В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. – Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей.
Среди полотен Делакруа особое место занимают портреты. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной.
По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Из 149 человек, находившихся на корабле, спастись смогли только 15, среди которых оказались хирург Савиньи и инженер Корреар. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности.
Сказанное подводит к выделению двух важнейших идейных комплексов романтизма.
Разочарованние в идеале Жерико воплощает в картине «Раненый кирасир». Никто не является мерилом для всех. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход.
Началось действие совсем иной книги-робинзонады влюбленных, которым «и рай в шалаше». Джеку Лондону не изменило мастерство: морские пейзажи были все так же великолепны, приключенческая интрига развертывалась по-прежнему стремительно. Как я узнал, за несколько дней до смерти Джек Лондон занес в блокнот: «Морской волк» развенчивает ницшеанскую философию, а этого не заметили даже социалисты. Все краски композиции точно соответствуют натуре. Жизнь сердца – вот в чем видят романтики противоположность бессердечности внешнего мира (сказки Гофмана, Гауфа, портретный жанру Т. Жерико, Э. Делакруа и др. ). Рядом рабочий в блузе решительно взмахнул саблей. В то же время природа нередко противостоит человеку с его суетностью бытия и тщеславными желаниями. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб.
Позднее влияние этого проторомантического художника будет заметно в творчестве Александра Орловского. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки.
Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Патриотический порыв, грандиозный масштаб происходящего он передал в знаменитой картине «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )» сочетающей в себе почти протокольную реальность репортажа с духом возвышенной романтической аллегории. После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. Лонгфелло, Г. Мелвилл и др. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды.
Я был просто поражен повелением этого героя, который, несмотря на все препятствия, остался верен своим убеждениям. Вообще роман «Морской волк» произведение очень непростое. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.
В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Но и здесь его ждало разочарование. Вот студент, крепко стиснув ружьё, взводит курок. Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». 491 х 716 см.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом.
Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). 1850 год. (Хотя увлечение фольклором и национальными хрониками было связано не только с любовью к старине, но и с ориентацией на демократическую традицию и с ростом национального самосознания, тоже во многом инспирированными романтиками). 1830 год.
В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. Этот хитрый прием (фотография доказала, что такого положения ног у лошадей во время бега быть не может, это фантазия художника) мастер использует для того, чтобы придать композиции динамизм, создать у зрителя впечатление молниеносного движения лошадей. 1808—1809 гг. Кюи, П. И. Чайковский (Россия). и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Творчески писатель еще не был готов вывести на смену героя-социалиста, Ларсену противостоял в романе либерально настроенный интеллигент Ван-Вейден и капитан – «Призрака» не раз и не два опровергал его умозрительные аргументы жестокими истинами, почерпнутыми из практической жизни. Жизнь – это изнурительная борьба за кусок хлеба, безработица, трущобы и бесправие.
Я слышал, как над морем бушует ветер. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский художник, гравер. Русский романтизм в живописи отличался от западноевропейского в угоду иной исторической обстановки и иной культурной традиции. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин). Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена.
Часто романтизм в картинах художников проявлялся в ироничной или даже трагичной форме. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Многим дано мало, немногим многое. К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа.
Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. — Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Вот таким образом фигуры почти скульптурны. В последнем Орловский так же, как и в Автопортрете, применяет эффектную, героическую позу с резким, почти перекрестным движением головы и плеч. Франсиско Гойя.
Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».
Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Третьяковская галерея.
Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов.
В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Это глубоко трагический образ. Ф. Щедрин, М. К. Воробьёв, М. И Лебедев, И. К. Айвазовский и др. ). Символ романтического как синтеза античности, Возрождения и средневековья возникал в ужасе видений Данте и Вергилия. Борьба между двумя течениями длилась около 50 лет. Несмотря на ожесточённые споры, вызванные их произведениями, прерафаэлитам удалось создать «новое и более смелое английское искусство, которое заставило людей размышлять» (У.
1806 г. Национальная галерея, Лондон. Как заметил В. Вейдле, «романтизм – есть одиночество, все равно бунтующее или примиренное». Побывав в Марокко, Делакруа пишет полотна, посвященные Востоку. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения.
Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений.
На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). «Синтез искусств» – это прообраз преодоления разорванности человеческого «Я», разорванности человеческого общества. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Художники привлекали своё воображение, чтобы выйти за пределы привычных пониманий и традиционных религиозных истин.
Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. 1826 год. Прерафаэлиты не стремились к исторически верной передаче евангельских эпизодов, гораздо больше их интересовала «правда натуры», культ естественных и искренних чувств человека.
Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце, - писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский художник и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков.
У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Роман «Морской волк» написан в 1904 году. В этом произведении рассказывается о молодом интеллигентном человеке Хэмфри Ван-Вейлене, который после кораблекрушения, чтобы добраться до материка, был вынужден плыть на другом корабле в окружении невоспитанного и вульгарного экипажа. Я думаю, что Джек Лондон вложил в эту книгу всю свою любовь к морской стихии. Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774—1840).
Так же, как и во Франции, поздний немецкий романтизм к концу 19 в. сомкнулся с символизмом (представители X. Тома, Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Бёклин). В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. Автопортрет в костюме Гамлета. Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Его приглушенный вой долетал и сюда». Мне кажется, что «Морской волк» – роман очень необычный и необычность эта заключается в том, что здесь почти нет диалогов, а вместо них автор через размышления героев показывает читателю, какие мысли, переживания и «споры» живут в их душах. Париж.
Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Ярчайшим представителем прерафаэлитов был Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), видевший в христианстве особое духовное начало, способное возвысить человека. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы. Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции.
Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Он не озабочен благопристойностью своей внешности: пышных волос не касались гребенка и щетка, на плече – край клетчатого плаща прямо поверх домашней рубашки с распахнутым воротом. Но он «сломался» где-то в середине.
Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Еще одним выдающимся портретистом был О. А.
1841 год. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782— 1836). Одним из которых было бидермайер. «Вид в Сорренто». Для мастера живописи здесь было важно не столько показать внешние признаки и симптомы заболевания, сколько передать внутреннее, душевное состояние больного человека.
Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Даргомыжский, М. А. Таковы Гарви Берч из «Шпиона», Натти Бампо, Чингачгук, Ункас из книг о Кожаном Чулке. Пожалуй, лучшие страницы писателя – те, где изображена нетронутая грандиозная и поражающая воображение природа Нового Света. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Англия была классической страной романтической литературы. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа.
На полотне изображен раненый воин, пытающийся скорей покинуть поле брани. Тонко построена живописная поверхность холста. Одинокий монах-скиталец воплощает романтический идеал художника, раскрывает тему трагической затерянности человека в бесконечном пространстве. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. Чем так покорил зрителей талантливый мастер.
Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве. Давида дАнже, А. Л. Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). Над ними — небо в линиях облаков. Лувр.
Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836). Его пейзажи поражают читателя мастерством их описания, а также правдивостью и великолепием: «затем временем шхуна «Призрак», покачиваясь, ныряя, взбираясь на движущиеся водяные валы и скатываясь в бурлящие пропасти, прокладывала себе путь все дальше и дальше – к самому сердцу Тихого океана.
К. П. Брюллов. Романтизм получил распространение в европейских странах. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В.
Направление романтизм сформировалось в конце 18 века и продолжало существовать до середины 19 в. Оно стало развиваться на основе направления сентиментализм, родиной которого является Германия. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Нельзя не отметить мастерства Купера в построении сюжета произведения, создании ярких драматических сцен, образов, ставших олицетворением национального характера и одновременно «вечными спутниками человечества». Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве.
На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. П. Заболотский.
Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Даже тени приобретают у него разнообразные оттенки. Абсолютно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774— 1840).
Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру. К. Д. Фридрих. Это был какой-то вихрь. Раньше я уже был знаком со многими произведениями этого автора. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу.
Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Даже Гро, классик по принципу, одобрил колоритность картины, посоветовав художнику усовершенствоваться в рисовании форм. Кораблекрушение.
Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Государственный музей, Берлин Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией.
Русский музей. Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес.
Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Движению назарейцев соответствовали свои формы противостояния академикам-классицистам во Франции, Италии, Англии. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги.
Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. Чем так покорил зрителей талантливый мастер.
Романтизм направление в духовной культуре конца XVIII первой трети XIX века. До крови сжаты кулаки непокорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Красивы тела, лица полоненных людей. Основные черты романтизма – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Герой романтической эпохи: портретная живопись.
К. П. Брюллов. Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. Романтический герой всегда одинок. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Орловский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов).
Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Портрет Н. В. Кукольника. Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами.
Были ли у него крылья.
В своих полотнах русские художники-романтики выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева).
Жерико создал гигантское полотно 75 м., на котором изобразил тот момент, когда находящиеся на грани гибели люди увидели на горизонте спасительный корабль. Вдохновение они черпали из рыцарских романов Средневековья, старинных легенд в переложении современных поэтов-романтиков, поэзии Данте, драматургии Шекспира. 2) романтизм заглядывает в иные регионы, экзотические страны, тем более, что эпоха великих географических открытий создала для этого самые благоприятные возможности (восточная тема в поэзии Байрона, на полотнах Делакруа). Многие сюжеты его картин взяты из литературных произведений знаменитых мастеров пера.
Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Аргументированно спорить с «волком» мог бы только человек, понимающий «природу» общественных отношений. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию искусство, философию. Примером таких полотен может быть картина, получившая название «Плот «Медузы»».
При этом во всех портретах столько истинного благородства души. «И.
Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Бари, Ф. Рюда). Главное его достоинство — колоритность. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Жизненно и правдиво изображены фигуры искалеченных и измученных войной людей. И это слово было услышано и современниками и потомками. Этого не мог принять молодой, прогрессивно мыслящий человек. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму.
Фридриха и Й. А. Да, конечно, его нищета. Но колористическая гамма сдержанна. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Этот направление в живописи получил свое название благодаря псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. На полотне изображены люди, борющиеся с разбушевавшейся водной стихией.
академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Романтик чужд идее застоя или возврата к прошлому, даже если скорбит о нем. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. 1836 г. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма.
Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский). Уильям Тёрнер.
Последним дополнением к картине стала размещенная внизу, с правой стороны полотна, человеческая фигура. Одно из последних произведений, которое я прочитал в свободное от занятии время, был роман великого американского писателя Джека Лондона «Морской волк». Портрет Н. В. Кукольника. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма.
Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» —впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. «Девятый вал». Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. 1830 год. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
Эта картина — больше, чем просто пейзаж. И. К. Айвазовский. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность.
Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. Париж. Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу.
В созданных маринах (их, по собственному признанию художника, было около трёх тысяч) он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворённой природы. И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Портрет работы А. Тыранова.
Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Знаменитый тогда фрегат «Медуза» налетел на рифы и затонул у берегов Африки. Автопортрет. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма.
Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. М. Ю. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер.
Давид ставил красочность в подчиненное положение рисунку, т. е. линиям и форме и соответственной композиции техника живописи школы была спокойная и колоритность допускалась насколько была необходима для отличия одного предмета от других. Констебл любил накладывать краску густыми мазками, никогда тщательно не выписывал детали. Романтический герой чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв. Романтизм в живописи выразился в создании новых образов, которые позволяли романтикам уравнивать и сопоставлять высокое с низменным, реальность с фантастикой, трагедию с комизмом. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым.
И если разум претендует на всеобщность, то чувства глубоко индивидуальны. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Четкость ритма нарастания динамики от группы к группе, красота обнаженных тел, темный колорит картины задают некую ноту условности изображения. Монах на берегу моря. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Таковыми являются портреты Шопена и Жорж Санд.
Свобода на баррикадах. Резкий свет фонаря причудливо освещает выхваченные из тьмы лица повстанцев. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», «Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях.
Купер – выдающийся мастер литературного пейзажа. Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. 1814).
Эжен Делакруа. Прежде в нем видели автопортрет художника. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Делакруа был самым образованным среди живописцев первой половины XIX столетия. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Вместо этого для них превыше всего эмоциональность выражения, вдохновение. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Наконец, третье направление бегства от мерзкой действительности – сокровенные уголки своего «я», уход в собственный внутренний мир.
Автопортрет. Примечательно то, что это изменение было внесено тогда, когда картина уже находилась на выставке в Салоне. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами.
Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Бегство за реальные пространственные пределы буржуазного общества выступало в трех основных формах, а именно: 1) уход в природу, которая была либо камертоном бурных душевных переживаний, либо инобытием идеала свободы и чистоты (отсюда – критика города идеализация простых тружеников, в особенности сельских интерес к ихдуховности, выраженной в фольклоре).
Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Он может посвятить всю жизнь поиску голубого цветка» – своей мечты и идеала. Его произведения имеют схожесть с произведениями Джека Лондона. Но, за это время появились новые идеи во всех областях жизни, которые прочно засели в головах людей. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. Он совершает героические поступки, способные вдохновить окружающих.
Холст, масло. Второе направление бегства – уход от действительности в иное время. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины. Романтизм Романтизм (фр. Ларсен отождествляет понятие «жизнь» с понятием «буржуазная цивилизация» и после этого ему не так уж трудно доказать ее порочность.
Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма. Вечно сомневающийся, недоверчивый, остро чувствующий трагический разлад мечты и действительности, — настоящий романтический герой. Толстой и др. «Девятый вал».
В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии. Большее внимание автор здесь уделяет персонажу – капитану шхуны «Призрак». Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда.
Бородин, Ц. А. Почти всю её композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Особенно его привлекают красочные ландшафты, либо покоряющие глаз мягкой прелестью (Мерцающее Озеро в «Зверобое»), либо величаво-суровые, внушающие тревогу и трепет. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Делакруа предстает здесь мастером колорита. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищённых зрителей.
Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799—1852). Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Наконец, в случае отсутствия реального территориального адреса бегства, он выдумывается из головы, конструируется в воображении (фантастические миры Гофмана, Гейне, Вагнера). Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника. Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона.
В окончательном варианте полотно представляет тот момент, когда уже отчаявшиеся люди видят на горизонте судно «Аргус» и протягивают к нему руки. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Но после войны народ не получил воли. Франсиско Гойя.
В ходе работы было внесено несколько изменений. Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи».
Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Как явление культуры романтизм сформировался из особого мировосприятия, порожденного итогами Великой французской революции. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809).
Ученик классика Герена, Делакруа шел, однако, решительно против наставлений своего учителя. Живопись не была исключением. Русский музей. Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков.
В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Теодор Жерико. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг. Художником показаны не только их страдания и муки, но и стремление во что бы то ни стало выйти победителями в схватке со смертью.
В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. И. К. Айвазовский. Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С.
Именно неудовлетворением Жерико политикой Наполеона было продиктовано его поступление на службу к Людовику XVIII, занявшему французский трон в 1814 г. С пессимистическими настроениями было связано и то, что после второго захвата власти во Франции Наполеоном (период Ста дней) молодой художник покидает родную страну вместе с Бурбонами. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников.
Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) вошёл в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего.
С. Ф. Щедрин. Орловский.
Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р. У. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей.
Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты. На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. В неоготическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения – здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью.
Насколько романтизм был настроен на практическую, направленную в будущее деятельность, можно судить, например, по работам Новалиса «К Бонапарту», «К новому столетию», «К народу Европы», «Против старой морали». Не случайно современники назвали ее «Марсельезой французской живописи». Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830).
В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Сдержанность и смирение были отвергнуты. К. П. Брюллов.
В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. 1826 год.
Оригинально колористическое и композиционное решение картины. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774—1833). Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный.
Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их. За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок.
Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер).
Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. У ног Свободы раненый. Яркий пример западноевропейской пейзажной живописи романтизма – творчество немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774 – 1840).
Тёмная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. В духе романтической традиции они считали искусство выражением времени, духом народа, но их тематические или формальные предпочтения, сначала звучавшие как лозунг объединения, через некоторое время превратились в такие же доктринерские принципы, как и у Академии, отрицаемой ими. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году. Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Однако, если вдуматься, не «мировая скорбь» и утонченная любовь к руинам (в прямом и переносном смысле), которые часто отмечали как определяющие черты романтизма, а инициатива преобразования составляет существо романтического мировоззрения.
Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость. Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. На полотне, посвященном известной писательнице (1834) изображена благородная и сильная духом женщина, восхищающая современников.
Этому же он стремился научить и последователей. В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus – римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Ирвинг, Купер, У. К. Однако здесь этот мотив выражен еще не так ярко, как в более поздних произведениях Жерико. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Лувр.
Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Излюбленный тип романтического пейзажа — затянутое темными тучами небо, сквозь которое пробивается лунный свет или мрачное бушующее море, где все напоминает о неустойчивости человеческой жизни. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах.
Вот таким образом каждый персонаж, являясь частью единого целого картины, составляет и нечто замкнутое в себе, представляет собою символ, отлившийся в завершенную форму. Яркий след в истории мировой художественной культуры оставили прерафаэлиты («Pre-Raphaelite Brothers» – «Братство прерафаэлитов») – объединение молодых живописцев, возникшее в Лондоне в 1848 г. и явившееся реакцией на творчество бездарных подражателей Рафаэля. Третьяковская галерея. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» — светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» — впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности.
Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах.
К. Айвазовский». В литературе возникают образы игроков – людей, которые играют с судьбой.
Отсюда тема рока, сверхъестественных сил, фатума очень сильна в романтизме. Стиль художника отличался рельефной фактурой. Художник заносил их в дневник. Классицисты ы первую очередь передавали скульптурную четкость форм, а романтисты придавали исключительно важное значение эффектам освещения, образующим контрасты света и тени, а также сильному звучанию насыщенных красок – все это призвано выразить порывы души, переживания человека. Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. Следовательно, не было и этой причины. Художник утверждал, что главное – наблюдать за природой. «Вид в Сорренто».
Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Не менее красочна композиция «Правосудие Траяна», созданная в том же 1840 г. Современники художника признали эту картину одной из лучших среди всех полотен живописца. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. 1850 год.
Художником удачно найдена гармония цветов: желтоватого тона лица, ярко- красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и чёрного лака сапог. Этого требовало образное решение картины. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус. Мастер редко обращался к этому жанру. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы.
Слева студент с ружьем. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»).
Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Я думаю, что Джек Лондон был отнесен к классикам для юношества слишком поспешно. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно.
На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Написана она была в 1819 г. и в том же году выставлена в парижском Салоне. Так в чём же между ними разница. В России романтизм появился в работах многих мастеров (представители А. 0. Вальдмюллер).
В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Излюбленными мотивами художников того времени были горные пейзажи и живописные руины.
Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Без прямого указания на профессию живописца. Мною были прочитаны такие его романы, как «Зов предков», «Белый клык», «Смок Белью», а также большое количество рассказов.
Да, конечно, его веселость. Изменилось их место в обществе. В «морских» романах Купер столь же ярко рисует изменчивую, грозную и чарующую стихию океана. Важное место почти в каждом романе Купера занимают тщательно выписанные батальные сцены.
Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827). Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон. Этот образ необычайно экспрессивен и динамичен. Смогут ли устоять люди. Те же черты манеры старых мастеров видны и в картине «Бег свободных лошадей в Риме», написанной приблизительно в 1817 г. и представляющей состязания всадников на одном из карнавалов, проходящих в Риме. Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр.
Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К. Одним из главных постулатов провозглашённой ими декларации стал призыв: «Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее». 1814 г. Прадо, Мадрид Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию.
Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. От нее, как от источника света в центре энергии, расходятся лучи, заряжающие жаждой и волей к победе.
«Портрет М. Ю. Они стали инициаторами изучения и возрождения фольклора и других форм народного творчества. Изменилось их место в обществе. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Хотя и в этом произведении выразительность форм и лиц замечательнее колорита, тем не менее, мало чем нарушаемый однородный серый тон производит впечатление.
Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. В Европе быстро распространилась новая модная болезнь «Мировая скорбь» и появился новый герой, тоскующий, странствующий по свету в поисках идеала, а чаще в поисках смерти. Едва рассказчик, Хэмфри Ван-Вейден, сбежал с «Призрака», пустившись в шлюпке вместе с поэтессой Мод в рискованное плавание, завершившееся на необитаемом острове.
Смогут ли устоять люди. Это ощущение усиливается за счет точной передачи пластики (позы, жестов) человеческих фигур, а также использования ярких и сочных цветовых сочетаний (рыжие, гнедые, белые кони насыщенно-синие, темно-красные, бело-голубые и золотисто-желтые куртки жокеев). Эжен Делакруа. Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).
Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. 465, 5 х 651 см. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии.
Фигура отважного солдата еще не раз будет возникать в творчестве Жерико. Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе».
Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности. Музыканты, художники и писатели в своих произведениях стремились показать высокое предназначение человека, его богатый духовных мир, глубину чувств и переживаний. К их знаменитым программным произведениям можно отнести картину Джона Эверетта Миллеса (1826 – 1896) «Офелия», сюжет которой был навеян трагедией Шекспира «Гамлет». Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»).
Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком. Александр Гессе (род. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека.
«История американского флота», свидетельствующая о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство Купера. Купер считается ранним романистом. Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина.
Причем характер набросков заметно отличается от стиля всего произведения. П. И.
Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Жизни и быту столицы Англии Жерико посвящает цикл литографий, среди которых наибольший интерес представляют работы, получившие названия «Большая английская сюита» (1821) и «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. В это время живописцем было создано большое количество портретных работ.
Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю).
Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера). Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Плот «Медузы». В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье.
2. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему грозовому небу. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро).
Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Делакруа был в самом деле полководец, но без армии, так как его последователи мало-помалу дошли до пути, ведущего к отрицанию искусства и заменили искусство живописи ловкой техникой. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. В полотнах Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» и «Раненый кирасир»), Делакруа («Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г. )»), Гойи («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев») были провозглашены новые идеалы и художественные принципы.
Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. К. Д. Фридрих. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой.
В поисках новых ориентиров, свободных от академических условностей, за образец искренности и художественной свободы они взяли средневековое искусство. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно.
Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Портрет Шопена, написанный четырьмя годами позднее, в 1838 г., представляет поэтический и одухотворенный образ великого композитора. Если опираться на философские рассуждения эмпиризма или кантовского идеализма, то романтизм можно охарактеризовать как реальность, пропускаемую через субьективную призму сознания и художники, с их повышенной восприимчивостью и чувственностью, способны как никто другой эту реальность преобразить в своих работах. Отличной иллюстрацией к предыдущем рассуждениям служит работа «Ребенок на лугу» (1808 г. ) художника Филиппа Отто Рунге. Они привнесли в живопись всю полноту романтического мироощущения и наполнили её поэзией. Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель, Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте, которая ставила во главу угла творческие возможности разума.
Как и в других странах, художники, принадлежавшие к русскому романтизму, внесли в классические жанры портрета, пейзажа и жанровых сцен абсолютно новое эмоциональное настроение. Эти годы нельзя назвать яркими и чем-либо примечательными в творчестве художника. Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Он гордится внутренней свободой собственного Я и в то же время страдает из-за этого. Существовало и другое толкование этого термина.
А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Девиз революции «Свобода, равенство, братство. » оказался утопическим.
Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799— 1852). Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Не находя опоры в настоящем, романтизм разрывает естественную связь времен: идеализирует прошлое, особенно средневековое: его нравы, образ жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), ремесленный уклад (Новалис, Гофман), патриархальный быт крестьян (Кольридж, Ж. Санд) и многие другие конструируют предполагаемое будущее, свободно манипулируя с временным потоком. 1836 г. В борьбе со стихией: пейзажная живопись романтизма. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года.
Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. С. Ф. Щедрин.
В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Не была исключением и живопись. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым.
Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Особенно высоко ценится, наряду с великими, незаурядными личностями, личность художника.
С другой стороны, она же служила глобальной цели: искусство развивалось как совокупность отдельных видов, различных школ, подобно тому как общество развивалось как совокупность «атомарных» индивидов. При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией.
Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Каждому открывается душа природы по-иному. Это «романтический историзм» и «индивидуалистический субъективизм».
Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Закат солнца. Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус — 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке.
Ярким представителем романтизма в живописи был художник-пейзажист К. Д. Фридрих, который делал акценты на силе и могуществе природы, горных, морских пейзажей, созвучных человеку. Они внесли много нового в изобразительное искусство. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела).
Восприятие их требует углубленного сопереживания. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён.
А лейтмотивом любого пейзажа он считал небо. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала. Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли).
Господствует чувство непринужденности, естественности. 1848 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. И вновь вернули художнику.
Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: – картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), – портреты («Семья короля Карла IV», 1800), – росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), – картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. Далеко не случайно именно в романтизме появляется идея «синтеза искусств».
Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». По приезде в Париж художника особенно заинтересовала графика. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика.
Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Однако не это является главным достоинством композиции. Смогут ли устоять люди. Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради неё». В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых – "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо, готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). «Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. Среди подобных образов особенный интерес представляют герои картин «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир», созданных в 1812-1814 гг.
Композиция картины представляет всадника в необычном ракурсе внезапного момента, когда конь вздыбился, а всадник, удерживая почти вертикальное положение коня, повернулся к зрителю. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Блехен по своей тематике — художник-пейзажист. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Среди других художников – романтиков можно назвать Фузели, Мартина.
На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Мусоргский, А. П. О. А. Кипренский. В 1818 г. он создает ряд литографий на военную тему, среди которых наиболее значимой была «Возвращение из России». Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный.
К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. Холст, масло. В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании.
Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Вот таким образом образы на портретах очень выразительны и глубоки. «Плот «Медузы»» представляет Жерико как замечательного мастера композиции. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт.
В частности на формирование русского пейзажа (представители Сильв. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого.
Жерико, Делакруа и его последователи. Они должны были стать своеобразными иллюстрациями, демонстрирующими различные психические заболевания человека. 1819 г. Лувр. Причем реальная действительность, «проза жизни» с их утилитаризмом и бездуховностью расцениваются как недостойная человека пустая «кажимость», противостоящая подлинному ценностному миру. Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом. Особенно надолго «останется» в моей памяти капитан шхуны «Призрак» – Волк Ларсен.
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией, обозначенной появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Отсюда и проистекает такая важнейшая черта романтического мировоззрения как «индивидуалистический субъективизм», – черта, подпитываемая сознанием глубокого одиночества человека во враждебном мире.
Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником). В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера.
Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал. основные черты стиля романизм – динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). X. Хант). Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой. Свобода на баррикадах.
Рунге, К. Д. А развитие романтизма в США граничит с утверждением национальной независимости. После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт».
Париж. Причиной его появления стало разочарование в итогах Французской революции. Одной из наиболее ярких работ этого периода стало полотно «Скачки в Эпсоме», созданное в 1821 г. В картине художник изображает несущихся во весь опор лошадей, причем ноги их совсем не касаются земли. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Сдержанность и смирение были отвергнуты.
Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Именно в ней воплотился давний замысел художника показать борьбу греков с турками. Парижский гамен неистово размахивает пистолетами. Его родители умерли, когда он был совсем юным. В сравнении с ними композиция «Алжирские женщины в своих покоях», созданная в 1834 г., кажется спокойной и статичной.
Художник стремится отразить реальное положение вещей, все те бедствия, которые пришлось пережить на чужбине брошенным своим полководцем французским воинам. Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев.
Эжен Делакруа (1798 – 1863) стал тем художником, который сумел выразить широчайший масштаб современной истории. Только лишь после прочтения всей книги я понял, что автор здесь затрагивает огромное количество «вечных» проблем и споров. Так были написаны портреты «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем».
Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки.
Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. В произведении «Возвращение из России» впервые прозвучала тема борьбы человека со смертью. Романтики в очередной раз зарядили европейскую культуру пафосом сохранения и реставрации. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь.
Художественный стиль в немецком и австрийском искусстве распространённый в 1815—1848 годах. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков.
И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек. На картине изображён странник – сам художник, стоящий на тёмной, крутой скале. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Прочтение канонической темы Благовещения в одноимённой картине «Благовещение» было поистине новаторским и очень смелым. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Живописные полотна Т. Жерико и Э. Делакруа (Франция), Ф. Гойи (Испания), Д. Тернера, Д. Констебла, У. Блейка (Англия), К. Фридриха (Германия), С. Щедрина, О. Кипренского, К. Брюллова и И. Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма.
Более светлым стал колорит. Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2.