В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Прекрасный земной мир с его ландшафтами и дворцами органично соединяется с образом Церкви, символом которой является Мария. Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
И Юльку я знаю с детства. Выхваченные светом руки и лицо позволяют более внимательно приглядеться к портретируемому. Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.
И лица у его пассажиров не такие, как у тех, кто ездит в метро. Живет человек один и ничего. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Наши матери дружат со студенческих лет. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование малых голландцев, то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть и за то и другое.
Они остаются в кухне, я ухожу к себе. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Тициан Вечеллио — итальянский художник эпохи Возрождения. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Это было давно, года три назад.
Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Я еще училась в школе. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини. Оно им схвачено и перенесено на полотно. А потом вдруг встречает кого-то и выходит замуж.
Ведь все, что существует в одном экземпляре, кажется более ценным. Тициан был величай- шим художником Венеции. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Наши матери очень хотели, чтобы мы подружились. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Берет, куртка с поднятым воротником, сумка на длинном ремешке. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне (Стрелковая гильдия св. Адриана и др. ) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. Он наметил эти пути в двух отношениях: во-первых, посредством гораздо более четкого и конкретного раскрытия личности и состояния души персонажа, чем у всех других художников итальянского Возрождения (за исключением Рафаэля, чьи портреты и Мадонны потрясают своей психологической глубиной), а, во-вторых, при помощи ясного указания социального положения тех, кого он изображал.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. В браке родится пять сыновей и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Они чуть не поссорились. Я давно замечала, что он на меня поглядывает.
Юлька поступала на филфак, на английское отделение и срезалась на английском. Я смотрюсь в темное стекло и мне кажется, это не я, а кто-то другой. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. То есть балл у нее был полупроходной. Это случилось тем летом, когда Юлька приехала поступать в институт и недобрала полбалла. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Портрет комсомолки тридцатых годов. Я шарф брошкой закалываю.
Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. Это первая моя свадьба. И всякий раз, когда они хотели подружить нас, они ссорились.
На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. Хотя, – показала она, – видишь вон тех двоих удивленных мужиков. Портрет комсомолки тридцатых годов. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии.
Вот таким образом, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Юля – дочь тихой Вари. У меня где-то должна быть репродукция, потом найду ее для вас.
На ногах его домашние тапочки. Вы эту брошку знаете, резьба по кости. И лица у его пассажиров не такие, как у тех, кто ездит в метро. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». Этим достигнуто создание законченного образа.
А в вагоне метро. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге. Они выписаны теми же четкими линиями, что и сам автор, так почему бы им не быть столь же реальными. – Вы когда-нибудь видели картину, на которой изображен Диккенс в его рабочем кабинете. Очень натурально.
У природы достаточно изобразительных средств и она вполне может не повторяться. Однако 1550-е годы были для Тициана временем перелома, что сказалось в изменении характера его творческих интересов. Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. Это Юлька любит такие разговоры. Портрет «Мужчина с перчаткой», написанный в 1523 году, можно по праву считать лучшим портретом своего времени.
Наши матери очень хотели, чтобы мы подружились. Принято считать, что картина написана Джорджоне совместно с Тицианом. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). И чем больше они старались, тем хуже все получалось. И мне тоже.
Причиной этого была во многом слава его портретов. Это мое хозяйство, тут никто, кроме меня, не разберется. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах.
Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Так вот, у нас в отделе сейчас жутко холодно, а рядом с моим столом батарея. С полотен 10 – 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи. И шарфик мне к лицу. Я рыдала, мама говорила, что сделает мне прививку от бешенства, а тетя Варя обиделась. Диана, олицетворение целомудрия (ее можно узнать по диадеме с полумесяцем), была настолько рассержена Актеоном, увидевшим ее божественную наготу, что превратила его в оленя, которого потом растерзали его собственные со- баки. От него исходит странное сияние, видишь. Увидели – и вздрогнули.
Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок. Теперь из тех старых работ на стене уцелела одна пастель: старуха с маленькими глазками и кривым лицом, в котором нет ни одной правильной черты. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. Художника, кажется, зовут Басс. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Они все одинаковы, эти патологические, трагические фигуры Ев, «святых» Ариадн и богинь пятнадцатого века на картинах Ван-Эйка, Бурдиньона, Ван-Геса, де Лимбурга, Мемлинга, Иеронима Босха, Дюрера, Луки Кранаха, Николая Дейтша и многих других. Все-таки интересно. И не дразнила тебя, как Гойева маха.
Как будто у трупа есть собственный источник света. Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания интереса и доброжелательности. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. И Юльку я знаю с детства. Почему-то у всех такое выражение, как будто они к чему-то прислушиваются.
Это очень ловкий ход. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения. Они чуть не поссорились.
В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, картина «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана. А вы что тут делаете. Мы с Нинкой об этом никогда не говорили. Как-то после ремонта маме пришло в голову украсить стены в этой комнате моими рисунками. написанных в 1560-е годы по заказу Филиппа II Ис- панского, его главного покровителя.
Я еще никогда не была на свадьбе. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Преобладающие строгие, темные тона призваны усилить ощущение тревоги и напряжения. И чем больше они старались, тем хуже все получалось.
Есть в нем какой-то архаизм. Но потом его начинают забывать. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. А потом вдруг встречает кого-то и выходит замуж.
Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. И это сделано намеренно. В качестве подарка герцогу с письмом были отосланы две картины: портрет самого герцога Аретино и портрет «Мужчина с перчаткой», на котором изображен Джироламо Адорно, покойный поверенный в делах императора Карла V в Венеции. Все-таки интересно.
Я еще никогда не была на свадьбе. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Мама зовет ее Варькой, а я тетей Варей, так как знаю ее с детства.
Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. А подружились мы сами по себе.
Наши матери дружат со студенческих лет. Какое разнообразие лиц.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». И не собачья, нет. Интерес представляет подпись художника справа под перчаткой, она выполнена в такой технике, что производит впечатление внутреннего свечения. Картина «Сельский концерт» или «Концерт под открытым небом» венецианского художника Джорджоне. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.
Это в основном изображение стрелковых гильдий – корпораций офицеров для обороны и охраны городов. Когда есть время, я хожу туда пешком. А почему бы и нет. На губах играет легкая улыбка.
Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Или женится. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Со времён античности обычной похвалой художнику были слова: «он представил своих персонажей как живых». В картине «Сельский концерт» находят руку Тициана иногда даже полностью приписывая ему данную работу. Во время его рождения не было мира на его родине.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Вернувшись в Венецию, Тициан, возможно несколько неожиданно для себя, оказался в роли ведущего венецианского живописца. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. Дата его рождения точно не установлена она определяется в промежутке между 1485 — 1490 годами.
– Теперь Рембрандт, – сказала мама. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Правая, освещенная светом играет румянцем. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Я ее придумала, но она получилась такая живая, как будто я знаю ее тысячу лет. Видишь, как подсвечены лица мужчин, которые глядят на него.
Про любовь и всякое такое. Верней, не моя, а Нинки. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио.
Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. По мнению большинства исследователей венецианской живописи эпохи ренессанса, данное утверждение является неверным. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Я не люблю трамвай. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини.
Ею «разорван» плоский холст. Я не была литературным ребенком, хотя сочинять начала очень рано. Мама зовет ее Варькой, а я – тетей Варей, так как знаю ее с детства.
Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Национальная галерея Шотландии. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. Тициан поистине мыслил краской. Я быстро собралась и покатила. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет.
Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. А еще через год он женится. Его поза естественна и непринужденна. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
Я смотрюсь в темное стекло и мне кажется, это не я, а кто-то другой. Но о нем лично известно немного. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Халс много работает в жанре группового портрета. Я не люблю трамвай.
И почему это жениха и невесту называют «молодыми». А вокруг него витают, подобно сигарному дыму, персонажи его книг: иные кружат над страницами раскрытой на столе рукописи иные парят за его спиной, а иные спускаются вниз, словно рассчитывают прогуляться по полу, подобно живым людям. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620 – 1640 годы. В Голландии работало множество живописцев. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Верней, не моя, а Нинкина.
«Портрет юноши с перчаткой» — одно из лучших творений Тициана. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Вот как рассказывал об этом один из его учеников:о.
1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии). Юля — дочь тихой Вари. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Он ее даже развернул, чтобы большой палец оказался не с той стороны. Живет человек один и ничего. Круг сразу придает законченность портрету. парную картину Диана и Каллисто (также Эдинбург) из цикла картин на поэтические темы для испанского короля, 1553-1562. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Однажды Юлька меня даже укусила, — ей было тогда четыре года. Тициан был первым итальянским художником, который приобрёл международную клиентуру. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели.
Это первая моя свадьба. Рынок близко от нас, две остановки на трамвае. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». И всякий раз, когда они хотели подружить нас, они ссорились. Юлька тоже моя подруга.
Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Я рыдала, мама говорила, что сделает мне прививку от бешенства, а тетя Варя обиделась. Он находится в частной коллекции.
Родителей дома не было. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Это Юлька любит такие разговоры.
Теперь топить стали лучше, посмотрим, пересядет он от меня или нет. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Они чуть ли не инопланетянина вскрывают. В сумке два чешских бокала для вина, мой подарок. Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто.
Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Как будто увидели, что мы стоим перед ними – два человека из будущего. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Берет, куртка с поднятым воротником, сумка на длинном ремешке.
В портретах Тициан старается выразить максимально точно характер портретируемого. Юлька тоже моя подруга. Рынок близко от нас, две остановки на трамвае. В ней он и умирает. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос.
Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. И мне тоже. Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед.
Все эти работы показывают насколько осмысленной стала работа живописца, какое место он отдавал в ней собственному пониманию мира, своим религиозным переживаниям. У меня свой стиль в одежде, это очень важно, правда. Каждый человек хочет быть единственным, неповторимым и, по-моему, он имеет на это право. От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Размер работы составляет 110 x 138 см, картина выполнена на холсте маслом. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
Смотрю и ничего не соображаю По-моему, это только повод. Будешь перебивать, не узнаешь, что было дальше. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе).
Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Иногда увидишь такое лицо. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Есть в нем какой-то архаизм. В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало.
Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Эдинбург. Просто повод, чтобы ко мне пересесть, правда.
На нас с тобой. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Перетаскивает свой стол впритир к моему. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Мне надо было еще заехать на рынок за цветами. Я быстро собралась и покатила.
Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Мы с Ниной об этом никогда не говорили. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. В сумке два чешских бокала для вина — мой подарок. Художник изображает на фоне спокойно торжественного пейзажа группу из двух юношей в пышных одеждах и двух обнаженных женщин. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Однажды Юлька меня даже укусила – ей было тогда четыре года.
Интересно, что печать ослабления здоровья в городских условиях жизни лежит уже на некоторых фигурах позднейших римских фресок – те же, более слабые в солнечном климате следы рахита, нехватки витаминов, отсутствия физической работы. Родителей дома не было. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. Мне синий костюм очень идет, все говорят.
—На мне в тот день был синий костюм с красным шарфом Лена, ты такое сочетание одобряешь. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс.
Нет, Павлик, кость не слоновая. У меня есть своя комната. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Даже трудно поверить, что это одни и те же люди.
Про любовь и всякое такое. Члены семьи Пезаро с достоинством преклоняют колени у подножия трона под покровительством Святого Франциска, патрона церкви Фрари, а слева виден коленопреклоненный Якопо Пезаро в сопровождении закованного в латы Святого Георгия с огромным розово-красным штандартом, повернувшего голову к укрывшемуся в тени турку. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Картины почти не заказывают. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист.
Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Италия. Заказчик – Филипп II Испанский, см. Мне надо было еще заехать на рынок за цветами.
По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Они смотрят не на тело, они смотрят на нас. Или женится.
Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). И почему это жениха и невесту называют молодыми.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Я даже работать весь день не могла.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Когда есть время, я хожу туда пешком. Даже трудно поверить, что это одни и те же люди. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови.
В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).