Картина Диего Веласкеса Сдача Бреды: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В 1635 году Веласкес закончил картину «Сдача Бреды» (Прадо, Мадрид), которую сегодня признают одной из лучших работ европейских живописцев исторического жанра.
Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. В этом и заключается новаторская смелость работы автора и это подтверждает то, что она была написана в переломный, переходный период между представлениями об идеалах, появившиеся в Возрождение (античность) и суровых реалий Нового времени (расцвет науки, связь с религией заметно ослабляется. «Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи. Группа голландцев в левой части картины размещена более свободно и непринуждённо, неорганизованность и стихийность которых передана разнообразием одежд, поз. Именно побежденный Юстин де Нассау изображен в действии — он тяжело и медленно, но наступает, в то время как Спинола стоит.
Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах. В построении картины он достиг большой естественности. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры.
Побежденные обречены смотреть снизу вверх на победителей. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности.
«Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века. В этом центре сосредоточен главный смысл происходящего и зритель обращает внимание прежде всего на него. По мнению Ортеги-и-Гассета, «горькая правда состоит в том, что даже истощенная, потерявшая своих великих полководцев, теснимая врагами Испания в то время могла бы выстоять, будь у нее капля прагматического мышления, умения видеть факты, анализировать их и принимать соответствующие решения». Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.
Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Их позы и жесты оправданны, естественны.
Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. Работа выполнена на холсте маслом. Холст, масло. Художник возвышает в ранг события само Событие, художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую по-настоящему историческую картину в живописи Европы.
Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса. Испанец дружески приветствует коменданта.
Мало того, Веласкес осеняет всю сцену и родное ему воинство священным авторитетом Библии. На картине Веласкеса «Сдача Бреды», которую принято считать образцом художественной концепции историзма Нового времени, на первый взгляд присутствуют те же компоненты: фигуры полководцев — в центре и на первом плане, поведение Спинолы — образец поведения, согласно рыцарскому кодексу чести, на месте и копья — главный символ знаменитой гражданской гвардии, которой в Испании гордились все, от короля до последнего нищего. Гнет католической церкви становится все сильнее. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.
Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом (попа) лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины. И это тоже уже примета Нового времени. Когда пришла пора подводить итоги, зрители единодушно пришли к мнению, что работа Веласкеса является лучшей. В поздние годы жизни Рубенс достиг изумительного совершенства и лёгкости в искусстве владения кистью. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см).
«Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции. 318 x 276 см. Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. Их место — на первом плане, на максимально приближенном к зрителю «Олимпе» истории, возвышающемся в равной степени как над взирающим на картину, так и над самим сражением.
Это создает впечатление малочисленности и слабости войска. Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен. Ван Дейк всегда тонко понимал индивидуальность модели. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии.
Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (16291631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
Страна пережила расцвет после открытия Нового Света и время ослабления экономической и политической жизни и утверждения реакционной формы абсолютизма. Традиционность исторической концепции картины Леонардо «Взятие Юлиера» еще более показательна в связи с тем, что на ней изображен тот же персонаж — испанский полководец Амбросио де Спинола, маркиз де лос Бальбасес, что и на картине Веласкеса «Сдача Бреды». Это заметно по их позам, характеру движений.
Капитуляция, считавшееся неприступной (которая привлекает, но попасть в нее невозможно) крепости, после многомесячной осады (длительная военная операция, часто в форме блокады города или крепости, с намерением захватить объект последующим штурмом или заставить гарнизон капитулировать) города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы, в 1625 году возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени. Сама королевская чета как бы находится на месте зрителей, вот таким образом не видна, лишь их лица отражаются в зеркале, висящем на стене в глубине зала. «кардинал Гвидо Бентивольо»Парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты.
Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет (оружие). ность и непринужденность. Картина написана стремительными, энергичными мазками. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты.
Веласкес трактует тему подлинно новаторски. Но реально произведение вышло далеко от победного апофиза. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды": свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. «Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса – раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции.
Страна пережила расцвет после открытия Нового Света и время ослабления экономической и политической жизни и утверждения реакционной формы абсолютизма. Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника.
Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра. Успешно развиваются рисунок и гравюра.
«Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально.
Возьмем тот же коллективный портрет испанской гвардии. С большой реалистической силой написаны бродяги. 1648, Прадо, Мадрид).
Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника.
Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. На реальные угрозы времени власти Испании ответили не реорганизацией войск, не экономическими реформами, а идеологической акцией и строительством нового дворца. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). Однако Веласкес в историческом событии изобразил драму людей разных убеждений и верований. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. Справа стоит пожилая, грозная, полная карлица Мария Барбола, а рядом с ней — маленький молодой карлик, толкающий ногой огромную собаку, растянувшуюся на полу.
«Завоевание Байи» представлено Майно как божественное чудо явления лика/портрета короля Филиппа IV на боевых позициях (ср. При этом данное положение системы мимолетно, так как через мгновение Нассау выпрямится и сравняется по высоте со своим противником и тем самым восстановит равновесие. Они существа из разных миров — горнего и дольнего. Рубенсу оставалось жить меньше года. Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения. В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид.
Успешно развиваются рисунок и гравюра.
«Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса — раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях.
Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины. Группа голландцев в левой части картины размещена более свободно и непринуждённо, неорганизованность и стихийность которых передана разнообразием одежд, поз. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. решимость мужественно перенести утрату.
За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон). Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном (тот кто проиграл) человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения. Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624 — 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы.
Некоторые из исследователей делают предположение, что Веласкес общался с Рубенсом, приехавшим в те годы в Мадрид по дипломатическому поручению, после чего переписал полотно изменив колорит. Испания. Они, подобно божественным кукловодам, волей и мыслью передвигают фигуры на «театре военных действий». С большой реалистической силой написаны бродяги. В центре располагается главное событие – передача ключей.
Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Вследствие этого религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излишней патетики, наполняются глубокой жизненностью и естественностью, больше свободы появляется в искусствее, возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита. ность и непринужденность. Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет.
Дистанция между сидящим на лошади победителем и стоящим на коленях побежденным — огромна. «Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами. В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи (1573—1642) — матери французского короля Людовика XIII. Но оба плана картины -как бы две сферы бытия – нераздельно слиты друг с другом.
Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения. «портрет Изабеллы» жены художника. группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йордане. На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры.
Мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Она изображена в открытом чёрном платье. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время.
«Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Веласкес использует изобретенную Эль Греко пластическую формулу, в которой представленное корпоративное множество обладает портретно трактованными индивидуализированными лицами и как бы единым мистическим телом (люди загораживают друг друга и стоящие сзади изображены как стоящие выше), однако в его трактовке своеобразное «единство тела» подчеркивает не мистическую связь избранного сословия, а вполне реальное единство и сплоченность испанского воинства. Стареющий монарх старается сохранить подтянутость, горделивость осанки по-прежнему надменен взгляд, высокомерно выражение лица, но в облике Филиппа угадываются безволие и бесхарактерность, внутренняя опустошенность и пресыщение. Вторая половина XVII века — это иной, во многом кризисный период в испанской культуре. И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими.
Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624— 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Успешно развиваются рисунок и гравюра. На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. Двадцать семь полотен, украшавших дворец, должны были в аллегорической (десять картин о подвигах Геракла кисти Сурбарана), документальной (двенадцать сцен побед испанского оружия кисти Веласкеса, Сурбарана, Кахеса, Кардучо, Майно Кастело, Переды, Д. Леонардо) и символической (пять конных портретов королевской семьи работы Веласкеса) форме засвидетельствовать мощь испанского государства и представить царствование Филиппа IV как достойное продолжение военно-политических успехов Испании в Х VI в. Укрепление мифа о непобедимости испанского оружия было, по мнению властей, особенно необходимым в связи с явно ощущаемым духом общего неблагополучия в состоянии дел на внешне- и внутриполитической арене: еще свежи были воспоминания о гибели Великой Армады, Нидерланды жестоко и упорно сопротивлялись в ходе кровопролитной Тридцатилетней войны, маленькая Голландия успешно отражала агрессию Испании и теснила ее на морских просторах. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц.
Картина не вызвала возражений в общественном мнении того времени. Барокко. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»).
В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров. Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане. Все вращается вокруг зависшего в центре ключа, как будто в нем заключена некая загадка, как будто от того, что и как с ним сделают, будет зависеть дальнейшее течение событий. Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара.
Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Он (а вместе с ним и мы) любуется и гордится высоким трагичным этосом уходящего в прошлое национального мифа о несгибаемой рыцарственной армии. Веласкес трактует тему подлинно новаторски. Впереди новая борьба.
В картине Диего Веласкеса композиция предельно ясна и осязательна. «Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены. Впереди новая борьба. Мадрид. Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи. Их роль подобна божественной — быть первопричиной и неподвижным двигателем событий.
В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость.
Творя в строгих догматических рамках, живопиiы сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное с личными заслугами. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Весь строй картины убеждает в том, что каждое сословие в историческом действе хорошо на своем месте, в рамках отведенной ему функции и между ними лежит непреодолимая граница, которая в картине физически подчеркнута полным отсутствием среднего переходного плана (между первым планам и далями — провал). Эту масштабность, приподнятость народных образов выявляет пластическая мощь лепки фигур изображенных в рост, в натуральную величину и пейзажный фон, связывающий их с природой. Напомним, что сдача Бреды — только один из эпизодов войны, а не вся кампания в целом.
Это заметно по их позам, характеру движений. Размеры полотна просто поражают (307367 см).
Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. А на это способен только настоящий мастер. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи.
Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна.
Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634 – 1635 гг. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. В «Защите Кадиса» Сурбарана главными действующими лицами исторического события являются представители высшей знати. Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга.
У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи. Военные действия отодвинуты в неизмеримую даль, которая самой своей удаленностью превращает дальний план в подобие топографической карты, увиденной с птичьего полета. Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.
Живописного единства достигает прежде всего светом. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. И портрет удался. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год.
Для последнего характерно единство пространственно-временного континуума — на базе наполнения конкретным историческим содержанием пространственных (семья, род, этнополитическая общность племени и государства, Вселенная в конечном счете) и временных (прошлое, настоящее, будущее) связей человека. Недаром современники Веласкеса метко называли его «художником истины». По мнению А. К. Но портреты Веласкеса – явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях.
Они просчитывают свое поведение на театре военных действий точно так же, как они просчитывали свои действия (расходы интриги, демарши и прочее) в области экономики и политики Картина Веласкеса формально изображает триумф испанского оружия в Голландии». Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). Написанные им портреты солдат обоих армий отличаются верностью изображенных физиономий, передачей индивидуального типа, выражения национальной гордости и чувства достоинства. Сначала Рубенс делал красками эскиз.
Художник заставляет задуматься зрителя над столкновением старого и нового, при этом внутреннее течение в картине не сразу заметно и, кажется, что художник не занимает позиции ни одной из сторон. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. По-прежнему в центре внимания художников находится человек.
Гнет католической церкви становится все сильнее. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Свой автопортрет (молодой человек в шляпе у левого среза картины) он помещает в общности испанской армии. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634 – 1635 годах. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Их позы и жесты оправданны, естественны. Так, например, лица победителей должны были быть надменными (высокомерные) и торжествующими, а лица и жесты побеждённых – униженными и раболепными (рабски льстивый).
И дело тут не только в том, что на основе глубинного анализа доступных ему исторических и изобразительных источников Веласкес передал в самих позах изображаемых фигур суть духовной оппозиции корпоративно-сословной организации испанского общества и индивидуалистически-автономного бытия голландского, а в том, что он на уровне подсознательно воспринимаемых категорий (активное — пассивное, движение — отсутствие движения, объем — плоскость, теплые — холодные цвета) прописывает некий подспудно ощущаемый вектор исторического развития событий в пользу Нидерландов. Его прототипом является ряд картин Эль Греко, в том числе и знаменитая «Эсполио» («Срывание одежд»), где представлен обобщенный портрет испанской аристократии, связанной мистическим единством высокой духовности и принадлежности к католицизму.
Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. Живописного единства достигает прежде всего светом. «Битва греков с амазонками» (1615— 1619 гг. ).
«Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг. ) уже сформировался характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Воистину мастер предвосхитил живописцев будущих веков, органично слив воедино традиции своего национального испанского искусства с реалистическими тенденциями. Но оба плана картины -как бы две сферы бытия – нераздельно слиты друг с другом. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Однако краски не казались скучными, например в черных тканях Веласкес видел и изображал множество других оттенков.
Испанец дружески приветствует коменданта. Широта замысла подчеркнута пейзажем, в котором отблески пламени и дым пожара сливаются с серебристым туманом летнего утра. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую.
«Шубка» (1638—1640 гг. ) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. На заднем плане тревожно догорает закат. В построении картины он достиг большой естественности. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Успешно развиваются рисунок и гравюра.
По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Ключ превращается в некий камертон времени. Она является одной из ранних работ художника. «Кермесса» (1635—1636 гг. ).
На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи. Рубенс написал немало портретов. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.
Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости. По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. А на это способен только настоящий мастер. Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта.
Кроме поразительного портретного сходства заметна общность, формирующая своеобразное «единство тела» испанского воинства. Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Лицо мастера спокойно и уверенно.
«Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг. ) привлекает необыкновенно искусная композиция. Отчаянно отплясывают они бешеный танец. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры.
Воистину мастер предвосхитил живопиiев будущих веков, органично слив воедино традиции своего национального испанского искусства с реалистическими тенденциями. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки при инфанте Изабелле. Их руки никогда не встретятся. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи.
Когда подготовительная работа, заканчивалась, художник, слегка тронув фигуры лёгкими, виртуозными мазками, буквально оживлял их. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Год спустя тридца-тичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы. Вокруг этой картины существует множество споров: по одной версии, художник хотел показать обыденность и приземленность божественного образа, по другой, на картине изображена Фламиния Тривио – итальянская художница и возлюбленная Веласкеса.
Рядом с ними был помещен цикл полотен изображающих десять эпизодов из жизни Геракла работы Франсиско де Сурбарана и конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и его мастерской. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). Дух напряжённой, яростной схватки. При этом на картине изображенной внутри картины, происходит еще одно чудо — сама богиня войны Минерва венчает короля венком победителя. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Отход от придворных, патетических преувеличений произведения, от правил барокко был поистине творческим подвигом, который заслуживает самого высокого признания. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.
Наоборот, судя по присвоенному молвой второму названию картины «Копья» современники Веласкеса восприняли ее как апофеоз испанского оружия — сомкнутого строя непобедимой фаланги, которая вынесла на себе испанскую империю. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Работа выполнена на холсте маслом.
группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию. с мифами о роли чудотворной иконы в отвращении врага на поле брани).
Весь задний план отодвинут в неизмеримую даль: лишь кое-где угадываются следы недавней битвы, бастионы Бреды окутанные легким серебристым туманом, но Веласкес точно передаёт приметы местности – он новаторство живописца, чувствуется, как он хочет правдиво передать не только событие, но и место действия. Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза.
Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны. «Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами. Единственную в творчестве художника историческую картину «Сдача Бреды», он написал по сюжету войны испанской монархии с республиканской Голландией. Работа выполнена на холсте маслом. Видно, что Спинола всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовали унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии.
Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца. Рубенсу было пятьдесят три года, а его второй жене — всего шестнадцать.
Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Дело в том, что в качестве иконографического источника композиции «Сдачи Бреды» Веласкес использовал хорошо знакомую его современникам гравюру на дереве Б. Саломона «Авраам и Мельхиседек». Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Прадо.
Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. В облике Вакха нет условной красивости, – черты его лица достаточно индивидуальны, характерны. Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний.
Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространства зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков. Лицо осунулось, побледнело. Создавая живописную формулу отношений военного права Нового времени, Веласкес отнюдь не противопоставлял себя и свою концепцию «своему времени» измеряемому национальным испанским хронотропом.
Все они предназначались для зала королевств во дворце Буэн-Ретиро. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи. Поза купальщицы напоминает античные статуи, но это всё та же Елена с её доверчивым взглядом и солнечной улыбкой. Однако отражение это темно и неясно. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом).
В картине есть и ритм симметричных групп. «Портрет супругов Рубенс» (1631 г. ) Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду. Все они предназначались для (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro). Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры.
«Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Вторая половина XVII века – это иной, во многом кризисный период в испанской культуре.