И для Эль Греко им стала картина Вид Толедо, который художник считал родным и не раз рисовал его, стремясь довести изображение до абсолютного совершенства. «вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко. Картина Эль Греко Вид и план Толедо: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай».
Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании.
Скорее я хотела почувствовать эпоху «кастилианства», центром которой, как костяком, всегда было для меня Толедо. Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. следы полотна теряются. Столь же по-столичному серьезно отношение к спорту.
Севильский Веласкес довольно сильно отличается от мадридского, но, как это бывает с гениями (Моцарт), он очень рано запрограммировал в себе весь будущий путь. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. Но сейчас Мадрид уже — блестящая столица: шумная, суетливая, деловая, веселая. На протяжении столетий тут было принято ругать все: грязь, шум, жителей, климат («Воздух Мадрита так сух и резок, что большая часть здешних жителей умирает от болезни легких» — это фантастическое наблюдение принадлежит автору «Писем об Испании» В. Боткину: к вопросу о бездумности использования стереотипов). Большого парада в Мадриде эпохи Веласкеса не наблюдалось.
Однако творение художника и не имеет отношения к реальному населенному пункту. И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют.
На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами». Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. И поиск пейзажного сходства в «Виде Толедо» так же безнадежен, как поиск сходства портретного в «Вознесении».
куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. «Вид Толедо» – один из первых пейзажей в европейском искусстве. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера.
На левом берегу — замок Сан Сервандо. В 2004 году картина была представлена в Национальной галерее в Лондоне и у одного из кураторов возникли сомнения по поводу того, действительно ли она принадлежит кисти Эль Греко. Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. И из пяти обязательных достопримечательностей Толедо, перечисленных в «Высокородной судомойке», лишь одно имеет отношение к церкви — современный гид предложит обратную пропорцию, настаивая на «заповеднике монастырей». Вот таким образом почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой.
Но Эль Греко изобразил и то, чего не должно быть видно с такого угла зрения – вытянутый шпиль Толедского собора. Использован фантасмагорический свет. Сизое небо в «Виде», черные одежды грандов, стоящих у одра графа, рисовали в мозгу картину мрачную, почти угрожающую. Так веер, что ли, символ Мадрида: ветреный, неуловимый, порхающий мимо сути. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен. «Музей ветчины» оказался закусочной, не лучше и не хуже других, но вывеска была богаче и изобретательней.
На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением. Взаимоотношения России и Испании — тема особая и увлекательная, но в XVII веке испанцы и русские друг друга знали слабо и в Прадо по сей день значится на табличке под портретом работы Карреньо де Миранды: «Иванович, посол России». Когда на «роковом рубеже испанской судьбы» (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации.
В пользу последнего говорит и царящее над городом феерическое небо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Продолжая поиски Испании «настоящей» — от собора до обеда — и, описывая спираль от Толедо через полуафриканские города Андалусии во главе с несравненной европейской Севильей, через отрывающуюся центробежными силами этнополитики Каталонию с вечно оторванной Барселоной, через Страну басков с не понятным никому языком и обожаемой всем миром бухтой Сан-Себастьяна, через дикую зеленую Галисию с истинным оплотом католицизма в Сантьяго-де-Компостела, через розовые миражи Саламанки и Сеговии с населением из туристов, — оказываешься в 71 километре от Толедо. Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко. Работа написана стиле маньеризма, приближающегося к барокко. Когда Веласкес устраивает игру зеркал, то попадаешь в некий живописный «Расемон» — это не эстетское самоценное упражнение, не поиск двойного видения ради пущего объективизма, а наглядное свидетельство его невозможности: точки зрения не совмещаются, а сосуществуют. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо».
Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Сейчас это очевидно, но только сейчас. Он как будто использовал сразу две точки зрения на ночной город.
Да и что делать испанской провинциалке на мадридской Пласа-де-Торос, где разносят по трибунам шотландское виски «Катти Сарк», справа сидят две японки, следящие за ареной через объективы своих «минольт», а в спину тычутся колени кровожадной немки, ничего не понимающей и недовольной, похоже, тем, что в корриде применяется только холодное оружие. Но чужаку иностранцу, разрешена некая безответственность, на которую не решится абориген. В Испанской империи куда раньше, чем в Британской, никогда не заходило солнце.
Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. Что угодно может считать закомплексованная (на ленинградский манер) Барселона, но главный — не просто административно столичный, а главный по всем статьям и по сути — город Испании, конечно, Мадрид. Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки.
Может быть, впечатление от этого неба легло и на картину «Звездная ночь» Ван Гога. Ничего не поделаешь: все самое хорошее и самое плохое содержится в слове «общее». Жаль, нет больше вееров (о нивелировке и торжестве «обыкновенной общеевропейской рационалистической пошлости» см. Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году.
Но Эль Греко был оригиналом. Члены Ордена обедали в «Посада-де-ла-Сангре» — таверне, описанной Сервантесом и мало изменившейся за четыре столетия, но разрушенной в гражданскую войну. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
Хотя, может и не был. Возможно оно, является одним из двух пейзажей, перечисленных сыном мастера Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза.
До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен». Эль Греко часто изображал Толедо на заднем плане своих работ, вот таким образом картину «Вид Толедо» тоже считали фрагментом неизвестного полотна художника. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. В 1907—09 гг. На переднем плане расположен мост Алькантра.
Наряду со «Звёздной ночью» ван Гога и пейзажами Уильяма Тёрнера, эта картина входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи. Тот — эмигрант с репутацией скандалиста и сибарита, с внебрачным сыном и туманной связью с помощником-итальянцем этот — приличнейший семьянин и придворный карьерист, позаботившийся пририсовать себе в «Менинах» рыцарский крест, полученный через три года после написания картины. Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II». Экспозиция Грек из Толедо стала самой крупной из всех организованных ранее. Как и в изображении святых, Эль Греко передавал дух, а не букву.
И заряжаешься злобой Константина Леонтьева: «Всеобщая истинно проклятая жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака». Мало пил. Но живописная суть сюжета, виртуозно выписанный первый план в «Марфе и Марии» — кулинарная коллизия: старая кухарка дает совет молодой. Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Также на выставке можно увидеть полотно Дама в мехах. В 1907—09 гг.
следы полотна теряются. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Даже на картине «Вид и план Толедо» Эль Греко играет с реальностью: он переставляет дома на карте и дает этому объяснение. На левом берегу— замок Сан Сервандо. А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу.
Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Полную неразбериху. Раблезианство Сервантеса в новеллах заметнее, чем в его знаменитой книге, а вместо рыцарского романа за этими сюжетами встает плутовской жанр.
следы полотна теряются. Предполагают, что до конца XVIIвеканаходился в семейном владении толедских графов де Аковер, в XVIII и XIXвв. Но правда ито, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
Но сейчас все специалисты сходятся на том, что это самостоятельная, оригинальная картина. Таков Мадрид. В 1907—09 гг. Что на самом деле не правда. Пламенная готика Эль Греко к концу его жизни — а «Вид Толедо» как раз из поздних работ — доходит до условности: в «Снятии пятой печати» явственно просматривается декоративность Матисса.
Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества. Что до обеда — он есть и самый вкусный в стране, один из вкуснейших в Европе. Первое, что я увидел, впервые попав в Мадрид и выйдя на центральную площадь Пуэрта-дель-Соль, — «Museo de Jamon». Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». Толедо Эль Греко рисовал не однажды и всегда вольно подходил к натуре.
Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Художник развернулся во всю ширь своих дарований и потребностей. По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов) и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
И не только мне и не только сейчас. Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать.
Экзистенциальным жестом самого Веласкеса было отсутствие жеста. К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения. Мы обедали в симпатичной мадридской семье, за тортильей (омлет с картошкой) и паэльей (родственница плова), как вдруг выяснилось, что сидевшая за столом провинциальная племянница из Валенсии ни разу в жизни не была на корриде.
Оказалось, что это здание Госпиталя Тавера. Много денег. Ни один, кроме Мадрида — с чем не согласится ни один испанец, в том числе и мадриленьо. Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию. Этот пейзаж часто называют духовным портретом Толедо.
Главное изумление: сколь же могуществен может быть столь нецивилизованный народ. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Место для них было подготовлено Диего Веласкесом — первым столичным жителем Мадрида. На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры. Вступаешь в разговор на трибуне стадиона «Бернабеу» со своей убогой сотней испанских слов и неуклюжей жестикуляцией как равный — так как можешь назвать линию нападения мадридского «Реала» конца 50-х годов. Она по сути – вид снизу и вот таким образом пропорции вытянуты к небу. Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком.
Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. следы полотна теряются. Вид на город дан снизу, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. Еще в середине 70-х считалось, что здесь, кроме визита в Прадо, нечего делать.
Событие и явление естественные, так как места на скале в излучине Тахо хватало только для того города, какой есть и не столько Толедо захирел в тени Мадрида, сколько Мадрид разросся как раз потому, что Толедо расти было некуда. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места. Эль Греко, возможно, был греком и — совершенно точно — был критянином.
Вот кто выпадает из производства толедских клише — автор Дон Кихота. Так и на этой картине. Акцентирован контраст между небом и земной твердью.
Даже скорее литературоведам. Что он нарушил. Даже если обладатель умственного взора не был ни там, ни там.
Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Испания переместилась сюда, на плато у подножия Гуадаррамы — в Мадрид. Мне, во всяком случае, удавалось. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город.
Выручает Толедо. Акцентирован контраст между небом и земной твердью.
Города стильные либо музеевеют, либо коробят эстетическое чувство (что бы мы ни понимали под этим) позднейшими добавками с претензией на современность. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Госпиталь по своему предназначению уже давно не служит, а работает музеем. Знаменитые слова «Нет больше Пиренеев. » триста лет назад были произнесены преждевременно — Пиренеи срыты только после Франко.
куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»). На левом берегу— замок Сан Сервандо.
На нем клочья облаков подсвечены неестественно ярко, оно доминирует на картине. Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил. Анналы бунюэлевской затеи показывают, что Дали был понижен в звании. Каждая — в своей особой раме, оттого поданная с самостоятельной важностью.
Или это суть и есть. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. А эклектические гиганты легко переносят любые удары судьбы, по принципу «молодца и сопли красят» — и за ними будущее.
А роскошь требовала денег. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Русские были, по понятным причинам, снисходительнее — посол Алексея Михайловича П. И. Потемкин удовлетворенно отметил: «Во нравах своеобычны, высоки, неупьянчивы В шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись или идучи по улице, напився пьяны, кричали».
куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Франко удержал страну в стороне не только от мировой войны, но и от мировой цивилизации. Дали вскоре основал свой «орден», Лорку убили на рассвете, а основатель ордена – Луис Бунюэль снял в Толедо свою знаменитую «Тристану».
В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», сам назначив себя гроссмейстером, сделав Лорку, Альберти, Дали и других рыцарями. Выставка представляет 125 работ художника. Его использовали преимущественно как фон для мифологического или религиозного сюжета. И это закостенелое католичество отражалось в картине все того же Эль Греко – «Погребение графа Оргаса». Но уже в 1936 году Казандзакис увидел солдат из «Эсполио» и «Святого Мартина» в солдатах Франко, выживших после осады толедского Алькасара: «Я чувствовал себя блуждающим внутри эль-грековской картины». В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», назначив себя гроссмейстером, а Лорку, Альберти и Дали — рыцарями.
Использован фантасмагорический свет. (Кстати, тут у Пушкина неточность: Инезилья не ласкательное от Инессы, а пренебрежительное, что-то вроде Инески. ) Лично мне очень жалко корриду, о любви к которой стесняюсь упомянуть в разговоре со своими интеллигентными знакомыми в Испании. В 1907—09 гг.
Со страниц его «Назидательных новелл» встает совсем иное место — разгульное, жизнерадостное, полнокровное. В конце 16 века пейзаж ещё не был самостоятельным жанром. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Как парадные портреты Веласкеса. Итак, подводя итоги, что мы имеем.
К счастью именно в нью-йоркском Метрополитен-музее находится эль-грековский «Вид Толедо» и я провел перед картиной в общей сложности больше времени, чем перед любой другой. Тот — холерик, этот — флегматик. Разное у них все. Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху.
Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии. Встречное движение тут несомненно и когда современный автор называет Толедо «возвышенным, красивым, суровым, печальным и несколько бескровным» — все это принятые эпитеты для персонажей Эль Греко. И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. В бодегах было меньше алюминия и больше чеснока. Жалко этой редкой сырой эмоции, апелляции не к напластованиям культуры, а напрямую к спинному мозгу, но можно понять, что спинной мозг валенсийской племянницы подобным образом реагирует в дискотеке. Еще 50 картин Эль Греко хранились в церквях и монастырях Толедо (Кафедральный собор Толедо, церковь Санто-Томе, часовня Сан-Хосе, монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо).
Часто именно такие копии становятся мишенью для критики. Типичным для творчества Эль Греко является вид грозового неба, акцентированного в «Виде Толедо».
Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион) предположительно, там же он обучился и ремеслу художникаоколо 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана) после Венеции он отправился в Рим. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор.
O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Таковы Нью-Йорк или Москва. Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена». Рано ложился. Если произнести «Испания», перед умственным взором практически непременно встанет одно из двух, впрочем, скорее и то и другое —Севилья и Толедо. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.
Рыцари должны были пить гулять и веселиться без устали и сохранности здоровья. Такой подход к реальности подчеркивает магическую суть «Виде Толедо» – это город как будто узнаваемый, настоящий, но и в то же время – фантастический, нереальный. Положим, те времена совсем уж далеко и имя Великого инквизитора с трудом вычитывается из названия железнодорожной станции, но стоит ли и в остальном так уж жалеть уходящую в небытие Испанию с мантильей и Инезильей. Всего в организации выставки приняли участие 30 городов из 11 стран. Однако если учесть, что даже в нынешней Испании андалусцев могут вслух назвать «эмигрантами» — не только в снобистской Барселоне, но и на севере и даже в Кастилии, — то понятно, что «правильная», «образцовая» Испания — это Толедо.
Потому, вероятно, его так любили импрессионисты.