Творческое наследие Константина Маковского насчитывает около ста картин, среди них немало крупных, эпических полотен (сегодня они рассредоточены по частным и музейным коллекциям всего мира). Картины Маковского Константина обладают особым колоритом.
Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки. В 1860-е годы художник обратился к жанровой живописи. В мастерской И. Е. По выражению И. Н. Крамского, в этих портретах «цвета подобраны, как букет».
К той же тематической серии можно отнести и картину «Вечеринка», живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодёжи и студентов. Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание», перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька». Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг. : «Любители соловьиного пения», «Получение пенсии», «Псаломщики».
Тридцатипятилетний профессор живописи влюбился с первого взгляда. Он возвращался в свою васильеостровскую мастерскую на извозчике. Его отец и сам рисовал, собирал картины, много сделал для открытия в Москве Училища живописи и ваяния (МУЖВ). Его талант и мастерство подобны его энергии — огромны и широки. Вот что пишет об этом известный искусствовед Борис Зотов: «Маковский известный композитор Танеев и художники-передвижники Мясоедов, Минченков и Брюллов (племянник «Великого Карла») собирались по вечерам, когда уже нельзя было работать красками.
Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Каждый год лучшие мастера Египта ткали священный ковер, который в специальных носилках — махмале — торжественно доставляли в Мекку. Шаткий мостик прогибается под торопливыми шагами девочки – совсем скоро разразится гроза. Маковский проявил себя как блестящий портретист, автор сентиментальных типажей и портретов русских красавиц, а также жанровых картин из народного быта, наиболее удачной из которых считается «Дети, бегущие от грозы» (1872). Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Много дали ему поездки на Волгу.
Совсем юная красавица («ангел неизреченной красоты», по словам И. Е. Боголюбов, А. А. Но это уже были совсем слабые работы. В качестве профессоров были приглашены Репин, Куинджи, Шишкин. Тургенев. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Волконской, В. А. Морозовой (1884), княгини З. Н. Юсуповой (1890) и др.
Зарянко – все ученики и последователи К. П. Брюллова. «Я не знаю какое искусство люблю больше, – говорил он, – живопись или музыку Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя». Бархатный костюм темно-красного (особенно любимого Маковским) цвета, шляпа с перьями необыкновенно идут этому горбоносому «гранду» с темной, как смоль, бородой, в которой начинают проступать красиво оттеняющие ее, отливающие голубизной седые волосы. На выставках была представлена целая серия его волжских работ.
Репутация художника была настолько высока, что реалистической живописи приходилось, по замечанию критика начала XX века, утверждать свои эстетические идеалы в напряжённой борьбе против «власти прославленного виртуоза кисти и баловня общества». Егор Иванович был дружен с К. П. Брюлловым, В. А. В 1876 году Маковский в третий раз едет в Африку: снова в Египет, а также в Алжир и Абиссинию. Кузнецов. С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ, заняв место ушедшего из жизни В. Г. Перова. Пожалуй, уже став взрослой именно картины русских боярышень Константина Маковского каждый раз возвращали меня в детство, в те воспоминания, когда я раскрашивала альбомный листок узорами и, закрепляя его на детской головке невидимками, стоя у зеркала, увешивала шею всеми бусами, что были в квартире. Эти несвойственные его таланту работы очень тяготили художника, отнимали много времени и внимания. В 1883 году он показал картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», которая была вскоре куплена и увезена в Америку.
Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Картина имела успех, а её автору прочили славу жанриста.
Художником станет Александр, сын Владимира Егоровича. Третьяков не смог приобрести некоторые картины на русские сюжеты, которые ему понравились. Утрата близкого человека практически никак не сказалась на творчестве К. Маковского. Это был счастливый брак людей имеющих общие интересы и духовные запросы.
Похитонов и другие. Академию закрыли, Маковского отправили на пенсию. На полотнах он изображал бытовые сюжеты («Разговоры по хозяйству»), сцены из жизни петербургской бедноты («Маленькие шарманщики у забора зимой», «Петербургский двор», «Селедочница»).
В основном он работал дома. Маковского Елена Константиновна, а сын – Сергей Константинович, получит известность как выдающийся художественный критик издатель популярного в 1910-х годах журнала «Аполлон», автор термина «серебряный век». Однако иностранные коллекционеры (особенно американские) охотно покупали экзотические полотна «боярского» цикла и большинство подобных работ художника ушло из России. В этом браке родились два сына- Александр (1869-1924), будущий художник, руководитель художественного училища при Академии художеств и Константин (1871-1926), ставший впоследствии архитектором. В числе преподававших здесь профессоров были М. И.
Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведённым в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом как в России, так и на международных выставках. И. Н. Крамской отмечал, что в портретных полотнах Маковского краски подобраны, словно «цветы в букете». В1876 году художник посетил Ближний Восток, в том числе Египет, а также Болгарию и Сербию. Картины Маковского были очень дороги: сотни и тысячи рублей. После смерти Маковского его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати (. ) дней было распродано 1100 «номеров», составлявших богатую и ценную антикварную коллекцию художника, собранную с любовью и знанием дела. Ему было предложено возглавить класс жанровой живописи.
Позднее Константин Маковский писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». Мать художника, Любовь Корниловна (Корнильевна) Маковская (урождённая Моленгауер), обладала красивой внешностью и чудесным, редким по силе и красоте тембра голосом, её выступления перед публикой проходили с большим успехом. И что за причина тому — детство, быстрый успех, натура художника. К. Е. Маковский стал одним из самых богатых людей своего времени. Таковы известные портреты жены художника (1881), графини В. С. Зубовой (1877) и др. Репин, И. П. Его учителя, Е. С. Особым уважением у них пользовались члены содружества «Могучая кучка». Предстояли ещё годы учёбы исканий, волнений и творческого выбора.
Маковский по-прежнему много путешествует. Огромный рыжий пёс мирно дремлет на роскошном ковре, охраняя «маленького вора». Так, в парадном портрете В. А. Французское правительство отметило организационную деятельность Маковского в комиссии распорядителей выставки, наградив его кавалерским крестом ордена Почетного Легиона. Декабрь 1919 год» (Гос. Одни завидовали его таланту известности на художественном поприще, богатству и славе, называя его «баловнем судьбы».
Действительный статский советник, профессор живописи, художник К. Е. В 1891 году Матавтина родила сына, названного Константином и Маковский вынужден был признаться в своих похождениях законной супруге. «Академики», всегда верные единственному мерилу – денежному успеху исходя из этих условий, вынуждены были сменить приоритеты. Современники называли Константина Маковского «блестящий Костя», а император Александр II — «мой художник». Харламов, Ю. Я. Он ещё попытался соответствовать новым требованиям, новой власти, новому времени.
Он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать феноменом Константина Маковского, сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. Родился в Москве. Такова созданная под впечатлением от путешествия в Египет картина «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), представлявшая пышное религиозное шествие в восточном городе. В центре внимания художника оказываются исторические события.
Юлию Павловну Леткову Маковский встретил в 1874 году на балу в Морском корпусе. Третьяковская галерея). Репина) приехала в Петербург зимой 1874 года поступать в консерваторию.
Композиторы, певцы, пианисты любили бывать в доме молодой четы. Муравьева-Амурского кисти молодого К. Маковского. Живопись Маковского в эти годы – плотная, вязкая, с использованием колеров, замешенных на белилах (что создавало характерный глухой землистый тон) – объединяла художника с другими «шестидесятниками». Лоск какой-то нерусской, почти «американской» успешности и благополучие внешней жизни художника не давали покоя современникам. жизнь так красива, когда её берешь полной горстью. ». Сорокин и К. С.
Впоследствии все эти элементы преобразовались в широкую, эффектную, неизменно привлекательную «манеру Константина Маковского», которую невозможно перепутать с чем-то другим. Отец будущего живописца Егор Иванович – один из учредителей Натурного класса, послужившего основой будущего Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ), – в юности очень успешно занимался миниатюрными портретами по кости. В 1892 году ему было присвоено звание профессора.
А внизу, у самой земли, где сплетаются болотные травы и цветы – тишина и покой. Несмотря на участие в «бунте 14-ти», сотрудничество, хотя и непостоянное, с Товариществом передвижных художественных выставок, К. Маковский никогда не порывал с академическими кругами. В 1896 году художника пригласили присутствовать на коронации императора Николая II в Москве, где он стал свидетелем трагедии на Ходынском поле. В упоении играли сложнейшие вещи Гайдна, Моцарта и Бетховена». В ноябре 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В. А. Сын деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской, ставшего впоследствии Училищем живописи и ваяния, а после 1865 года Московским училищем живописи, ваяния и зодчества.
Впоследствии Юлия Павловна называла мужа «человеком-песней». Живописными достоинствами отмечена и другая работа художника – «Объяснение», с тонким лиризмом изображающая молодого студента и девушку в минуты решительного объяснения. В связи с новым уставом Академии художеств был изменён и её преподавательский состав. Он взял ее за руку и нежно пытается повернуть к себе.
А Константин Маковский, безусловно, обладал талантом. Лёгкий успех К. Маковского, его поверхностность, достигнутый им «автоматизм» письма и огромное количество типологически сходных произведений стали основной причиной отрицательного отношения к его творчеству впоследствии. В основу сюжета легла древняя мусульманская традиция.
Он был счастливым человеком: всегда жил, как жилось, писал, как хотелось. В 1872 году Константин Маковский впервые побывал в Каире. Так оборвалась 74-х летняя блестящая жизнь, полная трудов, радостей и успеха. Маковского, Любовь Корнелиевна (Корнеевна), была дочерью фабриканта музыкальных инструментов Корнелиуса Моленхауэра, немца из Померании. Живописная экзотика Востока воплотилась в масштабном полотне «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876). Другой портрет сына в мастерской (1882) называется «Маленький антиквар».
«Дети, бегущие от грозы» попали в собрание картин семейства Нарышкиных, а сейчас картина хранится в Третьяковской галерее. В доме Маковских постоянно присутствовали многие художественные светила того времени.
На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, – «Узник» и «Оправданная». Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. Но после октября 1917-го всё резко изменилось.
Поленов, И. Е. За ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ). После операции он пришел в себя, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа.
Картины Константина Маковского, созданные им в эпоху «передвижничества», также часто приписывались невежественной публикой Владимиру (увы, не все внимательно читают надписи под произведениями искусства. ) О творчестве Константина Маковского рассуждали лишь специалисты-искусствоведы, да гиды художественных музеев изредка могли обмолвиться в ходе экскурсии, что известных художников Маковских, оказывается, было два. В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Наверное, справедливо. Впрочем, в других жанрах он не менее успешен. На склоне лет он создаёт серию замечательных детских портретов, а также несколько портретов девушек в народных костюмах, картины «Чарка мёду» (ок. 1910) и «За чаем» (1914, Ульяновский художественный музей). Вспомнились мои детские мечты, восторженные представления об этих избранных людях, стоящих выше толпы должна сознаться, что моя первая встреча с представителем этих высших существ и впечатление, вынесенное от общения с ним, было не в его пользу: он поразил меня своей неимоверной пошлостью, пустотой и невежеством Маковский почему-то непременно захотел писать меня в костюме Марии Стюарт.
Константин Егорович Маковский был старшим сыном в семье потомственного, но небогатого дворянина Егора Ивановича Маковского, служащего московской дворцовой конторы. Брат живописцев Александры, Николая и Владимира Маковских2.
Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре», вновь затрагивающая темы города и деревни. К концу семидесятых годов Маковский постепенно отходит от тем, связанных с современностью. Появляются картины «Смерть Ивана Грозного», «Боярский свадебный пир XVII столетия». С этого времени начинается «триумфальное шествие» живописца по России, Европе, миру. В период, когда Маковский работал над большими полотнами из древнерусского быта, он имел обыкновение для вдохновения осуществлять постановку «живых картин», как бы репетирующих композицию будущей картины.
Зато «Портрет мужчины в бархатном костюме» (1882) полностью выдерживает стилистику. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К. Маковский за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали. В 1895 он был назначен ректором Академии. Советские искусствоведы, как уже было сказано, не могли простить ему отхода от традиций «шестидесятников» и то, что Маковский якобы ради материальных благ поставил своё искусство на службу правящему классу. Дети здесь напоминаютсказочных героев – сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. В 1863 году Константин Маковский в числе других выпускников принял участие в «бунте четырнадцати», отказавшись писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии.
После второго путешествия в Египет Константин Маковский написал полотно «Перенесение священного ковра в Каире». По легенде, с убегающей от грозы «Аленушкой» художник познакомился в Тамбовской губернии. Творческое наследие Константина Егоровича Маковского уникально и велико. Все дети Егора Ивановича Маковского, естественно, стали художниками. Адлерберга.
Мать К. Е. Оттуда художник привез множество этюдов, а позже написал целую галерею восточных полотен. В 1870 году на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина «В приёмной у доктора», где с мягким юмором изображён священник, увлечённо разъясняющий старушке свой «верный» рецепт от зубной боли. Портреты его работы, особенно женские и детские (Портрет С. Л. Строгановой, 1864, ГТГ Портрет жены художника, 1881, ГРМ Семейный портрет, 1882, ГРМ Портрет М. Е. Орловой-Давыдовой, ГТГ). Его предки, выходцы из Польши, осели в Москве еще при Екатерине II.
В 80-90-е годы XIX века картины К. Маковского на сюжеты из древнерусской истории исполненные легко, размашисто и цветисто и в особенности его бесчисленные заказные портреты представителей аристократии и высшей буржуазии, служили едва ли не эталоном художественного вкуса для самых разных слоёв русского общества. Интерес к «маленькому человеку», его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника.
Гибель сотен людей потрясла Маковского его впечатления отразились в картине «Ходынка» и «Похороны жертв Ходынки», которая долгое время была запрещена цензурой. Произведения этого времени («Вдовушка», 1865 «Селёдочница», 1867, обе – ГРМ) создавались художником на волне общего для русского искусства увлечения бытовым жанром, под влиянием современной либерально-демократической литературы и журнальной графики. Морозовой (1884) платье цвета бледной морской волны, украшенное золотисто-кружевной отделкой «а 1а XVII век», накинутая на плечи шубка глубокого винно-красного тона, старинная форма кресла вызывают ассоциации с парадными портретами западноевропейских классиков. Между двадцатилетней красавицей и пожилым маститым художником завязался тайный роман.
Он хорошо играл на гитаре и пел, но особенно увлекался скрипкой. Формально не окончив Академию из-за участия в «Бунте четырнадцати», К. Маковский уже в 1867 году получает звание академика, а в 1869 — профессора Академии. С этого момента особое внимание он уделяет в своей работе цветам и форме. Александр II говорил о Маковском «мой художник» и вообще правитель и художник очень тепло относились друг к другу.
Юлия Павловна не простила измены. За ней последовали Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем (1886), Смерть Ивана Грозного (1888), Одевание невесты к венцу (1890), Поцелуйный обряд (1895, ГРМ).
Все это повлияло на формирование детей. После написания портрета Александра II (1881) он фактически становится «придворным» живописцем. В это время он писал иконы для церкви и часовни в Борках. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов, В. А.
В центре стола сидит молодая боярышня, которая недобро посматривает на жениха и невесту. Константин начал свой путь в живопись именно с МУЖВ, где проучился с 1851 по 1857 год. Скотти, А. Н. Мокрицкий, С. К. Особое место в творчестве Маковского занимал портретный жанр. Возможно, что именно ей сейчас хочется быть в роли молодой. Передвижники осуждали его за подобную «экебану», упрекали в потакании низменным вкусам, а сам художник слегка иронично, так вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне.
Федотова. Одной из самых известных картин этого периода стало полотно «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». В доме отца постоянно бывали знаменитые художники, преподаватели училища. В качестве бутафорского реквизита использовались вещи из его коллекции. Критики не обратили внимания на фольклорный сюжет картины и обсуждали в основном «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приемов».
Он совершает также продолжительные поездки по российской глубинке (Тамбовская, Саратовская, Тверская губернии). Почти до последних дней В. Е. Сам Константин Маковский, обладавший удивительным бархатистым баритоном, пел, как настоящий артист и даже выступил на профессиональной сцене в опере «Травиата». Говорят, что именно из-за «Русалок» Александр II впервые посетил выставку передвижников. Она была в толпе крестьянских детей, которые наблюдали за работой художника. Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) художник около трёх месяцев проводит на Балканах, где делает зарисовки, двигаясь вслед за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии. и «Новое время».
Младшая сестра художника, Мария Егоровна Маковская была актрисой. Именно они с ранних лет привили художнику «романтическую восторженность», склонность к преувеличению живописного эффекта, которая отличала К. Маковского в зрелые годы. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда Маковский поступил в 1851 году (в возрасте двенадцати лет), он учился легко и успешно, получая все возможные награды.
Трагические военные сюжеты не привлекают его. Она неплохо рисовала и, подобно мужу, страстно увлекалась музыкой. Художественная молодёжь, романтически относящаяся к искусству и далёкая от меркантильных забот, продолжала ставить во главу угла то, что называлось «искусством для искусства». Она подала ходатайство «о предоставлении ей права проживать с тремя детьми по отдельному паспорту от мужа и об устранении последнего от всякого вмешательства в дело воспитания и образования детей».
Вдохновлённый южными красками, он вновь отправляется на Восток, где создаёт ряд экзотических полотен: «Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Болгарские мученицы». На академической выставке 1863 года всеобщее внимание привлекает портрет графа П. П. Музыкой начал заниматься уже в зрелом возрасте под руководством хороших учителей. На картине «В мастерской художника» (1881), как раз изображены помещение и предметы, которые описаны Сергеем Маковским в его воспоминаниях, а также он сам — четырехлетний малыш, который, вскарабкавшись на старинное кресло, покрытое нарядной, расшитой узорами тканью, тайком тянется к блюду с фруктами. Лошади испугались трамвая, нового вида транспорта и рванули, перевернув коляску.
Маковский слыл блестящим организатором подобных зрелищ. В 1969 году, 23 лет отроду, женился на Анне Петровне Герасимовой (1848-1898) и жил с семьёй в доме отца, пользуясь его поддержкой. В зрелые годы она своеобразна и практически всегда одинакова, независимо от предмета изображения, но в «академический период» живописная манера Маковского ещё не сформировалась. Он приобрел даже уникальную скрипку Гварнери и очень гордился ею. Сама Академия также была заинтересована в союзе с талантливыми выпускниками. Константин Егорович Маковский прожил долгую и в целом счастливую жизнь.
Константин Егорович Маковский умер 17 сентября 1915 года в результате несчастного случая. Тропининым, С. К. Зарянко. Художник изображал жителей Каира, писал пейзажи и жанровые картины («Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Араб в чалме»). Целый ряд портретов художник связал с театрально-карнавальным действом, к чему, возможно, его и подтолкнула постановка «живых картин».
Так у Маковского родилась идея полотна. В 1877 г. Маковский, откликаясь на события русско-турецкой войны, написал картину «Болгарские мученицы». Художника привлекло ощущение тревоги перед грозой, объединившее природу и детей. В Москве в 1840-е годы дом Маковских слыл своеобразным культурным центром.
Она имела лирическое сопрано красивого тембра, художник был покорен её музыкальностью. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», – писал на склоне лет К. Е. Маковский. Репина будет учиться дочь К. Е. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение».
То своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», окончательно сформировалось в 1880-е годы, когда художник уже бесповоротно отошёл от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. Сторожевой пост. Леман, К. А. Но вскоре женился во второй раз на певице Ольге Андреевне (Макаровой. ) (1866-1924).
Савицкий, В. Д. Он продолжает жить в Петрограде и до последних дней не оставляет творческой работы. В середине 70-х годов художник выставил две картины имевшие у русского зрителя большой успех: «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875, Государственная картинная галерея Армении) и «Болгарские мученицы» (1876, Государственный художественный музей БССР). Объединившись, бывшие приверженцы академизма и демократы-передвижники вновь упрекали К. Маковского в погоне за внешними «красивостями», ставили ему в укор отсутствие характерности и простоты. Внимание к деталям и, главное, тёплая ирония напоминают о традиции П. А.
Унаследовав от своего отца страсть к собирательству, К. Е. Маковского, наряду с творениями Перова и Ярошенко, были включены во все школьные учебники («Свидание», 1883, «Посещение бедных», 1874 и др. ). Сегодня она хранится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге. Прежде чем писать картину, Маковский рассаживал позирующих «гостей» и каждому объяснял, что он должен делать и как себя вести.
Из-за высокой цены на картины К. Маковского П. М. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. В 1870 году Константин стал одним из основателей знаменитых передвижных выставок (Товарищество передвижных художественных выставок). Способность придавать своим картинам особый колористический лоск закрепила за Константином Маковским репутацию «салонного художника».
С 1905 года Маковский- действительный статский советник. Подобную тематику К. Маковский оставил знаменитому баталисту Верещагину. Отношение к этому художнику у критиков и ценителей живописи было довольно неоднозначным.
Произошло это на углу Садовой улицы и Невского проспекта. Дочь Третьякова, Вера Павловна (в замужестве Зилоти), вспоминала: «Одним из самых очаровательных, тонких, душевных людей, которых я знала в жизни, был Владимир Егорович Маковский. Другие считали «вероотступником», который изменил демократическим идеалам передвижников, возвратившись к академической традиции, «зарыл свой талант в землю», потакая вкусам привилегированных слоёв.
Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, – это «Крах банка». Исключение составляют «Портрет оперного певца О. А. Петрова» (1871), «Портрет старухи в чепце» (1874) и, наконец, портрет-картина «Алексеич» (1882), правдиво изображающая старика у кипящего самовара. Он действительно имел все основания утверждать: «. У девочки в глазах читается не только испуг, но и ответственность за маленького братика. И вряд ли это было сделано К. Маковским сознательно. Маковский хотел написать ее портрет, но на следующий день девочка «на этюды» не пришла.
В середине семидесятых художник предпринимает путешествие в Сербию и Египет. В советское время репродукции картин В. Е.