Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Презентацию по картине В. И. Сурикова Посещение царевной женского монастыря можно использовать в начальной школе на уроках обучения грамоте, литературного чтения, ИЗО, а также во внеклассной работе. После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год). «посещение царевной женского монастыря» — последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова. Купить картину или постер "Посещение царевной женского монастыря", художника Василия Сурикова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
«посещение царевной женского монастыря» – последняя из выдающихся картина величайшего русского художника Сурикова. После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI—XVII веках», Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря» (1912 год).
В своих картинах он не судит и не выносит приговор. Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе. Только в сказках царевен завоевывали герои из народа, преодолевая опасности и злые чары. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».
Картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1912 году. Главная роль в композиции отведена царевне. Но та царевна, которую изображал Суриков, еще чиста и по-детски доверчива. Обычно они беседовали вдвоем, пока не приходила Лена, часто с подругами.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине Суриков. В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Тогда все качества, над которыми работают эти несчастные женщины годами, бледнеют перед завистью и некой долей издевки, что и красота и высокое положение царевны не спасет ее от той же блеклой жизни, которую ведут и они.
Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. Все кажется как во сне. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. Контраст между царевной и монахинями, задуманный Суриковым, только глубже, чем только противопоставление ее земной сверкающей одежды черным рясам и клобукам это также контраст между искренностью ее порыва и поведением окружающих черниц.
На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Однако, целый ряд суриковских портретов не имел такого служебного значения их художник не включал в свою работу над картиной. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание. И как в скитах, так и в теремах «Житейские грехи можно было всегда прикрыть постническою мантией Весьма понятно, чем должны были казаться Петру все эти богомольные, постнические подвиги царевны и ее сестер, весь этот старый домострой жизни, прикрывавший своими досточтимыми формами самые растленные нравственные начала».
Она выходит из церкви, полная восторженного спокойствия и убеждения в чистоте помыслов обитательниц монастыря, «спасающих свои души за его стенами». Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. Выйти замуж за человека не царской крови они не могли, — кем бы он ни был, он «холоп».
Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Только царевны были лишены всякой возможности самого обыкновенного человеческого счастья.
Испытующе, выжидательно смотрит сбоку на царевну игуменья: «Понравилось ли ей. » Старые монахини с любопытством заглядывают в светлое прелестное лицо царевны. Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством.
Словно чистое голубое холодное сияние исходит от этого платья. Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен.
В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной.
Волей или неволей, но она становилась женой, хозяйкой, матерью. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Основная роль в композиции полотна отведена царевне, которая вошла под своды монастыря.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. Недаром боярыня-мамка, знающая все и вся, зорко смотрит за тем, чтобы окружающее царевну благочиние ни в чем не нарушалось. Ведь она привыкла совсем к иной жизни.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. В то время Спиридонову было 82 года. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку. Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. Тема картины – трагическая судьба русских царевен.
Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И. Нельзя игнорировать тот факт, что, хотя Суриков был верующим, он резко отрицательно относился к монастырям, к ханжеству служителей казенной церкви, что отражено в ряде его шаржей 1900-х годов. В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Это была новая картина, далекая от модного упадочничества, от декадентских веяний, так же как и от псевдонационального дешевого стиля начала XX века, стиля, который шел от кустарных выставок прикладного искусства, открыток типа Соломко, пошлых фигурок «молодцев», «троек», «боярышень», рассчитанных на вкус потребителя.
Есть в девушке и обаяние молодости. Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Все это было дешевым подражанием подлинному — народному. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни». Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Так говорил историк Забелин, описывая быт русских цариц. С Волошиным Василий Иванович был связан большой дружбой и рассказывал ему о своей жизни.
Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь».
С любопытством, может быть и с завистью, поглядывают они на нее. Каждой самой бедной девушке могла позавидовать царская дочь, так как в любой русской семье дочерей старались «сбыть с рук» — выдать замуж. Оставался один путь – в монастырь. Царский терем в жизни русских царевен играл жестокую роль.
На царевне красивые одежды, украшенные золотом и серебром, на венце – множество драгоценных камней. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3. Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре.
Ничего этого нет у Сурикова и в помине. И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке.
В. Суриков. Суриков.
На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». Сияющую молодость проглотит утроба монастыря, а взгляд станет апатичным и равнодушным. Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды.
Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.