Примером зрелого классицизм а в русской исторической живописи может служить картина «Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» кисти Г. И. Угрюмова (17641823), последователя А. П. Лосенко. В старинных картинах мастеров классицизма античное искусство было наивысшим образцом, пересекавшимся с традициями эпохи Высокого Возрождения. Живопись классицизма стремилась к точному изображению, но идеализировала все, что располагалось на картине.
Картины художников в стиле классицизма можно назвать результатом разума и логики, одерживающих победу над жизненным хаосом.
Высокий – торжественный, величавый. В 1802 г. выставлена картина «Ипполит, Федра и Тезей», потом «Андромаха» (1808), «Эней и Дидона» (1817). Андре Ленотру (Andr Le Ntre) (1613-1700) – творцу садово-паркового ансамбля Версаля – принадлежит идея урегулирования планировки центрального района Парижа, примыкающего с запада и востока к дворцам Лувру и Тюильри. Д. Д. Обломиевский выделил два этапа эволюции классицизма XVII ст., сопряженных с «перестройкой теоретических принципов» (прим. Подобная схема эволюции классицизма, возникшая под влиянием теории «естественного» развития культурных явлений и распространившаяся в первой половине XX века (cр.
Это породило волну интереса общественности к искусству. Если же к приведенному выше перечню основ классицистической поэтики добавить другие, не менее важные пункты, касающиеся сугубого рационализма, дидактизма, гражданственности и монументальности искусства и литературы классицизма, то даже совершенно не искушенному в проблемах эстетики реципиенту станет абсолютно очевидно, что он имеет дело с глубоко кондовой иерархичной и авторитарной по своей сути системой. Колизей, как никакой другой памятник, тесно связан с античной мифологией и историей. Академическое ученье пропитывается насквозь классическим духом. Название происходит от латинского слова classicus, что в переводе означает «образцовый».
Художник предельно лаконичен и выразителен. Егоров, В. К. Это были учреждения, где собирались лучшие мастера своего дела. Картина была заказана Энгру будущим русским императором Александром II.
Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рен мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля». Но это было наивной ошибкой. Одним из шедевров итальянского периода считается портрет г-жи Девосе (1807), в котором художник с большим мастерством передает живое очарование образа и удивительное совершенство формы. Творческое и теоретическое наследие Палладио, возродившего античное наследие во всей его широте и тектонической целостности, особенно импонировало классицистам. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Павла, освященный в 1240 имел в длину 175 м, на 7 м больше, чем Винчестерский собор.
Он написал немало портретов из которых дошедшие до нас довольно характерны. Классицизм 18 – начала 19 вв. Современная критика видела в художнике сочетание Микеланджело и Рафаэля, а ныне его картина представляется академической и искусственной композицией, но с некоторым оттенком страстности ныне больше нравится его «Атала и Шактас». Разочарование в оптимизме I половины ст. Идеальным окружением дома становилась пейзажная среда «английского» парка.
Жесты их полны степенности и торжественности. Хемницера, одах М. В.
Постепенно классицизм превращался в академизм. Фонвизина, сатирах А. Д. В других же проявляется тонкая градация схожих, близких цветов. Однако долгое время при этом средневековое цеховое начало не покидало Академий. За нее он получил орден Почетного легиона, стал членом Академии.
Среди всех портретов выделяется статуя сидящего Вольтера – шедевр Гудона. Они послушно принимали разные изменения вкуса и моды и сообщали только всему известную сдержанность и благоразумие. Общеевропейский стиль начал формироваться в лоне художественной культуры Франции. Автор Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар (Jules Hardouin-Mansart) (1646-1708) в конце XVII-начале XVIII века также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. Аврора, богиня рассвета, летит впереди колесницы, рассыпая на своем пути цветы. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали французские трагики Корнель и Расин.
К низкому жанру причислялись более прозаичные картины – натюрморты и пейзажи. Ориентация на непреходящие образы, на разумное начало определила регламентацию художественных законов, нормативность требований классической эстетики, строгую иерархию существующих жанров – от «низких» (портрет, пейзаж, натюрморт) до «высоких» (мифологический исторический, религиозный). У нас в России классицизм также скорее принес своего рода пользу. Со временем возвышенные идеи классицизма стали себя изживать.
Для драматических произведений характерны три единства: единство времени (действие происходит один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия). «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)источник не указан 1801 день. В складках одежды, в нервных руках, впившихся в кресло, чувствуется порывистое движение.
В построенной в 1750-1780-х годах по проекту Жака Жермена Суфло (Jacques-Germain Soufflot) (1713 – 1780) церкви св. Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность. Карл Барталомео-Росси (1775-1849) – российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу.
СПРАВА – СЛУГИ, ДЕРЖАЩИЕ ШЛЕМ, КОПЬЕ И ЩИТ ГЕКТОРА. «Читайте Плутарха, — неоднократно говорил и писал ему Давид, — там вы найдете образцы, достойные вашей кисти». Причём основным решением для скульпторов стала модель изображения известных деятелей в образе античных богов (к примеру, Суворов – в виде Марса). Исключение резких цветовых контрастов и полное подчинение цвета линии и форме. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Образец гармонического общественного устройства приверженцы классицизма видели в античном мире и вот таким образом для выражения своих общественно-этических и эстетических идеалов они обращались к примерам античной классики (отсюда и термин – классицизм).
Наивысшее достижение данной эпохи именно в живописи не историческая тематика, а портрет (А. Антропов, А. Агрунов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский, О. Кипренский). Архитектор К. РоссиПлохо это или хорошо, когда существуют каноны в искусстве. Лосенко, Г. И. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века «идеальные пейзажи» К. Лоррена). В 1797 г. Энгр поступил в мастерскую Ж. Л. Давида, где с большим старанием занимался изучением человеческих фигур и композиционных принципов (причем его интерес распространялся не только на античное искусство, но и на работы итальянских и фламандских мастеров), просиживая многие часы в библиотеке Св. ЛОСЕНКО ТОЧНО НЕ ИЛЛЮСТРИРУЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПРОИСХОДЯЩЕЙ СЦЕНЫ. Молодо лицо двуликого Януса смотрит в будущее, а старое обращено к прошлому.
Симфорион», 1834 «Стратоника», 1840), дает представление о том, как Энгр понимает вечный идеал красоты. Описывая 60-е гг. Спаренные колонны коринфского ордера (высота 12, 32 метра) несут крупный, по-классически разработанный антаблемент, завершенный аттиком и балюстрадой. Пьер-Поль Прюдон (1758—1823) хотя и брал сюжеты из мифологии («Грации», «Афродита», «Психея», «Зефиры», «Адонис»), но этот материал он одушевлял своим чувством и владел жизненным колоритом.
У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. Герои выделены композиционно, а также при помощи света и ярких красочных сочетаний. Все чаще французский регулярный парк уступает место так называемому английскому парку с живописной, подражающей естественному пейзажу ландшафтной композицией. классификация стилей в риторике и поэтике, различающая высокий, средний и низкий (простой) стили было известно давно. Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный художник.
Построение, образы, аксессуары — все здесь как бы срисовано с композиции Рафаэля. Изначально оно пришло в архитектуру, где и достигло наибольших высот. В наполеоновской Франции зародился так называемый «стиль империи» – ампир, который распространился и в России. В середине XVIII века Габриэль планирует в Париже площадь Согласия. серый – для стен домов.
Он создает панно (1843-1847) для замка герцога де Люиня, пишет «Стратонику» для герцога Орлеанского. Суфло), поиски новых, безордерных форм архитектуры. боз-ар).
В противоположность замкнутым площадям Парижа XVII в. (Вандомская площадь и др. ), площадь Согласия – образец открытой площади, ограниченной лишь с одной стороны двумя построенными Габриэлем симметричными корпусами, образовавшими поперечную ось, проходящую через площадь и образованную ими улицу Ройяль. Объединяет данные произведения то, что на всех изображены обнаженные молодые женщины. Но их рисунки их эскизы и этюды способны доставить удовольствие. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон.
Классицизм – это идеализированное изображение всего, что присутствует на картине. Это было граничит со строительством новой столицы и ростом российских городов. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили.
Средний – элегии, драмы, сатиры, эклоги, дружеские сочинения. 3. Строгая регламентация поведения героев. Почти одновременно с Вьеном и Пьер Перрон (1744—1815) старался возвратить искусство к изучению антиков и природы. Учение о трёх стилях, т. е. И он не был свободен от влияния XVIII века. Наиболее крупный и характерный архитектурный ансамбль французского классицизма XVIII века – площадь Согласия в Париже (Place de la Concorde), созданная по проекту Анж-Жака Габриэля (Ange-Jacque Gabriel (1698 – 1782) в 50-60-х годах XVIII века и получившая свое окончательное завершение в течение второй половины XVIII – первой половины XIX века. Знаменитый Банкетинг-хаус в Лондоне (Banqueting House – Банкетный зал, 1619— 1622 годы) по внешнему облику значительно ближе к палладианским прототипам. К тому времени пресыщение «взбитыми сливками» позднего барокко и рококо стало накапливаться и у интеллектуалов континентальной Европы.
В середине XVIII века принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения. И на Академии неспособность Бецкого отозвалась в сильной степени. Это традиционный для классицизма парадный портрет. Уже при Людовике XV (1715—1774) в Париже возводились градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Другой ученик Давида — Жироде де Триозон (1767—1824) больше любил вначале греческую мифологию, чем римскую историю.
Августином (604 г. ) на этом месте, по свидетельствам источников, было возведено несколько христианских храмов. Особое внимание в теории уделяется ордерам и пропорциям. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» — ампир.
Античной теме любви к родине посвящена известная картина Давида «Брут», на которой главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей, узнав об их заговоре против государства. как период «распада галантно-прециозного сознания», он отмечает интерес к характерам и страстям, усиление психологизма. Начало XIX столетия вызвало к жизни новое название поздней фазы классицизма. Поставленная по оси западной стороны площади, церковь Св. Угрюмов, А. И. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Лосенко даже издал атлас пропорций идеальной человеческой фигуры.
Из других последователей К. — Луи Дюси (1773—1847) писал на мотивы из мифологии Филипп-Август Геннекен (1763—1833), Клод Готеро (1765—1825), Шарль Тевенен (1760—1838), Жан-Батист Дебрэ (1763—1845), Шарль Менье (1768—1832) и некоторые другие писали частью античные и аллегорические, частью исторические картины, частью портреты. Так, например, в портрете г-на Ривьера мастер изобразил героя с характерным для периода империи наполеоновским жестом (рука, заложенная за борт сюртука). Софии в Константинополе и св. Развитие теории стало типичным явлением в искусстве Франции уже с XVII века, со времени учреждения французской академии (1634 г. ), образования Королевской академии живописи и скульптуры (1648 г. ) и Академии архитектуры (1671 г. ).
Давайте возвратимся к классицизму и подробнее рассмотрим иерархию жанров классицизма. Эстетической ценностью этой эпохи обладает лишь неподвластное времени, непреходящее. Викар).
Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом серия пейзажей Времена года, Аполлон и Дафна). Вигана (скульптура). Из картин Венсана назовем: «Велизарий, просящий милостыню», «Зевскис избирающий себе натурщицу между кротонскими девушками», «Генрих IV и Сюлли», «Битва под пирамидами». Тему наполеоновских сражений продолжила реалистичная и правдивая композиция «Наполеон на поле битвы под Прейсиш-Эйлау» (1808) изобразившая убитых и умирающих солдат французской армии на заснеженном поле брани. Шуваловская Академия просуществовала всего пять лет. Искусство должно восполнить отсутствующую в целом виде в натуре красоту и гармонию.
Угрюмов был действительно более определенным представителем новых тенденций. Данная позиция (ставшая для художника «родной») была заявлена им в работе «Обет Людовика XIII» (1824), выставленной в Салоне 1824 г. Сюжет прост: Людовик XIII посвящает свой скипетр явившейся ему в видении Богоматери. «Главный герой» Колизей расположен строго в центре композиции Художник делит пространство Следуя правилам классицизма, Матвеев на параллельные холсту планы.
По исполнению — живопись вроде той, как у Давида. Ордер – тип архитектурной композиции использующий определённые элементы. Таким образом, к классицизму можно отнести и творчество И. С. Гильом Гильон Летьер (1760—1832), десять лет бывший директором французской академии в Риме, подобно Давиду написал «Брута» (1801), но в другой момент нагие тела и драпировки сделаны по римским скульптурам в духе давидовской реформы. Пигаля и Ж. А. Бюст Никола Буало работы Ф. Жирардона. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Обе тенденции иллюстрируются двумя наиболее крупными событиями архитектурной жизни Франции второй половины XVII века: первая – проектированием и строительством восточного фасада королевского дворца в Париже – Лувра (Louvre) вторая – созданием новой резиденции Людовика XIV-грандиознейшего архитектурного и садово-паркового ансамбля в Версале.
он представил Петра Великого верхом на вздыбленном коне, внезапно остановившемся у края крутой скалы. Классицизм (от лат. Среди частных лиц стало популярным заказывать скульпторам надгробные памятники для увековечивания их имён. Во всем господствуют равновесие и гармония. Правда, мало-помалу они заняли положение официальных департаментов искусства. Выдвинутые буржуазной идеологией концепции философского рационализма и классицизма абсолютизм в лице Людовика XIV берет в качестве официальной государственной доктрины.
Хотя в этой комедии присутствуют уже и элементы романтизма и реализма. Когда можно только вот так и никак иначе. Предпочтение было отдано проекту Перро (осуществлен в 1667 году), где в отличие от барочного беспокойства и тектонической двойственности проекта Бернини, протяженный фасад (длина 170, 5 м) имеет ясную ордерную структуру с огромной двухэтажной галереей, прерываемой в центре и по бокам симметричными ризалитами.
Жан-Батист Викар (1762—1834), написавший, между прочим, — «Орест и Пилад» и «Электра», «Вергилий читает Энеиду Августу», провел большую часть своей жизни в Италии, не имел прямого влияния на французское искусство своими произведениями, но деятельность его отмечена в другом отношении (см. Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства. Академии некоторое время борются против нового классического движения, но потом принимают его всецело и становятся на сто лет главными его оплотами. Архитектура классицизма также была ориентирована на формы античного зодчества как эталоны гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.
Слава на его картине Единоборство Мстислава с Редедею точно слетела с какого-нибудь плафона растреллиевского дворца, его печенег, так кстати лежащий у ног застывшего в своем беге юного киевлянина имеет несомненное родство с Марсами барочной мифологии. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). В воздухе чувствовалось леденящее приближение XIX века. Замечательно, что в том же году (1808) публика ознакомилась с картиной Жироде «Атала и Шактас», сюжет которой взят из Шатобриана, а не из истории или античного мира, как все делали в ту эпоху, — картиной, которая колоритностью отличалась от обыкновенных произведений школы Давида. В 1827 г. внимание ценителей искусства привлек плафон Энгра «Апофеоз Гомера», украшавший в свое время галерею Карла Х в Лувре. В честь официально признанного художника устраиваются приемы и банкеты, а сам он пишет множество композиций, хотя и идеальных в профессиональном плане, но отличающихся холодностью и театральной пафосностью («Апофеоз Наполеона I», 1853 «Жанна дАрк на коронации Карла VII», 1854 и многие другие). Три «стиля» по Ломоносову:1.
В архитектуре это имеет двоякое выражение: с одной стороны, стремление к рациональным ордерным композициям, тектонически ясным и монументальным, освобожденным от дробной «многотемности» предшествующего периода с другой – всевозрастающая тенденция к единому волевому началу в композиции, к господству оси, подчиняющей себе здание и прилегающие пространства, к подчинению воле человека не только принципов организации городских пространств, но и самой природы, преобразуемой по законам разума, геометрии, «идеальной» красоты. Несмотря на то, что практическое претворение этих градостроительных идей было весьма ограниченное, повышенный интерес к проблемам города повлиял на формирование ансамблей. Здесь постоянно противопоставлялся разум человека силе природы, личное – общественному. Меняется взаимоотношение архитектуры с природой.
Отмечу, что характеризуя эволюцию классицизма XVII века, Г. Обломиевский говорит о различных эстетических основаниях классицистических форм для описания развития классицизма XVIII—XIXвв., он пользуется словами «осложнение» и «утраты», «потери». ) и pro tanto две эстетических формы: классицизм «малербовско-корнелевского» типа, основанный на категории героического, возникающий и становящийся накануне и во время английской революции и Фронды классицизм Расина— Лафонтена— Мольера— Лабрюйера, основанный на категории трагического, выдвигающий на первый план идею «воли, активности и господства человека над реальным миром»14, появляющийся после Фронды, в середине XVII ст. Однако образ Вольтера полон напряжения. ОНИ ВПИСАНЫ В КЛАССИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК И ВЫДЕЛЕНЫ СВЕТОМ. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология история, Ветхий и Новый Завет.
Расцвет первого периода классицизма относится ко второй половине XVII века. Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»). Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца».
Не спешите с отрицательным выводом. Из других его картин античного мира назовем «Смерть Клеопатры», «Алкивиад и Сократ», «Пигмалион», «Туалет Венеры», «Геркулес и Альцест» Реньо писал также и современные исторические картины, придерживаясь воззрений Давида.
Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции. Клод Лоррен (1600--1682), в торжественных композициях которого «идеальные» пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве XVII века. С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания (картина Смерть Германика), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита.
Женевьевы. Ранее существовавшие сухие рвы служили границей прямоугольной площади (размеры 245 х 140 м). Всё это представлено в преувеличенно-показной манере. И сторонники классицизма видели его античном искусстве.
Большего признания в этом стиле получили Ж. Мольер, Вольтер (Франция), Л. Гиббон (Англия), М. Твен, Д. Фонвизин, М. Ломоносов (Россия). Непосредственно над средокрестием он возвел в кирпиче первый купол с круглым 6-метровым отверстием вверху (окулюсом), полностью соразмерный пропорциям интерьера. То, что в XVII веке оказываются востребованы этико-философские системы поздней античности— скептицизм (пирронизм), эпикуреизм, стоицизм, — специалисты считают, с одной стороны, реакцией на гражданские войны и объясняют желанием «сохранить личность в обстановке катаклизмов» (Л. Косарева) и, с другой стороны, связывают с формированием светской морали. Но в это время он пишет замечательный портрет главы политической прессы того времени, владельца популярной газеты Луи Франсуа Бертена Старшего, могучего седого старика с умным, спокойным взглядом хозяина жизни и обстоятельств. Через 100 лет после Пуссена к холодным и возвышенным идеалам античного искусства вернется другой знаменитый француз -- художник Давид (1748--1825). Грибоедова.
Выделяются два «течения» классицизма, соответствующие направлениям в философии: «идеалистическое» (испытавшее воздействие неостоицизма Гийома Дю Вера и его последователей) и «материалистическое» (сформированное эпикурейством и скептицизмом, в основном, Пьера Шаррона). План не был осуществлен, однако архитектор внёс свой вклад в общий процесс возникновения и построения отдельных узлов города, завершив, в частности, задуманный еще Иниго Джонсом ансамбль госпиталя в Гринвиче (1698-1729 гг. ). Ось Лувр – Тюильри, совпадающая с направлением дороги в Версаль, определила значение знаменитого «парижского диаметра», ставшего впоследствии главнейшей магистралью столицы.
Опираясь на эту модель, А. Д. Михайлов отмечает, что в 1660-е годы классицизм, вступивший в «трагическую» фазу развития, сближается с прециозной прозой: «наследуя у барочного романа галантные сюжеты, не только привязывал их к реальной действительности, но и привносил в них некоторую рассудочность, чувство меры и хороший вкус, в какой-то степени стремление к единству места, времени и действия, композиционную четкость и логичность, декартовский принцип расчленения трудностей, выделение в описываемом статичном характере одной ведущей черты, одной страсти»16. Общие сочетания и отдельные формы здания по-классически геометричны и рациональны. Классицисты, связанные с учением Пор-Рояля или близкие янсенизму (Расин, поздний Боало, Лафайет, Ларошфуко) и последователи Гассенди (Мольер, Лафонтен).
Уже ее простонародное название — Пьяцца Ковент Гарден — говорит об итальянских истоках замысла. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований.
Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. Павла образуют эффектную панораму города.
Все его портреты разные: каждый имеет свой оригинальный живописный строй. Особенно хорошо заметно это в композиции «Франческа да Римини», датируемой 1819 г. Здесь мастер создает поэтические образы Франчески и Паоло, со всей трогательностью передает любовную сцену. Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Но, разумеется, восторг этот объясним только слепотой академической системы. Ю. Б. Виппер отмечал, что в начале XVII века эти течения находились в напряженном противостоянии и объясняет его причины социологически (первое сложилось в придворной среде, второе— за ее пределами). В архитектуре обращение к «естественности» выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере – разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома.
Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (неоклассицизм). Карл Штилер «Портрет Людвига вана Бетховена» (1820)Эстетика классицизма, основываясь на уверенности в разумности и гармоничности мироустройства, эти же принципы воплотила и в музыке. Огромное влияние на классицизм XVIII века оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (раскопки Геркуланума, Помпеи и др. ) свой вклад в теорию классицизма внесли труды И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Милиции. Подобное же можно сказать об учениках Реньо и Венсана, но все они большей частью имели образцами Давида и Гро, который, по изгнании в 1815 г. Давида из Франции, сделался официальным представителем французской живописи никто не отличался особенным талантом и никто не осмеливался быть оригинальным, за редкими и слабыми исключениям. Другой крупной постройкой Рена является собор св.
Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани») его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Справа изображены известные исторические лица. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. В России в одном направлении с Суффло двигался Баженов. Восточный фасад Лувра был создан в результате сопоставления двух проектов – приехавшего в Париж из Италии Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) и француза Клода Перро (Claude Perrault) (1613-1688). Главный принцип проявился в обращении к традициям античности.
Об искусстве И. А. Акимова (1754-1814) современники отзывались с безграничным восторгом: один палец, написанный им, – выше целой картины, писанной иным художником. Размеры здания по высоте (27, 7 метра) и общий крупный масштаб композиции, рассчитанные на создание парадной площади перед фасадом, придают зданию величественность и необходимую для королевского дворца репрезентативность. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими скульптурами». В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики.
«Исключения из правил» находились не вне, а внутри этой системы они были изначально предусмотрены многими ее теоретиками и должны рассматриваться в качестве полноправного элемента поэтики классицистических произведений. Некоторые построены на живописном контрасте тени и света.
Ансамбль Версаля (Chteau de Versailles, 1661-1708 гг. ) – вершина архитектурной деятельности времени Людовика XIV. В композиции «Большая одалиска» Энгр воссоздает атмосферу Востока: на голову натурщицы надет тюрбан, в руках она держит опахало, а в ногах находится курильница. Наиболее яркой фигурой в архитектуре раннего французского классицизма был Никола Франсуа Мансар (Nicolas Franois Mansart) (1598-1666) – один из основоположников французского классицизма. Жерар (1770—1830) — тоже ученик Давида — получил первую известность картиной «Велизарий (любимый сюжет того времени), несущий своего спутника» (1791) — одно из лучших произведений классического направления она имела большой успех, но его «Психея» менее понравилась. Баха, Г. Генделя, К. Глюка с его реформаторскими операми.
Так писал, например, Н. Пуссен. Картина выстроена на изысканных контурах, то плавных (очертания рук Франчески), то острых (линии ног и рук Паоло) или похожих на тонкий декоративный узор (контуры платья Франчески и плаща Паоло). Первые концепции эволюции в классицизме формируются в контексте филологической полемики, которая почти всегда строилась как демонстративное изживание западной («буржуазной») и отечественной «дореволюционной» парадигм. В «Клятве Горациев» (1784), заказанной Давиду Людовиком XVI, строго героическая интерпретация сюжета, взятого из римской истории, подчеркивает ее этическую направленность: братья Горации дают отцу клятву в верности долгу и готовности сражаться с врагами.
СЛЕВА РАСПОЛОЖЕНА ГРУППА ОРУЖЕНОСЦЕВ И ВОИНОВ СО ЗНАМЕНЕМ. Композиция Кановы компактна и уравновешена. В России к эстетике классицизма относят Федота Шубина, Михаила Козловского, Бориса Орловского, Ивана Мартоса. Федот Иванович Шубин (1740-1805) работал в основном с мрамором иногда обращался к бронзе. Один из крупнейших представителей классицизма – Жан Огюст Доминик Энгр. Ломоносова, Г. Р.
Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. Сын крупного парижского негоцианта, Давид получает «римскую премию» как лучший ученик Академии, после чего уезжает в Италию знакомиться с памятниками античности. Особенно большую роль в становлении нового стиля сыграл английский архитектор Иниго Джонс (Inigo Jones) (1573-1652) – первая яркая творческая индивидуальность и первое подлинно новое явление в английском зодчестве XVII века. Эти картины кажутся бледной тенью его прежних работ. Огромное значение придавалось воспитательной и общественной функции искусства. Художник еще опирается на традиции барочного портрета.
Его «Спящий Эндимион», в котором лунное освещение давало повод к некоторой колоритности, был хорошо принят публикой, но в фигуре виден недостаток школы. Среди русских художников прежде всего это Карл Брюллов. Был первый этап классицизма – эпоха Возрождения XVII в. Некоторые музыковеды даже рассматривают период барокко как частное проявление классицизма. Самый значительный художник, вышедший из мастерской Давида, это — Гро (1771—1835), но слава его основана на произведениях, в которых он не следовал советам своего учителя. При этом весь строй композиции отличается архитектурной логикой, геометричностью, художественным рационализмом. Первый период – 1760 -1780 -х годы – ранний классицизм, зрелый классицизм «укладывается» в последние двадцать лет восемнадцатого века.
Здания Сената и Синода в Петербурге. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель).
В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Считалось, что в классицизме преобладают «силы, стремящиеся к истине, простоте, разумному» и выражающиеся в «натурализме» (гармонически верном воспроизведении натуры), тогда как литературе Фронды, бурлескным и прециозным сочинениям свойственна аггравация («идеализация» или, наоборот, «огрубление» природы). Брюллов и А. А.
Г. Обломиевский выделяет еще «второе рождение» классицизма в XVIII веке («просветительский вариант», связанный с примитивизацией поэтики «контрастов и антитез позитивного и негативного»13, с перестройкой ренессансного антропологизма и осложненный категориями коллетивного и оптимистического) и «третье рождение» классицизма периода Империи (конца 80— начала 90-х годов XVIII века и начала XIX века), осложняющее его «принципом будущего» и «пафосом оппозиционности». «регентский стиль» (крупнейший представитель— Джон Нэш). Линии упруги, объемы выразительны. Сложность композиции придавала когда-то зданию более живописный, «английский» характер, подчеркнутый вертикалями собранных в традиционные пучки дымовых труб.
стремление к суровой простоте в творчестве К. Н. 1820 г. и окончен в 1856 г. ). Его творчество пришлось на тот период, когда классические по форме произведения наполнялись духом романтизма, это сочетание назвали академизмом. Павла (1631), с ее высоким фронтоном и двухколонным тосканским портиком в антах, — явное, наивное в своей буквальности, подражание этрусскому храму в изображении Серлио. Пейзаж Пуссена -- это не реальная природа, а природа «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Петра в Риме.
В условиях крупного города новые ансамбли пытаются включить в «сферу своего влияния» большие пространства, часто приобретают раскрытый характер. Каждый жанр выдвигал содержательные строгие границы и формальные четкие признаки. Лицо Тевенена, как и в женских портретах, вылеплено посредством тончайшей светотени. В картине Похищение Европы он отразил полный и богатый образ природы.
В основе классицизма лежат идеи рационализма исходящие из философии Декарта. Работая в этом направлении, художник и сам не за-мечает, как его творчество все более и более проникается готическими тенденциями. В его Гиппократе видна театральность движений.
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Рядом с Шебуевым и Егоровым следует назвать и отца Александра Иванова – отличного знатока рисунка Андрея Иванова (1775-1848). Сумарокова, И. И. Практический рационализм получает широкое теоретическое обоснование.
Его классические мотивы: «Сафо, бросающаяся в море», «Ариадна и Бахус», «Геркулес, бросающий Диомеду его лошадь» (1835) показывают его неспособность к этому роду, тогда как «Битва при Абукире», «Чума в Яффе» представляли в свое время большое движение в сторону понимания действительности, показывают большой талант, наблюдательность и силу представления виденного в природе. Интересным материалом иллюстрирующим развитие архитектурной мысли второй половины XVIII – начала XIX века, служат издания в Париже конкурсных академических проектов, удостоенных высшей награды (Grand prix). В Британии ампиру соответствует т. н.
Этот художник, поступивший десяти лет, спасаясь от нужды, в ученики Академии слишком еще был пропитан духом эпигонов рококо, от которого не могли освободиться и оба первых русских исторических живописца: Козлов и Лосенко (стоит только вспомнить Апостола Петра первого в Музее Александра III и Прощание Гектора с Андромахой второго в Академии). С момента посвящения в сан первого епископа Лондонского св.
(в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. Представителем академического классицизма в живописи Франции являлся Никола Пуссен (1594--1665). Дворец, протяженность которого со стороны парка более полукилометра (580 м. ), средней своей частью резко выдвинут вперед, а по высоте имеет четкое членение на цокольную часть, основной этаж и аттиковый. Классицизм характерен в XVII в. для стран, в которых происходил активный процесс сложения национальных государств и нарастала сила капиталистического развития (Голландия, Англия, Франция). Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Характерно, что в карандашных портретах женщин Энгр пользуется тончайшими линиями (при этом создается впечатление, что карандаш едва касается бумаги): в некоторых случаях это плавные певучие линии (портрет г-жи Шовен, 1814), а в других — переплетающиеся тонкие линейные узоры.
Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль»— ампир. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Во французском классицизме XVIII века определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.
Развивая традиции Возрождения, классицизм многое взял и от наследия барокко. Идеи Руссо, которые уже активно обсуждались в обществе, ещё не проявились в творчестве В. Боровиковского, это произойдёт позже. В XIX в. живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж. Б. Иное получается во второй половине XVIII века. Приоритет линии над краской- четкий контур.
Его «Воспитание Ахиллеса» (1783) составило ему имя. Главный характер произведений Герена — соединение театральной ходульности того времени со скульптурностью и в этом роде художник был весьма изобретателен живопись его была холодная. Французский писатель Жан-Жак Руссо призывал быть ближе к природе и естественности. монарх и окружающий его двор.
Парадные залы приобрели более уютный, но и более вычурный характер. в 1804 г. именно Давид становится первым художником Наполеона. В Академии был учрежден род отделения Воспитательного дома.
В них четко виден драматизм, жертва личных интересов ради общего блага. Величайшими художниками классицизма были французские мастера К. Лоррен и Н. Пуссен. Каждый творец стремился найти всему свое место, четкое и строго определенное.
Портретист Изабе, школы Давида, обязан ей хорошим рисунком, но картины его не обладают большими достоинствами. Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи Нахождение Моисея). Развивая учение о пропорциях Жака Франсуа Блонделя (1705-1774) – французского теоретика второй половины XVII в., Ложье создает целую систему логически обоснованных пропорций, базируясь на рационально осмысленном принципе их совершенного совершенства. Классицизм в литературе непременно требовал соблюдения трех единств: действия (не более одной сюжетной линии), времени (все события укладывались в сутки), места (отсутствовало перемещение в пространстве). За один из них – архитектора А. Кокоринова – он был удостоен звания академика. Среди наиболее интересных карандашных работ — «Сестры Монтегю» (1815), «Семья Стамати» (1818). Характерно, что руки, жест в его портретах всегда играют далеко не маловажную роль в раскрытии образа.
Исключение составляет лишь портрет художника Тевенена, директора французской Академии в Риме (1816). Как известно, работа в портретном жанре не приносила Энгру удовлетворения, он стремился к большему. С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. В лице напряжённо живёт неугасающий ум великого философа. Н. Пуссен «Танец под музыку Времени» (около 1638)На картине изображён аллегорический хоровод Жизни.
Господство в эпоху правления Людовика XIV «духа дисциплины»8, вкус к порядку и равновесию или иначе, боязнь «нарушить установленные обычаи»9, привитый эпохой искусству классицизма, рассматривались в оппозиции Фронде (и на основе этого противопоставления строилась историко-культурная периодизация). Шебуев, в раннем творчестве – К. П. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма это сочетание получило название академизма. проявляется, с одной стороны, в эскапизме (Паскаль) или в отрицании героики (Ларошфуко), с другой стороны, — в «компромиссной» позиции (Расин), порождающей ситуацию героя, бессильного что-нибудь изменить в трагической дисгармонии мира, но не отказавшегося от ренессансных ценностей (принцип внутренней свободы) и «сопротивляющегося злу»15.
Павла главный градостроительный акцент в районе реконструируемого Сити. На этой оси были разбиты сад Тюильри и часть проспекта – аллеи Елисейских полей. Академии существовали уже с конца XVI века, со времени Карраччи.
ВСЕ ЛИЧНОЕ, ГЛУБОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, ОТСТУПАЕТ НА ВТОРОЙ ПЛАН. Кантемира, баснях А. П. Основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века – Пуссена Никола. Мадонна перед чашей с причастием, одна из наиболее известных работ художника. В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Это, к примеру, постройки Царского Села (А. Ринальди), Александро-Невская Лавра (И. Старов), стрелка Васильевского острова (Ж. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы.
В одном из лучших произведений на античную тему Царство Флоры (художник собрал персонажей эпоса Овидия, которые после смерти превратились в цветы (Нарцисс, Гиацинт и др. ). Но в направлении классицизма произведения создавались и в XIX в. Например, «Горе от ума» А. С. Егоров и Шебуев были, действительно, еще холоднее, еще безжизненнее своих образцов, но до колоссальных знаний Давида, Герена, Жироде, Энгра и даже итальянцев Камуччини, Пинелли и других им было далеко.
classicus – образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 – нач. Помимо серии карандашных работ (особое место среди которых занимает портрет мадемуазель Лоримье, 1828 г. ), он создает живописный портрет Бертена-старшего (1832), основателя «Журналь де деба». и связанный с реакцией 60—70—80-х гг.
«На картинах и в театре можно видеть людей изображающих страсти, которые, однако, не выражая характера, свойственного представляемому предмету имеют такой вид, как будто они играют комедию и только пародируют то, чем они должны быть». Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Скульптурность элементов.
Не удивительно, что именно в Италии — сердце Римской империи с традициямиэллинистического искусства — произошло величайшее классическое Возрождение в Европе. При всей близости палладианским фасадам здесь налицо существенные отличия: оба яруса одинаковы по высоте, что никогда не встречается у вичентинского мастера, а большая площадь застекления при малом заглублении окон (отзвук местного фахверкового строительства) лишает стену пластичности, свойственной итальянским прототипам, придавая ей явно национальные английские черты. Определение степени условности (того, насколько точно воспроизводится или искажается, переводясь в систему искусственных условных образов, натура)— универсальный аспект стиля. «Графическая» разбивка площади при помощи сухих рвов, балюстрад, скульптурных групп несет на себе печать плоскостной разбивки Версальского парка. В России классицизм сложился в 18 веке и сыграл важную роль в развитии национальной культуры. Его творческое наследие значительно.
Однако уже в произведениях, присланных им во Францию из Италии («Эдип и Сфинкс», 1808 «Зевс и Фетида», 1811), современная критика обнаружила отход Энгра от принципов античного искусства. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИЮ НЕМЫХ СТАТИСТОВ, ОНИ НЕ УЧАСТВУЮТ В ДЕЙСТВИИ. Одновременно брал уроки игры на скрипке и был солистом местного оркестра.
Поскольку определение «классицизм» переводится как «образцовый», то для него естественным является какой-то образец. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774—1792) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.
Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Творчество Двида как бы завершает век старый (XVIII) и начинает новый (XIX). Классицизм сложился в 17 в. во Франции.
Значение этого направления для последующего развития искусства и литературы Нового времени было весьма важным достаточно лишь упомянуть, что под знаком всевозможных модификаций классицизма процесс культурной эволюции в странах Европы, Северной и Латинской Америки проходил в течение двух столетий, а неоклассицистические тенденции прослеживаются отдельными специалистами даже в культуре многоликого XX века. Художники, сохраняя язык классицизма, начинают обращаться к романтическим сюжетам. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой инкрустацией, драгоценными камнями и металлами.
Исключениями можно считать лишь графа Ф. П. Толстого (1783-1873) и Ивана Иванова (1812-1848). Павла в Лондоне – лондонский кафедральный собор Англиканской церкви. С большим вдохновением и живостью Энгр написал руки с длинными тонкими пальцами.
Обращение живописца к национальной истории было вполне осознанным. Уже после смерти мастера, в 1662 году, просвет между корпусами был застроен. Так, в некоторых работах разводится проблемное «гуманистическое» искусство как собственно классицистическое и развлекательное, «украшающее светский быт»12. Рен предложил различные пространственные решения некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке). В. Боровиковский «Портрет Г. Р. Еще один из талантливых учеников Давида — Франсуа-Ксавье Фабр (1766—1837), написавший в классическом роде: «Эдип в Колонне», «Смерть Нарцисса», «Неоптолем и Улисс» и др., не оправдал надежд своих учителей.
В нём кружатся (слева направо): Наслаждение, Трудолюбие, Богатство, Бедность. Собор св. Из школы Давида вышел Друэ (1763—1788), на которого учитель возлагал большие надежды его картина «Марий при Мантурне» имела успех, но теперь она представляется бездушной и тоже с условными театральными фигурами.
в академической «Истории французской литературы» названия глав: «Формирование классицизма»— «Начало разложения классицизма»), была осложнена другим аспектом, содержавшимся в подходе Л. В. Пумпянского. Двое из учеников Угрюмова, Егоров (1776-1851) и Шебуев (1777-1855), заслужившие один прозвище русского Рафаэля, другой – русского Пуссена, явились настоящими насадителями у нас строгого классицизма в духе Давида, Карстенса и Камуччини. Крестообразная в плане композиция отличается логичностью общей схемы, равновесием архитектурных частей, чёткостью и ясностью построения. За двухъярусным ордерным фасадом (внизу — ионический, вверху — композитный) помещается единый двухсветный зал, по периметру которого следует балкон, осуществляющий логическую связь внешнего вида и интерьера.
Но внутренний мир его не показан. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. Лишившись идеалов и не найдя новых, разочарованный художник кончил жизнь самоубийством. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Из картин Прюдона одна («Преступление, преследуемое Правосудием и Мщением») по страстности и силе выражений и по колоритности считается предвестницей нового направления, которое, впрочем, обнаружилось лишь пятнадцать лет спустя. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера.
Давида. Так началось реформирование всех граней культуры. К их числу относятся круглая площадь Побед (Place des Victoires), прямоугольная Вандомская площадь (Place Vendome), комплекс госпиталя Инвалидов с купольным собором. Среди других работ Мансара – Отель де Тулуз, Отель Мазарини и парижский собор Валь де Грас (Val-de-Grace), завершенный по его проекту Лемерьсе и Ле Мюэтом.
Его картина «Mapк Секст, возвращающийся из изгнания» (1799) произвела почти такое же сильное впечатление на общество, как несколько лет назад «Горации» ибо появление ее совпало с эпохой возвращения французских эмигрантов в отечество. Портик восходит своими формами к римскому Пантеону, барабан с куполом (пролёт 21, 5 метра) напоминает композицию Темпьетто.
Прекрасный пример такой кровли – дворец Мезон-Лаффит (Maisons-Laffitte, 1642–1651). Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. В один год с Давидом он выставил также «Смерть Сократа», но остался в этом произведении при многом старом, как в отношении сочинения, так и в трактовке форм и драпировок. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).
Большой интерес представляет его известное полотно «Зачумленные в Яффе» (1804), на котором представлен эпизод из египетского похода Наполеона. Для него уже не существовало соблазнов в барочном искусстве.
Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). Разумеется, прославленные их вещи хуже всего. Карамзин – вспомним его знаменитую «Бедную Лизу». Жанры: ода, героические поэмы, трагедии. 2.
Теперь уже не учат людей, как справляться с техническими трудностями, но ученику стараются внушить, что следует считать прекрасным и что вот таким образом следует делать.
Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. В его адрес шли многочисленные упреки в натурализме, при этом самого художника называли учеником Яна из Брюгге (Яна ван Эйка), а его искусство — готическим. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. ОНИ ПОЛУКРУГОМ ОБСТУПАЮТ ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Чёткий, ритмический и пропорциональный строй основан на простых отношениях и модульности, причем за исходную величину (модуль) принят, как и в классических канонах, нижний диаметр колонн.
Гильом Менажо (1744—1816), тоже долгое время директор академии в Риме, нерешительно остановился в промежутке между старым и новым. Который, кстати, так и остался исключительно в чертежах архитектора (при этом стоит отметить, что проект был столь значим, что мотивы его используются до сих пор в различных течениях архитектуры). Непосредственный предшественник нынешнего собора, старый собор св. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим.
Общество «устало» от многократного повторения готовых образцов, а апологеты стиля продолжали настаивать, что совершенство уже достигнуто античным искусством и нечего больше выдумывать изобретать, открывать. В XVIII веке, в период царствования Людовика XV (1715-1774) во французской архитектуре, как и в других видах искусства, получил развитие стиль рококо, который являлся формальным продолжением живописных тенденций барокко. Классицизм 18 – начала 19 вв.
Вся глубине по обеим сторонам растительность – зеленого цвета, руины – Колизея. ВОИНЫ И СЛУГИ СОСТАВЛЯЮТ ПАССИВНУЮ «ТОЛПУ», КОТОРОЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНЫ АКТИВНЫЕ «ГЕРОИ». Искусство и современность для него — понятия несовместимые. Трехплановость построения и обязательная кулисность. После этого художнику стали поручать крупные государственные заказы. Их шпили вместе с башнями собора св.
Что касается фигуры, то ее контур, наоборот, тверд и резок. ЭТОЙ ВЫСОКОЙ ИДЕЕ ПОДЧИНЕНО ВСЕ РЕШЕНИЕ ПОЛОТНА. Искусство античности, архитектура стали предметом подражания и заимствования.
Впрочем, Акимов в значительной степени принадлежит еще к XVIII веку. Париж, ЛуврВ драматургии должны были соблюдаться три единства: единство времени (действие должно происходить в течение одного дня), единство места (в одном месте) и единство действия (в произведении должна быть одна сюжетная линия). Будучи в Риме, он выработал строгий изобразительный стиль, основанный на тщательном изучении классической скульптуры (видеоролик о творчестве Давида).
Замечательным доказательством этому служит «Смерть Марата», в этом полотне, написанном на вполне современное художнику событие, как раз и отражен героический пафос античности, увеличенный и выведенный на первый план позами, красками, светотенью. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис. Это был высший образец. Тенденции классицизма появились в Италии в конце 16-го века.
Протяженность соседних предметов. Единственные художники, которые не исчезали незаметными в тени при Давиде, это были Жан Батист Реньо (1754—1829) и Франсуа-Андре Венсан (1746—1816). Так, например, художнику Шефферу данная композиция напоминала «Парнас» Рафаэля, а Огюст Жаль (представитель прогрессивной критики) даже упрекнул Энгра в подражании Перуджино. Архитектура создавала строго симметричные формы, подчиняя не только пространство, но и саму природу, стремясь хоть немного приблизиться к созданному Клодом Леду утопическому идеальному городу будущего.
С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом. С архитектурной точки зрения, собор св.
В классицистических произведениях общегосударственное должно преобладать над частным изображать следует не сущее (правдивое), а должное (правдоподобное), ориентироваться нужно на античность и облагороженную природу, необходимо соблюдать принцип соответствия формы и содержания, в драматургии, помимо всего прочего, автор обязан придерживаться так называемого «правила трех единств». Это мы находим в комедиях Д. И. Они воспринимались как норма, к которой следует стремиться. Теоретик французского классицизма М. А. Ложье (Laugier М. А) принципиально отвергает классическую колонну там, где она реально не несет нагрузки и критикует постановку одного ордера на другой, если реально можно обойтись одной опорой. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота.
Еще более решительным поборником классического направления был Пьер Герен (1774—1833), вышедший из школы Реньо. Однако эстетика классицизма никогда не сводилась к одним только «правилам», будучи достаточно гибким и подвижным культурным организмом. Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666. Совершенная фигура прекрасной женщины ясным силуэтом вырисовывается на гладком фоне стены. Четкое определение в связи с этим эталона позы, жеста, движения, выражения глаз, мимики.
Достижением зодчих стало создание величественных дворцов, комфортабельных жилых домов, загородных дворянских усадеб. Однако постройку не следует (как это часто делается) оценивать по ее современному состоянию. передает точно очертания предмета контуром, На первом плане камни, кусты и линия и светотень характеризуют его строение, а гранитный парапет цвет отражает окраску предмета вне располагаются как бы «слоями» зависимости от условий освещения, рефлексов один за другим. Клод Лоррен – один из величайших мастеров классического пейзажа.
Гро был весьма чтим своими соотечественниками, некоторые критики преувеличенно видели в нем сочетание Рубенса и Веронезе, школа его образовала до 400 художников. Ф. Шубин. Слова Академия и классицизм получают почти значение синонимов. В 1791 г. поступил в Академию художеств, находящуюся в Тулузе, где учился у Ж. Рока (живопись) и Ж. -П. Некоторые из них были официальными живописцами церквей и монастырей и луврских плафонов. В этих композициях поражает пластичность, чистота форм, четкая линейность ритмов. Крылатый седобородый старик, под музыку которого кружится хоровод, – Отец Время.
«Школа 1660г» описывалась первыми ее историками (И. Тэн, Ф. Брюнетьер, Г. Лансон Ш. Сент-Бёв) синхронически, как в основном эстетически малодифференцированная и идейно бесконфликтная общность, пережившая в своей эволюции этапы становления, зрелости и увядания, а частные «внутришкольные» противопоставления— типа брюнетьеровской антитезы «натурализма» Расина тяге к «экстраординарному» Корнеля— выводились из склонностей индивидуального таланта. Тем более кажутся для нас странными восторги современников от их безличного искусства. Как ни парадоксально, но именно то, в чем его упрекали, т. е. преклонение перед натурой, помогло Энгру создать такие шедевры, как «Купальщица» (1808), «Большая одалиска» (1814) и «Источник» исполненный много позднее (начат ок. Другая картина — «Смерть Виргинии», задуманная в 1795 г., была окончена лишь в 1831 г., когда уже веяния К. отживали свой век. его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции (Смерть Марата1793) и Первой империи (Посвящение императора Наполеона I).
Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Платон, Гораций). Критики этой эпохи не раз указывали на преемственность итальянских традиций. Ярким архитектором этой эпохи был Жан-Анже Габриэль. Задрапировав немощное тело старика в античную тогу, он не скрыл разрушающего действия времени на его лице с ввалившимися щеками, проваленным ртом.
Этому призыву последовал русский писатель Н. М. Санкт-Петербург, ЭрмитажСкульптурная группа «Три грации» относится к позднему периоду творчества Антонио Кановы. де Томон) в Петербурге и многие другие. Жерар прославился как портретист и, действительно, сравнение портретов его работы с портретами XVIII столетия, например Гиацинта Риго (1659—1743), показывает огромный шаг по пути к простоте и натуральности, так как Риго моделям своих портретов, то искусственным и жеманным, то торжественным, часто придавал даже атрибуты мифологических богов. Впрочем, Угрюмов не был, как кажется, бездушным и рутинным академиком.
Классицизм как новое художественное направление определился в 1760 -е годы. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ – ГЕКТОР И АНДРОМАХА – ВЫДВИНУТЫ ВПЕРЕД И ПОМЕЩЕНЫ В ЦЕНТРЕ.
Классицизм во Франции формировался в более сложных и противоречивых условиях, сильнее сказывались местные традиции и влияние барокко. Давид -- один из величайших исторических портретистов. Его заслугой, помимо непосредственного строительства зданий, является разработка нового типа городского жилища знати – «отеля» – с уютной и комфортабельной планировкой, включающей вестибюль, парадную лестницу, ряд анфиладно расположенных помещений, часто замкнутых вокруг внутреннего дворика.
Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти. КОМПОЗИЦИЯ КАРТИНЫ ЧЕТКО ПРОДУМАНА И ЛОГИЧНО ВЫСТРОЕНА. Позже их стали изображать в античных тогах. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Его концепция историко-литературного развития, согласно которой, французская литература, в отличие даже от сходных по типу развития («la dcouverte de lantiquit, la formation de lidal classique, его разложение и переход к новым, еще не высказавшимся формам литератруры») новонемецкой и русской, представляет модель эволюции классицизма, обладающую способностью к четкому различению этапов (формаций): «нормальные фазы» его развития проявляются с «необыкновенной парадигматичностью»: «восторг обретения (чувство пробуждения после долгой ночи, наконец наставшее утро), образование элиминирующего идеала (ограничительная деятельность в лексикологии, стиле и поэтике), долгое его господство (связанное со сложившимся абсолютистским обществом), шумное падение (главное событие, случившееся с новоевропейской литературой), переход к После того как «школа 1660г» была признана исследовательской «легендой»11, стали возникать первые теории эволюции метода на основе изучения внутриклассицистических эстетических и идейных расхождений (Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, Лабрюйера). В гордо вскинутой голове, в протянутой руке – устремлённость вперёд и всепокоряющая воля.
При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором). Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. А. Канова «Три грации».
По прихоти заказчицы (королевы Анны, жены Якова I Стюарта) дом был построен прямо на старой Дуврской дороге (ее положение отмечено теперь длинными колоннадами, примыкающими к зданию с обеих сторон) и первоначально представлял собой два разделенных дорогой корпуса, соединенных над нею крытым мостиком. Композиция этой скульптуры необычна: грации стоят рядом, две крайние обращены лицом друг к другу (а не к зрителю) и к подруге, стоящей в центре. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Как и в литературе, в живописи идет деление жанров на низкие (или малые) и высокие. В основание конуса заложена железная цепь, принимающая на себя боковой распор. Иванов, А. Е. Ему принадлежат наиболее выдающиеся произведения английского классицизма XVII века. Академические круги, возмущенные дерзостью Делакруа (который попытался провозгласить новые эстетические принципы), с большой симпатией отнеслись к картине Энгра.
В связи с этим возникает литературное направление сентиментализм, в котором главным в человеческой природе было объявлено чувство (а не разум). Роскошный потолок зала, с глубокими кессонами (позднее расписанный Рубенсом), существенно отличается от плоских потолков английских дворцов того времени, украшенных легкими рельефами декоративных филенок. Желание изобразить реальную жизнь преодолело теоретические домыслы автора. Первой его значительной исторической композицией стала картина «Бонапарт на Аркольском мосту» (1796). Красной нитью через все эти проекты проходит преклонение перед античностью. Считается, что классицизм -- это прежде всего жесткая система правил.