Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. У её босых ног лежит кошка.
Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны.
«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Картины пропитаны большим психологическим смыслом.
И в этом особенный трагизм. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). «Картиной создания картины назвал ее один из исследователей, – замечает В. И. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни.
В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс.
«Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
С ними античный бог вина Вакх и фавны. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. 1632 г., Мадрид, Прадо). Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Диего Веласкес родился в Севилье в знатной, но небогатой семье.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. bodegon – трактир, харчевня). Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильва Веласкеса (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657). Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Он создал галерею образов представителей испанского общества — аристократов, сановников, полководцев, кардиналов, дворян. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. 1630-е и 1640-е гг. — время расцвета портретного искусства Веласкеса. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Там его избрали членом римской Академии св. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. В ранний период творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес» изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевой, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта.
В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света.
Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи. скажи ей, чтобы помогла мне.
Виртуозный мазок разнообразен.
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда» (О. М. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. Сам художник изображён с крестом ордена Сант-Яго на груди, который он получил тремя годами позднее, в 1659 году, — по легенде, этот крест добавил к портрету сам король Филипп IV. 1617 г., Ленинград, Эрмитаж «Водонос», ок.
Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656). Существует несколько версий, противоречащих друг другу. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь.
и о наличии вакансии на это место. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника.
Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. Она была очень успешна. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Традиционные рамки портретных композиций изменились. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655).
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Веласкес Диего, великий испанский художник. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом.
И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей.
Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645).
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Наряду с охотничьими портретами художник исполнял традиционные конные, достигая в них порою непосредственности и обаяния образа («Конный портрет инфанта Валтасара Карлоса», ок. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала.
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. «1625 год. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Однако самый большой вклад Диего Веласкес внес сам. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Вскоре после его переезда в Мадрид король Филипп IV назначил его придворным художником. Иннокентий X был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Точно переданы приметы местности, следы недавних битв. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Позади нее разговаривают телохранитель дам и дуэнья Марсела де Ульоа, а в дверях стоит дворецкий Хосе Ньето.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»).
Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Марфа. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.
Звание мастера он получил в 1617 году. Бодегонес Веласкеса носили характер камерный. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.
Правда, передний план написан еще несколько тяжеловесно, контрасты света и тени довольно сильные. Меньше, чем за год до смерти Веласкес стал кавалером ордена Сант Яго, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. С 1622 года он возглавил правительство. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. Изображая короля и знать, он исходил из традиции испанского парадного портрета 16 в., но внутренняя характеристика портретируемых у Веласкеса многограннее. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Автор прописал её очень крупно и реалистично, а уверенность и точность движений он передаёт при помощи изображения крупных рук с закатанными рукавами и широкой спины. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
Построение композиции и сложнейшее решение света, проникающего в помещение через дверь в задней стене и вторую дверь и окно в правой его части, создает не только необычайно убедительное ощущение реального пространства, но словно втягивают в него зрителя, стоящего перед картиной. Каганэ. – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера искусств. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Однако отражение это темно и неясно.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня). 1635 г., Мадрид, Прадо). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон).
Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. «Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656).
Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Здесь наблюдается уже более смелый выбор типажей и реалистичные характеристики деклассированных представителей общества того времени. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
Впоследствии оно только увеличивалось. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Каганэ. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Благословляющий жест Божьего Сына распространяется не только на них, но и на всю скудную трапезу изображенную в сюжете основной картины. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Король и королева, Филипп IV и Марианна Австрийская (1634-1696), отражаются в зеркале в глубине картины, благодаря чему создается чрезвычайно сложная пространственная игра.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Основной пафос картины – несомненно, великодушие.
Герои «бодегонес» колоритны, но внутренне, психологически они еще статичны. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх».
Более зорким становится его глаз к внутреннему миру изображенных людей. Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил практически все придворное окружение своего отца.
Веласкес писал портреты-картины с пейзажным фоном, воспроизводившим воздушную глубину, мягкий серебристый свет, окутывающий фигуру, придает позам портретируемых большую элегантность, естественность («Портрет инфанта Фердинанда», ок. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. 1625 год. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.
Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Уже в ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность как бы приближенных к зрителю форм, строгость крупнофигурных композиций, придающих особую значительность изображениям («Завтрак», ок. Достоинства колорита сочетаются в картинах Веласкеса с ясностью и величественной простотой композиции, чувством моры. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Инфанта Маргарита (1651-1673), одетая в белое, находится в центре композиции, в окружении своих фрейлин, менин – Марии Августины де Сармьенто и Исабель де Веласко, двух придворных шутов – Марии Барболы и Николасито Пертусато и охотничье-сторожевой собаки.
Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались помочь художнику, предстать перед монаршими персонами ему так не удалось. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Семья его была не богата, по происхождению были португальские евреи, которые потом приняли христианство. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. 1620 г., Англия» Лондон, собрание Уэллингтон).
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Каждый образ на редкость красноречив. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
Луки и общества виртуозов Пантеона. В. И. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. Рисует он опять же портреты. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Последнее предоставляло большую свободу в выборе темы и вообще в творчестве, которой не обладали художники, привязанные к заказам и спросу на рынке. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру.
Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. «Менин» часто называют «картиной создания картины». «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Персианова).
Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма12. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. В. И. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. На фрейлину она не обращает внимания. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – «Венера Рокебю». Исчезают глухие темные тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. «В свете подобного толкования, – пишет В. И. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Каганэ. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. И портрет удался. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. У Веласкеса, наоборот, рама служит всего лишь случайным пролетом, по сторонам от которого и перед которым находится реальность.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Бытовой жанр приобретает новое звучание. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. Отсюда появилось большое количество завистников.
Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Может быть потому, что художник с целью некоего сарказма или иронии изобразил в зеркале богини красоты Венеры одутловатое лицо уже немолодой женщины.