То тут, то там по всей длине галереи стали появляться, а затем уплывать разноцветные светящиеся знаки, чем-то отдаленно напоминающие Скандинавские руны. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Для православного грека, попавшего в пространство католической инквизиции Испании, грядущий Апокалипсис – не надежда на рай, преображение и Царство Божие, а ужас и страх перед вечной карой небесной. художник приобрел широкую известность. В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»).
И пытался ли сделать это Эль Греко. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. эль греко эсполиоВ разделе Города и Страны на вопрос Кто этот гениальный художник, получивший прозвище по месту рождения. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Однако это не вполне справедливо— все же он совершенно самобытный, стоящий вне какой бы то ни было школы художник. Причины недовольства короля остались неизвестны.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Думаю, что именно вот таким образом художник выносит их и из земного исторического пространства, где они происходили согласно Евангелию (и где их корректно и художественно выразительно изображали мастера итальянского Ренессанса) и из идеального символического пространства, куда их помещали византийские иконописцы.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. На илл 238 показана одна из самых поразительных его картин. И как сильны в художественном отношении, выразительны и символичны (в смысле чисто художественной символизации) эти полотна. Великий испанский художник, архитектор и скульптор. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Отсюда, по-моему и двойственное воздействие на моё (думаю, что не только) эстетическое чувство. Он при жизни славился филантропией и благочестием. На этот раз ставим двух наблюдателей, прежнего и меня.
Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Затем он поработал и в Риме, но венецианскую живописную традицию признал своей, полюбил её, привёз в Испанию и на её основе создал свой уникальный живописный стиль. В молодости Греко писал иконы на Крите. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Есть что-то отвлеченное, астральное в этих крупных цветовых пятнах, очерченных на темном фоне тающей линией контура».
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Картины сильно вытянуты по вертикали (писались для высоких храмов), предельно динамичны, экспрессивны по форме и цвету (колористически развивают находки венецианцев XVI в. в направлении большей контрастности цветов и тонов), отличаются сильной деформацией человеческих фигур иногда доходящей до гротеска1, сложными ракурсами фигур, большая часть из которых как бы парит в пространстве картины. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Делаем небольшой перерыв, совещаемся и решаем провести контрольный опыт. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». f. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Однако вряд ли это справедливо. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Все начинаем сначала. Добавлю только одно.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. В Риме, по рекомендации Джулио Кловио18 он был принят в палаццо Фарнезе, где кардинал Алессандро Фарнезе создал центр художественной и интеллектуальной жизни города. Здесь космическая тревога (а чего тревожиться-то. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Изгнание торгующих из храма 1570 Вашингтон, Национальная галерея Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (Мученичество святого Маврикия, 1580-1582, Эскориал). И нужно ли.
Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах. В Толедо он приехал в возрасте 25 лет и прожил там практически всю испанскую, т. е. большую часть своей творческой жизни (с 1576 по1614 гг. ). Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
До нас дошли и его прекрасное «Успение» (1567), написанное в лучших традициях критской иконописи и его же добротные полотна как зрелого мастера венецианской школы (например, «Исцеление слепого», 1570-1575, Парма). Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Вокруг глаз фосфоресцирующие круги, придающие взгляду особенную глубину. И возникает лицо. А он-то во всех этих изображениях един и именно апокалиптичен.
По словам Дж. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника. В глазах появляется веселая искорка. Слава Богу, что так.
Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Город оказал на него огромное воздействие. И всё это художнику удалось передать исключительно живописными средствами.
Признанные классические шедевры Эль Греко «Эсполио», «Погребение графа Оргаса», «Мученичество св. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
Тело графа опускают в могилу не его современники, а св. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Художественно чуткому зрителю, таким образом, за изображением конкретных евангельских событий (буквальный смысл каждого полотна) с помощью чисто художественной символизации испанский художник передаёт своё понимание-ощущение глобального метафизического смысла христианства в целом. Все они написаны в последние два десятилетия жизни художника. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль. Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.
То же самое можно сказать и о «Вознесении Марии» (1607-1613) из музея Санта Крус в Толедо. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). После 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Прадо, Мадрид). Почему так произошло. С 1570 г. работал в Риме. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Августин и св.
Кпримеру, когда он уже жил вТоледо, кнему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Маврикия» практически не вызывают у меня подобной реакции. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»). Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
Конечно, такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Между тем уникальность его творческой манеры выросла и сложилась – это хорошо показывает его живопись – именно на скорее всего внесознательном стремлении совместить, синтезировать освоенные им противоположные художественные традиции, включая, кстати и некоторые изобразительные приёмы Микеланджело и экзальтированный мистицизм своих испанских предшественников в живописи. «Портреты» апостолов существенно отличаются от портретов современников Эль Греко, которых он также написал немало. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Ивновь фигура Христа здесь— центральная. l.
Страха нет, есть все возрастающий интерес. Он становится все отчетливей. Одна из таких, редко припоминаемых живописцами тем, является Снятие пятой печати. Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Глаза, горящие каким-то внутренним огнем.
Просто самозабвенно писал то, что через него выражалось, прорывалось наружу, в земной мир. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Как это возможно.
В творческом сознании великого живописца удивительным образом сочетались практически несочетаемые или трудно сочетаемые художественные традиции поствизантийской иконописи, венецианской и римской (тоже – противоположности) живописных школ высокого и позднего Ренессанса и атмосфера экзальтированного мистицизма католической Испании, шедшей в искусстве своим особым путём. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Сегодня, внимательно изучив основные алтарные картины Эль Греко, я понимаю, что на них представлены не единожды произошедшие значительные эпизоды Священной Истории, но вечно длящиеся события, ознаменованные этими историческими эпизодами. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Решили начинать. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Разве что «Герника» Пикассо восходит к этому, но только восходит, а здесь – уже явлено.
Именно НИЧТО, сверхТьму и сверхПустоту. Пеняли же ему исключительно за свободное обращение с каноническими сюжетами. Вытянутые обнаженные фигуры мечутся, словно язычки пламени.
О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего неизвестно. Перед нами действительно не портреты в подлинном смысле слова «портрет» земных, малообразованных и «нищих духом» учеников Иисуса, но яркие и индивидуализированные образы уже вознесённых на какой-то иной, неземной план бытия пророков, знающих судьбу человечества, каждый из которых по-своему реагирует на неё. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Кловио и Орсини свели Эль Греко с Бенито Монтано, богословом и приближённым Филиппа учёным Педро Чаконом и Луисом де Кастилья, сыном Диего де Кастилья, настоятеля Толедского собора34. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
Художник с пугающей мощью передал ощущение невероятной духовной силы и святости пророка. Тем не менее, все картины принимались в храмы, для которых они были написаны, а художнику выплачивались (каждый раз не без препирательств и даже судебных тяжб) за них большие иногда баснословные гонорары. Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Картины того периода он писал писал в духе итальянского стиля. Интересно, что в этих картинах фигуры изображённых персонажей даны практически без каких-либо заметных деформаций и более статично (особенно на земном плане), чем в интересующих нас алтарных работах. Вот и в прошлом году, направляясь на отдых, мы с женой, которая тоже высоко ценит этого художника и даже писала о нём, на этот раз по её инициативе провели неделю в Толедо и Мадриде специально в гостях у Эль Греко. И совсем я не страшный.
e. И это отнюдь не потому, что великий грек не умел изобразить чисто земные сюжеты на земле, а духовные сущности на небе в их собственных средах и соответствующем (скажем, в призрачно-прозрачном, светоносном) живописном облике. Эта неделя много дала мне для более глубокого проникновения в дух его творчества.
Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. В отличие от других критских художников, приехавших в Венецию, Эль Греко существенно изменил свой стиль и пытался выразить себя изобретая новые и необычные интерпретации традиционных религиозных сюжетов20.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Всей своеобразной системой художественных средств мастер вынес их в некие метафизические пространства, где небо и земля сходятся в единой мистерии того или иного события (Благовещания, Крещения, Воскресения и т. п. ), которое длится вечно. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Стефан, а среди живых толедских жителей (современников и знакомых Эль Греко, да и он сам просматривается здесь на заднем плане), присутствующих на обряде, в скорбной позе стоит и св. Современные научные исследования выделяют важность Толедо для полного развития зрелого стиля Эль Греко и подчеркивают способность живописца приспосабливать свой стиль к окружению58. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. Художник прожил вего доме до конца своих дней. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. В «Крещении», например и сейчас находящемся в храме госпиталя, превращённого в музей изображение выдержано в такой колористически тёмной, мрачноватой, красновато-коричневой гамме, которая скорее погружает нас в хтонический мир Аида с его угрожающими отсветами пламени, сожигающего грешников, чем возвещает о великой радости таинства мистерии крещения самого Иисуса. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Так что Эль Греко никак нельзя обвинить в каком-либо техническом неумении.
Свеча горит. Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т. е. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Это, прежде всего, его «Святое семейство» (оба варианта – из госпиталя Тавера и из музея Санта Крус в Толедо), «Коронование Марии» (1591, Прадо), «Мученичество св. Франциск Ассизский. Правда, целостность эта отнюдь не была непротиворечивой.
Между этими художественными шедеврами («Эсполио» – «Снятие. ») начала работы в Испании и конца жизни и следует, на мой взгляд, рассматривать творчество великого живописца. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. В глубине картины, словно в бездонном провале, святые мученики восстают из своих могил, дабы получить белые одежды. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
Фактически в этих изображениях нет ни земли, ни неба. И выражен он только и исключительно живописными средствами. Слева группа из четырех фигур (вероятно, две мужские и две женские) написана на фоне желтого полотна. c.
Эти работы, как и многие другие его, классически сгармонизированы во всём: в композиции, колористическом решении, эмоциональном и духовно-содержательном настрое. Что собственно смущало моё эстетическое чувство в этих работах. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Хотя они умели изображать их и в качестве абсолютно призрачных (почти прозрачных) существ (см. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Что, вобщем-то, справедливо.
Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Картин используютcя натуральные экологичные материалы класса Premium. Ничего подобного нет в «Лаокооне» и в «Снятии пятой печати». Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
Все это длится секунды, а может быть и вечность, но отпечаталось в мозгу очень четко. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. И даны были каждому из них одежды б Почему я решила, что пятая печать уже снята. Иисусом Христом пятой из семи печатей.
Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. «Снятие пятой печати» или «Видение Святого Иоанна Богослова» (1608-1614) Холст, масло. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Неизвестно, проживал ли он вместе со своей испанской подругой, Херонимой де Лас Куэвас, с которой они не были женаты, хотя она родила ему его единственного сына. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим.
Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. Вряд ли вообще думал о чём-то. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»). Эль Греко был выдающимся портретистом. Здесь, на мой взгляд, он определялся совсем иной духовной ситуацией. Маврикия».
Одежды Марии раздувает какой-то вихрь, она сама в тревоге (ну, её-то тревога здесь вполне объяснима). Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.
При восприятии его полотен нередко возникает тот же мощный эстетический катарсис (и большое эстетическое наслаждение, соответственно), который характерен для эстетического восприятия трагедий великих трагиков Античности или Шекспира5. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Тревожно завихряются смерчами тёмные облака, Гавриил в ярко-зелёном (почти ядовитого цвета) хитоне с чёрными крыльями, одно из которых уже складывается, тогда как другое как бы стремительно раскрывается. Уже отчетливо видны контуры стен, мелкие трещины на них, камни на полу. Маврикия» (Эскориал основной мотив здесь, живописно звучащий в небе и в главной группе действующих лиц на первом плане, – прославление мучеников, светлый гимн), в одной из последних картин «Вид и план Толедо» (1610-1614, Музей Эль Греко, Толедо здесь под весьма ещё тревожным небом город Толедо изображён как сияющий белизной Небесный Иерусалим). Всей совокупностью художественных средств живописцу удаётся создать некий особый (вне-)пространственно-временной континуум, специфический план (как сказали бы антропософы) бытия со своей тонкой материей, который располагается в каком-то своём измерении – между плотной материей земного мира и нематериальным духовным миром божественных сфер.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Оно становится ярче. Картина излучающая сверкающее сияние красок, действует буквально гипнотически. Да его никто в этом и не обвинял. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67.
Апогея художественной выразительности этот дух апокалиптизма достигает в последних гениальных полотнах художника «Лаокооне» (1610-1614) и «Снятии пятой печати» (1608 – 1614). Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль.
Оба мира разделены очень чётко. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Ловлю себя на том, что уже громким голосом повторяю за читающим древний текст. Однако она в виде тёмной волны этого самого дикого, безумного человечества уже наваливается на Христа сверху и сзади, готовая вот-вот смыть и Его и всё живое (красные, жёлтые, золотистые – цветные – пятна первого плана картины) с лица земли. Он всё умел.
И всё это каким-то чудесным и уникальным образом сплавилось в его сознании в нечто целостное и выразилось в живописи. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23.
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Некоторые повторены в нескольких разных вариантах для разных заказчиков. Апоколиптическое полотно «Снятие пятой печати» было заказано художнику в 1608 году для госпиталя Сан Хуан де Баутиста (госпиталя Тавера) в Толедо. Черными силуэтами на фоне красного свечения выделяются фигуры стоящих. Земная и небесная сферы здесь тоже чётко разграничены чисто живописными средствами.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Эль Греко послал свое предупреждение в будущее. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. В подобном же колористическом ключе решены «Распятие» (1590-1600, Прадо – и здесь это ещё как-то можно понять) и «Воскресение Христово» (1590, Прадо – а вот это на рациональном уровне понять очень трудно).
Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. И этим апокалиптизмом пронизаны не только огромные алтарные полотна позднего Эль Греко. В этом вроде бы противонаправленном воздействии великого испанца на моё эстетическое сознание я и ощущал всегда некую тайну его творчества, его метафизический смысл, но не мог на уровне ratio выразить его, что в принципе и необязательно для обычного реципиента, но всегда не даёт покоя сознанию исследователя искусства.
224 x 194 см Metropolitan Museum of Art, New York, USA Поздние работы Эль Греко, такие как «Снятие пятой печати» и «Лаокоон», в которых воображение художника принимает причудливые ирреальные формы, переносит в мир мистических видений, не были поняты современниками. Именно здесь его искусство впитало в себя неповторимый дух испанского мистико-экзальтиро-ванного маньеризма, характерного, например, для Луиса Моралеса (1509-1586) или Алонсо Берругете (1490-1561). В Толедо можно увидеть две из них: в соборе (около 1605) и в музее Эль Греко (1610-1614). Эль Греко был полон решимости оставить свой собственный след в Риме, отстаивая свои художественные взгляды идеи и стиль22. По рождению (т. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Вдруг все же что-то нетак было, вдруг померещилось наблюдавшему со стороны. заданный автором Аркадий абдуллаев лучший ответ это На Вашем фото – картина Эль Греко "Моление о чаше". Эль Греко (собственно Доменико Теотокопули) родился в 1541 г. в Канди, столице острова Крит, входившего в те времена в венецианские владения. 2 Интересно отметить, что у прибывшего значительно раньше (1370 г. ) на Русь другого выдающегося грека Феофана мы наблюдаем, особенно во фресковом цикле новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице, тоже суровый, почти апокалиптический дух, выраженный совсем в иной манере, но также исключительно художественными средствами живописи. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции.
Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Тициана и др. ). Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 г. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. хотя бы «Тайную вечерю» позднего Тинторетто в венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре). Из глубины этого НИЧТО начинает выплывать чей-то образ.
Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Более того, что особенно интересно, толедские современники, даже заказчики из духовенства, почти единодушно отмечали высокое художественное достоинство его работ, хотя ничего подобного в живописи до этого они, по крайней мере в Испании, не видели. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров. А там великий испанский художник никогда не ощущал благостного покоя. Он ощущается во многих его картинах, но более всего после алтарных работ, пожалуй, в потрясающих циклах его «Апостоладос» – неоднократно повторённом изображении серии «портретов» или «икон» (точнее, в чём-то среднем между портретом и иконой) всех апостолов. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт.
А вот в XVII веке люди вообще ни о чем, кроме смерти, толком и не думали. Работы шли нарасхват. Там, где он сознательно хотел это сделать, у него получалось великолепно.
А освоив испанский, пополнял её ещё и испанскими книгами. Например, в его выдающихся полотнах «Погребение графа Оргаса» или в «Мученичестве св. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Голос читающего текст строг и монотонен.
Вего работах очевидны следы пребывания там: он учился вмастерской Тициана иодно время находился под сильным впечатлением от его творчества. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Информация о картине, описание, где находится, другие картины художника. i. Близким к этому образом решена и композиция в «Мучении св. Он был дружен с некоторыми крупными представителя испанской духовной интеллигенции, поэтами, художниками. В первой картине он чисто живописными (композиционными и цветовыми) средствами выделяет два плана: земной, где жители Толедо присутствуют на погребении тела графа и небесный, где парят небожители во главе с Иисусом Христом.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Создается впечатление, что краски на картине светятся. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Иисус принимает крещение на Иордане, а мы содрогаемся от ужаса. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Откровение 6:9-17. Между тем не будем забывать, что это традиции из разных конфессиональных и культурных пространств.
Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Звучность и красота красок превосходит возможности масляной живописи. Апокалиптичная. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя.
Художественное образование получил у местных иконописцев старой византийской школы. За это он и получил своё прозвище — ЭЛЬ ГРЕКО. И как.
При этом все эти традиции были хорошо освоены и усвоены многомудрым греком на практике. Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Подобное можно сказать о многих портретах его современников, «Святом семействе» (особенно из толедского музея «Госпиталь Тавера»).
Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. И небо скрылось, свившись как свиток и всякая гора и остров двинулись с мест своих. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы. Потом переселился в Венецию, где и научился хорошо рисовать у старого Тициана. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Сюжет картины, которая обладает поистине гипнотической силой воздействия, связан с таинственными, мистическими событиями. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Оно имеет треугольные очертания.
При этом он был человеком Ренессанса. 1 Именно к работам этого периода относится прекрасная характеристика Т. П. Они укутываются или наоборот, сбрасывают с себя покрывало. Ильдефонсо4. Рот правильного очертания.
Родился он на острове в 1541 году и настоящее имя его было Доменико Теотопули. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Однако от картины веет не благостью (благостны только лицо Гавриила да жест его сложенных на груди рук).
По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Описывать этот второй эксперимент не буду, он повторил первый. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св.
Не осталось унего иучеников. Не случайно эта картина входила в один цикл со знаменитым «Снятием пятой печати». Тело начинает слегка раскачиваться. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
Однако происходят они у Эль Греко явно не на земле. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Живопись позднего возрождения и маньеризма Картина испанского живописца. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни.
Ангел несёт благую весть Марии, а нам страшно. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. На губах легкая усмешка.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Все выражение лица как бы говорит: Ну, вот он – я. Хотели видеть, смотрите. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ.
Живопись позднего возрождения и маньеризма Картина испанского живописца. Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, ведущие к концу света. Дэвис полагает, что религиозная среда Контрреформации и эстетика маньеризма стали толчком, приведшим к появлению индивидуального стиля Эль Греко. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4.
Глаза начинают различать какое-то странное красноватое свечение, возникающее из ниоткуда. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». А данный фрагмент, который считают незаконченным, получил название Снятие пятой печати. Однако все они отличались особым мастерством и имели индивидуальную особенность.
Эль Греко. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Маврикия». Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. В этом, на мой взгляд, главный метафизический смысл поздних алтарных полотен Эль Греко2. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Последние полтора месяца мы живем в ожидании конца света. Мощным чисто художественным символом практически всего испанского, т. е. главного, зрелого и уникального периода творчества Эль Греко несомненно является его знаменитое полотно «Вид Толедо» (1597-1599 Метрополитен, Нью-Йорк), где любимый город изображён во время ночной грозы.
В этом, т. е. в чисто живописном (равно художественном, т. е. доставляющем эстетическое наслаждение) выражении того, что не передаётся никаким другим способом, заключается подлинный художественный символизм искусства и его глубинный метафизический смысл. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В Италии он попал в пространство духовного свободомыслия, а в Испании оказался в чуждой православию и любой духовной свободе ригористически наэлектризованной католической среде, в которой преследования инакомыслящих были обычным делом, а аутодафе (торжественные богослужебные акции осуждения еретиков, проводившиеся на центральных площадях городов и завершавшиеся часто сожжением их на костре) воспринимались народом как театральные зрелища. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид).
Полное композиционное и цветовое единство небесной и земной сфер – как бы один хоровод тел (не совсем земных и совсем не небесных) вокруг голубя, но атмосфера мрачная, почти трагическая, предельно напряжённая. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Они простирают руки к небесам, требуя отмщения за свои страдания. Именно этому человеку суждено было впервые принести мировую славу Испании.
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Сейчас он находится вТоледо. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
На огромном полотне в бездонном пустом пространстве. А прорывались тревога и предупреждение. Теперь, кажется, он открылся мне окончательно, успокоил ищущее сознание и доставил большую эстетическую радость. Стены постепенно теряют твердость, как бы растворяются. На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Чувствовался поток какой-то информации, впивающейся в тебя. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Во взгляде улавливается даже какой-то интерес ко всему происходящему.
Почти в тех же словах можно описать и «Крещение Иисуса» (1608-1614) из госпиталя Тавера (кстати, тот же белый голубь из тех же золотистых глубин слетает здесь на Иисуса). Стал узнаваем. Здесь ключ и к тем огромным алтарным образам, хранящимся сейчас в Мадриде (Прадо) и в Толедо, которые долгое время вызывали у меня какое-то двойственное отношение, но всегда производили сильное художественное впечатление. Всё остальное – космологическая тревога и смятение. Картина, о которой мы говорим, относится к расцвету творчества в Испании.
Они выступают здесь как бы стражами врат (некая воронка в облаках) Царства и одновременно ходатаями перед Господом за душу покойного, которую (в виде полупрозрачной (. ) фигурки) живописно данный ангел пытается протолкнуть снизу из земного мира в воронку небесного лона. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Иоанн и св.
Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». Вот «Благовещение» (1596-1600) из Прадо.
Беспокойны позы музицирующих на небе ангелов и гамма их одежд. Тому есть несколько причин. Уже в «Эсполио» (1577-1579) изображающем момент стаскивания (так. ) каким-то уродцем багряницы с Христа перед самым Его распятием, взгляд Иисуса тщетно молит небо, чтобы сия провиденная им гроза миновала человечество. Более мощно и лаконично выраженного метафизического духа апокалиптизма в живописи я, пожалуй и не встречал. Эль Греко удалось отобразить мистическое видение Апокалипсиса в цвете, свете и движении. Вернее так называлась серия работ, написанная художников для храма. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
Тяжбу художник выиграл. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение.
Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были внего заложены на Крите. Вокруг мрак, но страха никто не испытывает.