Сама картина «Смерть Марата» тоже была написана по горячим следам, это почти полароидный снимок, но между посмертной маской от Тюссо и картиной Давида есть большая разница. Давид рисовал пропагандистскую картину и одной из его задач было осветлить и увековечить образ Марата, но Давид немного перестарался. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat)— картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. «смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата.
И все-таки именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени. Но никаких следов кожного заболевания на картине Давида нет, Марат выглядит сильно моложе и здоровее, чем должен, а нож, который, на самом деле, остался в груди, почему-то лежит на полу.
Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением. Вот таким образом Марат представлен на картине Давида еще и как античный герой (белая простыня прочитывалась современниками не только как саван, но и как римская тога), подобный братьям Гракхам — Гаю и Тиберию, погибшим от рук убийц. «Каждый из нас несет перед родиной ответственность за талант, который он имеет.
Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. Брюссель. Некоторое время она колебалась: Робеспьер или Марат. Я жду вашего ответа». Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
По мнению Марата, ученые, не пожелавшие восхищаться им – дураки, шарлатаны и плагиаторы. Надпись на грубом деревянном ящике гласит: «МАРАТУ – Давид». Он делает предсказания и притом абсолютно верные, средним числом два раза в неделю: в первые дни Конвента Марат уже считает за собой «триста предсказаний главных событий Революции, вполне оправдавшихся фактами».
Именно во время одной из водных процедур, он был заколот ножом дворянкой Шарлоттой Корде. Само полотно художник создал в течение трех месяцев. «Смерть Марата» – посвящена Великой Французской Революции, которая произошла в конце XVIII века. Неудивительно, что именно против него ополчились все черные силы контрреволюции.
В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу. Однако когда Марат пробует что-либо сочинять, он подражает или же впадает в ошибки. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. Они были инвентаризированы после его смерти на квартире художника Антуана Жана Гро, одного из лучших учеников Давида, бывшего также официальным реквизитором произведений искусства, предназначенных для собрания Наполеона. «Если бы я был народным трибуном и меня поддерживало несколько тысяч решительных людей, я ручаюсь за то, что через шесть недель конституция была бы совершенна, что политическая машина работала бы вполне исправно, что нация была бы свободна и счастлива, что менее чем через год страна была бы в цветущем состоянии и внушала бы уважение своим врагам и что все это было бы до тех пор, пока бы я был в живых».
Вторая рука лежит на доске. Поступить иначе художнику не позволяла его задача — героизация вождя, а тело революционера было обезображено экземой, доставлявшей ему большие мучения. За полчаса до прихода гостьи Марат получил письмо следующего содержания: «Я из Кона. «Я писал ее сердцем», – говорил о своем шедевре Давид.
Королевский музей изящных искусств. Ассигнация лежит тут же рядом. Раз он даже бежал в Англию — но эти гонения лишь сделали его ещё свирепее: он стал говорить о необходимости обновления общества казнями тысяч и сотен тысяч изменников. Педагогическая система его учителя – известного живописца Ж. М. 15 ноября 1791 года Марат утверждает, что скопище эмигрантов заключает в себе «не менее 120. 000 бывших дворян и партизан и дисциплинированных солдат, не считая сил немецких князей, которые должны присоединиться, к ним». Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа».
Болезненная кожа на картине гладкая и безупречная. Лучшие принципы революционного классицизма, как художественного метода использовал здесь Давид в строгих, обобщенных формах и в лаконичном отборе деталей.
Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид». Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Она ненавидела его за это. Короткая надпись: «Марату — Давид» — еще больше усиливает это впечатление.
Тело уже мертвого Марата со свисающей из ванны рукой держит перо. Повторяю еще раз, что другого средства кроме народной расправы не существует». Ваша любовь к родине должна внушить Вам желание узнать о замышляемых там заговорах.
Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. Ее взяли на месте преступления. Естественно, что мнимый угнетаемый Марат защищается, то есть нападает. Фон и декорации картины не расходятся с реальностью. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Последнее, что написал сам герой, лежит рядом.
Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: «. Классицизм. Именно это он постарался выявить в церемонии похорон и соответственно написать «Смерть Марата». А Марат по прозвищу «Друг народа» стал культовой личностью.
Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образИисуса, в момент снятия с креста. Картина наполнена исторически реальными деталями, но несет отпечаток идеала. При свечах художник быстро делал наброски.
В этой картине присутствует что-то нежное и горькое одновременно. В Уфе случайно столкнулся со студентом-архитектором и решил попробовать этот путь. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Положение правой руки, напоминаетфигуруИисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо. На полотне художник изображает героя, совершенно следуя реальным обстоятельствам убийства.
С такими чувствами видел Давид смерть Марата. – вопрошает Марат. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Это такая своеобразная эпитафия. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас Смерть Марата находится в Брюссельском музее.
Ее отправили на гильотину. «Нам нужна не отставка министров, нам нужны их головы, головы всех сторонников министерства в Собрании, головы вашего мэра, вашего генерала, почти всего генерального штаба, большей части муниципальных советников, главных агентов исполнительной власти в королевстве». Среди вождей революции, тесно связанных с народом и отстаивавших его интересы, наибольшей славой и известностью пользовался неистовый публицист, редактор и издатель газеты «Друг народа» Жан Поль Марат. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства.
Неккер, по словам Марата, задумал «ужасное дело – извести голодом и отравить народ, он навсегда навлек на себя проклятие французов и презрение человеческого рода». Пылкий революционер, Давид видел в убитом героя-мученика. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.
На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину. А его рана заставляет вспомнить о копье, которое пробило грудь Иисуса. (Jean-Paul Marat, 1744-1793) — французский революционер родился в Швейцарии, получил хорошее образование в доме отца, довольно известного врача. Никогда человек после такой разнообразной культуры не имел столь неисцелимо ложного ума. Все детали говорят и спартанском, крайне скромном образе жизни лидера якобинцев. Неслучайно картина экспонировалась в Лувре в некоем подобии алтаря (в саркофаге-крипте) под пение заупокойного гимна, где герой сравнивался с Иисусом. Со времени взятия Бастилии, «растраты одного только муниципалитета превышают 200 миллионов, считают, что Байи положил себе в карман более двух миллионов, а то, что в течение двух лет положил себе в карман Лафайет, не поддается учету».
Картина лаконична. Короткая надпись: Марату – Давид – еще больше усиливает это впечатление. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями. Когда тема глубоко волновала Давида, он работал напряженно и быстро. Художник сразу сделал рисунки, которые ему потом помогли написать «Смерть Марата». После краткой беседы Корде заколола ножом под ключицу ненавистного санкюлота.
«Академия наук не прекращала против меня в течение десяти лет недостойных преследований, после того как она убедилась, что мои открытия в области света уничтожали все её вековые исследования и что я вовсе и не думал стать её членом. Дворянка, жирондистка Шарлотта Корде была потрясена казнью короля и прибыла в Париж, считая, что Франция находится в руках людей, причиняющих всем зло. На четвертом курсе я бросил учебу. Все детали полотна показывают современникам, что Марат был беден и неподкупен.
И это он изо дня в день повторял в своей знаменитой газете. За это преступление Шарлотту казнили на гильотине 17 июля на площади Революции.
В 1780 он представил на конкурс свой «План уголовного законодательства». Благодаря необычайной силе передачи, превратившей это произведение в шедевр Давида, в одно из чудес современного искусства, в нем нет ничего тривиального, низменного. Он – Ньютон и даже больше того.
Если существуют неудачи, то только потому, что не слушались советов Марата. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Эта специальность увлекла меня, я начал всерьез думать о карьере архитектора. В течение тридцати лет Марат блуждал по Европе или прозябал в Париже. По мысли Марата, при первом пушечном выстреле на границе, «нужно, чтобы народ закрыл ворота всех городов и чтобы он тотчас же освободился от всех мятежных священников, антиреволюционных чиновников, заведомых махинаторов и их сообщников». Холст, масло.
Марат сидит в ванне так же, как за два дня до смерти, когда Давид навещал его (известно, что Марат страдал кожным заболеванием и вот таким образом подолгу работал в ванной, выложенной для мягкости простынями – это охлаждало его воспалённую кожу). В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. Он великий политический врач. Оно голодало. На следующий день к художнику обратились с просьбой не только написать памятный портрет знаменитого публициста (что, в принципе, Давид и сам хотел сделать -), но и организовать церемонию его похорон.
Избранный в конвент от Парижа, сделался главой монтаньяров и главной мишенью жирондистских ораторов. Эта смерть, во всей своей ужасающей простоте, была уже за гранью искусства. Художник рисовал для себя. Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным. Одно время ему пришлось скрываться в подвалах. Вьена – основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело.
Вода в ванне и простыни окрашены кровью. – Ваша месть должна быть обдуманна.
Картина почти сразу сложилась в единое целое в голове художника. Отсюда вполне ясны последствия. В картине нет ничего надуманного, ничего искусственного, художник устранил все лишнее, оставив лишь минимальное количество предметов, но зато каждый из них выразительно служит поставленной цели. Низ ванны, где он сидел, был покрыт простынями, которыми иногда окутывали его плечи.
Короткая надпись: "Марату – Давид" – еще больше усиливает это впечатление.
Но как изобразить страшную минуту смерти Марата. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции – времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, – он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Композиция проста и смела. Апофеозом этого стиля стали работы «присяга в Горации» (1785), смерть Сократа (1787) и «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789).
Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями.
В момент, когда Марат начал писать имена заговорщиков, Шарлотта Корде вонзила нож в грудь Марата. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законадателями». 13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Удар был нанесен Марату под правую ключицу, когда тот сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей – тело революционера было обезображено экземой. «Я полагаю, что исчерпал почти все комбинации человеческого ума по вопросам морали, философии и политики». В конце концов Марат, болевший экземой и страдавший от невыносимого зуда, принял ее в ванной, где он в последние месяцы всегда работал. Во всей композиции явно присутствует аллюзия на изображения сцен снятия с креста и оплакивания Иисуса. Наверное, в ранних моих работах остался отпечаток архитектурного прошлого.
Коллекция картинной галереи ежедневно расширяется, добавляются новые картины как уже присутствующих художников, так и «новые имена». Некрасивое широкоскулое лицо Марата облагорожено тишиной смерти, поцеловавшей его. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chre amie. » (Ко мне, друг мой. ), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате. Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно.
Некоторые детали (пистолеты и карту Франции, которые висели на стене) Давид не стал изображать, дабы подчеркнуть аскетизм Марата. В 1779–1787 Марат был врачом графа Артуа. Но после термидорианского переворота картины были убраны и сейчас «Смерть Марата» находится в Брюссельском музее. Марат был тяжело болен, но даже больной он продолжал выпускать газету. Она прибыла к Марату в Пале Рояль на улицу Кордельеров, 30. Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил: ".
С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Лицо Марата — портрет, но тело писалось с натурщика. Если вы неспособны меня понимать, тем хуже для вас».
Но каковы бы они ни были, что бы ни писал и ни делал Марат, он всегда восхищается собой, столь же гордясь своим энциклопедическим бессилием, как и своей социальной зловредностью. Марат не постеснялся принять Шарлотту, сидя в ванне. Так происходили похороны. В «Обращении к французам, друзьям законов и мира», написанном перед покушением, Корде специально подчеркивала, что действовала исключительно по собственной инициативе и вознамерилась «убить чудовище», не вступая ни с кем в сговор.
«Из одних только потребностей человека, – пишет Марат, – проистекают все его права. Пока Марат записывал имена вымышленных «заговорщиков против республики», обещая вскоре отправить их всех на гильотину, Корде нанесла ему смертельный удар кинжалом.
Он отбросил иносказания и обратился к непосредственному изображению действительности, запечатлел черты людей, отдавших свою жизнь за революцию. Лаплас и Монж, простые автоматы, являются только счетными машинами Лавуазье, «мнимый автор всех наделавших шуму изобретении, не имеет ни одной оригинальной мысли», он грабит других, не понимая их и «меняет системы как рубашки». Революция уничтожила французскую монархию и сделала всех граждан страны свободными и равными по положению. «Друг народа» сильно помог распространению среди народа, особенно парижан, крайнего радикального революционного фанатизма популярность его выразилась и во многих подделках под него. Высказываясь в духе просветителей о правах низших классов, Марат в том числе проводит и мысль, что «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающиеся в насущном». На краю чурбана лежит ассигнация и записка, на которой можно прочитать: «Отдайте эту ассигнацию той матери шестерых детей, чей муж умер за родину».
Марат страдал кожным заболеванием и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. «Патриотическая контрибуция, – говорит он, – должна дать 4860 миллионов и, может быть, вдвое больше с этой суммой Неккер может вооружить 500000 человек и он рассчитывает на это, чтобы подчинить себе Францию». На верхнем, лежащем на ящике, листе бумаги написаны последние слова Марата: «Вы должны отдать этот ассигнат матери пятерых детей, чей отец погиб в борьбе за свободу». Она вошла в дом Марата делая вид, что выдает ему списк контр-революционеров. Лаконичная надпись — «Марату Давид.
Наиболее влиятельной фигурой французской живописи в течение трех десятилетий революционного периода во Франции (1785–1815) являлся Жак-Луи Давид, олицетворявший свежий неоклассицизм. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. 13 июля 1793, Швейцарский агитатор, журналист и врач-самозванец Жан-Поль Марат — один из организаторов погрома и террора в сентябре 1792 (сентябрьские убийства) — был зарезан в своей ванне жирондисткой Шарлоттой Корде. Жирондисты требовали привлечь его к суду за подстрекательство к убийствам.
В самом Конвенте не было единства. Считается одним из самых жестоких и даже кровожадных лидеров восстания. Последние годы жизни художника прошли в эмиграции, куда он вынужден был отправиться после возвращение во Францию Бурбонов. Переворот десятого августа 1792 принёс ему власть и влияние. В руке революционер держит ее письмо, запятнанное кровью, на котором можно прочитать написанные убийцей строки: «13 июля 1793 Мари Анна Шарлотта Корде к гражданину Марату моё бедственное положение служит оправданием тому, что я решилась обратиться к Вашей милости». Никогда человек не имел и не сохранял столь высокого представления о самом себе.
До меня настоящие, первоначальные цвета были неизвестны». И художник принял оба предложения. Шарлотта Корде под видом доноса сообщила ему новость о том, что депутаты-жирондисты бежали в Нормандию и когда тот ответил, что отправит их на гильотину, она ударила его купленным ранее ножом. Она приехала в Париж и купила в Пале-Рояль кухонный нож.
Со сладкой, блаженной улыбкой с губ срывается последний вздох. Марат был избран в члены наблюдательного комитета коммуны и своей проповедью сильно содействовал сентябрьским убийствам он же подписал и, вероятно, редактировал циркуляр комитета коммуны, в котором эти столичные убийства оправдывались и народ призывали повторить их в провинции (потом Марат отрицал свое участие в этом и называл сентябрьские события несчастными).
Исходя из «физической необходимости прав человека», Марат приходит к заключению, «что общество должно обеспечить поддержку тем из своих членов, которые не имеют никакой собственности и которые едва могут удовлетворить свои потребности трудом. Для того же, чтобы она хорошо действовала, он сам должен ее применить. – «К чему полумеры. Смертельный удар Марату нанесла молодая роялистка Шарлотта Корде.
В самом начале достаточно было незначительного количества жизней, «нужно было отрубить 500 голов после взятия Бастилии и тогда все было бы хорошо». Убийство произошло 13 июля 1793 года. «Душа и тело, – пишет там Марат, – являются различными субстанциями, не имеющими между собою никакой необходимой связи и соединенными между собою одним только нервным током». Однако, самойизвестнойкартиной лауреата престижных премий является пропагандистская «смерть Марата», превращающая яростного и беспощадного революционера в мученика. События революции сложились таким образом, что художник на короткое время был заключен в тюрьму, однако, вскоре он стал официальных мастеромновой власти.
На полу лежит большой кухонный нож, также обагренный кровью. Особо следует сказать о живописном строе картины. Марат «слышит», «как двадцать миллионов кричат в один голос: Если черные и пораженные гангреной министерские приверженцы будут настолько дерзки, что проведут проект роспуска и воссоздания армии, постройте, граждане, восемьсот виселиц в Тюильрийском саду и повесьте на них всех изменников, с гнусным Рикети, графом Мирабо во главе и устройте в середине бассейна громадный костер, чтобы сжечь на нем министров и их сообщников».
Голова, повернутая набок, залито мягким светом. Но написанные по заказу полотна – «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие – при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал. В 1773 году Марат издал книгу: «О человеке или принципы влияния души на тело и тела на душу», вовлекшую его в полемику с Вольтером, а затем – революционную брошюру «Цепи рабства».
Я понимаю коечто в военном искусстве и я мог бы без самохвальства отвечать за успех». Надо было, чтобы картина вызывала не страх перед смертью, а гнев против убийц. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне. ». Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. В ней находится лживое письмо Корде, которое запятнано кровью. На алтарях церквей стояли его бюсты, задрапированные знаменами революции. Давид руководил также организацией национальных празднеств в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы». Когда шесть недель спустя общественный нарыв становится гораздо больше, число возрастает соответственно, теперь Марат уже требует 270. 000 голов, все из человечности, «чтобы обеспечить общественное спокойствие», при том условии, чтобы лично ему, Марату, поручить произвести эту операцию, одну только эту операцию, в качестве мстителя.
Рисунок этот был выполнен пером, причем выпуклость форм и теней на нем получилась благодаря перекрещивающимся линиям, как на гравюре (эта техника у Давида больше никогда не повторялась). Картина должна была стать символом преданности идее и жертвенности. Никогда рассудительное безумие не проявлялось более резко. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.
До него «не знали, какое место занимает в природе электрический ток. В конце 1791 Марат переселился в Лондон, где стал писать книгу: «Школа гражданина», но в апреле 1792 г. вернулся в Париж и с удвоенной энергией взялся за свою газету. Она в нем говорит, что очень несчастна. «Оптика» Марата – полное отрицание великой истины найденной Ньютоном столетие назад и проверенной столетием опытов и вычислений.
Шедевр Давида тех лет – «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). Какая нелепость хвалить отвагу и бескорыстие Лафайета. Художник не стал писать болезненное состояние кожи пламенного революционера.
В случае необходимости он может быть генералом и притом победоносным. Но привратница все равно не хотела ее пускать, а незнакомка настаивала. Как художник он начал свою деятельность в 1760-е годы, когда неоклассицизм начал свое распространение во Франции и в других европейских странах. Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Все они мошенники: «Я, – заявляет Марат, – мог бы привести сто случаев подлости господ академиков Парижа, сто растрат доверенных сумм».
Картина даже не была никем заказана. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал. Это он во всеуслышание заявил: «Не будет свободы, не будет безопасности, не будет мира, не будет покоя для французов, не будет надежды на освобождение для других народов, пока не будет срублена голова тирана». В 1789 Марат написал «Дар отечеству», «Перечень пороков английской конституции», составил проект установления конституционной монархии, а с началом великой французской революции стал издавать знаменитую газету «Друг народа», выходившую с 12 сентября 1789 по самый день смерти Марата, под разными названиями. Он велел пустить к нему составительницу письма.
Шум спорящих женских голосов услышал Марат, который был в ванной комнате. 13 июля 1792 года незваная гостья была настойчива и когда ее не пустили к Марату (он чувствовал себя в этот день особенно плохо), она вернулась во второй раз — уже к вечеру. Этот художник был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс. По словам Марата, достаточно будет ему только видеть два раза, каким образом сражаются вандейцы, чтобы найти средство кончить войну «после первой же схватки». Байи тоже вор, а Малуэ – паяц. они не могут быть изъяты отсюда ни под каким предлогом последующими законодателями".
На самом деле Марат не успел получить эту записку— Корде убила его раньше1. Началом данной революции считается знаменитое событие Взятие Бастилии. Естественно вот таким образом, что Марата преследуют, что он должен бежать и жить по месяцам подобно летучей мыши «в погребе, в подземелья и в темном тайнике». Тени очень резкие, вот таким образом лист на переднем плане кажется выступающим за край полотна. На ванне лежала доска, которая служила ему столом.
«Декарт, Гельвеций, Галлер, Лекст, Юм, Вольтер, Бонне, делали из этого непроницаемый секрет, тайну». На темном фоне стены пучком света выделено упавшее на бортик ванны светлое с кровавой раной тело революционера и белые простыни. Достаточно того, что я была несчастна, чтобы рассчитывать на Вашу благожелательность». Этот портрет вместе с портретом Лепелетье (тоже кисти Жана Луи Давида) Конвент поместил в своем зале заседаний и постановил:.
Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства абсолютного злодеяния. 13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 – 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля.
Я открыл его и указал на его роль, так что теперь никаких сомнений быть не может». Она напоминает тело Христа в произведении «Пьета» Микеланджело или «Погребение» Караваджо. 165 x 128 см.
Сам ассигнат – чек на получение денежной суммы – лежит сверху этой записки. Но казнь короля не привела к достатку населения. Я жду Вашего совета».
Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. На полу валяется окровавленный нож, которым только что был нанесен смертельный удар. В высших науках о природе или человеческом обществе, утверждает Марат, он дошел до конца.
На картине изображён якобинец, участник политического якобинского клуба Жан Поль Марат. Заказ придет на следующий день, как и просьба организовать похороны. Если бы Друг народа Марат мог найти две тысячи решительных людей, «он для спасения родины вырвал бы сердце у дьявольского Мотье, окруженного своими батальонами, он сжег бы в его дворце монарха и его клевретов, он умертвил бы депутатов в зале заседаний и их тела были бы погребены под пылающими развалинами их вертепа». Одержимый тон газеты вызвал против Марата преследования. Его сильно потрясла смерть Марата. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Художник изобразил Марата среди предметов, бывших свидетелями его смерти. Именно вот таким образом он принимал посетителей (в том числе и Шарлотту Корде), сидя в целебной ванне.
Именно этой его доверчивостью и воспользовались враги Марата. Под таким углом зрения он изобразил смерть Марата. Точным глазомером хирурга Марат определяет размеры зла. Жан Поль был лидером якобинцев, которые принимали активное участие в революции, а также журналистом газеты «Друг народа». Сильные головные боли ему успокаивали компрессами из уксуса (сведения из французского источника «Ванна Марата»).
Для обеспечения своего счастья он имеет право решаться на все». Наша галерея предназначена для коллекционеров, арт-дилеров, кураторов корпоративных и музейных собраний, дизайнеров и оформителей интерьеров и всех подлинных любителей русского искусства во всем мире. Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его.
Последние пять месяцев Марат был весь покрыт лишаями и чувствовал зуд во всем теле. 13 июля 1793 дворянка-жирондистка Шарлотта Кордэ (принадлежавшая к роду потомков великого драматурга Корнеля) пришла в дом Марата якобы с целью сообщить ему список «врагов народа». Там говорится, что деньги следует отдать матери 5 детей, чей отец погиб за свободу. Это – честолюбивый бред, хорошо известный в домах для сумасшедших. Его трактат «О человеке» – нагромождение физиологических и моральных мест, отрывков плохо воспринятых и непонятых сочинений, взятых наудачу имен, ни на чем не основанных, нелепых предположений, в котором соединяются учения семнадцатого и восемнадцатого столетия и порождают одни только пустые фразы. Шарлотту казнили через пять дней после убийства.
Ее казнили. В этой картине есть одновременно и что-то нежное и что-то хватающее за душу.
Из них трех Марат чудовищнее всех. По словам Марата, сначала против него составился заговор философов: когда его трактат «О человеке» был выслан из Амстердама в Париж, «они почувствовали, какой удар я наношу их принципам и добились того, что книгу задержали в таможне». Давид был близким другом Марата и хорошо знал его быт, но, несмотря на документальность сюжета, картина «Смерть Марата», законченная 14 октября 1793 года, не фотография с «места происшествия».
Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Им было доверено 12. 000 франков для изыскания средства управления воздушными шарами, «а они поделили их между собой и промотали их в Рапе, в Опере и у девок». Франция.
Но Жан Поль сам подписал себе смертный приговор, когда опубликовал на страницах своей газеты «Друг народа» призыв принести в жертву революции еще 260 000 голов монархистов, будто бы готовивших очередной контрреволюционный заговор. Она не отпиралась на суде. Давид был также активным участником революционных событий. Так как Марат обладает способностью не видеть вещи такими, какими они являются на самом деле, он может приписать себе положительные качества и гениальность.
К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Но это не единственный смысловой пласт картины. Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Наконец против Марата якобы возник заговор академиков.