На картине мастер изображает момент, когда группа стрельцов, доставленная на Красную площадь к Лобному месту, ожидает казни. «утро стрелецкой казни»— картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Символично для картины число 7: горит 7 свечей, 7 стрельцов, которых будут казнить, 7 глав собора Василия Блаженного. Главная идея в написании картины показать зрителю не само действия казни, а предшествующие казни минуты, переживания как самих стрельцов так и их родственников находящихся в глубоком напряжении зная, что смерть их близких неминуема.
«утро стрелецкой казни» – картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. На картине Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» мы видим трагическую сцену казни московских стрельцов осенью 1698 года. В тот день государь Пётр Великий казнил вовсе не семерых стрельцов, как это написано на картине, но 230 осуждённых. «утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года.
Таким образом, картина В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» отражает историческое событие того времени – неудавшийся бунт стрельцов 1698 года. Поначалу Василий Иванович Суриков свою картину называл «Казнь стрельцов».
Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Истекают последние минуты их жизни. Восставших взяли в плен. В Свищове у меня родственники были. Мучительной казни был предан и родной дядя Петра – Иван Кириллович Нарышкин, брат Натальи. Зажженные свечи в руках стрельцов, одетых в белые рубахи, по замыслу Сурикова должны были создать то особенное, тревожное ощущение, которым отмечена торжественность последних минут. Двух служанок своих сестер он приказал живыми закопать в землю.
Так, в действительности на Красной площади не казнили через повешение (как это изображено на картине В. Сурикова), на Красной площади стрельцам рубили головы и было это уже в феврале 1699 года. Скорее восторг. Но и те и другие готовы биться до последнего. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Это была царевна Софья. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Но одна из служанок в доме, увидев их, упала в обморок.
Пётр у меня с портрета заграничного путешествия написан, а костюм я у Корба взял. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. От седьмого, уже повешенного, у его матери в руках осталась только свеча.
Всему творчеству Сурикова свойственна удивительная забота о тех, кто придет смотреть на его картины: «Все у меня была мысль, чтобы зрителя не потревожить, чтобы спокойствие во всем было», – говорил он о своих «Стрельцах». За неисполнение приказа царь грозил им смертной казнью. Рядом с ней, сжав ручонку в кулак, охваченная страхом, кричит маленькая девочка. Примечательно, что критики считают его символом обезглавленной Руси.
Однако самой Ольге суждено сыграть иную роль в жизни ее отца.
Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина». И тогда они решили всё «переиграть», то есть царя Петра убить, а на престол вернуть Софью Алексеевну, которая уж точно не пожалеет для своих верных слуг денег и хлебных должностей.
Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, повесили бы». – Убирайся, поставь икону на место и не мешайся не в свои дела. Впрочем, в быту Василий Иванович всегда был непритязателен и прост. Учился в петербургской Академии художеств. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной.
Здесь он впервые увидел Красную площадь, Кремль, древние соборы. В его подробном и неторопливом повествовании чутко уловлена атмосфера эпохи. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение.
Под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Тяжело опустилась на землю старуха. Всё для телег, в которых стрельцов привезли.
Он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Я когда «Стрельцов» писал – ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. мирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины). Я ему говорю: «Поедем ко мне — попозируй». Царь инициировал и возглавил повторное следствие. У стен храма совершается движение истории.
Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. Присмотр за содержавшейся в Новодевичьем монастыре Софьей был усилен. Повешенных целых пять месяцев не снимали.
Сконфуженный Суриков затёр силуэт на виселице. Каждый из них держал в руке зажженную свечу. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах.
В эти дни «верный Алексашка» особо «отличился»: боевым оружием – шпагой, он добивал казнимых и потом хвастался, что срубил двадцать голов. Кремлевская же башня, стоящая на отлете посредине стены, – одинокой верховой фигуре Петра. Представителями дворянского сословия были и остальные террористы, а уж Софья Перовская – так и вовсе графиня, дочь губернатора Петербурга и члена совета Министерства внутренних дел. Он уж занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться.
На законченной картине свечей. Погасшая свеча – это погасшая жизнь. За его спиной, возможно, стоял и Корб.
Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Иногда он отступал от буквы исторического источника, если это нужно было для выражения его замысла.
На самом деле массовые репрессии начались, когда Петр Первый вернулся в Россию (25 августа 1698 г. ). Работая над росписями в храме Христа Спасителя, Василий Иванович часто приезжал в столицу, встречался с Елизаветой Августовной, был представлен ее отцу Августу Шаре, владельцу небольшого предприятия по торговле бумагой. Приговорённые стрельцы изображены Суриковым на фоне храма Василия Блаженного, тем самым подчёркивая свою роль мучеников, а Пётр I, высокопоставленные люди и солдаты изображены на фоне кремлёвской стены и кремлёвских башен над которыми кружат вороны. Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен.
Сурикова «Утро стрелецкой казни» является признанным шедевром автора, написанным в жанре исторической живописи. Какие рыбы были. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
Большому левому куполу с завитой главой – рыжий стрелец (и пламя его свечи повторяет завитки луковиц). Оказав важную услугу Петру в деле Шакловитого, Циклер ожидал для себя возвышения. На полотне художник в темных тонах написал седое туманное утро после ночного дождя. Это я должен здесь лечь». Идея полотна «Утро стрелецкой казни» возникла из свечи, которая горела днем и казалась трагичной и одинокой. На рождестве христославцы приходили.
Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым. Белые рубахи и серый фон, этот гризайль смягчают яркие одежды жителей тех времен. «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. И ужаса никакого не было. У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем.
Это был кладбищенский могильщик. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Написал порядочное количество. Единственное исключение – сам лидер «Народной воли» Андрей Желябов, выходец из семьи зажиточных крепостных крестьян, занимавшихся торговлей.
Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Петр Первый ведет «дуэль взглядом» с одним из стрельцов, который не сломался под гнетом репрессий. Взгляд злой, с ненавистью.
Рубахи у них красные, порты широкие. Глаза глубоко сидящие меня поразили. помещает и точку схода. Москва ошеломила Сурикова. иначе говоря, процитированное выше описание Корба в сочетании с впечатлением от свечи на фоне белой рубашки замкнуло в сознании художника звенья «цепи», дало ключевой образ картины: живые, но уже мёртвые.
Петр, в свою очередь, окруженный боярами и иностранцами, уверен в своих силах. И как каждая новая картина, она заняла первое место в жизни семьи. Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж.
Учился в петербургской Академии художеств. Учился в петербургской Академии художеств. Вражда к Петру происходила, по их словам, оттого, что он начал посылать людей за море.
В стороне сидит на своем белом коне Петр. Учился в петербургской Академии художеств. История создания картины «Утро стрелецкой казни» начинается с того момента, когда проездом в Петербург (в 1869 году) В. Суриков на один день остановился в Москве. Только глубокий драматизм всенародного горя. Обманувшись в этом, он сделался врагом царя. На заднем плане находятся те, кого еще не коснулся взгляд раскольницы их художник показал ехидно смеющимися. В композиции «Утра стрелецкой казни» есть скрытые соответствия с архитектурой Василия Блаженного.
Сознание седого стрельца помутилось от ужаса грядущей казни, он не видит припавших к нему детей. – Страна была неведомая. Оппозиция петровским реформам была потоплена в стрелецкой крови.
Боялся я ночей. Рядом с ней брошена в грязь едва тлеющая свеча того, кого сейчас уводят на казнь. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды.
Боярин Шакловитый был убит, а царевна Софья – заключена в Новодевичий монастырь. Я всё народ себе представлял, как он волнуется. Но ни в одном из них нет и тени раскаяния или колебания. Мы на палачей, как на героев, смотрели. Но не только путем передачи душевного состояния изображенных средствами выразительности человеческого лица и фигуры достигает Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи.
По «розыску» Шейна 136 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом и около 2 тысяч приговорены к высылке в разные города. Говорят, что поначалу художник хотел изобразить на холсте и нескольких повешенных. Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Он тихо встал, приоткрыл дверь и заглянул в щелку.
Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. В результате получился образ человека с несгибаемой волей. Там на кобыле наказывали плетьми. Чтобы спокойствие во всём было. На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. «Я написал много этюдов все лица характерные.
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Но это приводит лишь к новому бунту 1698 года, когда стрельцы решили свергнуть Петра и возвести на престол его сестру, царевну Софью. Один стрелец выделяется из толпы.
В чем же заключались ее интересы. Боялся я ночей. Начались аресты разбежавшихся стрельцов. Для своей последней грандиозной задумки — картины Степан Разин 1911 года Суриков совершает несколько поездок на Волгу. Весна 1881 года была запоздалой.
Тогда было повешено и обезглавлено около двух тысяч стрельцов. И масленичные гулянья и христославцы. Так, силуэт склоненного в прощальном поклоне стрельца напоминает как отмечал советский искусствовед А. М. Кузнецов, древнерусскую икону из «чина». Позже он говорил: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Об этом и повествует картина Василия Сурикова.
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Это первое большое полотно Василия Сурикова, которое он выставил на суд зрителей. Его предыстория такова. Описывая утро стрелецкой казни, Суриков берет за основу официальную версию. Но сила других уже сломлена.
Дело в том, что накануне умер царь Федор Алексеевич (27 апреля 1682 года) и началась борьба за наследование престола. Символичны все архитектурные постройки. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода.
Там и сям мелькают синие мундиры преображенцев. Композиция картины поделена на две части: на тех, кто за и против Морозовой. Особенно Василий Блаженный: всё он мне кровавым казался. Осетры да стерляди в сажень. На это царь, стоявший от него всего на шаг расстояния, ответил: «Умри, несчастный.
Увидев ее, губернатор попытался смахнуть насекомое. У седого стрельца с длинной бородой преображенец вынул из рук свечу и задувает ее. трагического впечатления. Хотя руки его связаны, а ноги забиты в кандалы, видно, что его дух не сломлен. При взгляде на картину кажется, что ее наполняет неисчислимая толпа. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. Корба послужило Василию Сурикову лишь канвой для воплощения задуманного им замысла.
Вдали стоят любопытные и равнодушные зрители. В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море.
Остальные свечи еще горят ровно и ярко. За годы работы над полотном «Утро стрелецкой казни» в жизни Сурикова произошли огромные перемены. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью.
Всё была у меня мысль, чтобы зрителя не потревожить. Не у всех первая казнь сломила мятежный дух. В душе царя разгоралась ярость. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась. Петр, вернувшись в Москву, остался недоволен «розыском», распорядился пересмотреть все дело и лично повел следствие. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати.
Стены я допрашивал, а не книги. Художник прибег к интересному приему в построении композиции. В феврале пригревало солнышко, а в марте снова грянули холода. Соловьев. «Все он мне кровавым казался», -- говорил Суриков. После комплиментов даже Маковской (это достойно галантного кавалера) вдруг пройти молчанием такого слона.
«Для передвижников, которым несладко жилось, это было целое событие, – писал известный искусствовед Прахов. Но Петр гневался на патриарха за то, что тот противился иноземному брадобрития. Он успел жениться, в семье родились две дочери – Ольга и Елена. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль).
Действие в картине «Утро стрелецкой казни» совершается на Красной площади, на фоне кремлевских башен и собора Василия Блаженного. Дело, которому они отдали свою жизнь, поставило их выше личных интересов и даже интересов семьи. Он сократил расстояние между объектами на Красной площади. Художник начал работу над ним в 1878 году.
Хмурое небо нависает над Красной площадью. Теперь их выслали в отдаленные города на тяжелую службу и скудное содержание. В начале апреля их удалось выбить из Москвы, но они вернулись в свои полки и подняли бунт. А памятники все сами видели: и царей в одеждах и царевен – живые свидетели. Схваченный Циклер под пыткой показал на окольничьего Соковнина, старообрядца, брата боярыни Морозовой и княгини Урусовой (которых раскольники считали мученицами). Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Суриков вспоминал: «Казнь стрельцов так пошла: раз свечу зажжённую днём на белой рубахе увидал, с рефлексами».
Пушкину и другим просто отрубили головы. Цвет у Сурикова становится носителем характеристики чувства. Помню – их привезут, так в дверях прямо, как солдаты, стоят. О чем в этот последний момент думает человек, с кем прощается, кого винит в своей смерти.
Очень важна архитектурная конструкция полотна. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Но и они желаемых свидетельств не дали.
Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. Но что толкнуло их к этому бунту.
Вот таким образом Суриков отказался от идеи шокировать зрителя. Сам он потом говорил: «Я, когда «Стрельцов» писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел.
Им командовал боярин Шеин и генералы Гордон и князь Кольцо-Мосальский. Только они не словами говорят. Признания добывались пытками.
В год окончания «Стрельцов» Суриков Суриков Василий Иванович Великий русский художник, художник, крупнейший мастер исторической живописи. Одним на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы (109-ти стрельцам отрубили головы в Преображенском), большинство же вешали. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час. Там, после переговоров о мире, с ними быстро расправилось четыре полка.
Штука ли. То есть акт правосудия, свершившийся 22 или 28 июня 1698 года. Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. А вот у Пушкина не верю: очень у него красиво, точно сказка. Это чувство сильнее, чем лицезрение кровавых сцен. Василий Суриков визуально сблизил Храм Василия Блаженного, Кремлёвскую стену и Лобное место. Однако в результате интриг князя обвинили в измене и хищении средств из казны и вместе с семьей отправили в ссылку. «Полудержавный властелин» был выброшен из придворной жизни и оказался в крохотной избе со слюдяным окном.
Но Смута добралась и туда. Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей. Взгляд его обращен в сторону царя.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Вначале они повиновались, но бунтовские настроения стали среди стрельцов быстро расти и в марте 1698 сто пятьдесят пять человек самовольно ушли в Москву бить челом от лица всех товарищей, чтобы их отпустили по домам. В основе произведения — столкновение на реке Иртыше. Подобный творческий метод у Сурикова мы наблюдаем и далее, вплоть до «Степана Разина». Прежде всего, почувствовал я себя здесь уютнее, чем в Петербурге.
Толпу в картине объединяют те же широкие мерные ритмы, которыми связаны между собой столпы и главы древнерусского храма. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. На первом карандашном эскизе (1878) эта свеча горит в руках рыжего стрельца, являющегося узлом всей композиции.
Солдаты Петра выбили их из столицы. Еще до Петра выяснилась слабость стрельцов в военном деле и их стали заменять полками «иноземного строя» и переводить на несение внутренней службы. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.
Стрелецкое войско было уничтожено. С 1895 г. был. Картина «Утро стрелецкой казни» кисти Василия Сурикова ставит неподготовленного зрителя в тупик. О личных впечатлениях Суриков писал: «Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное.
Казнь сейчас начнется первого осужденного уже повели к виселице. Правительство направило против двух тысяч восставших четыре полка и дворянскую конницу. В июне бунт был подавлен, а «самые злостные зачинщики» повешены. Многие отмечали, что его солдаты изображены съезжающими с горы, держа вверх штыки (замечание Василия Верещагина), а конь вообще не может гарцевать перед пропастью. Справа царь.
Над этим волнующимся морем фигуры самих стрельцов возвышаются, как непоколебимые утесы. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Вторая, ближняя башня, объединяет в одно целое толпу наблюдателей, бояр и иностранцев. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.
У меня в картине крови не изображено и казнь еще не начиналась. Последние казни над стрельцами совершались в феврале 1699.
Подобно шуму вод многих», -- говорил впоследствии Суриков. Также видно семь глав собора Василия Блаженного. Их оружие примитивно — это в основном луки и стрелы. Да так это ясно, что даже остановишься и ждешь: а вдруг и в самом деле выйдут».
Оля была терпелива — умела позировать. Похоже, что справа от него с обнаженной шпагой «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. Художник с головой ушел в работу над картиной «Утро стрелецкой казни». У меня с тех пор прямо культ предков остался.
По Москве начались казни. Картина выполнена в темных, даже тяжелых красках. Физическое уничтожение началась почти сразу. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников. Корб писал, что все бойницы стен Кремля и Белого города были увешаны трупами казнённых. Он полон сознания своей правоты.
Он был наконец свободен от материальных забот, бытовые хлопоты взяла на себя супруга. Московским стрельцам стало в это время тяжко. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.
В них он на физическом уровне чувствовал запах крови. Дознание шло девять лет. Плачут жены и дети, но никто не остановит колеса истории. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни. Он, как позировал, спрашивал: «Что, мне голову рубить будут, что ли. » А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу». В описаний стрелецких казней нет больших неточностей: Корб описал то, что видел своими глазами или знал от непосредственных свидетелей.
Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Вот что меня поражает. И часто вся семья вместе проводила утро в столовой, чтоб Оле не скучно было стоять.
А я ведь это всё – и кровь и казни в себе переживал. Для него вся эта толпа – заклятые враги. Он создавал картину в Москве, куда переехал на постоянное жительство после окончания Академии художеств.
Или я маленьким был, что они такими громадными казались А Бузимово было к северу. Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. обнаружил и в том, что, сближая планы, он сумел «наполнить» Красную площадь лишь несколькими десятками людей, создавая вместе с тем впечатление огромной толпы. Левой рукой он сжимает конские поводья – так же властно и гневно, как стрелец свою свечу.
Вот таким образом, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» – из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера. сделал и первый эскиз «Боярыни МорозоваБоярыня Морозова. Тогда в Москве казнено было 177 человек. Также на картине можно увидеть – и узнать – царя Петра Первого. Неумолимый ход событий превратил их в главных действующих лиц исторической драмы.
Картина «Утро стрелецкой казни» выдержана в темном колорите, что еще больше подчеркивает трагизм и мрачность момента. Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли. Учился в петербургской Академии художеств. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто. Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями.
А ведь это укрепляло. Ровный строй солдат в точности повторяет линию кремлевской стены. В течение нескольких лет Суриков не писал ничего постороннего. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Все персонажи картины находятся в высшем напряжении ожидания трагической развязки.
Когда мэтр ушёл, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казнённых. Другой солдат тянется к свече того, кто, став на телеге, кланяется народу. В центре лицо матери стрельца, символизирующее страдание народа. Тогда же похватали и привели в застенок немало простых людей, которые говорили между собой: «Наш государь таков, что ежели с утра крови человеческой не напьеца, то ему хлеб не есца».
Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Солдат, уводящий стрельца к виселице, обхватил его рукой и поддерживает почти по-братски. На очень обширной площади, весьма близко от Кремля, были расставлены плахи, на которых должны были сложить головы виновные. «Я все народ себе представлял, как он волнуется. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту.
Он впервые увидел Кремль с его соборами и Красную площадь. Слава Богу, никакого этого ужаса в ней нет. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Стрельцов привезли на казнь в телегах. Так что же хочет поведать зрителю картина «Утро стрелецкой казни», которая находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Корб вполне заслужил репутацию внимательного и вдумчивого наблюдателя. Он много лет волновал Сурикова, пока не соединился с темой расправы над стрельцами.
«Казни и телесные наказания на площадях публично происходили, – рассказывал Суриков Максимилиану Волошину. При Екатерине I он фактически правил Россией и едва не породнился с царской семьей.
Но Василий Иванович Суриков ходил в приподнятом настроении. Картина известного художника В. И. Рядом с ней кричит охваченная страхом маленькая девочка в красном платочке.
За спиной рыжебородого стрельца -- «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта» (слова Н. М. Щекотова), -- стоит сокрушенная скорбью мать, оплакивающая обреченного на казнь сына. Один из стрельцов ему у плахи сказал: «Отодвинься-ка, царь, – здесь моё место». Иконы льняным маслом натирали, а ризы серебряные мелом.
Художник еле-еле уговорил его позировать. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Причём, как писал князь Куракин, эти советы были весьма дельными: «Правление царевны Софьи Алексеевны началось со всякою прилежностью и правосудием всем и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было». Хотя даже на лицах некоторых иностранных послов видно сострадание. Удивительная картина насквозь пронизана символами.
Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой.
На колени стал над его гробницей и думал: Вот он здесь лежит – исторические кости весь мир об нем думает, а он здесь – тронуть можно. а между ними, в пёстрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Собралась несметная толпа народа. Он полон сознания своей правоты. Здесь некоторые подробности приобретают особую значительность.
Две идеи, объединенные в одно целое, не давали покоя мыслям художника, когда он учился в Академии и работал в Москве. На землю брошены уже ненужные кафтан и колпак, чуть тлеет фитилёк свечи, выпавшей из рук. Суриков не модернизирует прошлое, перенося в него черты настоящего, но путем внимательного и точного отбора обнаруживает самые типичные и, следовательно, наиболее жизнеспособные и стойкие признаки национального характера, которые жили и проявлялись в далеком прошлом, живут и проявляются и сегодня. Потом Жукова сказала, что возвела оговор напрасно.
Солдаты волокут к виселице ещё одного обессилевшего стрельца. Попытаемся разобраться в этом. И по характеру ведь такой, как стрелец. Интересно, то что «Утро стрелецкой казни» стала первой исторической картиной Сурикова и была мгновенно куплена Третьяковым. Бояре выгнали их из Москвы лишь с помощью Семеновского полка.
Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали, не крикнув. Народ волнуется, «подобно шуму вод многих», — как любил говорить художник. Они сидят, так как ноги у них закованы в колодки.
Восстание продолжалось несколько дней. В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Даже пламенный борец за национальное русское искусство, критик В. В. Стасов, обычно с большой чуткостью отмечавший все оригинальное и талантливое в современном искусстве, на этот раз предпочел воздержаться от отзыва об «Утре стрелецкой- казни».
Он полон сознания своей правоты. Это показывает, какого рода показания выбивались на следствии. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины.
Штука ли. За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. А что за горой – никто не знал. А позже добавил в коллекцию еще две работы мастера на историческую тематику – «Боярыня Морозова» и «Меншиков в Березове». И телеги ещё все рисовал. Из Красноярска целый день лошадьми ехать.
Об этом подробно рассказывает историк С. М. Троим из них, висевшим под самыми окнами, всунули в руки бумагу в виде челобитных. Громада Василия Блаженного, Лобное место, башни и стены Кремля замыкают пространство. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью.
В 1698 произошёл новый стрелецкий бунт. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Солдаты душевно близки стрельцам, они представители простого русского народа. Он видел красоту во всем. В ходе короткого следствия были повешены 56 «заводчиков» бунта, ещё две сотни – биты кнутом и сосланы.
В Лувре вон быки ассирийские. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Из событий, запечатленных камнями Красной площади, ему должно было померещиться это и никакое другое, тем более что вид Лобного места пробудил в нем все кровавые воспоминания детства и всю захватывающую, патетическую поэзию эшафота. Он с негодованием рассказывал генералу Гордону и присутствовавшим московским вельможам, как один из осужденных проявил такую закоренелость, что, готовясь лечь на плаху, дерзнул обратиться к царю, вероятно, стоявшему очень близко, с такими словами: «Посторонись, государь. События тех лет были столь драматичны, что молодому художнику снились кровавые сны.
С 1895 г. был. Ответ с приглашением в столицу пришел довольно скоро. Посмотришь на картину. Ведь в Красноярске никто до железной дороги не знал, что там за горами. Но больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями. Вскоре пришёл к Сурикову Павел Третьяков, коллекционер и знаток живописи и отругал художника за поправку: «Что вы, картину испортить хотите. ».
В соответствии с основной мыслью художника, внутреннеобъединенная композиция как бы распадается на две неравных части – народ и власть их соединяет лишь перекладина виселицы. Проснувшись, он решал изображать не казнь, а те минуты, которые ей предшествовали. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. И это сопоставление земли, черной и вязкой и металла, твердого, чистого и сверкающего, невольно связывается с характером героев: их высокие душевные качества, проявившиеся в ходе исторических событий, сверкают, как чистый металл. Важное значение имеет и архитектурный фон картины.
Что изображено здесь. С 1895 г. был.
Суть полотна заключается в показе того необычайного, сверхчеловеческого мужества, той непобежденной душевной силы, которыми наделены стрельцы, готовые встретить смерть. Он не миловал никого, не взирал ни на пол, ни на возраст.
Кровью кругом пахнет. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью.
Мятежники закрепились под Новым Иерусалимом. Кончил картину, которую писал несколько лет. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. Горе уничтожило их мысли, раздавило волю. Стрельцы силой отбили своих товарищей и стали бунтовать.
Множество персонажей, так тщательно прорисованных Суриковым, ведут себя абсолютно по-разному. Нервы всё выдерживали. Двум малым, притаившимся между большими, – черный стрелец и обнимающая его сзади женщина.
А за Свищовым пятьсот вёрст лесу до самой китайской границы. Архитектурный фон картины неразрывно связан с ее содержанием. Его интерес к этой теме был не случаен. Казни продолжались до начала 1700 года, страна была потрясена террором. Последние минуты перед неотвратимой казнью. – сказал Петр Адриану.
Яркий пятном, притягивающим взгляды зрителей, выступает стрелец с рыжими волосами. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Всех их присудили к смертной казни. Вот повели первого стрельца.
Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. «Стрельцы у меня в 1878 году начаты были, а закончены в восемьдесят первом» Детальное изучение петровского времени, покроя одежды, рисунков на тканях, оружия стрельцов отняло у художника целые годы. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра. Учился в петербургской Академии художеств.
Во всей архитектурной обстановке есть непреложная историческая достоверность. Железо колесных ободьев сквозь налипшую на них грязь сверкает, как серебро. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. В отчаянии кричит молодая стрелецкая жена, сын прижался к матери и спрятал лицо в складках её одежды. Он ведёт свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев». Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей.
Солдат в центре уже отобрал смертную свечу у седого бородача и задувает ее. Известие о бегстве царя из Преображенского все понимали как начало междоусобицы, грозившей большим кровопролитием. На фоне белой рубахи в живой руке она еще более жутко напоминает о смерти, о казни.
Эта деталь придает немного безумный характер всей картине. Оно не может оставить равнодушными и нас: « сотня осуждённых в небольших московских телегах (которые москвитяне называют извозчичьими) ждали смертной казни. Я в Риме в соборе Петра в Петров день был. Это большой холст (379 х 218 сантиметров), выполненный маслом. «Зачем пришел сюда с иконою. Важно, что фигура царя расположена на втором плане.
Бояре выслали навстречу стрельцам войско из 3700 человек с 25 пушками. И этот немой, полный ненависти диалог страшен. Тяжело опустилась на землю старуха. Ее снова пытали и она опять обвинила полуполковника. Этот образ много лет волновал Сурикова, пока не соединился с темой стрелецкой казни. Именно столько стрельцов изображено на полотне (одного из них уже увели казнить – осталась лишь его горящая свеча – как символ его вечной души).
В начале 1697 года Петр I решил ехать вместе с русским «великим посольством» за границу под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Через некоторое время, на смену им, послали другие шесть полков. Царь уверен в себе и спокоен.
Его ноги в колодках, руки связаны у локтей, но зритель сразу видит, что он не покорен. Исход битвы предрешен. В их лицах нет ни злобы, ни ожесточения, но скорее скрытое сочувствие стрельцам. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков.
Не следует понимать этих слов буквально: «самым важным» были для Сурикова не декоративные детали. Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел «как на живых людей») явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру – картине «Утро стрелецкой казни». Высланное боярами войско встретилось со стрельцами 17 июня у Воскресенского монастыря.
Но трагизм предчувствия казни держит нас в постоянном напряжении. Суриков на своей картине «Утро стрелецкой казни» решил изображать время, которое ей предшествовало, психологический настрой всех персонажей. Солдат выхватывает свечу из его разжатой бессильной руки. С 1895 г. был.
Надо отметить, что и современниками картина не была воспринята. Картина «Утро стрелецкой казни» понравилась коллекционеру Третьякову.
Софью постригли в монахини. И он не покорился приговору Петра. С лютой злобой, с неистовой ненавистью он смотрит на Петра и его приверженцев. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Они перед толпой по эшафоту похаживали, плечи расправляли.
С11 октября до 21-го в Москве ежедневно казнили виновных в стрелецком бунте. Обращался он с ним вольно, часто отступал даже от фактической стороны. От них добыли признание, что они собирались посадить Софью на царство. Дальнему левому – молодой стрелец, сидящий спиной.
Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Мы видим, как Василий Суриков на картине «Утро стрелецкой казни» написал шестерых еще живых персонажей. На ее призыв откликнулись 175 военных из четырех полков. И в этом определяется результат боя.
Кончил картину, которую писал несколько лет. Вот место из дневника Корба, которое произвело сильное впечатление на художника. Всё боялся, не пробужу ли в зрителе неприятного чувства. Лица у стрельцов печальные. В утренних сумерках среди темной толпы выделяются белые рубахи осужденных мерцающие огоньки зажженных свечей бросают на них тревожные отсветы. Братья же, Иван и Пётр, остались полноправными соправителями.
С неменьшей силой написаны художником стрелецкая жена из груди которой рвется вопль отчаяния или сидящая на земле у телеги, «выплакавшая очи» старуха – великий по простоте и сдержанности образ материнской скорби. Напротив, в руке рыжего стрельца свеча зажата судорожно и гневно. Сурикову начали сниться сны, причем, по его воспоминаниям, чувствовался запах крови. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. P. s.
Стрельцы воротились в Великие Луки. Они не проходили на Красной площади, как это изображает картина Сурикова «Утро стрелецкой казни». А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками. На картине представлено два главных героя. Полотно «Утро стрелецкой казни» экспонировалось на Девятой передвижной выставке в марте 1881 года.
С 1895 г. был. «Стены я допрашивал, а не книги», -- говорил Суриков. Обвиненные притянули к делу двух стрелецких пятидесятников. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину», — писал Суриков. Проснешься и обрадуешься. Пётр сам рубил головы стрельцам и заставлял то же делать своих приближённых и придворных. В столовой появился мольберт с холстом, на котором в рост стояла Оля возле печки.
И преступники так относились: сделал – значит, расплачиваться надо. Чтобы самодержца было видно, художник изобразил его верхом на коне. Тогда царевна Софья, которая боролась с Петром за власть, возглавила Стрелецкий бунт. Проснёшься и обрадуешься.
Однако, Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. – Эшафот недалеко от училища был. Народ стал главным действующим лицом. Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. Свечи горят не ярко на фоне дня. Это символизирует высоко взметнувшееся пламя свечи, которую тот сжимает в ладони. Он видит его.
Начались массовые казни. Художник картины «Утро стрелецкой казни» отошел от исторических фактов, но передал ужас смерти и противостояния двух миров. Сама Софья объявила, что не посылала никаких писем в стрелецкие полки.
И медведей полно. Не понимаю — это страшно меня взорвало». Палачей дети любили. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом.
Этим приемом усилено впечатление его монументальности. Для картины «Утро стрелецкой казни» Суриков использовал богатую палитру. Потухшая свеча – это погасшая жизнь. Пётр-то ведь тут между ними ходил.
Торгошино было под горой. «Пишу татар. Московским стрельцам было в это время тяжко. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Перед нами характерное, волевое, но спокойное лицо, поражающее лишь сходством с профилем, бегло зачерченным в первом композиционном наброске «Утра стрелецкой казни», то есть еще до встречи Сурикова с могильщиком Кузьмой.
Ради забавы он на бумаге в канцелярии изобразил муху. Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Весна 1881 года была запоздалой.
В картине «Утро стрелецкой казни» художник заложил определенный код, понятный не каждому. Как это случилось. Воспользовавшись отсутствием брата, она заявила, что Петра подменили. Суриков стремился к реалистической естественности и гармонии колорита. Это ощущение усиливается контрастом белого с насыщенным красным цветом, проходящим сквозь всю картину. Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов.
17 век стал периодом расправы над сторонниками Нарышкиных из которых происходила мать Петра и будущий царь ребенком видел все казни, совершаемые стрельцами. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру.
Стоящая одиноко башня Кремля соответствует одинокой фигуре царя. Царь Петр неумолим и грозен, сурово и гневно смотрит он на стрельцов. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести.
К этому времени, к августу 1698 года, в Россию срочно вернулся Петр Алексеевич. «Потешные» – всегда были приверженцами царя, а стрельцы считали себя войсками Софьи. Однако перед самым отъездом в Москве чуть было вновь не вспыхнул стрелецкий бунт. Выяснилась организаторская роль Софьи.
Это он мог бы сказать Петру: «Посторонись, государь. Боялся я ночей. Досталось и приближённым царевны Софьи.
Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Кровью кругом пахнет. Наконец, группа царевен и иностранцев приходится под правой ближней башней. Его воля повернет Россию на новый путь, который откроет ей широкие горизонты.
не показал самой казни. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный купол храма Покрова Богородицы словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Остальные десять куполов соответствуют десяти изображенным смертным свечам. Он выискивал типы мужчин и женщин, похожих на его представление о стрельцах и стрельчихах.
Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались. Но он остро почувствовал и — первым среди русских художников — раскрыл в своей картине органическую, нерасторжимую связь русского характера с национальным народным искусством. С него начались первые эскизы к картине. В Москве очень меня соборы поразили.
А самое главное – он сместил акцент с самой казни на последние минуты перед казнью. И он не покорился приговору Петра. Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника.
Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Стрельцы, старое допетровское войско, были в массе своей мелкими торговцами и ремесленниками, получавшими за военную службу, кроме денежного жалования и натурального довольствия, земельные участки и ряд льгот и привилегий в торговле. Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками.
Во-первых, это число «7». Желая усмирить стрельцов, Петр удаляет их из Москвы. Второй мыслью, которая его натолкнула на написание картины «Утро стрелецкой казни», была свеча. Для каждого преступника – телега, при каждой телеге – солдат. Левой рукой он сжимает конские поводья — так же властно и гневно, как стрелец свою свечу. Так что Суриков вполне достоверно изобразил место казни.
Случайность: на ловца и зверь бежит. Было повешено и обезглавлено далеко за тысячу человек. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Пятерым из них царь лично отрубил голову. Молодые поселились в Москве.
С 1895 г. был. Они прибыли в Москву с челобитной в марте 1698 года. Задумчиво смотрит на казнь иностранец в черном кафтане (предположительно, австрийский посол Христофер Гвириент де Валль). Началась борьба между двумя семьями.
Глубокий трагизм момента подчёркивает и тёмный колорит картины. Его взгляд напряжен и грозен, словно он предчувствует свою страшную кончину. И что хотел сказать художник своей картиной. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками.
Репин выискал натуру для Сурикова. Он находится в центре полотна. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Он полон сознания своей правоты. Они прошли через ужасы пыток.
Всю Красную площадь занимает толпа скорбящего народа. Источник был выбран удачно.
Репин писал ему вскоре после открытия выставки: «Одного не могу я понять до сих пор, как это картина Сурикова «Казнь стрельцов» не воспламенила вас. » А в следующем письме он вновь возвращается к тому же: «Более всего я сердит на вас за пропуск Сурикова. Прежние полки, что их вернут в Москву, однако им приказали идти в Великие Луки, на литовскую границу, в войско Ромодановского. Тогда, по летописям, было повешено пятьдесят шесть человек. Кидаешься ты на врагов аки лев, — писал о Морозовой протопоп Аввакум.
Проснешься и обрадуешься. Спокойно величав боярин в длинной шубе с собольей опушкой. Предпосылкой стал слух об убийстве царевича Ивана (что оказалось неправдой) и стрельцы отправились в Кремль для восстановления справедливости. Снова и снова сильный контраст безнадежной думы и непосредственного чувства.
Этюд я с него писал. Тонко прочувствованы пропорции кремлевских башен.
Было там ещё за двадцать вёрст Свищово. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет. Понятно, что народная трагедия: всеобщий накал страстей не дает повода в этом сомневаться. Если вы внимательно присмотритесь к свече в его руках, то увидите, что манера ее держать напоминает нож. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у Вас ни одного казнённого нет. Солдаты, вытянувшиеся в четкую линию, стоят подобно стене Кремля.
За ним в молчаливой скорби заломила руки и склонила голову жена его. Глаза его гневны. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции.
Свеча того стрельца, которого уводят направо, брошена в грязь месте с его кафтаном и шапкой и гаснет. Насилу его уговорил. По именам их знали: какой Мишка, какой Сашка. Репрессии продолжались вплоть до весны 1699 года. Важное значение имеет и архитектурный фон картины. Именно события эпохи автора «окна в Европу» поразили художника, а потом и зрителей. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума.
Однако муха продолжала сидеть. 23 февраля 1697, когда царь, готовясь к отъезду, веселился на прощании у своего любимца иноземца Лефорта, к нему пришли с доносом пятисотенный стрелец Ларион Елизарьев (который в 1689 году предупредил Петра о замыслах Шакловитого против него) и десятник Силин. Однако художник отодвинул царя в глубину картины. Кровью кругом пахнет. Он родился в Красноярске, в казачьей семье.
Петр I уехал за границу. В августе Петру донесли, что на него готовится покушение. Именно они, бубновалетовцы, смогли привлечь внимание молодого поколения к работам Сурикова, говоря о нем в первую очередь как о талантливом колористе, который создавал свои картины от цветовых впечатлений (в этом контексте особенно любят вспоминать историю с крылом черной вороны на снегу, которая вдохновила Сурикова на создание Боярыни Морозовой). – В Бузимове мне вольно было жить, – вспоминал Суриков.
В картине «Утро стрелецкой казни» Суриков применил композиционный приём сближения планов, сократив расстояние между Лобным местом, храмом Василия Блаженного и Кремлёвской стеной. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох.
Кузьмой звали. В его отсутствие управление бояр и привело дело к новому стрелецкому бунту. В них Суриков видел выражение народности. «Подобно шуму вод многих». Столь же эмоционально показаны и другие стрельцы. В прощёное воскресенье мы приходили у матери прощенье на коленах просить.
Злой, непокорный тип. Брат до сих пор поминовение обо всех умерших подаёт. Царь с видимым удовольствием присутствовал при этих истязаниях. Он, расправив плечи, сидит справа на коне и возвышается над всеми. Архитектурный фон полотна также несет в себе скрытый смысл.
Захватившая идея картины полностью заполнила все его мысли. Четыре полка стрельцов были отправлены в недавно отбитый у турок Азов. Именно в этом году был сделан карандашный набросок, на котором рукою самого В. Сурикова сделана надпись: «Первый набросок «Стрельцов» в 1878 году». Ромодановскому было велено расставить свои четыре стрелецких полка по западным пограничным городам, а тех, которые ходили с челобитной в Москву, навечно сослать в Малороссию. Он тут же приобрел ее.
В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. 1883Холст, масло, 169 x 204Государственная Третьяковская галерея». Группы, состоящие из стрельцов и их семей, занимают первый план картины. Геройство было в размахе Вот теперь скажут – воспитание. Несколько бояр из клана Нарышкиных были прямо в церкви изрублены на куски (в числе погибших были Долгоруков, Матвеев, Ромодановский, Языков, то есть родственники и отцы будущих сподвижников Петра Великого).
Сначала портрет был в угле, потом начал закрашиваться. Склонившаяся голова стоящего на телеге стрельца предвещает его будущую участь. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера.
Он даже нарисовал эскизы. «Утро стрелецких казней»: хорошо их кто-то назвал. Окошки там ещё слюдяные, песни, что в городе не услышишь. Он говорит: «Не хочу». Однако столь выразительное и яркое повествование И. Г.
Особенно выделятся не сдавшийся духом царю Петру рыжий стрелец. Тех 500 стрельцов, которые были слишком юны, царь освободил от смертной казни, однако им обрезали ноздри, уши, поставили клеймо и отправили в ссылку. Центральное место здесь занимает Петр I, лицо которого обращено к рыжебородому стрельцу.