Одни из самых известных картин в стиле рококо «Отплытие на остров Цитеру» Ваттоо, «Танцующая Камарго» Ланкре, «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» Буше, «Качели» Фрагонара и другие. На картинах стиля рококо можно часто увидеть изображение нимф, богинь, обнаженной натуры, сельских пейзажей. Картины художников в стиле рококо отличались оптимистичным настроением, мягкими и яркими оттенками и служили украшением салонов и жилых помещений. Репродукции картин в стиле рококо смогут украсить любые интерьеры и выбрать подходящую вы можете в интернет-магазине Твой Постер.
Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Для отделки и декора – богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Кроме того, рококо — это отказ от величия, монументальной торжественности, тёмных красок барокко в пользу лёгкости, чувственности, ненасыщенных светлых тонов.
Наиболее ярко проявился стиль рококо в интерьере. В моде были всевозможные украшения, вазы, веера в китайском стиле. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Родиной стиля считается Франция, где направление развивалось в период с 1720 до 1760 года.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
В творчестве этого итальянского художника XVIII века на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие игривые формы рококо, веяния нового течения – неоклассицизма, основные эстетические принципы которого были провозглашены в 1763 году немецким ученым, жившим в Риме, Иоганном Иоахимом Винкельманом. Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. У одной из придворных дам на голове даже поселилась мышь. Поклонники стиля рококо встречаются и сегодня. Стены оформляются деревянными панелями.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). Музыка звучала на светских приёмах и во время еды, танцев, вот таким образом возникали всё новые выдумки и развлекательные приёмы: имитации, звуковые изображения и т. д. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка».
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Особое отношение к нему сложилось у производителей фарфора. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Родившись во Франции, рококо быстро набирал популярность в других странах. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко.
Англия тоже не избежала влияния модного стиля, проявившегося более всего в прикладных искусствах, таких как инкрустация мебели, производство изделий из серебра. Посыпались пудрой, различными ароматическими веществами. Стены оформляются деревянными панелями.
На смену изысканному и кокетливому rococo уже в середине XVIII века приходит новый рациональный стиль – классицизм. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.
Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня. Фрагонара). Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. На полу – узорный паркет и ковры-гобелены. (см. И хотя на картине приветствующий жест графа выглядит несколько театрально, это с лихвой компенсируется тем, как точно и детально Давид передает внешний облик героя: налицо нарочитая небрежность в одежде, спокойная уверенность в своей силе и т. д. Все это говорит о том, что начинающему живописцу вовсе не чужда передача реальной действительности в живой конкретности.
В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской.
В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Прически чесались. Наиболее популярными являются сочетания белого с голубым, зеленым, розовым и золотым. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. Мебель эпохи рококо очень изящна. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. В моде – осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Так изменились критерии физической красоты.
В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Ножки мебели выгнуты изящной линией. В этом состояло главное отличие рококо от барокко.
В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814). Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг).
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Возник он в искусстве (в большинстве своем – в оформлении жилых домов знати), наполнив шармом аристократические салоны и дома. В 1750-х гг.
1767). К примеру, прическа фрегат – с корабликом на голове. Ножки мебели выгнуты изящной линией.
В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Базовым элементом, с которого начинается оформление гостиной, является невысокий камин. Идеальным вариантом напольного покрытия является надежный и долговечный художественный паркет. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). К сожалению, она не сохранилась, но до настоящего времени дошла гравюра Тардье исполненная по этому рисунку. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ). Его использовали с негативным оттенком. И здесь рококо ждало открытие. Практика показывает, что аристократичный, невероятно эффектный и, вместе с тем (если проявить смекалку) достаточно бюджетный стиль рококо доступен жителям обычных городских квартир.
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. В цветовой гамме интерьера в стиле рококо должны преобладать нежные пастельные тона. Но у рококо имеются существенные отличия. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже).
Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра ЛемуанА Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Уже к началу 1730-х годов относятся первые произведения и в общих чертах оформляется стиль Батони, который на протяжении последующих десятилетий лишь так или иначе модифицировался в соответствии с изменением художественных привязанностей мастера. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Пол в интерьере рококо непременно дорогой и броский.
Чтобы дамы могли чесать головы, у них существовали специальные длинные палочки. Рококо – стиль в искусстве, архитектуре, моде и живописе.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен.
Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок.
Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок. ниже). Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж).
За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия. Мастера сами устанавливают цены работ и условия доставки и оплаты, сами совершают отправку покупки заказчику. Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Эффект роскоши и уюта в одном флаконе достигается с помощью небольшого расписного ковра. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории.
Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион. Мебель эпохи рококо очень изящна. Обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Он носит название «рокайль». Благородство внешнего вида изделия можно усилить, разместив на каминной полке канделябры со свечами, вазы, статуэтки, часы. Этому содействовали французские художники, которые работали за границей. Она настороженно и внимательно за кем-то наблюдает, а с губ может вот-вот сорваться гневное слово протеста.
Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Хотя в большинстве западноевропейских стран сохранялся старый порядок, в Англии постепенно зарождалась машинная индустрия, а во Франции бурное развитие экономических и классовых противоречий подготавливало почву для буржуазной революции. Бернардо Беллотто работал также в Германии. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. Размышляя о французах той эпохи, А. С. Пушкин отмечал их «вольное легкомыслие», «безумство», стремление к роскоши, с которыми ничто не могло сравниться. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. А. С. Они могут выполнять и чисто декоративную роль. В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789).
Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Каждое лицо изображено с большей экспрессией и психологичностью идеализированы только образы Наполеона и Жозефины, выделенные светом. К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве.
Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Интерьеры рококо во все времена поражали легкостью, красотой изысканной роскошью.
Это интересно. К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Приложение 6).
В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи. Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди.
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743).
Важно, чтобы поверхность отражала элегантную мебель и изысканный декор. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени.
Его эстетика требует смягчать демонстрацию богатства и любые проявления экспрессивности. Все вместе это составляет праздничное, феерическое зрелище. Архитектура стремится стать лёгкой игривой, красочной, приветливой.
Этот эффект был достигнут при помощи линий красиво откинутой назад головы и пластично вылепленных форм тела, что присуще принципам классицизма. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. по документу из РГИА). Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества.
Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). На появление нового течения, конечно же, повлияли изменения философских взглядов.
Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Кроме фарфора— в моде серебро. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Само название стиля рококо граничит с упомянутым термином.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Приложение 1). Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже. Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции. Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей. Чаще всего используются камины рококо, выполненные из бежевого или белого мрамора. А в 60-70-е годы XVIII века приходит мода на высокие прически.
Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света. Большая расписная ваза может украсить холл, лестницу, ведущую на второй этаж. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная.
Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Чаще всего художник писал знатных лиц.
1709). Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями.
Идеал мужчины – утончённый придворный, франт. К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Ему удается убедить мать девушки в своей святости и та сама отводит к нему дочь послушать его благих поучений. Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв.
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Со временем все объекты, напоминающие морскую раковину, неровную жемчужину или камень из-за необычной извивающейся, причудливой формы стали называть rocaille. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин.
Палитра Буше соответствует требованиям моды искусства рококо — краски на его картинах кажутся нам неестественными, не соответствующими природным оттенкам. Однако мастера заботились не только о качестве мебели. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV – «короля-солнце», а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774 г. г. ). Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур.
Помпео Батони не был мастером-монументалистом. Обратите внимание, в каждом магазине на Ярмарке Мастеров могут быть использованы разные способы оплаты и доставки — самостоятельно выберите тот из представленных, который устроит вас больше. А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра.
А в рококо намечается отдельное течение, получившее название «шинуазри», что дословно означает «китайщина». Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. (иллюстрации см. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795).
Искусство рококо в основном представлено только в деталях. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Всего за несколько дней Ватто, остановившийся в доме Жерсена, написал полотно изображавшее помещение антикварного магазина, продавцов и посетителей, разглядывающих картины, слуг, осторожно укладывающих в ящик проданный портрет.
«осколки раковины». Идеал женщины – хрупкая стройная жеманница. Меняется и формальный строй его работ. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Но вскоре Батони встает на путь самостоятельных занятий, пристально изучая и копируя картины Рафаэля и Аннибале Карраччи, а также неустанно зарисовывая античные статуи, наполнявшие тогдашний Рим. Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму. Достойны внимания многочисленные серии гравюр Буше, среди которых иллюстрации к произведениям Мольера и других авторов, а также серия Крики Парижа с изображениями уличных сценок.
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Характерные черты самого «нарядного» стиля — тяготение к всевозможным «женским штучкам» (украшениям, статуэткам, роскошным тканям, плавным линиям, приглушенным тонам), повышенное внимание к подбору мельчайших деталей, а также стремление к тому, чтобы каждый штрих был доведен до совершенства. Главный элемент орнаментального убранства в стиле рококо напоминает завиток раковины. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты.
Мягкая мебель обивалась шелком, парчой, бархатом. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Одран занимал должность хранителя картинной галереи Люксембургского дворца, в котором находились картины, написанные Рубенсом для королевы Марии Медичи.
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744).
Французское слово rocaille переводится как «скальный». стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715 – 1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота.
Но так ли это. Несомненно, художник был знаком и с венецианской традицией монументально-декоративной живописи, хотя неизвестно, ездил ли он в Венецию позже Буше стал коллекционировать рисунки Тьеполо. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Как правило, на стенах отсутствовали прямые линии использовался лепной художественный узор — разбросанные с лёгкой небрежностью цветочные композиции, витиеватые завитки, переплетения, причудливые виньетки, ракушки.
Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. И в таких прическах вполне могли заводиться различные насекомые. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745).
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Новый стиль (в отличии от готического стиля в архитектуре) утрачивает тенденцию к масштабности и величественности. Под него надевали камзол. Не удивительно, что именно в этот период появляется игривое изящное течение помпезного барокко — стиль рококо, который находит применение, прежде всего, в обустройстве особняков французской знати (гостиных, будуаров, спален).
Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). Помимо Франции, музыка рококо развивалась и в странах Германии, так как этому стилю благоволили Мария Терезия и Фридрих Великий. В этой оригинальной трактовке произведения Лафонтена главное место занимает пейзаж. Буше не был портретистом, но часто писал свою покровительницу, фаворитку Людовика XV мадам де Помпадур. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз». Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742).
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Женщины носят пышные юбки – панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». Музей изобразительных искусств им. Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п.
Он мастер мимолетного наброска с натуры. Видным художником является Пьетро Лонги. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см.
Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы.
Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Такие прически сооружались длительное время и носились в течение не одного месяца.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Французское слово rococo произошло от rocaille – т. е. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Этим объясняется происхождение названия рокайль.
Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Приложение 5).
В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид). Маркиз Мариньи, руководитель королевских строений, заказал художнику несколько аллегорических полотен для маркизы де Помпадур. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Шарден начал творческий путь с натюрмортов. Это течение отличает особая грациозность, легкость, а идейной основой является красота, неувядающая молодость, галантное изящество.
На рукавах были широкие обшлага. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Устаревающий паркет уже предлагается заменить более современным напольным покрытием: ламинатом, плиткой (для кухни и ванной). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты.
Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Картина пронизана вибрирующим светом, который, сочетаясь с золотистыми, нежно-зелеными и бледно-розовыми тонами, делает изображение трепетным и подвижным.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
В эпоху рококо эти изделия стали именовать геридоны. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781).
Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. Все мебельные изделия XVIII столетия отличались изящными формами и плавными линиями. Но главным стимулом для его развития стала не философия, а образ жизни, вкусы, привычки представителей аристократических семейств.
Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Приложение 8). Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
В росписи стен, плафонов, в гобеленах, наддверных панно преобладали современные и мифологические галантные темы, пейзажи, которые рисовали интимный быт аристократии идеализированный портрет, который изображал модель в образе мифологического героя, пасторальный жанр. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810).
Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Художника в большей мере интересует передача посредством живописи самых разных психологических состояний. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Так назывались провансальские баллады, воспевавшие бесстрашие рабов.
Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. На карманах— огромные клапаны. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня").
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Он создает образы людей, довольных своей жизнью и богатством, которое они охотно выставляют напоказ. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный.
Современные интерьеры конечно отличаются от дворцовых залов, пышных базилик и томных будуаров.