Лишь переплетённые тела русского воина и половца говорят о недавнем свирепом бое. Цветовые отношения распределены крупными планами. По своим убеждениям он был монархист и просветитель. Вся «сюита сказок» написана на темы русского фольклора, кроме картины «Спящая царевна». Сколько тяжести в богатырях.
Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в селе Лапьял Вятской губернии. В 1880 году, получив многомиллионное наследство от своего дяди, стал благотворителем. Интересно отметить, что даже славянофильская газета «Русь» дала категорически отрицательный отзыв всем трём картинам Васнецова, показанным на IX передвижной выставке. Отец его был священником. В годы первой мировой войны Васнецов вновь обращается к образам богатырей. Их нельзя потревожить, окликнуть иначе может исчезнуть очарование. Тёмная стена деревьев отгораживает её от мира и защищает.
Прототипы героев для своих картин Васнецов искал в реальной действительности. В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» художник трактует исторический сюжет возвышенно, как эпическое, величавое действо. Дверь в чайную раскрыта. Чай пьют медленно, степенно. Всё это показывает умиротворённость картины.
Активно использованы тексты и надписи. Вся средняя часть картины воспринимается как огромные весы, на чашах которых толпы праведников и грешников, свет и тьма. Жил в Петербурге и Москве.
Глубокая печаль разлита по всей русской земле. Выдающийся представитель передвижничества (в начале своего творческого пути), он вышел за пределы этого направления, положил начало новому явлению в русской живописи – монументально-декоративному творчеству, первым обратился к проблеме синтеза искусств. Параллельно с ней он углубился в сказочный мир. Собор сохранился.
В «сюите сказок» художник прославляет русских богатырей – Ивана Царевича и Добрыню Никитича – победителей чудовищ, любуется красавицей, ожидающей своего жениха, который освободит ее от страшного Кощея, погружает зрителя в веселый праздник, где грациозно танцует Царевна-Лягушка. – «Твой Иван-царевич на волке» привёл меня в восторг, я всё кругом забыл, я ушёл в этот лес, я надышался этого воздуха, нанюхался этих цветов. Письма.
Васнецова стала одним из самых трогательных и поэтических его созданий. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (1867-68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868-75). В городе Петра он поступает в академию пройдя экзамены, не узнав о своем зачислении в академию он сталкивается с трудным денежным положением, находясь в поисках места жительства. Интересна история создания «Витязя на распутье» (1882, первый вариант – 1878г. ): Васнецов считал эту картину автобиографической, так как «на распутье» в это время стоял он сам, думая, как ему дальше работать, по какому пути идти. Художник показал жизнь маленьких людей на фоне исторических памятников архитектуры города. К парижскому периоду относится также и картина «Акробаты» (1877) (первый вариант 1876 г. – «Балаганы в окрестностях Парижа»), которую можно видеть в Русском музее. В мае 1877 года он возвратился в Петербург и в ноябре того же года женился на своей землячке Александре Владимировне Рязанцевой. Стервятники символизируют бесов, рвущих души людей.
В то время он посещал музыкальные вечера Третьяковых, где слушал Баха, Моцарта, Бетховена. Но будущий художник бросил учёбу в Академии. В апреле 1898 года законченную картину купил П. Третьяков, «Богатыри» стали одним из последних его приобретений.
Однако, ведущие критики того времени – Александр Бенуа и Сергей Маковский – признавали, что Васнецов «первый обратился к украшению жизни» и был новатором, открывшим новые пути в искусстве. Не сохранился). Картина изображает не саму битву, а её завершение. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Среди зеленой травы и нежных полевых цветов лежат погибшие русские воины. С 30 марта и в апреле 1904 года была открыта выставка картин «Страшный суд» в Историческом музее в Москве, а в сентябре-октябре 1905 года в залах Академии Художеств – выставка религиозной живописи Васнецова для церкви в Гусь-Хрустальном.
А. Ильин, П. А. Флоренский). Там, в 1877 г., была создана картина «Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)». В этом портрете царя заметны черты стилизации в духе живописи Древней Руси. Одновременно с картиной «После побоища» на 8-й передвижной выставке Васнецов представил «Ковёр-самолёт»: Иван-царевич на летящем ковре держит большую клетку с Жар-птицей. На выставке впервые Васнецов показал «Богатырей», над которыми работал в течение многих лет. Еще один брат, Пётр, был агрономом. Отец Виктора Михайловича был человеком разносторонних интересов.
При написании картин он изучал историю эпохи в историческом музее, в Оружейной палате. Отец Михаил не мог оплатить учёбу сына в живописи. Оно и теперь там находится. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии.
Жизнь в Париже разочаровала мастера. Однажды декламировали «Снегурочку» А. Н. Островского. Писал этюд для Елены Прекрасной с племянницы Мамонтова юной Наталии Мамонтовой. Вначале в экспозициях Академии, а затем и в выставках передвижников. В 1885 г. Виктор Михайлович Васнецов выполнил серию рисунков для оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В 1893 г. художник был избран действительным членом Академии художествВ 1885 г. по предложению русского историка А. В. Прахова Виктор Михайлович Васнецов начал работу над росписью Владимирского собора, которая продолжалась более десяти лет. Виктор Михайлович Васнецов умер 23 июля 1926 г. Картины талантливого художника являются украшением коллекций многих картинных галерей и музеев, в том числе Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. За последние десять лет, т. е. Так что горе потери смешивалось с духовной красотою покойного и чувств общих к нему. В семье Васнецовых было семеро детей – шесть сыновей и дочь, которая умерла в детстве. Изменилась тематика, другими стали герои.
Рядом с могучим богатырем, раскинувшим руки, лежит трогательный в своей юности молодой княжич (Васнецов писал его со своего младшего брата Аполлинария, часами заставляя его лежать на полу). В картинах 1914 года «Богатырский скок» и «Один в поле воин» художник стремится к монументальности, но достижение её лишь укрупненными фигурами не представляется достаточно убедительным. Васнецов принял активное участие в благотворительной программе: в сентябре 1914 года он пожертвовал 3000 рублей в пользу раненых и их семей, участвовал в благотворительных выставках, рисовал плакаты различных учреждений также в пользу раненых. Позднее Васнецов так говорил о своей работе над «Каменным веком»: «По существу, я всегда думал только об одном и писал только одно: Русь свою матушку, жителей ее, предков моих милых. Картину приобрёл Третьяков. С 1869 г. художники начал выставлять свои картины. Александра Невского в 1908 – 1912-х годах.
Картину купил Третьяков и с тех пор она висит там, в васнецовском зале, почти напротив «АЛНУШКИ». Художник обратился к традициям народного, кустарного творчества, стилизуя предметы в стиле модерн: утилитарная простота форм обогащается в его рисунках выразительным и разнообразным декором: плоскорельефной резьбой с нарочито изломанными линиями и растительным орнаментом. Поиски Васнецовым новой художественной формы, декоративности, были современны и связаны «с преодолением обыденности, словом, со всеми особенностями, которые достигались благодаря использованию метода стилизации». Собственный дом Васнецова может считаться настоящим произведением искусства, памятником неорусского направления модерна, где интерьеры, мебель, вся утварь выдержаны в едином стиле. Друзья Васнецова в то время были увлечены современным искусством и французским шиком в живописи. На этой же выставке экспонировалась и «Алёнушка».
В нём воплощается мощь русского народа, защитника Русской земли. Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным.
Костюмы были, наконец, готовы, роли распределены. Известную сказку Шарля Перро художник перенес в Древнюю Русь. Птицы сказочные притаились на ветвях деревьев. Это райские птицы, они возвещали «Радость и жизнь бесконечную».
Всё убранство завершает барельеф – герб Москвы изображающий св. Очень скоро, благодаря стараниям Васнецова, в «Абрамцево» сложился дружный кружок, который состоял из молодых художников, музыкантов, артистов, литераторов, которые видели истоки своего творчества в русской культуре, в её истоках и её уникальности. Я не знаю, не могу писать, так как слов нет. «Каким-то особым русским духом веяло от неё» – рассказывал Васнецов. Этот факт примечателен.
Первые наброски были сделаны художником в 1870-х годах. Она была врачом, выпускницей медицинских женских курсов. В искусстве он многое сделал впервые: впервые поднял проблему синтеза живописи и архитектуры, начал писать в новом стиле – модерне, впервые обратился к эпическим, национально-романтическим образам, декоративности, украшению жизни. Картина подчёркнуто декоративна. Георгия Победоносца.
Всё это моё родное, хорошее. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскалённым глазом. Арх. Художник был возмущен неуважением к искусству, проявленным учениками и вышел из состава членов Академии. В феврале-апреле 1910 года в Историческом музее состоялась выставка всех пяти произведений Васнецова для церкви в Гусь-Хрустальном («Страшный суд», «Распятие», «Сошествие во ад», «Евхаристия» и «О Тебе радуется, Благодатная», а также Плащаница для церкви в Абрамцеве (1901) и «Голова Христа» для Семёновской церкви в Петербурге. Посередине на вороном коне – атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын.
В 1878 году написан первый вариант картины «Витязь», который открывает серию фольклорных произведений Васнецова. Читали по ролям пьесы известных классиков. Он бесстрашно преодолевает все преграды и выходит победителем.
В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира). «велика по своему значению для русской живописи проникновенность Васнецова в серую красоту русской природы, важно для нас создание Алёнушки, – писал художник Н. К. Рерих, – и дорого мне было однажды слышать от самого Виктора Михайловича, что для него Алёнушка – одна из самых задушевных вещей. Именно такими задушевными вещами и проторил В. Васнецов великий русский путь, которым теперь идут многие художники». Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. В 1858-1862 г. г. Так возникло новое течение передвижников. Она оплакивает тех, кто не попал в рай, в то время как другая поёт песнь радости в честь праведников. На XXV выставке Товарищества передвижников в 1897 году Васнецов представил картину «Царь Иван Васильевич Грозный», в которой сильно декоративное начало.
Победой русского воина заканчивается любая битва. Бодр, остроумен и красив старческой благородной красотой». Васнецов умер внезапно. Лицо, поза, сцепленные пальцы выразительно отображают глубокую печаль девушки. Интересно, что именно в Париже он написал первый эскиз маслом к «Богатырям».
По проторенному пути жанриста или по той дороге, которую художник уже открыл для себя. создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, принёсшие ему широкую популярность (После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880, Алёнушка, 1881, Иван-царевич на сером волке, 1889, Богатыри, 1881-98, Царь Иван Васильевич Грозный, 1897, – все в ГТГ). В критике отмечалось, что «художник высказался как крупный колорист-бытописатель».
Художник переехал жить в Москву, его новые знакомые – С. Мамонтов и П. Третьяков. Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа». «Витязь на распутье» – первая картина Васнецова на былинную тему и в ней уже заметно стремление к обобщённому образу, в отличие от конкретных бытовых персонажей с индивидуальными характеристиками, отличавшими жанровую живопись.
С Парижем отношения у художника не сложились. Достаточно точно выполнено лишь вооружение витязя. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья.
Изгиб ковра напоминает крылья птицы, чувствуется его легкое движение в воздухе. На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления. Одежды царевен сверкают драгоценными камнями и узорными тканями.
Сам Виктор Михайлович должен был, согласно семейной традиции, стать священником. Обращение это было вызвано развитием искусства и поисками художественного и философского синтеза – мыслей о человеке, о мире и их воплощении в монументальных образах. В 1891 году началось строительство церкви в Гусь-Хрустальном, на стекольных заводах Ю. С. Нечаева-Мальцева. Начал летом в Ахтырке под Абрамцевом, а закончил зимой в Москве.
В 1910 году он завершил большую картину «Баян», над которой работал ещё в 1890-е годы. (Собор построен арх. Значение Васнецова для развития творческой стихии русского монархизма трудно переоценить. Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез. Наготове держит нагайку, чтобы хлестнуть коня.
Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т. д. ) он затрагивал глубиные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому. Надписи на камне вещуне взяты художником в Публичной библиотеке. В картине «Преферанс» он несколько иронично показал игроков, засидевшихся за картами до рассвета.
По словам Васнецова «Богатыри» были его творческим долгом, обязательством перед родным народом. В галерее был выстроен Васнецовский зал, в котором повесили полотно. Его притягивало все родное, русское.
(сцены уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян) с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества (С квартиры на квартиру, 1876, Военная телеграмма, 1878, – обе в ГТГ). Васнецов же придает одной из птиц трагический смысл. Особое значение для всей культурной жизни России имело создание домашнего театра, который стал основой для «Русской оперы» С. И. Мамонтова в Москве. Художники, работавшие в Абрамцеве, стремились вызвать в обществе интерес к народному искусству, сами работали над утварью и другими предметами быта, стремясь внести в них красоту и фантазию. Андрей Мамонтов – сын Саввы Ивановича и М. А. Врубель организовали гончарную мастерскую.
Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. Так именно и была названа статья С. К. Маковского, появившаяся в 1909 году. Он отличается необыкновенной силой, мужеством и смелостью, огромным ростом (вымысел). 13 июля 1912 г. Васнецову было отправлено из Академии Художеств извещение об этом событии.
И. Э. Грабарь писал в газете «Красная Нива», что «история, несомненно, отметит значительность этого явления». Интересен долгое время остававшийся неизвестным факт: в 1923 году, ещё при жизни Васнецова, готовился к печати сборник о «Мире искусства» издание которого осуществлено не было. Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, – он кажется спящим. Ребята получили отказ, но не сдались.
Их образам придана торжественность и монументальность. Эти картины, как и «Ковер-самолёт», должны были напомнить о событиях, происходивших в далеком прошлом на тех землях, где ныне шли поезда. Художник всегда был желанным гостем и в загородном доме и в знаменитой усадьбе «Абрамцево». В данном произведении переплетаются фольклорная «фантастика» и реалистические детали. Тяжело повернулся Илья в седле, ногу вынул из стремени, руку в узорной рукавице приставил к глазам.
Главное дело его жизни – помощь в создании московского Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Они хотели добиться права для талантливой молодежи самим выбирать тему конкурсных заданий. Все работы выполнены в мозаике также в петербургской мастерской. Спектакль был сыгран на домашней сцене 6 января 1882 года.
Но вскоре оказалось, что достаточно было предъявить семинарский аттестат. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. По правую его руку на белом мохнатом коне – богатырь Добрыня Никитич, вынимает из ножен свой длинный, острый меч-кладенец, а щит у него горит, прерливается жемчугами, самоцветами. В богатыре воплощается мощь русского народа, он идеальный герой.
Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Воин, богатырь, защитник Русской земли – любимый образ былин. До этого, в 1898 году, С. П. Дягилев вел переписку с Васнецовым и поместил фотографии с его работ в журнале «Мир искусства». И Васнецов окунулся в московскую жизнь.
Нужно было как-то жить самому и помогать матери, которая осталась одна с малолетними детьми на руках. В 1880 году появилась картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (Третьяковская галерея, Москва), навеянная «Словом о полку Игореве». Таково неотразимое действие истинного и искреннего творчества».
Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства. В 1882 году художнику предложили написать панно «Каменный век» для недавно сооруженного на Красной площади Исторического музея. На степь ложится сумрак. Интересно отметить, что если на появление картин «многообещающего жанриста» (как называли Васнецова в 1870-е годы) обычно откликалось шесть-семь газет, то картина «После побоища» произвела впечатление разорвавшейся бомбы.
Последняя выставка Союза русских художников состоялась в мае – июне 1923 года. В лето 1880 года художник жил в деревне Ахтырка, в нескольких местах от Абрамцева. Вся картина полна единого настроения скорби, выражает любовь и сострадание к несчастной. В них изображаются сражения с врагами Русской земли. Люди защищали рубежи родины сообща именно в те далёкие времена появилась пословица: «Один в поле не воин».
Картина попала в галерею уже после смерти Третьякова. У «Алёнушки» был долгий путь к признанию. Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. На фасаде этого храма, богато украшенного мозаиками, можно видеть четыре большие работы Васнецова: «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», все они расположены в небольших треугольных фронтонах. Но Стасов ни словом не отозвался о ней в печати, настолько «многообещающий жанрист» его разочаровал. Затем художник представил своим консультантам наброски и ученые поразились, насколько верно Васнецов представлял картину жизни людей в каменном веке. В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву.
Тем больше недоумения и даже возмущения вызвала в прессе картина 1880 года «После побоища Игоря Святославича с половцами», написанная на тему «Слова о полку Игореве». Прекрасен царевич с его восточной красотой, задумчива красавица им похищенная, которых весьма правдоподобный волк несет по темному непроходимому лесу. Эти песни славили богатырей их подвиги. Я просто ожил. Сын художника, Михаил Викторович, стал профессиональным астрономом, автором книги «Солнечное затмение 8 августа 1914 г».
На основе этой мастерской через некоторое время в Москве был основан гончарный завод. И. С. Боголюбов, 1904 – 1913), – «Богоматерь на престоле» и «Спас на престоле». Даже картины в его мастерской – знаменитая сюита сказок – сохраняет этот синтез. Синтез декоративности и монументальности был новым словом в искусстве. Все эти работы выполнены декоративно, в «русском» стиле, где мы видим св. Член ТПХВ (с 1876 см.
Известно, что критики всех направлений, включая Стасова, с одной стороны и мирискусников – С. П. Дягилева с другой, высоко отозвались о ней в печати. Он иллюстрировал детские сказки, азбуку, книги Е. Н. Водовозовой «Жизнь европейских народов», делал рисунки для журнала «Пчела». Былины рассказывают о событиях далёкого прошлого.
Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Их младшие современники (Андрей Петрович Рябушкин, Сергей Васильевич Иванов, Аполлинарий Михайлович Васнецов, Борис Михайлович Кустодиев, Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа и др. ) создавали абсолютно иные по звучанию картины. Вот мы и расстались». В 1878 году Васнецов вернулся в Петербург. Брат А. М. Васнецова. Лицо павшего богатыря выражает спокойствие, в нём нет злобы.
Два огромных холста «Мария Магдалина» и «Богоматерь с младенцем на троне» представляют собой оригиналы для мозаик – первый для украшения фасада церкви, второй – для алтаря. Илья Муромец – «атаман большой, крестьянский сын». В жанровых картинах 1870-х гг. После 1917 художник ушел целиком в сказочную тему, о чем красноречиво свидетельствуют заглавия последних крупных полотен: «Спящая Царевна», «Царевна-Лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка», «Баба-Яга», «Три царевны подземного царства», «Сирин и Алконост». У седла висят гусли-самогуды. Работы можно видеть на экспозиции Русского музея. Герой былины, как уже говорилось, богатырь. Печальную картину озаряет огромная луна.
На IX передвижной выставке в 1881 году были представлены ещё две картины, написанные Васнецовым по заказу С. И. Мамонтова для кабинета правления Донецкой железной дороги – «Бой скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства». напевом. Именно вот таким образом художник оставил Академию художеств и примкнул к передвижничеству.
В настоящее время при церкви св. Васнецов с тяжелым чувством переживал события, происходившие в России. Кто не знает его «Богатырей», «Ивана Царевича на Сером Волке» и «Алёнушку». Позже главным направлением становится былинно-историческое – «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881 – 1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Васнецов хотел видеть свою страну, свой народ такими, какими он показал богатырей.
Самая крупная и значительная работа «БОГАТЫРИ» (1898, Государственная Третьяковская галерея) создавалась более 20 лет. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей» иллюстрации к книгам и т. д Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. Юрий Степанович Нечаев-Мальцев был большой патриот. И всегда выбирает путь, ведущий через опасности. Кроме того, в начале 1900-х годов была открыта подлинная древнерусская живопись и это обстоятельство также способствовало критическому отношению к религиозным (и не только) работам Васнецова.
Новые материалы». Так в 1867 году Васнецов приехал в Петербург практически без средств на существование. На переднем плане слева орел чистит перья. Тонкими ноздрями внюхиваются в воздух, напрягли уши – готовы к бою.
Профессора живописи Виктора Васнецова, со всем нисходящим его потомством, Всемилостивейше возводим в потомственное дворянское Российской Империи достоинство. Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить надлежащее распоряжение. На подлинное Собственною Его Императорского Величества Рукою начертано: «Николай» и г. Управляющим Министерством Юстиции написано: «На рейде и яхте «Штандарт» 9 июля 1912 г». На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели. Отец благословил сына, а тот выручил деньги на аукционе за две свои картины – «Молочница» и «Жница» – получил уже деньги, будучи в Петербурге.
Не завершив учебу, Васнецов покинул стены Академии. Учился он старательно, но карьера священника не привлекала его. Она была любимым его детищем, к ней «всегда влеклось сердце и тянулась рука». И он сам и его жена Елизавета Григорьевна создали в своем имении Абрамцево под Москвой художественный кружок, где жили и работали В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. А. Врубель, молодой тогда В. А. Серов, бывали М. М. Антокольский, Н. В. Неврев и многие другие. Вся эта дружная творческая семья во главе с Елизаветой Григорьевной Мамонтовой, художниками Еленой Дмитриевной Поленовой и Марией Васильевной Якунчиковой собирали по окрестным деревням предметы старины – костюмы, кружева, ткани в Абрамцеве была организована столярно-резницкая мастерская для производства предметов быта Елизавета Григорьевна вместе с семьей Поленовых основала школу для крестьянских детей. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше.
Отец Михаил Васильевич Васнецов, как и дед и прадед был священником. Картина «Витязь на распутье» (1882). Тогда же выяснилось, что он почти разорён»). Георгиевская церковь в Гусь-Хрустальном строилась до 1904 года и в течение этого времени Васнецов создал эскиз мозаики «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» (для главного алтаря) и четыре композиции на холстах для этой церкви: «Страшный суд» (на западной стене), «Евхаристия» (в апсиде главного алтаря), «Сошествие во ад» (в правом приделе) и «Распятие» (в левом приделе). М. В. Васнецов – астроном, впоследствии священник (1884 – 1972) остальные дети остались в Москве (Татьяна, 1879 – 1961 Борис, 1880 – 1919 Алексей, 1882 – 1949, Владимир 1889 – 1953). Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее).
Казалось, они слышали, как шумит лес, как шуршат листья под ногами волка. Это произведение пронизывает достоевское звучание сюжета. Другие надписи («Направу ехати – женату бытии налеву ехати – богату бытии») Васнецов частично стёр или спрятал подо мхом. Посещая выставки французских художников, Васнецов глубоко задумался о месте русского искусства в европейской культуре, о самобытных его чертах, а также о том, чему, по его мнению, следовало бы поучиться, т. е. техническому мастерству. Он решил изобразить сцену охоты на мамонта. Необходимость защиты родной земли – основная идея былин.
Виктор Михайлович Васнецов родился 3/15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Из Франции он привез полотно «Балаганы в окрестностях Парижа», акварели и эскизы. Марии Магдалины работает центр декоративно-прикладного искусства.
Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. Александра Невского в Софии (Болгария. Кончалось девятнадцатое столетие, Россия вступала в новый век. В русском стиле он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм.
Царь в композиции Васнецова совсем не похож на обезумевшего убийцу на знаменитом полотне И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Этот новый вариант был не последним, но стал общепризнанным. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова.
Среди убитых русичей — тела врагов, но в их позах и лицах нет умиротворения и покоя. Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Отец его, Михаил Васильевич Васнецов и мать, Апполинария Ивановна (урождённая Кибардина), происходили из духовной среды. Все предки Васнецова по отцовской линии имели и художественные склонности, отец его хорошо рисовал, а бабушка, Ольга Александровна (урождённая Вечтомова), была художником – акварелистом. Взгляды героев направлены в ту сторону, откуда исходит опасность. Мозаики выполнялись в петербургской мастерской В. А. Фролова. В центре Петербурга возвышается великолепный Воскресенский храм, построенный архитектором А. А. Парландом в неорусском направлении модерна (1883-1907).
В частности, в этот период были написаны картины Виктора Васнецова «Аленушка» (1881), «Витязь на распутье» (1882), «Иван Царевич на сером волке» (1889) и другие. Художник изобразил бескрайние степные просторы России. Создана картина Васнецовым по сюжету былины «Илья Муромец и разбойники». Неслучайно эта картина определена критиком как «панно».
Для своей картины Аленушка художник долго не мог найти модель. Картина «С квартиры на квартиру» написана в 1876 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Васнецовские женские образы пленительны.
Но всё же появились и благожелательные отзывы. А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового. Нестеров, П. Корин, И. Билибин). Имеет значение то обстоятельство, что статья о Васнецове должна была появиться в сборнике, посвященном художникам «Мира искусства». (1901) и др. Во время учебы Виктор Васнецов много рисовал с гравюр, фотографий, делал и этюды с натуры. Передвижники).
Учился он старательно и проявил, как сообщалось в его характеристике, «хорошие успехи в живописи, за что награжден двумя малыми и одною большою серебряными медалями». Сначала художнику предложили картину экспонировать в Третьяковской галерее, но эта затея не удалась, так как габариты картины значительно превышали размеры помещения. Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была Нищие-певцы. Образ, созданный им прост и естественен. Она стала лейтмотивом его картины. Породистые лошади сильны, на них могучие наездники. Очень знаменитая его картина Богатыри. Неприятное лицо царя нарушает декоративную гармонию произведения, но, видимо, этот контраст нужен был художнику для полноты характеристики Грозного. Из числа графических произведений Васнецова, выполненных в 1890-е годы, можно вспомнить «Меню» для торжественных обедов по случаю коронования императора Александра III, грамоту об избрании Московской городской Думой П. М. Третьякова почетным гражданином Москвы (1896) и многое другое.
Лето он проводил в Ахтырке, недалеко от имения Мамонтовых Абрамцево. В 1883-1885 исполнил монументальное панно Каменный век в Круглом зале Исторического музея в Москве. «Ковер-самолет» олицетворял средство передвижения в сказочные времена, мечту людей о полётах, «Бой скифов со славянами» – сражение, которое могло происходить когда-то на степных просторах, а «Три царевны подземного царства» олицетворяли сокровища, скрытые в недрах земли. И только спустя год, придя в академию, чтобы вновь держать экзамен, он узнал, что в прошлом году его рисунок был оценен положительно и комиссия зачислила молодого человека в академию.
Это было ещё одно пристанище для его души в эпоху потрясений и революций. Они отдыхают после работы. Савва Иванович был замечательно интересный и талантливый человек. В природе вокруг все уныло, сочувствует героине. Именно Васнецов дал начало национальной школе в русской живописи (М.
Но зритель понимает, какой путь выберет витязь, «не убоявшийся» страхов и угроз. Васнецов вспоминал, что в доме Саввы Ивановича часто собирались родственники семьи Мамонтовых и их друзья – художники. Картина Васнецова В. М. В этом же году Васнецов организовал персональную выставку, на которой «Богатыри» были главным произведением.
Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Картина сразу же была приобретена П. М. Третьяковым. Васнецов показывает в богатырях главное – преданность родине, готовность служить ей. Виктор Михайлович Васнецов, русский художник. Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве.
Васнецов – основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и модерна. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. «Отечествие» изображает Бога-Отца, юного Иисуса Христа и Святого Духа в виде голубя, т. е. «Троицу».
В Париже в 1876 году – эскиз, сделанный в парижской мастерской Поленова. Дочь Татьяна и внук Андрей Владимирович стали художниками, сын Васнецова Владимир Викторович – зоологом, профессором Московского университета. Художник и его семья жили трудно, продажи картин не было, но помогали специальные пайки – академический, от Комитета улучшения быта ученых (КУБУ) и американский – от Американской организации продовольственной помощи нуждающимся странам. В связи с семидесятилетием со дня рождения Васнецов получил поздравление (адрес – от Союза русских художников), написанное шрифтом Остромирова Евангелия, под адресом – много подписей, среди них – брата, Апполинария Михайловича, В. П. Бычкова, А. В. Средина и других. Васнецов писал эту картину на сюжет русской сказки. Выставка покорила всех: Репина, Блока, Чехова, самые разные слои общества. Васнецов с радостью принялся за работу.
На старческих лицах застыло выражение смирения и покорности судьбе. Лица их преисполнены страданием, в глазах отчаяние и растерянность. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881-82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Так наряду с жёстким отображением жизни (реализмом) возник интерес к истокам народной культуры, к фольклору.
Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. «Гроб всё время до кладбища несли на руках, причем желающих нести было так много, что мешали друг другу // Похороны произвели на всех впечатление какого-то величия, как-то объединяли всех на чем-то очень хорошем. С семьей Мамонтова Васнецов познакомился в 1879 году, вскоре после приезда в Москву. Об этом после появления «Витязя» написал в стихах молодой друг Васнецова (будущий министр земледелия) Александр Васильевич Кривошеин 6 января 1882 года. («Нечаев-Мальцев умер через сорок дней после смерти Цветаева. Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета.
На ней экспонировались оригиналы для мозаик, предназначенные для церквей: в Гусь-Хрустальном – «О Тебе радуется, Благодатная», Дармштадте и Воскресенском в Петербурге, а также мозаик, выполненных для других церквей по оригиналам Васнецова. Васнецову поручили создание эскизов костюмов и сами декорации. Рисует горожан, бытовые сюжеты из городской жизни. В том же году он был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Л. Н. Бенуа. В 1868 году В. В. Стасов опубликовал в нескольких томах «Вестника Европы» своё исследование «Происхождение русских былин».
Написание этой картины Васнецов воспринимал для себя как гражданский долг, обязательство перед родным народом. Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям. Герои погибли в бою за родную землю, они спокойны и прекрасны. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Кончилась битва медленно встает из-за туч луна. Примером может служить следующее живописное произведение.
С. И. Мамонтов играл Царя Берендея, а Васнецову досталась роль Деда Мороза. Столь же ярко и зрелищно, с прекрасным знанием исторического материала, выполнены иллюстрациями к «Песне о Вещем Олеге» издание которого было приурочено к столетнему юбилею со дня рождения А. С. Всё так неожиданно произошло. Зорко, сурово смотрит вдаль, приглядывается, нет ли где врага.
Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. Новый, XX век, начался для Васнецова работой для церквей. О душевном состоянии художника в эти годы может дать представление его письмо Елене Адриановне Праховой от 4 мая 1918 года, где он пишет о «тяжком времени», о «великом хаосе, который царит у нас вовсю и сменяется владычество за владычеством: украинцы, немцы, большевики, немцы – великая социал-пугачевщина. ». О последних годах жизни художника мы знаем из его писем сыну, Михаилу Викторовичу, эмигрировавшему в Прагу. Оказавшись в этой старой русской столице, он был покорён красотой её древних храмов. Родом из семьи священнослужителей. Каждую свободную минуту Васнецов рисовал и вскоре способного юношу заметили. Как вспоминал Виктор Михайлович, отец часто по вечерам уводил детей в поле за деревней и показывал им звезды и созвездия.
К исторической тематике художник обратился и в своей картине «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, Третьяковская галерея, Москва). Георгий, побеждающий дракона) в центре. Васнецову удалось выразить тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. В картинах реально изображены сказочные персонажи, погружающие зрителя в иной, волшебный мир, в «золотой век», где есть, однако, свои тревоги и страхи («Баба-Яга») и тоска по недосягаемого счастью («Несмеяна Царевна»).
Вслед за старшим братом Николаем (впоследствии учителем) его поместили в вятскую духовную семинарию, где он проучился в течение нескольких лет (с 1862 по 1867 гг. ). Владимира 4-й степени и ежегодную аренду (пенсию) в размере 1500 рублей, в январе 1914 года чин Действительного Статского Советника (что было равнозначно генеральскому чину), а ещё ранее, в феврале 1902 года, он получил от французского правительства орден Почетного легиона. Финансировал известный журнал «Художественные сокровища России». Писал я их вовсе не по книгам, не по материалам раскопок, а по внутренней догадке, по своему чутью.
Его отец был священником и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. Её образ сложился у Васнецова под впечатлением случайной встречи с простой девочкой–крестьянкой, которая поразила его выражением «чисто русской печали».
После окончания этой выставки Васнецов пожертвовал тысячу рублей «на нужды музея и приобретения памятников древней русской культуры не поздней конца XVII века». Помимо персональных выставок, художник принимал участие во Всемирной выставке в Париже 1900 года, в выставках Союза русских художников (членом этого объединения он стал в 1918 году), в Международной выставке – в Риме (1911), русского искусства в Мальме (1914) и Берлине (1922), Америке (1924 – 1925), в благотворительных «Художники – товарищам воинам» (1914 – 1915) и других. Он начинает писать пейзажный этюды, передающие грустное состояние природы. Родители Васнецова были бедными, но образованными и культурными людьми. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. Всё стихотворение мы здесь приводить не будем, но вот одна строфа:Я стою на распутье с великой тоской, Как твой витязь на белом коне. То прошедшее грозно встает предо мной, То грядущее грезится мне. Впоследствии Васнецов писал А. В. Кривошеину: «думается, что Витязь, поэт и художник не ошиблись – избрали путь прямой, прямоезжий, не убоялись зловещего карканья воронья, угрожающих на пути страхов и ужасов».
Тихо. Предлагавшийся сборник содержал статьи о художниках этого объединения. Картину можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы.
Фасад был выстроен по его замыслу. Олицетворение русской женской доли, а может быть и самой России. «Алёнушка» (1881). Об этом свидетельствуют такие его работы, как «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877) и многие другие. Он искал в модели такого сходства, которое можно было выразить через позу и общее настроение.
Такую бедняжку-девочку можно было часто увидеть в былое время. На камне написано: – «Как прямо ехати –живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетаемому». Когда картина появилась на выставке, зрители подолгу стояли перед ней. Если сказку рассказывали, то былину пели. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Васнецов «по мотивам» «Слова о полку Игореве» написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» в 1880 году.
Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. В этом же году он женился и переехал в Москву, куда его звали друзья — Репин и Поленов. Это реальное.
Царевны производят сильное впечатление своей загадочностью. Он почувствовал себя дома. Фрагменты картин воспроизведены в указанной выше книге «Васнецов. Выйдя из состава Товарищества передвижников в 1891 году, он всё же принял участие в юбилейной, 25-й выставке Товарищества картиной «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Признание пришло к «Алёнушке» лишь в начале XX века, в статьях Н. К. Рериха и И. Э. Грабаря, которые называли эту картину в числе лучших творений художника. Буфеты работы Аркадия Васнецова можно видеть в доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Тяжёлая ноша для коня, но богатырские лошади сильны, быстры, так же, как и их витязи. Эта картина представляет собой не взгляд в прошлое, а из прошлого в настоящее. Атмосфера этой прелестной, поэтичной сказки полна красоты и очарования. Её работы стали первыми «настоящими» картинами, которые видел в детстве Виктор Васнецов. Некоторые из этих произведений (Три царевны подземного царства, 1881, там же) представляют уже типичные для модерна декоративные картины-панно, переносящие зрителя в мир грез.
Они – олицетворение Родины, России. На берегу темного омута сидит девушка, горестно склонив голову на руки. Не менее велико было влияние художника и на советское искусство и культуру именно в васнецовские буденновки (или как они первоначально назывались — богатырки), разработанные художником для одного-единственного праздничного парада царской армии, в силу особого стечения обстоятельств стали формой той армии, которая в 1918-1922 восстановила единство страны и дала отпор иностранной интервенции.
О ней в народе была сложена легенда, её вес 90 пудов: «Как махнёт ею Илья прямо – проложит улицу, махнёт ею налево – проложит переулочек». Среди этих живописных былин и сказок Васнецова – картины Витязь на распутье (1878, Русский музей, Санкт-Петербург), После побоища Игоря Святославича с половцами (по мотивам сказания Слово о полку Игореве, 1880), Аленушка (1881), Три богатыря (1898), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 все картины – в Третьяковской галерее). И вот началась подготовка к картине.
Пушкина. Он скучал по России и им овладела мысль создания национального стиля.
Картины Васнецова – это сама русская культура, русский дух. Над этой картиной художник работал почти тридцать лет (первый набросок был сделан в 1871 году). Налево от Ильи Алёша Попович.
Его считали родоначальником русского модерна. «Сирин и Алконост» – также символическая картина, образам которой художник придал особый смысл. И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки.
Эта картина считается лучшей из произведений Васнецова, выполненных в жанровом стиле. Здесь Васнецов передал переживания человека через природу. Насторожились и повернули головы вправо кони – они чуют врага. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил».
По вечерам отец читал детям (в семье было пятеро сыновей) рассказы из прошлогодних журналов, присылаемых из Вятки друзьями (на подписку не было денег). Вскоре, в марте 1878 года, Васнецов переехал в Москву. Так, например, в одной из статей говорилось, что картина «После побоища» написана «превосходно», что художник «обнаружил много вкуса и известную фантазию», а в «панно «Ковер-самолет» хорошо написан летящий ковер». Художник Виктор Васнецов – художник художник на фольклорные и исторические темы. Тёмная вода омута притягивает Алёнушку.
Губы девочки полуоткрыты, она напевает грустную песню о своей судьбе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой (той самой, с которой Серов писал свою «Девочку с персиками»). Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. Тем сильнее чувствуется одиночество и горе Алёнушки. Картина «АЛНУШКА» (1881, Государственная Третьяковская галерея) В. М. Первым создал произведения на темы сказок, проникнутые глубоким чувством, фантазией и любовью. Хотелось бы закончить очерк словами М. В. Нестерова: «Не фраза – Васнецова Россия будет помнить как лучшего из своих сынов, её любившего горячо, трогательно, нежно».
Налево от Ильи – на золотистом коне – самый младший богатырь, Алеша Попович. Могучая рука Ильи Муромца легко держит палицу., писал художник. Невольно возникает ассоциация с бедным Евгением в «Медном всаднике» А. С. Пушкина.
Художники и архитекторы В. А. Гартман и И. П. Ропет строили в парке сказочные «баню» и «теремок», Врубель – скамью, а Васнецов «избушку на курьих ножках» и церковь, над убранством которой работали Антокольский, Поленов, Репин, Неврев и сам Васнецов. В том числе:- Вещий Олег (Wise Oleg, 1899) – 344 000 фунтов стерлингов (май 2006)- Дети разоряют гнезда в лесу (Children Raiding Nests, 1874) – 181 000 фунтов стерлингов (май 2012). По его рисункам была сделана мебель в его доме и разнообразная утварь. В иконостасе храма находятся две мозаичные иконы работы Васнецова – «Христос» и «Богоматерь», оригиналы для этих мозаик можно видеть в Русском музее. С 1880-х гг. Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна.
Былины – русские народные песни. Щит, шлем, доспехи – нелёгкая одежда, а ещё орудия: меч, щит, лук, палица. Образы трактованы в стиле модерн. Время, однако, было упущено и Васнецов поступил работать.
В живописном отношении картина решена подчеркнуто декоративно. Им оказались чужды художественные искания Васнецова, тяготевшего к выражению общечеловеческих идеалов на основе исторических и сказочных образов и особой, поэтичной трактовки родной природы. В 1877 году Васнецов выставил в Салоне две свои картины — «Чаепитие в трактире» и «Акробаты». Расставаться с ней было очень трудно и грустно. На экспозиции музея привлекает внимание также большая композиция в красно-белых тонах «Отечествие», – одна из четырех работ, выполненных художником для Варшавского православного собора св. Былины явились источником вдохновения не только художников (Васнецова), но и композиторов, режиссёров и т. д. После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами.
Строил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа и в 1895-м Васнецов получил заказ на оригиналы для мозаик и холсты для интерьера церкви. В 1861 году В. И. Даль издал «Пословицы русского народа», в том же году вышли в свет «Исторические очерки русской народной словесности и искусства» Ф. И. Буслаева, а в 1865-м – книги А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». На VIII передвижной выставке 1880 года о показанной картине И. Крамской сказал: «Это вещь удивительная, которая нескоро будет понята по-настоящему». Удивительно, что именно здесь, в мастерской Поленова, художник создаст эскиз «Богатырей».
Картины экспонировались на передвижных выставках и получили высокую оценку критики за правдивость и «разнообразие типов». В это время Васнецов уже становился известен своими жанровыми картинами: «Нищие певцы» (1873), «Чаепитие в трактире» (1874), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1879). Разыграв в лотерею две свои небольшие картины, он в августе 1867 года уехал в столицу. Картина была написана художником в 1881 году. Черно-белые открытки с изображениями картин Васнецова, миллионными тиражами издававшиеся в годы Первой мировой войны, способствовали высокому патриотическому подъему русского духа.
В этой картине он, несомненно, воплотил свою мечту о России будущего. Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. В 1912 году Васнецов создал ещё два образа для иконостаса собора св. Его пафос не прельщал художника.
В период с 1881 по 1898 год художник создал самую знаменитую свою картину «Богатыри». От всей этой старины «веяло на душу родным, незабвенным». а у седла висят гусли-самогуды.
Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. с 2004 г. по 2014 г. на аукционах Sothebys продано 8 работ Виктора Михайловича Васнецова. Как в древнерусской фреске, в левом нижнем углу картины славянской вязью написаны слова: «Множества содеянных мною лотых помыш окаянный трепещу страшного дне суднаго». Тому было много причин: он перенес тяжелую болезнь, параллельно с учебой приходилось много работать из-за материальных затруднений. Указ императора гласил: «Правительствующему Сенату.
С таким не пропадёшь: «С горы на гору перескакивает, с холмы на холму перемахивает». На своем творческом пути Художник Виктор Васнецов создал большое количество уникальных картин среди которых знаменитые полотна, такие, как Иван Грозный, После побоища Игоря Святославича с половцами – первая серьезная работа в русско былинном направлении написанная в 1878 году, потом в 1882 году Витязь на распутье, Битву русских со скифами, «Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, очень примечательна картина Аленушка, эта картина написана в национальном ритме с глубоким поэтическим оттенком. Особое признание получила картина «С квартиры на квартиру», репродукции с неё можно было видеть в витринах петербургских магазинов. Произошла «переоценка Васнецова». Мальчик, обладавший прекрасной памятью и воображением, очень рано проявил способности к рисованию. Её достоинства оценили прежде всего художники – Крамской, П. П. Чистяков, Репин, Суриков. В Рябово в той же губернии прошло детство художника вместе с пятью его братьями.
Выписанные череп и кости дополняют фабулу картины. Учил рисовать, выписывал для них научные журналы. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. Здесь нет академизма, вместо которого изображены огромные недостатки общества. Вот эту изумительную связь переживаний человека с природой, эту общность образов народной поэзии чутко воспринял и тонко передал художник.
После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) «Кащей Бессмертный» (1917 – 1926). У Васнецова же тема приобрела абсолютно иное звучание. Он писал только близких ему людей. Были представлены три картины – «Страшный суд», «Распятие» и «Сошествие во ад». В связи с войной на Балканах Васнецов написал в типичном для него в то время жанре картины «Военная телеграмма» и «Известие о взятии Карса» (обе 1878) и в 1879 – «Преферанс».