Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. «мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком» (1478—1480) — ранняя картина Леонардо да Винчи, предположительно оставшаяся незавершённой.
Фигурка щегла на картине как бы подтверждает идею о том, что в сцене вскармливания младенца материнским молоком происходит другое таинство – духовное кормление. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Сейчас уже не подлежит сомнению принадлежность обеих полотен кисти да Винчи. Отсюда возникло название картины.
«Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м.
И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровне (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. – 4-е изд. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
«Мадонна Литта» символизирует духовное окормление не только Христа от Матери, но и всего человечества, которое Иисус готов дать миру. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место. ЗаключениеМы рассмотрели и проанализировали две картины великого мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
Вместе с тем, освобождаясь от обычной застылости старых картин на эту тему, Леонардо придает «Мадонне с цветком» характер жанровой сцены. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Это символ распятия. «Мадонна Литта» выстроена более сложно имеет три плана: первый замкнутый (его создаёт Богородица, склонившаяся к сыну), второй план размыкает младенец, повернувшись к зрителю. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.
В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. «Мадонна Бенуа» – не исключение. С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка.
Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. По композиции картины различны.
Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Очевидно, что в нём присутствует схожесть с Матерью. На обоих полотнах младенец выписан крупно, с подробными деталями. Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. – М. : МГУК, 1995. - 288 с. Гастев А. Леонардо да Винчи. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Уоллэйс Роберт Мир Леонардо.
А. Дживелегов, отмечая новаторство техники «Мадонны Бенуа», пишет: «многое уже предвещает в этой мадонне будущего зрелого мастера. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. – М. : Просвещение, 1976.
Париж. По колориту полотна отличаются их роднит лишь тёмный фон. Живопись Леонардо в этом полотне не отличается яркостью, красочностью, эффектностью.
– М. : Директ-Медиа, 2009. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания. Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта.
– 192 с. : ил. Она заложена и в сюжете и в композиции картины. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). Дата создания картины также доподлинно неизвестна.
В «Мадонне Литта» образ Богоматери внешне более приближен к образу небесному: правильные и благородные черты создают такой же благородный лик. – 650 с. Варшавский А. Улыбка Джоконды// Варшавский А. Пелика с ласточкой. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи.
«Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация. А. Дживегелов пишет: «Жизненная правда Леонардо да Винчи – это высокая правда и в соответствии с ней изобразительный язык в рассматриваемой картине отличается большей обобщённостью, нежели в его более ранних работах, – той концентрированностью видения, способностью в немногом увидеть многое, которая составляет уже особенность Высокого Возрождения». Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.
Беря во внимание всё вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что полотно «Мадонна Бенуа» стоит особняком среди близких по теме работ периода кватроченто композиций. Затем она принадлежала семье Бенуа (имя которых сохранилось в названии картины). Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Линия их становится более уверенной, штриховка и оттушёвка оттеняет объёмы. Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати.
Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию. Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. – 318 с. Ульянов О. Г. Своё прозвание картина, следы которой терялись до XIX века, получила по последним владельцам— российской художественной династии Бенуа. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Проявлявший одинаковый интерес к анатомии инженерному делу, научным проблемам и аэронавтике Леонардо на протяжении своей жизни завершил невероятно мало картин.
Окно присутствует и на полотне «Мадонна Бенуа». На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». По мнению Н. Березиной, «даже беглый взгляд улавливает в Мадонне Литта именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения». На эту тему существует несколько мнений. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
Нет никаких другихдеталей, которые отвлекали бывнимание зрителя. Он избирает для своей мадонны простое, не блещущее красотой лицо, подчеркнуто юное, весело смеющееся твердо лепит фигуру, четко вырисовывающуюся на фоне полумрака комнаты и заставляет складки одежды обрисовать строение тела. Около 1480 года художником Леонардо да Винчи была написана эрмитажная «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа») — произведение, несущее в себе уже новый целостный замысел и представляющее первую важную веху на творческом пути Леонардо. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях.
Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров.
Художники этого периода обычно применяли яркий фон изобилующий изображениями и деталями. Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. Таким образом, зритель видит один глаз и тень улыбки.
В своей небольшой по размерам картине (размер картины 50 x 32 см, дерево, масло) молодой художник избрал один из самых популярных мотивов в живописи раннего (а впоследствии и Высокого) Возрождения — изображение мадонны в интимно-лирическом плане, когда тема материнства выражается просто и безыскусственно, без той сложности идейного и изобразительного замысла, которая свойственна крупным алтарным композициям. – М. : ТЕРРА, 1997. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. Мальчик нежно приник к ней. Мир и тишина царят в картине.
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Особо выделяетсяЕё задумчивый и нежный взгляд, который она устремила на Него. 77 x 53 см. Через это кормление Он принимает и человеческую душу.
В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. – 235с. Вот таким образом и в этом случае сказать, что да Винчи стремился лишь только «очеловечить» небожителей – неверно. Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Т. 3.
Их головы венчают тонкие нимбы (этих деталейтакже на полотне «Мадонна Литта»), перекликающиеся с брошкой на груди Богородицы. Отмечалась выше и круглоликость Марии. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена.
Нередко кним пристает имя одного изпрошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта». Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. Исследователи отмечают в них некоторые признаки незрелости, неудачные моменты, но отчасти это объясняется тем, что к картинам «приложили руку» другие художники. – 159 с. Егорова К. Леонардо да Винчи. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины. Это усиливает скрытую смысловую нагрузку. Темпера не давала таких возможностей. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.
Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Вып. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа».
Италия. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». Они создают впечатление совершающегося таинства. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину.
Прежде всего этот типично леонардовский выпуклый лоб, лоб св. Нельзя не согласиться с тем, что Леонардо да Винчи «как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень». Можно сказать, что «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» имеют и сходство и различие. Философский очерк в двух книгах. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Композиция картины уравновешенна и лаконична.
В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Возрождение. Нельзя не заметить: фигуры Марии и маленького Иисуса заполняютпрактически всёпространство полотна и, по словам Л. Любимова, «уже одной своей крупной пластикой формируют его (пространство). Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии.
Дерево, масло. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. 7. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. При этом он не является бесстрастным. – М., 2003.
– М. Искусство, 1998. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. – 254 с. Вазари Дж. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.
Мир Леонардо. Напротив, здесь проскальзывает ощущение своеобразного единого тона". Вывод: картина «Мадонна Бенуа» являет собой воплощение ещё одного типа красоты – красоты, более идущей изнутри, чем созданной внешними чертами. Мы видим лишь одно светлое пятно: небо за окном (на этот раз без пейзажа) и почти такой же светлый младенец, словно излучающий внутренний свет. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. 1452 – 1519 / Пер.
Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира. – М. : Молодая Гвардия, 1982. И все же картина «Мадонна Бенуа» резко выделяется среди близких ей по теме кватрочентистских композиций, в которых образ мадонны кажется статичным, застылым не только внешне, но и внутренне ибо в них нет такого открытого излияния чувства, как в светящейся счастьем материнства леонардовской Марии. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. Любовь земная и небесная смешаны в этом образе.
– 55с. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Лицо мадонны повернуто в профиль. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла.
Лувр. Это и смуглость и золотистость волос. Лицо мадонны показано не полностью. Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Эрмитажа, Л. 1963. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Но в то же время «самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворённости, которое Леонардо так любил и умел вызывать». Точны слова Н. Березиной в связи с этой картиной: «Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке». Этот контрастный приём (тёмный фон и светлая гладь неба ща окном) играет двойственную роль: зритель одновременноможет увидеть и действие, происходящее внутри комнаты и небо, словно находящееся на стороне Матери и младенца. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). – 397 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. Вот что по этому поводу пишет Р. Уоллэйс: «Там, где время и кисть другого художника пощадили эти полотна, зритель может в полной мере насладиться пейзажем, великолепно написанными уголками природы, красотой рук, локонов, драпировок, которые едва ли могли быть созданы кем-то другим». На картине «Мадонна Литта» Мать кормит своего ребёнка грудью.
У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа.
– М. : Детская литература, 1971. – 380 с. Богат Евг. Мадонна изображена приёмом сфумато. И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка.
Леонардо да Винчи считал, что в воздухе витают образы и подобия, а задача художника – уловить и воплотить их. Третий план – окна как духовныеочи. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы.
«Мадонна Бенуа» свидетельствует о бесценном духовном даре, дарованном людям Спасителем. – М. : Искусство, 1970. Изображение фона ломает традицию кватроченто. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Мастер преподнёс его нам для обозрения в профиль. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани.
Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". Список литературыБерезина В. Н., Лившиц Н. А. Он избегает здесьфлорентийских разобщённых, пассивно сопоставленных цветовых пятен.
– М., 1977. – 48 с. Любимов Л. Возрождение в Италии//Любимов Л. Искусство Западной Европы. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души.
Младенец, по словам Н. Березиной, «полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками». В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Книга I. – М. : Детская литература, 1989.
с англ. – (Библиотека искусства). Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери.
Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Это нескрываемое чувство роднит её с «Мадонной Бенуа», внешность которой схожа с простой, ничем особо не выделяющейся, женщины. Согласно раннехристианской традиции, художник показывал Марию целиком сосредоточенной на ребенке, тогда как взгляд маленького Иисуса был устремлен на зрителя.
Преображает его одухотворённая радость и любовь. – 225 с. Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI веков. В семье ходило предание, будто картина была куплена у бродячих итальянских музыкантов в Астрахани, где Сапожниковы имели крупный рыбный промысел. Как писал сэр Кеннет Кларк, "силуэты черных деревьев на фоне бледного вечернего неба создают эффект, который в детстве заставлял нас чувствовать одновременно и поэтичность и близость природы".
Впервые об этом произведении заговорили в 1908 году, когда оно было экспонировано на выставке, организованной журналом «Старые годы». Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. И, наконец, символика. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Можно сказать, что обе картины – духовное послание великого художника и мыслителя потомкам.
Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Ему так хочется дотянуться до цветка.
Н. Воскобойников. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Искусство Западной Европы XII – XX вв., Из-во Гос. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию.
Какие-либо отвлекающие подробности отсутствуют. М. Карасёвой. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. «Мадонна Литта» по цветовому решению более разнообразна, в то время как «Мадонна Бенуа» содержит в себе контрастирующие, но не конфликтующие тёмные и светлые цвета. Один сюжет решён художником по-разному.
Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Нельзя не заметить, что в них образ Богородицывыглядит статичным.
«Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан.