Народ олицетворяется как главное действие картины, где отражены воистину мужественные характеры, которыми наделены стрельцы не боящиеся гневного царя. Главная идея в написании картины показать зрителю не само действия казни, а предшествующие казни минуты, переживания как самих стрельцов так и их родственников находящихся в глубоком напряжении зная, что смерть их близких неминуема. Картина точно передает внешний облик стрельцов, несущих дозор в своей слободе. Символично для картины число 7: горит 7 свечей, 7 стрельцов, которых будут казнить, 7 глав собора Василия Блаженного.
Но его фигура отодвинута В. Суриковым в глубину картины, а весь передний план ее занимает народная толпа, стеснившаяся возле Лобного места и телег со связанными стрельцами. Для картины символично число 7: на картине присутствует 7 свечей, 7 видимых с места события глав храма Василия Блаженного, 7 стрельцов (одного увели, осталась лишь свечка, как изображение его души). «утро стрелецкой казни»— картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Итак, предлагаем далее посмотреть подборку картинок про «Созвездие стрельцов».
Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Длина выше щиколоток. – Р. П. ) сукна зеленого и лазоревого». Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем.
Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Судя по всему, за период с 1672 по 1682 гг. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны.
Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст. На картине представлено два главных героя. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.
Прощание с женой и сыном сломило его. Тяжело опустилась на землю старуха. Она горела днем и показывала художнику, как умирает ее тело, а огонь исчезнув, присоединяется к Вечности. Объясняется это тем, что на Руси того времени практиковалось добавление красных или малиновых нитей в золотые шнуры для достижения эффекта черевчатого (красного) золота – визуально эта смесь могла восприниматься как малиново-золотая – добросовестное же воспроизведение этого на миниатюре привело к подавлению цвета золота более интенсивным малиновым прорабатывая же фактуру серебряных шнуров, рисовальщик невольно изобразил их практически черными.
То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах. Полковое знамя – богато украшенное полотнище большого размера с изображением различных религиозных сюжетов – выносилось в строй крайне редко, по торжественным случаям, функцию постоянного полкового отличия выполняли сотенные знамена, полагавшиеся каждой сотне (роте). Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Соловьев.
Но что толкнуло их к этому бунту.
Еще дальше, направо, показан один из самых драматических эпизодов всей картины. Но Смута добралась и туда. Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера.
У Петра всплывают детские воспоминания. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину», — писал Суриков.
Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода.
История стрельцов как регулярной русской пехоты начинается с 1550 г., когда из существовавших к тому времени пищальников было отобрано 3000, сформировавших 6 статей (позднее – приказов) по 500 человек каждая. «Пишу татар. Ему не от кого было спасаться и некуда уезжать. На груди произвольное число петлиц, а на боковых разрезах – от одной до трех.
Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок. Уже при Иване IV численность стрельцов достигла 7000 (из них 2000 конных), командовали которыми 8 голов и 41 сотник. Во время переезда из Красноярска в Северную столицу В. Суриков на один день остановился в Москве. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. И он не покорился приговору Петра. Сабля, например, в 1674 г. была с гардой польского образца, а некоторые городовые стрельцы вообще были вооружены западноевропейскими шпагами (саввино-сторожевские в 1659 г., кирилло-белозерские в 1665 г. и др. ). Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого.
Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ). В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу.
Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Некоторые пышут злобой, как рыжебородый стрелец иные мрачно и молчаливо погружены в себя, как стрелец с черной бородой. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. «Я написал много этюдов все лица характерные.
Из этого, собственно и получилось название «стремянной» – находящийся у государева стремени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Им нисколько не жалко этих людей. Пишите ваши отзывы и предложения в гостевой книге.
Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. снабжения практически не было исключая, разве что, пожалования за «Чиги-ринское сидение» 1677 г. Так или иначе, но к 1674 г. московские стрельцы, когда их увидел и зарисовал шведский офицер Э. Пальмквист, были переодеты в новые нарядные кафтаны, несколько отличавшиеся своим покроем от прежних. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году».
Восставших взяли в плен. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук.
При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей. Командный состав приказа (полка) – «начальные люди» – состоял из головы (тысяцкого), полуголовы (пятисотского), сотников и урядников (пятидесятников и десятников).
Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Из этого мы можем утверждать, что к началу 1660-х гг. Он не обращает внимания на свою плачущую жену, он весь поглощен молчаливым вызовом, который бросает царю Петру. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью.
Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Он указывал также на разнообразие в расцветке стрелецких кафтанов: «.
Еще только раннее утро, стоит туман. Внимательно рассмотрев оригинальные рисунки, мы пришли к выводу, что Пальмквист действительно пытался изобразить золотые и серебряные шнурки, хотя и выглядят они, на первый взгляд, как малиновые и черные (зеленых, правда, вообще на рисунках нет – это очевидная ошибка). – Р. П. ) велел». Расцветка их зачастую совпадала с расцветкой парадной одежды. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. 25 марта 1680 г., несмотря на нежелание стрельцов, было велено их «ведать против иноземного чину» – начальному составу быть «из голов в стольники и полковники из полуголов в полуполковники из сотников в капитанах».
Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. В душе царя разгоралась ярость. Москва ошеломила Сурикова.
Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Боялся я ночей. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро.
Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Существовало три типа знамен: приказные (полковые), сотенные (ротные) и «братские» (пятидесятские). – Р. П. ).
Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу.
Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. С каким огромным тактом Суриков представил эту угнетающую сцену. Лица стрельцов полны сосредоточенности. Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. наряду с пополнением было произведено, по-видимому и значительное «переобмундирование» потрепанных московских приказов.
На такие крупные пожалования косвенно указывают и относящиеся к 1682 г. требования части московских стрельцов о выдаче им наконец обещанных в 1672 – 1673 г. сукон – тогда, видимо, выдали не всем. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». Если Мейерберг только упоминает «. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Пятерым из них царь лично отрубил голову. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души). Художник начал работу над ним в 1878 году.
Художник не хотел показать и лицо стрельца. Он с легкостью уходит от проблем. Образы стрельцов воспринимаются как достоверные исторические портреты. Тяжело опустилась на землю старуха.
Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Фигуры здесь едва намечены, еще условны, однако на нем уже были сделаны те главные опорные точки, на которых держится композиция картины в ее окончательном виде. Штука ли. Сто тридцать человек было повешено, сто сорок избивали кнутами и около двух тысяч приготовили к ссылке.
Каждый человек, рожденный под символом стрельца, узнает о своем характере что-то новое, а в некоторых случаях почерпнет новую информацию, которая будет полезна в дальнейшей жизнедеятельности. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой.
Повешенных целых пять месяцев не снимали. Солдаты Петра выбили их из столицы. И он не покорился приговору Петра.
В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. В заключение следует сказать несколько слов о многочисленных знаменах стрелецких приказов (полков). А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей.
Всеми стрелецкими делами ведала поначалу «Стрелецкая изба», а затем «Стрелецкий приказ», упомянутый впервые в 1571 г. 28 июня 1682 г. во время стрелецкого бунта московские стрельцы, практически захватившие власть в столице, переименовали себя в «надворную пехоту», приказ же свой в «Приказ надворной пехоты», однако уже 17 декабря прежние названия были восстановлены. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Он полон сознания своей правоты. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России.
Картина известного художника В. И. Вот таким образом уже в 1672 – 1673 гг. У многих стрельцов опущены головы, они в отчаянии, некоторые не скрывают эмоций и плачут, закрывая лицо руками. Важно, что фигура царя расположена на втором плане. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. таблицу в конце статьи) нововведением 1672 – 1673 гг.
Известие о бегстве царя из Преображенского все понимали как начало междоусобицы, грозившей большим кровопролитием. Предположительно с 1672 г. имел небольшой стоячий воротник, до этого, по всей видимости, отложной – «шалью». Его интерес к этой теме был не случаен. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды.
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Кровью кругом пахнет. Символичны все архитектурные постройки.
Наконец, «братские знамена» – скорее значки – представляли собой небольшие квадратные куски цветной ткани иногда украшенные какой-либо геометрической фигурой, например изображением креста. Он тут же приобрел ее. Стрельцы исключительно упорны и по-настоящему верят в то, что если что-то очень захотеть, то это непременно будет. Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови.
За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю.
Он даже нарисовал эскизы. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. На них мы видим варианты расцветки деталей одежды всех 14 приказов.
История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Попытаемся разобраться в этом. Их поселили в Москве, в Воробьевой слободе. В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Представление о всем комплексе стрелецкого военного костюма будет далеко не полным, если не рассмотреть подробности вооружения.
Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Стрельцы обожают совместные поездки, любит активность, энергичность в отношениях.
Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Они – истинные герои картины, главные действующие лица исторической трагедии. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны.
Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. С одной стороны – мы не имеем упоминаний о каких-либо цветах, кроме оттенков красного, малинового и зеленого до 1672 г., с другой – очевидно полное совпадение расцветки костюмов и знамени чинов 3-го приказа на «живописном листе» и на рисунке Пальмквиста. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири.
То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Существовали даже специальные книги о «даче начальным людям и солдатам шубных кафтанов». Мы не можем утверждать, было ли это многоцветие (см. Боялся я ночей. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Скорее всего, на момент сформирования, да и долгое время после этого стрельцы какого-либо регламентированного в покрое и расцветке костюма не имели. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи.
В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. Даже те полки, которые не участвовали в перевороте, были расформированы, стрельцов перевели в посадские. Стрелец хороший друг, но неважный семьянин. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. В Москве первым по номеру был так называемый стремянной приказ (полк), обычно в 1, 5 – 2 раза превосходивший по численности остальные-Стрельцы этого подразделения были частично или полностью посажены на коней, никогда не посылались из Москвы в пограничные города для службы и постоянно находились при особе царя. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Хотя стрельцов иногда и вооружали копьями, действовать ими они не умели и даже категории такой – «копейщик» – среди стрельцов не было до 1690-х гг.
Художник прибег к интересному приему в построении композиции. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Написал порядочное количество. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца.
Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. И что хотел сказать художник своей картиной. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась.
Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили.
Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. Сведения о расцветке (по Пальмквисту) приведены в «Историческом описании», но, по всей видимости, составители, списывая цвета с миниатюрных картинок, допустили по крайней мере одну серьезную ошибку. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. Среди стрельцов были и вооруженные протазанами – протазанщики. Пассивность и застой могут повергнуть его в уныние и разрушить чувства. Хмурое небо нависает над Красной площадью.
Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение. Об этом подробно рассказывает историк С. М. Художник еле-еле уговорил его позировать. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени.
Приказы (полки) назывались по именам своих командиров и имели порядковые номера, в каждом городе начиная с номера 1-го. Чем меньше был номер, тем почетнее – за службу приказ могли, например, пожаловать из 11-го в 6-й и т. д. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении.
Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. В 1683 г. приказы были переименованы в полки, а составлявшие их сотни – в роты. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Кончил картину, которую писал несколько лет.
Сначала в четырнадцати застенках Преображенского собрали 1 700 человек – их долго и жестоко пытали. Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. или же новые костюмы повторяли систему расцветки, установленную задолго до этого. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь.
Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве. Например, в 1672 г. в Киеве среди воинских припасов хранилось «405 кафтанов стрелецких онбургского (гамбургского. Если все снова повторить, то стрелец, заранее зная, что ему грозит, пойдет против царя, защищая уклад, сложившийся веками. Традиционно рядового стрельца представляют вооруженным самопалом, саблей восточного типа и бердышом.
Вооружение знаменщиков и музыкантов (сиповщиков и барабанщиков) было достаточно разнообразным. По Москве начались казни. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Несмотря на то, что участь его решена, он закован и находится в полной власти своих пленителей, он не сдался и не смирился со своей участью. Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Репин выискал натуру для Сурикова. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Он полон сознания своей правоты.
К концу этого царствования стрельцов было 12000, а на коронации Федора Иоанновича летом 1584 г. – 20000. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества.
А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». Сразу вызывают беспокойство указанные цвета нагрудных шнурков – петлиц (малиновый и черный, а в одном случае зеленый). Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Не следует забывать и о том, что пожалование цветными сукнами считалось одной из форм поощрения за службу (если принять во внимание тот факт, что сукна, шедшие на парадные кафтаны, были западноевропейского производства и стоили очень дорого).
Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Стрельцы заряжают партнера своим оптимизмом и жизнелюбием. Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами.
Застегивался справа налево, пуговицы круглые или овальные (шарообразные), петлицы из золотого или серебряного шнура с кистями на концах или из плоского галуна. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги.
Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Проснешься и обрадуешься. Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.
Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота. Кончил картину, которую писал несколько лет.
Молодого стрельца офицер ведет к виселице. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты. Он родился в Красноярске, в казачьей семье.
Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Физическое уничтожение началась почти сразу. Подлинный талант часто бывает многогранен.
Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. Это, естественно, еще не униформа, а только частично регламентированный общегражданский костюм, столь характерный для постоянных воинских формирований в Европе XVII в. Позднее, в 1658 г., впервые упоминается «служилое платье» – видимо, специальный термин для обозначения такого рода одежды. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Это был кладбищенский могильщик. Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью.
Что изображено здесь. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника.
Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи.
Проснешься и обрадуешься. Суриков не разочаровался: Кузьма долго позировал ему и Суриков при имени Кузьма даже впоследствии всегда с чувством загорался от серых глаз, коршуничьего носа и откинутого лба. Исход битвы предрешен. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Царь уверен в себе и спокоен.
Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Она отличная подруга, с ней никогда не будет скучно. Д. Горсей, говоря о московских стрельцах во времена Ивана Грозного, отмечал, что они «очень опрятно одеты в бархатные, разноцветные шелковые и стамедные (шерстяная косанит-ная ткань, – Р. П. ) одежды». Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом.
Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля. Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Она не поддержала реформ патриарха Никона, общалась с его оппонентом протопопом Аввакумом, осталась в старообрядческой вере. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. У начальных людей подбивался соболем или иным дорогим мехом, у рядовых стрельцов – бараньим или козлиным (шубный кафтан), либо цветным сукном.
Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Ни князь, ни Мария так и не вернутся в Петербург: отец умрет от апоплексического удара через два года после высылки, другая — спустя еще год — от оспы. Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони.
Дознание шло девять лет. Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Захоронить казненных царь, считавшийся поклонником европейских ценностей, позволил лишь в феврале. Постоянные связи могут его утомить.
Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Со стороны власти здесь представлен сам Пётр I на коне, который смотрит на приговорённых непримиримым взглядом. Это романтики, которые не хотят ни от кого зависеть. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Штука ли.
Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Он принял их как данность, с терпением и мудростью.
Во-первых, это число «7». Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. Самопалы (ружья русского дела) были на вооружении стрельцов лишь до второй половины XVII века, а затем были постепенно вытеснены более крупнокалиберными, надежными и легкими западноевропейскими мушкетами.
Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Однако так было далеко не всегда. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. Его работы отличаются той особой интонацией, которая позволяет зрителю окунуться в происходящее на картине. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут». Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью.
Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Что бы ни случилось, они всегда будут на коне. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки.
Весна 1881 года была запоздалой. Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Не могло оно прославлять стрелецкую силу. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси.
Московские стрельцы, вынесшие основные тяготы военных действий 1670 – 1671 гг., несомненно, понесли большие потери (описанный нами сборный отряд был полностью уничтожен восставшими). Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Он едва переступает заплетающимися ногами голова его упала на грудь руки висят как плети. Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. С него начались первые эскизы к картине.
Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Царь инициировал и возглавил повторное следствие. Кровью кругом пахнет. Обычно им с трудом даются постоянные отношения. Однако муха продолжала сидеть.
Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка. На самой высокой точке крепости и силы духа находятся все стрельцы во главе со стоящим. Следующие сведения относятся к 1661 – 1662 гг. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Весна 1881 года была запоздалой.
Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Кафтаны стрельцы получали от государства или строили в полках по «образцам» из полученных сукон. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло.
Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен.