Картины художников в стиле классицизма можно назвать результатом разума и логики, одерживающих победу над жизненным хаосом.
И хотя закат классицизма произошёл в XIX веке, о его значении и роли в истории культуры он до сих пор спорят, а художники и писатели до сих пор обращаются к его сокровищнице за вдохновением и сюжетами. Пигаля и Ж. А. Однако образ Вольтера полон напряжения. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства.
классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон.
В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.
Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Большего признания в этом стиле получили Ж. Мольер, Вольтер (Франция), Л. Гиббон (Англия), М. Твен, Д. Фонвизин, М. Ломоносов (Россия).
Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. и связанный с реакцией 60—70—80-х гг. К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи.
Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века идеальные пейзажи (художник Лоррен Клод). Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация).
«Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Художник делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы. Единственные художники, которые не исчезали незаметными в тени при Давиде, это были Жан Батист Реньо (1754—1829) и Франсуа-Андре Венсан (1746—1816). Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий художник Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Правда, мало-помалу они заняли положение официальных департаментов искусства.
Жерар прославился как портретист и, действительно, сравнение портретов его работы с портретами XVIII столетия, например Гиацинта Риго (1659—1743), показывает огромный шаг по пути к простоте и натуральности, так как Риго моделям своих портретов, то искусственным и жеманным, то торжественным, часто придавал даже атрибуты мифологических богов. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света. У нас в России классицизм также скорее принес своего рода пользу.
Двое из учеников Угрюмова, Егоров (1776-1851) и Шебуев (1777-1855), заслужившие один прозвище русского Рафаэля, другой – русского Пуссена, явились настоящими насадителями у нас строгого классицизма в духе Давида, Карстенса и Камуччини. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время. «На картинах и в театре можно видеть людей изображающих страсти, которые, однако, не выражая характера, свойственного представляемому предмету имеют такой вид, как будто они играют комедию и только пародируют то, чем они должны быть».
как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Становление классицизма в России Возникновение и становление классицизма в России тесно граничит с развитием общественной мысли и просветительских идей второй половины восемнадцатого века. Они изображали сюжет самих мифов или сюжеты современного мира с элементами мифологии. Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. И на Академии неспособность Бецкого отозвалась в сильной степени.
Все в классицизме требовало точности. Впрочем, Акимов в значительной степени принадлежит еще к XVIII веку. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное. Но внутренний мир его не показан.
Справа изображены известные исторические лица. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.
Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый». В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Но это было наивной ошибкой. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. А. Канова «Три грации». Классицизм 18 – начала 19 вв.
Жесты их полны степенности и торжественности. Жерар (1770—1830) — тоже ученик Давида — получил первую известность картиной «Велизарий (любимый сюжет того времени), несущий своего спутника» (1791) — одно из лучших произведений классического направления она имела большой успех, но его «Психея» менее понравилась.
Главный принцип проявился в обращении к традициям античности. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Пьер-Поль Прюдон (1758—1823) хотя и брал сюжеты из мифологии («Грации», «Афродита», «Психея», «Зефиры», «Адонис»), но этот материал он одушевлял своим чувством и владел жизненным колоритом. Это были учреждения, где собирались лучшие мастера своего дела. Тессин Младший).
По возвращении из чужих краев этот сын простого наборщика получил, благодаря своей образованности и умению жить, все возможные в то время для художника почести. Считается, что классицизм -- это прежде всего жесткая система правил. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов: бюсты вице-канцлера А. М. Голицына, графа П. А. Румянцева-Задунайского, Потёмкина-Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II-законодательницы и другие. Ломоносова, Г. Р. Они стали обращать внимание на изображение предметов, животных и человеческого тела.
В складках одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение.
стремление к суровой простоте в творчестве К. Н. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. В это время Уэджвуд создавал из фаянса простые и элегантные "базальтовые" изделия, прекрасно гармонировавшие с неоклассическим интерьером. Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы.
Это традиционный для классицизма парадный портрет. Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма.
Об искусстве И. А. Акимова (1754-1814) современники отзывались с безграничным восторгом: один палец, написанный им, – выше целой картины, писанной иным художником. Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). Из картин Венсана назовем: «Велизарий, просящий милостыню», «Зевскис избирающий себе натурщицу между кротонскими девушками», «Генрих IV и Сюлли», «Битва под пирамидами».
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр. Этот художник, поступивший десяти лет, спасаясь от нужды, в ученики Академии слишком еще был пропитан духом эпигонов рококо, от которого не могли освободиться и оба первых русских исторических живописца: Козлов и Лосенко (стоит только вспомнить Апостола Петра первого в Музее Александра III и Прощание Гектора с Андромахой второго в Академии). Это мы находим в комедиях Д. И. В 1802 г. выставлена картина «Ипполит, Федра и Тезей», потом «Андромаха» (1808), «Эней и Дидона» (1817).
Линии упруги, объемы выразительны. И он не был свободен от влияния XVIII века. Викар). Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой.
Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. Основной задачей этих художников был поиск и отбор идеальных природных форм. ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. Среди всех портретов выделяется статуя сидящего Вольтера – шедевр Гудона.
Римские республиканские идеи теснили монархический принцип, веселое беззаботное рококо чахло и уступало место суровому Витрувию, грациозные моды Ватто и де Труа мало-помалу переходили в античные хитоны, появились и эстеты нового духа: Лессинг, Винкельман, Менгс и Давид. Так писал, например, Н. Пуссен. По исполнению — живопись вроде той, как у Давида. Он написал немало портретов из которых дошедшие до нас довольно характерны. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы. Здания Сената и Синода в Петербурге. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Он, так же как и его товарищи Козлов, Пучинов и рано скончавшийся П. И. Соколов, не сумел вполне передаться на сторону нетерпимых фанатиков классицизма.
проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Фонвизина, сатирах А. Д.
В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Сумарокова, И. И. Академии существовали уже с конца XVI века, со времени Карраччи. Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма.
Ф. Шубин. Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее.
Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз -- художник Давид (1748--1825). Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский).
Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Как правило, это массивная, тяжеловесная мебель из дорогих пород дерева. Это был высший образец. СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. Его «Спящий Эндимион», в котором лунное освещение давало повод к некоторой колоритности, был хорошо принят публикой, но в фигуре виден недостаток школы. В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное), ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств».
Как декоративное оформление в интерьере используется фактура уникальная дерева и неповторимый натуральный цвет древесины дорогих пород дерева. Позже их стали изображать в античных тогах. Но их рисунки их эскизы и этюды способны доставить удовольствие. Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX).
Популярная расцветка мебели в классицизме – красное дерево и легкая бронза. В гордо вскинутой голове, в протянутой руке – устремлённость вперёд и всепокоряющая воля. Из придворных департаментов Академии превращаются в своего рода олигархические думы, безапелляционно решающие все вопросы искусства.
Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки. Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. серый – для стен домов.
Элементы декора более сдержанные, но дорогие. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Из других его картин античного мира назовем «Смерть Клеопатры», «Алкивиад и Сократ», «Пигмалион», «Туалет Венеры», «Геркулес и Альцест» Реньо писал также и современные исторические картины, придерживаясь воззрений Давида.
Хемницера, одах М. В. Другая картина — «Смерть Виргинии», задуманная в 1795 г., была окончена лишь в 1831 г., когда уже веяния К. отживали свой век. Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию. Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Величайшими художниками классицизма были французские мастера К. Лоррен и Н. Пуссен.
ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Другой ученик Давида — Жироде де Триозон (1767—1824) больше любил вначале греческую мифологию, чем римскую историю.
В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами. Это могли быть боги античности, амуры с крыльями или архитектура того времени. Шуваловская Академия просуществовала всего пять лет. Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В середине XVIII века Габриэль планирует в Париже площадь Согласия.
Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Грибоедова.
Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир.
Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Классицизм убил грацию и жизнь, но вместе с тем он убил и манерность, на которой вырос Энгр, на которой воспитался и величайший поклонник Энгра – Дега. Это породило волну интереса общественности к искусству. Разумеется, прославленные их вещи хуже всего. «Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений. Это, к примеру, постройки Царского Села (А. Ринальди), Александро-Невская Лавра (И. Старов), стрелка Васильевского острова (Ж.
Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1798 дней.
Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы.
В один год с Давидом он выставил также «Смерть Сократа», но остался в этом произведении при многом старом, как в отношении сочинения, так и в трактовке форм и драпировок. Но, разумеется, восторг этот объясним только слепотой академической системы. Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона.
Тем более кажутся для нас странными восторги современников от их безличного искусства. Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида). (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель).
Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Из школы Давида вышел Друэ (1763—1788), на которого учитель возлагал большие надежды его картина «Марий при Мантурне» имела успех, но теперь она представляется бездушной и тоже с условными театральными фигурами. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Гильом Гильон Летьер (1760—1832), десять лет бывший директором французской академии в Риме, подобно Давиду написал «Брута» (1801), но в другой момент нагие тела и драпировки сделаны по римским скульптурам в духе давидовской реформы.
«Читайте Плутарха, — неоднократно говорил и писал ему Давид, — там вы найдете образцы, достойные вашей кисти». Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены.
ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический исторический, религиозный).
боз-ар). Гильом Менажо (1744—1816), тоже долгое время директор академии в Риме, нерешительно остановился в промежутке между старым и новым. Он весь обратился к подражанию антикам и среди этих антиков он особенно увлекался Геркулесом Фарнезским. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим.
Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Этому призыву последовал русский писатель Н. М. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
В эпоху Возрождения возник повышенный интерес людей творчества в древнему греческому и римскому искусству. Известные художники Возрождениякопировали манеру написания картин античного периода. Жан-Батист Викар (1762—1834), написавший, между прочим, — «Орест и Пилад» и «Электра», «Вергилий читает Энеиду Августу», провел большую часть своей жизни в Италии, не имел прямого влияния на французское искусство своими произведениями, но деятельность его отмечена в другом отношении (см. В воздухе чувствовалось леденящее приближение XIX века.
Из картин Прюдона одна («Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением») по страстности и силе выражений и по колоритности считается предвестницей нового направления, которое, впрочем, обнаружилось лишь пятнадцать лет спустя. Отношение его к школе Давида видно из отзыва его о Друэ, одном из способнейших учеников Давида. Описывая 60-е гг. Лосенко даже издал атлас пропорций идеальной человеческой фигуры.
СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. Его классические мотивы: «Сафо, бросающаяся в море», «Ариадна и Бахус», «Геркулес, бросающий Диомеду его лошадь» (1835) показывают его неспособность к этому роду, тогда как «Битва при Абукире», «Чума в Яффе» представляли в свое время большое движение в сторону понимания действительности, показывают большой талант, наблюдательность и силу представления виденного в природе. Современная критика видела в художнике сочетание Микеланджело и Рафаэля, а ныне его картина представляется академической и искусственной композицией, но с некоторым оттенком страстности ныне больше нравится его «Атала и Шактас». Авторы художественных произведений верили в счастливое будущее, где будут господствовать справедливость, свобода всех граждан, равенство.
Полным неутомимых исканий, стремлений философски осмыслить искусство было творчество Этьена- Морриса Фальконе, вольнодумца-демократа, прославившего себя созданием бронзовой статуи Петра I в Петербурге – знаменитого "Медного всадника". Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. Рядом с Шебуевым и Егоровым следует назвать и отца Александра Иванова – отличного знатока рисунка Андрея Иванова (1775-1848). Но ответить на него невозможно. Формы предметов упрощаются, линии выпрямляются. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности.
Однако долгое время при этом средневековое цеховое начало не покидало Академий. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни.
Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Из других последователей К. — Луи Дюси (1773—1847) писал на мотивы из мифологии Филипп-Август Геннекен (1763—1833), Клод Готеро (1765—1825), Шарль Тевенен (1760—1838), Жан-Батист Дебрэ (1763—1845), Шарль Менье (1768—1832) и некоторые другие писали частью античные и аллегорические, частью исторические картины, частью портреты.
Когда можно только вот так и никак иначе. в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. Еще более решительным поборником классического направления был Пьер Герен (1774—1833), вышедший из школы Реньо.
Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй.
В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. Замечательно, что в том же году (1808) публика ознакомилась с картиной Жироде «Атала и Шактас», сюжет которой взят из Шатобриана, а не из истории или античного мира, как все делали в ту эпоху, — картиной, которая колоритностью отличалась от обыкновенных произведений школы Давида. Давида. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу». КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА.
Постепенно классицизм превращался в академизм. Иное получается во второй половине XVIII века. Запад в то время, вследствие массы причин, среди которых не последнюю роль играло открытие Помпеи, переживал род второго возрождения античного мира.
Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2. Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. В Академии был учрежден род отделения Воспитательного дома.
«Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции.
В лице напряжённо живёт неугасающий ум великого философа. Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. Учение о трёх стилях, т. е. Высокий – торжественный, величавый.
Отсюда возникает вполне понятный вопрос, что считать классикой. И сторонники классицизма видели его античном искусстве. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы.
Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ», КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ».
Некоторые из них были официальными живописцами церквей и монастырей и луврских плафонов. Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Это было граничит со строительством новой столицы и ростом российских городов. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на римскую и греческую архитектуру. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования.
Для него уже не существовало соблазнов в барочном искусстве. Кантемира, баснях А. П. Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. В эпоху классицизма получили широкое распространение публичные памятники, олицетворяющие воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать. Давид -- один из величайших исторических портретистов.
Его «Воспитание Ахиллеса» (1783) составило ему имя. В России стиль классицизма захватил достаточно большой временной отрезок, вот таким образом существует его разделение на хронологические этапы. ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ.
Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж. Б. Угрюмов был действительно более определенным представителем новых тенденций.
В Британии ампиру соответствует т. н. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Они были достаточно неестественны.
Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Впрочем, Угрюмов не был, как кажется, бездушным и рутинным академиком. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ. Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665).
Слова Академия и классицизм получают почти значение синонимов. Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство.
Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать изобретать, открывать. Именно фаза расцвета зачастую воспринимается как классический период. Разочарование в оптимизме I половины ст.
Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами). Клод Лоррен (1600--1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века. Протяженность соседних предметов. Академическое ученье пропитывается насквозь классическим духом. Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. Не спешите с отрицательным выводом.
В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России. Екатерина, лично не расположенная к ее основателю, заместила этот пост близким к себе человеком – И. И. Бецким имевшим при дворе репутацию знатока педагогики. Почти одновременно с Вьеном и Пьер Перрон (1744—1815) старался возвратить искусство к изучению антиков и природы. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми.
Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом. Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх.
Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде.
Оформляя окна нужно отдать предпочтение роскошным тяжелым шторам с драпировками, нежели жалюзи или римским шторам, так как последние в интерьер не впишутся, будут нарушать его целостность. Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16.
Исключениями можно считать лишь графа Ф. П. Толстого (1783-1873) и Ивана Иванова (1812-1848). Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). Ярким архитектором этой эпохи был Жан-Анже Габриэль. Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства.
Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В его Гиппократе видна театральность движений. де Томон) в Петербурге и многие другие. Его картина «Mapк Секст, возвращающийся из изгнания» (1799) произвела почти такое же сильное впечатление на общество, как несколько лет назад «Горации» ибо появление ее совпало с эпохой возвращения французских эмигрантов в отечество.
Художник предельно лаконичен и выразителен. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения.
В. Боровиковский «Портрет Г. Р. В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. Три «стиля» по Ломоносову:1. «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш).
Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). У его ног сидит младенец, который держит песочные часы, напоминающие о быстром движении времени. По небу мчится колесница бога солнца Аполлона, сопровождаемая богинями времен года.
В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века «идеальные пейзажи» К. Лоррена). Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен). Но стоит заметить, что у художников этой эпохи люди выглядели, как скульптуры. Еще один из талантливых учеников Давида — Франсуа-Ксавье Фабр (1766—1837), написавший в классическом роде: «Эдип в Колонне», «Смерть Нарцисса», «Неоптолем и Улисс» и др., не оправдал надежд своих учителей.
монарх и окружающий его двор. Самый значительный художник, вышедший из мастерской Давида, это — Гро (1771—1835), но слава его основана на произведениях, в которых он не следовал советам своего учителя.