеди милосердного Господа.
Так было в 1321 году в южнофранцузском городе Памье, в 1335-м в соседней Тулузе, с 1340 в Новаре (Верхняя Италия) и около 1360 года в Комо. Нужно отметить, что одновременно с этой пыткой заключенных «пользовали» также водой и каленым железом. Прежде чем взойти на костер, все ведьмы должны были признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми.
Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей и обвинителем. Однако демонология не входила в их число. С 1231 по 1235 папа Григорий IX рядом постановлений передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным — инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев). В качестве вины инкриминировалось отравление. В октябре 1781-го его младшая дочь Анна-Мария заболела, у нее появились судороги и она начала исторгать из себя иглы (булавки). «Пожелай я испытать вас, а затем вы меня – в колдунах оказались бы мы все». Для этого достаточно было её «демонизировать».
Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны. 5 декабря 1484 года папа Иннокентий VIII (1484-1492) выпустил так называемую «Буллу о ведовстве» («Summis desiderantes affectibus» – «Всеми помыслами души»). На одиннадцатом костре впервые было казнено лицо духовного звания. Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. Его поездка увенчалась успехом.
Однако ничего другого нам о нем не известно. Приговоры «ведьмам» выносили суды епископальные, не имевшие никакого отношения к Инквизиции. Спустя три года (в 1320г. ) он послал инквизиторов в южнофранцузские епархии Тулузу и Каркассон, дабы «изгнать из дома Господня» всех колдунов, приказание, которое в 1326 году он распространил на все земли, находившиеся в ведении римско-католической Церкви. Рядом с этим охота на ведьм уже не казалась столь существенной. Это подкупало многих и число приверженцев этих сект постоянно росло, прежде всего в Южной Франции и Северной Италии. В 1630 году успели казнить еще 24 человека, но в 1631 году ни одной казни уже не было.
По утверждению немецкого историка Иозефа Ханзена преследование ведьм и колдунов было теоретически подготовлено средневековой схоластикой и перенесено в практическую плоскость церковной инквизицией. Те же немногие, кому удавалось пережить пытки и выйти на свободу, оставались на всю жизнь калеками или душевнобольными. Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности. Эта книга, написанная доминиканским монахом Генрихом Инститорисом и деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером, содержала «научное» толкование ведьмовства, описывала способы идентификации ведьм и предлагала наиболее эффективный набор пыток, рекомендованный к применению в отношении лиц, уличенных в колдовстве.
«Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные формы во времена Инквизиции (в виде трегольного бруса или, например, как на рисунке). Однако поначалу охотники за ведьмами натолкнулись в Германии на серьезное сопротивление. Баттерфилд обратился к гадалке и та подтвердила его подозрения о порче.
сколько раз гостила на шабаше. Америку охота на ведьм практически не затронула. Даже в век научной революции на костер были отправлены сотни тысяч «ведьм». Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек.
Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я «Каролины» : «Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью и кару эту должно свершить огнем». Особенно свирепствовала инквизиция в Испании (где с конца 15 в. она была тесно связана с королевской властью). Наряду с «обычными» пытками судьи могли использовать и другие средства.
Это в корне изменило положение дел. И стоит сторонникам некоего учения объявить его догмой, «непререкаемой вечной истиной», нужно немедленно бить в набат. Счастьем бывало для них, если «княжеской милостью» их предварительно удушали или обезглавливали. Но, несмотря на все усилия, благочестивые убийства продолжались еще долго.
Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков. Если женщина выдерживала жестокие мучения и не умирала от пыток, её отправляли на костёр.
А в 1714 году его преемник, «фельдфебель на троне» Фридрих Вильгельм I (1713-1740), выпустил эдикт, которым повелевал отныне направлять на его личное утверждение все приговоры по делам о ведьмах. Они и стали главными жертвами инквизиции в следующие несколько столетий.
В 1320-1350 годах на костры в Каркасоне взошли 200 женщин, в Тулузе – более 400. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать. Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь.
Но для этого закон и правосудие должны следовать не неким «божественным заповедям», а принципам разума и целесообразности. Появились даже свои рекордсмены по казням. Этот-то знак и разыскивали судьи. К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. Не хотелось ли им когда-нибудь это проверить.
И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни. Охрана колыбели или пытка бдением. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм.
Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным. Невинный скорее признает себя виновным, нежели вынесет подобные муки. «Бдение», которое первоначально не рассматривалась как жестокая пытка, принимало различные формы во времена Инквизиции (в виде трегольного бруса или, например, как на рисунке). Однако демонология не входила в их число. Одной из первых жертв аббата стала Мерга Бин.
Обвиняемых в колдовстве объявляли ведьмами и оборотнями и сжигали их заживо на костре. Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам. Инквизиторы считали такое пятно несомненным свидетельством связи с Дьяволом. Подобно кемптенской ведьме, обвиняемая была служанкой. Соответствующие местные законы определяли, на что следовало обращать внимание.
Этот жестокий крестовый поход против катаров продолжался с 1209 по 1229 год. Именно ее первой назвала Агнес Семпсон. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Невинный скорее признает себя виновным, нежели вынесет подобные муки. Другой историк Генри Чарльз Ли, первым сделавший попытку развенчать «черный миф» об инквизиции, по этому поводу замечает: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трёх веков, с XV по XVIII.
В Пруссии король Фридрих II Великий запретил пытки уже в год своей коронации (1740). Но его вмешательство в итоге привело к тому, что его самого обвинили в сочувствии ведьмам. Счастьем бывало для них, если «княжеской милостью» их предварительно удушали или обезглавливали. Обычно же ведьм сжигали заживо, как требовала статья 109-я «Каролины»: «Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью и кару эту должно свершить огнем». Верхушка пирамиды должна была проникать в область ануса, яичек или кобчика, а если пытали женщину – то вагины. Прежде всего надо отменить ужасные пытки и тогда ведьмы исчезнут сами собой.
И наконец, он оставлял на ее теле «дьявольскую отметину» – маленькое темное пятно, которое было абсолютно бесчувственным. Часто их могли просто открыто оклеветать в колдовстве.
Но это продолжалось недолго. Популярное в средние века устройство, как пыток, так и казни, применялось только при обвинении в колдовстве. Таким образом, первыми судьями были лица духовного звания. В октябре 1517 г. монах доктор Мартин Лютер (1483 – 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций.
Однако это не не только не останавливало фанатиков-судей, но, напротив, считалось еще одним доказательством коварства нечистой силы.
Ведь у мучителей хватало фантазии, чтобы в любом случае признать их виновными. Во время него подавались не простые человеческие кушанья (как на обычных ведовских сборищах), но самые что ни на есть мерзкие: жареная человечина, рагу из ворон, отварные кроты и лягушки. Затем начиналась пляска, во время которой под оглушительные звуки флейт и барабанов участники сборища, непристойно корчась, прыгали спинами вперед до тех пор, пока ряды их не смыкались и тут начиналась самая разнузданная оргия. Колдовство до такой степени развилось, что дети на улице и в школах учили друг друга колдовать». «Пожелай я испытать вас, а затем вы меня – в колдунах оказались бы мы все».
Сколь ни впечатляющими были эти аргументы, заметных перемен они не принесли, равно как и книга доктора Вира «О демоническом наваждении», вышедшая на полстолетия раньше. Была даже профессия разоблачателей ведьм, не помню, как называлась. Последствия этой борьбы нам уже известны. Впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе (1215), установившем особый процесс для преследования еретиков (per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи.
Однако к протесту Вира отважились присоединиться и другие. По утверждению А. Я. Гуревича: «необходимо признать, что историками не предложено удовлетворительного объяснения этого глубокого и длительного социально-религиозного и психологического кризиса, который имел место преимущественно в эпоху Возрождения»14. Мало-помалу на благодатной почве, пропитанной насилием и суеверием, развернулась та кровавая вакханалия, которую сегодня принято называть «охотой на ведьм».
Однако множество колдунов втайне соблюдали древние обряды. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм. Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591 – 1635) резко клеймил это судейское безумие. Она часто рассказывала им о колдовстве. Только за 18 лет деятельности главного испанского инквизитора Торквемады (15 в. ) было сожжено заживо более 10 тыс.
Святые отцы энергично взялись за дело, но борьба с дьяволом оказалась очень трудной. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 70 ведьм. Постепенно география мест, где ведьм предавали огню, расширялась. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм. Пытка обвиняемого внутри саркофага длилась трое суток.
культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. Несмотря на это, Дьявол считался бесплодным. Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи.
Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, т. е. В 1542 году папа Павел III утвердил инквизицию высшей апелляционной инстанцией в борьбе с ересью. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Издалека стекался народ к месту казни.
Уже на третьем костре среди пяти женщин оказался мужчина, первый, но не последний. Всех ведьм ждала одна участь – сжигание на костре.
Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете. В Библии говорится о существовании Дьявола. Затем палач подносил к костру факел. Канцлер с канцлершей тоже осуждены». Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих врагов.
проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному». Эти сведения выдавливались из них во время допросов с пристрастием, то бишь под пытками. и так далее. Еще недавно считалось, что число казненных составляет около 9 миллионов.
Разум одерживал верх в Англии, Пруссии и Австрии. Судьи старательно отмечали все магические средства, которыми пользовались колдуны: заговоры и заклинания, нарисованные или нацарапанные знаки, кукол изображающих людей, на которых напускалась порча, самые разнообразные яды, настойки и мази, волшебные палочки и волшебные иглы, ядовитых червей и насекомых, отравленный дух и пресловутый «дурной глаз».
Правда, это совсем не означало, что они не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки. В Германии это устройство пытки бдением называлось «Охрана колыбели». События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения, выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой — истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое. В 16 в. И. стала одним из основных орудий контрреформации.
Чаще всего ведьм обвиняли в том, что они напускают хвори. Трактаты о ведьмах XV века порой разнились между собой в деталях. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в 17 веке была возведена специальная печь для сожжения ведьм. С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена.
Он арестовал Мергу и, хотя та была беременна, «правосудие» состоялось вопреки действовавшему тогда закону. Особенно много людей сожжено в Бонне. Отныне в смертных приговорах, выносимых инквизицией, все чаще появлялось обвинение в «еретическом колдовстве». Это, несомненно, наиболее распространенная пытка.
Когда же ведьм доставляли к месту казни, там их приковывали цепями и обкладывали хворостом, поленьями и соломой. Сам бургомистр и члены ратуши вскоре последовали за ними. В своем знаменитом полемическом трактате «Предостережение судьям или О ведовских процессах» (вышедшем впервые на латинском языке в 1631 г. ) он обвинял инквизиторов в том, что они сами расплодили такое количество ведьм. Первый случай судебного разбирательства с использованием «Девы» датирован 1515 годом.
А спустя некоторое время казни ведьм во Франции стали массовыми. В 1252 году Папа Иннокентий IV официально санкционировал создание ужасающих застенок.
В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. Некоторые (от страха или безысходности) сознавались сразу, но некоторые проявляли характер и тогда в ход шли всевозможные орудия пыток, под воздействием которых «ведьма» признавалась «во всем». 3 ноября 1324 года в Килкенни (Ирландия) была отлучена от церкви и сожжена заживо Петронилла де Митс, служанка состоятельной дамы Алисы Кайтелер, обвиняемой в связи с демонами и отравлении своих мужей. Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения. Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, то есть преобразованию христианского учения, предпринятому Лютером и приведшему впоследствии к отходу его приверженцев, протестантов, от католической церкви и римского папства.
Однако демонология не входила в их число. Однако они здесь не причем.
Как правило, после подобных пыток выжить было практически невозможно. И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу. Казни продолжались до 1605 года, вплоть до последних дней жизни Дернбаха. Ведь ни один человек не может устоять под их пытками.
Двумя последними княжествами правили два двоюродных брата, особенно прославившихся своими зверствами: епископ Филипп Адольф фон Эренберг (16231631), который сжег 900 ведьм и «ведьмин епископ» Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхайм (16231633), который сжег 600 человек по самым скромным подсчетам. Дыба-подвес.
Однако, по их мнению, охотники за ведьмами безмерно преувеличивали эту опасность. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Анну заживо сожгли на костре, а в истории она значилась как дьявола. Однако фанатиков-судей больше всего тревожило то, что эти отринутые Богом колдуны и колдуньи, по всей видимости, творили свои злодеяния не поодиночке, а объединившись в некую «ведовскую секту», созданную и направляемую самим Дьяволом, адскую рать, объявившую войну христианской Церкви.
И словно в подтверждение, в 1540 г. в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов. Соответственно велико было и число тех, кто в руках своих мучителей лишался чувств, умирал или кончал жизнь самоубийством. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они всё больше начинают воспринимать в качестве антикультуры. Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Имеются свидетельства применения данного орудия для медленного умерщвления. Не примеченный ни епископами, ни священниками, распространял он свои еретические учения: учил, что не надо соблюдать заповеди и устраивать пышные богослужения, а должно вести простую богобоязненную жизнь и говорить решительное «нет» греху, богатству, насилию над другими. В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс.
Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Но в целом вырисовывался сходный образ «проклятого ведьминого отродья и его преступных деяний». Ибо даже самое невинное колдовство, по словам знаменитого богослова Фомы Аквинского (1225 – 1274), есть та самая «сделка с Дьяволом», о которой говорил Августин.
«Муравейник» Нидера вызвал большой интерес на Базельском соборе (1431 -1449 годы), на котором прелаты и богословы, собравшиеся со всей Европы, обсуждали церковные реформы и пути борьбы с ересью. Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи. Еще и поныне об этом напоминает название внезапной боли в пояснице: «ведьмин прострел».
чел. Под пытками она созналась в сговоре с сатаной, явившемся к ней в образе черной собаки. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина». Безошибочным способом распознать ведьму считалось также «испытание плачем».
Приговор был вынесен 30 марта 1775 года. Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Епископ Бамбергский скончался в 1632 году. 22, 18). Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх.
Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591 – 1635) резко клеймил это судейское безумие. Тех, кто отказывался принять католичество, вели к столбу и заживо сжигали. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов.
Только за один год он убил 16 ведьм. В конце концов, власти вынуждены были выдать Осборнов и толпа под предводительством трубочиста Томаса Коллея расправилась с «колдунами». Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим владычеством.
Аутодафе). Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом. Верно, не обошлось без черной магии.
Но «ведьминский епископ» Иоганн Георг II с помощью своего главного викария, викарного епископа Фридриха Фернера, а также при поддержке светского совета докторов права добился лучших результатов. Нередко к нотам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, «ведьмин паук», чтобы сделать пытку менее мягкой. Поскольку объяснить их с научной точки зрения с тем багажом знаний, который имелся у человека в то время, было невозможно, в ход шли мистические идеи вроде ведьм и колдунов, которые портят урожай и насылают чуму в угоду Дьяволу. Напротив. Еретик же был гораздо опаснее.
Это учение касалось также и суеверий, бытовавших среди простолюдинов. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.
Тогда «козлом отпущения» посчитали ее служанку. Охрана колыбели или пытка бдением. Так, значительную роль в развитии демонологии сыграли работы Фомы Аквинского2.
Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. Они были убеждены, что Бог – и это было главным их оправданием – не может допустить, чтобы «дьявольское отродье» своей клеветой несло горе невинным людям. Это случилось в Гларусе, столице одного из швейцарских кантонов. Массовые репрессии начались отнюдь не в годы «мрачного средневековья», а в пятнадцатом веке, то есть в эпоху Возрождения, которая считается временем, когда люди, населявшие Европу, поголовно предавались искусствам, философии и, все как один, были убежденными гуманистами. При этой пытке нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов. Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей.
Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9— 14 лет. Если это случалось, процедура откладывалась, пока жертва не очнется. И словно в подтверждение, в 1540 году в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов.
Из тех, кого преследовали за колдовство, от 80 до 90 процентов были женщины. Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемая теряла сознание. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Палачи инквизиции пытали, медленно расчленяя тело, совершая вывихи конечностей. Эта концепция была также пересмотрена в XX веке. С рассветом собравшиеся отправлялись в обратный путь.
Она ничего не чувствовала. В ней он безоговорочно повторил все, в чем уверил его фанатичный Инститорис: ведьмы нынче расплодились по всей Германии Церкви и христианской вере грозит смертельная беда. Они обвинялись в том, что уговорили три сотни детей полететь в Блокулу. В качестве пыток на ведовских процессах обычно использовались сдавливание пальцев в особых тисках, наложение колодок на ноги (пытка испанским сапогом) или пытка обвиняемого на дыбе.
С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее. Он был таинственным и загадочным. Признаками ведьмы считали любые бородавки, веснушки и родимые пятна на теле женщин.
Ведь, если позволить этой «непререкаемой истине» воцариться, придет час, когда свою истинность она станет утверждать силой и страхом. Дыба-подвес. Вот таким образом колдунов и колдуний встречали с благоговейным трепетом, а порой и с нескрываемым страхом.
Противники охоты на ведьм вновь и вновь выступали с резкой критикой этих безумных деяний. 22, 18). Если она выплывала, объявляли ведьмой, если тонула, признавали невиновной. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело.
За это «гнусное преступление» они распорядились отрубить несчастной женщине голову, а тело ее зарыть под виселицей. Эту церемонию назвали «акт веры». понуждают людей к любви и соитию и несть числа проискам Дьявола». Доктора вместе с женой и дочерью сожгли в 1628 году – и это несмотря на приказ императора вернуть им свободу, поскольку «их арест стал попранием законов империи, терпеть которое невозможно». Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей.
В октябре 1517 года монах доктор Мартин Лютер (1483 – 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций. Суд приговорил Гёльди к отсечению головы.
Современные историки отвергают подобные концепции15. Признавая, что за счёт «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в «охоте на ведьм» активное участие принимали как католики, так и протестанты. Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Авторами этих поистине роковых книг были большей частью сами инквизиторы: итальянцы, французы испанцы, немцы, как, например, Никола Жаке, чье полемическое сочинение «Бич еретиков», вышедшее в 1458 году, стало первым трактатом о ведьмах, наиболее полно отразившим одержимость ведовством.
Некоторых суд освобождал еще до вынесения приговора ввиду болезни или телесной немощи. Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям. Хозяйство пришло в упадок, налоги не поступали в казну многие семьи были казнены, а уцелевшие бежали из этих мест. Однако судьи Гларуса были невозмутимы. Обвиняя ведьм и колдунов в «нанесении порчи колдовством по наущению Дьявола» им приписывали самые мерзкие преступления.
Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всем угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими «сатанинское ведьмино отродье». Жертва помещалась вниз головой, а ее ноги укреплялись при помощи деревянных блоков. И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни. Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путём сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). По словам исследовательницы Ю. Ф. Игиной, в прнципе нельзя найти какую-то одну, определённую причину зарождения охоты на ведьм, а позднесредневековое европейское общество следует рассматривать «как целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей исключающей возможность редукции и нахождения какого-либо одного фактора, способного определять историческое развитие»14.
Та же участь постигла невинных людей в швейцарском кантоне Цуг (1737-1738), в вюртембергском монастыре Мархталь (1746-1747) и в архиепископстве Вюрцбургском (1749). Боль была настолько сильной, что зачастую обвиняемая теряла сознание. В большинстве случаев при энергичном встряхивании пострадавший получал вывих. После этого была подвергнута пытке ее старая, 70-летняя бабушка Елизавета Пленахерин, которая созналась, что уже много лет находится в связи с дьяволом и ездит на шабаш. А «исключительные» преступления оправдывали и любое исключение из правил.
Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Вот таким образом женщин раздевали донага и тыкали по телу иглой – искали метку. Следующим главным врагом католической церкви оказался сам Дьявол. Издалека стекался народ к месту казни.
Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно дергали за веревку. Подобными лжеучениями смутил он сердца простых людей и способствовал отходу их от Церкви. Лучше нельзя указать на связь пыток и одержимости ведовством. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Началась охота на ведьм.
Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Издалека стекался народ к месту казни. Сочувствие им тоже интерпретировалось как ересь. И тогда папа прибег к последнему средству – силе. Он был детально описан Густавом Фрейтагом в книге «Картины германского прошлого». Государство должно содействовать осуществлению этого «естественного права».
Сжигают студентов и юношей благородных кровей в возрасте девяти-четырнадцати лет». Канцлер со своей женой и жена тайного секретаря казнены, 7-го сентября сожгли 19-летнюю девушку, любимицу епископа, которая считалась самой красивой, самой благонравной во всем городе. Возмущению единоверцев Беккера не было предела. Стоило ведьмам втереть животным волшебную мазь и тех мог разбить паралич.
Он, верховный пастырь всех христиан, призывает всех облеченных властью решительно поддерживать «возлюбленных сынов» Инститориса и Шпренгера в деле разоблачения и искоренения дьявольского заговора. Не хотелось ли им когда-нибудь это проверить. За такие тяжкие и отвратительные преступления постановляется, чтобы она была посажена на повозку и отвезена к месту казни для сожжения на костре, причем предварительно оба плеча должны быть прижигаемы раскаленными щипцами, по одному разу каждое плечо. В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром).
Эта опасность подстерегает нас повсюду и должна послужить нам предостережением. Невинный скорее признает себя виновным, нежели вынесет подобные муки. понуждают людей к любви и соитию и несть числа проискам Дьявола».
Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была суровой. Впрочем, некоторые из них вызывали у него сомнение, например, шабаш и полет ведьм. На немецкой земле последний смертный приговор по делу о ведовстве был вынесен верховным судом Кемптенского аббатства (в 50 км к северо-востоку от Боденского озера). Одним из первых известных случаев стала казнь ведьмы в 1128 году во Фландрии. Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, т. е. Если случалось какое-либо несчастье, то обычно нехорошим словом поминали эту пожилую пару.
Согласно расчётам историков, гонение на ведьм возникло в 30-40-е годы XV столетия в западно-альпийских областях – в Савойе, Дофине, Пьемонте и Западной Швейцарии. Ведьмы существовали во все времена, независимо от того, верили в них или нет. В некоторых протестанских странах появились новые законы, которые были суровее католических. Церковь беспомощно взирала на то, как все больше людей отворачивалось от нее.
Более того, в те далекие времена ведьмой могли посчитать только за лечение травами. В XV веке она охватила север Франции и Швейцарию. Так, в лютеранских курфюршествах Саксонии и Пфальце, а также княжестве Вюртемберг в 1567 -1582 годах появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины». Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство.
Ведь в ней отчетливо прослеживается путь общества к массовому помешательству: зарождение веры, затем провозглашение ее «непререкаемой истиной» и, наконец, насилие во имя этой истины, преследование или полное истребление действительных или мнимых врагов. Тот, кто осознает такую опасность, будет с недоверием относиться к любым проповедникам «вечных истин» и решительно выступит против, если они вновь позовут на «охоту за ведьмами». И доведись им испытать такие страдания, они сами, благочестивые обвинители, признали бы себя колдунами. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией. Приговор нельзя было опротестовать.
Впрочем, число мужчин, обвиненных в распространении колдовства, также постоянно росло. Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всем угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими «сатанинское ведьмино отродье». Затем палач подносил к костру факел. Лучше нельзя указать на связь пыток и одержимости ведовством. Аргументы знаменитого ученого вызвали огромный интерес далеко за пределами Пруссии.
Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи. Для получения признаний не гнушались использовать свидетелями даже детей.
Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям. Ведь колдовство считалось преступлением исключительным и потому на большинстве ведовских процессов пытки были более жестокими и длительными и применялись по многу раз. Отметим, что большинство видных интеллектуалов даже в XVIII веке верили в демонов и ведьм. понуждают людей к любви и соитию и несть числа проискам Дьявола».
В деревнях порой недоставало дров для этих костров. В октябре 1517 г. монах доктор Мартин Лютер (1483 – 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций. Осенью Мерга Бин была сожжена на костре.
Следствие длилось 17 недель и 4 дня. Идея механизировать пытки родилась в Германии и ничего не поделаешь с тем, что Нюрнбергская дева имеет такое происхождение. Однако выход был найден довольно быстро, если самого Люцифера достать не получается, то прислужников его вокруг, в лице ведьм и колдунов, пруд-пруди. Двадцать три сознались без принуждения.
Лучше нельзя указать на связь пыток и одержимости ведовством. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре. Однако этот мужественный человек не испугался. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным.
Затем в сопровождении палачей привозили на телегах связанных ведьм. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны.
Но «благочестивые» охотники не позволяли сбить себя с толку. Не менее мучительным было насильственное растягивание тела с помощью веревочных лебедок – так называемая «растяжка». Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, «верный знак, предание о коем дошло до нас от мужей, заслуживающих доверия». Они опускались и кончали свою жизнь где-нибудь в грязи и нищете.
Это орудие казни использовалось в Испании до недавнего времени. С 1532 года на территории Германии действовали положения так называемой «Каролины». После этого приговор был приведен в исполнение.
Она описала еще один шабаш ведьм, который происходил в 11 ночи в церкви Северного Бервика, на который слетелось более 100 ведьм, мужчин и женщин. Но особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна.
Кому же удавалось освободиться. В ужасе люди бежали за пределы страны. Так из окраины Германия превратилась в эпицентр борьбы с ведовством.
Ведь ни один человек не может устоять под их пытками. Кровавые преследования ведьм начались здесь почти одновременно: в Бамберге в 1626-1631 годы, в Вюрцбурге в 1627-1631 и в Кельне в 1627-1639 годах. В одном частном письме мы читаем: «У нас (в Бонне) сильно жгут. Вспомним еще раз историю охоты на ведьм.
Осуждённых за ересь ожидали огромные публичные сжигания. Тем не менее реакционерам не удалось остановить победное шествие этой книги. Начинали обычно с женщин низших сословий. «Булла о ведовстве» и «Молот ведьм», появившиеся в конце XV века, положили начало триумфальному шествию демонологии на север. 22, 18).
В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. В этой книге объединены отдельные элементы зарождавшейся одержимости ведовством: ведьмы и колдуны входят в ведовскую секту, летают по воздуху, принимают звериное обличье, убивают младенцев во чреве матери, приготовляют колдовскую мазь из детских трупов, совокупляются с суккубами и инкубами, сеют ненависть и раздор, распаляют похоть и совершают немало других злодеяний. Ванини и др. ). Годы между закатом Западной и Восточной Римских империй называют «мрачным средневековьем». После Тридцатилетней войны (1618 – 1648), отмеченной жестокостями и политическими потрясениями, в мировоззрении правящих кругов стран Западной Европы наметились глубокие перемены. Дыба.
Бруно, Дж. Гораздо сильнее пострадала Шотландия, где одержимый ведовством король Яков VI (впоследствии английский король Яков I) опубликовал собственный трактат о ведьмах. В то время как одержимость ведовством охватила центр Европы, распространяясь оттуда на север, запад, восток и юго-восток, гонения в Испании и Италии постепенно пошли на убыль. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин. Массовым явлением судебные процессы над колдунами и другими «пособниками Дьявола» были и в странах, затронутых Реформацией. И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни.
Ведь, по мнению охотников за ведьмами, члены дьявольской секты регулярно встречались друг с другом на игрищах или шабашах, а потому должны были знать, кто еще из живших неподалеку был с ними заодно. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре.
Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался. Наиболее разумные князья уже давно поняли, что так дальше продолжаться не может. И словно в подтверждение, в 1540 г. в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов.
Всего инквизиция сожгла, по крайней мере, 30 000 ведьм. Если обвиняемый выдерживал эту простейшую пытку, палач надевал на него «испанский сапог» – гнутую металлическую пластину или колодку, которая от вопроса к вопросу все туже затягивалась под голенью. Трон. Впрочем, число казней разнилось в зависимости от времени и места проведения процессов.
Это, несомненно, наиболее распространенная пытка. Она часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. Ее начали преследовать как ведьму.
Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. Также на религиозной почве начались военные действия между Испанией и Англией с 1585 по 1604 годы, а позже началась «Тридцатилетняя война» в Германии. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (то есть «чистых» отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» – еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо. Сразу же после своего вступления в должность этот одержимый ведовством старец приказал сжечь на костре епископа своего родного города Кагора, поскольку тот якобы околдовал его.
Иезуит Фридрих Шпее фон Лангенфельд (1591 – 1635) резко клеймил это судейское безумие. Сначала ведовские процессы проводила инквизиция. Жертвой его стала служанка Анна Мария Швегель.
Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны. Бедную женщину заставили сознаться, что под сердцем она носит дитя дьявола. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Вторая была разработана на случай казни.
Когда погасли костры, сумрачная тень пала на цветущие некогда края. Кроме того, на костер попали и 15 детей. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от «ведьминого костра» не оставался один пепел. Печально знаменитая «охота на ведьм» расцвела сразу после первого издания «Молота ведьм» в 1478 году. Однако демонология не входила в их число.
Было принято начинать допрос с церковного обряда. Итак, в существовании сделки с Дьяволом, шабашей и порчи никто уже не сомневался. Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Леди Алиса переехала в Англию, но чертовщина вокруг ее имени продолжалась. Семя его, которое он мог извергать сколь угодно часто, также было ледяным. С отступничеством связывали колдовство. Епархия Вюрцбурга соперничала в жестокости преследования ведовства с епархией Бамберга.
Историк XIX века Жюль Мишле писал о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором16. Англия была первым европейским государством, официально отменившим в 1736 году законы о ведьмах. Потом принялись за учеников и студентов. Будучи обвиненной в колдовстве, женщина обычно арестовывалась и помещалась в камеру. Не лепили ли градины из воды и каменьев. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач.
В архивах города Аисбург сохранились протоколы по делам о колдовстве. Инквизиция (от лат. И даже если сам колдун не сознает, что спутался с дьявольским отродьем, он тем не менее заключает своеобразную «молчаливую сделку с Дьяволом» и, следовательно, повинен в ереси и подлежит суду инквизиции, равно как и тот, кто пошел на это сознательно. Поначалу практика гонения на ведьм встретила отрицательное отношение как светской, так и церковной власти.
Ведь ни один человек не может устоять под их пытками. В 1542 в Риме был учрежден верховный инквизиционный трибунал. проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному». Троицу, богохульствовала и оскверняла Св.
Нюрнбергская дева. Пытка обвиняемого внутри саркофага длилась трое суток. Так, в Кведлинбурге в 16 веке только за один день было сожжено 133 ведьмы. Но на практике положения эти не соблюдались по следующей причине: сделка с Дьяволом, шабаш и другие мерзкие преступления, творимые ведьмами по наущению Дьявола, наносили такое оскорбление Господу и были так опасны для окружающих, что здесь позволительно было говорить о «преступлениях исключительных». Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к долгой эпохе религиозных войн. 9 Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). 10.
В Германии это устройство пытки бдением называлось «Охрана колыбели». Солома и лужи на полу кишели мышами, крысами и насекомыми. Нельзя было учиться читать и писать без разрешения светских оборотней. Все, женщина опознавалась как ведьма и шла под суд.
Этот способ получения признания не предполагал нанесения телесных повреждений. На протяжении XV века представление о «дьявольских ведовских сектах» изложенное Иоганном Нидером в «Муравейнике», пополнилось рядом других трактатов о ведьмах. Похожие обвинения посыпались одно за другим. Несмотря на освобождение, они должны были соблюдать строгие требования. Впоследствии данное обвинение было признано «охотой на ведьм» и вызывало глобальный общественный резонанс не только в Швейцарии, но и по всей территории Священной римской империи. Опускали и поднимали верёвку, пока виновный не признавался или терял сознание. Так было оформлено учреждение инквизиции.
появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины». Влияние этой книги было огромно. Там, где человеческих сил было недостаточно, могли пригодиться сверхъестественные возможности этих людей. Мергу Бин сожгли. В своем знаменитом полемическом трактате «Предостережение судьям или О ведовских процессах» (вышедшем впервые на латинском языке в 1631 г. ) он обвинял инквизиторов в том, что они сами расплодили такое количество ведьм.
Файан дунул и растворил двери церкви. Так же поступали германцы и кельты. Одним из наиболее известных был голландский врач доктор Иоганнес Вир (1515 – 1588).
Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В качестве пыток на ведовских процессах обычно использовались сдавливание пальцев в особых тисках, наложение колодок на ноги (пытка испанским сапогом) или пытка обвиняемого на дыбе. И стоит князьям исполнить свой долг и отнестись со всей строгостью к охотникам за ведьмами, как это немедленно станет очевидным. При этой пытке нет сломанных позвонков, вывернутых лодыжек или раздробленных суставов. 1617 год был особенно тяжел – 102 казненных. «Ведьма» Анна Гельди умерла не в эпоху «мрачного Средневековья», а во времена Канта, Гете, Шиллера, Моцарта и Бетховена.
Тогда ее подвергли пыткам. Первый случай судебного разбирательства с использованием «Девы» датирован 1515 годом. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Можно выделить три группы людей, участь которых была различна. Спустя год Томазий сделал новый шаг, потребовав запрещения пыток.
Называлась она «О демоническом наваждении». Но и это еще не все. В Вюрцбургском епископстве множество лиц подвергались такому же преследованию. Когда правитель графства Вадуц (ныне Лихтенштейн) в 1677 – 1680 годах организовал охоту на ведьм, распорядившись сжечь 300 человек, в дело вмешался сам император. У ранней инквизиции обвинение в ведьмовстве было одним из многих обвинений, но не главным.
Однако на этом охота на ведьм не кончилась, вести ведовские процессы стали светские суды. Подобная пытка пользовалась популярностью среди судей, желающих следовать букве закона. Передача подобных дел из церковных судов в ведение светских имела одно важное следствие, повлиявшее на распространение одержимости ведовством: отныне все зависело от отношения правителя той или иной страны к демонологии и от того, как он оценивал опасности, которые могло навлечь на его страну «проклятое ведьмино отродье».
Дети Маклин были освобождены от дальнейших конфискаций парламентским актом 1592 года. Этот способ казни довольно часто можно увидеть в художественных фильмах. А вскоре мода на массовые расправы над ведьмами распространилась по всей Европе. Однако их вовсе не считали прислужниками зла. Зачастую на все время следствия узников заковывали в кандалы. При этом колдунов (друдов) чаще отыскивали в городах, нежели в селах. Инквизиция в то время была действительно орудием христианской веры и состояла из людей искренне желавших очистить мир от ереси.
Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ Гиппонский Августин Блаженный (354-430 годы), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними. По словам палача Ипполито Марсили, введение этой пытки явилось переломным моментом в истории пыток. Таким образом, реальное число казненных могло быть гораздо выше 100 тысяч человек. Непременно притворялся ее искренним другом.
что происходило на шабаше и кого она там видела. Нет сомнения, что половина города падет жертвой. Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх.
В 1701 году, после тщательного изучения книг Иоганнеса Вира, Фридриха Шпее и других авторов, Томазий резко выступил против преследования ведьм в судебном порядке. 22, 18). Стул ведьмы. Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом.
Допрос с пристрастием длился часами, а порой и днями. Ведь ни один человек не может устоять под их пытками. Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся учёные, мыслители (Дж.
Епископства Бамберг и Вюрцбург, где в течение 1625 — 1631 гг. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагали, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие организации приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога», которые хранили старую языческую мудрость. «Верно, погибло уже полгорода, – писал в письме потрясенный очевидец.
Целью всех этих гонений было одно – полное уничтожение ведовской секты. Не вызывали ли они, например, грозу ударами кнута по воде. Однако в других европейских странах идеи разума с трудом прокладывали себе дорогу. В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось смертным приговором. Начало положил епископ Иоганн Готфрид фон Ашхаузен (16091622), который сжег 300 человек по обвинению в ведовстве.
Невинный скорее признает себя виновным, нежели вынесет подобные муки. В статье 58-й «Каролины» говорится: «. Европейская общественность беспомощно взирала на совершавшееся узаконенное убийство.
Вскоре юношу казнили. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. XVIII век, век Просвещения, положил конец охоте на ведьм. В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Светские власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх.
Религия – частное дело человека и не следует мешать ее с законодательством. Но на этом дело не заканчивалось. Далее следовали бесконечные допросы, на которых женщине предлагалось сознаться в совершенных деяниях (которые она на самом деле не совершала) и покаяться перед смертной казнью. В 1692-м году в Салеме (Англия) состоялся самый громкий судебный процесс в истории над ведьмами.
Звали ее Анна Гельди. Но подобные обвинения были делом редким. Последствия этого для обвиняемых были поистине ужасны.
Это семя попало на благодатную почву инквизиции, которая отыскивала в ученых трудах схоластов все новые поводы для обвинений, в которых под пытками жертвы вынуждены были «признаваться». Считалось, что он обладал очень большим и холодным как лед детородным органом. Немного истории. Посланцы папы Римского утверждали, что, заплатив деньги за индульгенцию, верующий может после смерти сократить срок своего пребывания в чистилище. Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни.
Большинство под горькими пытками в ужасающих застенках инквизиции были сломлены и отрекались от своих взглядов, многие сходили с ума или кончали самоубийством. На Руси судебные процессы над ведуньями практически никогда не проводились. Ведовские процессы основывались на методах инквизиции.
После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от «ведьминого костра» не оставался один пепел. Включаясь (порой по абсолютно разным причинам) в «охоту на ведьм», все её участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры— своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью. Лучше нельзя указать на связь пыток и одержимости ведовством.
poncheg-, не обязательно были проверки водой. Один только Бог правит миром. Уже в 1706 году король Фридрих I (1688-1713) заметно сократил количество ведовских процессов. Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии— идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм»— и средневековой народной культурой. В 1518 году в Валькамонике сожгли 70 ведьм. Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720—1730-х годов в Сербии. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел).
И действительно, Реформация оказала огромное влияние на многие сферы жизни. Подобные «признания», внушенные жертвам и выбитые из них под пытками, укрепляли обвинителей в их одержимости ведовством. Первый значительный труд такого рода, «Муравейник» («Formicarius»), созданный в 1437 году доминиканским аббатом Иоганном Нидером, опирался среди прочего на результаты ведовского процесса, которым около 1400 года завершилась охота на ведьм в Бернских Альпах.
Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Голову исхлестали кнутом, не давали спать. Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны. 25 августа состоялась массовая казнь осужденных. Этот так называемый «спор об индульгенциях» положил начало Реформации, т. е. Ее осудили и поволокли к месту казни, привязанной веревками к хвосту лошади и сожгли заживо. Многие инквизиторы были отнюдь не добрыми и разумными, а суеверными и фанатичными людьми, видевшими во всем угрозу христианской вере и потому с особой строгостью преследовавшими «сатанинское ведьмино отродье».
Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами все же было в Штатах. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания. Использование Трона позволяло объявлять это одной сессией, даже если она длилась 10 дней. У судей всегда находились веские доводы по поводу любых возникающих сомнений: ведь сделка с Дьяволом суть «преступление исключительное», а в таких делах достаточно одних только слухов. В 1684 году (за 7 лет до выхода книги Беккера) он приказал арестовать графа и пожизненно заточить в тюрьму за эти беззаконные процессы. Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов, следуя, подобно своим католическим противникам, Ветхому Завету: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. Целью цензуры было искоренение протестантских влияний в Европе.
Обвинения в колдовстве были предъявлены 200 людям, 19 из которых были повешены. Архиепископ Трира сжёг 118 женщин. Массовые процессы над ведьмами можно разделить на три этапа исходя из их интенсивности. Преследование колдунов со стороны инквизиции началось в первой половине XIV века. Посланцы папы Римского утверждали, что, заплатив деньги за индульгенцию, верующий может после смерти сократить срок своего пребывания в чистилище.
Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу. Ей побрили все тело и метку дьявола обнаружили на гениталиях. В том же «Молоте ведьм» была рекомендация сажать ведьм в котел и варить на медленном огне. проводить ли допрос с пристрастием (то есть под пытками), смотря по подозрению, часто, долго или коротко, сурово или не слишком, решать доверено судье доброму и разумному». Данная теория получила официальную поддержку властей в национал-социалистической Германии15. Лишь через несколько лет к ослепленным яростью епископам стал возвращаться разум. Популярная разновидность этой казни совмещала колесование и сожжение на костре – в таком случае смерть наступала быстро. Святая инквизиция — это общее название целого ряда организаций католической церкви.
Некоторые реформаторы даже почитали охоту на ведьм святым долгом властителей перед Богом. Имена свидетелей сохранялись в тайне. Женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой. Попросту говоря инквизиция занималась всеми связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в 16-17 веках начали отдавать эти дела в светский суд), в том числе и ведьмовством.
Обе эти страны были центром развернувшейся в Европе охоты на ведьм. Тут сжигали многих мальчиков от девяти лет». Ее обвинили в том, что с помощью «сверхъестественной и непостижимой колдовской силы» она наслала порчу на душу и тело дочери своего хозяина – врача и судьи. В своем двухтомном сочинении «Очарованный мир» знаменитый амстердамский проповедник доктор Балтазар Беккер (1634 – 1698) сурово осудил протестантских собратьев по вере, равно как и всех верящих в ведьм. Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. где и как вредила она своими колдовскими чарами.
Когда суд вынес ей смертный приговор, по всей Европе поднялась буря негодования. Не опрокидывали ли горшок, наводя иней, чтобы погубить под ним растения и плоды. А затем палач поджигал костер.
Но все ж видели, что действо было. Когда осужденных провозили сквозь толпу, люди старались поиздеваться и высмеять их.
Женщину осудили на «смерть от меча». Эти товарищи использовали спец иглы, которые прятались в кулак. В истории европейской цивилизации есть период, снискавший себе весьма дурную славу.
В полностью католических странах — Италии, Испании и Ирландии — было бы очень мало точек в Испании практически ни одной». Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Отголоски тех лет слышны и поныне, а термин «Охота на Ведьм» стал употребляться в качестве синонима борьбы с вольнодумством и оппозицией. Колесование. Задумаемся еще раз об этой дате – 1782 год. Как это не печально, но не остались в стороне от «охоты на ведьм» и такие знаковые фигуры эпохи Возрождения как знаменитый врач Парацельс и не менее известный религиозный реформатор Мартин Лютер, требовавший выявлять ведьм и сжигать их живыми.
Правда, пользы от этого им все равно было бы немного. Порой лишь единицам удавалось выйти на свободу после допросов и пыток. Это было уделом немногих. Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами.
Дыбу применяли на всей территории Европы. Семейные праздники и публичные зрелища были для них исключены. Тех ведьм, которых удавалось разоблачить, сжигали на кострах. понуждают людей к любви и соитию и несть числа проискам Дьявола».
Авторами их были прежде всего лица духовного звания, как католики, так и протестанты. До судебного разбирательства защитники не допускались. Этот способ получения признания не предполагал нанесения телесных повреждений. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников Дьявола. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от «ведьминого костра» не оставался один пепел. Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья.
Охота на ведьм началась в Бамберге позже, чем в других немецких государствах. Однако если она заплакала, то никак не может считаться невиновной ибо «пути Господни неисповедимы» и к тому же плачет-то она под пытками. Гаррота. В октябре 1517 г. монах доктор Мартин Лютер (1483 – 1546) выступил в Виттенбергском университете со своими 95 тезисами против индульгенций.
Демоны также учат их вызывать бури, грозы и град. Суды над ведьмами закончились лишь со смертью самого аббата в 1605 году. Законодательство, регулировавшее применение пыток, позволяло использовать Трон только один раз в течение допроса. Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер. Например было еще иглоукалывание. Инквизиторы трудились не покладая рук, пока подозреваемая в колдовстве под пытками не «каялась» во всех этих, а то и в гораздо худших прегрешениях.
Девочка вылечилась, но для Гёльди настали черные дни. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). В том же, что в принципе это возможно, не сомневался никто. каким образом, как часто она отдавалась ему.
К третьей группе освобожденных принадлежали те, кого изгоняли из родных мест. против различных групп еретиков нередко выдвигали обвинения в связях с дьяволом4. За это время в действие было приведено около двухсот тысяч смертных приговоров. Люди приходили к месту казни издалека, при этом все они были одеты по-праздничному.
После того как Сатане представляли новых членов секты, начиналось пиршество. Жертву поднимали на верхушку пирамиды и затем постепенно опускали. Начало гонениям положил папа Иоанн XXII (1316-1334). Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». В 1714 году Фридрих Вильгельм I издал эдикт, по которому все приговоры по ведовским делам должны были поступать на его личное утверждение.
Вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия) – один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек. Нюрнбергская дева. На четвертом костре погибла жена бургомистра, а на пятом – жена одного из членов ратуши.
Затем палач подносил к костру факел. Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Правда, пользы от этого им все равно было бы немного. Однако чаще всего подозрения в колдовстве и ведовстве падали на тех людей, которые вели себя не так, как большинство, казались странными.
Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но не сознавшись в преступлении. 22 апреля 1751 года в Тринге (Англия) 70-летняя Руфь Осборн и ее муж были растерзаны толпой горожан, обвинявшей их в колдовстве. Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. и даже соорудили специальный дом для ночных духов (Drudenhaus), рассчитанный на 3040 пленников одновременно, а также аналогичные тюрьмы в малых городах епархии: Цайле, Халльштаде и Кронахе.
За год она использовалась для казни 41 человек, включая детей до пяти лет. Так, в центральных областях Франции, Французские провинциальные парламенты не поощряли охоту на ведьм и после начала гонений присвоили себе исключительное право рассматривать все ведовские дела, которые часто заканчивались оправданием обвиняемого6. Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму.
Но в существовании сделки с Дьяволом, колдовской порчи он не сомневался. Однако, после начала массовой истерии, голоса протеста стали затихать. Ведьмы были поставлены в один ряд с еретиками. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией.
Люди вынуждены были признаться, что с развитием естественных наук многие «божественные истины» стали выглядеть чистейшими фантазиями. Судья по уголовным делам в Лотарингии Николаус Ремигий за 15 лет осудил на смерть 900 человек по обвинению в колдовстве.
«Пожелай я испытать вас, а затем вы меня – в колдунах оказались бы мы все». Эти данные явно завышены.
Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Здесь Лютер был привержен старым бредовым идеям.
Так, двенадцатилетний мальчик, арестованный в 1665 году в южнонемецком городке Ройтлинген, постепенно «выдал» 170 членов дьявольской секты. Первые допросы проходили по заданной схеме. Меньше всего истерия, связанная с опасностью ведьм для общества, затронула Англию и Италию, а также, несмотря на обилие легенд об испанских инквизиторах и орудиях пыток родом из этой страны, Испанию. В ряде европейских государств (Германии, Франции и др. ) были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел об еретиках, вынесение и исполнение приговоров.
Ведь у мучителей хватало фантазии, чтобы в любом случае признать их виновными. Развернутые концепции о демонических силах и людях, которых эти силы соблазнили стали появятся только в эпоху «Высокого средневековья»2. Но при этом обвиняемым связывали между собой большие пальцы рук и ног и стягивали их к пояснице, таким образом, получалось, что женщина как бы сидела с подогнутыми коленями. Кроме того, ведьм узнавали и в воде. В 1704 году в сочинении под названием «Краткие тезисы о грехе колдовства» он вновь потребовал запретить ведовские процессы.
Прусский правовед и философ Кристиан Томазий (1655-1728) был человеком, который на рубеже кровавого XVII и полного надежд XVIII века олицетворял победу разума над фанатиками и мракобесами. Она часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. В Швеции самый известный процесс по обвинению в ведовстве состоялся в 1669 году.
С мольбами о помощи обращались они к императору и папе Римскому. И словно в подтверждение, в 1540 г. в Виттенберге, «столице Реформации», с особой жестокостью сожгли ведьму и трех колдунов. появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины». Сегодня слово «Реформация» напоминает нам о победе разума над мракобесием Средневековья и об освобождении: освобождении от устаревших догм и обычаев, от косного образа мыслей. Кресло инквизиции или кресло допроса применялось в Центральной Европе.
Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Он был скреплен высочайшим согласием аббата, добавившего к нему примечание: «Да свершится торжество справедливости». появились собственные законы о ведьмах, куда более суровые, чем соответствующие статьи «Каролины». Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные. Кресло инквизиции. Они возобновили преследования в 1624 и 1627 гг.
На рубеже XII — XIII столетий секта катаров выросла в могучую организацию.