Последние полтора месяца мы живем в ожидании конца света. Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. Слава Богу, что так.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Да его никто в этом и не обвинял. Работы шли нарасхват. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27.
Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561). Картин используютcя натуральные экологичные материалы класса Premium. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
Между тем уникальность его творческой манеры выросла и сложилась – это хорошо показывает его живопись – именно на скорее всего внесознательном стремлении совместить, синтезировать освоенные им противоположные художественные традиции, включая, кстати и некоторые изобразительные приёмы Микеланджело и экзальтированный мистицизм своих испанских предшественников в живописи. Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»).
Картина, о которой мы говорим, относится к расцвету творчества в Испании. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Будучи ярким представителем позднего византийского исихазма, Феофан обнаружил на Новгородской земле такую яркую, кипящую земными радостями и увлечениями жизнь вроде бы православных русичей, что считал одной из своих главных художественных задач суровое напоминание своим новым собратьям по вере о высокой духовной строгости христианства, да и о грядущих карах для излишне вольно обращающихся с предельно духовно акцентированной православной верой.
Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Город оказал на него огромное воздействие.
Живопись позднего возрождения и маньеризма Картина испанского живописца. Вряд ли вообще думал о чём-то. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Венецианские мастера научили его организовывать многофигурную композицию в окружении яркого света. Тело графа опускают в могилу не его современники, а св.
Звучность и красота красок превосходит возможности масляной живописи. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Создается впечатление, что краски на картине светятся. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122.
Почему так произошло. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Эль Греко послал свое предупреждение в будущее.
Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
заданный автором Аркадий абдуллаев лучший ответ это На Вашем фото – картина Эль Греко "Моление о чаше". Эль Греко (собственно Доменико Теотокопули) родился в 1541 г. в Канди, столице острова Крит, входившего в те времена в венецианские владения. Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. Августин и св.
Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление. Маврикия». Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. Всё остальное – космологическая тревога и смятение. Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Стал узнаваем. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые – цветные – пятна первого плана картины) с лица земли. И выражен он только и исключительно живописными средствами. Информация о картине, описание, где находится, другие картины художника. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»).
Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. Причины недовольства короля остались неизвестны.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах. А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами.
В глубине картины, словно в бездонном провале, святые мученики восстают из своих могил, дабы получить белые одежды. Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. Окутанном вихревым движением перламутрово-голу-бых, серо-серебристых и розово-сиреневых облаков. c. За это он и получил своё прозвище — ЭЛЬ ГРЕКО.
И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Британский историк искусства Дэвид Дэвис прослеживает корни стиля Эль Греко в его греческом христианском образовании и воспоминаниях о литургических и церемониальных аспектах православной церкви. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл.
Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, ведущие к концу света. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ). Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Прадо, Мадрид). Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. l. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14.
И как. Понятно, что картина сразу не понравилась заказчику – капитулу Толедского собора, для алтарной части сакристии которого полотно было заказано и в конце концов, не без сопротивления части толедского духовенства, заняло там своё место. Они укутываются или наоборот, сбрасывают с себя покрывало.
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Затем он поработал и в Риме, но венецианскую живописную традицию признал своей, полюбил её, привёз в Испанию и на её основе создал свой уникальный живописный стиль. В 1937 году историк искусства Родольфо Палуччини выпустил важное исследование, повлёкшее за собой значительное увеличение числа работ, приписываемых Эль Греко. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана и др. ). Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 г. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже – противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
АХристос пребывает как будто отдельно от них. Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см.
Апоколиптическое полотно «Снятие пятой печати» было заказано художнику в 1608 году для госпиталя Сан Хуан де Баутиста (госпиталя Тавера) в Толедо. Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер – как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.
Апокалиптичная. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. f. То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо.
Потом переселился в Венецию, где и научился хорошо рисовать у старого Тициана. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. На илл 238 показана одна из самых поразительных его картин.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. И, пожалуй именно эти холсты могут теперь, по прошествии стольких лет, наиболее полно рассказать нам об этом фантастическом мастере, ни на кого не похожем. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Вихрящиеся облака суть живые небесные силы ибо они по краям наполнены младенческими головками ангелочков, что создаёт уже какой-то особо тревожный сюрреалистический эффект.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св. Он утверждает, что ключи к пониманию творчества Эль Греко лежат в философии Платона и неоплатонизме, трудах Плотина и псевдо-Дионисия Ареопагита, а также трудах отцов церкви70. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» – неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Вискусстве он пошел своим самобытным путем. Здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, всвоей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы иТициана иТинторетто там определенно есть. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати».
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Всочетании сокружающим мраком это выглядит — наверное, правильно будет сказать— мистически. Многие приемы— игру света итени, мазки, тему истиль позднего маньеризма он взял уэтого итальянского художника. И даны были каждому из них одежды б Почему я решила, что пятая печать уже снята. Оба мира разделены очень чётко.
Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608 – 1614). Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой».
Он разработал убранство капеллы госпиталя, однако созданные им деревянный алтарь и скульптуры, по всей видимости, утрачены73. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. На эту операцию может потребоваться несколько секунд. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Художник с пугающей мощью передал ощущение невероятной духовной силы и святости пророка. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Неизвестно, проживал ли он вместе со своей испанской подругой, Херонимой де Лас Куэвас, с которой они не были женаты, хотя она родила ему его единственного сына. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой. В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо – и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо – а вот это на рациональном уровне понять очень трудно). Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы.
При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. А прорывались тревога и предупреждение. Эль Греко.
Они простирают руки к небесам, требуя отмщения за свои страдания. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120.
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами. Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Именно этому человеку суждено было впервые принести мировую славу Испании.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Одна из таких, редко припоминаемых живописцами тем, является Снятие пятой печати. О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего неизвестно.
Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т. е. Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары.
Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»). Эль Греко был выдающимся портретистом. На огромном полотне в бездонном пустом пространстве. Хорошие отношения с семейством Кастилья принесли бы Эль Греко крупные заказы на работу в Толедо. Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно.
А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя. «Снятие пятой печати» или «Видение Святого Иоанна Богослова» (1608-1614) Холст, масло. i. При этом он был человеком Ренессанса. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь – уже явлено. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, – прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим).
Иоанн и св. Великий испанский художник, архитектор и скульптор. При этом в земной мир для выражения большей торжественности события и особой святости погребаемого художником помещены и некоторые давно почившие к тому времени персонажи. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати».
Он всё умел. Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей.
Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). Для православного грека, попавшего в пространство католической инквизиции Испании, грядущий Апокалипсис – не надежда на рай, преображение и Царство Божие, а ужас и страх перед вечной карой небесной. В молодости Греко писал иконы на Крите. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Слева группа из четырех фигур (вероятно, две мужские и две женские) написана на фоне желтого полотна. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Маврикия». Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. 1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
Он при жизни славился филантропией и благочестием. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Как это возможно. Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины.
Художник прожил вего доме до конца своих дней. С 1570 г. работал в Риме. Франциск Ассизский. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33.
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. 2 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91.
Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. А данный фрагмент, который считают незаконченным, получил название Снятие пятой печати.
Сегодня я вполне определённо могу сказать, что всё творчество великого живописца пронизано духом ожидания метафизической грозы грядущего Апокалипсиса, представленной в этой картине экспрессивным символическим образом.
В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). 224 x 194 см Metropolitan Museum of Art, New York, USA Поздние работы Эль Греко, такие как «Снятие пятой печати» и «Лаокоон», в которых воображение художника принимает причудливые ирреальные формы, переносит в мир мистических видений, не были поняты современниками. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество.
Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
Вот и в прошлом году, направляясь на отдых, мы с женой, которая тоже высоко ценит этого художника и даже писала о нём, на этот раз по её инициативе провели неделю в Толедо и Мадриде специально в гостях у Эль Греко. Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы. После 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. e. Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции.
Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Однако все они отличались особым мастерством и имели индивидуальную особенность. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113.
По словам Дж. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Сейчас он находится вТоледо. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71.
Который, кажется, знал, что такое божественный свет. художник приобрел широкую известность. В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба.
Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Ильдефонсо4. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника. Художественное образование получил у местных иконописцев старой византийской школы.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). Работы его итальянского периода написаны под влиянием стиля венецианского Ренессанса— удлиненные фигуры, напоминающие о работах Тинторетто и красочная хроматическая гамма, объединяющая его с Тицианом4. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна.
Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении – между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер. Тяжбу художник выиграл. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса. Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Джексон Поллок, один из основоположников абстрактного экспрессионизма, также находился под влиянием Эль Греко.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Картины того периода он писал писал в духе итальянского стиля. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции.
хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре). Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук). На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93.
Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Родился он на острове в 1541 году и настоящее имя его было Доменико Теотопули. Предположительно в верхней части картины, обрезанной и утраченной сейчас, находилось изображение Агнца Божьего, снимающего печать с Книги.
Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
Живопись позднего возрождения и маньеризма Картина испанского живописца. В заметках, оставленных на полях издания античного трактата Витрувия об архитектуре, Эль Греко осуждает привязанность Витрувия к классическим пропорциям, перспективе и математике. Тому есть несколько причин. При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Не осталось унего иучеников. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой.
И нужно ли. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Однако вряд ли это справедливо.
Первым художником, который, похоже, заметил структурный код в морфологии позднего Эль Греко, был Поль Сезанн, один из предшественников кубизма77. Иисусом Христом пятой из семи печатей. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого икопировал, то только самого себя.
Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле. Вернее так называлась серия работ, написанная художников для храма. И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих. В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. По рождению (т. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. «Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
Откровение 6:9-17. Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Эль Греко удалось отобразить мистическое видение Апокалипсиса в цвете, свете и движении. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. А вот в XVII веке люди вообще ни о чем, кроме смерти, толком и не думали.
Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта – из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св. И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.
Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах. И пытался ли сделать это Эль Греко.
Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Что, вобщем-то, справедливо.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Вытянутые обнаженные фигуры мечутся, словно язычки пламени. Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо.