А. С. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Пейзажи «Вид Тиволи» (Музей искусств и архитектуры, Булонь-сюр-мер) и «Вид садов Фарнезе» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) исполнены на основании итальянских впечатлений.
На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей — эти птицы считаются ее атрибутами. Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга.
В биографии Франсуа Буше картины сыграли главную, но не единственную роль. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. И в каждой европейской стране был характерный его представитель и выразитель этого стиля.
Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. А. С. Пушкина, Москва «Пейзаж в окрестностях Бове», Эрмитаж, Санкт-Петербург). В некоторых картинах Буше 1720-1730-х годов, теплых и насыщенных по колориту (Геркулес и Омфала, Государственный музей изобразительных искусств, Москва), заметны отзвуки фламандского искусства. В 1730—1740-х годах он получил большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале— в комнате Королевы («Королевские добродетели», 1735), в Малых апартаментах («Охота на тигра», «Охота на крокодила», обе— 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина («Венера и Вулкан», 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа («История», 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). В позднем творчестве Буше начинает изменять чувство цвета.
Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Их заочное знакомство состоялось приблизительно в 1737 году, когда граф, находившийся в то время еще в Швеции, попытался заказать художнику картину через своего парижского агента. Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое — две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца и сын, ставший, как и отец, художником). Смысл имели лишь разговоры о любви. Конец 18 века.
За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Французский художник Франсуа Буше (1703–1770) рисовал свои картины в стиле рококо. Сюжеты в большинстве своем связаны с мифологической тематикой. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине.
Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет».
Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Там большое влияние на художника произвели работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко.
Его искусство ярко выразило характер эпохи Людовика XV, когда уходили в прошлое героические идеалы предшествующего времени и обретал силу вкус к грации и рафинированности, присущий рококо. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Его работы отличаются непринужденной раскованностью и чувственностью. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной".
С Ледой он – лебедь, с Данаей – золотой дождь, с Каллисто – Диана. С одной стороны, они не лишены черт традиционного парадного портрета, с другой – окрашены интимностью, личным отношением художника к модели. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека). Все полотна исполнены в серебристой оливково-коричневой гамме. Кара Старшего изучая искусство оформления книг и гравюру.
В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. Во Франции им был Франсуа Буше. Сама мадам де Помпадур приглашала Буше расписывать стены своего будуара. Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами.
Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Прекрасный рисовальщик, Буше работал не только в технике пастели, но и гуаши любил сочетать чёрный и белый мел с сангиной, то есть исполнял рисунок «в три карандаша» по тонированной коричневым тоном бумаге, что создавало изысканные цветовые эффекты. В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». О мадам говорили, что «она благоухает розами».
Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Если вы любитель сладостей – Буше для вас. Для шпалерной мануфактуры он создал более 40 эскизов для шести серий шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Любовь богов» и др. ). Вторая картина называется "Летняя пастораль".
Картины Франсуа Буше очень разнообразны и посвящены самым разным сторонам жизни. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. В 1768 году Буше создает одно из последних произведений «Адам и Ева оплакивают тело Авеля», которое не было закончено.
Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших». На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. Здесь развилось умение мыслить красками, видеть замысел в больших цветовых отношениях. Мифология здесь – только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Не увлекавшийся жанром портрета, художник в 1756 году впервые написал мадам де Помпадур (Мюнхен, Старая пинакотека), а затем создал целую серию ее портретов. Ее тело – тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога.
То, что раньше считалось низким и недостойным. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. В конце концов он стал любовником Омфалы, о чем рассказывает и эта картина Буше. В более поздних работах (Купание Дианы, 1742, Лувр, Париж портрет маркизы Помпадур, 1752, собрание Уоллес, Лондон) с обилием оттенков розового и голубого извилистых сплетающихся линий и сложных ракурсов усиливаются свойственные рококо декоративность, чувственность, несколько жеманная грация, впечатление фарфоровости фигурВо второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине.
На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. И как иначе. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Значительную роль в творческой судьбе Буше имело покровительство маркизы де Помпадур (1721 — 1764), возлюбленной Людовика XV, обеспечившее ему заказы во дворцах Фонтебло и Бельвю.
Пушкина). В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной». Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели". Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно.
Он сделал блестящую карьеру, постоянно получал королевские заказы и был дружен с многими любителями искусства. Особенно воспета живописцем богиня Венера. Это именно из-под его кисти вышли самые пухлые, самые сдобные Венеры и самые прелестные Купидоны. В его произведениях появляется сопоставление ярких локальных цветов, придающих «ковровость» его живописи. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Венера с Амуром (с Вулканом, с Марсом), Купанье Дианы и т. п.
В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. Самым знаменитым художником рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, рисунки для севрского фарфора, расписывал веера исполнял миниатюры и декоративные росписи. Сиринга — у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Примером блестящего натюрморта может считаться "натюрморт с луком, двумя голубями и зайцем", который зритель может видеть на картине "Купание Дианы". Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Таковы его женские образы в картинах «Темноволосая одалиска» (1745, Париж, Лувр) и «Светловолосая одалиска» (Мюнхен, Старая пинакотека).
С 1760 года Буше терял былую популярность. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. В 1761 году стал ректором Королевской академии, в 1765 году— директором. Иначе стиль Рококо еще называли «Веком Венеры и Купидона». А. С. Пушкина)13.
И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). Б. Тьеполо, а в палитре — колориту венецианских «виртуозов».
Точно не установлено, кто изображен на холсте. Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Сиринга делалась следующим образом. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Неся службу Омфале, Геркулес подвергался унижениям и вынужден был носить женскую одежду.
За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние. Получив в 1723 году первый приз в парижской Академии художеств, он едет в Италию (1723 — начало 1730-х годов). В Салоне 1765 года Дидро писал, что «его манера широка и величественна» и что у него «сильный и верный цвет».
За это Буше подвергался критике Дидро, всегда, однако, высоко ценившего его дарование. Французский художник Франсуа Буше умер 30 мая 1770 года. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). В «портретах-состояниях» (этот жанр был распространен в XVIII столетии) или в «одалисках» Буше часто прибегает к изображению модного типа грациозной красоты с кукольным капризным розовым личиком. В исполненных здесь пейзажах (Вид Тиволи, Булонь, Музей искусств и архитектуры) уже проявился декоративный талант художника, его умение строить композицию, сочетая ритмику целого и деталей.
В 1722 году Буше было поручено иллюстрировать новое издание Французской истории Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 г Буше получил Гран-при Французской академии за картину «Освобождение Иоакима, пленника Навуходоносора». В 1737 году Буше стал профессором Академии.
А. С. Пушкина, Москва «Утро в деревне», 1740-е годы, Старая пинакотека, Мюнхен «Пейзаж с отшельником», Музей изобразительных искусств им. Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев. Одним из любимых жанров живописи рококо были пасторальные мотивы, сюжеты которых художники находили прежде всего в античной мифологии.
Выдающийся декоративный и живописный дар Буше ценили современники. Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Живопись Буше в полной мере отразила декоративные принципы искусства его времени. Сиринга была родоначальницей современного органа. За полотно «Ринальдо и Армида» (1734, Париж, Лувр) Буше получает звание академика живописи и с этого времени начинается его блестящая карьера: в 1737 году он становится профессором Академии художеств, в 1737 — «первым живописцем короля» и президентом Академии художеств, в 1757—1765 — руководит работой мануфактуры гобеленов. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру).
Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных. Было принято считать, что достойно внимания – лишь всё самое красивое. Его картины эффектны по композиции исполнены динамичным мазком. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара.
Скорее уж – раскроет ему навстречу свои объятия. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию.
По его эскизам изготовляли фарфоровые изделия, Буше создавал гравюры для оформления книг (по произведениям Мольера, Овидия и др. ), рисовал декорации к театральным постановкам балетов «Персей» (1746) и «Галантная Индия» (1735). По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. Не менее тонки по найденным цветовым сочетаниям изображения женских головок в технике живописи маслом и в пастели («Женская головка или Пробуждение», 1730-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
А. С. «Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. В 1730—1740-х годах он получает большие официальные заказы на росписи апартаментов в Версале — в комнате Королевы (Королевские добродетели, 1735), в Малых апартаментах (Охота на тигра, Охота на крокодила, обе — 1736, Амьен, Музей изящных искусств), в апартаментах дофина (Венера и Вулкан, 1747, Париж, Лувр), а также в Королевской библиотеке Парижа (История, 1743—1746, Париж, Национальная библиотека). Грациозные изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки. Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. К тому же кому теперь интересны парадные залы. Ко времени расцвета творчества Буше относится Туалет Венеры (Санкт-Петербург, Эрмитаж), композиция, проникнутая волнообразным ритмом, в ней царят жизнерадостность и безмятежность.
Его работы совершенны и абсолютно очаровательны. За эти не соответствовавшие чаяниям века Просвещения сюжеты он подвергся суровой критике Дидро, писавшего, что «его распутство должно пленять щеголей, легкомыслящих женщин, молодежь, людей света, то есть всех тех, кому чужды истинный вкус, правдивость». За свою жизнь он удостоился очень многих почестей и был необычайно востребован и ценен. Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. В 1722 году молодой художник получает заказ на иллюстрацию издания «Французской истории», а в следующем году за картину «Евил-меродах, освобождающий из оков царя Иоахима» получает академическую премию. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана.
В ней проиллюстрирован целый миф. Непосредственные жанровые наблюдения сочетаются в них с обобщенно и декоративно решенным общим построением композиции («Ферма», Музей изобразительных искусств им.
Он часто изображает персонажей на фоне живописных античных руин. Вы ведь в курсе, что нынче в моде. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Портретная живопись не была "коньком" Буше. Рисунки Буше использовались для украшения фарфора и изготовления фигурок из бисквита с изображением детей и пасторальных сцен («Едоки винограда», «Маленький садовник», «Продавец бубликов», все в Эрмитаже)11.
Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху.
По Европе вальяжным размеренным шагом чинно шествует стиль Рококо.
Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. Буше любил не только использование определенных нескольких цветов (обыгрывая их тональные вариации или, напротив, локальные сочетания), но и броские приемы. Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Они не лишены пикантной эротики и исполнены с большим живописным мастерством. Пушкина Аврора и Кефал, 1740-е, Нанси, Музей изящных искусств).
По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Пастухи и пастушки. Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына.
Образы мира безмятежного, по полного чувственными наслаждениями жизни переданы в полотнах «Купание Дианы» (1742, Париж, Лувр), «Венера, утешающая Амура» (1751, Вашингтон, Национальная галерея искусства). И мадам, засучив рукава, принялась за дело. Более того — он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура – коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал.
Вот насколько всё переменилось. Работы «Вид Тиволи», «Вид садов Фарнезе» созданы под влиянием впечатлений от Италии. Это был по-настоящему придворный художник, обласканный вниманием знати.
Напротив, все в один голос говорили об учтивости и такте самой знаменитой любовницы короля. Б. Тьеполо, а в палитре— колориту венецианских «виртуозов». Он по-прежнему создает пейзажи («Пейзаж с рыбаком и его друзьями», 1770, Метрополитен-музей), картины на библейские сюжеты, декоративные композиции в медальонах с пышно оформленными в стиле рококо обрамленьями (они обычно размещались или над дверями или над зеркалами). Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур.
Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца.
Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью и не особо им льстит. Буше Франсуа Boucher Francois (29 сентября1703, Париж—30 мая1770) - французский художник, гравер, декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. «Портрет мадам Бержере» – один из интереснейших в творчестве мастера.
Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны.
Замечательна и серия статуэток "Дети" изготовленная из белого фарфора. Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Наибольшую свободу фантазии художник проявляет в полотнах на мифологические сюжеты. Буше скончался 30 мая 1770 года. Он работал в станковой и монументальной живописи, рисунке, книжной иллюстрации, театральной декорации, декоративно-прикладном искусстве (для мануфактуры гобеленов в Бове и фарфоровой мануфактуры в Севре).