Картину «Святой Себастьян» Тициан создал в глубокой старости, когда темы страдания и подвига во имя веры стали излюбленными для художника.
Нередко художники обыгрывает контраст между Себастьяном и расстреливающими его лучниками. В диалогах "Об ошибках и злоупотреблениях художников" (1564 г. ) итальянский автор Джильо да Фабриано писал: "О, тщеславие человека, который делает бессмысленным то, что истинно, пристойно и важно, чтобы дать место фикциям, которые весят не больше соломинки. В XX веке— Сальвадор Дали и Анхель Саррага. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмена изображает Себастьяна и как почитаемого центуриона и в дни мученичества.
На прохожих и на земную жизнь он не обращает внимания. Но поскольку Себастьян привлекателен и популярен, его "приглашали" чаще других. С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики.
Большинство из наиболее известных людей города были там. Тот вторично издал приказ о его казни. В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. С XIII века Себастьяна раздевали и омолаживали. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Получив образование в Милане, он направился в поисках счастья в Рим. "Святой Себастьян" Рубенса (1618г. ) – здоровый плотный молодой мужчина с усами. Красив и спокойно-задумчив "Святой Себастьян" Сандро Боттичелли (1474 г., Берлин, картинная галерея).
1511-12 гг., Венеция, Санта Мария делла Салюте) написан с усами и бородкой. Во Франкфуртском музее старой скульптуры (Либигхаус) хранится очень выразительная южнонемецкая деревянная скульптура (ок. Это позволило им объективировать свои собственные (и зрительские) садомазохистские чувства и желания и одновременно подрывало традиционный фаллический стереотип мужчины как субъекта и хозяина положения. До конца XVI в. изображение прекрасной мужской наготы было для многих мастеров самоцелью.
Композиция произведения осуществлялась без каких бы то ни было подготовительных эскизов. Если стрел было много, как у Джованни дель Бьондо (1370 г., Флоренция, Собор), оно не выглядело нагим и соблазнительным. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства.
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».
Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Удивительно лиричен и нежен Святой Себастьян Джованни Антонио Больтраффио на картине "Дева семейства Касио" (Лувр). Иногда он даже не привязан к дереву, а свободно стоит, прислонившись к колонне. Композиционное расположение фигур – сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом – создает впечатление длительного и утомительного пути. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. Его привязали к стволу дерева и выпустили в него стрелы.
Себастьян остался жив. "Некоторые художники часто строят композицию так, чтобы зритель смотрел на картину снизу. У Антонелло да Мессина (1430-1479 г. г. ) Святой Себастьян (1476 г., Дрезденская галерея) – привязанный к столбу прекрасный юноша с мягкими, женственными формами, в узких обтягивающих плавках, который спокойно стоит, слегка выставив вперед правую ногу. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными.
Находясь в нем, можно видеть красивый остров Мурано и другие места. Безмятежен и прекрасен мир изображенный художником. Это прекрасный эфеб, нечувствительный к боли, с горящими глазами, его пенис едва прикрыт красивым шарфом, за которым видны лобковые волосы. На этот раз Себастьяна забили камнями и сбросили тело в сточную канаву. Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Иногда его изображали таким и позже.
Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Этот прием повторил Лука Синьорелли (1498 г. ): почти нагого, в одной только узкой повязке изящного Себастьяна расстреливают мощные полунагие или в плотно облегающих штанах лучники.
Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево».
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора. Он как бы говорит: человека можно физически уничтожить, но вечно будет жить неукротимость его духа и разума. Мечтательный взгляд юноши устремлен в небо. Мягкий андрогинный образ Себастьяна (1485 г., Милан, Пинакотека Брера) рисует Либерале да Веро-на (1445-1527/28 г. г. ). Однако 1550-е годы были для Тициана временем перелома, что сказалось в изменении характера его творческих интересов.
А еще два века спустя его вообще сделали нежным юношей. Иногда его изображали таким и позже. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Этот способ разумен, красив и поразителен. С другой стороны, стрела – явный фаллический символ (заостренный предмет, проникающий в тело жертвы).
Мягкое, с неразвитой мускулатурой, бледное тело мученика оттеняется обнаженными мускулистыми руками и ногами окружающих его лучников. Этот прием повторил Лука Синьорелли (1498 г. ): почти нагого, в одной только узкой повязке изящного Себастьяна расстреливают мощные полунагие или в плотно облегающих штанах лучники. Один из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г. г., Лувр). На эрмитажном полотне Магдалина представлена в момент страстного и бурного раскаяния.
Красно-розовое пятно одежды перекликается с красными цветами и одеждой пастуха. Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века. Однако изображения обнаженного мужского тела, уместные в искусстве эпохи Возрождения, в эпоху контрреформации стали предметом нападок.
Образ Святого Себастьяна был в этом отношении особенно уязвим. К 60-м годам XVI века относятся еще два эрмитажных полотна Тициана – Христос-вседержитель и Несение креста. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Хотя они всегда прикрыты набедренной повязкой или плавками (зачастую символическими), многие художники умышленно привлекают к ним внимание зрителя специальными "указателями" – направлением стрел, струйкой крови и т. п. Конфликт их характеров является ее смысловым центром.
К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. Недавно во Франции опубликованы две новые книги – богато иллюстрированный альбом-монография Жака Даррьюла (1998 г. ), посвященный образу Святого Себастьяна второй половины XV в. и книга Карима Рессуни-Деминьё (2000 г. ) об эволюции образа Святого Себастьяна в эпоху Возрождения, а также статья о том, как изображают Святого Себастьяна художники-геи XX века. Его мертвое тело было извлечено оттуда святой Лючией, которой во сне явился Себастьян. От горящего костра вздымаются языки пламени, бросая отблески на обнаженное тело святого.
Беспристрастная наблюдательность внесла в портрет пророческое начало: через два года Алессандро инициировал заговор пармской знати против своего отца Пьер-Луиджи Фарнезе, любимого сына Павла III Пьер-Луиджи был убит и пармский престол достался Оттавиано. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов. Житие святого Себастьяна многократно отображалось в произведениях европейского искусства.
После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Наиболее известна из них самая ранняя – та, что была написана мастером в 1457-1458 гг. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Облачное, тёмное небо сливается с землёй. Начиная с XIII в., Святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать.
По своему величию и трагическому пафосу эта последняя работа великого мастера может найти параллели только в поздних скульптурных группах Микеланджело. С одной стороны, они несут смерть (например, стрелы Аполлона, которыми он убил детей Ниобеи). Это придает образу святого Себастьяна гомоэротический характер (впрочем, мадонн ведь тоже писали с обычных смертных женщин иногда – легкого поведения). Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном.
" "Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин. Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Ниспадающие одежды плохо прикрывают её грудь, которую она стыдливо прячет за пышными волосами, мягко очерченными светом. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы. В женских образах мастер не ищет психологической глубины. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Из-за своей честности и мужества юноша заинтересовал римского императора Диоклетиана. В ранний период творчества он дважды изобразил Себастьяна в церкви Санта Мария делла Салута и в Ватиканской галерее. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. Некоторые картины похожи на светские портреты, например, "Святой Себастьян" Аньоло Бронзино (1525-28 г. г., Мадрид, Тиссен-Борнемисса).
Несомненно, наиболее удачная часть картины – пейзаж. На картине Антонио Полайоло "Мучения Святого Себастьяна" (1475 г., Лондон, Национальная галерея) прекрасный нагой юноша, в маленькой набедренной повязке со связанными руками и ногами, стоит на стволе частично обрубленного дерева, возвышаясь над своими мучителями и устремив взгляд в небо. В картине Тициана он похож на одинокого странствующего рыцаря и, одновременно, это триумфатор, предстающий на фоне победно разгорающейся на небе утренней зари. И, наконец, это знак любви. Необычно исполнение картины. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Однако, сильный мужчина выжил (по одной из версий, его выходила святая Ирина). Горожане в богатых одеждах безмятежно занимаются своими делами. И, наконец, это знак любви. Новаторство произведения – в его живописном строе.
Благодаря мужеству и честности молодой человек привлек к себе внимание римского императора Диоклетиана. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. «Святой Себастьян» из Эрмитажа – одно из последних произведений мастера. Тема гармонии человека и мира редко у кого из художников ренессанса воплощалась столь осязаемо — реально, была бы в такой мере проникнута наслаждением жизнью.
Вот таким образом первое, что бросается в глаза, – гениталии мученика. Когда его убеждения открылись, Диоклетиан приказал лучникам расстрелять Себастьяна. Языки пламени вздымаются от горящего костра, бросая отблески на тело святого. Но исключения только подтверждают правило. Три картины на эту тему создал и прославленный итальянский художник Андреа Мантенья.
", – вторит ему автор "Трактата о живописи" Г. Ломаццо (1584 г. ). Во второй половине XVI в. в роли защитника от чумы Святого Себастьяна постепенно заменяет Святой Рош – зрелый бородатый мужчина, похожий на Христа, который держится серьезно, никого не соблазняет и, в отличие от Себастьяна, всегда одет. За это император Диоклетиан приказал казнить его. Самый известный его Святой Себастьян (ок. Тициан поистине мыслил краской. Неровным, беспокойным светом освещена его фигура и страдальческое лицо, обращенное к небу.
За скрытую приверженность к христианам его дважды приговаривали к смертной казни. Некоторые картины похожи на светские портреты, например, "Святой Себастьян" Аньоло Бронзино (1525-28 г. г., Мадрид, Тиссен-Борнемисса). С одной стороны, они несут смерть (например, стрелы Аполлона, которыми он убил детей Ниобеи).
Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян». Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. У Тициана нагота возвышенна и благородна. Прекрасно написана хрустальная сфера, лежащая на ладони Христа.
На картине Антонио Полайоло "Мучения Святого Себастьяна" (1475 г., Лондон, Национальная галерея) прекрасный нагой юноша, в маленькой набедренной повязке со связанными руками и ногами, стоит на стволе частично обрубленного дерева, возвышаясь над своими мучителями и устремив взгляд в небо. Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами.
В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен.
У Паоло Веронезе (1565 г., церковь Сан Себастьян в Венеции) Святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). В Венеции также существовал его культ. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Его красавицы – бездумны, чувственны, полны сознания своей юной прелести.
Тридентский собор (1545-1563 г. г. ) формально запретил изображение нагого тела в религиозной живописи. Фигура святого изображена на первом плане, вот таким образом он кажется значительно больше окружающих его домов, не говоря уже о людях. Красив и спокойно-задумчив "Святой Себастьян" Сандро Боттичелли (1474 г., Берлин, картинная галерея). Удивительно лиричен и нежен Святой Себастьян Джованни Антонио Больтраффио на картине "Дева семейства Касио" (Лувр). О, тщеславная суета, бесконечная ошибка. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». Окончив обучение в Милане, в поисках счастья он отправился в Рим.
Это придает образу святого Себастьяна гомоэротический характер (впрочем, мадонн ведь тоже писали с обычных смертных женщин иногда – легкого поведения). "Святой Себастьян" Ван Дейка (1621 г., Мюнхен, Старая Пинапкотека) – фактически автопортрет художника, один из четырех "вкусных образов красивого Нарцисса, где художник представил себя непринужденным хорошо сложенным денди" (Даррьюл).
К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. В ковбойском вестерне Дельмаса Хау (1990г. ).
Но исключения только подтверждают правило. «Святой Себастьян» Хосепе де Рибера (1591-1652) – шедевр новой для того времени живописи. Один из нескольких Себастьянов Тициана (ок. Художники Ренессанса сумели представить обнаженное и связанное мужское тело не столько страдающим, сколько пассивным и получающим удовольствие от своей беспомощности.
Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Именно этот момент изобразил Тициан, как и многие другие художники. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом. Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
", – вторит ему автор "Трактата о живописи" Г. Ломаццо (1584 г. ). Имело значение и количество стрел. Я вижу побиваемого камнями Стефана без камней. Умер в Венеции 27 августа 1576 года. Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». О, тщеславная суета, бесконечная ошибка.
У большинства «Себастьянов» других авторов лицо не выдаёт признаков боли, они спокойны и про некоторых можно даже сказать «умиротворены». В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. У Паоло Веронезе (1565 г., церковь Сан Себастьян в Венеции) Святой Себастьян представлен бородатым мужчиной средних лет, которого куда-то тащат здесь нет ни наслаждения страданием, ни соблазнительно обнаженного тела. Его картина «Мученичество святого Себастьяна» известна только в копиях, но картины последователей художника с аналогичным сюжетом передают особенности живописной манеры Караваджо.
Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Во Франкфуртском музее старой скульптуры (Либигхаус) хранится очень выразительная южнонемецкая деревянная скульптура (ок. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
В диалогах "Об ошибках и злоупотреблениях художников" (1564 г. ) итальянский автор Джильо да Фабриано писал: "О, тщеславие человека, который делает бессмысленным то, что истинно, пристойно и важно, чтобы дать место фикциям, которые весят не больше соломинки. В зависимости от того, кого писал Тициан, он менял композицию, цвет, степень детализации. Первое его житие появилось в V веке и постепенно обрастало новыми подробностями.
Стрелы – символ тоже многозначный. С другой стороны, стрела – явный фаллический символ (заостренный предмет, проникающий в тело жертвы).
Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн. Его писали свыше двухсот разных художников, некоторые не по одному разу. Самый популярный у геев святой Себастьян принадлежит кисти Гвидо Рени. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Тициан импровизирует с красочной поверхностью, нагружая её пастозным, густым, почти осязаемым слоем, — она буквально вылеплена «больше пальцами, нежели кистью» — и покрывая сверху полупрозрачными лессировочнымикрасками, что создает богатейший живописный эффект. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
С тех пор культ святого стал повсеместным. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Его глаза устремлены вверх, на лице глубокие морщины, оно выражает стоическое сопротивление страданию и злу. В выборе мотивов, включенных в пейзаж, чувствуются уроки Джорджоне.
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Возможно, он просит Господа помочь ему.
Темное, облачное небо сливается с землей. Другими становятся и живописные приемы. Портрет не имеет равных у Тициана по великолепию и богатству цветового решения, симфонии красных тонов, в которой объединяются краски утренней зари, ее отблески на металлических доспехах, цвета красной попоны коня, украшающего голову скакуна плюмажа и перевязи на груди всадника.
Иногда он даже не привязан к дереву, а свободно стоит, прислонившись к колонне. Однако нужно учитывать особенности сюжета картины: изображает она сцену мученичества Святого Себастьяна или же Святое Семейство вместе с несколькими святыми. Если стрел было много, как у Джованни дель Бьондо (1370 г., Флоренция, Собор), оно не выглядело нагим и соблазнительным. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия.
Образ Святого Себастьяна был в этом отношении особенно уязвим. Он будто не чувствует боли, устремившись мыслями к Богу. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами (деталь, не всегда учитываемая художниками) и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными.
Как неизбежное он принимает надвигающуюся смерть и с достоинством встречает ее. Кстати, стрелы, которыми утыкано тело Себастьяна имеют не одно значение: смерть, любовь и фаллический символ (заостренный предмет, проникший в тело жертвы). Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Еще более драматичны другие образы Мантеньи, подчеркивающие физическое страдание: у Святого Себастьяна, написанного в 1470 г. (Культурно-исторический музей, Вена), одна стрела пронзила шею, а другая торчит во лбу.
Приняв христианство, он деятельно распространял его среди подчинённых. Один из самых чувственных Себастьянов принадлежит кисти Пьетро Перуджино (1490-1495 г. г., Лувр). Будет любопытно узнать, что в 1520 году у Тициана уже была собственная мастерская, где он успешно работал вместе с сыновьями и помощниками.
Во второй половине XVI в. в роли защитника от чумы Святого Себастьяна постепенно заменяет Святой Рош – зрелый бородатый мужчина, похожий на Христа, который держится серьезно, никого не соблазняет и, в отличие от Себастьяна, всегда одет. Церкви с изображениями мученика появились по всей Европе. Посчитав его мертвым, солдаты оставили приговоренного в лесу. Окружающее пространство помогает полнее выявить трагизм происходящего.
Вот таким образом такое внимание художник уделяет деталям, помогающим создать образ красавицы. История искусства пишется по-разному – по историческим периодам, по художественным стилям и направлениям, по творчеству отдельных выдающихся мастеров. Выражение "стрелы любви" было широко распространено в поэзии эпохи Возрождения.
Начиная с XIII в., Святого Себастьяна стали постепенно раздевать и омолаживать. Ногами святой попирает языческие руины. При этом в образ святого вкладывался абсолютно разный смысл. Самый известный его Святой Себастьян (ок.
Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 X 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. У Антонелло да Мессина (1430-1479 г. г. ) Святой Себастьян (1476 г., Дрезденская галерея) – привязанный к столбу прекрасный юноша с мягкими, женственными формами, в узких обтягивающих плавках, который спокойно стоит, слегка выставив вперед правую ногу. Я вижу побиваемого камнями Стефана без камней. Хотя они всегда прикрыты набедренной повязкой или плавками (зачастую символическими), многие художники умышленно привлекают к ним внимание зрителя специальными "указателями" – направлением стрел, струйкой крови и т. п. Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки.
Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне. Но они всегда прикрыты повязкой или плавками. Мечтательный взгляд юноши устремлен в небо.
На сей раз Себастьяна забили до смерти бичами. Это позволило им объективировать свои собственные (и зрительские) садомазохистские чувства и желания и одновременно подрывало традиционный фаллический стереотип мужчины как субъекта и хозяина положения. 1429/1431-1479).
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). По древнему сказанию, святой Себастьян был офицером полка лучников. "Святой Себастьян" Ван Дейка (1621 г., Мюнхен, Старая Пинапкотека) – фактически автопортрет художника, один из четырех "вкусных образов красивого Нарцисса, где художник представил себя непринужденным хорошо сложенным денди" (Даррьюл).
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Зловещие отсветы падают на пустынную местность, как бы охваченную заревом пожара. Но поскольку Себастьян привлекателен и популярен, его "приглашали" чаще других. Если художник надписывал на стреле собственное имя, это не только подтверждало авторство картины, но и могло быть признанием в любви к изображаемому персонажу. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Это и давало пищу гомоэротическому воображению. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. В это время в мифологических композициях появляются драматические интонации, стремительное и бурное движение, радикально меняется и живописная манера — ранее добивавшийся почти эмалевой сплавленности красочного слоя и лишь дополняя эту манеру более свободным, открытым мазком, Тициан теперь пишет большими кистями, крупным, энергичным мазком, полным динамики и экспрессии.
Безукоризненностью сложения герой напоминает античные статуи. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. У его обнажённых ног клубится и медленно поднимается вверх дым.
На протяжении долгой жизни Тициана также привлекала эта тема. Около 680 г., когда Павию и Рим опустошила страшная эпидемия чумы, одному из горожан было видение, что нужно построить в честь Святого Себастьяна часовню. " "Развратные зрелища голых мужчин могут заразить дух женщин. Образы Святого Себастьяна удивительно разнообразны. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века.
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии).
Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Еще более драматичны другие образы Мантеньи, подчеркивающие физическое страдание: у Святого Себастьяна, написанного в 1470 г. (Культурно-исторический музей, Вена), одна стрела пронзила шею, а другая торчит во лбу. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. На ней Мантенья изобразил Себастьяна привязанным к обломку древней греко-римской колонны. По приказу императора мученик был забит до смерти и брошен в реку с нечистотами.
Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. На другой картине, написанной около 1490 г. (Венеция, дворец Са dОго), лицо Себастьяна искажено мукой. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна», Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана».
Цвет – одно из основных средств выражения. Тридентский собор (1545-1563 г. г. ) формально запретил изображение нагого тела в религиозной живописи.
Выражение "стрелы любви" было широко распространено в поэзии эпохи Возрождения. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия. Часовню построили, после чего эпидемия прекратилась, а Святой Себастьян приобрел славу защитника от чумы. Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчи ной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке.
Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». На его фоне чуть нескладные фигуры кажутся обычными и будничными. В Данае художник решает тему любви, счастья и в первую очередь красоты человека.
Этот святой первых веков христианства очень популярен на католическом Западе. До конца XVI в. изображение прекрасной мужской наготы было для многих мастеров самоцелью. 1511-12 гг., Венеция, Санта Мария делла Салюте) написан с усами и бородкой.
Недаром Тициан придал фигуре Себастьяна особую значительность и монументальность. Человек оказывается перед лицом темных сил, неизбежны борьба, а порой и гибель. Главнокомандующий войсками Венецианской республики предстает здесь в великолепных доспехах, с жезлом главнокомандующего, но его немолодое усталое лицо — это скорее лицо мыслителя, а не полководца.
Нередко художники обыгрывает контраст между Себастьяном и расстреливающими его лучниками. Иначе видит Святого Себастьяна Андреа Мантенья (1430/31-1506 г. г. ). Однако нужно учитывать особенности сюжета картины: изображает она сцену мученичества Святого Себастьяна или же Святое Семейство вместе с несколькими святыми. Первые изображения Святого Себастьяна, начиная с византийских фресок VI-XI вв., представляли его зрелым, одетым, мускулистым, бородатым мужчи ной (капитан лучников никак не мог быть юношей), с мученическим венцом в руке.
Себастьяна -без стрел. Кажется, что с гибелью героя наступает момент трагического крушения мира. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). Первое его житие появилось в V веке и постепенно обрастало новыми подробностями. Второстепенные фигуры – солдат и беседующие с ним пастухи – почти повторяют типы Джорджоне.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). У его ног клубится дым, медленно поднимающийся вверх. Чем же объясняется привлекательность этого образа и почему он допускает такое множество интерпретаций. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи.
К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). Тогда его подвергли жестокому бичеванию до смерти, а труп бросили в сточную канаву. Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Себастьяна -без стрел. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Интересно, что точный год рождения художника Тициана не установлен: разные источники сообщают разные даты.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Весь трагизм происходящего помогает полнее ощутить окружающее пространство. "Святой Себастьян" Рубенса (1618г. ) – здоровый плотный молодой мужчина с усами. Имело значение и количество стрел. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция).
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. На прохожих и на земную жизнь он не обращает внимания. Иначе видит Святого Себастьяна Андреа Мантенья (1430/31-1506 г. г. ).
Это отличает картину Тициана от подобных изображений Себастьяна. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Один из нескольких Себастьянов Тициана (ок.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве.
На другой картине, написанной около 1490 г. (Венеция, дворец Са d"Ого), лицо Себастьяна искажено мукой. Мягкий андрогинный образ Себастьяна (1485 г., Милан, Пинакотека Брера) рисует Либерале да Веро-на (1445-1527/28 г. г. ). В самый последний момент жизни человек остается прекрасным и несломленным.