Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Папа Юлий II известен потомкам больше, чем многие другие выдающиеся первосвященники и правители. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Следующий папа Лев Х также был восхищен мастерством Рафаэля и поддержал продолжение росписи.
Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Нежная и юная мать – именно такой изображает Рафаэль мадонну, прославляя в ней гармоничного человека, который прекрасен и душой и телом. Свободные изящные, непринужденные рисунки Рафаэля выдвигают их создателя в ряд крупнейших рисовальщиков мира.
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». В вашингтонской картине круглая форма побудила на значительные диагональные телодвижения Девы и младенца, в то время как в более поздней картине он сильно замыкает фигуры, добавляя чувство нежной близости. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Главная фигура на полотне, конечно, Мария. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты.
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Этот камерный портрет действительно необычен. Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца изобразившего жену с маленьким сыном. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Немота героини чувствуется по выражению лица, по взгляду, по бездействующим, плотно сжатым губам. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно.
Скорее всего, его интересы разнообразны: его привлекает торговля, политика искусство, литература, наука. На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Это дало толчок к изучению Рафаэлем анатомии, механики движений живых тел, сложных поз После этого появляются на свет картины, где главные герои приобретают взволнованные движения, необыкновенные позы (Положение во гроб, Святая Екатерина Александрийская). Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Однако это никак не сказалось на его творчестве. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Художники-классицисты жившие после Рафаэля, считали его лучшим в живописи.
Самым талантливым был Джулио Романо. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В работах Рафаэля Санти присутствует необычайное согласие форм, гармония красок и движений. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Именно такие люди изображены на его полотнах. «Форнарина» (прибл. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Однной из самых ярких и мастерских работ художника, является роспись сводов капеллы Киджи. Оба они образуют группу, полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, не говоря о том, что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Тема картины могла быть заимствована из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика.
Рафаэль выбирает темы, отражающие различные виды интеллектуальной деятельности человечества: философию, поэзию, богословие и юриспруденцию. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна.
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Совсем иначе он писал своих мадонн.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Но явственна связь этих картин Рафаэля и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет и человекоподобные монстры в сцене «Святого Михаила»). В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. И Рафаэль учится и работает. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном.
От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене. Затем был переезд во Флоренцию и знакомство с работами и техникой Леонардо да Винчи.
Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Жесткий властитель, один из тех, кто терзал лоскутно-княжескую Италию, он отверг предложение Микеланджело изобразить его с книгой или крестом, потребовав меч. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Однако в следующие шесть лет, прогресс в соборе проходил очень медленно и его единственным вкладом, по-видимому, был прогнозируемое дополнение нефа к центрально запланированному проекту Браманте.
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Рост изобразительной мощи картин Рафаэля после его приезда во Флоренцию хорошо заметен в картинах «Сон рыцаря» и «Три грации». Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Это прослеживается даже в небольших его картинах: Мадонна Конестабиле, Сон рыцаря, Три грации Огромную роль в жизни Рафаэля Санти и в его искусстве сыграл переезд в Рим, где он стал перенимать мастерство Леонардо да Винчи. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. В них явно ощутимо влияние на Рафаэля великих флорентийских мастеров старшего поколения, особенно Леонардо да Винчи, чьё не дошедшее до нас в оригинале полотно «Битва при Ангиари» (1505) дало блестящий пример искусства на военную тематику. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Он идеально владел линией, умел мастерски выделять композиционные центры. Так началась история Рафаэлевых Станц. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Лица обработаны легкой светотенью и, в результате, они более грациозны, чем у Перуджино. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). А с XVI века начинается коллекционирование рисунков выдающихся мастеров – как образцов для молодых художников и как произведений имеющих самостоятельное эстетическое значение. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя.
Как архитектор, Рафаэль некоторое время руководил строительством собора Святого Петра. Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Здесь было у кого поучиться. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. По одной из версий, многочисленные шумные игры с любовницами привели к его преждевременной смерти в тридцать семь лет.
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Возможно он и был мягок, но также чрезвычайно талантлив, что было равносильно его стремлениям. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим.
Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Таким образом, Рафаэль – хотя он пока не желает и, возможно, не может преодолеть влияния Перуджино – показывает в картине «Распятие» свой собственный духовный склад. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. После этих картин, Рафаэль стает известен на всю Италию и Папа Юлий 2-й приглашает его работать в главных храмах Ватикана и Италии. На первой панели спящий рыцарь Сципион должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью). Он прожил остаток своей жизни здесь.
На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Сикста в Пьяченце. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. VI).
Зная чувство меры, баланса гармонии во всем, работы Рафаэля не «кричат», но отвести взгляд от них невозможно. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». Работа датируется 1498 годом. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа).
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Родившись и прожив детство в Умбрино, Рафаэль затем переехал в Перуджу, где начал свое обучение живописи. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. В этой и других комнатах папских апартаментов уже имелись произведения Пьеро делла Франческа, Перуджино и Луки Синьорелли, но папа решил, что этими работами нужно пожертвовать, чтобы разместить фрески молодого художника.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов».
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Он отличается необыкновенным чувством пропорции и остротой визуального восприятия. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой художник переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. У ангела слева одно крыло. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Изысканное моделирование фигуры Екатерины Александрийской, небольшое скручивание ее тела в момент, когда она облокачивается на колесо своего мученичества (на котором шипы с целью смягчить элемент жестокости заменены округлыми шишками) хорошо отражают сбалансированный характер искусства Рафаэля. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс.
В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников. На портрете Рафаэля – тот же, нуждающийся в мече, суровый и властный старик с плотно сжатыми губами сидит в кресле в глубоком раздумье.
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе.
Он убил его и спас от смерти девушку. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
Пейзаж этой картины Рафаэля выписан с особой тщательностью. Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения. Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. В 1513-1514 гг. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.
В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. Однако, как и было на протяжении всей своей карьеры, художнику удается использовать свой собственный стиль, при этом, по прежнему используя множество техник других мастеров.
Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Он даже обвинил художника в плагиате. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Первые уроки рисования и живописи он получил у своего отца — художника и поэта Джованни Санти. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. «Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Рафаэль потерял мать в раннем детстве. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.