Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Лишь одно дерево выделяется своим мощным стволом с высоко расположенной кроной. Так он работал «до пяти часов вечера, затем садился на коня и отправлялся на прогулку за город или на городские укрепления или как-либо иначе старался дать отдых своему уму». Словно единым движением кисти рождена плавная линия, очерчивающая тело Земли-Кибелы, естественно продолжённая рукой морского бога и устремляющаяся по его плечам ещё выше, к трезубцу, повторяющему своей диагональю наклон тела богини.
Всё это даёт возможность глубже заглянуть в смысл представленной на холсте аллегории. Её левую руку сжимает Нептун, вооружённый своим трезубцем. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца. Это одна из поздних работ Рубенса. Кибела считалась «Великой матерью» богов и всего сущего на земле, она даровала плодородие и возрождала умирающую природу.
Деревья, как в зеркале, отражаются в прозрачной воде вместе с голубым небом. Рубенс «терпеть не мог излишеств в вине и пище, а также в игре». В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье.
Позднее культ Кибелы слился с культом греческой богини Реи, дочери Геи – богини земли. Это говорит о том, что им не раз приходилось переживать подобный паводок. В струях низвергающейся воды плещутся два младенца.
И все же привычная активность не покидала Рубенса до последнего дня жизни. В 1627 году он едет с секретным поручением в Париж, а затем, под видом живописца, совершающего путешествие с целью изучения искусства, — в Голландию, где ведет тайные переговоры с поверенным английского министра герцога Бэкингема. Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм. Чуть дальше изображены тонкоствольные деревца, преимущественно березки. Картина «Союз Земли и Воды (Антверпен и Шельда) (1618)» несет в себе глубокий смысл, выраженный в аллегоричной форме и олицетворяет надежду автора на решение политических проблем и возрождения его страны.
Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Стволы почти всех деревьев внизу оголенные.
Питер Пауль Рубенс родился в семье антверпенского адвоката. А Питер с 14 лет начал обучаться живописи имея к этому непреодолимое желание. Рубенс создал образ Кибелы в соответствии с жизнерадостным духом картины (согласно с фригийскими верованиями, Кибела – мрачное божество, мистерии в её честь ни чем не напоминали безмятежную сцену, написанную Рубенсом).
У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. По словам одного из биографов, Рубенс «необычайно любил свой труд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своему здоровью».
Существует также предположение, что само имя Посейдон означает «супруг земли». Картину отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм1. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм.
Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха. Вторая серия осталась неосуществленной. Заглушить боль помогает дипломатическая деятельность. В возрасте 11 лет, Питер вместе со старшим братом стал посещать латинскую школу.
В 1628 году Рубенс отправляется в Мадрид для встречи с испанским королем, а в 1629-м — в Лондон для завершения переговоров. Картина «Союз Земли и Воды (Антверпен и Шельда) (1618)» – это прекрасный образец классической живописи. Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу.
Будучи протестантом, его отец с семьей бежал в Германию, спасаясь от террора. Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Всё это придаёт нехитрой аллегории «Союз Земли и Воды» характер глубоко национальный. Одна серия должна была представлять, «в соответствии с желаниями Ее Величества», «события преславной жизни и героические деяния» самой королевы, тогда как другая — «сражения» и «триумфы» ее покойного супруга Генриха IV.
Всему он предпочитал интересную беседу, чтение или занятия своими коллекциями. У их ног трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды.
Аллегория эта имела особое значение и для Фландрии и, в частности, для Антверпена. Как свидетельствовали современники, одновременно Рубенс мог «непринужденно беседовать с теми, кто приходил его навестить». Наследие великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса невозможно переоценить. Остаток дня художник проводил в кругу семьи и друзей, «пришедших отужинать с ним вместе». В будущем мать видела своих сыновей продолжателями дела отца.
А головы центральных персонажей окружены и выделены «венком» рук: от соединённых в нежном пожатии рук Нептуна и Кибелы – к лёгкому взмах у руки Славы и вновь – к держащей трезубец руке «повелителя морей». «Союз Земли и Воды» – апофеоз плодородия изобилия земного счастливого бытия – естественно и привычно реализовался в фигурах известных Рубенсу, как и всякому получившему классическое образование фламандцу, ещё со школьной скамьи. Из-за стремительного наступления тепла на ветках еще не успели появиться почки. Последние несколько лет Рубенс жил довольно уединенно, проводя большую часть года в купленном им в 1635 году поместье Стен с настоящим средневековым замком в живописной местности, расположенной между Малином и Антверпеном. Кажется, что его ветви подпирают облака. Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды».
Образы римских богов здесь – как маскарадные полумаски, как необходимая, но необременительная условность.