Когда Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. Критики не одобрили картину Жерико. Для показа картины в Англии Жерико предпринял путешествие в Лондон. Жерико уезжает в Англию и демонстрирует эту картину там, где она имела большой успех. С подобным приемом, придающим картине патетичность, Жерико познакомился изучая творчество Ж. Л. Давида.
Духом этой трагедии проникнута одна из первых картин молодого французского художника Теодора Жерико, написанная в 1814 году и выставленная в салоне этого года как некий вызов только что обосновавшимся в Париже властям Людовика XVIII. Историк Мишле писал, что картина выражает мысли Жерико, его раздумья о судьбах Франции, человечества: «Это сама Франция. Это последняя большая картина Жерико, наиболее простое и живописное его произведение.
Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». В отличие от «барельефного», фронтального построения композиции у классицистов художник смело «атакует» плоскость холста, направляя движение коня в глубину. В суровом и безлюдном "Пейзаже с печью для обжигания извести" (1822, Лувр) будничный мотив – повод для романтически-напряженного воплощения материальности мира. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет.
Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь. Возможна печать на холсте и изготовление репродукции других размеров. Но и здесь первое время он мрачен, его гнетет одиночество. Мрачные предчувствия усиливаются пейзажем с низко нависшими темными тучами. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности.
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». В самую первую ночь погибли двадцать человек. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Её похвалил М. -Б. С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.
Чтобы изображения умерших были реалистичнее, художник посещал местные морги, делая там зарисовки. Ему не спастись. Жерико находит плотника, который делал плот и заказывает ему уменьшенную копию, лепит из воска персонажей, которые будут изображены на картине, расставляя их на плоту. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Всех охватила паника.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Еще большее непонимание встретило полотно «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), воплотившее трагический собирательный образ тех, кого перемолола мясорубка войны и крах империи.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы». 1817, Лувр, Париж).
Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. В основу картины легли реальные события: летом 1816 г. по вине непрофессионализма капитана на рифах у берегов Африки затонул фрегат «Медуза». У юноши две страсти: живопись и лошади.
Романтический образ карабинера выражает атмосферу переломной эпохи. Уже первые произведения Жерико, где отразилась бурная эпоха наполеоновских войн с её отчаянной бравадой ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", 1812, Лувр, Париж), чувством растерянности и трагическим концом ("Раненый кирасир, покидающий поле боя", 1814, Лувр), отличаются повышенной эмоциональностью образов, динамичностью построения и колорита, в котором преобладающий тёмный тон оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками. И, когда ему предложили экспонировать «Плот» в Лондоне, охотно согласился. Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена.
Она определяет устремленное вниз общее движение масс. Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Романтизм был полностью ориентирован на современность. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма. Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился вы ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812г. ).
Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Солдат как бы возвращается, пройдя землю из конца в конец, возвращается.
Среди них мертвые, сошедшие с ума, полуживые и те, кто в безумной надежде всматривается в эту далекую, едва различимую точку. Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель.
Да и видно ли его. Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Резкой диагональю рассечена композиция полотна. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.
В конце двадцатых годов 19-го века морская трагедия – кораблекрушение фрегата «Медуза» – ставит новую веху в биографии и творчестве художника Жерико. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Далеко на горизонте пылает пожар битвы и клубы дыма сливаются со свинцовым небом. Случилось это в 1816 году. Полотно отметил и сам Давид.
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны.
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы». В картине «Раненый кирасир» (1814, Лувр, Париж) задуманной как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя, отразился трагизм ситуации, сложившейся во Франции после поражения армии Наполеона в России, разочарование народа в наполеоновской политике. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Её похвалил М. -Б. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза».
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Наслаждаться этой славой ему пришлось недолго: едва успев возвратиться в Париж из Англии, где главным предметом его занятий было изучение лошадей, он сошёл в могилу в результате несчастного случая – падения с лошади. В чем сущность романтического мировосприятия.
Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Многие сходили с ума, доходило до каннибализма. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. За свою недолгую жизнь (1791-1824) он сделал столько, сколько иному не удалось бы, проживи он и 90 лет. Здесь нет действия, зритель видит только человека, в глазах которого без труда читается тревога. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении.
Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Но ветер относит плот от корабля спасения. Но для народа Франции, для ее передовых людей это стало национальной трагедией.
Пусть даже и за свой счет. Наконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции.
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). В результате «Медуза» села на мель и затонула. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4.
Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги. Лишь на одиннадцатые сутки на горизонте мелькнул парус брига «Аргус». Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Помимо полотна Плот Медузы, в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Конь изображен в сильном ракурсе движения из глубины. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Недаром именно оно ассоциируется с художником и приходит первым на ум, когда речь заходит о Жерико. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой.
Жерико болезненно переживал критику. Но, возможно, лишь старый Давид оценил ее подлинную новизну и мощь. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Продуктов у них не было. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818).
Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Я не знаю этой кисти. » В Офицере конных егерей — пыл и воодушевление двадцатидвухлетнего Жерико, азарт и иллюзии его поколения, выросшего под гром триумфальных побед французских армий во всех концах Европы.
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Однако душевное состояние Жерико в последние годы жизни было весьма неустойчивым и это дает основание предполагать, что художник сам наблюдался у доктора Жорже. Картина Жерико – одна из первых манифестаций романтизма во французской живописи. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
«Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. В 1820-1821 годах в Англии Жерико, пораженный своеобразием её облика и быта изображает в своих богатых и тонких по цвету картинах и акварелях, в литографиях ("Большая и малая английские сюиты", 1820-1821) сцены из народной жизни (с безжалостной правдивостью показывая её социальные контрасты), скачки ("Дерби в Эпсоме", 1821, Лувр). Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр).
Лувр. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле. В техническом плане произведение выполнено превосходно.
Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Этим определялась направленность его поисков». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Там картина вызвала большой интерес.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. То же сочувствие и сострадание просматриваются в портретах душевнобольных, написанных в Англии (1820-1821), куда удалился разочарованный очередной неудачей. Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Действительно, это финал – еще героический, но уже предопределенный – не только наполеоновской, «великой армии», но и всех надежд и иллюзий, которые связывали с эпопеей наполеоновских войн передовые представители мыслящей Франции. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Событие, произошедшее столь недавно, помнили зрители и в разгоревшихся вокруг полотна спорах не было равнодушных. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке.
Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину.
Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Под влиянием живописи А. Ж. Гро, посвятившего множество своих работ победам наполеоновской армии, Жерико обращается к драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812, Лувр, Париж).
Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего.
Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. Работа хранится в Лувре, в Париже. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Много позже, в преддверии революции 1848 года историк Мишле, демократ и республиканец, писал об этой картине Жерико: «Он создал как бы эпитафию солдату 1814 года. Художник родился в Руане в 1791 году. А на плоту положение стало ужасным. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе.
Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого. Одна сторона лица ярко освещена, другая в тени — контраст вносит ноту беспокойства.
Все пассажиры не смогли разместиться на спасательных шлюпках и 150 человек, среди которых были простые люди и солдаты, спасались на плоту, сооруженном из обломков корабля. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Он работает долго, тщательно выписывая каждого из пятнадцати персонажей их муки от жажды и голода, безнадежность положения и радость от подоспевшей помощи.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Наконец, найден исторически-трагедийный сюжет, в котором онможет выразить свое отношение к происходящим событиям и он пишет картину «Плот «Медузы». Он детально изучает анатомию лошади и выполняет в скульптуре великолепного «анатомического коня» со всеми мускулами, сухожилиями, костяком.
Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.
Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Из-за голода многие из них начали практиковать каннибализм. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Тела и всадника и лошади моделированы энергично, даже резко, в них нет никакой плавности. Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм».
Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Ночью вспыхнула резня из-за остатков пищи. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат. Темная, глухая и зловещая ночь опустилась на землю.
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида.
Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. В 1818—1819 годах Жерико напишет главную картину своей жизни: Плот «Медузы» (Париж, Лувр). Все, кто был на лодках, спаслись. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника. Разумеется, не только это полотно повлияло на формирование стиля, но оно, безусловно, является одним из самых выдающихся в нем. Помощь к терпящим бедствие пришла только на двенадцатый день.
Одно из главных произведений Жерико и всего романтического искусства – "Плот Медузы" (1818-1819, Лувр), написанное на остро злободневный сюжет (трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров фрегата "Медуза", погибшего по вине правительства) и имевшее большой общественный резонанс придавая частному случаю символический смысл, Жерико показывает сложную гамму человеческих чувств – от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды: динамика огромного полотна определяется диагональю композиции, энергичной лепкой мощных объёмов, напряжёнными контрастами света и тени. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж). Много копирует в Лувре. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». Поиски героики и героев не в древней истории, а в современности — особенность романтизма, предтечей которого был Гро.
По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Он досконально изучил их книгу, возможно издание с литографиями, достаточно точно изображавшими эпизоды трагического события. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична. Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Динамика форм, экспрессия линий, резкие перепады света и тени подчеркивают патетику сцены. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва.
Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. И в том же 1812 году Франция была потрясена вестью о гибели Великой армии в снегах России. Это интриговало и притягивало взгляд.
С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Во время бури корабль сел на мель, капитан и высшие чины заняли шлюпки, для остальных (149 человек) был построен плот. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Помимо полотна «Плот Медузы», в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Сенегала, людьми познавшими "сободу".
Так ритм цвета, как и ритм форм и движения, разыгрывает свою драматическую тему. И все же кажется, что это пейзаж Франции, что это наконец родная земля. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). чтобы умереть». Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала.
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Восемнадцатого июня 1816 года фрегат «Медуза» отплыл из Франции в Сенегал. Это – солдат, но и вместе с тем – человек ибо мы чувствуем, что война не ожесточила его. Полотно отметил и сам Давид14. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Вместе с тем, не слишком разбираясь в реалиях современной французской живописи, британцы причисляли Жерико к представителям школы Давида. «Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise.
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. Работа хранится в Лувре, в Париже. Сильнее всех переживал кончину Жерико его друг — молодой Делакруа, который стал впоследствии на долгие годы главой прогрессивных романтиков.
Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Вернувшись на родину, художник вошел в оппозиционную группировку, главой которой был мастер исторической живописи Орас Верне. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю.
Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" (около 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретах выражено представление о романтическом художнике как независимой эмоциональной личности в объективности портретов душевнобольных (около 1822), где изображено разрушительное действие страстей, заключён истинный гуманизм Жерико.
Но при этом Жерико упорно и много работает. Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Одного из погибших волной смывает в море.
В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. В 1819 г. художник выставил в Салоне одну из лучших своих работ — грандиозную композицию «Плот "Медузы"» (1818-1819, Лувр, Париж). Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Военная тема еще некоторое время занимает воображение художника. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Романтическая эстетика утверждает категорию возвышенного, которая неотделима от представлений о таинственном и ужасном («Плот Медузы», Теодор Жерико). Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812». Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу. «Мы жаждем самой страсти, — писал Стендаль, — следовательно, можно предположить, что XIX век будет отличаться от всех предшествующих, точным и пламенным изображением человеческого сердца». На заднем плане – черный вихрь зимы и России, тень сумерек и смерти утра не будет.
Для взволнованной молодой души естественным было откликнуться на происходящие события того времени и художник Жерико, объединив в одном сюжете любовь к изображению лошадей и интерес к военной теме, пишет в 1812 году картину «Офицер конных егерей», символ победителя Европы. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле). О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. В годы учёбы у Верне началась его дружба с сыном учителя— Орасом, возможно эти дружеские отношения являются причиной того, что Жерико так долго оставался в мастерской Верне. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Он рвался в атаку. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения.
Остановившись возле картины, он воскликнул: «Откуда это. Настроение самого Жерико было противоречивым.
О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г). В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Его должны были вести на буксире лодки. Жерико – один из пионеров литографии сохранились также его скульптурные работы. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера.
Когда наполеоновская армия, разгромленная в России, капитулировала и войска союзников вступили в Париж, на трон вернулся «законный» король из династии Бурбонов, свергнутой Великой французской революцией, – Людовик XVIII. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа.
Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. В Риме художник проводит целый год.
На борту было около 400 человек. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Этим определялась направленность его поисков»13.
Сюжет картины основан на реальной трагедии. На 8 день за борт выбросили наиболее слабых и раненых людей). Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Окончательный вариант картины представляет тот момент, когда уже потерявшие надежду на спасение люди видят на горизонте корабль «Аргус» и тянутся к нему.
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Не знаю насколько осознан был подход художника к выбору темы картины, но он в своём произведении ухватил весь трагизм событий происходивших во французском обществе. Ведь французы вкусили "свободу" (взятие Бастилии 14 июля 1789 года, революция, заработала гильотина). Так ли уж случайно (без проведения свыше) судно потерпело крушение, сев на мель в 1816 году во время экспедиции по КОЛОНИЗАЦИИ. Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. В 1816-1817 годах в Италии под влиянием классического искусства, особенно Микеланджело, в произведениях Жерико усиливаются обобщенность и монументализация форм, чёткость рисунка ("Бег свободных лошадей в Риме", 1817, Лувр). Теодор стал вхож в дом Верне, вместе с ним бывал в цирке Франкони, манежах и конных заводах Парижа и его ближайших окрестностей. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности.
Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Он задумал написать огромную картину, тема — борьба могучего коня и человека: «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Париж, Лувр). Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза».
Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Однажды, во время римского карнавала, Жерико стал свидетелем яркого необычного зрелища — бега вольных лошадей по улице Рима (на Корсо). Противопоставленная привычной салонной живописи, эта картина, пронизанная движением и темпераментом, необычной пластикой и колоритом, вызвала критику и неприятие приверженцев классического направления.
Однако вскоре люди на плоту обнаружили, что буксирные тросы обрублены и они брошены в открытом океане почти без воды и продовольствия. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии.
Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Все, кто был на лодках, спаслись, а оставшиеся на плоту разделились на два противоборствующих лагеря: офицеры объединились с пассажирами, а моряки – с солдатами. Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Жерико учился у К. Берне (1808-1810) и П. Герена (1810-1811) испытал влияние А. Гро. По протекции высокопоставленного чиновника капитаном корабля был назначен дворянин, не имевший достаточного опыта. Картина не получила ни первой, ни второй премии. В портрете нет внешнего действия, все внимание сосредоточено на передаче «состояния души»: перед нами человек, будто стоящий на распутье, в его глазах, обращенных на зрителя, вопрос, тревога, гнетущие предчувствия. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился.
Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. К этим же годам относится погрудный портрет «Офицер карабинеров» (Париж, Лувр). Все в ней предельно насыщено самым напряженным драматизмом. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Работа имела успех и была отмечена золотой медалью.
Напрасно силится он удержать своего огромного скакуна на стремительном и скользком спуске. Сам плот почти упирается в раму картины. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих. Природа на полотне враждебна человеку.
Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19. На картине – спешившийся всадник, гигантского роста и вместе с тем такой человечный и трогательный. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Он посещал больничные морги, делая этюды мёртвых голов истощённых тел, отрубленных конечностей, в своём ателье он, по свидетельству художника О. Раффе, создал нечто вроде анатомического театра. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля.
Преждевременная кончина помешала ему написать уже задуманную большую картину «Отступление французов из России в 1812». Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. На борт были подняты пятнадцать полутрупов, пятеро из них скончались.