Мадонна в скалах (иногда встречается вариант "Мадонна в гроте") – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. Национальная галерея в Лондоне отреставрировала картину Леонардо да Винчи Мадонна в скалах, сообщаетThe Guardian. «мадонна в скалах» (итал. La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее.
Мадонна в скалах (иногда встречается вариант Мадонна в гроте) – название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее. «мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce)— название двух, практически не отличающихся по композиции картинЛеонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее. Иногда встречается название картины Мадонна в гроте.
Преобладает тональный колорит. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера. Более того, полотно имеет стилистическое сходство с другой картиной да Винчи – «Портрет женщины в профиль». «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Архангел поддерживает Христа, обхватив за спинку. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения.
Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве. Композиционное размещение растительности активизирует творческое воображение – глаз дорисовывает недостающие элементы, травинки. Коленопреклоненный ангел, одной рукой поддерживая Господа, другой указывая на Предтечу, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой.
Одним из примеров новаторства да Винчи можно считать идею одноместного вертолета. Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени.
Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков. Однако Леонардо был не из тех, кто может работать по указке. Обе картины были написаны на досках, но в XIX веке первый вариант был перенесен на холст. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. Леонардо да Винчи был не только творцом нового учения о композиции и нового воззрения на краски что гораздо важнее, он вдохнул в искусство эпохи новую душу. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Одно время даже считалось, что всю картину под руководством Мастера писал Амброджо. Видимо, все же нет.
Произведение очень хорошо сохранилось, не считая потемнения красок. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте.
Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Художник выбрал угол зрения чуть сверху над изображаемыми объектами. Цвет в произведении также служит художественному замыслу мастера. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах». О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения. Ярче всего освещены фигурки Иисуса и Иоанна – двух главных персонажей картины.
Это символ распятия. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. На скале, обращенной к Земле, астронавт находит высеченное изображение креста.
Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. И главное, не подделка ли это. Он знал все и все любил, так как великая любовь есть дочь великого познания. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Во втором варианте Иоанн обзавелся куда более «общим» лицом, которое больше подходит девушке, нежели крошечному мальчику.
Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Так картина была передана королю Франции Людовику XII и оказалась в Лувре. При сходной композиции у картин разный колорит. Мадонна изображена приёмом сфумато. Свет распространяется сообразно этому размещению.
Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Она написана на религиозный сюжет и относится к историческому жанру. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Все должно подчиняться целостной гамме тонов.
Этот тезис подтверждает и картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком». Пятна света в картине отвечают художественному замыслу – они не только указывают нам положение источника освещения, но также выделяют ключевые точки, на которые должен обратить внимание зритель, «лепят» объём. Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки. Считается, что это первый большой заказ, который он получил в Милане.
По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Теплый свет первой картины сменился мертвенным светом во второй. (19 тыс. ) на аукционе Christies в2007 году. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно.
Красота и блаженство – все у него от мира сего. Главные действующие лица расположены на среднем плане картины, они сидят у водоёма с чистой прозрачной водой, на голой земле. А незадолго до этого было обнаружено неизвестное прежде полотно кисти Леонардо да Винчи. Картина предназначалась для алтаря часовни Иммаколата (непорочного зачатия). Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта.
Все спуталось в дикий клубок. Картина вызывает много вопросов.
«Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Пластически высечены контуры.
«Мадонна в скалах» украсила часовню лишь спустя двадцать лет – и это был второй вариант картины. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Для него началась пора беспокойных скитаний. И всё же оно не лишено нежности, хотя и не такой трогательной и идеализированной, как это было в ранних работах художника. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа.
Побывав затем еще раз в Милане, а также в Риме и Парме, он в 1515 г. принял предложение французского короля Франциска I переехать во Францию, с ежегодным окладом в 700 талеров (15 тыс. К мягкости стремятся и краски. Тела приобретают округлые формы. Локальными цветами выкрашены наиболее удалённые от зрителя и обобщённые участки.
Марию Леонардо рисует молодой девушкой, лицо которой также говорит нам о её мудрости.
Благодаря формату, напоминающему окно, зритель вовлекается в картину. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. На картине сложно найти две одинаковые кувшинки и вообще пару одинаковых растений, все скалы имеют свой неповторимый узор, почва покрыта влажным мхом. У Леонардо все полно движения. Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Прежде никто не уделял ему столько внимания, пейзаж выполнял лишь роль необязательной декорации, лишённой подробностей и не привлекающей внимания.
«Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правою рукою младенца Иоанна Крестителя, осеняет левою – Сына, как будто желая соединить обоих – человека и Бога – в одной любви. Все тело отражает данное душевное движение. И не только лица.
Этот фон и дал название всей картине «Мадонна в скалах». И в пещере – глубокая тень, как под водой. Общая колористическая гамма также связывает фигуры и пейзаж, мы находим зеленоватые и желтоватые рефлексы и на одеждах и на коже людей. руб. У Леонардо нет линии, есть только формы.
Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. Работы по восстановлению картины позволили сделать важное открытие. Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности.
Они теплее на переднем плане и холоднее по мере приближения к линии горизонта. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Считается, что над некоторыми её частями работали братья де Преди (de Predis).
В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Пространство решается посредством освещения, техники сфумато, применения воздушной и тональной перспективы. Во флорентийском искусстве такой формат символизировал подобие окна. К остальным Мадоннам эпохи эта картина относится так же, как портрет Джиневры де Бенчи к франкфуртской головке девушки Боттичелли. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506).
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Вместе с тем композиции в целом весьма устойчивы и сохраняют равновесие., которой он достиг к концу XV века. Картина, как известно, не была окончена. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков.
Леонардо хотел работать медленно и использовать яркие краски, дающие возможность тональных переходов. Леонардо также интересовал рисунок волос.
Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Венчает их фигура Марии, напоминая купол. Анализ в парижской лаборатории показал, что отпечаток на картине с высокой степенью вероятности идентичен отпечаткам на картине да Винчи «Святой Иероним», хранящейся в Ватиканском музее и написанной в 1481 году. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия.
Композицию пейзажа можно охарактеризовать как «пространство – бесконечный простор». «Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей.
Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Франциска. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг.
Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Один встал, другой в гневе откидывается назад, третий поднимает руку, как бы желая поклясться, четвертый кладет ее на грудь, уверяя, что это не он. Как известно итальянская портретистка развилась из медали.
Все они объединяются также расположением и направлением взглядов. Они также выяснили, что до конца картина дописана не была.
Потрясенный, он вспоминает картину «Мадонна в скалах» из Лондонской Национальной галереи, с таким же «никогда не сиявшим на Земле светом— холодным, бледным, непередаваемо мягким» и понимает, кто был на Луне до него. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Границы цветовых пятен чётко совпадают с границами предметов.
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Это давало ему возможность создать цельную композицию. Считается, что принадлежит исключительно кисти Леонардо картина, находящаяся в Лувре. Охваченная печально-скорбной набожностью, обреченная увянуть нераспустившимся бутоном, смотрит Мадонна большими глазами вдаль. В картине ничего не хочется ни убрать, ни добавить, что говорит о её уравновешенности и гармоничности.
Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию. Еле заметны, еле уловимы переходы. Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота.
Богородица ли она вообще. Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо. Колорит в данном случае подчиняет себе рисунок и организует композицию.
Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Вторая картина обитает в Лондоне, она на восемь сантиметров ниже парижской версии.
Сотни поэтов и писателей писали об этой женщине, которая то как будто соблазнительно улыбается вам, то словно холодно и бездушно смотрит вдаль однако никто не отгадал улыбки Джоконды, никто не истолковал ее мыслей. У них все блестит и сверкает. Он как молчаливый свидетель и живое напоминание о трагичности сюжета. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Христос вообще напоминает старичка, который изображает младенца. К сожалению величайшее произведение Леонардо ждала плохая участь.
По словам самого Леонардо, прекрасное заключается в «мягкости, воздушности, неуловимом сиянии света и тени», оно «не обладает постоянной формой, а порождается вдохновением, внутренним побуждением к исследованию и познанию, стремлением к гармонии с природой, а потому зависит не только от места, времени и условий освещения, но и от настроя человеческой души». Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли. Скалы на выходе из пещеры испещрены выбоинами, разломами, верхушки их ясно видны. В картине прекрасно передано всё разнообразие фактур имеющих место в композиции.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Произведение входит в коллекцию Национальной галереи с 1880 года. Затем мастер «ударяет» по самым светлым частям одежд Марии и Уриила. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Уделял он внимание и рукам.
Источник освещения легко прочитывается. Именно в их мастерской начал работать Леонардо, когда прибыл в Милан. Что удивляет зрителя и поражает воображение, так это степень реалистичности пейзажа. Живопись выполнена масляной краской на деревянной панели.
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Композиция произведения построена в виде пирамиды. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли.
Однако в то время художники не работали над такими полотнами «для себя» и вряд ли Леонардо стал бы писать большую картину, не имея на нее заказа (размер картины 199 х 122см). Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Если рассматривать отдельно пейзаж, то мы можем сказать, что пейзаж в этой картине представляет самостоятельную ценность. Уже Гирландайо недурно рисовал на своих портретах молодых девушек волосы, тонкими змеиными изгибами вьющиеся около висков. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Но это была грация элегическая.
Картина под названием «Профиль молодой девушкив платье Ренессанса» была продана за 12 тыс. Это было создание великого художника и великого ученого вместе. Церковь продала её вероятнее всего в 1781 году (точно ранее 1785 года) художнику Гэвину Гамильтону, который и привёз её в Англию. Однако теперь ученые выяснили, что картина была полностью написана мастером. До сих пор идет спор, какую часть этой второй картины написал Леонардо. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна.
Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо.
В июне 2005 года при помощи инфракрасного исследования была обнаружена картина, поверх которой написана «Мадонна в скалах». sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. А два года назад, спустя половину тысячелетия после жизни да Винчи, в г. Винчи, неподалеку от Флоренции, Италия, был испытан самый маленький в мире вертолет ГЭН Эйч-4 (GEN H-4), способный поднимать вес до 86 кг. И в пещере – глубокая тень, как под водой.
Леонардо покинул город. Это не ритуальный ужин и не молитвенное собрание, как у предшественников Леонардо, но спектакль в момент кульминации. Также картина упоминается в фантастическом рассказе 1957 года Пола Андерсона «Свет». Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Некоторые исследователи считают, что изначально Леонардо планировал написать поклонение младенцу Иисусу. Имеет место несколько камертонов, это лица Иисуса, Марии и Иоанна.
Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Вот как описывает сюжет картины русский писатель Дмитрий Мережковский (1865-1941) в своём романе Воскресшие боги. Изображение Лизы Герардини, неаполитанки из аристократического обедневшего рода, жены флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокондо, стало поводом для множества домыслов и догадок. Картина является станковой, её размер 199122 сантиметра. Борются люди и кони.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии. От пятна к пятну он добавляет к уже выбранной гамме несколько иных оттенков. Глаза еще различают подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов.
Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. Слева от Марии в гроте находится ангел, который поддерживает второго младенца – это Иисус, который осеняет знамением первого мальчика. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.
Картина Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» в настоящее время находится в Париже в галерее Лувра. Одежда девы Марии имеет гораздо более глубокий тон и цвет, чем окружающие детали пейзажа. Он прожил там до 1499.
Со всей серьёзностью он смотрит на Иоанна, всецело вверяя тому судьбу людей. Иоан, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его двуперстным знамением. Если говорить о колорите, то можно сказать, что колорит картины – тёплый. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. В первую очередь это лики собравшихся. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком.
Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. По какой причине была написана вторая картина – остается только гадать.
Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Они примерно соответствуют ритму светлое-тёмное. Как они ошиблись. Никогда не изображал он отречение и муки. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя».
Но в лице Его – уже совершенная мудрость, которая есть в то же время и детская простота. В большом зале синьории, ныне украшенном фресками Вазари, Микеланджело изобразил сцену, как пизанцы застают врасплох купающихся в волнах Арно флорентийских солдат, тогда как Леонардо да Винчи воспроизвел битву, происшедшую в 1449 г. между флорентийцами и миланцами у Ангиари, между Ареццо и Борго Сан-Сеполькро. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. На первый план выступают универсальные переживания материнства – чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына.
На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
Почему сфера, вероятно сделанная из горного хрусталя, не искажает складки одежды, если учесть, что Леонардо отлично разбирался в оптике. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. На освещённой части одежды прописаны с особым тщанием, говоря о таланте рисовальщика. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа.
Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок. Ему так хочется дотянуться до цветка.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих.
Некоторые художники, как например Ганс Фрис, старший Гольбейн и Джироламо дай Либри, сажали святую Анну рядом с Мадонной и ставили между ними младенца Христа. Другое её название – «Мадонна в гроте». Это своеобразное, длящееся состояние, свободное от внутренней скованности. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году. Мастер решает освещение пейзажа через тональные обобщения и локальное наложение тона.
Неудивительно, что дело закончилось склокой. Ножка Христа на первой картине просто неуклюжая, на второй сделалась уродливой. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Время её создания приходится на 1483-1486 годы. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения.
Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. Нет более углов. Об оттенках они не заботились. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Во всей картине доминирует тёплая гамма землистых красок.
Можно выделить ритмические повторы в использовании сочетания землистых оттенков. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Ранее считалось, что картина, представляющая собой более позднюю версию аналогичного произведения, хранящегося в Лувре (Muse du Louvre), Франция, была написана Леонардо да Винчи лишь частично, а остальное дописывали его помощники.
В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.
Именно архангел находится в самом тесном контакте со зрителем. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году1. Мы можем различить пирамиду, объединяющую четыре фигуры. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента.
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Скорее всего, Леонардо не желал расставаться с первой (как он считал, лучшей) за предложенную весьма небольшую сумму и с помощью Амброджо де Предиса сделал копию, полагая этот вариант куда менее ценным, – недаром писалась она на доске, неудачно использованной для другой картины. Содержание его рисунков самое разнообразное. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности.
Происходит чередование ритма светлого и тёмного во всех элементах картины (лики детей – драпировки освещённая часть пространства – масса неосвещённых скал вокруг светлого лика Марии тень освещённое пятно уравновешивается большой массой тёмного сверху и т. д. ). Он выделяет значимые элементы картины, расставляет акценты. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
Это символизирует передачу духовной «власти» над людьми Иоанну. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Преобладает тональный колорит. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур.