Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Десять книг о зодчестве. Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье».
В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности.
Несмотря на неудачу, Леон Альберти сумел разработать новый способ определения глубины. В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система. «Искусство жить постигается в деяниях», – подчеркивал Альберти.
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику задний, улиц, площадей. Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы).
Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». 1-3, 1433-37, кн.
Такое методическое требование было новаторским шагом. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти". Живопись охарактеризована Альберти как «проекция линий и цвета на поверхность».
Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми имея в виду главную цель – укрепление семьи, её внутреннюю гармонию. По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Только гармоничное сочетание всех факторов ведет к совершенству произведения.
Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. Основной акцент он делает на контурах, построении композиции и оттенках. Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом.
Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Просторная купольная ротонда, открывавшаяся посетителю в глубине сводчатого зала, пробуждала воспоминания о постройках древнего Рима. В 1443 кардинал Просперо Колонна поручил ему поднять со дна моря затонувший корабль. 1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн.
Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века). По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Он создал во многом оригинальную, хотя и опиравшуюся на многих древних авторов (Платон, Аристотель, Ксенофонт, Теофраст, Цицерон, Катон, Сенека), гуманистическую концепцию человека, основывающуюся на идее гармонии. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность).
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. После римского восстания.
еЗП РПМПФЕО Й УЛХМШРФХТ УПИТБОЙМПУШ НБМП. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. М., 1935, I, стр. Такое идеальное общество мыслится им в форме абсолютного города, описанного в Десяти книгах о зодчестве.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности.
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Изобразил он также перспективный вид Венеции и собора Сан Марко, но фигуры на нем были исполнены другими мастерами это одна из лучших его живописных вещей. И хотя его постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве.
Способности человека. Выступил как архитектор-практик. Он получил всестороннее образование.
Человек мудр и обладает чувством собственного достоинства. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком.
Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Альберти пробовал себя в роли художника и скульптора, но в итоге остался теоретиком. Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала.
«В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть).
фТБЛФБФ п УФБФХЕ ОБРЙУБО, ЧЕТПСФОП, Ч 1453 З. ч ФТБЛФБФЕ п ЦЙЧПРЙУЙ (1436 З. ) ДБОП РЕТЧПЕ ОБХЮОПЕ ПРЙУБОЙЕ РЕТУРЕЛФЙЧЩ. В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн.
Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти (1404-1472) –яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров. В 1421–1428 гг.
Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». В возрасте 24 лет Альберти получил степень доктора в области права в университете города Болоньи — одном из крупнейших научных центров того времени. В 20 лет он написал комедию «Филодокс», затем увлекся естественными науками и математикой. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной.
«В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По Альберти идеальный человек согласовано сочетает в себе силы воли и разума, душевный покой и творческую активность. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии.
Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св. Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения.
4, 1441 опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964). Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).
Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. В период 30-х – начала 40-х годов он пишет ряд сочинений на латинском – «О преимуществе и недостатках ученых» (De commodis et incommodis litterarum, 1430 г. ), «О праве» (De iure, 1437 г. ), «Понтифекс» (Pontifex, 1437 г. ), а также диалоги на моральные темы на вольгаре – «Теодженио» (Teogenio, 1434 г. ), «О семье» (Deila famiglia, 1434–1441 гг. ), «О спокойствии души» (Deila tranquillita dellanimo, 1443 г. другое название – «Бегство от несчастий»), В зрелый период творчества – в 40–60-е годы – Альберти создает трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре («De pictura», «De statua», «De re aedificatoria»), оказавшие влияние на художественную практику Возрождения. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441.
Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. В своих действиях он руководствуется принципами меры. Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия.
Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей. «Искусство жить постигается в деяниях», – подчёркивал Альберти.
ч нБОФХЕ ЧПЪЧЕМ ДЧЕ ГЕТЛЧЙ: уБО-уЕВБУФШСОП (1460 З. ) Й уБОФ-бОДТЕБ. Одно из главных положений в его гуманистической концепции – учение о гармонии как изначально присущей человеку неотъемлемой сущности.
Удлинение одного из концов креста создает преобладание продольной оси без нарушения центрического строения алтарной части, целиком раскрывающейся в пространство нефа. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Человек познает законы природы благодаря разуму.
Главными произведениями литературного творчества Альберти в 50–60-е годы стал обширный сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» (Intercoenales) – в него вошли и некоторые более ранние произведения, – а также примыкающая к нему этико-политическая аллегория «Мом или о государе» (Momus о de principe). Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Общество гуманист видит как гармоничное единство всех его слоев и этому должна оказывать содействие деятельность правителей. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467). Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада.
Трактат «О зодчестве» (закончен в начале 50-х годов) был напечатан в 1485 г. и многократно переиздавался в XVI в. в латинском варианте и переводах на новые языки. йФБМШСОУЛЙК БТИЙФЕЛФПТ, УЛХМШРФПТ, ИХДПЦОЙЛ Й РЙУБФЕМШ. Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др.
Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Здесь им были написаны его трактаты о скульптуре и живописи, а также его лучшие гуманистические сочинения на итальянском языке – "О семье", "О душевном спокойствии", которые сделали его общепризнанным теоретиком и ведущей фигурой нового художественного движения.
Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов — гармонии и совершенства. Леон Баттиста Альберти (1404–1472 гг. ) происходил из знатной флорентийской семьи. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис. В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства.
Альберти написал «Застольные беседы». Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко — от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. 1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке русский перевод – «Десять книг о зодчестве», 1935 – 1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства.
Среди первых литературных опытов Альберти – латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма. бМШВЕТФЙ ВЩМ ПДОЙН ЙЪ ЛТХРОЕКЫЙИ ФЕПТЕФЙЛПЧ ЙУЛХУУФЧБ. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве.
Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов.
Способности человека. Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц.
Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимым (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии.
Для достижения подобных результатов он советует художникам изучать природу Изображая человеческие фигуры, художнику необходимо помнить о пропорциях и соразмерности отдельных частей тела, которые должны соответствовать по величине, характеру и цвету ибо «если на картине голова будет слишком большой, грудь слишком маленькой, рука чересчур широкой, нога слишком пухлой, а корпус чересчур одутловатым, то общее впечатление будет однозначно ужасным». Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии.
Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
Примерно в 50-60-е гг. Проблемам земной жизни человека посвящены литературные произведения Альберти-гуманиста – морально-дидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные беседы», а также сочинение «Мом или о государе». Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам.
В этике Альберти центральное место занимает проблема противоборства человека и Фортуны. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). Трактаты Альберти «О живописи», «О скульптуре», написанные в 1434–1435 на латыни и позднее вышедшие в итальянском переводе, представляют собой первую научно обоснованную теорию искусства эпохи Возрождения. Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана.
Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. ч ТСДЕ ФТБЛФБФПЧ ПВПВЭЙМ ПРЩФ ЙУЛХУУФЧБ УЧПЕЗП ЧТЕНЕОЙ, ПВПЗБЭООЩК ДПУФЙЦЕОЙСНЙ ОБХЛЙ.
Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов. Его полотен и скульптур сохранилось мало.
В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция. Способности человека.
Само общество Альберти мыслит как гармоническое единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами.
Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Складывавшийся в итальянском гуманизме идеал гармонической личности получил наиболее цельное выражение в учении Альберти. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность).
Первые работы Альберти относятся к 20-м годам: это литературные произведения: комедии «Филодокс» (Philodoxeos fabula, 1425 г. ), «Деифира» (Deifira, 1428 г. ) и некоторые другие. В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. Само общество Альберти мыслит как гармоничное единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей.
Он наглядно излагает их на примере пирамиды. Все это придает образу, созданному Альберти, черты величия. Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный».
В эти же годы он разрабатывал свою художественную теорию в трактатах «О зодчестве», «О живописи», «О ваянии». Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу. 252).
По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Эти сочинения прославили его имя далеко за пределами Италии. По окончании университетского курса в 1428 г. Альберти получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432 г. – место в папской канцелярии, где прослужил более 30 лет. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Эти сочинения стали образцами гуманистической латинской прозы XV в. Среди последних произведений Альберти – утраченный впоследствии математический трактат «О принципах составления кодов» (De componendis cifris) и диалог на вольгаре «Домострой» (De iciarchia, 1470 г. ). Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен).
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. На службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой).
Альберти. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. 27). Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
В первом трактате (О живописи) Альберти излагает принципы построения перспективы, не утратившие своей актуальности и по сей день. Эрудиция и талант Альберти позволяют поставить его в один ряд с такими выдающимися личностями, как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564). «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности.
Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности". Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр.
Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро).
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. оБД ФТХДПН п ЪПДЮЕУФЧЕ (ПУОПЧБООПН ОБ РТПЙЪЧЕДЕОЙЙ чЙФТХЧЙС) бМШВЕТФЙ ТБВПФБМ ДП ЛПОГБ ЦЙЪОЙ ЙЪДБООЩК РПУНЕТФОП Ч 1485 З., ПО УФБМ РЕТЧПК РЕЮБФОПК ЛОЙЗПК ПВ БТИЙФЕЛФХТЕ. Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное.
Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. Развивая античные идеи «свободных искусств» («Artes liberalis»), Альберти переводит искусство из разряда чистого ремесла в область науки. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума.
«В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. В них Альберти свободнее и смелее пытался осуществить свою программу возрождения римской античной архитектуры. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. зПДЩ ЦЙЪОЙ: 1404-1472 ЗЗ. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти. Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве.
Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным. Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование.
тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Идея физического и нравственного самосовершенствования чуть ли не впервые была противопоставлена официальной церковной ортодоксальной доктрине.
Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). бМШВЕТФЙ ВЩМ ДТБНБФХТЗПН, НХЪЩЛБОФПН, НБФЕНБФЙЛПН Й УРПТФУНЕОПН, ЧПРМПФЙЧ Ч УЕВЕ РТЙУХЭЙК ЬРПИЕ чПЪТПЦДЕОЙС (тЕОЕУУБОУ) ЙДЕБМ ЗБТНПОЙЮЕУЛПК МЙЮОПУФЙ. Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти – имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. В палаццо Ручеллаи благодаря применению ордерной системы значительно смягчен резкий контраст между суровым фасадом и более нарядной архитектурой внутреннего двора, присущий более ранним дворцам. Творение себя самим, физическое совершенство – становятся целью, как и духовное.
В числе их есть рисунок моста св. 13. 6 Леон Баттиста Альберти. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком.
Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре. Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Согласно письменных источников (Дж. Интересы и познания этого «универсального» ученого были разносторонними и глубокими.
Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности обеспечить социальный мир путём нравственного совершенствования каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность.
Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства.
Согласно Альберти, общество есть гармоничное единство всех его членов, которое обеспечивается разумной деятельностью правителя, мудрого, просвещенного и милосердного. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
Значение Леона Баттиста Альберти (1404–1472) — гуманиста, поэта, теоретика искусства и архитектора для мировой культуры невозможно переоценить.