В басне Лафонтена, как и в картине Фрагонара, сделан акцент на более узкий морализаторский аспект, подчеркивающий то зло и те несчастья, которые привносит в жизнь и судьбу человека зависть и ревность. Второе ее название — «Жимблетт» — возникло из-за путаницы с другой, ныне утраченной картиной Фрагонара, на которой девочка дразнит собакукренделем (la gimblette). Картины Фрагонара пользовались огромным успехом – художник писал полотна в очень фривольном стиле. Благодаря тому, что картины Фрагонара становятся чрезвычайно модными и художник сколачивает небольшое состояние и открывает мастерскую, однако вспыхнувшая революция приводит его к разорению, а пришедший на смену рококо классицизм лишает живописца былой популярности.
Жанровые картины Фрагонара, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств. Что бы там ни было, по всей вероятности, некоторые картины Фрагонар писал вместе с Маргаритой.
Её тёмные волосы, покрыты, подобно тюрбану, белым платком. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Одним из толчков к созданию этой серии послужила поездка с Бержере по Италии, во время которой Фрагонар выполнил ряд замечательных графических изображений итальянских (а после возвращении и французских) парков. Картины Фрагонара конца 70-х гг.
Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: "Он (заказчик) был в своей "холостой квартире" вместе с возлюбленной. Картина живописца известна также под названием «Портрет аббата Сен-Нон в воображаемом костюме» полотно входит в серию портретов «Фантастические фигуры». Это одна из обширных областей, в которой мастер работал всю жизнь. В 1792 году Фрагонар вернулся в Париж.
Реформатор французского балета Жан Новерр (Jean-Georges Noerre) поставил с Гюймар в 1763 году балет «Медея и Ясон», пользовавшийся большим успехом у парижской публики. В Италии художник попал под влияние Тьеполо. Отложившиеся колена призвали Иеровоама и он сделался первым царем царства Израильского. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше. Этой версией картины Жана Оноре Фрагонар возвратил аллегорию к её классическому виду.
Искусство «Фраго» в лучшую пору его деятельности и слишком сво бодно и слишком ярко и слишком цветисто и слишком шаловливо. В 60–70-е годы он писал много и интенсивно: картины с видами Италии (Сады виллы дЭсте, 1765, Лондон, Коллекция Уоллес), галантные сцены (Прачки, 1756–1761, Руан, Музей искусств Поцелуй украдкой, 1780, С. -Петербург, Эрмитаж), композиции на темы поэмы Торквато Тассо (Явление призрака Армиды в заколдованном саду, 1761–1765, частная коллекция), портреты. Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. В 1752 году за исполнение в традиции академической исторической живописи полотно «Иеровоам приносит жертву идолам» Фрагонар был удостоен первой премии римского конкурса, которая давала право на поездку в Италию.
Их краски то звучат, подобно фанфарам, то образуют более утонченные гармонии. При помощи Давида ему удалось получить пост хранителя Лувра.
Зелено-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Юноша специально подстерегал её. Его искусство оставалось весьма противоречивым. Рядом стоит корзинка, наполненная яркими цветами и беленькая хорошенькая овечка.
Позже, под влиянием общего торжества философии, чувствительности и классицизма, мастер старается остепениться, сделаться более строгим и этому «сверхъестественно талантливому» человеку действительно удается «переменить кожу». Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С.
Подростка сына, Жана-Оноре, устраивают вначале в качестве младшего служащего в контору нотариуса, но он работает там очень неохотно. Таков знаменитый «Портрет Сен-Нона в испанском костюме». Предположительно портрет написан Фрагонаром между 1775 и 1780 годами. Под влиянием Коро Моризо много работала напленэре. Традиционные формы рококо переплетались в нем с реалистическими исканиями. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769).
Шёлк платья он прописывает до мелочей, правдиво и тщательно. Техника офорта ему тоже была подвластна. Его картины украшают отели знати (в числе заказчиков художника — любовница короля, знаменитая Дюбарри), будуары актрис и апартаменты богатых любителей искусства.
Таковы его знаменитые «Похищение рубашки Амуром», «Счастливое мгновение», «Жимблет». Но всякий раз эти образы были преувеличенно кокетливыми.
В Риме у Фрагонара поначалу опустились руки. Кажется, что в этом замкнутом святилище Венеры можно задохнуться – до того оно насыщено запахами, так гермети чески закрыто оно от всех струй, от всех освежающих «сквозняков» жизненной суеты. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Перейти от нотариуса к художнику во французской ремесленной среде XVIII века — значило лишь изменить специальность, решиться иным способам зарабатывать себе на жизнь. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. Он пишет картины-воспоминания об итальянских виллах, создает необыкновенно свежие жанровые сцены, пейзажи, полные огня композиции на тему поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», а также серию портретов (так называемый «экспрессивные головы»).
Однако мэтр, найдя, что юноша недостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другому известному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779 годы). Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в. : обнаженные купальщицы, подобные речным божествам (Купальщицы, 1761–1765, Париж, Лувр), страстные любовные объятия (Желанное мгновение, 1770–1773, частное собрание), любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины (Коронованный любовник, 1771, Нью-Йорк, Коллекция Фрик Игра в жмурки, 1748–1752, Толедо, Музей искусств). Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах.
Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку. Он передавал красочность реального мира использовал теплую золотистую гамму игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес).
В частности, мы предложим взглянуть на «Маленький парк». Древний миф повествует о несчастной любви жреца Диониса Кореза к юной красавице Каллирое. Краски Фрагонара "звучат" подобно духовым инструментам – громко, призывно. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты и были чрезвычайно эмоционально насыщенны: Голова лысого старика (Амьен, Музей Пикардии), Читающий Св. Всентябре 1769 года Фрагонар женился.
Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь». В целом оно ближе к итальянской психологии, нежели к французской. А. С. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса.
Фрагонар демонстрировал нежную влюблённость в тех, кого изображал или же создавал произведения — как, например, «Портрет аббата де Сент-Нон» и «Портрет воина», — поражавшие беглостью исполнения и благородным высокомерием, казалось, струившимся из самих форм. Однако главное действующее лицо этой серии все же не человек, а природа. Вскоре Фрагонар оставляет исторический жанр и начинает создавать идеалистические и пасторальные картины, соответствующие вкусам того времени. Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Мари-Мадлен была дружна с многими деятелями искусства, жившими тогда в Париже. В отличие от «галантных празднеств» Ватто, в них нет меланхолии — они излучают радость жизни. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они.
Богатство его палитры заключается, если говорить кратко, в мазках чистого цвета (широких, текучих или резких, коротких), которые сочетаются со смешанным колоритом. В 1756 – 61 работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). На обороте сохранилась надпись: «Портрет аббата Сен-Нона, написанный за час». Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью. После возвращения из Италии Фрагонар сначала писал скучные классические композиции, которые не имели успеха. Судя по всему, художественный талант юноши первым заметил его хозяин, адвокат.
исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). В 1756 году Фрагонар уезжает в качестве стипендиата во Французскую Академию в Риме. В рисунке Фрагонар такой же колорист и «люменист», как и в живописи. Уже 16 декабря 1769 года у Фрагонара родилась дочь, Генриетта Розали. Но это не лишает сцену правдивости.
В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая». Спохватились лишь пару часов спустя. Жан-Оноре Фрагонар родился в 1732 г. в Грасе (Прованс, Франция).
Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. 1788 год стал очень тяжёлым для художника. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Фрагонару был чужд данный стиль, но его влияние всё же можно в какой-то мере ощутить.
Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта».
Серия называлась «Любовь пастухов» и состояла из четырех панно под названиями: «Штурм», «Преследование», «Объяснение в любви» и «Увенчание любовника». Через три года Гюймар стала выступать в знаменитом театре Опера. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.
В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. Это написанное с озорством полотно стало подлинно «программной» работой самого художника и известнейшим произведением французского рококо. История создания "Качелей" весьма занимательна. Складывается впечатление, что сюжет продиктовали аристократы, которые любят живопись. Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло.
На другом полюсе стиля Фрагонара – «Счастливые возможности качелей», образец чисто галантного жанра рококо. В 1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическом конкурсе и — победил. В панно Встреча художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка. Стирающие в фонтане виллы и развешивающие яркие полотнища на фоне классической скульптуры и архитектуры молодые итальянки смотрятся живо и нарядно в великолепном пейзажном окружении старого парка.
Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Праздничное и радостное настроение льется с картины Фрагонара. Следующие 3 года он занимался в Королевской школе при Лувре, возглавляемой Карлом Ванлоо. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой. Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: Две ветряные мельницы (1761–1765, частное собрание) с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей: Праздник в Рамбуйе (1770–1773, Лиссабон, Фонд Гульбекяна).
Его творчество начала 60-х гг. вантичных скульптурах и полотнах мастеров эпохи Ренессанса источниквдохновения. Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. Подростком Оноре поступил в адвокатскую контору.
Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Складывается впечатление, что художник стал нечаянным её свидетелем. Но, увы, на самом деле всё обстояло не так радужно.
В 70-е гг. Источник Любви – это история Сада Любви, аллегории природы любви, которая возникла в поэзии античности и средневековья. художник выполнил к Ариосто около 160 рисунков карандашом и бистром с изображениями поединков, похищений, преследований, всадников, летящих в облаках и вместе с облаками. Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». Картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара «Выигранный поцелуй».
Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции. Это самое обычное занятие художник наполнил поэзией обыденности и яркой декоративностью. В то время Бержере считался одним из богатейших людей во всей Европе. В возрасте 18 лет умерла его дочь.
Это позже будет восхищать импрессионистов. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Они не позируют, а как бы на мгновение обращают к зрителю свое лицо. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог. Епископа художник заменил менее пикантной фигурой старого слуги (или мужа красавицы. ), а сам счастливый обладатель "мадам" изображён совсем юным кавалером (хотя в действительности, разумеется, не был таковым).
rdquo, 1776, Лувр, Париж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х годов), тонкостью свето – воздушных эффектов. Это было неспешное иприятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. К числу известнейших между ними принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Императорском Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения.
В 1752 году Фрагонар написал картину на библейскую тему «Иероним поклоняется идолам» для представления ее в Академию художеств и получил премию. Портреты написаны стремительным и острым «хальсовским» мазком, динамичны по композиции и декоративны (многие из них служили украшениями интерьера, «десюдепортами»).
В конце 70-х гг. Например, «Игра в жмурки» (1769 год, Толедо). в трактовке любовной темы у Фрагонара намечаются новые тенденции. Его кисти принадлежат т. н. фантастические портреты, в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: Пение (1765–1769, Париж, Лувр), Читающая (ок.
Каждый год ученик должен был представлять комиссии свою новую работу. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манераФрагонара, но вскоре он разглядел в нем «искру Божью» и, когдазакончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил«стажировку» Фрагонара в Риме еще на целый год. портретные образы становятся в целом менее бравурными и эффектными.
Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. «Пикантные» сюжеты, которые в работах посредственных мастеров казались пошлыми и пустыми, у него, сохраняя легкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения», подчиненный одной страсти — взлету мысли, мечты. Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Бравурные зигзагообразные мазки темпераментной кисти Фрагонара вторят резкому повороту фигуры аббата. Среди наиболее известных работ — портрет Сен-Нона, «Вдохновение» и словно излучающая солнечное сияние «Читающая».
К сожалению, в мемуарах современника нет продолжения истории "Качелей" и мы не знаем, как оценил Сен-Жюльен работу Фрагонара. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта. Он совсем юн и изящно манерен. В тенях краски сгущаются почти до черноты или начинают сиять перламутрово-белыми, розовыми или золотистыми оттенками. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»).
Шестидесятые годы — это период становления творческой зрелости Фрагонара. На основе реальных наблюдений, Фрагонар создаёт и жанровые пасторали, как например, картина «Выигранный поцелуй» — импровизируя, художник воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. В 1780-е гг. «Фрагонар покинул Париж талантливым учеником, а вернулся великим живописцем» — этими словами Жан Пьер Кюзен исследователь жизни и творчества Фрагонара, подводит итог его «римским каникулам». Портреты Фрагонара по существу антипсихологичны.
1776, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Художник (1765–1769, Париж, Лувр). Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше. Живописно выглядит аббат Клод Ришар де Сен-Нон в красном испанском костюме на портрете «Кавалер, сидящий у фонтана» (1765 – 1769). Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца.
Так что, скорее всего, в эту переадресацию заказа Дуайен влил некоторое количество желчи. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Перед нами характерная для живописца картина. Он копировал работы старых мастеров, всё глубже увлекаясь Рембрандтом, а позже – Рубенсом.
Но в мощный динамизм барокко он вносит легкость, грацию и театральность рококо. Эти знакомства сыграли важную роль в творческой судьбе Фрагонара. Эта работа Фрагонара также известна под названием «В отсутствие отца и матери». Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции. Это полотно Фрагонара также предназначалось для украшения интерьеров замка в Лувенсьене фаворитки французского короля Людовика XV мадам Дюбарри (1746—1793 годы). Оп.
Энергичная поза, резко откинутая назад голова говорят о неукротимом темпераменте. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии».
Подобный композиционной и живописной экспрессии еще не знал французский портрет. Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. В ее руках букет с вложенной в него запиской.
В иллюстрациях к Ариосто, так же как в ранних живописных работах к поэме Тассо, художник выступает мастером «большого стиля». Он изображён в облачении испанского идальго. Совершенно в духе Франсуа Буше исполнены Фрагонаром два полотна овальной формы на пикантные сюжеты – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох. Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. 26сентября 1761 года друзья прибыли в Париж. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Повседневный эпизод выбора художником натуры становится под кистью Жана-Оноре пикантным игривым («Художник и его модель»). Сценка откровенно театральна.
Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). Картина живописца известна также под названиями «Жертвоприношение Иеровоама» и «Иеровоам поклоняется идолам». Но в графике этот унаследованный от барокко «большой стиль» еще более бесплотен, призрачен и фееричен. Б. Принёсший лакомство гарсон увидел, что клиент спит и не стал его будить. Подобно мастерам XVII в., он видел природу огромным и структурно организованным целым.
Круг замкнулся. Итак, Габриэля Франсуа Дуайена, почтённого живописца, прославившегося своими историческими полотнами, члена Академии с 1759 года, пригласил к себе некий знатный человек (полагают, что это был один из богатейших людей Франции – финансист Сен-Жюльен). Еще одна неотъемлемая черта его искусства – насыщенность светом. 22 августа 1806 года он тихо скончался в своём парижском доме. Сначала молодой Фрагонар попытался попасть в мастерскую Франсуа Буше (1703-1770 годы), который в то время был самым известным французским художником.
На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». В некоторых картинах тех лет, таких, например, как «Посещение детской комнаты», появляются назидательность и суховатость письма. Картина «Купальщицы» -превосходный пример именно такого вдохновенного отношения к живописи.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Тьеполо, был покорен свободой его фантазии, мастерством колорита, декоративным даром настолько, что признавался, «что хотел бы стать им». Фрагонар старается передать всевозможные предметы и уделить максимум внимания их фактуре. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина.
В начале 1770-х годов, в пору его творческой зрелости, за этой манерой укрепится название «живопись а la Fragonard». Однако к неудовольствию официальной критики художник избирает путь свободного творчества. В образах купальщиц есть ключевое для творчества художника соединение материальной красоты бытия с его эфемерностью и театральной зрелищностью. Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». За это время Фрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
Эта работа живописца известна также под названием «Визит к старой кормилице». Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля 1732 года в Грассе на юге Прованса. Уроки последних проявились в раннем полотне «Прачки» (ок. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. Наряду с галантными и откровенно эротическими сюжетами Фрагонар писал шутливые пикантные сценки вроде полотна «Жимблетт» (1768, Мюнхен, Старая пинакотека) с изображением молоденькой девушки играющей в постели с собачкой.
Фрагонару удалось передать незаурядность личности этого видного деятеля культуры века Просвещения, автора прекрасных литературных описаний своих путешествий в Италию, которые он иллюстрировал гравюрами по рисункам Ж. О.
Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Шардена и Ф. Буше в Париже. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: Портрет Сен-Нона в испанском костюме (1769, Париж, Лувр), Портрет Дидро (1765–1769, Париж, Лувр). Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Фрагонар пишет портрет Дидро под впечатлением от его инвектив против фривольных сюжетов, а писатель посвящает ему статьи в своих «Салонах».
Вышедшие под именем Дюбарри «Мемуары» (Париж, 1829—1830 годы) не являются подлинными, но заключают в себе много интересного. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». Картина была заказана художнику финансистом Сен-Жюльеном. И последнее, о чём необходимо сказать.
Они «отвердевают» на переднем плане в великолепно выписанные листья и цветы. Первые уроки Александр брал, естественно, у отца, к тому времени маститому художнику. Девушка вся трепещет и готова убежать при малейшей возможности. При виде всего этого в нём проснулась гордость ефремлянина, как члена того колена, которому в благословении Иакова была обещана блестящая будущность и которое теперь должно было рабски служить колену Иудину. Красочные виды Италии побудили обратиться к пейзажному рисунку.
Обычно это знакомые автору люди: писатели, артисты, художники их дочери. Как не раз случалось и еще случится с другими прирожденными живописцами, блеск венецианского колорита привел его в состояние эйфории, что не замедлило сказаться в творческой практике. художник лишается и заказчиков и славы. Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. В это же время была создана и еще одна серия портретных образов, передающих творческие состояния (Вдохновение, Пение, Музыка, все — 1769, Париж, Лувр). Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). За одну из своих картин (Смерть Кортеса) Фрагонар Жан Оноре стал членом королевской академии художеств.
Зримое присутствие художника в композициях Фрагонара лишний раз удостоверяет высокую степень личного авторского участия — свойство, которым искусство рококо в его лице поделится с грядущим романтизмом. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма. В конце 60-х гг. Клубящиеся массы деревьев парка «отвердевают» на переднем плане в филигранные листья и цветы и в то время как все погружено в зеленовато-коричневый, пронизанный солнцем полумрак, розовая фигура женщины на голубом фоне напоминает яркое и чистое пламя. Ее линии прихотливы извилисты.
Эта картина мастера находится в Метрополитен-музее и написана примерно в 1770 году. В каждый период живописи определенной эпохи человеческой культуры художники писали этот романтичный мотив. И представлено это все с той же склонно стью к эксцессу.
— в особенности от Тьеполо. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Мастер моментальных набросков с натуры или эскизов по воображению, на некоторых холстах он расписывался так: «Фраго написал это за один час».
Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. В конце 70-х и в 80-е гг. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства. Картина живописца известна также под названием «Музыкальное состязание» относится к раннему периоду творчества Фрагонара. Она оказывается в его жарких объятиях.
Это без слов видно на представленной репродукции. Поначалу юный Фрагонар работал клерком у нотариуса. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Во всех этих картинах в нижней части холста разыгрываются сюжетные действия: «шарлатаны» и кукольники показывают представления, продавцы игрушек торгуют своим товаром в окружении нарядной толпы, дамы и кавалеры играют в прятки, качаются на качелях или наблюдают за этим зрелищем среди цветов в соседстве с фонтанами и высокими, увитыми плющом парковыми оградами.
На нем, возможно изображена Розали Фрагонар, тетя художника. выглядят иллюстрацией «педагогических» и сентиментальных романов Руссо. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enleve), «Молодой гитарист» «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» в Эрмитаже «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки»— в разных частных коллекциях. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. – Рембрандта, Остаде, Ватто (позднее – Рубенса, венецианских колористов, Тьеполо, Ф. Гальса, Рейсдаля и др. ). Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие.
Грёза. После возвращения в Париж Фрагонар создает ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии, таких же свободно-поэтичных, как его графика и утонченных по колориту («Прачки», «Сады виллы дЭсте»), пишет пейзажи, а также композиции в историческом жанре. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Оноре было шестнадцать-семнадцать лет. Её платье светло-лимонного цвета с белым воротничком и манжетами отражает солнечные блики.
Картина имеет другое простое название «Пение» и также входит в серию «Фантастические фигуры». Примером могут служить многие картины Жана Фрагонара: «Элегантная компания, высаживающаяся в парке», «Остров любви», «Расцвет любви: любовные письма», «Праздник в Сен-Клу», «Расцвет любви: преследование». Работал над гравюрой и занимался оформлением книг. Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Особенно большую роль он сыграл в комплектовании луврского Кабинета рисунков. Скончалась балерина Мари-Мадлен Гюймар 4 мая 1816 года в Париже.
В возрасте двенадцати лет Гюймар была зачислена в кордебалет труппы театра «Комеди Франсез». Произведения художника исполненные чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются декоративностью колорита, легкостью живописной манеры («Качели», «Поцелуй украдкой»). Через полгода Фрагонар возвратился к Буше.
Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). В соответствии со вкусами времени Фрагонар любил одевать своих героев в полуфантастические костюмы, по большей части воспроизводящие детали одежды времен Генриха IV. Картины Жана Оноре Фрагонара начинают отображать пикантные сцены, порой интимно-эротического содержания. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу.
Девушка вышла из гостиной, наполненной визитерами, чтобы взять забытый ею шарфик. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). На смену его утонченному искусству приходит героический классицизм. Три излюбленных краски в палитре Фрагонара – коричневая, желтая и белая – преобладают в колорите его портретов 1765 – 1770 годов. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости.
Таковы истории Ринальдо и Армиды, Антиоха и Стратоники. Шардена, а потом Франсуа Буше. Это было неспешное и приятное путешествие, растянувшееся на пять месяцев. В годы, проведенные в Италии (1756—1761), происходит превращение бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Она теперь вполне счастлива, зная, что любима. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая». Посмотрим на несколько портретов. Их огромные размеры служили контрастом мелким фигуркам людей.
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Внутренняя связь с его искусством ощущается в произведениях всех «чистых живописцев» ХХ века фрагонаровская радость жизни воскресает в полотнах Ренуара, Боннара и Матисса. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств.
Во многом иным выступает Фрагонар в иллюстрациях к «Неистовому Роланду» Ариосто – тут потребовались такие его качества, как полет воображения, мечтательность. Когда Фрагонар возвращается в Париж он выставляет картину «Смерть Кортеса», благодаря которой он становится членом королевской академии художеств. Он же и убедил родителей Оноре отдать его в обучение какому-нибудь художнику. Его излюбленной техникой был бистр с размывом и сангина, позволявшие добиться бесконечного богатства градаций теплых коричневатых тонов.
В Италии Фрагонар освобождается от академического наследства, от влияния стиля Буше, способного лишь «приятно развлекать ум и глаз» и обретает собственную манеру. Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). А. С. Пушкина, Москва Дети фермера, Эрмитаж, Ленинград). На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. «Краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», — напишут они.
Фрагонара и Г. Робера. В качестве сюжета для картины «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою» Фрагонар выбрал античную легенду, рассказанную Павсанием. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник.
Это "странное произведение" стало одним из шедевров Фрагонара. Фрагонар смог запечатлеть мимолетный поцелуй, который как будто украден.
Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). Огромный диапазон деятельности Фрагонара, его живописная оригинальность и жажда творческой независимости отвечали духу века Просвещения. Форму портрета (тондо) можно считать необычной для творчества художника Фрагонар использовал тондо крайне редко, так как предпочитал овальную форму для портретов. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Используя пятна краски, зигзаги, спирали, росчерки, беглые штрихи, Фрагонар создает впечатление «тотального» движения, полета и становления. Этот непрекращающийся бег линий вместе с ритмическим чередованием ярко освещенных и погруженных в тень поверхностей придает полотнам Фрагонара декоративное единство. Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом.
Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. С игривостью она подбрасывает в воздух туфельку, как бы даря её тайному воздыхателю. Путти резвятся в водах источника и вздымающихся брызгах фонтана, один из них предлагает чашу волшебной жидкости для молодых любовников. Но главной становилась лирическая тема, даже в мифологическом жанре. В молодости Иеровоам состоял на службе у Соломона, в качестве смотрителя над рабочими из Ефремова колена. Главными достоинства его живописи были свет и воздух.
Во всех мазках можно почувствовать невероятную любовь к всевозможным проявлениям жизни. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Прототипами обеих серий служили реальные лица. С таким же мастерством изображены шарф и полированная поверхность стола. Мазки чистого цвета, которые впоследствии вызывали восхищение импрессионистов, сочетаются со смешанной палитрой. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века.
Его искусство завершало век, предвосхищая возможности живописи последующего времени. Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Александр Фрагонар успешно делал карьеру под эгидой власти, активно творя при консулате. В период пребывания в Италии (1756—1761) были исполнены виды виллы дЭсте, где Фрагонар жил со своим римским другом, молодым живописцем Ю. Робером и пригласившим их сюда французским аристократом, аббатом К. Р.
В этих изображениях начинают проявляться мечтательно-романтические и лирические ноты. Эта работа – исключение из правила. Эволюция портретного стиля Фрагонара соответствовала общей эволюции его искусства.
Однако Фрагонар уже не находится внутри этого целого, а смотрит на него со стороны. Его модели – артисты, писатели, близкие друзья художника и их дочери. В 80-е гг. Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». Юноша нежно, но крепко удерживает предмет своей страсти. Но художник Фрагонар не останавливался на достигнутом. Он же и убедил родителей Оноре отдать его вобучение какому-нибудь художнику. Фрагонар неоднократно изображал девушек, занятых чтением или письмом.
В иллюстрациях к сказкам Лафонтена Фрагонар – веселый мастер рококо и непревзойденный рассказчик, причем в отличие от писателя он никогда не переходит за грань пристойного. Более того, можно и поиронизировать: эта картина осталась в веках, а о шедеврах Дуайена вряд ли многие помнят. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты.
Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия». В то же время в этой сказочной картине веет чем-то похожим на тоску и, вглядываясь в нее, поддаешься соблазну нир ваны. Умер Фрагонар почти в полной безвестности, в скупых некрологах упоминалось о «художнике старой Академии, которому удавались галантные и эротические сюжеты».
И лишь в том, что было близко ему проявлялся выдающийся живописный талант Фрагонара. Три года Фрагонар вместе с другими учениками штудирует под руководством известного академического живописца Карла Ван-Лоо анатомию, перспективу, геометрию историю и «аллегорию», рисует слепки и живую натуру. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил тёплую золотистую гамму игру света. Зрителю кажется, что ещё немного и герои этой лёгкой сценки оживут.
Собственно, в серии портретов «Фантастические фигуры» (около 15 полотен, 1760-е годы) особенно проявилась декоративность стиля художника Фрагонара, портреты несут в себе дух гедонистической культуры 18 столетия. Те же сочетание чисто декоративной красоты (некоторые из его работ служили картонами для гобеленов), свободы воображения, легкости кисти и изящества с развлекательным и условно-поверхностным характером образов и самого живописного языка. Но работа клерка его увлекала мало и вскоре он сосредоточился на занятиях живописью. В картинах «Аббат Сен-Нон в испанском костюме» (1765—1772, Париж, Лувр), Монсиньор Ла Бретейль (1769, Париж, Лувр) каждый образ наделен особой эмоциональной выразительностью: театрализован благодаря экзотическому костюму, потоком сильного света акцентирована яркая красочная гамма.
Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение». Зелёно-голубой цвет листвы выглядит несколько неестественно (хотя, возможно именно этой картине он сообщает особое очарование) и в дальнейших своих работах Фрагонар к подобным цветовым изыскам больше не прибегал. Кажется, что его модели не позируют, только на мгновение поворачивают к зрителю свое лицо. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох».
Французская балерина Мари-Мадлен Гюймар (Marie-Madeleine Guimard) родилась 27 декабря 1743 года в Париже. Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада.
Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Продолжая традиции галантного жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Ф. вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Наиболее ранними были «экспрессивные головы» – изображения стариков, написанные как бы в одном вдохновением порыве и напоминающие величественных библейских персонажей.
Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж.
Началась она с пикантного эпизода, о котором мы знаем, благодаря записям современника. Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Сочные мазки охры, киновари, умбры создают драгоценную живописную ткань портрета. Творчество Фрагонара завершило собой французское искусство XVIII в. Наследник Ватто, Буше, Тьеполо, Рубенса, «малых голландцев», он органично сплавил в своих образах реализм и театральность, чувственную полноту жизни и почти бесплотные грезы, энергию и несравненную утонченность.
Мастер внёс в восприятие природы оттенок зрелищности, мягкость интимность, утонченность. Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. 22 августа 1806 года он тихо скончалсяв своем парижском доме. Происходящее лукаво созерцает также статуя амура. Королевская казна была пуста и потому деньги за картину Фрагонару выплачивали частями до 1773 года.
А "весёлости" и шутливой непринужденности Фрагонар внёс в это произведение предостаточно. Вся композиция превращена автором из анекдота в живописное стихотворение. Возвратившись в 1761 году в Париж, Фрагонар попадает в атмосферу увлечения античностью. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Но вот по скольку в этой искренности и в этой свободе было сознательности — этого никто сейчас не скажет и скорее приходится допустить, что в общем он остался на всю жизнь тем беспечным провансальским гамэном», каким он явился в Париж и каким он представляется даже в тяжелую пору своего существования, когда художник, в качестве бывшего фаворита аристократов», принужден был бежать из Парижа и целый год скрываться в доме своего приятеля в Грассе».
Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Мы видим блеск и чувствуем весёлое настроение, царящее в этом произведении.
Сначала Натуару не слишком понравилась творческая манера Фрагонара, но вскоре он разглядел в нём «искру Божью» и, когда закончился трехлетний, «стандартный» срок обучения, продлил «стажировку» Фрагонара в Риме ещё на целый год. Художник смог передать своё представление о любви. Его совсем не беспокоят гости, которые видны через полуоткрытую дверь.
Он будет писать увлеченно и свободно, темпераментным мазком и пленяющими звучностью и особой золотистой тональностью красками. Со знаменитым художником Жаном Оноре Фрагонаром балерину связывали самые тёплые отношения кисти живописца принадлежат несколько известных портретов Гюймар. На этой должности он находился вплоть до самой смерти. Зимой 1764 года он закончил свою программу «Жрец Корез, жертвующий собой, чтобы спасти Каллирою». Она застигнута врасплох, обратила свое лицо от листов, лежащих на столе, к тому, кто внезапно вошел в комнату.
Как всякий настоящий художник, Фрагонар передает чувство прежде всего цветом и пластикой. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». В 90-е гг. В то же время вся композиция кажется стройной и организованной. За это времяФрагонар и Сен-Нон объехали все крупнейшие города Италии.
В своих горячих тонах Фрагонар здесь – подлинный наследник Рубенса. Главное, цель достигнута. В1752 году Фрагонар (по совету Буше) принял участие в академическомконкурсе и — победил.
Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Девушка выходит всего на минуту, так как она забыла шарф. были подражательными и художник больше никогда не возвращался к ним). Вместо любимой девушки Корез закалывает у жертвенника себя. Для вступления в Академию художеств Фрагонар создал картины в историческом жанре (Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои, 1765, Париж, Лувр), получил звание академика, а его картина была приобретена для собрания короля Луи XV.
В гостиной собрались гости. Он написал сценку уютно сидящей девушки, полностью увлёкшейся чтением романа. Импрессионисты чтили его как одного из своих живописных предтеч и учителей. Отец Оноре, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Главное место в творчество Фрагонара во второй половине 60-х и в 70-е гг. Здесь происходит его настоящее рождение как художника, превращение из эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера.
Три персонажа галантной сцены простодушно-чувственны и немного наивны. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста. Парковый цикл – вершина и эпилог галантно-праздничной темы в творчестве мастера. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара.
На протяжении всей жизни Фрагонар писал портреты. В последующих работах Фрагонар создавал уже более конкретные и индивидуальные образы. Позже получил заказ на фронтон Палаты депутатов дворца Бурбонов в Париже (эта работа была уничтожена в дни революции 1830 года).
Девушка красивыми ручками придерживает ветку деревца и веночек. Театрализация всегда присутствует в портретах Фрагонара. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти).
Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Умерла Дюбарри Мари-Жанна Дюбарри без обычных в то время твёрдости и стоицизма. Каждый сантиметр живописи этого небольшого холста драгоценен. Но Фрагонар поразил всех избрав путь творческой независимости.
Главная цель Фрагонара – запечатлеть интенсивность самой жизни, воплотив на холсте как бы «момент красоты». Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится. Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»).
живописи — прежде всего голландской и фламандской. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. Одна рука лежит на рукояти шпаги, другая – держит уздечку. Картины художника Фрагонара чаруют упоительной красотой жизни искренностью, чистотой и свежестью чувства. Повседневная сценка стала настоящим шедевром.
Портрет поражает своей глубиной и жизненностью". Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель, обращался к сангине. Фрагонар действительно любил фантазировать. Портрет «Читающей девушки» какое-то время считался самой популярной работой мастера. Фрагонар был виртуозом в графике использовал тушь, акварель итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты: Большие кипарисы виллы дЭсте (1760-е, Вена, Альбертина), книжные иллюстрации к произведениям Жана де Лафонтена (1621–1695) и поэта Ренессанса Лодовики Ариосто (1474–1533), участвовал в издании, посвященном Неаполю и Сицилии, выполнив рисунки для гравюр. Эти качества делают их частью окружающей природы.
Все свои произведения Фрагонар насыщал светом. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона. В сентябре 1769 года Фрагонар женился. Не случайно так близки позы, костюмы, черты лиц моделей в полотнах «Вдохновение» и «Портрет художника» (1765—1772, Париж, Лувр). 1756—1767, Амьен, Музей изящных искусств).
Иероним (Гамбург, Кунстхалле). Спустя 11 лет, в 1780 году, у супругов родился второй (и последний) ребёнок — мальчик, которому дали имя Александр Эварист. Слова Гонкуров о том, что «краски Фрагонара — это не краски живописца, а слова поэта», со всем основанием можно отнести к этой серии. А. С. Сперва ученик Ж. -Б. Он требовал максимально чётких силуэтов и линий, а также сдержанности в плане цвета.
Природа наделила его талантом, фантазией и независимым нравом. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Он готовился стать историческим живописцем, перед ним открывалась перспектива стать «первым живописцем короля» иметь заказы от Королевской мануфактуры гобеленов, заняв место своего учителя. Но главное — он наслаждается. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой).
Примером может служить картина «Пастушка» (1752). Во всем изображённом чувствуется движение и глубокое чувство. Одна из лучших картин галантного цикла – «Купальщицы».
Названия полотен говорят об их обобщенном образе: «Воспоминания», «Вдохновение», «Музыка», «Пение», «Чтение», «Философ». Однако мэтр, найдя, что юношанедостаточно подготовлен для работы у него, передал ученика другомуизвестному живописцу, Жану Батисту Симеону Шардену (1699-1779). Картина также имела другое название «Тайная страсть». В портретах Фрагонара наметились тенденции, характерные для романтизма XIX века.
Фрагонар создает картину в необычной для себя манере. Вся остальная среда погружена в зеленовато-коричневый полумрак. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Б.
В 1765 году за картину «Корез жертвует собой для спасения Каллирои» Фрагонар «причисляется» к академикам. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Азаказанный королем гобелен так никогда и не соткали. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики — в ее светоносности.
Его творческий темперамент поистине огромен. Одна из самых ярких страниц творчества мастера в 1670-е годы — серия «празднеств», протекающих на фоне прекрасных парков, аналогичных итальянским («Праздник в Сен-Клу», «Игра в жмурки», «Театр кукол», «Продавцы игрушек», «Актеры»).
Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Корсаж платья низко вырезан, верхняя юбка подобрана. В следующем году он побеждает в конкурсе, организованном правительством. В картинах «Урок музыки» (ок. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Впечатлениями от классической живописи навеяна и серия Фантастических портретов (1760-е), в которой с особой силой проявилась утонченная декоративность стиля художника. В 1801 году он победил в конкурсе картин на тему Амьенского мира.
Шардена. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи. В 1770 году она заказала художнику украшения для своего особняка на улице Антен. 26 сентября 1761 года друзья прибыли в Париж.
Она одета в светлое, лимонно-жёлтое, щедро отражающее световые блики платье. Но старый подлин ный Фрагонар продолжает просвечивать сквозь новую оболочку. Она сосредоточена и ничто её не отрывает от интересной книги. Возглавлявший её в то время Шарль-Жозеф Натуар сразу отметил дарование Фрагонара.
На этой картине изображена девушка, застигнутая врасплох в своей комнате за письменным столом во время чтения письма, вложенного в букет цветов, который держит в руках. Нет во всем творении Фрагонара более характерной картины, не жели его «Bosquet des Roses», служившей некогда лучшим украшени ем знаменитого собрания Родольфа Кана. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Кокетка с удовольствием не придерживает пышных кораллово-розовых юбок. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась.
Его персонажи всегда переполнены радостью бытия, подняты над обыденностью. Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.
1770—1772, Париж, Лувр), «У очага» (Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Столь мастерски переданная ничем, казалось бы, непримечательная сценка обретает глубину. О детстве художника известно очень мало. Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше.
Диапазон его чрезвычайно широк. В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим. Фрагонар выписывает каждую деталь, вместо поэтического порыва появляется застывшая бравурность движений и все превращается в красивую, но поверхностную декорацию. В1769 году один разочарованный поклонник художника писал: «Жажда денег иинтерес к будуарной теме закрыли ему путь к истинной славе». Собственно «фрагонаровское»— в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира.
Фрагонар женится (супруга его была также уроженкой Граса и художницей-любительницей) и вместе с женой совершает в 1773-1774 гг. После Ватто и Шардена Фрагонар — самый крупный французский художник XVIII столетия. Здесь в полную силу проявился его талант живописца.
Его рисунки пером и бистром здесь несравненны по живости, беглости, непосредственности и юмору они кажутся бегущими, как строчки текста. Одной из его покровительниц была известная танцовщица парижской оперы мадмуазель Гимар. Порозовевшие щёки и лёгкая улыбка на губах подсказывают, как мил её сердцу отправитель. С этою целью Иеровоам стал всячески стремиться к отчуждению своего царства от Иерусалима, с его храмами и даже произвёл религиозный раскол, установив поклонение и жертвоприношение золотым тельцам (в Вефиле и Дане). Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (5. 4. 1732, Грае, Прованс, – 22. 8. 1806, Париж), французский художник и график.
Великому художнику была уготована лёгкая смерть. Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка». Учился у Ж. Б. С. В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа.
Модели одеты в фантастические костюмы и приобрели театрализованный вид. По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра». Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара.
Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Сами названия картин говорят об обобщенном и зачастую аллегорическом оттенке образов – «Пение», «Музыка», «Чтение», «Вдохновение», «Философ», «Воспоминание». Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже – сепией) и офортов. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй». Он смотрит на структурно организованную природу со стороны.
эстетических переживаний. Картина имела успех. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Они настолько сочны и колоритны, что картина кажется объёмной.
В 1769 году Фрагонар женился на своей ученице, мастере миниатюрной живописи Мари-Анне Жерар (1745-1823 годы), которая также, как и Фрагонар, была родом из Грасса. Главное место в нем занимают теперь «галантные» и эротические сюжеты, отвечавшие и характеру дарования Фрагонара и духу времени. В 1752 г. двадцатилетний Фрагонар пишет для представления в Академию художеств картину на библейский сюжет («Иеровоам приносит жертву идолам») в более строгом историческом стиле. Творчество Фрагонара многолико изменчиво.
В 1670-е годы широкое распространение просветительских идей, призывы Руссо и Дидро к естественности, простоте и нравственности, а также изменения в личной жизни Фрагонара (он женится и становится отцом семейства) приводят к переменам в его искусстве. С середины 1760-х годов Гюймар стала признанной «звездой» французского балета: она исполняла главные партии в операх-балетах «Римские и греческие празднества», «Нинетта при дворе», «Кастор и Поллукс», «Капризы Галатеи». Невеста Фрагонара, Мари-Анна Жерар (1745—1823 годы), дочь парфюмера из Грасса, была на 13 лет моложе художника. Дени Дидро критиковал Фрагонара за фривольные сюжеты.
Таким же быстрым, экспромтным кажется все исполнение портретов и они действительно зачастую выполнялись Фрагонаром в необычайно короткое время (так, на обороте одного из портретов Сен-Нона и Ла Бретэша значится: «Написано Фрагонаром за час»). Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). Этот театр считался «приверженцем» устаревших балетных канонов, однако именно в нём танцовщицу ожидал первый большой успех. Он предпочел «живое искусство», передающее дух новой эпохи. В 1761 г. Фрагонар возвращается в Париж. Замысел художника удался на славу, картина сделала Фрагонара кандидатом в члены Королевской Академии художеств и произвела настоящий фурор в Салоне.
Например, в «Источнике любви» влюбленные устремляются к любовному источнику, как бы повинуясь неумолимой и роковой силе. Кроме того, Фрагонар написал несколько портретов этой парижской красавицы известной своими любовными приключениями («Портрет мадмуазель Гимар», 1765 – 1769). Одновременно он работает над картинами в историческом жанре и пишет для вступления в Академию художеств большое полотно «Жрец Корез жертвует собой для спасения Каллирои». Персонаж очаровывает свежим молодым лицом с нежной персиковой кожей.
Серия портретов (1761–1765), т. н. Одна из самых обширных областей творчества Фрагонара – портрет. Это действительно прекрасная вещь. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. Его искусство было открыто вновь только во второй половине ХIХ века, во многом благодаря братьям Гонкурам, посвятившим Фрагонару яркие страницы в своей книге «Искусство XVIII века».
Дидро назвал живопись Фрагонара «пушистой» имея в виду сложившуюся манеру работы мастера размашистыми «широкими» мазками, придававшими картинам вид этюдов. В это время в моду входит классицизм. Здесь Фрагонар открыл для себя живопись Дж. Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков.
К этому времени от былого уныния Фрагонара не осталось и следа. Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Ф. перейти от опытов исторической живописи (Корез и Каллироя, 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету.
Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769 «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Всё дело в том, что писал он её в поздний период. Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Эти перемены не могли ускользнуть от внимания критиков. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Ф. исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон, Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Купающиеся наяды, Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей (Поцелуй украдкой, Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев (Бедное семейство, Музей изобразительных искусств им.