В картине присутствуют два плана. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Ему дорого их здоровье и самочувствие. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее.
По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Она очень мила. Деог был старшим из восьмерых детей в семье.
1625 год. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра. Но прежде всего Веласкес – художник. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16).
Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. До 1623 работал в Севилье.
Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. А почему в мастерской находится инфанта. Рядом с ней показаны карлики и фрейлины, одна из них, юная Агостина Сарэтикету, находится перед инфантой, протягивая ей стакан с водой.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Краски мастер клал тонким слоем так, что в некоторых местах просвечивает холст для того чтобы подчеркнуть какую-либо характерную деталь внешности, художник использовал более плотный мазок. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
До 1623 Веласкес работал в Севилье.
У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Присутствие короля и королевы определяет парадный характер картины, но она одновременно явилась рассказом о жизни королевской семьи. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
В 1617 получил звание мастера. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Они изображены на переднем плане, в центре картины. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид.
С неё было сразу же сделано несколько копий. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Даже не так. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Веласкес воссоздает атмосферу труда, творящего искусство и вся картина прославляет само искусство. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Довольно необычна композиция картины: в центре зала стоит маленькая инфанта в окружении фрейлин, находящаяся здесь для того, чтобы развлекать своих родителей — короля и королеву, которые позируют художнику. На переднем плане – несколько работниц. Каждый образ на редкость красноречив. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью.
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон). Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. В левой части картины изображен сам художник.
Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Веласкес изобразил на своем полотне сцену передачи ключей от города губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Ввиду исполнения обязанностей главного художника при королевском дворе, большинство его работ стали известны значительно позднее времени своего создания. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Оно проявляется во многих его работах. Картина написана на евангельский сюжет: «Женщина именем Марфа, приняла Его в дом свой у неё была сестра именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. В остальных случаях большое значение имеет мнение специалистов, которое иногда бывает единогласным, а иногда спорным.
Некоторые из них— например, два конных портрета— в мае 1627 года были отправлены герцогу Гонзаге в Мантую его мадридским посланником, а некоторые погибли при пожаре 1734 года. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему рассерженное письмо и в 1651 году художник возвращается в Испанию. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
Основной пафос картины – несомненно, великодушие. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня.
Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Ему 57 лет. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Вероятно.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. И нет этому конца и нет покоя. Марфа. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес.
Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Их позы и жесты живые, естественные.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
Дело в том, что у художника на картине на груди – крест ордена Сант-Яго, а у Веласкеса его тогда ещё не было. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).
Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Его картины очень многоплановы. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. На фоне тонко прописанных пейзажей показаны всадники: мужчины в костюмах полководцев, женщины – в роскошных туалетах. С 1622 года он возглавил правительство. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Далее.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. На фрейлину она не обращает внимания.
Будущее художника и его семьи стало намного стабильнее, к тому же отпала необходимость писать картины на религиозные сюжеты, которые с удовольствием приобретала церковь, но к созданию которых Веласкес не чувствовал склонности. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Итак, время действия – 1656 год. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо.
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. От него невозможно оторваться, я с ним перед отъездом из Рима прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься — думаешь, а вдруг в последний раз его вижу». Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта.
Мощное цветовое звучание портрета, построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, становится как бы выражением энергии и темперамента изображенного человека. 1648, Прадо, Мадрид). Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Впоследствии оно только увеличивалось. И почти невероятным.
Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. На втором показана мастерская художника. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Художник передает ее мягкие, детские черты лица. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Разумеется, нет. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Картина осталась там же, где и была написана, – в Риме и вот таким образом приобрела широчайшую известность – в отличие от многих других работ художника, укрытых от посторонних глаз в покоях королевских дворцов. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Каганэ. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе.
Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Теперь Веласкес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья».
и о наличии вакансии на это место. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. скажи ей, чтобы помогла мне.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Веласкес Диего, великий испанский художник.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Полотно хранится в музее Прадо в Риме. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) – обе в Прадо.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Примерно в это же время Филипп IV поручил живописцу руководство оформлением интерьера нового королевского дворца в Буэн Ретиро. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения.
Но теперь, выбор типажей стал смелее, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Игра светом снова используется для расстановки акцентов – лица мужчин обеих армий, выписанные светлее остальных, одинаково благородны. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Это период, когда Испания правила миром.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Лица обеих групп реальны.
Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Ничуть не бывало.
«Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. На это указывает отражение в зеркале. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
На протяжении 1630 – 1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид).
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.
Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Лица моделей еле-еле намечены легким движением кисти и тем не менее довольно ясно видны строение и характерные черты.
Резко ограничилась и тематика картин художника, а основным жанром на многие годы становится портрет. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Картина посвящена единственному победному событию в бесславной для испанцев борьбе с голландцами. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Веласкес картины писал в особенной манере. Девочка в центре картины – единственная на тот момент дочь Филиппа и Марианны, пятилетняя Маргарита. Познакомившись с персонажами картины, мы не можем не удивиться ее странному названию: «Las Meninas. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). И в этом особенный трагизм. Однако изображая их по своему обыкновению правдиво, Веласкес делал это не для того, чтобы обидеть шутов, посмеяться над их физическим уродством, а напротив, он подчеркивал их достоинства: богатый внутренний мир, доброту, отзывчивость, терпимость к недостаткам других, которой иногда не хватает здоровым людям. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует.
На первом изображена мастерская, где происходит работа. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Может быть, он забыл о работе. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Картина хранится в мадридском музее Прадо.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
По третьей же версии, художник написал своеобразный автопортрет в кругу менин, тем самым намекая на своё положение при дворе. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.
У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
В облике этой малышки Веласкес постарался воплотить все изящество, благополучие, богатство и этой семьи. Она является одной из ранних работ художника. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». «бодегон»). Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда.
Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.