Одной из самых удивительных работ последнего периода творчества Риберы стала картина «Хромоножка» (1б42 г. ). Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Художник стремится показать странность, необычность внешнего облика калеки.
Поводом, якобы, послужило пережитое семейное несчастье. Переход от изображений такого рода к собственно портрету у Риберы почти незаметен. Точно переданное живописцем физическое уродство уходит в сознании зрителя на второй план. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.
Таково полотно «Святая Инесса» (1641 г. ) изображающее юную девушку – христианку, которую за то, что она не желала поклоняться языческим богам, выставили обнажённой перед толпой.
Резкая светотень придает тяжеловесность красочным тонам. Итальянцы прозвали его «Спаньолетто» («испанчик») не только за небольшой рост.
Стоявший на верху лестницы Бог Саваоф определил будущую судьбу Иакова как родоначальника «двенадцати колен Израиля». Вместо наступающей ночи царит ясный рассеянный свет открытого пространства. живописная манера Риберы стала легче, свободнее, воздушнее, краски богаче в оттенках. Но всегда и во всем он оставался испанцем.
Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Образец мощной тональной живописи Риберы — картина «Сон Иакова» (1639, Мадрид, Прадо). Языческое начало было ему враждебно и в мифологических образах он нередко подчеркивал проявления животной низменности, примером чему может служить охмелевший Силен с тупым вульгарным лицом и рыхлым, раздувшимся, как бочка, телом (1626, Неаполь, Музей Каподимонте). Пребывание в Италии чрезвычайно обогатило творчество Риберы.
Он обращался к лирическим темам, создавал своеобразные жанровые портреты. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр. Яркий луч света, как бы внезапно врывающийся в мрак кельи, обостряет драматизм сцены и ощущение неожиданности события вместе с тем он концентрирует внимание на фигуре старца, его судорожных движениях. Вместе с тем он придает значительность и монументальность его нескладной фигурке.
Но большую часть жизни художник провёл на юге Италии, в Неаполе – столице государства, подчинённого испанскому королю. Художник создает произведения, которые сочетают принципы портретного и сюжетного образа. Последним вошел Прокопий и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво.
Одна из них только что была ранена в шею и оказалась на земле. Это естественно для живописца, жившего в Италии. Сон Иакова возвышен, полон разлитого вокруг божественного покоя.
Он использовал гравюру А. Дюрера (1511), в которой Бог-Отец, осененный Святым Духом, воплощенным в зримом образе парящего голубя, восседает на небесном престоле и держит на коленях безжизненное тело Христа. Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков.
Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза и другие). Прекрасная грешница стоит на коленях перед входом в пещеру, слева, на фоне ее темного скалистого массива, открывается вид вольной природы. Проведенная в последние годы расчистка картины выявила ее высокие живописные достоинства.
1591—1652), художник и график. Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. 1645, Мадрид, Прадо). Существует легенда, что ночью Рибера скрылся из дома и пропал.
Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Мальчик-калека изображён почти как на парадном портрете, но в этом нет ни капли иронии. Мы видим кульминационный момент поединка. Но длинные волосы скрыли наготу и поза ее скромна и сдержанна.
Спустя несколько лет она же позировала отцу для Кающейся Марии Магдалины (ок. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. К ранним работам Риберы относится картина «Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы» (1626, Ленинград, Эрмитаж). Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.
С именем Риберы связан расцвет неаполитанской школы живописи. В ней все привлекательно и все правдиво. Художественное образование Рибера получил в Валенсии (на востоке Испании) в мастерской Франсиско Ри-бальты (1565 – 1628), а затем в Риме.
Этот опыт отразился в его ранних графических работах. Художник перешел к колориту, в котором доминировали холодновато-серебристые, а позже золотистые тона, добивался в пределах сдержанной гаммы большей цветовой насыщенности, передавал изменчивость цвета под воздействием света. На каменном полу стоит юная Инесса. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был Хусепе Рибера (ок.
В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Душевное состояние Ревекки стало для художника главным содержанием картины.
Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос. Но иногда, словно выйдя из плена этих представлений, Рибера захвачен величием античных образов (Венера и Адонис, Рим, Национальная галерея), а два фрагмента погибшей при пожаре Алькасара картины с изображением триумфа Вакха (Мадрид, Прадо) свидетельствует о сложных исканиях мастера в области мифологической тематики. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией.
Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына». Они породили множество копий, подражаний, подделок, находящихся в разных музеях мира. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Лежащая дама, ослабленная раной, постепенно выпускает из рук свой меч, который виден на картине только частично, что по-видимому должно означать, что она уже не сможет его использовать. Он учился у испанского художника-реалиста Рибальты, был последователем Караваджо.
Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». С середины 1630-х гг. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт.
Одна из трех красавец-дочерей Риберы, по-видимому, Мария Роза, бежала с принцем в Палермо. Кажется, что само полотно излучает сияние. Отмеченная чертами художественной зрелости картина «Мученичество Святого Филиппа» (1639, Мадрид, Прадо) — само воплощение жестокой жизненной правды.
В отличие от Эль Греко Рибера стремился к точности воспроизведения характерного, включая множество подробностей и характеризуя особенности формы. Таков знаменитый «Нищий» или «Хромоножка» (1642, Париж, Лувр), где на фоне пейзажа стоит во весь рост маленький уродец-нищий, его физические недостатки резко подчеркнуты. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. Рибера решил традиционную композицию в изысканных, одухотворенных формах.
Поздние годы жизни мастера были омрачены болезнью и забвением его творчества. Но произошло чудо: волосы Инессы внезапно отросли до пят, прикрыв наготу, а появившийся ангел накинул на её тело покрывало. В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Этот библейский сюжет привлекал внимание европейских живописцев, но его изображение, даже если оно ограничивалось «лестницей ангелов», выглядело надуманно и искусственно. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет.
Рибера решил его по-своему, смело и просто. Правдиво переданы смятение перед лицом смерти, страх искажающий черты отшельника.
Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Путника не просто сморило знойное марево дня идущего к закату. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Композиция на полотне превосходно сбалансирована.
Шли годы, в Неаполе сменялись испанские наместники и не со всеми у Риберы складывались ровные отношения. Онуфрий», 1637, Ленинград, Эрмитаж), природные сильные стороны натуры.