Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Экстатические образы похожи на бесплотные тени.
На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Каждая его работа на рынке— событие и объект повышенного внимания, в котором интересно все: атрибуция история написания, провенанс и пр. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
Мы не знаем точной даты его приезда в Испанию, но в хрониках Толедо его имя впервые упоминается 2 июля 1577 года. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество.
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Тонкая красная линия между ними ярко рисует образ искусства того времени. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Филипп IV и его жена Марианна Австрийская, одновременно приходящаяся ему племянницей, позируют за пределами полотна и отображаются в висящем на стене зеркале. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Античные герои-атлеты превращены в христианских мучеников, с покорным смирением принимающих божественную кару. Художник, отходя от общепринятой традиции, не оставляет никакой видимой границы между этими мирами— он использует вместо этого разные манеры письма в верхней и нижней части работы. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце.
Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. В музее собраны масштабные коллекции полотен Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, демонстрируются работы Санчеса Коэльо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14).
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Помнению художника искусство лечит, таккак свет побеждает смерть. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Тому есть несколько причин.
Крит в те времена был владением Венеции.
Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите.
Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры.
Однако это не вполне справедливо— все же он совершенно самобытный, стоящий вне какой бы то ни было школы художник. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Когда художник отказывается рисовать портрет, кардинал начинает порочить искусство иприходит квыводу, чтоискусство опасно, таккак некаждый может еговынести. К концу жизни художник был практически разорен.
Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Страдания. Икаждый хочет этот цветок сорвать испрятать. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. О его жизни известно очень не многое.
В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.
Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Только рядом сЭль Греко перед нимоткрываются врата света ион видит ангелов. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). При этом он был человеком Ренессанса.
Судебный процесс надЭль Греко этоне чтоиное, какжелание сломить еговолю иподчинить себе. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения.
Работы последних десяти лет жизни Эль Греко проникнуты трагизмом идеей тщетности всего сущего и приближения судного дня. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Что, вобщем-то, справедливо.
Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. одухотворения и оцепенелости. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия.
В связи сэтим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся кживописи, чем киконописи. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Автопортрет Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Вистории ЭльГреко кардинал сыграл большую роль. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание.
По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии Игость был поражен нестандартностью мыслей Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, азатем принялся за Микеланджело: дескать, он, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Великий испанский художник Эль Греко был рожден в 1541 на Крите. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана.
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Однако вряд ли это справедливо. Сейчас он находится вТоледо. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом).
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Терезы и других испанских мистиков XVI века. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Картины ЭльГреко рождают вдуше кардинала самые светлые чувства.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Как это возможно.
Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. ДляЭль Греко искусство—свет, адля кардинала светом является самхудожник. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью).
Интересное решение для передачи этого сюжета находит художник Эль Греко в картине «Вознесение». Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру).
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная картина изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия. Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Большое внимание уделено эстетике ЭльГреко. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Не осталось унего иучеников. Невозможно забыть его лицо исполненное любви и милосердия к людям. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св.
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. —Боль. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Город оказал на него огромное воздействие.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
1572). (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Художник применяет столь высокий горизонт, что земля поднимается отвесно, а изображенные на ней фигуры словно соскальзывают вниз. Стефан и Св.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно.
Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Находясь во Франции, однажды в холодный зимний день он встретил на дороге обнаженного нищего, ударом меча рассек свой плащ и отдал нищему половину. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
1576) и др. Но многие приемы абсолютно необычны. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»).
И, пожалуй именно эти холсты могут теперь, по прошествии стольких лет, наиболее полно рассказать нам об этом фантастическом мастере, ни на кого не похожем. Нов тоже время желание быть единственной моделью художника превращает кардинала впалача. В целом картины Эль Греко относят к венецианской школе живописи. 1600). Почему так произошло. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве.
Смерть. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Но все неузнаваемо преображено художником. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. данным – ок. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Слава Богу, что так. Ивновь фигура Христа здесь— центральная.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Ониделают егочеловеком. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. Оннеоднократно задается вопросом, чтоделает человека святым. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде нет равных в мире. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). В филиале музея Casn del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века. Икак только это произошло, стало возможно пришествие вмир Спасителя— Бог вышел навстречу человеку. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства.