По всей видимости, успокаивали заказчиков прилагавшимися к работам текстами сторжественным перечислением их добродетелей и заслуг. Есть даже версия, что написал её Ганс Кранах, рано умерший сын Кранаха Старшего, после смерти которого тот почти отошёл от дел, предоставив мастерскую второму сыну и подмастерьям.
Год спустя художник скончался в Веймаре. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Лукас Кранах (ок. 1472-1553) родился в городе Кронах (административный округ Верхняя Фракония, расположенный в южной части Германии) в семье художника Ганса Малера (Hans Mller), который, вероятно и был его первым учителем живописи. С 1500 г. по 1504 г. Лукас живет в Вене и начинает подписывать свои работы как «Лукас Кранах». 1530, Вена, Музей истории искусства). Грехопадение» входит в собрание Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ.
Лукас Кранах старший оставил нам большое художественное наследие, некоторые его картины встречаются в нескольких копиях или вариантах. Произведения, проданные на Sothebys и Christies. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты.
По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Фридрих Мудрый, мечтающий сделать Виттенберг крупным культурным центром, высоко ценит художника.
Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.
В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Учился, по-видимому, у своего отца. Для них он написал портреты. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара.
Произведения, созданные с 1528 г. по 1558 г. Раздел 3. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Ему грозила смертная казнь. Однако это приносит и неожиданные результаты. К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара.
На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). В том числе 35, проданных на Sothebys и Christies. Раздел 1. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Является парной картиной к портрету жениха Иоганна Фридриха Саксонского.
Взгляд Богоматери чуть тронут печалью, нежностью и тихой скорбью – она знает, что должна потерять сына и вновь обрести его на небесах. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. С 1508 года свои инициалы на картинах он заменил печатью в виде змея, причем ставил ее как на свои работы, так и на пришедшиеся по вкусу произведения своих учеников в качестве одобрительного символа. Онпознакомился и подружился с Мартином Лютером.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Типом таких картин может служить венский Рай 1530 года, неграмотно скомпонованная картина, отличающаяся сухой, ремесленной живописью и все же чарующая рассказанными в ней эпизодами и общим декоративным (не слишком хитрым) эффектом. Смею предположить, что решению отправиться в Веймар с Иоганном Фридрихом способствовало романтическое чувство художника к супруге курфюрста Сибилле Клевской. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
Характерны для позднего времени у Кранаха густые заросли почти черных (почерневших. ) кустов и деревьев, на фоне которых он любит ставить белыми силуэтами смешные и в то же время привлекательные фигуры Адама, Евы, древних богов и богинь в широкополых шляпах XVI века, дикарей и всевозможных зверей. Портрет «Молодая женщина» написан мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим после 1530 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere, Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472— Веймар, 16 октября 1553)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. В 1500 году Кранах приезжает в Вену, где знакомится со многими учёными-гуманистами.
Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. В Виттенберге у художника была большая мастерская, среди его учеников были и его сыновья. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553).
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
В отдельности каждая картина – прелесть, вместе взятые они выдают фабричный штамп. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Известно, что у художника было еще три дочери.
Живописи он учился у своего отца. Произведения, созданные с 1501 г. по 1527 г. Раздел 2. В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (Распятие, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).
Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Размер картины художника 53 x 42 см, холст, масло возможно картина была обрезана.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Главным требованием его самого к своему искусству была чистота и основательность работы. Родился в Кронахе (Франкония) в 1472. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Кранах Лукас Картины и биография Лукаса Кранаха Старшего Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий художник и график эпохи Возрождения. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. Его супруга как будто бы светится изнутри.
В позднем периоде творчества художнику лучше всего удавались изображения с небольшим числом фигур и жанровые сцены, такие как картина «Мезальянс». На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Он отличался плодовитостью и предприимчивостью, организовал процветавшую более столетия мастерскую, которая со временем перешла к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку. Художник получал заказы от курфюрстов, королей и императоров.
Картина «Мезальянс» создана художником Лукасом Кранахом Старшим после 30-го года 16 века. Но в первую очередь на себя обращают внимание бесы преисподней: так, уодного в животе морда с разверзшейся пастью, в которой расположен загадочный механизм, — такой образ мог бы послужить отличным материалом для постмодернистского детектива в стиле Дэна Брауна. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью.
Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Примечание. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы.
Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Размер доски 108 x 119 см, дерево, масло. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи.
Искусствоведы продолжают спорить.
В 1505 году Лукаса Кранаха Старшего назначают придворным живописцем курфюрста Саксонского в Виттенберге, городе, где спустя 12 лет начнётся Реформация. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене.
Размер портрета 55 x 36 см, дерево, масло. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Лукас Кранах отправился с посольством к отцу невесты и написал её портрет.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером. Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Принцесса, впоследствии курфюрстина Сибилла стала музой Кранаха. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты.
Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии.
Совместно с одним из друзей он приобрёл печатный станок, устроил книжную лавку, в которой продавал гравюры и книги с собственными иллюстрациями. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Как у всех живописцев, у Лукаса Кранаха был свой идеал женской красоты.
Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Учился, вероятно, у отца в 1509 посетил Нидерланды. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.
Мрачное дыхание природы, тяжелые облака над головой Спасителя и большая повязка на теле словно оживляют картину, а предсмертная агония двух казненных разбойников обостряет весь трагизм ситуации. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Размер картины художника 42 x 49 см, дерево, масло. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. У художника имелось еще три дочери. Он с малых лет находился на попечении Лукаса Кранаха. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей.
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Работы позднего периода творчества Лукаса Кранаха наполнены манерными фигурами, облаченными художником в яркие аристократические одежды или рыцарские доспехи (в картинах на аллегорические и мифологические сюжеты).
За время проживания в Виттенберг Лукас Кранах стал уважаемым гражданином и разбогател. Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Картина «Мадонна с младенцем под яблоней» написана мастером северного ренессанса Лукасом Кранахом Старшим в 20-х годах 16 столетия в период расцвета своего таланта.
Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. В них он обращается к проблеме взаимоотношения человеческой фигуры и пейзажного фона. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Принцесса Сибилла Клевская, 1526, Государственное художественное собрание, Веймар Портрет принцессы Сибиллы Клевской или иначе картину «Принцесса Сибилла Клевская в наряде невесты» художник Лукас Кранах написал в 1526 году. Иоганн Фридрих являлся сыном брата курфюрста Фридриха Мудрого, Иоганна Постоянного.
Картины художника «Покаяние святого Иеронима» и «Распятие» привлекают внимание курфюста Саксонии Фридриха Мудрого и он приглашает Кранаха в Виттенберг в качестве придворного живописца. В 1505 г. художник принимаем приглашение и переезжает в Виттенберг. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. Кранах, Лукас Старший (Cranach, Lucas) (1472-1553), также Кранах Лукас Старший, немецкий художник и график.
Картина «Адам и Ева. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Покаяние святого Иеронима, 1503Доктор Иоганн Куспиниан, 1503Отдыхающая нимфа 1530-1535Суд Париса 1512-1514Аллегория меланхолии 1528 Портрет молодого человека, 1521Портрет женщины 1526Геракл у Омфалы 1537Молодая женщина 1530Портрет Магдалены Лютер, 1530-е Обиженный Амур и Венера, 1530Аполлон и Диана 1530Меланхолия 1532Три грации 1535Распятие с Центурионом, 1536 Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики Венера с Амуром, Аполлон и Диана, Амур и пчелы, Геркулес с прялкой и другие, созданные им самим или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи.
В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Имеет также другое название «Расплата». Художник писал её в виде Саломеи, Юдифи, Дианы и богини любви Венеры. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики.