Картина Святое семейство Каниджиани (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. К 1504 году, то есть к моменту создания картины «Святое семейство», Микеланджело был уже широко известен как талантливый скульптор – благодаря таким чудесным произведениям как «Пьета» и «Давид». Картина Святое Семейство гравировано (очерковая гравюра) Михаилом Ивановым (1781/83-1839) по рисунку Егора Скотникова (1780-1843) в альбоме эстампов по картинам собрания А. С. Строганова (Galerie A. Stroganoff 1807 1835). Была картина Рафаэля Санти «Святое семейство», написанная в 16-м веке, в 1507-1508 годах. Картина Рафаэля Святое семейство с агнцем (Sacra Famiglia con lagnello) датирована 1507 годом.
«святое семейство» (нем. Heilige Familie) — картина немецкого живописца Мартина Шонгауера (1450/53—1491). Картина «Малое святое семейство» 1518-1519 изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»). Картина Рафаэля Святое семейство с безбородым святым Иосифом (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Картина Рафаэля Святое семейство под дубом (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина «Святое семейство (La Perla)» 1518 хранится в мадридском музее Prado.
Картина Рембрандта Святое семейство: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Была еще картина Андреа Мантенья "Святое семейство" выполненная маслом на холсте. Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит игру светотени. На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Микеланджело Буонарроти написал в 1504 году картину "Святое семейство".
Его скульптуры признаются шедеврами, но «Святое семейство» – картина. Картина Рафаэля Святое семейство под пальмой (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Все произведения Рембрандта и в частности картину «Святое семейство» отличает присущая художнику нравственность, душевность, которые на полотне отчетливо чувствуются как что-то явственно присутствующее.
по: Чекки 1997, с. 74). Этот жест вылеплен Рембрандтом из реального ощущения. 80 Markova 2002, I, с. 106-109, N. 50. Эта жизнь, это внутреннее беспокойство при внешней неподвижности находит истинно живописное выражение в противопоставлении света и тени в двух последних офортных портретах, выполненных в 1656-ом году. Пятно чистого цвета концентрирует внимание на красной одеяле, которым накрыт в колыбели малый Христос.
Оно доносит до нас человеческие эмоции. Демская 1979, с. 116-117, Путеводитель ГМИИ 1980, с. 26-27 ил. Для кажущегося вначале странным офорта 1656-го года "Авраам и три спутника" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров) изображающего трех необычных посетителей патриарха, восседающих, по восточному обычаю, прямо на земле, перед входом в дом, Рембрандту послужила в качестве натуры одна индийская миниатюра изображающая восточное существо в восточной пышности. В картине Рафаэля «Святое семейство с ягненком» животное является намеком на будущую жертвенную смерть Христа.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Побудьте здесь и бодрствуйте со мною". Вставая с колен, она высоко поднимает, сцепив ладони, свои костлявые руки.
В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах влажной земли и леса. К тому же крыши гостиницы не видно – край картины срезает стену над третьим этажом.
Пот, подобно крови, стекает с него на землю. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Он старается умерить силу ударов своего топора.
Начало пятидесятых годов отмечено в фигурных композициях Рембрандта (в графике, может быть, даже лучше, чем в живописи) тягой к скрытой душевной жизни человека, к его внутренним видениям, находящим свой отголосок в окружающей среде, в таинственных явлениях природы. В их характерах заметны чуть пассивные исполненные безотрадной печали черты. Полусумерки свет просеивается сквозь лиственный покров и скользит по фигуре шагающего впереди (на офорте справа) видного выше колен маленького старичка в перехваченной у пояса куртке и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла. В 1971 году картина поступает по приказу Министерства культуры в картинную галерею города Свердловска (ныне Екатеринбург).
Дерево, масло. Она убьет своих детей, ради будущего счастья которых, по словам Язона, он вступил в новый брак. И если в "Поклонении" трагические предвестия лишь в таинственной затаенности, в молчаливом потрясении – сама драма еще далеко впереди – то в поразительном "Принесении во храм", 1654-ый год (высота двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров), трагизм почти готов прорваться наружу. Размеры картины: высота двести шестьдесят пять, ширина сто девяносто шесть сантиметров.
Еще одна картина этого типа — «Святое семейство» или «Мадонна с безбородым Иосифом» (Св. ГМИИ 1961, с. 26 ил. Как мы знаем, в годы Второй Мировой войны по особому распоряжению гитлеровского правительства художественные ценности галереи, в том числе "Сикстинская мадонна" Рафаэля и "Автопортрет Рембрандта с Саскией" и другие были вывезены и спрятаны в нескольких тайниках, абсолютно непригодных для хранения живописи. Так завершается круг пейзажного творчества Рембрандта, охватывающий около двух десятилетий в среднем периоде его деятельности. Месяц разрывает облака и словно борется с мчащейся справа тучей. Глаза Девы Марии опущены, взгляд направлен вниз (где могли быть размещены донаторы-заказчики картины. ), она погружена в свои мысли, двое Святых смотрят в разные стороны.
Не реальная среда деловитых и аристократизирующихся голландских бюргеров, самодовольных и ограниченных, а только героическая атмосфера древней легенды предлагает художнику обязательность трагедии, выявленной или потенциальной, но, по мысли Рембрандта, неминуемо выводящей человека из его замкнутой отчужденности. Несмотря на то, что эта героиня находится к нам ближе всех остальных участников сцены, черты ее лица не так ясны, они расплываются в наступающей снизу темноте. Серьезно и грустно, словно задумавшись о судьбе человечества, глядит с высокого черного возвышения на озаренного трепетным сиянием Симеона старик первосвященник (справа в пышной пестрой одежде). При этом Рембрандт широко использует кроющие и просвечивающие свойства краски.
Это портреты стариков – Яна Лютмы и Томаса Харинга. Удивительна ее судьба. Он является смыслом жизни для матери. Вся группа вырисовывается на фоне светлого пейзажа.
Baccheschi 1973, р. ЮЗ, 106 ill. «Святое семейство» (итал. Но она словно сосредоточивает общие чувства этих людей, чьи высокие фигуры в левой половине офорта мы скорее угадываем, чем видим. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Скоро гроза пойдет и здесь. В теплом уюте семейной сцены сильнее выражены оттенок грусти и тяжелых предчувствий.
Изображения Св. Перед нами как будто самый обычный вечер нуждающейся семьи голландского ремесленника. Древнегреческие скульпторы и итальянские художники эпохи Возрождения знали лишь самые прямые и высокие побеги человека и жизни, здоровый цветок, распускающийся на солнце. Альбом ГМИИ 1989б, 95 ил. Полотно является философской поэмой на библейский мотив: пыльные босые ноги грешника вернулся с глубоким раскаянием, щемящая нежность рук слепого, которые «узнают» сына и тихий свет счастья на измученном старом лице.
Длина офортного листа "Дорога вдоль канала" двадцать один, высота восемь сантиметров. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). (здесь и далее – Бронзино) Grenberg, Pissareva, Kireeva 1992, S. 180-184 Путеводитель ГМИИ 1994, с. 96, 98 ил. При анализе «Святого семейства» из Эрмитажа прежде всего хотелось отметить мягкость форм в луврской же картине более решительная трактовка формы, меньше чувствуется сфумато, значительно более активны контрасты света и тени. Теперь в его работах наблюдается меньше церковности и пышности.
3, fig. ГМИИ 1986, с. 34 ил.
Итак, перед нами – Голландия. Подобное ощущение человека как слабой некрасивой плоти и напряженно сосредоточенной в себе души воплощено в листе "Христос в Гефсиманском саду", 1653-ий год (длина двенадцать, высота девять сантиметров). Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев.
На нем дымится жертва. Риторический жест Христа – с его внутренней слабостью и бездейственностью. Здесь нет активного сюжета, все полотно пропитано спокойствием и умиротворением.
Это, конечно, преувеличение, но в основе его лежит зерно истины.
– таится много плутовства, жизнерадостности и свежести. Она представляется нам одновременно идущей навстречу и стоящей на месте. были восстановлены две группы ангелов в верхней части картины, ранее они были закрашены. Все обсуждения и сомнения сосредоточились вокруг даты создания Святого Семейства. Мы смотрим через затененный фаустовский кабинет прямо навстречу свету и он нас ослепляет.
Точка схода приходится на его ярко освещенное лицо. – Вазари 1971, V, с. 499 Vasari-Milanesi 1881, VII, p. 601). Cecchi 1996, p. 73, ill. Гравюра Рембрандта "Фауст" (ширина шестнадцать, высота двадцать один сантиметр), стала чем-то абсолютно новым в мировой графике.
Устремленный на нас открытый, доверчивый взгляд Марии позволяет заглянуть в бесконечный мир ее переживаний. На его противоположном берегу, линия которого протягивается от дороги, угадываются скрытые густой, но невысокой, местами приземистой растительностью, одинокие хижины бедняков и слева от них – парусная лодка и сеновал. В этом лице – удивительная мягкость и нежность.
Все твердое стало неощутимым, ускользающим осталось лишь дрожание и вибрирование. Он ошеломил всех современников и мимо него, конечно, не мог пройти и Андреа дель Сарто. Кат. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический символ эпохи и общества. Самаритянин становится символом, говорящим о бесконечном милосердии.
В рисунке Св. Левее его на заднем плане высится торжественная фигура второго, главного первосвященника. Картина пронизана радостью жизни – это феерический, сказочный мир.
Левая рука в светлой перчатке опущена на закрытые пальто колени. Благодаря личным переживаниям на свет появляется картина, потрясающая зрителя миролюбием и тишиной. Иосифа, мужа Девы Марии.
От его неслышного дыхания вздымаются вверх легкие газовые занавески слева от окна, но все остальные предметы и даже бумаги справа и штора слева, остаются в полной неподвижности. Остановимся перед ним, посмотрим на него издали изучим в течение долгого времени. Веронский художник Карло Феррари в Каталоге Музея того времени оценивает картину в 5 тысяч лир (самая высокая стоимость) и пишет: «Это полотно зрелого Мантеньи, когда он писал под влиянием Беллини. Картина выполнена по заказу одного флорентийского патриция.
74 Путеводитель ГМИИ 1998, с. 168 ил. Тема «Святое семейство» появляется в западноевропейском искусстве относительно поздно, только в XIV в. и отражает евангельские события, следующие после возвращения семейства из Египта. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Здесь есть что-то от пейзажа, от надвигающегося ночного сумрака. «Святое семейство» — доказательство того, что божий дар может снизойти на любую семью. Снизу лицо окаймлено большим белым воротником.
Именно к этому времени и относится офорт "Рембрандт, рисующий у окна" (высота шестнадцать, ширина тринадцать сантиметров), 1648-ой год, один из самых значительных автопортретов художника, самый замечательный его гравированный автопортрет. Издание трагедии друга Рембрандта Яна Сикса "Медея" побудило художника взяться за языческий сюжет, о чем свидетельствует великолепный офорт 1648-го года "Свадьба Язона и Креузы" (высота двадцать четыре, ширина восемнадцать сантиметров). Взгляд скользит поверх него.
Тень от широкой шляпы, положенная не только на весь лоб, но и поверх глаз, усиливает напряжение ибо, невольно привлекаемые этим взглядом, мы стремимся проникнуть в него сквозь полутень. Черты лица чудовищно серьезны кулак правой руки сжимает стержень – не то карандаш, не то штихель (гравировальную иглу). Атрибуция традиционная.
Наклон столбиков слева от дороги кажется меняющимся, если путник заспешит по дороге. Коренным образом изменилась живописная фактура Рембрандта.
Альбом ГМИИ 1966, 13 ил. Размеры этого фонаря на листе – не больше сантиметра. Однако, по сообщению того же Вазари, две картины с изображением Мадонны, «маленькие, но превосходные, второй его манеры», Рафаэль выполнил в Урбино для герцога Гвидобальдо Монтефельтро. На заднем плане изображены фрукты, обычные для Мантеньи зрелого периода (Мадонна делла Виктория, Пала Тривульцио). Он должен был остро воспринимать идеологическую борьбу своего времени, но не в ее внешних, поверхностных проявлениях (от них он стоял в стороне и, по-видимому иронически относился к литературным, религиозным и политическим спорам), а в ее скрытой сути. За сдвинутыми в правый верхний угол пышными театральными занавесями он изобразил фантастически просторный зал между высокими колоннами, на капители которых опираются еще более высокие своды – так что, несмотря на вертикальный формат изображения и опущенную линию голов (линию перспективного горизонта), находящиеся над верхним краем изображения потолки не видны.
Часто их изображали с младенцем Иоанном Крестителем. Это вполне интимное и вполне пространственное искусство достигает вершин рембрандтовского реализма в "Пейзаже с башней" (длина тридцать два, высота двенадцать сантиметров), 1652-ой год. Отсутствует повествование в "Поклонении пастухов", 1652-ой год (длина двадцать три, высота одиннадцать сантиметров). Его образ полон глубокой внутренней значительности.
Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. По Библии они встретились, когда Иоанн крестил Христа. Картон Леонардо «Святая Анна» был выставлен значительно раньше создания «Мадонны с младенцем» Сарто. Одни солдаты спокойны и уверены, другие волнуются в ожидании неизвестного, но все образы полны общей энергии, патриотического подъема, торжества гражданского духа.
Кроме того, в кассельской картине Рембрандт применяет еще один прием. Природа этого света таинственна и непонятна.
Это вносит некоторую неясность в происхождение данной картины. Кат. 74 Чекки 1997, с. 72-74 ил. Открывает эту группу произведений Рембрандта "Видение Даниила", Берлин, которое обычно датируют 1650-ым годом (длина картины сто шестнадцать, высота девяносто шесть сантиметров). Голова, обращенный направо профиль, дана лишь контуром, с косой штриховкой внутри все, что говорит о внутреннем содержании, дано намеком, сдержано, но потому так сильно и душевно.
Диаметр 120 см. семейства на лоне природы, в тени деревьев выглядит мирной инверсией сюжета «Бегство в Египет».
Искусствоведы подчеркивают, что «Святое семейство» существенно отличается от картин, написанных ранее. Все замерло, все смотрят на лежащего в руках Симеона ребенка. Действие картины "Добрый самаритянин" (длина сто тридцать пять, высота сто четырнадцать сантиметров) происходит во дворе, перед неказистым зданием гостиницы, замыкающим справа и в центре неглубокую, в несколько шагов, сценическую площадку. Первоначальная деревянная основа предположительно была составлена в щит из трех досок с вертикальным направлением волокон древесины.
Но чувство это вовсе не такое, какому поклоняются суеверные люди: героям Рембрандта незнакомо молитвенное исступление полотен испанского живописца Эль Греко (даты жизни 1541-1614-ый) или крупнейшего мастера итальянского барокко, скульптора и архитектора Лоренцо Бернини. Язон бросил ее, он женится на наследнице коринфского престола. В те же годы, когда им написана живописная серия "Святых семейств" (Петербург, Кассель, Дублин), он создает самый знаменитый из своих офортов "Христос исцеляющий больных" (1642-1646-ой годы). Он встал на цыпочки и через шею животного, без особой жалости, с бессердечием, так часто присущим его возрасту, смотрит в пространство правой части картины, следя за раненым человеком в лохмотьях, которого, поддерживая за плечи и за ноги, только что сняли с лошади.
Мария, в простом мещанском платьице, вынула его из колыбели, чтобы успокоить, села в кресло (в левой части картины) и, прижимая ребенка к груди, внимательно слушает его несвязные жалобы. Внезапно распахнулись и поднялись к верхним углам картины зацепленные за карниз зеленые занавеси и глазам зрителя открылось видение чистой красоты изображенное во весь рост, окруженное золотистым сиянием шествующая к нам по клубящимся белым облакам Мария, бережно и любовно несущая на руках младенца Христа. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи».
В небольшом офорте (длина одиннадцать, высота девять сантиметров), рембрандтовский свет вызывает из глухого мрака загадочные фигуры движущихся слева направо трех путников. Она отомстит Язону, безжалостно разбившему ее жизнь.
Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Критики обращают огромное внимание на светотени. Рядом с Марией слева — Святой Джузеппе, справа — Святая, может быть, это Мария Магдалина.
Любовь привела его сюда.
Босые ноги Марии, которые она греет у маленького очага на полу (посередине первого плана) и застывшая фигура сидящей справа от очага кошки еще больше усиливают ощущения грусти и одиночества. Кат. 2:19—23). 2 P. E. Мы угадываем, с какими усилиями пытается продвинуться поближе к исцелителю, еще не видя его, безногий калека, в спину которого упираются босые ноги лежащего на спине и завернутого в тряпье положенного на самодельную тачку умирающего.
Уступая им место, все остальные, особенно ближние, сжимаются, становясь более компактными. Художник в простой и темной войлочной шляпе (больше похожей на перевернутую кастрюлю без ручки, чем на сколько-нибудь приличный головной убор), в плохонькой рабочей темной куртке, надетой на измятую белую рубашку без воротника, свободно и спокойно сидит за столом, отделяющим его от зрителя. Фигура Давида показана в трехчетвертном повороте, почти со спины. Нежная забота матери и беззаветная любовь ее к ребенку сказываются и в легком движении протянутой налево от нас и вниз правой руки и в наклоне головы и в направлении взгляда.
Он любит изображать бродяг, людей, задавленных нуждой и страданиями. Возрождение. В 1931 году картина была продана за рубеж, после чего вошла в коллекцию Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Но мы удивляемся не чуду, а тому, что там, где оно ожидается, шествие останавливается, в то время как никакого чуда не происходит. Потом накрывают на стол и всякая трапеза выглядит как священнодействие.
Вазари, похожую картину Рафаэль создал для флорентийского заказчика Таддео Таддеи. Эта маленькая процессия движется какими-то неровными толчками. А сейчас она, глотая слезы, слушает вопросы жреца и кощунственные ответы Язона. В другой картине, написанной в том же году, Рафаэль изобразил земную троицу с Елисаветой и младенцем (ее сыном) Иоанном Крестителем, что также является подтекстом будущих евангельских событий (сравн. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи.
И Рембрандтом сделано все, чтобы провести нас через это пространство. ГМИИ 1995, с. 86-87 ил.
Искусство Рембрандта заставляет говорить фигуры, повернутые спиной к зрителю. А в этом треугольнике и размещена фигура главного героя, сидящего за столом – Христа. Но не только сфумато использование светотени и приемы композиции поразили Андреа. На картине «Святое семейство» изображены, на первый взгляд, простые люди и их быт, но ангелы, спускающиеся к полутени бедного жилья, напоминают нам, что это не обычная семья, а Богоматерь с сыном Иисусом, за спиной которой стоит Святой Иосиф. «Мадонна читающая») или с рукоделием, а Иосифа — за плотницким ремеслом (последнее трактуется в качестве аллюзии на изготовление креста Распятия).
Композиционный принцип очень прост, благословляющий жест младенца часто повторяется в картинах Франчи, посвященных мадонне. Самым выразительным из рембрандтовских пейзажных офортов является, несомненно, "Ландшафт поместья взвешивателя золота", 1651-ый год (длина тридцать три, высота двенадцать сантиметров). Борода подстрижена характерно, залихватски. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. У Рембрандта позы, лица персонажей и среда их окружающая, просты и естественны.
McCorquodale 1981, p. 115, pl. Его распахнутые крылья свидетельствуют, что он только сейчас слетел с небес. семейства трактовали в качестве земной троицы, соответствующей Троице небесной.
Флоренция. Guidebook 1995, р. 96-97 ill. Свет, пронизывающий пространство картины, кажется золотым. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи. Этот момент идеально отражает диалог земного и небесного.
Конечно, так же как в жизни имеются сильные пятна чистого цвета. В этой связи справедливо замечание Чекки (Cecchi 1996), который писал, что картина для Карло Герарди «уже давно и единодушно отождествляется со Святым Семейством Строганова из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, хотя и неизвестно, на каком основании» (цит. Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц.
Путеводитель ГМИИ 1964, с. 70-71 ил.
Несколько ниже центра гравюры, на втором плане, на возвышении, к которому от нас ведет широкая невысокая (десять ступеней), лестница, мы видим установленный прямоугольный жертвенник, в полроста человека. И есть чего спешить ибо над лесом, слева в глубине, уже навис обильный дождь. Поток людей кажется бесконечным.
Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Рембрандт не желает больше казаться ни "аристократом духа", ни тем более светским щеголем. Италия. Огромную роль играет и белый тон бумаги, в котором сосредоточена высшая сила света.
Часто там появляется легко намеченный силуэт города с вертикалями соборов и башен. Но, может быть, главное в этом замечательном офорте – глубочайшая сконцентрированность самого драматического события, в котором нет внешнего действия, но в котором дано нечто, превосходящее по напряжению обыденную атмосферу жизни и рождающее в участниках (как и в "Листе в сто гульденов") веру в чудо, но на этот раз в чудо их нравственного перерождения. На переднем плане, в таинственной атмосфере угасающего дня, уже началась сутолока. Контуры фигур не обрисованы, затушеваны множеством тональных пятен.
С тоской и печалью сказал он им: "Душа моя объята скорбью в предчувствии смерти. Они собираются внести его в дом дорогу им указывает приезжий – хорошо одетый бородатый мужчина, высокий, на голове его богатый тюрбан. Действие происходит ночью в темной спальне.
Лицо каждого героя его полотен словно живое. В архитектуре господствуют горизонтальные и вертикальные плоскости и ребра, параллельные и перпендикулярные по отношению к изобразительной поверхности картины, что делает здание мало интересным для глаз зрителя и заставляет его сосредоточиться на людях. 78 Antonova 1982, р. 64-65, 24 ill. Длина офорта четырнадцать, высота десять сантиметров.
В частности, великий нидерландец Ян ван Эйк (даты жизни 1390 -1441-ый годы) на знаменитом триптихе, то есть складной картине из трех относительно самостоятельных частей, в центре изобразил мадонну величественно восседающей на богато украшенном троне, на фоне роскошных ковров и мраморной колоннады. Его именем стали называть Святое Семейство — Мадонна Альтман. В старой специальной литературе это описание было неправильно понято: так как эти картины перепутали, то полагали, что дата стоит на будапештской картине «Святое семейство», в результате чего будапештская картина была отнесена к более ранним произведениям Франчи. Это классический рембрандтовский жест, очень красивый и притягательный. Человеческие фигуры здесь вполне подчинены тому, что происходит во Вселенной.
Альбом ГМИИ 1981, 28 ил. Однако внизу, с трудом различаемые глазом, границы тональных пятен (фигуры людей и лошадей) принимают криволинейный характер.
Старики сидят часами перед гаснущим камельком, согревая озябшие конечности. Таким образом, мы догадываемся о направлении на еще один источник яркого света, помимо фигуры Христа – он находится перед изобразительной поверхностью, справа от зрителя.
В 1980-83г. г. «Ночной дозор» – групповой портрет стрелковой роты капитана Б. Кока – известный шедевр Рембрандта, написанный после смерти любимой жены Саскии. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. С удивлением, восторгом и долей недоверия к изображаемому, мы видим – в творчестве Рембрандта в первый и последний раз – самого Бога-отца.
Третий источник освещает Иосифа, работающего с топором. Первый взгляд падает на соломенную колыбельку, в которой спит маленький Иисус. При этой манере письма отдельные цвета получают особую звучность и глубину. Спасителем, словно не замечающим тех, кто больше других в нем нуждается.
«Сикстинская мадонна» (итал. Бог создал море, а голландцы – берега. Младшие члены семьи почитают стариков, выслушивают их советы и покорно служат им. Слева ее окаймляют несколько покосившихся вбитых в землю столбиков-околышей.
Но внешне он совершенно спокоен. Эта своеобразная зыбкость форм еще более усиливается в офорте "Давид на молитве", 1652-ой год (высота офорта четырнадцать, ширина десять сантиметров). Гренберг, Писарева 1991, с. 1-6 Маркова 1991, с. 23 Lecchini Giovannoni 1991, p. 216, cat. Издавна он носит название "Лист в сто гульденов". Рембрандт видел корни, видел все, что ползает и плесневеет во тьме.
Слева на первых планах сверкает канал, весь поросший осокой. В ее глубине слева – светлый отворот простынки, справа – пятно красного плаща-одеяльца. Рембрандт трактует членов "Святого семейства" как простых людей, всячески подчеркивает их человечность, теплоту их взаимоотношений, раскрывает их лучшие качества в каждодневном и обычном. Мадонну иногда изображают с книгой (сравн.
До XIX в. картина уже так сильно потемнела (была покрыта слоем копоти, который исказил ее колорит), что ее считали изображением ночной сцены, но тень, которая падает от фигуры капитана на светлую одежду лейтенанта, доказывает, что это не ночь, а день). В силу законов зрительной перспективы поверхность стола выглядит на картине как вытянутая по горизонтали белая трапеция ее коротенькие боковые стороны боковые стороны стола, – если мы их мысленно продолжим вверх, попадут в точку пересечения оси ниши с главной горизонталью картины. И мы точно знаем, что если она не последует его желанию, то руки ее пройдут сквозь его прозрачные ткани и тело, как через воздух и в тот же миг он исчезнет.
Отсюда не только четкость, но и большая твердость рисунка. Он просил за них сто гульденов. ГМИИ 1948, с. 12-13 Альбом ГМИИ 1956, с. 7, табл.
В искусстве контрреформации встречаются композиции, в которых изображены одновременно Святая Троица (Бог Отец, Дух Святой в виде голубя и распятый Христос) и земная троица: Мария с Младенцем и плотник Иосиф. Еще более дивным произведением являются "Ученики в Эммаусе" (высота шестьдесят восемь, ширина шестьдесят пять сантиметров). Картина «Святое семейство» написана в тот период, когда во Флоренции одновременно трудились Леонардо да Винчи, Микеланжело и Рафаэль.
Сегодня его не заботят религиозные догмы, не будущая судьба великого мученика. В проеме, как и за окном, царит жаркий солнечный полдень. Мы видим нежную привязанность и близость матери и сына по объятиям.
В настоящее время она хранится в Нью-Хейвене (США) в Галерее Йейлского университета. Именно свет объединяет семью в единую, нерушимую ячейку. Встреча Христа и Иоанна в детстве не соответствует Библии.
Название офорт получил случайно, по абсолютно второстепенным соображениям. Последнее вечернее оживление в центре на втором плане мы видим пару лошадей, привязанных к водостоку у стены. Голова святого Иосифа напоминает произведения Косты. 106, Abb.
Особенно любил Рембрандт теплый свет огня. И Рембрандт показывает нам веками создаваемые дамбы, плотины, каналы, шлюзы. Галерея Уффици.
В то же время образ де Йонге исполнен горького одиночества и безотрадного разочарования. С видом поучающего сидит на ее коленях младенец Христос. В прошлом столетии будапештское «Святое семейство» вместе с другой «Мадонной» находились в собственности лорда Дадли-Уорда. Движения Христа обладают округлостью – руки не растопырены, но раздвинуты изогнуто и легко и каждая как бы продолжает до локтя линию плеча.
Еще ни разу это не было показано Рембрандтом так прекрасно. То есть, на нем нет того понятного выражения, которое всегда имеет определенное имя, но в нем в каком-то таинственном соединении есть все: спокойствие, чистота, величие и настоящие человеческая скорбь и понимание, но скорбь и понимание, уже перешедшие за границу земных. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Мирной тишиной, святостью материнства дышит это полотно.
Перед нишей стоит небольшой низкий стол, покрытый белой скатертью.
На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Созданное между 1515 и 1518 годами луврское «Святое семейство» свидетельствует о весьма ощутимых изменениях в стиле Андреа. Рот, в свою очередь, говорит об энергии и задоре. Таким образом, обе руки находятся в покое все остальное, кроме головы, бегло намечено.
Она страстно любит Язона, она мать двух его детей. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». Это тень ее плеч и головы.
Взгляд уходит в глубину и, хотя почва до самого переднего (нижнего) края офорта находится в поле зрения глаз, первый план остается еще незаметным. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа». Три раза принимался молиться Христос, в то время как его ученики – мы различаем их бледные фигурки на первом плане слева – были объяты сном. Хилость и нужда проступают в каждой из этих разноосвещенных, медленно перемещающихся справа налево жалких живых статуй и каждая молит об исцелении от недуга. Все возможно тебе избавь же меня от этой чаши.
Его лицо безмятежно, что позволяет зрителю угадывать его спокойный сон. Полотно иллюстрирует тот факт, что стиль барокко является наиболее подходящим для передачи торжественного, приподнятого настроения.
Литература: Galerie A. Stroganoff 1807, л. 5 (здесь и след.
"Проповедь Христа" – одна из вершин Рембрандта-психолога. Художник прибегает к диагональной композиции. Этим он подчеркивает беспечность влюбленной пары. Младенец стал старше.
написал. Родители прощаются с сыновьями, отправляя их в путешествие. 4 (Алессандро Аллори) Маркова 1992, с. 168, 169 ил. То же сверкает в уголках глаз.
На лбу – несколько напряженных поперечных складок. Еще левее подросток-конюх с одутловатым лицом поддерживает ее под уздцы. У этого открытого окна, срезанного левым краем офорта, откуда свет озаряет его черты, глядит так настойчиво, так упорно, словно он видит не модель, а весь мир. Но в то же время, это вполне возможное событие, так как их матери были родственницами.
Картина «Святое семейство» была написана в 1645 году. Но зрелый этап его искусства отличают удивительная гибкость в разнообразии приемов, которое он всегда подчиняет смыслу, содержанию раскрываемого образа. Огромную роль в решении образной задачи Рембрандта в этом офорте играет свет. В хлеву темно и лишь лицо лежащей в глубине справа мадонны слабо освещено. Этот офорт дает еще больше пространства и воздуха.
Кепи сидит несколько набекрень. Из глубокой темноты светятся белые бороды и головы стариков их одежда подобна ночному свежевыпавшему снегу. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году.
В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры. Изображение Св. Такова сила света снаружи.
Дева Мария изображена с покрывалом неожиданно желтого цвета, что несвойственно иконографии Мадонны. Законом общества признавалась борьба всех против всех. «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. В конце 1920-х годов картина поступает в Музей изобразительных искусств имени А. Пушкина (Москва), где хранится до начала 1970-х.
Под "Святым семейством" в искусстве подразумевается изображение Марии, Иосифа и младенца Христа. На самом же деле дата (1495 год) находилась на другой картине лорда Дадли-Уорда, которая тоже сохранилась, – это так называемая «Мадонна Гамбаро». Справа – Иоанн Креститель. Архитектурные комплексы на заднем плане тоже образуют треугольные контуры.
Никогда еще искусство Рембрандта не служило так всецело единому душевному действию. Там, слева, светотени почти нет и мы видим лишь очень тонкие, порой прерывающиеся, но четкие контуры фигур и лиц, все время заслоняющих друг друга. Произведение, приписываемое кисти Рафаэля Санти «Святое семейство» известное сегодня под названием «Тагильская Мадонна», было найдено в городе Нижний Тагил (Россия) в 1924 году в старом особняке и было передано в местный Краеведческий музей. Высота офорта двадцать один, ширина шестнадцать сантиметров.
На бандероли, которую держит Младенец Христос, написано: «Agnus Dei» (лат. ) — «Агнец Божий». Однако пусть свершится не то, что я хочу, но то, что ты хочешь". В 1827 г. картину переложил с дерева на холст мастер А. Митрохин. «Святое семейство» – полотно, написанное на известный библийский сюжет.
ГМИИ 1957, с. 18 ил. «Анна Втроем» «Встреча Марии и Елисаветы» «Мадонна в гроте» «Мадонна на лугу»). Все это относится к категории средств художественной выразительности. Но в семнадцатом веке высказывались самые разнообразные другие мнения о человеке.
Смотришь на этих "достойных" пожилых людей и сразу замечаешь самого освещенного человека (в трехчетвертном повороте) с выбритой макушкой тонзурой. Согласно сообщению Дж. 10 Кат. Именно глубокая человечность составляет отличительную особенность пейзажей Рембрандта.
Они выражают его чувства, воплощают его деяния и его творческую мысль. Все другие мастера – флорентийцы, венецианцы, фламандцы – находятся как бы посередине. – воспр. может считаться одним из шедевров художника, который представляет абсолютное соединение самых существенных составных частей искусства: композиции, рисунка, колорита, высокого стиля, – красоты форм Рафаэля, благородства и точности рисунка Микеланджело, грации (приятности) Корреджо, колорита венецианской школы» (Galerie A. Stroganoff 1807). Как ни у одного другого художника семнадцатого века, у Рембрандта красота определяется не ценностью самого предмета, а отношением к нему, тем душевным волнением, которое старая, закопченая горница или простой сарай вызывают в человеке. Но для художника важно в первую очередь показать значительность изображаемого им человека.