В самой известной картине Пармиджанино, «главном произведении маньеризма» (Вазари), воплощен холод ный и отвлеченный образ неземного изящества. Вернувшись на родину, Пармиджанино выполнил— в числе других произведений— самую знаменитую свою картину— «Мадонна с длинной шеей» (около 1535, не завершена). Вернувшись на родину, Пармиджанино выполнил— в числе других произведений— самую знаменитую свою картину— «Мадонна с длинной шеей» (около 1535, не завершена). Пушкина привезли картину итальянского художника Пармиджанино Антея.
Когда Пармиджанино было шестнадцать лет он написал первую картину — это был образ Святого Иоанна, крестящего Христа.
Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче. Линия горизонта при этом проходит на уровне талии женщин (а не на уровне глаз). В Рим Пармиджанино вместе с дядями прибыл летом 1524 года. По пути в Болонье Вазари написал «Трапезу Святого Григория» для трапезной Сан-Микеле-ин-Боско.
Пройдя по оживленным переулкам среди машин и куда-то спешащих людей, под портиками, всего через несколько метров попадаешь в тихий и уединенный квартал. Увлекшись экспериментами с алхимией, стремительно «эволюционировал» из многообещающего молодого художника в разочарованного и оторванного от жизни старика. В 1545 году мы встречаем его в Неаполе, где он создает «Распятие» и несколько картин для сакристии Сан-Джованни-а-Карбонара в 1547 году в Римини он пишет «Поклонение волхвов» для церкви Сан-Фортунато в 1562 году в Пизе занимается отделкой Палаццо дельи Анциани. В 1524 году двадцатилетний Пармиджанино переехал в Рим. Такая работа могла понравиться художникам из окружения папы — здесь более всего ценились идеалы чувственной красоты, неповторимая индивидуальность каждого мастера, делался акцент на светскую направленность искусства. То есть не совсем «на», хотя это здание возвышается над виа XX Сеттембре. И в соответствии с этой идеальной моделью он исправляет те природные изъяны, которыми могла обладать реальная натура, хранящаяся в его памяти».
Что за колонна видна на заднем плане. Не улетучилась из них и уже привычная у Ильичевой золотистая дымка. В более поздней работе того же Понтормо – «Встреча Марии и Елизаветы» ближний и дальний планы как будто бы существуют сами по себе. В 1531 году Пармиджанино возвращается в свой родной город Парму.
Еще его называют портретом Антеи, так как изображенная на нем женщина похожа на возлюбленную художника. Пармиджанино пожелал быть погребённым «нагим с архипастырским крестом на груди». И вот таким образом (в числе прочего) как размерами, так и рисунком генуэзская картина напоминает «Преображение» Рафаэля и дышит той же мощью и живостью.
Изысканная Мария с поразительной легкостью удерживает на коленях светоносное тело Младенца. И что символизируют юноши и девушки, столпившиеся в углу слева, на первом плане.
Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в творчестве мастера, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено. Но если судить по архитектуре и фигурам дальнего плана (там есть две маленькие мужские фигурки), то высота горизонта составит метров 6-7 и, следовательно, рост Марии, Елизаветы и их спутниц – метров 10-12. Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»).
1523). И таким образом зака так и не был завершен. Возможно, еще один рисунок, на котором изображен лежащий бородатый мужчина (Четсворт, собрание герцога Девонширского Popham, N 734), стилистически также принадлежащий к болонскому периоду имеет отношение к этой картине, хотя Попхем считает, что он предназначался для фигуры спящего солдата в не дошедшем до нас Воскресении Христа". Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса и он сгорел буквально за несколько дней. 1522—1523). Но через некоторое время Пармиджанино был вынужден покинуть своё жилище и Рим, «Видение святого Иеронима» он передал церкви Санта Мария делла Паче.
Но художник бежал вместе со своими лучшими друзьями в городок рядом с Пармой. Так, в Портрете графа Галеаццо Сан Витале (1524, Неаполь, Музей Каподимонте), первого покровителя художника, заказчика фресок в Рокка ди Сан Витале, Пармиджанино увлекает несвойственное итальянским портретам этого времени зрелищное начало художник тщательно прописывает весь антураж — балюстраду, на которую облокотился молодой граф, поблескивающую рядом с ним, на фоне стены кирасу, пейзажный фон, детали нарядного одеяния в то же время очень обобщенно написанное молодое лицо так бесстрастно, что персонаж художника приобретает некую закрытость. Пармиджанино родился в 1503 году в Парме, а в 1525 году, всего через несколько лет после смерти «божественного» Рафаэля, по приглашению папы Климента VII прибыл в Рим. В 1521 году из-за боевых действий в районе Пармы (город был осаждён войсками Франциска I), Пармиджанино переезжает во Вьядану.
Художник внушает зрителю, что перед ним – существо высшего порядка. «Обращение Савла» по мнению искусствоведа Паолы Росси «по силе преображающей реальность фантазии и формальной отвлечённости» не имеет прецедентов. Вазари был знаком либо только с рисунками (а не с самой картиной), либо он изложил (что было ему свойственно) сюжет Обращения Савла" так, как, по его мнению, это следовало сделать.
За неисполнение заказа в срок был приговорён к тюремному заключению (1539), выпущен под залог, бежал из Пармы в городок Казальмаджоре. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха «преодолевающего боль».
Вместе с тем картина полна тщательно выписанных и весьма правдоподобных деталей. Вазари называл «Обращение» «редкостнейшим произведением».
Перед нами «Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, где влияние классики чувствуется и в энергии тел и в движениях и выражениях лиц и в обилии античных памятников: терм, храмов, обелисков, мостов. Эта картина — своеобразный манифест «манеры», не только вызывающее отрицание ренессансного принципа «подражания природе», но и демонстрация права художника создавать свой собственный мир, существующий по законам, созданным воображением мастера. «Среди многих ломбардцев, одаренных изящной способностью к рисунку и некой живостью духа в выдумках, а также особой манерой создавать в живописи прекраснейшие пейзажи, никому не уступает, вернее, всех других превосходит Франческо Мацуолли из Пармы, щедро одаренный небом всеми свойствами, необходимыми для превосходного живописца: ибо, помимо того, что говорилось и о многих других, он придавал своим фигурам некую прелесть, сладость и нежность совсем особенные и только ему свойственные». В жизнеописаниях мы можем найти его именно как Франческо Мацуолли. В композиции натюрмортов Ильичева сумела подняться от фрагмента к символу: случайных, просто «для красоты», вещей в них нет. Мадонна с сидящим на ее коленях Младенцем и целующим его маленьким Иоанном Крестителем, стоящая рядом с ними Магдалина, судя по масштабам их фигур, отделены от первого плана некой пространственной дистанцией, но в то же время рука Захарии почти касается края одежд Марии.
Лист Пармиджанино с набросками двух композиций Обращения Савла" (Popham, N 768), которые соотвзтствуют этому описанию и стилистически относятся к болонс-кому периоду, также принадлежит собранию графа Зайлерна возможно, это варианты набросков для данного полотна. Что за колонна видна на заднем плане. Возможно, что биограф намекает на занятия Пармиджанино алхимией, чрезвычайно модной в то время. Его могила находится в церкви братьев сервитов Ла Фонтана близ Казальмаджоре.
Одной из самых значительных работ, созданных художником в Болонье, является небольшая композиция «Мадонна со Святым Захарией» (ок. Он закончил свой жизненный путь 24 августа 1540 года и было это большой потерей для искусства из-за того изящества, единственного в своём роде, какое руки его придавали всему, что он писал». Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна.
1535, Флоренция, Галерея Уффици), была написана в Парме для церкви Санта Мария деи Серви. Непонятно, стоит Дева Мария или сидит или же облокотилась на опору или на трон. Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. Работы из Палаццо Корнер Спинелли имели определяющее значение для развития в монументальном ключе творчества Тициана, а также для первых шедевров Тинторетто, особенно для его «Чуда Святого Марка, освобождающего раба».
Мадонна в этой картине являет нам абсолютное воплощение того утонченного идеала красоты, который сложился уже в более ранних работах Пармиджанино. Каждой живописной работе предшествовали многочисленные подготовительные рисунки, где он настойчиво стремился добиться идеала. В самом деле идеальности» Антее не занимать.
Начатыми же росписями абсиды церкви Пармиджанино остался недоволен и уничтожил их. Выпущенный под залог, Пармиджанино бежал в Казальмаджоре, где и скончался в возрасте 37 лет. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью.
Пармиджанино, задумав вначале многофигурную композицию, оставил всего два персонажа. «Антеей» ее впервые назвал в 1671 году художник Джакомо Барри, который предположил, что она была возлюбленной Пармиджанино. Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью.
В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года. Однако в таком виде это направление складывается лишь в конце 1520—1530-х годах. И хотя они были уже стариками и живописцами не весьма знаменитыми, они тем не менее понимали толк в произведениях искусства и, сознавая, что Бог и природа были уже первыми учителями молодого человека, они, дабы он приобрел хорошую манеру, не преминули весьма исправно обучать его рисованию под руководством превосходных мастеров».
Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическом обручении святой Екатерины» (1521, второй вариант— 1527—1537) фресках в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника. Пармиджанино преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения. По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю.
Возможно, картина осталась незаконченной: в графическом эскизе к этой композиции (Париж, Лувр) в правой ее части изображена колоннада, в то время, как в самой картине справа высится только одна колонна без капители. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). 1522—1523). Антеей звали известную римскую куртизанку 16 века, к этой женщине и отсылает нас Барри.
Но эти события только подтолкнули художника к возвращению к живописи. Темой для фресок арки пресбитерия послужила притча о Девах разумных и неразумных. Между тем Пармиджанино написал достаточно характерную для живописи Возрождения «обманку». 1.
Слева ангел демонстрирует хрустальный сосуд, в котором сияет крест — символ уготованной Христу судьбы. Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонарроти и Рафаэля Урбинского». Ее профанным вариантом можно считать написанную в те же годы «Афину Палладу» из Хэмптон-Корта — вероятно, ту самую «голову и бюст Минервы кисти Пармиджанино» из описи собрания Франческо Байарди. На самом деле он не был первооткрывателем этой техники, но сделал многое для раскрытия её художественных возможностей.
Эта атрибуция ныне общепризнана, особенно с тех пор, как Попхемом (Popham, N 769) был опубликован несомненно принадлежащий Пармиджанино подготовительный рисунок из собрания графа Зайлерна (в настоящее время – в Галерее института Курто, Лондон). К этому времени Корреджо вечный соперник художника уже уехал. Ответ на эти вопросы может дать только лишь сам художник, предполагается, что Пармиджанино хотел изобразить нереальный мир использовав при этом самые невероятные композиционные приемы.
Позже художник заболел лихорадкой и оставил искусство, вскоре Фарнческо скончался. «У многих художников была отнята жизнь и чуть не лишился её и Франческо ибо, когда начался разгром, он так был поглощен работой, что, когда солдаты ломились в дома и несколько немцев было уже в доме, он, несмотря на производимый ими шум, не отрывался от работы. Рох" – первое, созданное в Болонье произведение Пармиджанино, – относят ко времени сразу после 1527 г. Как абсолютная, так и относительная хронология произведений Пармиджанино болонского периода получили недавно новую интерпретацию (Oberhuber). О нём в своё время говорилось следующее: «То, как высокая женщина изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма». Его лицо в те годы было таким, каким мы видим его на «Автопортрете в выпуклом зеркале»: нежный, романтичный юноша.
«Мадонна с длинной шеей» — самая рафинированная и совершенная из дошедших до нас работ Пармиджанино. Загадочного обаяния полна и так называемая «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки около 1535-1537) взгляд юной женщины, как это довольно часто бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. Для его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз. Среди них «Антея» и незавершенные, но удивительные фрески «Девы мудрые» и «Девы неразумные» для церкви Санта-Мария-делла-Стекката. Пармиджанино обязался выполнить работу за 18 месяцев.
В Болонье оформляется новый стиль художника: от мотивов, навеянных творчеством Рафаэля он переходит к большей отвлечённости, поиску особой, недостижимой красоты, а его палитра становится более холодной. Кажется странным, что на главном проспекте Генуи находится «тайная» церковь. Вазари прибыл в Венецию как сценограф: еще один известный и влиятельный аретинец Пьетро Аретино призвал его для организации постановки своей пьесы «Таланта». Пармиджанино все же удалось получить в Риме несколько заказов. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено.
Вспышка света, повергшая гонителя христиан Савла наземь, озаряет тревожный пейзаж. Этот портрет женщины, наверное, это самая светлая работа в творчестве художника.
Схематически эстетическую платформу первого поколения маньеристов можно обозначить как отход от ренессансного принципа «подражания природе», стремление к более острому самовыражению, выработку неких произвольных или заимствованных у мастеров Высокого Возрождения (главным образом, у Рафаэля и Микеланджело) изобразительных формул. На самом деле он не был первооткрывателем этой техники, но сделал многое для раскрытия её художественных возможностей. В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. Но Пармиджанино в поисках своего индивидуального стиля во многом переосмыслил опыт старшего коллеги, создав свой собственный стиль— интеллектуальный, напряжённый, зашифрованный и усложнённый— своеобразный вариант маньеризма. Солдаты, ворвавшиеся к нему в мастерскую, не тронули ни картин, ни художника. Girolamo Francesco Maria Mazzola 11 января 1503, Парма – 24 августа 1540, Казальмаджоре). Для большего эффекта художник сознательно искажал пропорции человеческого тела, делал их на вид очень хрупкими и придавал загадочное выражение лица.
Добиваясь аудиенции у Климента VII, он приготовил для последнего подарок, который должен был убедить Папу в мастерстве молодого художника — собственный Автопортрет (1522, Вена, Музей истории искусства). Собственно, такое сильное впечатление она произвела и на меня в Уффици. «Мученичество Святого Стефана» Джулио Романо, картина, полная возвышенной, страстной риторики, приносит в Геную раньше, чем во все прочие города севера Италии, великую римскую культуру. Влияние Корреджо ощущается в ранних работах Пармиджанино: «Мистическое обручение святой Екатерины» (1521, второй вариант 1527—1537) фрески в двух боковых капеллах упомянутой пармской церкви (ок. «Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело.
Его композиция не столько изображает искаженный выпуклой поверхностью облик художника, сколько имитирует само зеркало: мазками, сливающимися в эмалево-гладкую поверхность, Пармиджанино виртуозно передает и блеск поверхности зеркала и серебристость его тонов их свечение, с безошибочной точностью воспроизводит эффект искривления, растягивания деталей, отражающихся в периферийной зоне зеркала (искаженное и увеличенное отражение руки искривленные очертания окна и двери), в то время, как юное, почти детское лицо, отраженное в центральной зоне зеркала, где нет искажений, кротко и безмятежно взирает на нас.
Но здесь случились неприятности, все его картины были украдены. По словам Вазари, причиной его смерти послужило отравление веществами используемыми в алхимических опытах «Меркурием или ртутью». Он начинает свой рассказ о нём хвалебно. Последняя и самая прославленная из алтарных картин Пармиджанино — «Мадонна с ангелами», более известная как «Мадонна с длинной шеей» (ок. Иеронима.
Опыты Пармиджанино в графике неразрывно связаны с его живописью. Об обращении Савла рассказывается в Деяниях апостолов (9, 1-19). Захарией" в Уффици (Флоренция) и алтарная картина в церкви Сан Петронио (Болонья) с изображением св. Франческо Байарди был другом и коллекционером Пармиджанино, а его сестра Элена 23 декабря 1534 года заказала художнику для погребальной капеллы своего мужа в пармской церкви Санта-Мария-деи-Серви картину, ставшую самой известной и характерной, а может быть и самой абсолютной работой Пармиджанино, — «Мадонна с длинной шеей». Благодаря этой «лягушачьей перспективе» Мадонна выглядит не только огромной как гора (как у Понтормо), но еще и величественной и при этом – изящной. Рано снискал славу, был поклонником и продолжателем идей Микеланджело и Рафаэля.
В Рим Пармиджанино вместе с дядьями прибыл летом 1524 года. Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна. Рисование портретов Пармиджанино отдельная часть в его творчестве. Роха.
На первый взгляд Пармиджанино дословно цитирует фрески Камеры ди Сан Паоло. «Антея» была написана в начале 1530х годов Джироламо Франческо Мария Маццола известного как Пармиджанино (1503-1540). Среди них — алтарная картина Видение Святого Иеронима (1526—1527, Лондон, Национальная галерея).
Фридберг идентифицирует это полотно с картиной Обращение Савла", созданной, – по свидетельству Вазари (Vasari – Milanesi, V, p. 227), – Пармиджанино в Болонье для врача и профессора Болонского университета Джованакдреа Бьянки, прозванного Янус Андреас Альбиус. Пармиджанино не оставлял эту работу до самой смерти, но так и не сумел закончить. Ненадолго задержавшись в Болонье, где написал несколько шедевров, например «Мадонна со Святой Маргаритой и Святой Рох», в 1530 году Пармиджанино окончательно вернулся в Парму в ореоле легенды о своей римской славе: на самом деле славы в Риме он не добился, но дома всего за десять лет создал несколько абсолютных шедевров.
Эта работа пригланулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца. Что означает ряд колонн в глубине.
По мнению Федерико Дзери, творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», светлый мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Сказочное животное (согласно инвентарю 1609 года «скачущая жирафа или лошадь») показано в момент высочайшего напряжения движения.
Но особенно преклонялся он перед творениями Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Урбинского». Первой болонской работой Пармиджанино был «Святой Рох с донатором» для церкви Сан Петронио. 1522—1523). Картина попала в капеллу Байарди только в 1542 году.
Известные картины Пармиджанино: «Автопортрет в выпуклом зеркале», «Мадонна с длинной шеей», портрет молодой дамы именуемый «Антея», «Мадонна с розой», «Обращение Савла», «Мадонна с пророком Захарией», «Амур, строгающий лук». Античный мир присутствует и в «Мадонне с длинной шеей», о чем свидетельствует намек на перистиль храма за возвышающейся колонной — символ силы и стойкости Девы Марии, а также вклада античной культуры в построение христианского мира. Преподнёс несколько картин папе Клименту VII, в том числе «Автопортрет в выпуклом зеркале» на деревянной полусфере, где мастерски передал оптическую деформацию отражения.
Жизнь Франческо никогда не шла по прямой. Художники-маньеристы в пропорциях фигур отдавали предпочтение выразительности. Пармиджанино приписывали изобретение техники гравирования с помощью травления (офорта). По определению Вазари, Пармиджанино изобразил Роха, «преодолевающего боль». Вазари писал о нем: «. Одним из самых важных критериев в его работе было создание образа, ничем не перекликающегося с работами других известных мастеров.
Франческо Пармиджанино умер 24 сентября 1540 года в Казальмаджоре, Ломбардия. Девушка изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью. Примечание. Еще одна картина, считающаяся центром итальянского маньеризма, это «Мадонна с длинной шеей». А Федерико Дзери считал, что творчество Пармиджанино «диалектически противостояло художественным принципам Корреджо», мир произведений которого всегда открыт навстречу зрителю. Венская картина считалась вплоть до начала 1969-х гг.
Ранняя смерть была большой потерей для искусства из-за того изящества, единственного в своём роде, какое руки его придавали всему, что он писал. Недолгое пребывание в Вечном городе было ознаменовано созданием картин «Мистическое бракосочетание святой Екатерины», «Видение святого Иеронима». Умер там же.
В творческом наследии Пармиджанино заметное место занимает портретный жанр. В Риме Пармиджанино сблизился с маньеристами Себастьяно дель Пьомбо и Россо Фьорентино. Наряду с флорентийцами Понтормо и Россо и сиенским мастером Беккафуми Пармиджанино является самым ярким представителем новых художественных тенденций, появившихся в искусстве Центральной (и отчасти — Северной) Италии 1520—1530-х годов, обозначаемых в современной науке термином маньеризм (от итальянского слова maniera, т. е. «манера»). По словам Аугусты Гидилья Квинтавалле, Пармиджанино имел возможность в фресках Санта-Мария-делла-Стекката «соединить воедино различные грани своих интересов, лишь внешне противостоявших друг другу: классицизм и Ренессанс, алхимические мечты о получении золота и научные поиски, преображение реального мира и натуралистические наблюдения, неподвижность и движение». В 1527 году Пармиджанино прибыл в Болонью, где провёл четыре года.
Тосканская манера заявляет о себе в Венеции так властно, что радикально меняет взгляд Тициана, она проявляется и в его полотнах для Санто-Спирито-ин-Изола (сегодня в церкви Санта-Мария-делла-Салюте) и в работе всех художников, расписывавших потолок Библиотеки Сан-Марко. «Одной докукой для него тогда лишь то, что один из них оказался большим любителем живописных произведений и пришлось делать ему бесконечное количество рисунков пером и акварелью, которыми он как бы расплачивался». Первая картина обычно датируется 1530 г., вторую – на основании сообщения Вазари, что Св. Итальянский художник и гравер эпохи Ренессанса, работал в стиле маньеризма. Особенности творчества художника Пармиджанино: стремился найти новые выразительные формы, отойти от классических канонов живописи эпохи Возрождения.
«Видение святого Иеронима» (1527, Лондон, Национальная галерея) — последняя римская картина художника и результат изучения «Мадонны Брюгге» Микеланджело. Под влиянием «Мадонны на лугу» Рафаэля (1505—1506), Пармиджанино создал картину «Дева с Младенцем и Иоанном Крестителем», вероятно, единственную композицию в его творчестве, где пространство выстроено с точным соблюдением законов перспективы. В этих «Жизнеописаниях» мы находим ценные свидетельства и описания работ мастеров от Чимабуэ до Микеланджело, ставшие основой современной историографии.