В качестве отправной точки этого направления порой называют находящуюся в Третьяковке картину Шварца «Иван Грозный у тела убитого им сына», написанную в 1864 году. Оформить картину Шварц Вячеслава можно в изысканную классическую раму или подобрать более современный вариант. После смерти Вячеслава Шварца осталось около 200 замечательных картин и небывалой красоты и размеров имение. Отвлечемся от картины Репина, обратимся к картине Шварца история которой, как и история ее автора, не столь известного широкой публике, при ближайшем рассмотрении оказывается довольно интересной и поучительной.
Шварца большое место в его творчестве занимают картины из эпохи царя Алексея Михайловича. Большим событием в жизни Вячеслава Григорьевича Шварца было избрание его в члены Археологического общества в январе 1865 года за картины из русской истории.
Картон композиции «Иоанн Грозный у тела убитого сына» (1861) В. Г. Шварц намеревался отправить в имение после представления его президенту Императорской Академии художеств, великой княгине Марии Николаевне. – Каретный двор рассыпается.
Менее чем за девять лет занятий изобразительным искусством В. Г. Вот они мчатся из всех организаций, всех домов творчества, музеев. Наследие семьи Шварц не сохранилось во всей полноте.
Любая картина – отражение души ее создателя. Ещё в 1847 году Шварц был пожалован в пажи Императорского Двора, но в Пажеский Корпус не поступил, а в 1851 году, когда ему было 13 лет, его свезли в Петербург и отдали сначала в пансион Спешнева, а год спустя — в Императорский Александровский Лицей. В написанной позднее «Истории России в жизнеописаниях ее важнейших деятелей» Костомаров не пощадил не только Царя Иоанна Грозного (который, конечно же, не убивал своего сына и реальный облик которого не имел ничего общего с созданным «университетским профессором»), но и его сына и царицы Елены Глинской и митрополита Макария, не просто пересказав сочиненную для запугивания европейцев клевету иностранных посланников и предателей-перебежчиков, но и расцветив ее собственной фантазией.
Но оно скоро рухнет. Однако основные пути развития новой демократической живописи все же шли мимо исторической картины.
Сожжен после революции усадебный дом.
Но возникает вопрос: во имя чего. Прежнюю эмоциональность и драматическую напряженность затмило авторское любование деталями быта Руси XVI столетия. Период этот ознаменован рядом самых значительных его произведений.
Позитивная эстетическая программа передового искусства реализовалась в бытовом жанре, тогда как историческая живопись осталась в ином измерении — тесно связанной с академическими заданиями. Летом 1862 году Шварц предпринял две серии иллюстраций и сделал пять очень хороших рисунков к «Песне о купце Калашникове» Лермонтова и четыре — к «Князю Серебряному» графа А. Толстого. «Въезд Шуйского и де Ла Гарди в Москву»За произведения, выставленные на академической выставке 1868 г., Шварц получилзвание "почетного вольного общника" АХ. В 1868 году Шварц исполнил два рисунка пером: «Обряд поднесения перчатки на царской соколиной охоте» и «Наречение царской невесты царевной», маленькую картинку: «Гонец XVI века» и (летом 1868 года) свою последнюю картину: «Вешний царский поезд на богомолье во время Алексия Михайловича». Шварц уезжает за границу.
– Чтобы сделать ремонт зданий, охранять их, нужны деньги. Шварц стал фактически родоначальником новейшей русской исторической живописи. С этой картины началась карьера Шварца. Сын боевого генерала Вячеслав Григорьевич Шварц был исключительно одаренным человеком.
Казалось, что созданная им жанровая система на нем и оборвалась. Метров тридцать в длину. Если сделать место туристической меткой, было бы прекрасно.
Виллевальде (1859—1863). Зимой 1865—1866 года он выполняет рисунки для постановки на Императорской сцене драмы графа А. Толстого: «Смерть Ивана Грозного». Однако, энергия профессора и «необычность акцентов» его лекций, без сомнения, определили то, что молодой Вячеслав Шварц, прежде желавший стать художником-баталистом (что естественно для юноши из семьи военных), стал писать картины из жизни русских бояр и царей. В эту же зиму Шварц нарисовал громадный (5 аршин ширины и 8 аршин длины) картон «Вальпургиева ночь», на сюжет из «Фауста» Гете. С осени 1865 года начинается период полной зрелости таланта Шварца. Умер Вячеслав Георгиевич от «бронзовой болезни» – хронической недостаточности коры надпочечников, сейчас больше известного под названием болезни Аддисона.
Подобным образом чуть позже в имении оказался огромный картон «Вальпургиева ночь» (1861-1862, местонахождение неизвестно) и другие произведения. Зимой 1865—1866 года он делает прекрасные рисунки для постановки на Императорской сцене драмы графа А. Толстого: «Смерть Ивана Грозного». В 1860 году художник создал композицию «Взятие Казани Иоанном Грозным в 1552 году» (Художественный музей, Куйбышев), в которой еще незаметно того интереса к личности царя, который появится позже.
Это чудно. Вячеслав Шварц застал «бунт четырнадцати» в России и «Салон независимых» в Париже, бум всемирных выставок.
Все самые важные события русской политической и культурной истории полутора столетий (с конца XVIII в. до 30-х годов XX в. ) отразились в судьбе представителей семьи: войны, смены царствований, годы реформ и революций. В то время он был уже генерал-майором, служил на Кавказе, хотя успешную военную карьеру сделал много раньше, во времена наполеоновских войн. – Людей приезжает очень много к нам. Куряне чаще приезжают, чем орловчане. С именем отца художника в русском биографическом словаре под редакцией Половцова связывали так называемую «Семеновскую историю» 1820 года – бунт Семеновского полка, вызванный жестоким обращением с нижними чинами полковника Шварца, приведший к расформированию полка, отставке полковника с «волчьим билетом» (военный суд приговорил его к смертной казни, впоследствии замененной на командировку на Кавказ, на обуздание диких горцев).
Картина Шварца была весьма спокойно, хоть и положительно, оценена в Академии, удостоилась серебряной медали (наряду с многими работами других авторов). Вряд ли, впрочем, эта параллель была осознанной, налицо и отсутствие внешнего сходства (как известно по сохранившимся эскизам, своих исторических персонажей Шварц писал с курских крепостных). Собственно, если бы не название, тема «убийства» просто не пришла бы в голову. Один из ответов лежит на поверхности.
В Париже художник начал писать картину «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» (1864, Третьяковская галерея, Москва). Хотя по своему исполнению она уже не является столь ученической, как, к примеру, «Посол Курбского Василий Шибанов. » 1862 года (сюжет которой тоже исторически недостоверен), но и выдающимся полотном ее не назовешь – опыт художника еще очень невелик. В 1866 году он пишет «Схимника», «Русское посольство при дворе германского императора», делает рисунок «Плач Ярославны» и, наконец, зимой 1866—1867 года оканчивает одно из капитальнейших своих произведений: «Посольский приказ в Можайском уезде». С осени 1865 года начинается период полной зрелости таланта Шварца.
Шварцы здесь ставили кареты. За распоряжение на выставке он получает здесь две медали, золотую и бронзовую и орден Почётного Легиона и, кроме того, международное жюри присуждает ему за его картину «Голштинские послы в посольском приказе» золотую медаль. Особенно часто к нам ребятишки из Курска бывают в усадьбе: за лето раз пять-шесть.
Его рисунки пером приносят ему серебряные медали Академии. Бросили его. Дом начал трескаться.
В 1864 году он выполняет живописный вариант своего картона Иоанн Грозный. Родился в Курске. Общее среднее образование он получил в Александровском (бывшем Царскосельском) лицее, где за все годы обучения (1853—1859) шел первым учеником.
Впрочем, переезд мог быть вызван и внешними обстоятельствами. Одно из самых красивых зданий. Серьезно занявшись общественной работой, Шварц, однако, не оставлял творческих замыслов. Генералом был и его брат, Федор Ефимович. Таковы нарисованный чёрным и белым карандашом картон «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием».
Желание видеть художественную Европу побудило его бросить службу, выйти в отставку и предпринять в начале 1863 года эту поездку. Особенно удался В. Шварцу рисунок углем на картоне Иоанн Грозный у тела убитого им сына (1861), где персонажи изображены в натуральную величину. Толстого), Алексея Михайловича (Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче, 1865, ГРМ Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче, 1868, ГТГ). Особенно удался В. Шварцу рисунок углем на картоне «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» (1861), где персонажи изображены в натуральную величину.
У ног брошены четки и страшный железный посох. Новая техника использовалась не только для создания домашнего досье, но и для издания иллюстраций к повести А. К. Толстого «Князь Серебряный». Из крупных работ в Париже им были сделаны «Николай Угодник» (в рост) и рисунок «Игумен Даниил перед Балдуином I» (для А. С. Норова).
Одной из лучших работ об Иване Грозном стал большой картон, выполненный углем и белилами, — «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» (1860, Русский музей, Санкт-Петербург). Лермонтова, Князю Серебряному А. К. Серьезно занявшись общественной работой, Шварц, однако, не оставлял творческих замыслов. А по факту же надо деньги на это выделить и тогда требовать изменений. Предложенный им в полотне Иван Грозный у тела убитого им сына (1861) физический тип обладал такой убедительностью, что разные художники на протяжении всей второй половины XIX века руководствовались им как портретом и переносили в свои композиции, считая исторически достоверным.
Собирался он иллюстрировать ещё «Бунт Стеньки Разина» Костомарова, но этому помешала вторая поездка за границу. В последней картине этнографическая точность и внимательность, с которыми Шварц выписывает узор на тканой скатерти, резные орнаменты печи, кресла и поставцов не мешают ему трактовать сюжет с поэтическим чувством и мягким юмором (чего стоит одна кошка, трогающая лапой упавшие фигуры). Григорий Ефимович Шварц пристально следил за творчеством сына и нередко давал ему советы. Это и глубокий упадок сил и тяжелая тошнота и тахикардия и тремор.
Шварца как замечательного живописца, рисовальщика, человека и гражданина. Когда гости приезжали, кареты им отсюда подавались. Осенью 1867 года он ездил из Парижа в Веймар, где пробыл два месяца, принимая участие в постановке на веймарской сцене пьесы «Смерть Иоанна Грозного» графа А. Толстого, а в последних числах декабря 1867 года вернулся в Россию, перенести перед отъездом из Парижа мучительную болезнь, так называемую «бронзовую» (maladie bronze). Собирался он иллюстрировать ещё «Бунт Стеньки Разина» Костомарова, но этому помешала вторая поездка за границу. Современный психолог может увидеть в картине «Иван Грозный у постели сына. » случай психологического переноса, обретший форму художественной метафоры. Как будто и не было человека. Здесь он работал у известного жанриста-колориста Лефевра (фр. Jules Joseph Lefebvre), посещал мастерскую Конта (фр. Pierre-Charles Comte) и Жерома и делал этюды с натуры как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне.
Таковы нарисованный чёрным и белым карандашом картон «Въезд Шуйского и Де ла Гарди в Москву» и «Свидание великого князя Святослава с греческим императором Цимисхием». Вторым его учителем рисования за лицейский период его жизни был А. И. Мещерский (известный пейзажист), с которым он начал пробовать живопись масляными красками. Не идеализируя царя, автор в то же время показывает глубину его страданий. И если в репинской картине зритель ясно видит отражение ненависти и безумия, буквально «обдержащих» душу художника, то у Шварца мы видим глубокую скорбь отца у одра сына.
В советское время здесь организовали скотный двор: коровы стояли. Тут осталось 30 человек. Здесь, конечно, люди берут кирпичики себе, пригождаются. Но замыслу не суждено было осуществиться – Шварц скончался от тяжелой болезни почек. Своеобразный пример «художественного рецензирования» и свидетельство временного пребывания работы у отца в имении мы находим в письме Григория Ефимовича к ЕвгениюШварцу от 9 марта 1860 года.
Толстого Князь Серебряный. Получается, что сбросили на нас эти здания: нате, как хотите. Так или иначе, тема «отец-сын» может быть обдумана и прочувствована либо с позиции отца, либо с позиции сына. Жизнь Вячеслава Григорьевича Шварца была очень короткой, он скончался тридцатилетним в Курске.
Никому не разрешается залезать туда: опасно. Костомарова и, подобно многим студентам, был увлечен и захвачен ими. Учился в Академии художеств у Б. П.
Сын боевого генерала Вячеслав Григорьевич Шварц был исключительно одаренным человеком. Речь не о «мистических совпадениях» и не о «Божией каре». Далее последовала блестящая серия работ на сюжеты из русской истории, звание академика (1865) и действительного члена Русского археологического общества (1867). – Здесь жили люди Шварца, которые работали у него в имении.
Заслуги его никому ни урок, ни руководство. Далее последовала блестящая серия работ на сюжеты из русской истории, звание академика (1865) и действительного члена Русского археологического общества (1867). Из крупных работ в Париже им были сделаны «Николай Угодник» (в рост) и рисунок «Игумен Даниил перед Балдуином I» (для А. С. Норова).
И люди нужны и техника и материалы. Вскоре он получил за него Малую золотую медаль. Выбор художником темы для своей работы никогда не случаен.
Пессимизм Крамского не вполне оправдан. Наконец, Евгений Шварц (1843-1932) – в юные годы паж, затем недолгий студент Петербургской консерватории, светский человек, коллекционер, помещик, земский деятель — заканчивает свои дни при советской власти в ссылке в Средней Азии. Оставим на долю фантазии автора обрюзгшее лицо и седые волосы (Царю Иоанну в год смерти сына было чуть больше 50 лет и он не был седым как лунь), отвлечемся от названия картины – да, таким, сумрачным, погруженным в себя, в минуту горя, даже отчаяния мог бы сидеть у одра сына некий старик-отец, переживший своего наследника.
Больше это здание никак не использовали, — вспоминает Галина Любимова. В 1861 году В. Г. В Париже Шварц окончил начатую им ещё в России маленькую картинку: «Патриарх Никон», одно из лучших своих созданий. Виллевальде (1859-1863), затем в Берлине и Париже. Любовно воссоздавая детали и реалии ушедшего быта, он, кажется иллюстрирует не литературное событие, а само время — складывает образ эпохи из ее антуража и аксессуаров (в этом смысле его большие полотна — тоже своего рода иллюстрации). Сейчас содержать его некому, жить там тоже некому.
Вот тогда бы могли начать восстанавливать. Первым и самым значительным собранием произведений В. Г. Шварца была родительская усадьба. Его рисунки пером приносят ему серебряные медали Академии. Период этот ознаменован рядом самых значительных его произведений. Она же дала мне и дух и силу и здоровье».
— Этому строению осталось дышать недолго. Моя бабушка жила на втором этаже этого дома, я помню: семей было много, квартирки маленькие, но теплые очень. По-видимому, в своих исторических лекциях он в выражениях не стеснялся. Из этого и других писем следует, что в усадьбе в начале 1860-х годов уже хранились или временно находились эскизы «Встреча князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимисхием» (1859, ГРМ), «Иван Грозный под Казанью» (1860, Самара, Художественный музей), «Иван Грозный и Василий Шибанов на Красном крыльце» (1861, местонахождение неизвестно). Талант живописца, рисовальщика иллюстратора и декоратора (в его эскизах и костюмах шла драма А. К. Толстого Смерть Иоанна Грозного) не успел реализоваться в полную силу.
Атмосфера шварцевской усадьбы была притягательна для многих. Слабый свет, льющийся из окна, лишь усиливает тревожное, напряженное чувство. Тотчас по приезде в Петербург Шварц принялся за лучшее свое произведение: «Иоанн Грозный у тела убитого им сына». Вообще двор был большим.
Кавказ был местом неспокойным, требовавшим жесткости и решительности. Виллевальде (1859—1863). Но здание огромное, протапливать невозможно. Профессору Костомарову, воспитанному на французской литературе незаконнорожденному сыну воронежского помещика и крепостной крестьянки, ставшему «народником» и отсидевшему год за антигосударственную деятельность в Петропавловке, было только что дозволено вернуться к преподаванию.
И все. Сохранились рассказы современников о том, с какой истовой тщательностью изучал художник московскую архитектуру, как писал свои исторические композиции, пользуясь не только натурщиками, но даже манекенами (Иван Грозный у тела убитого им сына). По-видимому, в студенческие волнения 1861 года Шварц вовлечен не был – в начале года, когда в университете стало весьма неспокойно, молодой человек уехал (или был отправлен семьей, от греха подальше) на полгода в Германию, учиться живописи. «Иван Грозный у тела убитого им сына»1864Холст, масло 71 x 89Государственная Третьяковская галереяМоскваВозвратившись в 1864 г. в Россию, художник вновь обратился к излюбленной темежизни и быта русских царей, в изучении которой опирался на труды историков Н. И. Костомарова и И. Е. Забелина. Ранняя смерть вызвала искреннее сожаление всех знавших В. Г. В конце июня 1861 года Шварц уехал из Берлина и посетил последовательно Дрезден, Кёльн, Франкфурт-на-Майне и Майнц, после чего возвратился в Россию, привезти с собой очень интересный альбом своих путевых рисунков. Для них Шварц роднее, так как он в Курске все же родился и места эти курскими были.
Общее мнение о художнике выразил И. Н. Крамской после его смерти: Был Шварц, начал проводить борозду и очень глубокую, верно угаданную в направлении своем исторически: умер он и все пошло опять: кто куда. С 1865 г. – академик исторической живописи за картину Иностранные посланники в посольском приказе (Государственный исторический музей). Лекционная деятельность его продолжалась до 1861 года, когда студенческие беспорядки (спровоцированные, кстати, статьей именно Костомарова) привели к роспуску Петербургского университета. Там же, в имении, престарелый отец художника, оплакав своего сына, похоронил его. Художник Шварц В. Г. родился в 1838 году в городе Курске.
Его работа отличалась редкой самоотдачей и участием в решении дел своих земляков. Народа здесь не осталось, — рассказывает Галина Любимова. В. В. Стасов писал об этом произведении Шварца: «Прежняя страшная трагедия стала жиже и слабее». Множество натурных этюдов, выполненных во время европейских странствий, послужат ему при создании больших композиций — в России, куда он возвращается в 1864 году и вступает в последний, самый плодотворный период своей творческой жизни.
Тут им написаны «Игра в шахматы» и «Стрелец XVI веке», нарисован «Воевода времен царя Алексея Михайловича». Отец художника Григорий Ефимович Шварц (1791-1873) прошел наполеоновскую кампанию, затем до 1845 года служил на Кавказе. Василий Суриков: Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Его работа отличалась редкой самоотдачей и участием в решении дел своих земляков.
Там же у него проснулась страсть к рисованию, которую он утихомиривал, рисуя пером все и всех, в том числе проделывая это с большим успехом на обычных уроках. Работу над полотном Шварц закончил уже в России. Здесь он работал у известного жанриста-колориста Лефевра (фр. Jules Joseph Lefebvre), посещал мастерскую Конта (фр. Pierre-Charles Comte) и Жерома и делал этюды с натуры как в самом Париже, так и в Фонтенбло и Барбизоне. В начале 1867 года Шварц уезжает в третий раз за границу, будучи командирован Академией в Париж для устройства на всемирной выставке художественного отдела России. Его произведения имеются также в музеях Курска, Самары, Минска и других. В 1864 году он выполняет живописный вариант своего картона Иоанн Грозный.
Мастер жанрового рисунка. В 1866 году он пишет «Схимника», «Русское посольство при дворе германского императора», делает рисунок «Плач Ярославны» и, наконец, зимой 1866—1867 года оканчивает одно из капитальнейших своих произведений: «Посольский приказ в Можайском уезде». Общее среднее образование он получил в Александровском (бывшем Царскосельском) лицее, где за все годы обучения (1853—1859) шел первым учеником. Во всяком случае, увлечение сына живописью отец поддерживал. После смерти помещика дом долго пустовал, а позже там сделали квартиры.
Но скоро его не станет.