Жизнь в изгнании становится мучительной и невыносимой. Мари никогда не позволяла себе плохо отзываться об Анри-Пьере. Француженка Мари оказалась подданной вражеского государства на своей собственной родине. Но, несмотря на это, они остались друзьями на долгие годы. Там она знакомится с работами фовистов.
Ее учителем был польский художник Людвиг Маркус. О своем восторженном к ней отношении Анри вел скрупулезные записи в своем дневнике. Справилась с Мари лишь Гертруда Стайн, которая предложила девушке вместе спеть «очаровательные нормандские песни». «грусть») узнается Мари Лорансен. материал «Дегенеративное искусство. У них установились спокойные, ровные отношения как у брата с сестрой.
Лорансен достаточно быстро стала не просто популярной, а поистине модной художницей – яркой представительницей стиля ар-деко. Не без помощи Роше на салоне Независимых весной 1911 года картину Мари купила молодая супружеская пара – Николь и Андре Груль (Andr Groult), которые захотели поближе познакомиться с художницей. Мари, не умевшая пить, вела себя весьма шумно – по свидетельствам участников «издавала крики огромной ламы», чтобы привлечь к себе внимание. В 1944 году ее апартаменты с мастерской на ул.
1912 год был особенно успешен для художницы. От матери она унаследовала способности к кропотливому труду и любовь к изящным вещам. Когда родилась Мари, Туле было 45 лет, он был вдвое старше ее матери Полин-Мелани Лорансен (Pauline-Mlanie Laurencin, 1861-1913). Андре был известным декоратором и дизайнером мебели. В этот период Мари много работает и активно выставляется. Были еще муниципальные суды, которые проводили расследования по территориальному признаку. Для Полин Лорансен такая партия для дочери казалась абсолютно невозможной.
Остались полицейские протоколы и воспоминания непосредственных участников. Одновременно с коллекционированием картин он пополнял и коллекцию дамских сердец. Зимой Отто заболел тифом и общение с кругом художником практически прекратилось.
Опытный обольститель, Анри-Пьер познакомился с Мари в мастерской Брака. Мари очень тяжело переживала утрату.
Мари упорно искала свой собственный путь избегая подражательства и сильных влияний. Гертруда Стайн так писала о Роше в «Автобиографии Элис Б. Токлас»: «Он был чрезвычайно искренний, чрезвычайно благородный, преданный, чрезвычайно надежный и чрезвычайно восторженный человек который всех со всеми знакомил. Именно он представил Гертруде Стайн молодого Пикассо. Но когда картина «Поэт и его муза» была закончена, Гийому она не понравилась – сам он был изображен невысоким и коренастым, а Мари – дородной зрелой женщиной. Две работы Мари экспонируются на выставке, проходившей с 25 мая по 30 сентября в Кельне.
Красивая долина дарит ей огромное количество тематического материала для её картин. Взаимное влечение возникло сразу же, развитие событий не замедлило последовать.
Народные суды стали работать по цеховому принципу. Николь (Nicole Groult) была сестрой знаменитого кутюрье Поля Пуаре и сама занималась дизайном одежды. Начиная с 1908 года, Аполлинер регулярно и неизменно восторженно писал в своих публикациях о новых работах Лорансен и тонкостях ее творчества. Захватило новое течение и Мари Лорансен. Это было колоссально. материал «Художественная жизнь оккупированной Франции.
Он хотел стать писателем. Писатель Андре Сальмон сравнивал ее с русскими красавицами пушкинской поры. В марте 1906 г. Мари знакомится с Анри-Пьер Роше. Известная литературная дама Луиза Фор-Фавье (Louise Faure Favier), напротив, восторгалась ее изящной французской фигурой и глазами как у Маргариты Наваррской.
Да и сама Мари ни разу не навестила Гийома в тюрьме и не написала ему даже записки. Мари Лорансен родилась 31 октября 1883 года в Париже. С приходом известности у Мари появился новый круг знакомств. В 1905 г. она пишет свои автопортреты и печатает гравюры.
Она не любила об этом говорить и скрыла свой арест даже от Николь Груль. Пришел к Мари и коммерческий успех. Мари часто бывала в Лувре интересовалась керамикой. Гийом пытался ее унять и отправить домой к матери, в чем не преуспел. Но для Мари она послужила еще и творческим импульсом для создания прекрасного полотна «Группа художников», группового портрета Пикассо с Фернандой Оливье и их собачки Фрики, а также самих Гийома и Мари.
Это обстоятельство подвигло Мари на написание второй версии группового портрета «Аполлинер и его друзья или Загородная встреча» (Apollinaire et ses amis, ou La runion a la champagne), где круг участников был расширен и включал, в том числе и Гертруду Стайн. Мать была к ней очень строга. Не имея возможности общаться с близкими друзьями, Мари ведет обширную переписку. У нее была твердая, уверенная рука и свой взгляд на изображение предметов и людей. Впервые балет был показан 6 января 1924 года в Монте-Карло, затем в Париже и Лондоне.
Вспыхнуло новое чувство. Жизнь снова приобрела смысл в горячо и нежно любимой ею Франции. А вот аутодафе, устроенное нацистскими властями 27 мая 1943 года над картинами «дегенеративных» художников – Кислинга, Пикабиа, Макса Эрнста, Миро, Валадона (см. 58 картин Мари Лорансен, 24 Рауля Дюфи, 29 Жоржа Брака, 25 Леонара Фужиты, 4 Эдгара Дега, 3 Тулуз-Лотрека, 11 Вламинка, 10 Утрилло, 64 Пикассо, 8 Боннара и множество других полотен – всего 148 ящиков – из коллекции Поля Розенберга, маршана Мари Лорансен, эмигрировавшего в 1940 году в США и оставившего на хранение в банке Либурна и в одном из шато Флуарака (Floirac) в Пиренеях 2000 произведений, которые не успел вывезти заранее. Кроме Николь, Мари сближается также с другой известной феминисткой Ивонн Кротти (Yvonne Crotti), женой художникаЖана Кротти. Конечно, помимо неодобрения этого союза со стороны близких, были и внутренние причины.
Роман Мари и Анри-Пьера продолжался недолго. В начале 1914 года Мари познакомилась с немецким художником Отто Ветьеном. Но как любой большой поэт, Жакоб, безусловно, обладал даром предвидения. Ее больше заботило ее собственное искусство и ее ближнее окружение. Через год Руссо написал второй вариант картины, названный им «Муза, вдохновляющая поэта», который теперь хранится в Пушкинском музее в Москве.
Фернанда даже удостоилась от нее достаточно злого шаржа с названием Madame Pikaoh. На одной из вечеринок Макс, который хотел продемонстрировать свои способности оракула, предложил присутствующим погадать по руке. Уверенный рисунок, мощный и чувственный одновременно. В марте 1906 года в жизни Мари появляется Анри-Пьер Роше (Henri-Pierre Roch, 1879-1959).
Анри-Пьер был заметной фигурой в обществе. Руссо играл на плохой скрипке, Брак – на аккордеоне, Сальмон читал лирические стихи, а Аполлинер произносил поэтические тосты в честь «юбиляра». Отто исключал возможность возвращения в Германию, чтобы не воевать против своей любимой Франции. Что касается рукописей и личного архива, он поступил в парижскую литературную библиотеку Жака Дусе (Bibliothque Jacques Doucet), с которым Лорансен была знакома в 1910-20-е годы. С 1903 г. Мари заинтересовалась гравюрой. Его первое издание открывалось статьей «Мадемуазель Мари Лорансен», в которой поэт ставит художницу между Пабло Пикассо и Таможенником Руссо.
ничего не продалось, он решил помочь художнице и стал предлагать лучшую ее работу «Молодые женщины» (Les Jeunes Filles) за немыслимую по тем временам цену – четыре тысячи франков золотом. Медичи, 1, а 24 июня стала его возлюбленной. Примечательна история пророчества Макса Жакоба. Мать была родом из Нормандии.
Когда Луиза Фор-Фавье спросила Мари, почему они все-таки не поженились с Гийомом, Мари ответила: «Сначала мадам де Костровицки этого не хотела, я не была для нее достаточно богата. Две ее сокамерницы также были представительницами парижской буржуазии. В октябре 1910 года ее работы соседствуют с работами Матисса, Ван Донгена и Фриеза на выставке Русского Литературно-художественного Общества весной на салоне Независимых 1911 года – с работами Робера Делоне, Лё Фоконье, Метценже.
Когда Сорбонна начала записывать на фонограф величайших из живущих поэтов, к Аполлинеру обратились с предложением записать что-нибудь из его поэзии для будущих поколений, он выбрал «Мост Мирабо», стихи, написанные на расставание с Мари Лорансен. Мари Лорансен он сказал, что она будет несчастлива в любви и ей придется покинуть родину. Обучение в Школе росписи фарфора не прошли даром для Мари. 16 апреля Мари впервые перешагнула порог его квартиры на ул. В этом небольшом пыльном и душном городке они прожили целый год. Критики называли ее работы «кубизмом рококо» и «деликатным кубизмом».
То одна, то другая по очереди». Что касается переписки, она вела ее не менее активно, чем раньше. Обосноваться в Париже ей помог верный Жан-Эмиль Лабурер, снявший для нее квартиру.
Отто охладел к Мари через три месяца, пристрастился к спиртному и часто пропадал из дома. Мари полностью пересмотрела свои взгляды на живопись. Большой успех ей принесла работа над балетом «Лани» (Les Biches) на музыку Франсиса Пуленка для дягилевских Русских балетов, для которого она сделала эскизы костюмов и оформления сцены. То, что ее не приняли женщины «банды Пикассо», вполне понятно – девушка из буржуазного окружения, возомнившая себя художницей и считающая себя равной ИХ Пикассо, Дерену, Браку, Вламинку, тогда как они – натурщицы, жены, подруги – познали годы нищеты и лишений.
Дружил с художниками Пикассо и Мадильяни. Вам нужно продолжать». После 1911 года – моя мать. 8 сентября Мари была арестована и помещена в лагерь Дранси.
Конечно, Аполлинер не был профессиональным знатоком искусства и арт-критиком в привычном смысле, тем ценнее его усилия по формированию эстетических вкусов публики начала 20-го века, ведь публика больше доверяет тем, кого считает ближе к себе. Летом 1913 года после непродолжительной болезни в возрасте 52 лет умирает мадам Лорансен. Она отличалась независимым характером и весьма свободными нравами. Даже когда ей было отказано в участии в Осеннем салоне 1910 года, Аполлинер не преминул упомянуть ее имя: «Обратим внимание на то, что такие значительные художники как Андре Дерен, Мари Лорансен, Пай и другие, не выставляют свои работы».
В 1912 году, когда кубизм достиг своего апогея, Аполлинер выпускает сборник статей «Художники-кубисты». Среди ее корреспондентов Анри Роше, Жан-Эмиль Лабурер (Jean-Emile Laboureur), Ивонн Кротти, Николь Груль и Луиза Фор-Фавье, через которую Мари узнает новости об Аполлинере. Провести медовый месяц молодые отправились на Атлантику в Биарриц.
Детство Мари была довольно тягостным. Мари была незаконнорожденной дочерью Альфреда Станисласа Туле (Alfred Stanislas Toulet, 1839-1905), государственного служащего из семьи высокопоставленных чиновников – он сам был главным налоговым инспектором Парижа, его братья также занимали солидные государственные должности.
Будучи сама молчаливой, она передала это качество и дочери. К тому же в доме царила атмосфера секретности и недосказанности. Проще говоря, он стремился доносить идеи кубизма до публики языком поэзии. Ее единомышленниками были Матисс, Ван Донген, Анри Руссо.
Мать всегда сидела в кресле и вышивала или плела кружева. Он знал всех на свете, причем он действительно их всех знал и мог познакомить кого угодно с кем угодно. Вскоре они стали любовниками, затем незамедлительно последовало предложение руки и сердца. Не окончив курс живописи в академии Жюлиана, Анри-Пьер Роше в начале 20-го века стал заметным человеком в богемном Париже – коллекционером, маршаном, другом художников (Пикассо, Модильяни, Ривера), поэтов (Кокто, Жакоб) и композиторов (Орик, Варез). Он много чего в жизни успел» (воспроизводится с орфографией оригинала).
В феврале 1918 года супруги Ветьен отправляются в Мадрид. В этом же году Мари выставляет свои работы в Осеннем салоне. Августина. Вместо этого она разместилась со своим имуществом в маленьком павильоне, находившемся во дворе отеля Массеран (Htel de Masseran), который ей любезно предложил граф Этьен де Бомон, покровитель искусств, для которого Мари до войны оформляла спектакли. История спасения этой коллекции силами французского Сопротивления легла в основу фильма «Поезд» (The Train), снятого в 1964 году американским режиссером Джоном Франкенхаймером (John Frankenheimer).
На Осеннем салоне 1909 года она показала две свои работы – «Осень» и «Загородная встреча». Отто был потомком древнего рода и Мари не упустила возможности стать баронессой Ветьен. Любимыми книгами ее последних лет были «Метаморфозы» Овидия и «Исповедь» Св. Три картины выставляются на салоне Независимых весной 1910 года. Руссо говорил Мари: «Твой Гийом большой поэт и муза ему нужна большая».
Круг общения художницы ограничился ее прислугой и экономкой Сюзанной Моро (Suzanne Moreau), которая в 1925 году поступила к Лорансен двадцатилетней девушкой. Сама она говорила: «Меня прославят не мои картины, а мои письма». Девочке недоставало простого человеческого тепла. Мари продолжает работать, посещает музей Прадо, парк Ретиро, зоологический сад.
Вместе с ней Мари начинает посещать популярный салон Натали Барни, куда дамы приходят парами. 1940-1944»), которую организовал ее поклонник лейтенант Герхард Геллер (Gerhard Heller), но находила эту идею «вполне интересной». Вечеринка, безусловно, удалась, раз ее регулярно вспоминают и через столетие. 25 июля 1921 года она получила развод, отказавшись от пожизненных алиментов.
Его пророчества в точности сбылись. Она писала много заказных портретов известных людей своего времени (преимущественно женских), каждый хотел иметь в доме свою «лорансен». Mary Dipnall разработала свой стиль, выбирая прекрасные сюжеты, которые радуют глаз и отображают любовь к природе. Большая часть была приобретена японским промышленником Масахиро Такано (Masahiro Takano). Чего стоит только жизнь в Бато-Лавур – без водопровода и отопления. Мари вновь почувствовала себя уверенной и свободной, приняв окончательное решение изменить свою жизнь.
С друзьями, разумеется, дело закончилось конфликтом. франков. Свадьба состоялась 22 июня 1914 года. Там же застало их начало первой мировой войны.
Он был чрезмерно любвеобилен, а Мари не могла его простить. Савоньян-де-Брасса (rue Savognan-de-Brassa) были реквизированы местными властями. Ее товарищами по академии были семнадцатилетний Жорж Лепап (George Lepape) и Жорж Брак. Через 20 лет умерла Сюзанна Моро, оставив все наследие Лорансен Фонду «Сироты Отёя».
Очарованный ее необычной красотой, французской фигуркой, матовой кожей ироничным и непосредственным характером, девичьей наивностью и невинностью, он пригласил ее в танцзал «Бал Тамбурин». В короткие часы затишья от артиллерийских атак он пишет поэму «Убиенный поэт» (1916), где в образе возлюбленной Поэта «балеринке Тристуз» (в переводе с фр. Он пробыл в тюрьме всего одиннадцать дней, но история приобрела широкую огласку. После рождения дочери Полин стала зарабатывать шитьем и вышиванием. Считается, что от матери Гийом унаследовал прекрасный аппетит и любовь хорошо поесть.
Весной ее работы представлены на салоне Независимых. Многие современники оставили о ней не слишком лестные воспоминания. Они встретились в мастерской Брака.