По возвращении из этой поездки в картинах Карпаччо появляются черты, указывающие на знакомство художника с фресками Сикстинской капеллы. У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере. Картины Витторе Карпаччо не всегда входили в циклы. Для Скуолы Сан-Джорджо дельи Скьявони Карпаччо пишет цикл картин из жизни святых Георгия, Трифона и Иеронима — покровителей этой скуолы.
И которая во многом определила основную тему картин Витторе Карпаччо.
Замечательная картина «Чудо св. Иеронима, Георгия и Трифона. Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом.
И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. Иероним и лев в монастыре», «Похороны св.
В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте. Очертания зданий, корабля повторяют силуэты людей.
Августин изображен в своей келье. Все эти детали отвечают царящему в картине состоянию покоя и искреннего чувства. Сцены из жизни св. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. Георгия»). Работал в Венеции по заказам церквей и т. н. младших скуол, объединявших ремесленников, а также выходцев из Далмации — славян и албанцев получал заказы от церквей Далмации. Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы».
Однако художник не ограничивается простым описательством. в 1460 году), где прожил почти всю свою жизнь, воспевая в своих работах родной город. Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. Скуола была основана в 1442 году, а в 1504 году Витторе Карпаччо получает заказ написать серию композиций на тему «Истории Девы Марии». На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах.
Но не только одних красавцев-юношей, выезжающих на арену турнира в честь хорошенькой принцессы изображает Карпаччо. Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. 1502—1507, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), Жизнь Девы Марии, включающая 6 небольших картин, написанных в 1504—1508 для албанского братства скуолы дельи Альанези (ныне — Бергамо, галерея Академии Каррара Милан, галерея Брера Венеция, галерея Франкетти Венеция, Музей Коррер) История св. Креста» (1494, Венеция, гал.
Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь. Спасаясь от турок, они переселялись в Венецию. Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне». Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив.
Он блистательновыражен не столько литературно, сколько пластически: через перекличку поз и ритмику рук, черезсхожесть причесок и профилей, которые словно принадлежат одной и той же женщине, переносящейся сквозь время в свое прошлое или будущее. Урсулы» (Венеция, Академия). Урсулы, 1495, Венеция, галереи Академии Видение св.
Урсулы), Св. Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св. Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима. художественная галерея). По-видимому, учился у Джентиле Беллини.
На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами. Георгия с драконом», «Триумф св. музеи Париж, Лувр Штутгарт, Гос.
Августина с отсылкой к иконографии св. Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину. Августина». Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана.
Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни. Св. Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них. Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493).
В «Битве Георгия» святой представлен прекрасным белокурым рыцарем, бесстрашно поражающим копьем сказочного дракона. Вот о последней картине мы сейчас и ведем речь. 1510, Берлин, Гос.
Работал главным образом в Венеции. Августина») св. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3. Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки. У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей.
Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы. Георгия («Битва св. Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована. Трифона и св. Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции». Августина, 1502, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони). Пожалуй, нет.
Урсулы (1490—1495/1498, Венеция, галереи Академии), История св. Иеронима», «Видение св. По своему творческому складу Карпаччо – прирожденный рассказчик, увлеченно повествующий о красоте родной Венеции, о жизни ее горожан. Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии).
Венецианский художник эпохи Возрождения. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии.
Зато с ними связан городской пейзаж, служащий им отличным фоном и подчиненный ритму этой группы. По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века. Собеседовании (ок. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью. Иеронима. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город— сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ». Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира. Урсулы в Кёльн».
Вспоминается и «Св. Наиболее известные произведения Карпаччо создал по заказу различных скуоло (городских религиозных братств), эти циклы картин являются изображениями жизненных событий святых, которые считались покровителями того или иного братства. Августин в келье» — картина, на которой нагромождены такие милые предметы: книжный шкаф с вертящейся подставкой, наполненный книгами с искусными миниатюрами, красивые стулья, фолианты, переплетенные в кожаный переплет, всевозможные безделушки.
Огромное влияние на творчество художника в юности оказали известные художники: братья Беллини, Антонелло да Мессина, Андреа Мантеньи. На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов. Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими. Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св.
гал. В этом смысле замечательна картина «Видение св. Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу. Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками.
Иеронима, Георгия и Трифона (ок. Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века). Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени.
Вдоль стен на полках стоят книги и различные атрибуты научных занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью. В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы.
Картина «Рождество Марии» происходит из Скуолы дельи Альбанези, религиозно-благотворительного братства, объединявшего выходцев из Иллирии. Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. Действие персонажей он переносит в Венецию. 1500, Кан, Музей изящных искусств), Св. А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4.
Иероним в келье» следует гуманистическим идеалам своего времени. Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая. Они воспроизводят сцены из жизни святых Иеронима и Георгия. Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок».
Иеронима («Св. Он прославился как автор больших циклов для венецианских скуол. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. Ок.
Наиболее поэтичная из них – «Сон св. Карпаччо родился в Венеции ок. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное. Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна.
Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте». О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже). Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма.
Мастер венецианской школы. 1460—1465, Венеция — ок. К 1502—1507 годам относится второй большой живописный цикл Карпаччо, выполненный по заказу Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони — объединения далматинских славян — и посвященный особенно чтимым в Далмации Святым Георгию, Трифону и Иерониму.
В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. музей старого искусства), Оплакивание Христа (ок. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в. имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Якопо Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини.
Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения. В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса).
Георгия» героя приветствует на городской площади яркая восточная толпа в пестрых костюмах. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Самые значительные произведения художника – несколько циклов картин, созданных им для венецианских религиозных братств, с изображением сцен из житий их святых покровителей. Внее также входят небольшие участки белого цвета.
На окнах цветы в больших красивых вазах, в углу – столик с книгами. Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Иеронима. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло. В Прибытии в Кёльн (1490, цикл История св. Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо.
Сложная композиция представляет сцены в очень широкой перспективе, а архитектура, вызывающая ассоциации с Востоком, напоминает ломбардскую школу. Одновременно с ними Витторе Карпаччо принимает участие в создании цикла «История реликвий», для которого он создает полотно «Чудо с реликвией» (1494).
Все эти предметы, придающие просторной келье сходство с кабинетом ученого, отнюдь не загромождают ее. В отличие от личной биографии, творческая жизнь художника прослеживается намного лучше. Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал. Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками». Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Урсулы». Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение.
Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке. Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста.
1526, Венеция. Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка. Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства. Всё его занимает: и многообразная жизнь города и детали архитектурного убранства и одежды. Вершиной творчества Карпаччо являются живописные циклы История св.
Урсулы и История св. Витторе Карпаччо родился в Венеции (прибл. Георгия с драконом (1516, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) и др. Августина. 1502).
Это вызывает общую панику и монахи в страхе разбегаются. Композиция Карпаччо уже нуждается в зрителе, который бы общался с ней наедине, постепенно проникаясь её настроением.
В сцене «Триумфа св. музеи), Битве св. Новые оттенки — движение, живость интонаций вносит Карпаччо в традиционно торжественный жанр алтарной картины (Принесение во храм, 1510, Венеция, галереи Академии). Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах.
В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св. Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Комната, в которой изображен святой, напоминает не келью, а скорее кабинет ученого. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем. На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2). Но как мастер ренессансной эпохи Карпаччо в композиции «Св. Сложные, зашифрованные в мотивах пейзажа, символике изображений животных и растений связи человека и мира природы определяют образный строй одной из самых загадочных и изысканных картин Карпаччо — Портрета рыцаря (1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), первого в истории европейской живописи портрета в рост в натуральную величину.
Итальянский художник. Карпаччо наряду с Джентиле Беллини и другими художниками принял участие в создании пятого из сохранившихся венецианских живописных циклов — История реликвии (Чудо с исцелением бесноватого, 1494, Венеция, галереи Академии). Наиболее известное произведение Карпаччо, цикл картин изображающих легенду о святой Урсуле, можно описать теми же словами, что и картины Джентиле. Первым из циклов работ Витторе Карпаччо стал цикл «Святая Урсула», включающей в себя признанный шедевр «Сон святой Урсулы» (1495). Так и случилось.
Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок.
Семействе с двумя донаторами (1505, Лиссабон, Нац. Вот таким образом на картине изображены ноты.
За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок. Карпаччо изобразил св. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Родился в Венеции.
Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное.