Рубенс умер 30 мая 1640 года в Антверпене. Полотно датируется именно по возрасту детей, определяемому визуально (даты их рождения хорошо известны). Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Очевидно именно Рококе и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ. Сюжет для него позаимствован из греческой мифологии. Венеция не случайно стала первым итальянским городом, который посетил Рубенс.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Цвет пейзажей отличается блеском и яркостью, его очертания приглушены, смягчены. Друг Рубенса, Николас Рококе, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом).
Художник дважды был женат. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин. Во время своих продолжительных путешествий, когда он старательно штудировал и зачастую копировал произведения искусства различных эпох, он на равных встречался со многими знаменитыми европейскими интеллектуалами. Все это тайна велика есть.
Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, мягкостью и легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур изображения животных, эскизы композиций и другие. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. При этом никто не мог упрекнуть его в нарушении канонов или дерзости. Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми».
К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». За это Зевс (отец Диоскуров) поразил Идаса перуном. Два главных шедевра Рубенса в этой области — «Похищение дочерей Левкиппа» и «Три грации». Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан.
галерея Медичи в Лувре).
Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник. Реализм и барокко, зрелищность, скрупулёзность и творческий размах.
Много лет уже после того, как он стал общепризнанным художником, Рубенс используя свою профессию в качестве прикрытия, усиленно выполнял работу дипломата, часто принимая участие в мирных переговорах от Испанских Нидерландов, его родины. Это руки третьего ребенка Елены, Изабеллы Елены, родившейся в мае 1635 года. Однако художник любил писать Елену и просто как любимую жену и мать своих детей. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели.
Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Один из его величайших поклонников, французский колорист XIX века Эжен Делакруа, писал о Рубенсе: «Его главное качество, если предпочесть его многим другим, — это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь без этого ни один художник не может быть великим Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными».
Вся картина пропитана волнующей подвижностью стиля барокко. Но Рубенс никогда не был педантом. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Антонис Ван Дейк и Франц Снайдерс продолжили его славу. Оно осталось незаконченным и первоначально превышало по ширине нынешний вариант.
Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии. Кажется, что свет исходит из самой картины из глубины. Свидетельством того, что на формирование эстетических идеалов Рубенса в значительной степени повлияли его личные предпочтения, является следующий факт из его личной жизни.
Рубенс создал собственную школу, считавшуюся лучшей в Европе. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11).
Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Первые упоминания об этом произведении относятся только к началу XVIII века. Им тесно в пределах двухмерного пространства. Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). В самих фигурах точно выписана каждая ямочка плоти. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу творчества Рубенса. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Справа (прямо над сиденьем стула) намечена еще одна пара рук. А ведь оно только одно из многих. Некоторые художники называют его королём живописцев, так как его кисти были присущи уверенная манера, выразительность персонажей, даже где-то манерность, а так же уникальные световые градации. Более 1000 картин художника – это монументальное достижение. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Марии Медичи и аллегория войны. Елена стала любимой моделью художника в последние годы его жизни. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена).
Им было нужно такое представление об окружающем мире, которое напоминало бы изречение из Библии: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма». Это одна из самых известных мифологических картин Рубенса. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама», одной из четырех, заказанных Рубенсу герцогом Баварским Максимилианом для одного из своих дворцов изображена просто невероятная схватка между крокодилом, разъяренным гиппопотамом, тремя гончими, тремя лошадьми и пятью мужчинами.
Там, в верхней части картины, словно веером, расположились длинные конские морды, взметнувшиеся руки охотников, пики и мечи, которые образуют мощные диагонали, возвращающие взгляд зрителя в центр полотна, в центр схватки. С наслаждением писал местные пейзажи. В 1625 г. в его присутствии 24 полотна (21 картина из жизни королевы плюс 3 портрета) были вывешены в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр — см. Неужели она была настолько скромна.
Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Ван Дейк. Отдельного внимания заслуживают и пейзажи Питера Пауля Рубенса. Греческие боги изображенные великим живописцем, очень реалистичны. Остается неизвестным, почему Рубенс не закончил эту картину, которая, возможно, была обрезана уже после его смерти для того, чтобы выглядела более «завершенной».
На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Репродукции Питера Пауля Рубенса всегда занимают в них почетное место. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). Предполагается, что на самом деле на полотне изображен образ в зрелом возрасте умершей в 1623-м дочери художника Клары Сирены.
Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Во время засады, устроенной Диоскурами, Идас убил Кастора, а Полидевк – Линкея. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение).
Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Здесь он часто бывал в последние годы своей жизни. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами.
С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. Рубенсу нравилась жизнь сельского аристократа. Если бы понадобилось одним словом охарактеризовать жизнь Питера Пауля Рубенса, то вполне подошло бы слово «энергия». С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. В возрасте 23 лет Рубенс прибывает в Италию, которая уже в течение нескольких лет является землей обетованной всего европейского искусства.
После его смерти осталось семнадцать его ландшафтов. Уникальные свойства этой манеры письма наглядно продемонстрированы в его ранней переходной работе «Святой Георгий, поражающий дракона».
Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие – откровенные, нежные и чувственные – ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Его полотна производят впечатление откровения, полученного им от самого Творца. На своем могильном камне в церкви святого Якова в Антверпене он распорядился выбить надпись: «Лорд Стен».
В них начисто отсутствует мистика. В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою. Не только художники, но и скульпторы и гравёры обучались у Мастера. Анатомически достоверные тела и лица, тонкая светотеневая работа, подчеркивающая фактуру кожи. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара.
Рубенс — создатель огромных барочных патетических композиций, то запечатлевающих апофеоз героя, то исполненных трагизма. Он увлекался картинами Микеланджело и Караваджо, от того в их творчестве есть нечто схожее – удивительное, притягивающее и неизменно магическое. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету медийца Креза, устроил массагетам ловушку. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации – изображения живого тела. Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном соборе Антверпена.
Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью. Она отражает более мягкую, более рефлексивную манеру зрелого художника. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь.
Перед нами, вероятно, самый знаменитый из поздних пейзажей Рубенса. Их не так много, но это делает их еще ценнее для коллекции любителя живописи.
Соперничество кончилось трагедией. По смерти отца Рубенса в 1587 г, вдова с детьми переехала в Антверпен. Воображение Рубенса увлекло его далеко за пределы реальности истории, заставляя создавать живой мир, в котором люди и звери сражаются друг с другом в стихийно возникшей схватке. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Сила и страстность его творений и по сей день внушают зрителям благоговейный трепет. Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения.
Картина «Водружение Креста» была заказана для церкви святой Валъпургии, в то время как картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности. Он мог использовать некоторые из них для фона своих больших картин (как и другие художники его времени, он не носил с собой мольберт, чтобы рисовать непосредственно пейзаж перед глазами). Во время своих прогулок верхом по сельской местности Рубенс часто останавливался, чтобы сделать набросок привлекших его внимание ворот или моста или куста куманики, которые казались ему интересными и достойными его внимания. Но Идас камнем сразил Полидевка.
В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. В октябре 1609 года Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя.
.