Романтизм в картинах британских художников Р. Бонингтона, Дж. В этой картине художнику удалось соединить грусть, загадочность и романтизм. Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту историзм, а также неприятие реальной жизни, определившие главные завоевания романтизма, приблизили реализм – другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре первой половины XIX в. Смысловым центром картины становится фигура Свободы – прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. Каталог БигАртШоп также представляет известные картины художников романтизма Лионеля Констебля, Уильяма Тернера, Эмануэля Лойце. Картина Свобода на баррикадах закрепила победу романтизма во французской живописи.
Сегодня знаменитые картины в стиле романтизма, созданные великими европейскими мастерами, украшают залы лучших музеев мира многие из них стали украшением частных коллекций. Картины Уильяма Тернера, одного из величайших английских художников романтизма, отображают тягу к наблюдению природы как одному из элементов творчества. Цели романтизма: художник демонстрирует субъективный взгляд на объективный мир и показывает картину, отфильтрованную через его чувственность.
Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»).
Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение.
«Девятый вал». Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён.
Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Художником удачно найдена гармония цветов: желтоватого тона лица, ярко- красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и чёрного лака сапог. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями.
Я слышал, как над морем бушует ветер. Многим дано мало, немногим многое. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Сдержанность и смирение были отвергнуты.
Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Чем так покорил зрителей талантливый мастер. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли).
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма.
Лонгфелло, Г. Мелвилл и др. Раньше я уже был знаком со многими произведениями этого автора. Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия).
Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. О. А. Кипренский.
Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Третьяковская галерея. Этого требовало образное решение картины. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт».
Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У.
Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ). В некоторых странах влияние романтизма прекратилось уже к 1820-м гг., а к середине XIX в. он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом. Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал. Трудно ответить на этот вопрос, но колористический строй картины, полный оптимизма, вселяет такую уверенность.
Самым сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии и Австрии, которому были свойственны особое внимание ко всему остроиндивидуальному, мистико-пантеистические настроения, меланхолически-созерцательная тональность образно-эмоционального строя (работы Ф. О. Отвергая современную ему действительность как вместилище всех пороков, романтизм бежит от нее, совершая путешествия во времени и пространстве.
П. Заболотский. Как заметил В. Вейдле, «романтизм – есть одиночество, все равно бунтующее или примиренное». Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. 1826 год. К пейзажу Рунге обратился в поздний период своего творчества.
Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. Орловский. В поисках новых ориентиров, свободных от академических условностей, за образец искренности и художественной свободы они взяли средневековое искусство. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. К. Д. Фридрих. Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840).
Он населяет свои композиции титаническими фигурами героев, которым соответствует и их окружение нереального просветленного или фантасмагорического мира. Романтики в очередной раз зарядили европейскую культуру пафосом сохранения и реставрации. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века».
Остается недоумевать, – добавляет Щекотов, – почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно.
И в то же время человек и природа — собеседники, ведущие неторопливый разговор о мироустройстве, о судьбе и месте человека в этом мире. «Портрет М. Ю. Его произведения имеют схожесть с произведениями Джека Лондона. Таковы Гарви Берч из «Шпиона», Натти Бампо, Чингачгук, Ункас из книг о Кожаном Чулке. Пожалуй, лучшие страницы писателя – те, где изображена нетронутая грандиозная и поражающая воображение природа Нового Света. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих.
Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». Русский музей. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь.
Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Холст, масло. В «морских» романах Купер столь же ярко рисует изменчивую, грозную и чарующую стихию океана. Важное место почти в каждом романе Купера занимают тщательно выписанные батальные сцены.
Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Художественный язык писателя отличается эмоциональностью, диапазон оттенков которой различен – от торжественного пафоса до трогательной сентиментальности. Смогут ли устоять люди.
Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840).
Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). для него не имела значения внешняя красота портретируемого, гораздо важнее была внутренняя красота, жизнь души человеческой. Во Франции были сильны традиции классицизма и новому направлению пришлось преодолевать противодействие. 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма.
Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Среди других художников – романтиков можно назвать Фузели, Мартина.
Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. Жерико, Делакруа и его последователи. Студент сознает неизбежность потерь, которые понесут повстанцы, но жертвы его не пугают — воля к свободе сильнее. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали.
Да, конечно, его нищета. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. «Вид в Сорренто». Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале.
В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых – "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Существовало и другое толкование этого термина.
Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением).
Большее внимание автор здесь уделяет персонажу – капитану шхуны «Призрак». По прошествии времени аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт».
Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Особенно надолго «останется» в моей памяти капитан шхуны «Призрак» – Волк Ларсен.
Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Молодой автор строил свой образ на передаче динамики движения и ему было важно настроить зрителя на домысливание того, что он хотел изобразить. Отсюда тема рока, сверхъестественных сил, фатума очень сильна в романтизме. Я был просто поражен повелением этого героя, который, несмотря на все препятствия, остался верен своим убеждениям. Вообще роман «Морской волк» произведение очень непростое.
Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Если опираться на философские рассуждения эмпиризма или кантовского идеализма, то романтизм можно охарактеризовать как реальность, пропускаемую через субьективную призму сознания и художники, с их повышенной восприимчивостью и чувственностью, способны как никто другой эту реальность преобразить в своих работах. Отличной иллюстрацией к предыдущем рассуждениям служит работа «Ребенок на лугу» (1808 г. ) художника Филиппа Отто Рунге.
Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали. В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Насколько романтизм был настроен на практическую, направленную в будущее деятельность, можно судить, например, по работам Новалиса «К Бонапарту», «К новому столетию», «К народу Европы», «Против старой морали». В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами.
В женских образах, представляющих жен, сестер участников знаменательных событий, Кипренский так же не стремился к нарочитой героической приподнятости. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты.
Чувство мятежной гордости или сложно создаваемой из диссонансов гармонии переполняет его иллюстрации. Изменилось их место в обществе. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Отсюда и проистекает такая важнейшая черта романтического мировоззрения как «индивидуалистический субъективизм», – черта, подпитываемая сознанием глубокого одиночества человека во враждебном мире. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Так, французский романтизм, порывистый и свободолюбивый, проявил себя, прежде всего, в жанровой живописи – исторической и бытовой, в романистике.
Красивы тела, лица полоненных людей. Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов). Одним из которых было бидермайер. При этом во всех портретах столько истинного благородства души.
Париж. Наконец, в случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера). Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Большое место в немецкой живописи занимал романтический пейзаж.
Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно: 1) уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда – критика города идеализация простых тружеников, в особенности сельских интерес к ихдуховности, выраженной в фольклоре). Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. Мною были прочитаны такие его романы, как «Зов предков», «Белый клык», «Смок Белью», а также большое количество рассказов.
И это слово было услышано и современниками и потомками. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость.
В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. Это «романтический историзм» и «индивидуалистический субъективизм». За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок.
Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. Рунге, К. Д. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Автопортрет.
И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Сюжеты, соответствующие его темпераменту, художник искал и находил не в истории, а в созданиях литературы, где если и встречались описания исторических лиц и события, то уже прошедшие через воображение. Борьба между двумя течениями длилась около 50 лет. Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом.
Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Изменилось их место в обществе. Главное его достоинство — колоритность.
В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. Но он «сломался» где-то в середине. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. X. Хант). Причем реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру.
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь.
Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Живопись не была исключением. Не была исключением и живопись. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Творчество Фридриха по достоинству оценили в России. 1830 год.
Если он вводит в свои пейзажи человека, то создаётся впечатление, что человек заброшен сюда какими-то случайностями или превратностями судьбы. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Джон Констебл написал серию пейзажей, на которых изображал реку Стур, рисовал мельницы, стоящие на реке. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв.
Никто не является мерилом для всех. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях.
«История американского флота», свидетельствующая о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство Купера. Купер считается ранним романистом. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи – опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире. Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы.
Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. В ней также огромную эмоциональную роль играет грозовое небо, которое занимает большую часть композиции. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю).
Сказанное подводит к выделению двух важнейших идейных комплексов романтизма. Бородин, Ц. А.
Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями. Его пейзажи поражают читателя мастерством их описания, а также правдивостью и великолепием: «затем временем шхуна «Призрак», покачиваясь, ныряя, взбираясь на движущиеся водяные валы и скатываясь в бурлящие пропасти, прокладывала себе путь все дальше и дальше – к самому сердцу Тихого океана. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя.
Особенно его привлекают красочные ландшафты, либо покоряющие глаз мягкой прелестью (Мерцающее Озеро в «Зверобое»), либо величаво-суровые, внушающие тревогу и трепет. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Крест у Фридриха — часть природы и в то же время символ.
Второе направление бегства – уход от действительности в иное время. Давида дАнже, А. Л. К. П. Брюллов.
Прежде в нем видели автопортрет художника. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. Вот таким образом фигуры почти скульптурны.
Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Здесь они вели образ жизни, характерный для средневекового религиозного братства. 1806 г. Национальная галерея, Лондон. Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). 465, 5 х 651 см.
Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм.
Аргументированно спорить с «волком» мог бы только человек, понимающий «природу» общественных отношений. Природная стихия огня, воды и снежной бури пронизывает полотна замечательного английского пейзажиста-романтика Уильяма Тёрнера. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств.
Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Началось действие совсем иной книги-робинзонады влюбленных, которым «и рай в шалаше». Джеку Лондону не изменило мастерство: морские пейзажи были все так же великолепны, приключенческая интрига развертывалась по-прежнему стремительно. Как я узнал, за несколько дней до смерти Джек Лондон занес в блокнот: «Морской волк» развенчивает ницшеанскую философию, а этого не заметили даже социалисты. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный.
Автопортрет. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Романтический герой всегда одинок.
Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр.
Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833).
Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм.
Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Вопреки общепринятой традиции Возрождения изображавшей Мадонну как святую, молящуюся во время Благовещения, Россетти показывает её в облике обыкновенной девушки испугавшейся внезапного появления архангела Гавриила.
Портрет работы А. Тыранова. Уильям Тёрнер. В гамбургском музее хранится законченная часть триптиха — картина «Утро» (1808), в которой на фоне чудесного весеннего пейзажа выведены аллегорические фигуры молодых женщин и путти, как будто танцующих над цветущей землей. Александр Гессе (род. Толстой и др. В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой. 2) романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более, что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, на полотнах Делакруа).
Англия была классической страной романтической литературы. «И. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон.
Свобода на баррикадах. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Он соединяет в себе протест и бессилие, наивные иллюзии и пессимизм, нерастраченную энергию и разочарованность. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма.
Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Эта картина стала символом современной Жерико Франции, которая, подобно людям, спасающимся от кораблекрушения, переживала и надежду и отчаяние. Фридриха и Й. А.
У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Париж. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. Это глубоко трагический образ. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер.
Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер.
Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Романтизм в живописи выразился в создании новых образов, которые позволяли романтикам уравнивать и сопоставлять высокое с низменным, реальность с фантастикой, трагедию с комизмом.
Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена.
Закат солнца. Франсиско Гойя. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И.
В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. А развитие романтизма в США граничит с утверждением национальной независимости. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма.
Почти все работы назарейцев создавались коллективно. Автопортрет в костюме Гамлета. Портрет Н. В. Кукольника. И вновь вернули художнику.
В них появились пессимистические настроения. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов.
По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом.
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое: его нравы, образ жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд) и многие другие конструируют предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком.
Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Холст, масло. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). Эта картина — больше, чем просто пейзаж.
Без прямого указания на профессию живописца. Художники пытались воскресить фресковую живопись. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами.
Таковы картины «Женщина у окна» (1818), «Месса в готической руине» (1819), «Двое, созерцающие луну» (1819-1820), «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Восход луны над морем» (1821). К. П. Брюллов.
Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу.
Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. М. Ю. Следовательно, не было и этой причины.
Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. Еще одним выдающимся портретистом был О. А.
Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Бари, Ф. Рюда).
Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Эжен Делакруа.
Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Над ними — небо в линиях облаков. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812).
Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Каждому открывается душа природы по-иному. Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала. Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея «синтеза искусств». Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Романтизм получил распространение в европейских странах.
Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Творчески писатель еще не был готов вывести на смену героя-социалиста, Ларсену противостоял в романе либерально настроенный интеллигент Ван-Вейден и капитан – «Призрака» не раз и не два опровергал его умозрительные аргументы жестокими истинами, почерпнутыми из практической жизни. Жизнь – это изнурительная борьба за кусок хлеба, безработица, трущобы и бесправие. Его картина Данте и Вергилий, представленная в салоне 1822 г., – попытка через исторические ассоциативные образы двух поэтов: античности – Вергилия и Возрождения – Данте – посмотреть на кипящий котел, ад современной эпохи. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа.
Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. — Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Их творения объединяет стремление сконцентрировать внимание зрителя и читателя на природе, желание одухотворить и одушевить ее, наделить умением мыслить и говорить. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником).
Именно так были написаны фрески библейской тематики в доме прусского консула в Риме (1816-1817). Хотя на изобразительное искусство романтизм повлиял не столь сильно, как на литературу, тем не менее, он оставил ярку страницу в истории живописи. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. 491 х 716 см.
Основные претензии к представителям классического течения состояли в строгой последовательности академизму, безоговорочному соответствию всем канонам живописи, в которых не возможно разглядеть душу художника и отсутствие поступательного движения человеческой души и жизни в целом. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги.
Плот «Медузы». В коричнево-сером пространстве то здесь, то там вспыхивает торжественное трезвучие красного, синего, белого — цветов знамени французской революции 1789 года.
В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Сдержанность и смирение были отвергнуты. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
Более светлым стал колорит. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Жизнь сердца – вот в чем видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, Гауфа, портретный жанру Т. Жерико, Э. Делакруа и др. ).
Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Его произведения (фрески античной тематики в Глиптотеке, 1820-1830 «Страшный суд», 1836-1840) были примером для подражания молодым немецким художникам. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость.
В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р. У. Его приглушенный вой долетал и сюда». Мне кажется, что «Морской волк» – роман очень необычный и необычность эта заключается в том, что здесь почти нет диалогов, а вместо них автор через размышления героев показывает читателю, какие мысли, переживания и «споры» живут в их душах. Эти образы совпадали с вызревающими этическими и эстетическими представлениями декабристов. Господствует чувство непринужденности, естественности.
Работы назарейцев (не только коллективные, но и индивидуальные) характеризуются стилизацией и театральностью. В молодые годы художник писал главным образом реалистические портреты («Портрет семьи художника», «Автопортрет», 1806). и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Ларсен отождествляет понятие «жизнь» с понятием «буржуазная цивилизация» и после этого ему не так уж трудно доказать ее порочность. Картина «Крест на горе» была предназначена для украшения домашней капеллы, находящейся в замке Тетшен. Лувр.
Теодор Жерико. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной.
Кюи, П. И. Чайковский (Россия). Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».
И если разум претендует на всеобщность, то чувства глубоко индивидуальны. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря».
Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. Основателями объединения стали художники Фридрих Овербек и Петер Корнелиус. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Стиль художника отличался рельефной фактурой. Парижский гамен неистово размахивает пистолетами.
Эжен Делакруа. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Движению назарейцев соответствовали свои формы противостояния академикам-классицистам во Франции, Италии, Англии. Романтиков привлекала современность, в которой они черпали сюжеты для многих своих произведений.
В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым.
Так в чём же между ними разница. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. У ног Свободы раненый. П. И.
А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. Опираясь на Евангелие от Луки, он по-своему рассказал о том, как Деве Марии был послан огненный ангел. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина.
Купер – выдающийся мастер литературного пейзажа. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Выражая протест против угнетения и реакции, многие представители французского романтизма прямо или косвенно оказались связанными с социальными движениями 1-й половины 19 в. и нередко поднимались до истинной революционности, что и определило действенный, публицистический характер французского романтизма. Только лишь после прочтения всей книги я понял, что автор здесь затрагивает огромное количество «вечных» проблем и споров.
После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. С другой стороны, она же служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность отдельных видов, различных школ, подобно тому как общество развивалось как совокупность «атомарных» индивидов. На вершине одной из гор хорошо видны очертания креста.
Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Мусоргский, А. П. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Романтик чужд идее застоя или возврата к прошлому, даже если скорбит о нем. Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа).
В настоящее время их можно увидеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Линия горизонта уводит взгляд зрителя вдаль, в самую глубину картины, открывая беспредельность мироздания. С. Ф. Щедрин. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей.
Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Смогут ли устоять люди. Тонко построена живописная поверхность холста. Образцами для них были произведения П. Перуджино, А. Дюрера, Рафаэля. Да, конечно, его веселость.
Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. основные черты стиля романизм – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Оригинально колористическое и композиционное решение картины. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер».
Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела.
Герой романтической эпохи: портретная живопись. И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой.
Были ли у него крылья. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина.
Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. В изображение природы художник вкладывает особый смысл. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Слева студент с ружьем. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства.
На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. К. Айвазовский». Даргомыжский, М. А. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).
Крупным представителем этого искусства был Филипп Отто Рунге, работавший в Гамбурге. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. 1841 год. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца.
В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. В романтической полемике отточили свои перья знаменитые В. Гюго, Стендаль, Жорж Санд, Берлиоз и многие другие писатели, композиторы, журналисты Франции. Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей.
Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. 1819 г. Лувр. Романтизм (франц. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве.
Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия.
Ари Шеффер любил изображать страсти не столь пылкие и тревожные, однако глубоко проникающие в сердце, чем отличается от Делакруа, но тем не менее он — романтик. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева). Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. (Хотя увлечение фольклором и национальными хрониками было связано не только с любовью к старине, но и с ориентацией на демократическую традицию и с ростом национального самосознания, тоже во многом инспирированными романтиками).
В 1810 г. назарейцы, среди которых, кроме Овербека и Корнелиуса, были также Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, поселились в заброшенном монастыре Сан-Исидоро. Наконец, третье направление бегства от мерзкой действительности – сокровенные уголки своего «я», уход в собственный внутренний мир. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро).
Это был какой-то вихрь. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. ЧайковскийРомантической музыке, как и другим видам романтического искусства, присущ глубокий интерес к человеческой личности, преобладание в музыке личного тона. На картине изображён странник – сам художник, стоящий на тёмной, крутой скале. 1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты.
Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Но колористическая гамма сдержанна.
Едва рассказчик, Хэмфри Ван-Вейден, сбежал с «Призрака», пустившись в шлюпке вместе с поэтессой Мод в рискованное плавание, завершившееся на необитаемом острове. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет».
Возникновение романтизма способствовало появлению азартных игр, во всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты. 1850 год. Но в то же время романтизм пытается даже переосмыслить религию. Романтический герой является личностью сложной, страстной, с глубоким, но противоречивым внутренним миром – это целая вселенная.
Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св.
Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Одно из последних произведений, которое я прочитал в свободное от занятии время, был роман великого американского писателя Джека Лондона «Морской волк». Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).
Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Восприятие их требует углубленного сопереживания. Особенно высоко ценится, наряду с великими, незаурядными личностями, личность художника. «Синтез искусств» – это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества.
Художники неоднократно писали и рисовали себя и эти произведения становились своеобразным дневником, отражающим различные состояния души и этапы жизни и в то же время являлись манифестом, обращенным к современникам. Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин).
Вальдмюллер). И. К. Айвазовский. 2. Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». Особой популярностью пользовался П. Корнелиус, которого современники называли немецким Микеланджело, считая его представителем «большого стиля» в живописи.
Но после войны народ не получил воли. Однако, если вдуматься, не «мировая скорбь» и утонченная любовь к руинам (в прямом и переносном смысле), которые часто отмечали как определяющие черты романтизма, а инициатива преобразования составляет существо романтического мировоззрения. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). Излюбленным жанром Фридриха стал пейзаж.
Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Я думаю, что Джек Лондон был отнесен к классикам для юношества слишком поспешно. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Находясь под впечатлением событий Июльской революции 1830 г., он сообщал в письме к брату: «. Роман «Морской волк» написан в 1904 году. В этом произведении рассказывается о молодом интеллигентном человеке Хэмфри Ван-Вейлене, который после кораблекрушения, чтобы добраться до материка, был вынужден плыть на другом корабле в окружении невоспитанного и вульгарного экипажа. Я думаю, что Джек Лондон вложил в эту книгу всю свою любовь к морской стихии.
Кораблекрушение. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико.
Нельзя не отметить мастерства Купера в построении сюжета произведения, создании ярких драматических сцен, образов, ставших олицетворением национального характера и одновременно «вечными спутниками человечества». Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги.
Этот направление в живописи получил свое название благодаря псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия.
Хотя Орловский не владел искусством воздушной перспективы, но постепенность переходов планов решена здесь гармонично и мягко. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Ирвинг, Купер, У. К.