Современники считали Угрюмова родоначальником русской исторической картины. «испытания силы Яна Усмаря» принадлежит кисти Григория Угрюмова известного своими историческими картинами. Угрюмов преподавал, передавая мастерство написания исторической картины талантливым художникам, ставшим в последствии известными по всей России и за её пределами.
Картина Григория Угрюмова Испытание Силы Яна Усмаря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В вопросе имеется фото, на котором мы видим картину Григория Ивановича Угрюмова под названием "Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 мая 1613 года". Именно Угрюмов первым среди русских художников создал историческую картину исполненную смысла, близкого и понятного современникам. За свою картину Угрюмов был удостоен звания академика.
За эту картину и за картину Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года 18 августа 1800 года Угрюмов получил звание профессора. На представленном фото мы можем рассмотреть воцарение Михаила Федоровича Романова на царствование и написана эта картина была художником Угрюмовым Григорием Михайловичем. Г. и. угрюмов писал картины на исторические и религиозные сюжеты, портреты. Обе картины Угрюмов должен был представить не позднее 1799 года.
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Григория Угрюмова.
Художник, неразрывно связанный с Академией художеств, ее верный сын и честный слуга. Несомненно испытав влияние Лосенко, Угрюмов усваивает его уроки по той «наглядной школе», которую оставил он своим современникам и в классе исторической живописи под руководством тогдашнего ректора Г. И. В 1805 году художник избран почетным членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», образованного в 1801 году – впоследствии его членами станут Кондратий Рылеев и Александр Пушкин. Автор знал и помнил привычки портретируемого. Рядом с ним его воины с поднятыми вверх пиками.
Замысел автора характерен своей ясностью и четкостью размещения групп – группа приближающихся воинов во главе с Александром и конвоируемых немцев, группа встречающего народа, группа музыкантов и духовенства. Этот юноша скорее напоминает святого изображавшегося на русских иконах. Во времена Александра I заказов на исторические картины он больше не получал, но продолжал разрабатывать интересующие его темы из национальной истории в эскизах: например, «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (начало 1800-х, ГТГ). В большинстве случаев работы такого рода выполняются по заказу.
Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. В Академию Угрюмов попадает благодаря – или, во всяком случае, – в связи с одним из грандиозных начинаний императрицы: «русская Минерва», как именует ее Дидро, собирает в Петербурге представителей всех сословий (исключая, разумеется, крепостное – помещичье и монастырское крестьянство) на заседание Комиссии по составлению Нового Уложения – свода законов Российской империи. Тем более старательно автор использует все возможности соблюсти достоверность – хотя бы в «костюме», то есть в соответствующей месту и времени обстановке.
Самая обыкновенная поза его показывает уже довольно резкий отход от правил «представительности», считавшихся необходимыми при изображении дворянства и придворных «персон» ХVIII века. Казалось бы, расцвет исторической живописи обеспечен. Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое.
Григорий Иванович Угрюмов. Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – Испытание силы Яна Усмаря (1796-1797) или В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Он сделал копию с картины Веронезе «Похищение Европы».
Эта работа, а также копия с картины Гвидо Рени «Беседа преподобного Антония Египетского и Павла Фивейского» доставили ему большие похвалы как в Риме, так и на родине. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. 976). Художник, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу Российских героев, – писал о нем почетный любитель Академии М. Н. Муравьев. » И пришёл к нему киевский кожемяка и рассказал про своего младшего сына – Яна Усмаря (другие варианты написания – Усмошвец, Усмович или Ушмовец), который большим ростом не отличался, но был столь силён, что мог разодрать кожу руками.
Современники считали Угрюмова родоначальником русской исторической картины. Примером официального парадного портрета может служить известный «Петр I» работы А. П. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798 г. ), затем профессора исторической живописи (1800 г. ), членство в академическом совете (1803 г. ).
Его эскиз «Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества» (нач. С. 41), что противоречит сведениям, приводимым очевидцем события (Курбский, 1902. Акимов. Или преподнести ей поучительный урок. Наиболее востребованными оказываются, естественно, портреты Петра Великого. Одно из полотен, «Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года» (1799, Русский музей, Санкт-Петербург) изображало въезд Ивана Грозного в покоренную Казань.
Черкасского – тестя П. Б. Картина «Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немцами победы» писалась Угрюмовым для Александро-Невской лавры и была помещена в ее Троицком соборе вместе с другой его картиной – «Вознесение». Сочинено для учащихся художником И. У». Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г. – картин Угрюмова. В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии.
Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова, хотя он и не был здесь первооткрывателем. Преннера. Он придумывал задания на смешанные техники (сангина и уголь). Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793).
Серебрякова художник мастерски передает жизненный облик русского купца того времени. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552г. И дело было не только в официальном признании исторической живописи вершинным «родом», не только в медалях, пенсионерстве и заказах двора.
Император лично утвердил тематику картин для Воскресенского зала. Левицкого. Киев был осажден кочевниками и судьбу тогдашней столицы Руси должен был решить поединок между лучшими бойцами вражеских армий. Один из крупнейших художников России XVIII века.
Шереметева – из того же собрания.
Шереметева, созданным И. П. Его эскиз Минин взывает к князю Пожарскому о спасении Отечества (нач. После этого произошла схватка между печенежским богатырем и Яном Усмарем. С ним, казалось, пришло время расцвета исторической живописи. Помимо этого Угрюмов довольно искусно писал портреты, в том числе: купца Водовозова, доктора Каменецкого, семьи купцов Серебряковых.
Сюжетами его картин являлись события из русской истории, подвиги ее национальных героев – Александра Невского, Ивана Грозного, Минина и Пожарского. Но все усилия оказываются напрасными. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. В такую пору русский престол и впрямь представлялся не слишком привлекательным местом. А они, в свою очередь, воспитали таких титанов, как К. П. Брюллов и А. А. Иванов, утвердивших правильность избранного Угрюмовым направления. 1764–1823.
В противоположность пышной обстановке, в которой изображал раньше своих героев Угрюмов, на эскизе представлена простая комната с дощатым полом и простой деревянной кроватью, на которой возлежит Пожарский. Соколов и И. А. Единственным украшением служит тяжелый щит, висящий на стене. Атрибуты призваны представить все основные стороны деятельности монарха, его заслуги перед Отечеством.
Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Иван Урванов, тогдашний теоретик искусства, советовал иногда «позаимствовать от простых действий человеческих, которые суть натуральнее ибо в них ничего выученного не бывает». Акимова. Это учебное пособие вышло в Петербурге в 1793 году.
С этого времени портрет начинает сильно интересовать Угрюмова. Картина «Испытание силы Яна Усмаря» находится в Русском музее. Перед царем склонились побежденные татары, среди них царь Едигер и его семья. Они также говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции.
Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800, ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. Сходна со знаменитой скульптурной группой и тяжеловатая пластика фигур, в которой нет уже изысканной гибкости персонажей «Александра Невского» или «Призвания на царство». Он полон призыва и отваги.
Преображенский мундир под золотистой горностаевой мантией, орден Андрея Первозванного, царские регалии – личную воинскую доблесть и императорское величие. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Русская живопись XVIII века увлеченно осваивает образ человека.
С. 41). В этой градации можно услышать отголоски «учения о трех штилях», активно воспринятого литературою, тем более что Урванов оговаривает необходимость «отделять важные действия от прочих, употребляя слог простой или благородной, смотря по свойству или состоянию изображаемых лиц ибо неприлично простолюдинам иметь движения и украшения свойственныя благородным особам той же картины» (Там же. Свет и цвет впервые стали для него средством эмоционального воздействия.
Перед битвой печенеги предложили сразиться с их богатырём кому-нибудь из древнерусского войска. Живописна красочная гамма эскиза, построенная на сочетании рыжеватых и голубоватых тонов. Воин справа, у самого среза картины, облачен в римские доспехи и шлем со змеей. Это привело к победе древнерусского войска: «и кликнули русские и побежали печенеги и гнались за ними русские избивая их и прогнали». Ровное, уверенное продвижение по службе.
Осада и взятие Казани русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году завершили третий Казанский поход (июнь – октябрь 1552) и положили конец существованию самостоятельного Казанского ханства. По окончании академического курса в 1785 г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт в чужие края для своего усовершенствования и, пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени. По словам искусствоведа Нонны Яковлевой, «движение остановлено в тот естественный, но почти неуловимый глазом момент, когда перед решительным рывком замирают на миг наливающиеся каменным напряжением мускулы человека».
Совет Академии, просмотрев обе копии Угрюмова, пришел к заключению, что «затраты на него не пропали даром». Парадоксально ли. Слава Угрюмова возрастала. Стоящие рядом женщины не могут остановить его порыв. В их глазах он был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра и слава его затмила славу Лосенко.
Угрюмов явно использует упомянутый выше эскиз для «Александра Невского». Они с большой тревогой наблюдают за ходом поединка, готовые прийти на помощь. Выделив эту группу цветом, художник подчеркнул идею народолюбия, ратного подвига «в защиту малых сих» – как основного предназначения властителя. Последуй художник сюжету «Избрания», картина утратила бы главного героя: Михаил Романов на избрании не присутствовал.
Одна из них прижимает к себе ребенка. Ранее написанный эскиз «Избрания» (Третьяковская галерея) приятнее по колориту, чем сама картина. Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Угрюмов был выдающимся педагогом. Так официально определяется расширенный – оценочный – смысл термина «исторический»: «исторически значимый», а не «удаленный во времени, принадлежащий прошлому». Впрочем, по свидетельству современников, «император остался абсолютно доволен» (Петров П. Н. Рядом стоят жены Едигера, молодые и прекрасные. Останавливая быка, Ян Усмарь откинулся назад и напряжение мускулов его спины подчёркивает то противодействие движению животного, которое он создаёт.
В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Бахтеяров–Ростовцев икону Владимирской Богоматери держит келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын – активный соратник Дмитрия Пожарского известный писатель XVII века. Когда Яна Усмаря привели к князю Владимиру, ему устроили испытание с быком (волом), которое тот с честью выдержал: «и побежал вол мимо него и схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила рука». В теории жанровая иерархия выстаивается на иных основаниях.
Угрюмов стал реформатором всей педагогической системы в Академии художеств. Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. Лучшие картины В. И. Шубина. В 1785 году за программу Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – колориста и пластика, чтобы усвоить и то и другое качество.
Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Особенно ощутимо влияние картины Лосенко «Жертвоприношение Авраама», вполне, впрочем, объяснимое сходством мотива: чудесное спасение людей небесным посланником. Притом избирают на том самом заседании, где отклоняется предложение ввести в статус «членов–покровителей», список которых возглавляет имя Александра I. Угрюмов становится членом масонской ложи «Избранный Михаил». Козлов, П. И. Но у этой линии были и ответвления. В описании замка, сделанном в феврале-апреле 1801 года Августом Коцебу, есть указание, что «в обширной зале, отделанной под желтый с пятнами мрамор», «висят шесть больших исторических картин, вышиной в восемь аршин и шириной приблизительно в шесть».
На такой подвиг изображенный Угрюмовым хрупкий подросток явно не способен.
Так же он должен ведать состояние души человека и происходящие от страстей движения. Так что мальчик мог немало интересного слышать от отца еще в детстве и именно тогда набраться идей, выразить которые было ему дано в пору зрелости. А главное – живой смелый взгляд блестящих, освещенных еще не ушедшей мыслью глаз. В 1794 получил звание «назначенного» в академики, а через год приступил к разработке программы на тему «Испытание силы Яна Усмаря» (1796, ГРМ). Затем они были вновь доставлены в Академию. Последующий бой с печенегами был ознаменован победой войска, правящего тогда князя Владимира Святославовича.
За картину «Испытание силы Яна Усмаря» (1796) художник получает звание академика. Это день русской победы на реке Чернишне в сражении, положившем начало контрнаступлению русской армии под Москвой. Трудно предположить, что ученики Академии ничего не знали ни о чудесах пышных победных празднеств в Москве на Ходынском поле в июне 1775 года, ни о казни «вора Емельки» – Емельяна Пугачева на Болотной площади, неподалеку от Ходынского поля, 10 января того же победного 1775 года.
Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Действие разворачивается на фоне церковного интерьера. За эту картину Угрюмов в 1797 году был признан академиком. Кроме того, входят в моду «родовые галереи» – разновидность развитого «родословного древа», особенно ценимого представителями новой знати, выдвинувшейся при Петре.
Эти реалистические черты совпадают с намечавшимися требованиями правды и в теоретических трудах того времени. Помимо славы картины принесли ее автору звания адъюнкт-профессора (1798), затем профессора исторической живописи (1800), членство в академическом совете (1803) и прибавку к жалованию. Антропова, созданный по заказу Синода (1770, ГРМ). В честь этой победы князь Владимир заложил на месте битвы город Переяславль18.
Голова Петра тщательно скопирована с портрета Натье. Художник не остается в стороне от героического стиля позднего классицизма. Сам Угрюмов пришел к пониманию света, как важнейшего условия создания правдоподобного изображения натуры. Удивительная страна – Россия.
Свобода исполнения являлась результатом не одной только выучки, но таланта автора. Высший род живописи, как отмечает автор «Руководства», «требует гораздо большего знания, нежели другие роды и к нему принадлежат предметы всех прочих родов. Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. Какое достоинство в Победителе Казани. Именно эта «закваска» определяет активность внутренней жизни личности, качественного уровня ее вписанности во время, взаимооотношений с ним – того, что именуется миропереживанием и ложится в основу индивидуального мировоззрения. Однако, насколько можно судить по дошедшим до нас образцам «большого исторического рода», украшения у героев действительно различные, а вот «движения» и внешний облик разнятся менее заметно.
С. 89). Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.
Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Посланные им в Петербург копии с картин П. Веронезе и Г. Рени были приняты по достоинству.
Глядя на них, понимаешь, что это не официальные заказы, а изображения людей, очевидно, хорошо ему знакомых. Куда важнее для живописца работать так, «чтоб никакого не было упущенияв подражании натуре, которое составляет существенность живописи» (Там же. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Какое выражение силы в Печенежском единоборце. Он пишет главным образом купцов, как, например, Серебрякова и его жену (1813, Третьяковская галерея), Устинова, Мартына Глухова, Харичкина, Хворинова (местонахождение этих портретов неизвестно), Водовозова (1814, Третьяковская галерея) и др.
Он вел занятия поочередно с И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым и др. О «Покорении Казани» автор описания отзывается сдержанно – как о картине «хорошо сгруппированной».
Писал также Г. И. Т. 1. Тонко и гармонично проведено сочетание рыжеватых и золотистых оттенков в лице. Соколова и И. А. Был принят в 1770г.
Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Не исключено, что художник исполнял мягкое пожелание венценосной бабушки. Событие принадлежало к столь седой старине (в «Летописце» оно идет под 992 годом), что пытаться достоверно передать «костюм» эпохи казалось уж вовсе невозможным. Он, вероятно, следовал призыву своего современника, теоретика А. А. Писарева, писавшего в то время: «Нужно, чтобы историческая картина служила не только в пользу зрителя, но еще и пленяла». И вновь заметим: судить о том можно лишь на основании косвенном – по тем идеям, отголосок которых – не явный, отыскиваемый с пристрастием – слышится в его картинах.
Портреты Серебрякова и его жены передают типы чисто русских людей. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Произведения Угрюмова, при всей их театральности и композиционной условности, свойственной исторической живописи классицизма, присуще тяготение к темам национальной истории, к героической взволнованности образов (Избрание Михаила Фёдоровича на царство, Взятие Казани – оба 1800, ГРМ). Светом и цветом выделены две группы, образующие вместе с центральной фигурой пирамиду. 21 апреля 1770 года он определил сына в воспитательное училище при Академии художеств.
чин 14 класса и знак дворянского достоинства). Энергичным жестом он указывает на группу идущих перед его конем пленников. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Картина построена по правилам академической классической композиции. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр. За эту картину Григорий Иванович в 1797 был признан академиком.
Наиболее экспрессивная, наиболее лосенковская по духу картина Угрюмова – «Испытание силы Яна Усмаря» (17961797) или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком». С. 41). Нужно сказать, что в «умозрении» автор, явно имея вкус к теории и систематизации, был куда основательнее, нежели в «опытах».
Воину удалось на бегу остановить животное, вырвав при этом кусок шкуры.
Ян Усмарь, разрывая кожу разъяренного животного, доказывает тем самым свое право на поединок с богатырем-печенегом. Веками бурлящая, словно котел, под плотно прикрывающей ее крышкой власти, она временами взрывается саморазрушительно и долгие десятилетия не может прийти в себя, переживая последствия бунта, «бессмысленного и беспощадного». Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков» (1793 г., ГРМ). Среди этих работ картины «Детские вакханалии» и «Смерть Лукреции» (1783 г. ).
Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты. Угрюмов реализовал очерченные в теоретической модели параметры «большого исторического рода» и проложил пути дальнейшего развития русской исторической живописи, пойдя далее рекомендаций Урванова. Уловил ли молодой царь подтекст – не такой уж и крамольный. Косматые брови по-совиному сходятся у переносицы. «Какое выражение силы в Печенежском единоборце.
Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова и доктора И. К. Каменецкого. Но Угрюмов не наделил его и чертами какого-нибудь классического героя древности. Воистину, сова Минервы вылетает ночью, дабы осмыслить события, потрясшие души и сердца.
по: Зонова З. Т. Более тридцати лет Угрюмов преподавал в Императорской Академии художеств, воспитал не одно поколение художников среди его учеников—А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев. В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Материалом к написанию картины «Испытание силы Яна Усмаря» для Григория Угрюмова послужила «Повесть временных лет».
Автор единственной, но весьма добросовестной и даже скрупулезной монографии, посвященной иконографии М. В. А может, просто время не пришло для российской национально–исторической живописи, развитие которой он опередил на десятилетия. Достойное место среди этих композиций занимает и знаменитый портрет Дмитрия Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия» (1783, ГРМ), скрытый дидактический смысл которого все-таки не выводит его за границы жанра аллегорического портрета.
Действие развертывается в одной плоскости и лишь группа встречающего духовенства помещена в глубине картины. Будущий царь долго отказывается.
Это не обозначение времени создания произведения.
Глинка утверждает, что есть «основания предполагать, что портрет был передан в Канцелярию Московского университета в середине ХIХ века Софией Алексеевной Раевской, внучкой Ломоносова» (Там же. Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. Можно предположить, что история выхода в свет крамольного сочинения А. Н. В этом своеобразие его исторической роли и в этом ее значение. Козлова и его помощников – П. И.
Прежде всего он открыл Рисовальное училище для вольноприходящих (1798). Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Прогрессивность системы обучения, введенной Угрюмовым, сказалась в творчестве его учеников, прославленных живописцев и рисовальщиков: А. И. Иванова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова (прозванного за мастерство рисунка «русским Рафаэлем») и особенно О. А. Кипренского. Методические новшества не могли не сказаться и на обучении основного контингента учащихся.
Зато во множестве появляются аллегории, прославляющие современное правление, такие как «Екатерина II в образе Минервы, покровительницы искусств» Стефано Торелли (1770, ГРМ). Гравюра с Фемидой и книги на столе – законодательную и просветительскую деятельность. Правую руку он приложил к сердцу, а левой как бы отмахивается от предложения. И на самом деле, огромное полотно, в котором звучал мотив рыцарственного великодушия победителя к побежденным, весьма любезный склонному к самообольщению императору, но отнюдь не чуждый и художнику (вспомним пленных рыцарей у стремени Александра Невского), написано достаточно равнодушной, хотя и вполне профессиональной рукой. Учился в петербургской АХ (1770-85) преподавал там же (с 1791 ректор с 1820), среди учеников – А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. И. Иванов, О. А. Кипренский. И оно неуловимо напоминает другое лицо – с автопортрета Ф. И.
Став знаменитым после «Усмаря», он, по заказу Павла I, для Михайловского замка пишет две огромные композиции: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Романова на царство» (обе 1800 г., ГРМ), высоко оцененные современниками за небывалую доселе достоверность исторических сцен. В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом. Современники считали, что «он ввел образ рисования более решительный, более свободный и более полезный для художника» и это, по-видимому, верно.
За спиной Яна Усмаря стоят его отец и брат. С. 49). Как педагог и как рисовальщик он обращает внимание на выразительную, живописную роль светотени.
Копирование антиков считалось единственным путем к постижению «идеально-прекрасного». Писал также портреты. Муравьев выражает отношение к художнику как прямому продолжателю и живописных и педагогических традиций Лосенко и пишет: «Потерю его («Живописца Андромахи») заменяет нам художник Взятия Казанского картинами, Отечеству посвященными. В честь этой победы князь Владимир заложил на месте битвы город Переяславль. Рисунок самого Угрюмова отличался высоким мастерством. Большой интерес представляет этот эскиз и с живописной стороны.
Ломоносова, – М. Е. Пройдя училище и Академию, талантливый юноша за свою выпускную и написанную рукой мастера картину Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне (1785) получает большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку в Италию. А его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802 г., ГТГ) и купца Водовозова (1814 г., ГРМ) с портретами Астаповых (1827 г. ) и Д. Соболева (1834 г., все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова.
На миг словно окаменела в напряжении центральная группа, пронизанная внутренним динамизмом и в то же время уравновешенная «разрешенностью» столкновения разнонаправленных сил. В 1802 году в дополнении к Уставу Академии было предложено ежегодно задавать программы из русской истории, что налагало и на профессуру особые обязательства. Первым дает задания на смешанные техники (сангина и уголь). Несколько особняком стоят в творчестве Угрюмова портреты.
Угрюмов Григорий Иванович (1764-1823), русский художник. Почему художник признанный, бывший в расцвете сил, не получает заказов в том «прекрасном» начале «дней Александровых». Писал картины на исторические и религиозные сюжеты, портретист.
Несколькими годами ранее в книге «Понятие о абсолютном живописце» (СПб., 1789) Архип Иванов в главке «Историческая верность существенная ли есть принадлежность живописи. » утверждает, что хотя художник и «обязан наблюдать верность» истории, но «сия его обязанность не относится к существенности живописи» и добавляет: «Если я пожелаю научиться истории, то не стану в рассуждении сего советоваться с живописцем, который не иначе как по случаю историк» (Там же. По возвращении в Петербург (1790) Г. Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793), «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799), «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800). Поза полководца, выражение его лица полны решимости. В поздние годы Угрюмов не получает заказов и больших полотен вот таким образом он не пишет.
Ломоносов значительно моложе, чем у Преннера интеллектуальнее, портрет несет на себе след живых наблюдений или воспоминаний: это лицо «умное, гордое, смелое» (Высказывание Анциферова приводит М. Е. На первый план выдвигалась «чувствительность» сцены. Следующий пик «высшего рода живописи» – постдекабристская пора правления Николая 1, время отнюдь не лучшее для русской мысли и русского художества. Шубина (ГРМ). В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения.
В 1797 году он получает звание академика за картину «Испытание силы Яна Усмаря», в 1800 – должность профессора. Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Скорее всего и тематику шести огромных полотен для украшения отделанного желтым мрамором Кавалергардского зала продумал сам заказчик.
Меч, лежащий между ними, как бы закрепляет эту связь. Работа эта заняла более двух лет и результатом ее стали два полотна: Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года и Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (1797-99). Пребывание за границей не проходит даром. Нева с кораблями и Петропавловская крепость за окном – основание флота и северной столицы. Как и все ведущие художники своей эпохи, У. писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810, ныне ГРМ). Художник так строит композицию, что мы видим сразу две фазы движения: прочитываем – от падающего мускулистого полуобнаженного человека к князю Владимиру – диагональ, в которую вписывалось в предшествующий миг тело могучего животного и перечеркивающую ее горизонталь – параллельное плоскости холста положение быка в момент, когда Усмарь останавливает и разворачивает его.
Минин и Пожарский изображены художником несколько идеализированно и фигуры даны с явным преувеличением мускулатуры, но в их лицах нет холодной абстракции: они полны героического порыва. А меж тем этот «род» в Академии указом 1795 года признан важнейшим: все иные рассматриваются как подчиненные ему. Общий тон эскиза золотистый, горячий в картине живопись суше и холоднее. Его профессорами были исторические художники Г. И.
По словам искусствоведа Нонны Яковлевой, «движение остановлено в тот естественный, но почти неуловимый глазом момент, когда перед решительным рывком замирают на миг наливающиеся каменным напряжением мускулы человека»19. К тому же, в исторической ретроспективе нетрудно заметить зазор между теорией и реальной практикой русской живописи. Старовым, украшенный скульптурой Ф. И.
СПб., 1826. Эскиз отличает от картины более свободная, нарядная и выразительная живопись. Родился в Москве.
И этой идее суждено повториться более полнозвучно в картине для Михайловского замка. Да это и не это было важно в работе по программе. Ровное, уверенное продвижение по службе. Да еще – глубины из детства и юности сохраненных впечатлений – духовно-нравственной «закваски» личности идущей от взрастившей его среды.
Фигура неизвестного мягко выступает на темном фоне. Картина Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря» стала значительным явлением в истории отечественного искусства рубежа XVIII–XIX веков, он был не только одним из крупнейших художников этого времени, но и руководителем класса исторической живописи — важнейшего в академической системе. Но больше ни одной картины из истории России Угрюмов не написал. А впереди – романтическая свобода ничем не стесненного развития «в хорошую или дурную сторону».
А пока – летом 1791 года Угрюмов принят на вакантное место преподавателя в класс исторической живописи, выполняет по заказу государыни плафон «Апофеоз Петра» для купола беседки «Храм розы без шипов» в парке Александровой дачи под Павловском и получает заказ на создание двух произведений для вновь отстроенного Троицкого собора Александро-Невской лавры – образа «Вознесение Христово» и картины «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1791, ГРМ). С. 49). Даже 1812 год не побудил мастера к созданию исторического полотна.
Еще раньше для Александро-Невской лавры он написал большое панно «Торжественный въезд Александра Невского в Псков (1793, ГРМ). С. 27).
Главным наставником его был Д. Левицкий. В этом снова сказывается принадлежность Угрюмова академическим стенам, в которых передача традиций, культивация давно установленных норм, охранение неких законов искусства были сутью как процесса обучения, так и собственно творчества. Аргуновым. Мощные, крепкие фигуры натурщиков изображенные Угрюмовым на листах бумаги, служили пособием для дальнейшей работы учеников. Для замка и были заказаны Угрюмову два огромных полотна.
Но не все действующие лица картины охарактеризованы так отвлеченно, как Александр. Но по дремучим русским лесам еще бродили шайки разбойников, жгли и грабили села и деревни. М., 1966. Казань пала, хан Едигер был захвачен в плен, его воины казнены. Первым в Академии он давал задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядело конкретнее и яснее. С. 19).
Личность Павла – сюжет особый, экстравагантности ранней поры его правления хорошо известны, как и то обстоятельство, что все его начинания, даже предпринимаемые из лучших побуждений, как правило, заканчивались немалыми бедами для окружающих. Сюжет базируется на одном из рассказов «Повести временных лет», затрагивающих события 992 года. С. 36).
Фигура воина, упавшего навзничь, находится примерно в том положении, в котором оказался бы сам Усмарь, если бы он не справился с быком, — этот приём соответствует неоднократно применявшемуся в живописи «методу одновременного показа стадий движения»20. Усвоенный первыми поколениями русских художников пиетет перед «поэтами живописи» превращал судьбу исторического живописца в желанный профессиональный ориентир.
На первый взгляд, портрет университетского музея обнаруживает тот же первоисточник: вскинутая в правом повороте голова, перышко в руке Но вот первая, казалось бы, совсем мелкая незначительная деталь: «бородка» пера обломана. После этого Ян Усмарь вышел на бой против печенежского богатыря, «и схватились и удавил муж печенежина руками до смерти». Потому национально-историческая живопись снова утрачивает свою актуальность. Одной из главных заслуг было изменение системы преподавания рисунка. Вероятно, Угрюмов как депутат работал в одной из этих комиссий. Пенсионер АХ в Риме (1787-90).
Слева – простой народ, также переживающий за исход испытания. В продолжение своей деятельности пользовался в России громкою известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани войсками Ивана Грозного» (1797—1799) и «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). За эту картину в 1797 Угрюмов получил звание академика. Почти без изменений перенесена из него в картину голова, да и сама фигура главного героя жест «благодетельной десницы» восходит к «Медному всаднику» воин, наклонившийся к трофеям, повторяет античного «Точильщика», весьма любимого художниками. Соколова и Г. И Козлова он остается преподавателем класса исторической живописи. Как и все ведущие художники своей эпохи, Угрюмов писал картины на религиозную тематику, образа для храмов, например, «Архистратиг Михаил», «Архангел Гавриил», «Архидиакон Филипп» из Казанского собора в Петербурге (1810 г., ныне ГРМ).
Такие портреты редко «оживали», если не вмешивался случай, как это было с циклом портретов предков П. Б.
Когда Яна Усмаря привели к князю Владимиру, ему устроили испытание с быком (волом), которое тот с честью выдержал: «и побежал вол мимо него и схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько захватила рука». Одна из самых лучших работ Угрюмова — картина «Испытание силы Яна Усмаря» (1796–1797, Русский музей, Санкт-Петербург). Стены и решетки этой крепости должны были охранять жизнь императора, но они не помешали заговорщикам в марте 1801 года убить его в собственной спальне.
Его произведения, в свою очередь, могли быть известны ярославским художникам, о чем свидетельствует композиционное сходство и родство деталей портретов мужа и жены Серебряковых (1802, ГТГ) и купца Водовозова (1814, ГРМ) с портретами Астаповых (1827) и Д. Соболева (1834, все в ЯХМ) кисти Н. Д. Мыльникова. Хотя одна из работ по-своему примечательна. Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии. В передаче этого сюжета Угрюмов исходил из официальной (абсолютно неверной) трактовки историками того времени этого события: якобы Михаил, поняв тяжелое положение, в котором находилась Россия, лишь уступает просьбам народа.
Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Вторжение Наполеона в Россию на время прекратило эту полезную деятельность Общества. Угрюмов пользовался у современников неограниченным авторитетом. Сюжет «Венчания» 11 июля того же 1613 года в Успенском соборе – торжественный и для живописца самый что ни на есть выигрышный: пышная красочная церемония давала простор кисти. »18 И пришёл к нему киевский кожемяка и рассказал про своего младшего сына — Яна Усмаря (другие варианты написания — Усмошвец, Усмович или Ушмовец), который большим ростом не отличался, но был столь силён, что мог разодрать кожу руками17. – многое об истинном положении России, впервые вслух произнесли слово в защиту «мертвого в законе» крепостного крестьянина.
Судить о ней трудно – портрет М. И. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Л., 1928. В самые темные дни павловской деспотии идея почти крамольная. Возвратился в Санкт-Петербург в 1790г.
Опустившись на колени, он взывает к милости победителя. Мартоса. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии. Тема была выбрана из далекого прошлого русской истории: «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем».
Какое достоинство в Победителе Казани. Художник, оным занимающийся, должен иметь то превосходное ума просвещение и то отменное искусство, каковых от него требуют изображения высоких или важных деяний» (Там же) Исторический художник признается достойным сравнения с «великими бытописателями и стихотворцами, прославлявшими дела великих людей, дабы вперить в нас добродетели их» (Там же). В преподавании живописи Угрюмов так же ввел изменения. Глинка в своей книге, посвященной иконографии Ломоносова и сам высоко оценивал портрет).
Развивая идеи Лосенко, он сделал следующий шаг: пошел по пути правдивого показа реальной сцены из русской истории, а не литературного пересказа темы. С. 40, 43). Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767), затем в Петербурге, куда переехал двор. Художник большого, оригинального дарования, он органично сочетал преподавательскую работу с творчеством, требовавшим серьезного труда, долгих раздумий и внимания. «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет. »– так прочитывается смысл композиции. Но сделаться им было нелегко.
Условия ли великой спешки тому виною (как раз в эти дни Академия вызвала великий гнев самодержца медлительностью выполнения его заказов) или в самом деле и в первом и во втором случае мотив был навязан сверху и не тронул чувств художника, но глуховатая по колориту (если не считать расцвеченности одежд ханских жен) картина изобилует «цитатами». Основная битва внутри города произошла 2 октября у мечети ханского дворца. На картине изображен коленопреклоненный хан в окружении жен и детей, плененные воины. Русская историческая наука делала в то время свои первые шаги. Фигура его особо выделена среди других членов посольства. Шереметев, державу – князь В. И. При его же содействии ученики закреплялись за отдельными профессорами.
Интерес к истории российского государства не ограничился одной программной картиной. Среди них и «Покорение Казани царем Иваном Васильевичем, картина, писанная Угрюмовым и хорошо сгруппированная, а также Венчание на царство Михаила Федоровича Романова, деда Петра Великого, очень хорошо исполненная картина Угрюмова, заслуживающего место между лучшими историческими живописцами своего времени» (Коцебу 1801. Основное внимание Академии обращалось на класс исторической живописи. Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце.
Кутузов в это время был в действующей армии. Впервые живопись рассматривается как обоснованная иерархия «родов» в сочинении Ивана Урванова под развернутым по тогдашнему обычаю названием: «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Но само представление о жанрах или «родах» живописи было иным: они иначе дифференцировались их иерархия имела иные основания, нежели в последующих системах. Первая – томно–печальные, очевидно, обсуждающие великодушие русского князя крестоносцы, резко контрастирующие с привычным для нас образом «псов» и воплощающие идею благородной рыцарственности противников (эта идея впоследствии окажется весьма близкой Павлу и в полную силу прозвучит в одной из картин Михайловского замка).
По окончании академического курса в 1785г., с малою золотою медалью, полученною за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), Угрюмов в 1787г. После этого Ян Усмарь вышел на бой против печенежского богатыря, «и схватились и удавил муж печенежина руками до смерти». В Русском музее проходит выставка к 250-летию со дня рождения одного из мастеров русской живописи— Григория Угрюмова (1764–1823). Записки историко-бытового отдела Государственного Русского музея. Фигура воина, упавшего навзничь, находится примерно в том положении, в котором оказался бы сам Усмарь, если бы он не справился с быком, – этот приём соответствует неоднократно применявшемуся в живописи «методу одновременного показа стадий движения».
В портрете А. И. Почетный любитель Академии Н. М. Возможно, для их изображений художник использовал дошедшие до его дней портреты. В 1785 году за программу «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» молодой художник получает малую золотую медаль (большая в том году не присуждалась) и право на пенсионерскую поездку в Рим, где копирует античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени – «колориста» и «пластика», чтобы усвоить и то и другое качество. Прошло два десятилетия со смерти Лосенко, еще работал над своей первой картиной «Торжественный въезд Александра Невского во Псков» молодой Угрюмов, а автор «Руководства» уже ставит перед собой задачу «наконец собрать и привести в род системы все то, что мог узнать из своих и чужих опытностей» (C. 1). Резонанс картин Угрюмова был по тем временам огромен.
Училище находилось под покровительством Петербургской Академии художеств. Русский сдавил печенега и ударил его, мертвого, о землю. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Был принят в 1770 г. Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.
Но им создаются эскизы, в которых появляется нечто новое. Первым в Академии он дает задания на белой бумаге (а не на тонированной), на которой строение объема выглядит конкретнее и яснее. Заседания Комиссии проходили сначала в Москве (июль-декабрь 1767 г. ), затем в городе Санкт-Петербурге, куда переехал двор.
Героическое начало в эскизе выражено необыкновенно ярко, с большой художественной силой. Имеются сведения, что он пользовался советами знаменитого Д. Г. Устрашенные кочевники бежали. Однако в амуниции воина справа прослеживается античная история и отголоски римской эпохи.
Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Остальное – дело художественной одаренности, любознательности и трудолюбия. После прекращения работы Большой Комиссии в декабре 1768 году, многие депутаты были оставлены в частных комиссиях, продолжавших заседания до октября 1771 года.
Он одинаково виртуозно владел всеми его техниками и материалами. Главный герой, как и положено, на белом коне в красном плаще.
Иван Грозный, величественный и неприступный, в то же время великодушен. Самый большой и детально проработанный эскиз хранится в фондах Третьяковской галереи. Угрюмов же, напротив, стал действительно живым звеном передачи традиции. Ускорить его созревание не удается. Несколько иначе, с большей свободой написан Угрюмовым «Портрет неизвестного» (Русский музей). Какая торжественность в Священном избрании младого Михаила. «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785), удостоенная Малой золотой медали, – первое самостоятельное историческое полотно молодого художника – свидетельствует, как и положено, об усвоенном в школе мастерстве.
Образы героев подкупают и современного зрителя удивительным реализмом. Эскиз по заслугам был высоко оценен современниками. Угрюмов многое сделал для развития русского рисунка. Испытание силы Яна Усмаря, картина Григория Угрюмова // Северное сияние. Это привело к победе древнерусского войска: «и кликнули русские и побежали печенеги и гнались за ними русские избивая их и прогнали».
Так, различие между «большим историческим» и малым – «домашним», а также тем, который И. Урванов определяет как батальный («частных баталий») состоит в том, что «хотя изображение также бывает из многих фигур имеющих многоразличные положения, однако их свойства и страсти слегка означаются, а не абсолютною выработкою, по причине мелкости сих изображений а ежели баталическое представление будет состоять в больших фигурах, то уже оное причисляется к большему историческому роду» (Урванов И. Руководство. Он должен уметь изобразить «добродетели, страсти и пороки согласно с повествованием и располагать всякое историческое представление выгодно для картины», для чего «потребны ему остроумие и память, дабы не только ведать исторические и преданием возвещаемые деяния, но знать и обычаи относительные ко временам сих приключений. Советует Урванов также наблюдать за телодвижениями людей в «мыльнях», так как «они самою натурою производимы и таковыми иногда бывают, каковые даже искусному художнику редко на мысль притти могут». Пафос «Усмаря» усиливается горячей живописностью произведения, его насыщенностью цветом игрой светотени. Радищева и драматическая судьба автора дошла до Угрюмова в пересказе друзей и знакомых. Отказывается от фризового построения, разворачивает шествие по пологой восходящей диагонали, навстречу взгляду европейского зрителя и таким образом еще «замедляет» грациозный шаг белого коня. По возвращении в Петербург (1790) Угрюмов становится преподавателем класса исторической живописи и исполнителем заказов их императорских величеств — Екатерины II, затем Павла I: Торжественный въезд Александра Невского в город Псков (1793), Взятие Казани войсками Ивана Грозного (1797—1799), Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года (не позднее 1800).
Они так же говорят о тесных связях художника с купеческой средой, с отцом, продолжавшим активную деятельность до последних лет (он пережил сына на 1, 5 года), а их образная система явно наводит на мысль об использовании автором провинциальной художественной традиции. Угрюмов учился в классе исторической живописи. В следующем за тем году было поручено ему преподавание исторической живописи в Академии.
Угрюмова же увлекали, кроме того, старые мастера, по преимуществу колористы XVI века. Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. В 1796 году Угрюмов пишет заданную Академией программную работу на звание академика. Загорелое скуластое лицо обрамлено длинными рыжеватыми волосами и пушистой бородой.
Заострив внимание зрителя на Пожарском, Угрюмов не забывает и других защитников родины. Такие изображения создаются как «сочиненные» – комбинированные из копии и необходимой атрибутики и мимикрируют под натурные, чаще всего парадные портреты. Особо отмечает художник глаза купца, его спокойную уверенность в себе.
Угрюмов портреты современников, расписывал церкви и соборы Петербурга. Он приказывает царю встать с колен. Воспроизводит торжественный эпизод в полном соответствии с описанием оного в «Русском времяннике, сиречь летописце» изданном в Петербурге в 1790 году.
До того лишь «назначенный», 5 октября 1795 года он получает программу для картины на звание академика и пишет «Испытание Яна Усмаря»: «В присутствии Великого князя Владимира российский воин – сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком»»»». Главным наставником его был Д. Левицкий. Тот же поворот, тот же редингот, тот же парик – без пышных буклей. е. чин 14 класса и знак дворянского достоинства). В начале 1780-х годов он – среди самых способных учеников Академии.
Будущий художник родился в семье, можно утверждать, прогрессивного по взглядам купца, который, убедившись в художественных наклонностях малолетнего сына, не стал держать его при себе для продолжения дела, а отвез из Москвы в Петербург и определил в Воспитательное училище при Академии художеств (1770). Но смысла, по-видимому и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным». Уменье внимательно изучать натуру выступает здесь с еще большей силой и убедительностью.
Вельможа, заложив – по моде своего времени – основы родовой портретной галереи, «стремился к тому, чтобы со стен на него глядели знатные персоны, связанные с ним или с его отцом узами родства или дружбы» (Станюкович В. К вопросу о картинных галереях русских вельмож XVIII века. Встал первоочередной важности вопрос: куда вывезти художественные сокровища Петербурга. Художник правдиво передал образ грубого и упрямого человека. Пособий для написания картин на исторические темы не существовало. Со знанием дела изображает воинское снаряжение и церковные облачения.
Теперь, в этой по сути первой собственно исторической картине художник проявляет полную художественную самостоятельность. Главные фигуры выделены при этом светом и более ярким цветом. Единство устремлений связывает обе фигуры. Более точное название: «Вступление Иоанна IV в завоеванную у татар Казань» написана по заказу Павла I для Михайловского замка (Санкт-Петербург), до 1801 находилась в Воскресенском зале. В 1785 году он получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т.
Облагороженный исполненный внутренней значительности, образ много теряет в своей жизненной убедительности даже в сравнении с очень несовершенным натурным оригиналом и проигрывает рядом с посмертным же портретом князя А. М. Композиционная схема отдаленно напоминает иконографию «Сретения» Рублева, причем место Спасителя–младенца в центре занимает спаситель России – царь Михаил. С. 537) и гроза Академию миновала. Кутузова кисти Угрюмова утерян.
Селиновой). «Набольшие» люди торговали страной, делили между собой ее богатства. Многостепенные выборы русского царя в финале Смутного времени были завершены на Земском соборе в начале 1613 года и имя Михаила Романова провозглашено народу на Красной площади в Москве 21 февраля.
В 1785 Угрюмов получил малую золотую медаль за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (ГРМ) и аттестат первой степени со шпагой (т. е. А меж тем наступил закат Екатерининского века. В картине Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями (1793) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными. Угрюмов Григорий Иванович был одним из первых российских художников исторического жанра.
Угрюмов в своем портрете придает сравнительно небольшое значение цвету. Разоренная после Смутного времени с бесконечной сменой властителей на русском престоле, с хищной польско-литовской интервенцией, Россия получила «семибоярщину». Умер Угрюмов на высшем посту, доступном художнику, – ректора Академии.