Картина Рафаэля Санти Автопортрет: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. 1513, музей Гарднер, Бостон). Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами кротость мимики и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок.
1503 г. Пинакотека, Ватикан). Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна). Так началась история Рафаэлевых Станц. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени.
Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. Это самый известный портрет Рафаэля. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. 1514, галерея Питти, Флоренция). В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Именно с этой провинциальной мастерской и начинается биография Рафаэля Санти как живописца.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс.
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. 1512, Прадо, Мадрид).
Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. Этот камерный портрет действительно необычен. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Несмотря на свои небольшие размеры, полотно поражает лаконизмом, строгостью композиции и величием образа. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506).
1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Эти портреты отличаются глубоким психологизмом, неповторимой индивидуальностью и в то же время идеализированным представлением о человеке, свойственным Высокому Возрождению.
Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Одежда подчёркивает её благородное происхождение.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). У ангела слева одно крыло. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения.
До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа.
В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
золотых и снял для неё виллу. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Кроме того, в компактных формах этого хорошо продуманного портрета хорошо видна композиционная гармония – главное отличительное свойство искусства Рафаэля. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл.
«Форнарина» (прибл. Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный».
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. Вершину нижней образуют руки двух детей играющих с птичкой, а вершину верхней — голова Марии. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн.
Работа датируется 1498 годом. Чувствуется, как тщательно работал художник над этим образом, в котором нет ничего небрежного и незавершенного. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Картина называется «Автопортрет с рафаэлевской шеей» по той причине, что здесь Дали создал изобразительную отсылку к известной картине великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1483-1520) «Автопортрет». Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности.
«Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Изображённые Рафаэлем утончённые чувство юмора и обходительность фактически вернули именно те качества, которые Кастильоне хотел найти в его идеальном придворном. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Один из лучших – «Донна Велата» (ок. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. В 1513-1514 гг. Его посмертная репутация была еще больше, так как в конце XIX века его оценили почти все критики, как величайшего художника, который когда-либо жил, художника, который выразил основные доктрины христианской церкви через образы, которые имеют физическую красоту, достойную античного искусства. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала. Волосы Пьетро, свисающие длинными прядями, как было модно в то время, окаймляют миловидное лицо.
Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. VI).
Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Портрет тонко сбалансирован. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. fornaro – пекарь). Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности.
Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, – герцог привечал искусство, выделяя художников. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми.