Александр Иванов, картины которого стали для него смыслом всей жизни, оставил России богатейшее наследие. После смерти Александра Иванова картину «Явление Христа народу» у Академии художеств выкупил император Александр II за 15 тыс. Александр Андреевич Иванов (1806-1858) – русский художник, академик6 создатель картин на библейские и антично-мифологические сюжеты, автор известной полотна «Явление Христа народу». Александра Иванова, выдающегося творца, академика трудно назвать художником одной картины.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Иванова. Художник Александр Иванов, картины которого в большинстве своем малоизвестны, прожил половину своей жизни в Италии. Картины Иванова Александра Андреевича, представленные на этой странице, пронизывает дух поиска нового устройства жизни, более справедливого и гармоничного. Александр Андреевич Иванов (1806-1858) наиболее известен по своей картине «Явление Христа народу».
Картины Александра Иванова находятся в большинстве крупных музеев мира, в том числе Русском музее в Санкт-Петербурге, Третьяковской Галерее в Москве и др.
Ответ Иванова оказался двусмысленным. Автор картин на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажей и портретов. Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»).
От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал. Он был недоверчивым и замкнутым человеком. Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе. Сквозь привычные страдания впервые появилась отрада, -- писал Иванов о рабе.
Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын». На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю. Вот о каком понимании наготы здесь идет речь. Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас. Персонажи картины дают представление о различном отношении людей к этой встрече.
– Художник, график. Работа затянулась на двадцать лет (с 1837-го по 1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов и этюдов (около 600), многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность. Он словно пытается запомнить каждую деталь всего происходящего, чтобы потом все это воссоздать в своем полотне. Картина «Явление Христа народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в Академии художеств, но была встречена холодно. Сюжет картины был взят из Евангелия.
Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой. Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком.
Картина поглотила художника целиком. В 1830 послан за границу, побывал в Австрии и Германии. Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Эта картина стала его жизненным подвигом, над ней он работал целых 20 лет. Безвременная смерть помешала осуществлению грандиозных замыслов художника.
Художник-мыслитель, один из величайших русских художников. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. На измученном лице раба изборожденном морщинами, -- заметно подобие улыбки. Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя.
Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. В течение нескольких лет он исполнил две картины.
Его обучала мать и для него нанимали учителей. Работа над картиной затянулась и Иванов слал письма в ОПХ, прося отсрочки и заверяя в том, что скоро завершит работу. Александр Иванов внес заметный вклад в развитие европейского искусства. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. Ни в одной черте нет противоречия понятиям, почерпнутым из Евангелия, все в Нем изобличает Его божественное происхождение, все говорит о том, что Человек Сей – не от мира сего. Родился в Петербурге в семье художника А. И. Иванова.
Вследствие странностей характера Иванов жил особняком. В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. Художник Иванов Александр Геннадиевич. По-своему эпохальны многочисленные этюды к «Явлению Христа», ставшие для многих поколений русских художников истинной школой реалистического постижения натуры. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы.
Успех окрылил художника на создание монументального произведения «Явление Христа народу». В картине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами в абсолютно новом облике и занимает особое место. Иными словами, в образе постороннего наблюдателя. Он писал бескрайние просторы, лишь у самого горизонта очерченные цепочкой синих гор и один-единственный камень, показывая его форму, строение, тяжесть, цвет: серый, лиловый, рыжий. Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному.
Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве.
В конечном итоге «сомневающийся» один из самых красивых. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. Гораздо более непосредственно его поэтика сказалась в цикле библейских акварелей и рисунков (1850-е, в основном в ГТГ и ГРМ). Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».
В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело». Иванов изобразил себя в образе странника или путешественника. Далеко ушли мы. Гоголь, – ловить высокие движения душевные.
Известие это произвело на А. Иванова очень неприятное впечатление. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. От явной сатиры в первоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен в образе курчавого беса) до красивого лица, полностью соответствующего античным образцам. Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. В Харьковское Художественное училище поступил в 23 года. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля.
Именно таким был А. Иванов, это просвечивало даже в его кротких глазах, утомленных работой. Невозможно предположить, о чем думает раб. В 1831 году Иванов поселился в Риме. А. А. Иванов и Н. В. Гоголь были друзьями. Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре. По его мнению, «кропатели» гениями не бывают.
Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам. Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, так как я наг и скрылся» (Быт. У ног Иоанна Крестителя -- две сидящие фигуры: господин и его раб. В первой из них, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (18311833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы.
Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Под руководством профессора Егорова Ф. Е. Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника.
В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше и приступил к работе на нем. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. «Смотрящий» – это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире.
Брюллов называл Иванова «кропателем». Первоначально учился у отца, затем в Академии художеств у А. Е. Егорова (1817-1828). Все эти годы Иванов жил очень скромно, практически бедно. Художник сам, очевидно, понял это, так как прикасался к ней все реже и, скорее, по инерции или по обязанности, а в 1850-х годах почти забросил ее, захваченный новым замыслом – еще более грандиозным и уже откровенно несбыточным. Александр Иванов (1806-1858).
Замысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи. Волнение, вызванное проповедью Крестителя, охватывает людей. Образы в картине не просто толпа и вовсе не случайные люди. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна.
Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону.
А три дня спустя, 3 июля 1858 года, Александр Иванов скончался. «Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. И тут А. Иванова подстерегал еще один неожиданный удар.
Это крайняя фигура и на ней останавливается движение. Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника.
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты. Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины «Явление Христа народу». Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет.
Создается впечатление, что человек качается от дуновения ветра. Модели подбирались художником на протяжении длительного времени. Обладатель почетных грамот и дипломов. При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею, однако там не оказалось зала для размещения такого масштабного полотна.
Однако ясно выраженная в картине мысль о беззащитности человека перед лицом произвола, о попрании понятий справедливости и законности вызвала недовольство академического начальства. Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека. и у меня едва достает духу, чтобы более совершенствовать ее исполнение. Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены.
Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной – «Явление Христа народу». В течение нескольких лет он выполнил две картины: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-1833) и «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836). В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя. Раб – одна из самых сложных фигур для толкования. Этот образ словно состоит из одних лишь сомнений.
Главная идея полотна «Явление Христа народу» – тема выбора пути, которая впервые прозвучала в русском искусстве и потом еще долгое время многократно повторялась в различных ее аспектах, питая собой новые поколения художников. Уже в раннем своем творчестве молодому художнику удалось открыть потаенный смысл природы. попутно изучая основы библии. Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Картина говорит зрителю о прекрасном.
На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. В течение двадцати лет художник работал над грандиозным полотном Явление Христа народу (1837--1857, ГТГ). Картина была написана в Обществу поощрения художников. А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города». Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге.
Родился 3 июня 1962 г. в городе Харькове. Художник мучительно переживал свой провал. Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858), знаменитый художник, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят «Ветка», «Аппиева дорога при закате солнца» и «Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо» (все конца 1840-х – начала 1850-х). Однако Иванов не спешил возвращаться на родину: он был захвачен «всемирным сюжетом», призванным преобразить духовно не только искусство, но и все общество.
В журнале Сын Отечества появился резкий отзыв В. Толбина о его картине. Академик Императорской Академии художеств (с 1836). Иванов принялся за «Явление Христа народу». Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью.
С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын» и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы.
Интересна история создания образа. Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н. В. До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Онистал первым учителем своего сына.
Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: Порождения ехидны.
Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века. Художник, показывая в картине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора».
Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. В 1858 Александр Иванов вернулся в Петербург. Это прямой портрет Гоголя.
Художник мечтал о том, чтобы поместить свою картину в храм Христа Спасителя, который строился в Москве и написал для него эскиз заалтарного образа («Воскресение», 1845). Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Пенсионер Академии в Италии (1831-1858). Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие».
Сын повторял судьбу отца.
Двадцать лет трудился А. Иванов над своим полотном. Записи живописца показывают, что он задумал картину как историческую. Кто внушил вам бежать от будущего гнева. В библейских эскизах позднего периода Александр Иванов новаторски решал проблемы монументального стиля, мечтая воплотить их в росписях на стенах специально построенного здания общественного назначения. Вся семья жила художественными интересами.
Огромное значение имела для художника дружба с Н. В. Гоголем. Во второй, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (18341836) использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. Здесь звучит тема наготы. Бледное исхудалое лицо Предтечи, его огненный взор и страстные речи, все движения этой прекрасной, величественной фигуры потрясают присутствующих и страхом и надеждой. Иванов Александр Андреевич.
Первые уроки получил от отца, а с 1817 по 1828 год учился в Академии художеств. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. Место положение «сомневающегося» тоже о многом говорит: он расположен с краю картины, у дороги, сомневаясь идти за Христом или нет. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии. Им сделаны копии «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, он придумывал эскизы на сюжеты из Библии изучал Священное писание, задумывая написать большую картину о первом явлении Мессии людям. Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем.
В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник и исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет». Участник многих региональных, республиканских международных выставок. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. Но это не означало отрыва от России.
Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. В то же время в картине появляется еще один интересный персонаж – его принято называть «ближайший ко Христу». Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». В мае 1857 года он вернулся на родину. При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича.
Художник много наблюдает изучает поведение и привычки людей, но главная его цель – заглянуть в глубины человеческой души, показать, какова реакция конкретных людей на приход Спасителя. «Сомневающийся» на полотне находится в группе апостолов. «Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево. Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов. Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике».
Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя. Постепенно художник стал проникаться сознанием значительности этого поворотного события в истории человечества и замысел его начал приобретать черты грандиозности. Вгоды учебы за успехи в рисовании был награжден двумя серебряными медалями, в 1824 году получил малую золотую медаль за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора», в 1827 году за картину «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона» награжден большой золотой медалью и удостоен звания художника XIV класса. Сотворите же плоды, достойные покаяния.
Решил попробовать свои силы на меньшем по объему произведении «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». 3:9, 10). На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат. А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером. Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. Одним из первых в мировом искусстве разрешил ряд чисто живописных проблем.
А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа. Г. С. Сковороды на художественно-графический факультет. С отличием закончил его в 1992 году. Член творческого союза художников. Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже.
Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах. Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. Однако, поездка чуть не сорвалась. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты.
А поступил Александр учиться вольноприходящим учеником в возрасте 11 лет. Работа затянулась на двадцать лет (1836 – 1857) и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург.
Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Закончив один курс, поступил в Харьковский Педагогический институт им. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской.
До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Александр Иванов был старшим ребёнком.
Страх и робость от римлян и проглядывающие чувства, желание свободы и независимости. Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. Другое обвинение В. Толбина заключалось в следующем. Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой.
Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, – общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины. Официальные академические круги высказали свое резко негативное отношение к картине, утверждая, что автор не оправдал надежд и ожиданий. Сам Иванов любил эту картину. «Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой – темной на светлом фоне. Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше и вновь приступил к работе.
Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Непостижимость Духа Божия не мог вполне объять дух никакого смертного и представить Его, каким Он есть. Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Предопределил пути развития исторического жанра в отечественном искусстве. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины.
Ранние работы Иванова («Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Иосиф, толкующий сны» (1827), выполненные в традициях академического классицизма, обеспечили ему статус «пенсионера» Общества Поощрения Художеств, что позволило художнику поехать в Италию для знакомства с шедеврами классического искусства и дальнейшего совершенствования мастерства. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. В это время он начал работать над своим самым знаменитым и масштабным полотном «Явление Христа народу» (1837-1857), работа над которым затянулась на долгих 20 лет.